RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

ХРК-462. Сергеев-Ценский. Маяк в тумане
Раздел ХРК-462

С. Н. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

МАЯК В ТУМАНЕ

Симферополь, ИЗДАТЕЛЬСТВО «КРЫМ» 1965

Оформление художника Р. Н. Г о л я х о в с к о г о

В настоящем издании печатаются две части романа? 1-я и 3-я.

обложка издания
|Портрет писателя

Аннотация:

Большинство произведений замечательного советского писателя С. Н. Сергеева-Ценского, вошедших в настоящий сборник, мало известно широкому читателю. Роман «Мишель Лермонтов» был издан более тридцати лет тому назад; повесть «Леня Слесарев» — вторая часть романа «Искать, всегда искать!» — подготовлена при жизни писателя для самостоятельного издания. В сборник включены также стихи и басни С. Сергеева-Ценского. Многие из них публикуются впервые.



Содержание:
Мишель Лермонтов (Роман) .


ПОВЕСТИ, РАССКАЗЫ
Леня Слесарев.
Маяк в тумане.
Блистательная жизнь.
Сказочное имя.
Лаванда.
В снегах.

СТИХИ, БАСНИ

Здравствуй, море.
Моей стране.
Настой.
Шагами смелых.
Виноградарю .
Новый Крым.
Крым и север .
О Крыме.
Граница стихий .
Два подхода.
Огни.
Розовый снег.
Оттепель в Крыму.
Снежинки марта.
Весеннее .
Гроза в июне.
Июльский зной .
В саду в августе .
Жарким летом.
Осенний вечер.
Ливень и гроза .
Осенний день.
Морской орел.
Чайки-хохотуньи.
Изрезанный берег.
Степной Крым.
Пушкинский грот под Гурзуфом.
Водопад на Бабугане.
«Монах» и «Дива».
Ты и время.
Чудо.
Запас жизней.
Глубина.
Записная книжка
Движение .
Литература.
Дома.
Родная земля.
Слово свидетеля.
Редкостное имя .
Невеста.
Сирень.
Обличье старости.
Бриг «Меркурий» .
Четыре моряка.
Пещерный город.
Без достаточных оснований.
Разговорчивый шофер.
Старинный сосуд.
Подложенная свинья .
Скала у моря .
Ворона и радио.
Дуэт.
Вот это пес .
Беззубая корова .
Сорокопут и Дубонос.
Независимый Скворец.
Лев и Шакал.
На разных языках.
Олень и дикая Коза .
Иволга и Скворец.
Боровик и камень.
Тигр и автомобиль.

В. К. Козлов, Ф. В. Путнин. Певец преображения России .

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

ПЕВЕЦ ПРЕОБРАЖЕНИЯ РОССИИ



1

Будучи тяжело больным, С. Н. Сергеев-Ценский продиктовал свою последнюю статью, в которой призывал писателей мысленным взором всегда видеть свое солнце. «Это солнце каждого из нас — Родина, Советская Россия!»

Тема Родины проходит через все огромное литературное наследие этого замечательного советского писателя. Уже в рассказе «Тундра» образ «холодной, леденящей» тундры был воспринят читателями как символ всей тогдашней России. От выстраданной мысли о необходимости преображения человека Сергеев-Ценский в советские годы пришел к выводу о невозможности преображения личности без революционного преобразования всей страны.

Вторая по важности тема книг Сергеева-Ценского — тема труда. Сколько картии труда и сколько поэзии в этих картинах уже в дооктябрьских произведениях Сергеева-Ценского! В советские же годы, когда его писательский талант достиг наивысшего расцвета, тема труда стала ведущей в его произведениях. Крылатыми стали строки Сергеева-Ценского:

Весь наш большой народ за то, чтоб труд
Введен был в культ как высшая святыня,
Где нет труда — сады там не цветут.
Где нет любви к труду, там мир — пустыня...


Долгим и сложным был жизненный и творческий путь писателя. Были на этом пути и большие трудности и временные заблуждения, но в нашу советскую литературу Сергеев-Ценский вошел как один из лучших ее представителей, певец преображения России.

2

Сергей Николаевич Сергеев родился 30 сентября 1875 года в селе Преображенском (иначе Бабино) на Тамбовщине. Сергеев-Ценский — это и псевдоним, и дань любви родной тамбовской земле, реке Цне, на берегах которой прошло его детство. О его родителях известно мало. Отец, Николай Сергеевич Сергеев, был «кандидатом военной службы», то есть военным педагогом. Офицером он принимал участие в героической обороне Севастополя, где был тяжело ранен. После выхода в отставку учительствовал в земской школе. Мать, Наталья Ильинична, — терская казачка, научившаяся грамоте от мужа. По семейному преданию, насколько ласкова и внимательна к своим трем сыновьям была мать, настолько суров и неразговорчив был отец.

Стихи Сережа Сергеев начал писать с семи лет. Второй его страстью было рисование. Чтение он начал с книг Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Тургенева. Непосредственное знакомство с классиками, минуя так называемые детские книги, Сергеев-Ценский считал для ссбя очень благотворным. Отец не руководил чтением сына, однако и не устранялся от его воспитания, как это утверждают некоторые биографы.

Сергей Николаевич в статье «Слово к молодым» вспоминает такой эпизод из своей жизни. Одиннадцатилетним мальчиком он принес на отзыв отцу свою повесть. Отец, не дочитав ее до конца, бросил тетрадь в печь, объяснив потрясенному автору:
«— Ты думал, должно быть, что писать прозой легче, чем стихами? Нет, труднее, в двадцать раз труднее!
— Почему? — прошелестел я.
— Потому, что так, как думал ты, думает всякий, и складно излагать свои копеечные мыслишки могут решительно все, кто учился... Значит, если писать
прозой, то надо написать так, как всякий-то не напишет... Не дорос ты еще до
прозы, может быть, только через десять лет дойдешь.
— А стихи? — спросил я и ждал, затаив дыхание...
— Стихи пиши»1.
Оба старших брата Сергея умерли, не дожив и до двадцати лет. Это, по всей видимости, ускорило и смерть родителей. Примерно в возрасте пятнадцати лет будущий писатель остался круглым сиротой. Учился он в начальном училище при Екатерининском учительском институте в Тамбове, в уездном училище и в приготовительных классах при том же институте. Подробного описания своего детства и юности писатель не оставил, но кое-какие детали встречаются в его письмах. С 1892 года Сергей Сергеев — казеннокоштный студент учительского института в маленьком украинском городке Глухове. Там произошла его первая встреча с Украиной, родились горячие симпатии к ее трудолюбивому и жизнерадостному народу- Юноша со всей серьезностью готовил себя к благородной деятельности народного учителя — институт он окончил с медалью.

Летом 1895 года Сергей Николаевич получил назначение в гимназию г. Немирова (обычно выпускников посылали в городские училища). Неожиданно для окружающих он отказался от места в гимназии и поступил вольноопределяющимся на военную службу. Впоследствии писатель с улыбкой вспоминал, что он считал себя слишком молодым для преподавания в женской гимназии, среди учениц которой были равные ему по возрасту. Кроме того, Сергея Николаевича все равно должны были призвать в армию. Год службы — рядовым, ефрейтором, унтер-офицером — стал для будущего автора многочисленных военных произведений годом основательного знакомства с армейской средой и вместе с тем разочарования в ней. Для того чтобы уйти из армии, Сергеев-Ценский сдает экзамены на прапорщика запаса. В сентябре 1896 года он уже преподает русский язык в Каменец-Подольском городском училище.

_________________________
1 С. Н. Сергеев-Ценский. О художественном мастерстве. Крымиздат, Симферополь, 1956.

0 Сергееве-Ценском-учителе еще будут написаны работы, подобно тем, какие написаны о Чехове-враче. Преподавал он не только русский язык и литературу, но и другие предметы. Молодой педагог смело искал новые формы и методы преподавания, читал с учениками сверх программы произведения русских классиков, ставил с ними пьесы. Столкновения со всякого рода «человеками в футляре» из школьного начальства были одной из причин переездов Сергеева-Ценского ив одного города в другой по окончании учебного года.

Началом своей литературной деятельности Сергеев-Ценский счи-* тал 1898 год, когда были опубликованы его рассказ «Полубог» и сказка для детей «Коварный журавль». Ранние рассказы Сергеева-Ценского рисуют стихийный протест фабричных рабочих («Колокольчик»), хорошо знакомую автору жизнь провинциального учительства («Погост», «Медуза», «Конспект истории»).

Исследователи не без основания говорят о чеховских, щедринских и горьковских интонациях в некоторых из ранних рассказов Ценского. Однако это критика по большому счету. Рассказы эти выдержали испытание временем и переиздаются в наши дни. Не слепым подражателем, а талантливым учеником великих мастеров запечатлены картины жизни различных слоев русского общества в период приближения революционной бури.

В 1902 году журнал «Русская мысль» печатает рассказ Сергеева-Ценского «Забыл», годом раньше в уездном Павлограде увидела свет его первая книга — сборник стихотворений «Думы и грезы». В 1903 году в «Русской мысли» опубликован рассказ «Тундра», после которого Сергеев-Ценский, образно говоря, входит в большую литературу. Его начинают переводить на иностранные языки, приглашают в лучшие столичные журналы.

3

В начале 1904 года в связи с русско-японской войной Сергеев- Ценский был призван в армию и служил сначала в Херсоне, затем в Одессе и Симферополе. Его мужественные выступления в защиту избиваемых офицерами солдат в Херсоне, против еврейских погромов в Симферополе, его отказ идти в составе полка на усмирение крестьянских волнений, наконец, его литературная деятельность, — все это привело к тому, что в конце 1905 года писатель был уволен из армии, как политически неблагонадежное лицо. Он поселился в Алуште, связав с той поры свою судьбу с Крымом.

События первой русской революции на долгие годы определили направление его творческих исканий.

В 1905 году в письме к прогрессивному издателю В: С. Миролюбову Сергеев-Ценский писал: «...До сего времени искренне думаю, что в каждом своем рассказе я протестовал»1.
В справедливости этой автохарактеристики легко убедиться. Проанализируем хотя бы рассказ-аллегорию «Молчальники» (1905). Ни грабеж, ни пожар, ни зверское убийств^ в монастыре не нарушили обет молчания, принятый «лапотником», «сапожником из города» и интеллигентом. Началась революция — и вышли с громкой

___________________
1 Цит. по публикации письма в «Курортной газете» (г. Ялта) 31 января 1965 г.

песней на борьбу с огромной и темной силой три бывших монаха. Смысл аллегории был хорошо понят и читателями и властями.

Рассказы «Молчальники», «Батенька» и повесть «Сад», по словам А. И. Куприна, принесли их автору «политическое имя». За опубликование повести «Сад» журнал «Вопросы жизни» был в 1905 году закрыт.

Героя повести «Сад» молодого агронома Шевардина волнуют безропотные страдания живущих в страшной нищете крестьян. «Да сколько же еще — сто лет, тысячу лет — вы "будете молчать?» — восклицает он. Шевардин убивает владельца огромного майората. Описанием преступлений графа автор оправдывает поступок Шевардина, хотя и не скрывает того, что поднять крестьян на борьбу, раскачать «колокол миллионнопудовый» его герою-одиночке не удалось.

Первый свой роман «Бабаев» (1906—1907) Сергеев-Ценский в обход цензуры публиковал отдельными главами в разных журналах. Центральный персонаж романа — циничный и аморальный поручик Бабаев, царский каратель и садист.

В 1910 году Сергеев-Ценский создает не менее убедительный образ другого «столпа» царского самодержавия — «мыслящего» полицейского Дерябина в повести «Пристав Дерябин».

После «Бабаева» до начала работы над романом «Валя» (в 1913 году) повесть становится ведущим жанром в творчестве писателя. Крестьянскую тему продолжают повести «Лесная топь» (1908) и «Печаль полей» (1909); жизни армии в мирное время посвящена повесть «Медвежонок» (1911). Широким полотном из жизни индустриальных рабочих стала повесть «Наклонная Елена» (1913).

От произведения к произведению крепнет мастерство писателя. Из его книг исчезают вычурность стиля и усложненность, проявившиеся в романе «Бабаев» и особенно в этюде «Береговое» (1908). В 1912 году А. М. Горький в письме к издателю Недолину особо выделил С. Н. Сергеева-Ценского: «...очень большой писатель; самое крупное, интересное и надежное лицо во всей современной литературе. Эскизы, которые он ныне пишет, — к большой картине, и дай бог, чтобы он взялся за нее! Я читаю его с огромным наслаждением, следя за всем, что он пишет».

А в 1914 году большевистская газета «Путь правды» писала о Сергееве-Ценском: «Своеобразным жизнерадостным мироощущением проникнуты все его последние произведения»1.

Несомненна связь между творческими успехами Сергеева-Ценского в начале десятых годов и новым революционным подъемом в стране. На Сергеева-Ценского не могло не повлиять и личное общение с видными большевиками. В. Д. Бонч-Бруевичу он передает для публикации в партийной прессе стихотворение в прозе «Когда я буду свободен»2 и другие произведения. Имя Сергеева-Ценского было помещено в объявлении о постоянных сотрудниках большевистской газеты «Звезда», опубликованном на первой странице первого номера ленинской «Правды». В романе Сергеева-Ценского «Валя» (1913) писатель поднимается до больших философских обобщений, рисуя судьбу безвольных и оторванных от народа российских интеллигентов.

____________________
1«Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе». Гослитиздат, 1937, стр. 15.
2 Газ. «Звезда» № 2 от 23 декабря 1910 г.

Написав роман «Валя» — первый роман впопеи «Преображение России», — Сергеев-Ценский, по словам Горького, «встал рядом с великими художниками старой русской литературы».

Первая мировая война нарушила литературные планы Сергеева-Ценского. Писатель с мировой известностью был призван в ополчен-чсскую дружину Севастополя. Военно-патриотический угар, охвативший часть интеллигенции, не затронул его. «Нужно было видеть, как я служил, — вспоминал Ценский, — как много было у меня историй даже в последнюю службу»'.

Летом 1915 года как «неблагонадежный» писатель был демобилизован. Февраль и октябрь 1917 года застали Сергеева-Ценского в маленькой Алуште. Здесь он живет и в годы гражданской войны, испытывая голод и лишения. Нередко писатель был вынужден скрываться в окрестных деревнях. Сотрудничать в белогвардейской печати и тем более служить в белой армии Сергеев-Ценский категорически отказался. В 1919 году Сергей Николаевич женился на Христине Михайловне Буниной, учительнице из Екатеринослава. На долю писателя и его жены выпали суровые испытания. В приглашениях из-за рубежа недостатка не было. Но Сергей Николаевич не оказался в рядах эмигрантов.

— Я должен пережить то, что переживает мой народ, — говорил он своим близким. Как мог он, русский писатель, поверить в будущие книги, написанные на чужой земле, поверить в то, чтоб «там, за рубежом, вольнее сердце билось!» В 1921—1922 годах им написаны большие повести «Чудо», «Рассказ профессора», «В грозу», «Жестокость», пьеса «Хозяин» («Миллион и одно убийство») и другие произведения. В 1923 году завершены основные главы большого романа «Обреченные на гибель». Этот роман Сергеев-Ценский посвятил в основном теме искусства. «В романе, — отмечал критик Н. И. Замошкин, — верно отражена эпоха спора реалистов с футуризмом в живописи — очень важная страница культурной жизни страны, реалистически, образно впервые изображенная в литературе Ценским»2.

Произведениям, вошедшим в цикл «Крымские рассказы» («Чудо», «Рассказ профессора», «Жестокость» и другие), еще свойственны натуралистические подробности, отсутствие глубокой перспективы. Однако следует учитывать, что двадцатые годы, когда вышли эти книги, были периодом становления советской реалистической прозы. Именуя «Крымские рассказы» только этюдами, эскизами к эпопее о преображении Родины, Сергеев-Ценский, на наш взгляд, косвенно признавал некоторую шаткость своей литературной позиции в начале двадцатых годов. Прошли годы, пока писатель нашел верный путь изображения новой действительности, овладел методом социалистического реализма.

С середины двадцатых годов Сергеев-Ценский сотрудничает в журналах «Новый мир», «Красная новь», «Красная нива». В качест-

________________________________________
1 Неопубликоваиное письмо А. Б. Дерману. Отдел рукописен Гос. библиотеки СССР им. Ленина в Москве.
2 Н. И. Замошкин. Неизданная монография С. Н. Сергсе-ве-Ценском. Стр. 89. Архив Алуштинского музея.

ве сотрудника журналов он совершает поездки по Крыму, а с 1928 года, после встречи с А. М. Горьким в Ялте, — по стране. Горький способствует выходу его книг в нашей стране и в странах Европы, Америки и Азии. Он пишет предисловия к книгам Сергеева-Ценского, делает раэбор присланных ему Сергеевым-Ценским рукописен.

Знакомство с огромными успехами народа в строительстве новой жизни, общение с А. М. Горьким ускорили окончательное утверждение Сергеева-Ценского на позициях социалистического реализма.

В марте 1928 года в «Правде» было опубликовано письмо Горького Ромену Роллану — своего рода обзор советской литературы. «Мне кажется. — писал Горький, — что сейчас во главе русской художественной литературы стоят два совершенно изумительных мастера. Это — Сергеев-Ценский и Михаил Пришвин...»1 Эта исключительно высокая оценка была дана после того, как были опубликованы романы «Валя» (1923 год) и «Обреченные на гибель» (завершенный в 1927), рассказы «Аракуш», «Живая вода», повесть «Капитан Ко-няев» и другие произведения. Существует мнение, что вывод Горького был полемически заострен против несправедливых нападок на Сергеева-Ценского и Пришвина со стороны критиков-рапповцев. Возможно, что преследовалась и эта цель, но полемический аспект в столь ответственном выступлении Горького, на наш взгляд, не мог быть главным. Первотолчком к появлению отзыва Горького были, конечно, изумительное мастерство произведений Сергеева-Ценского второй половины двадцатых годов.

В конце двадцатых — начале тридцатых годов Сергеев-Ценский выступает с рассказами и повестями из циклов «Рассказы о детях» и «Мелкие собственники». С любовью и тонкой наблюдательностью повествует он о детях, в которых видит будущее социалистической страны.

Разоблачению и осуждению буржуазной психологии, мещанства, а иногда и прямых врагов советского строя посвящены рассказы «Устный счет», «Блистательная жизнь» и другие, повести «Счастливица», «Мать и дочь». Эта тема находит яркое воплощение и в повести «Маяк в тумане», написанной и опубликованной в 1933 году. Этой книгой писатель откликнулся на коллективизацию сельского хозяйства. Он убедительно показал неизбежность перелома в сознании «мелких собственников» — крестьян-бедняков и середняков, начавших массовое вступление на путь коллективного труда. В центре повести — «бешеный труженик» Дрок. Сколько народного юмора в описаниях семейной жизни Дрока, его деятельности во главе церковного совета! Но это — едкий юмор, переходящий в беспощадную сатиру. Даже дети Дрока не понимают болезненной скупости их отца, его недоверия к людям. Кульминация повести — осуждение Дрока устами его родного брата после пожара. Несчастье помогло Дроку понять, что он жил в тумане. Теперь его маяк — советская власть, пришедшая на помощь в беде. Преображение Дрока только началось, но оно неотвратимо. Образ землепашца Дрока входит в галерею лучших образов крестьян в советской литературе. Самым крупным произведением Сергеева-Ценского о советской

____________________
1 Цит. по книге: Литературное наследство. Издание АН СССР, т. 70, 1963.

действительности и по значению, и по объему явился его роман «Искать, всегда искать!» (1932—1934). Состоящий ив двух самостоятельных повестей, роман представляет собой и вполне законченную книгу, и одновременно важное звено впопеи «Преображение России». Роман, составленный из рассказов и повестей, не редкость в литературе, тому ряд примеров — от лермонтовского «Героя нашего времени» до «Тронки» О. Гончара. Основная идея романа и его объединяющее начало — в его названии, ставшем крылатым.

Проникнутый светлым, жизнерадостным мироощущением, овеянный романтикой революционного подвига людей труда, роман Сергее-ва-Ценского принадлежит к числу книг, рожденных народным подъемом в годы первых пятилеток. Он стоит в одном славном ряду с такими произведениями, как «Время, вперед!» В. Катаева и «Соть» Л. Леонова, «Человек меняет кожу» Б. Ясенского и «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Большой конвейер» Я. Ильина и «Танкер «Дербент» Ю. Крымова. Основным героем всех этих книг стал вдохновенный труд народа на благо социалистического общества. Своеобразие романа Сергеева-Ценского в том, что в нем обстоятельно прослежен путь формирования, молодых советских интеллигентов. Первая часть романа — лирическая повесть «Память сердца». Это песнь во славу большой, пронесенной через долгие годы любви и в то же время печальная история человека, не нашедшего своего счастья.

В июле 1917 года на берегу моря слабая и здоровьем и духом учительница Серафима Петровна встретила необыкновенного по ее представлениям человека — профессионального революционера Дауто-ва. Беседы с Даутовым перевернули все ее взгляды на жизнь.

Серафима Петровна любит Даутова, верит в его идеалы — в этом ее красота, но она слишком пассивна — в этом ее несчастье. Лишь пройдя через многие испытания, учительница из Кирсанова познает большую правду революции.

Образ Даутова — большой успех писателя в его неустанном стремлении дать яркий образ положительного героя. Благородство идеалов и поступков Даутова раскрывается в его отношении к Серафиме Петровне и отцовских чувствах к маленькой Тане, в его воспоминаниях о революционной работе, о ссылке и каторге. В делах партии большевиков ее активный боец Даутов видит осуществление самых прекрасных идеалов человечества. «Это мы, мы начнем на земле новый исторический период — период человека!» — говорит Даутов. Ему посвящено меньше страниц, чем Серафиме Петровне и Тане, однако именно он —идейный и эмоциональный центр книги- В «Памяти сердца» Таня проходит путь от любознательной девочки, которая играет в куклы, но все время тянется к машинам, до шестнадцатилетней девушки, романтически настроенной, но твердо стоящей на земле. Сильное впечатление на Таню произвел Даутов; после него Таню, кроме матери, конечно, воспитывала жизнь: гражданская война, голод, разруха и. наконец, советская школа, открывшая перед девушкой светлое будущее.

В жизни нет легких дорог, как бы предостерегает Сергеев-Ценский. Будущее за такими, как Таня. Первая попытка Тани найти Даутова была неудачной, но и за ней мы следим с сочувствием. Во второй части романа Таня и Леня Слесарев продолжают поиски Даутова.

Тема труда во весь голос звучит во второй части романа — повести «Загадка кокса», которую после Сергеев-Ценский подготовил к изданию отдельной книгой под названием «Леня Слесарев».

Леня вырос в семье трудолюбивого художника. Он свободно чувствует себя среди жителей Каменной улицы, где «чуть ли не в каждом домишке был то слесарь, то кровельщик, то маляр, то лудильщик... но больше всего там было мастеров по лодочной части». От лодки, подаренной дядей Черным, начался трудовой поиск Лени: он рисует ее, потом делает настоящие лодки своими руками. Больше года Леня батрачил у кулака. На рабфаке и в институте товарищами Слесарева были рабочие, дети шахтеров, участники гражданской войны.

Решение загадки кокса для Слесарева и его товарищей больше, чем обычные опыты. Они отлично понимают значение кокса для индустриализации страны и трудятся во имя высокой цели.

Повесть можно назвать превосходным художественным исследованием того, как делаются научные открытия (образ Лени Слесарева) и в чем заключается талант художника (образ Михаила Петровича Слесарева). Андрей Шамов, например, не менее, талантлив и трудолюбив, чем Леонид Слесарев. И все-таки научно-техническое открытие совершил Слесарев. Шамов шел обычным путем, усвоенным от своих учителей. Его оппонент совершил смелый «прыжок через сотни формул», применил физический метод там, где господствовали приемы химического анализа. Новаторство Лени Слесарева — первая его заслуга. Вторая в том, что он проявляет огромную целеустремленность. Леню влечет Днепрогэс, но он не переменит круто специальность, как это сделал Качка, не оставит мечту о покорении кокса ради блестящей карьеры в другой области науки. Если Леня в Ленинграде не нашел времени сходить в Эрмитаж, то разгадка такого «пренебрежения» к искусству — в авариях и даже катастрофах на родном заводе, в острой необходимости как можно быстрее выведать у природы ее тайну.

Об успехах и заблуждениях, радостях и бедах своих героев Сергеев-Ценский повествует с теплым лиризмом и юмором. Взгляды на жизнь коммуниста Даутова, комсомольцев Слесарева и Толмачевой сплошь и рядом совпадают с точкой зрения повествователя; вместе со своими молодыми героями писатель схватывает комическую сторону в самых серьезных событиях, видит неожиданное в самом привычном. Массовые сцены в романе «Искать, всегда искать!», врезающиеся в память эпизодические персонажи, неповторимая речь героев — все это принадлежит перу большого художника слова.

Интересна история создания второй части романа «Искать, всегда искать!». В годы первой пятилетки на коксохимических заводах начались массовые аварии. Одной из причин было то, что в ход из-за острой нехватки коксующихся углей пошли угли других марок.^ Срывался план выплавки чугуна. Покончить с отставанием коксовой промышленности призывала в 1932 году газета «Правда» в передовых статьях «Руды и кокса!», «Кокс и руду домнам!», «Снять позор с черной металлургии!» • В том же году молодые ученые из Днепропетровска Леонид Сапожников и его жена Любовь Базилевич предложили так называемый пластометрический метод определения коксуемости угля. Он сыграл выдающуюся роль в обеспечении бесперебойной работы коксовых печей. История открытия метода,, факты из биографий причастных к открытию людей дали писателю материал для всей «научно-производственной» линии повести. Летом 1934 года Сергеев-Ценский побывал на заводах и в научных институтах Днепропетровска, встретился со множеством людей.

О приезде писателя помнят в городе. Днепропетровцы гордятся своим вемляком Леонидом Михайловичем Сапожниковым, ныне членом-корреспондентом Академии наук СССР, а близко знающие его люди в один голос* говорят, что Леня Слесарев в повести на редкость похож на молодого Л. М. Сапожникова. В художественном музее вам покажут картины покойных Михаила Ивановича Сапожникова и Степана Федоровича Колесникова — прототипов Михаила Петровича Слесарева и дяди Черного. Что же касается сверхрассеянного профессора-химика Рожанского, то прототипом его старые преподаватели вузов единодушно называют покойного профессора-турбостроителя В. М. Маковского, прекрасного ученого, но не менее рассеянного, чем герой книги. Доктор технических наук профессор Александр Семенович Брук, встречавшийся с Сергеевым-Ценским и сам послуживший отдаленным прототипом Блиэнюка, рассказал нам о судьбе лиц, ставших прообразами героев «Загадки кокса» («Лени Слесарева»). Любовь Петровна Базилевич (комсомолка Таня) — ныне старший научный сотрудник, кандидат наук. Доцентами и кандидатами наук стали К. Н. Шишкин (Шамов) и И. В. Вирозуб (Зслендуб). В годы культа личности был незаконно репрессирован и погиб талантливый профессор Я. О. Га-бинский — прототип Голубинского. Крупным ученым в области катализа, членом-корреспондентом Академии наук СССР стал С. 3. Ро-гинский — прототип «каталитика, не имеющего себе равных», Мирона Кострицкого. Нельзя, разумеется, ставить знак равенства между литературным героем, создание которого невозможно без использования вымысла, и его прототипом или прототипами (К. Н. Шишкин, например, стал прототипом Шамова — «главного кита» коксовой станции, а прототипом Шамова в годы гражданской войны и рабфака послужил другой человек). Образы повести «Загадка кокса» и всего романа — это типы, обобщения, но все они очень живые и достоверные, равно волнуют читателей.

4
В 1923 году, написав пьесу «Поэт и поэтесса», Сергеев-Ценский впервые обратился к исторической теме. Образы Лермонтова, Пушкина и Гоголя воссозданы им в романах «Мишель Лермонтов», «Невеста Пушкина», в повести «Гоголь уходит в ночь». Эти книги, вышедшие в свет в конце двадцатых и начале тридцатых годов, неравноценны по своим идейно-художественным достоинствам. Наиболее удачен в них образ М. Ю. Лермонтова.

Одним из первых в советской литературе Сергеев-Ценский ваялся за создание большого полотна об авторе «Мцыри» и «Демона». Редактор журнала «Новый мир» В. П. Полонский писал Сергееву-Ценскому: «Лермонтову повезло: написали о нем повести Пильняк, Огнев, Д Петровский — после Вас!»1.

_____________________
1 Неопубликованное письмо от 27.9.1928 г. Центральный госуч дарственный архив литературы и искусства в Москве.

В настоящим сборник включены первая («Поэт и поэт») и третья («Поэт и чернь») части романа «Мишель Лермонтов».

Повесть «Поэт и поэт» (1929) рассказывает о рождении бессмертного лермонтовского стихотворения «На смерть поэта». По силе обличения убийц Пушкина повесть созвучна лермонтовскому шедевру. В «Бабаеве» Сергеев-Ценский назвал царскую Россию «страною шепота», где «не всякий ворон мог прокричать безнаказан но... виселица и тюрьма стояли перед открытым ртом тех, кто хотел говорить громко». Лермонтов в повести поясняет: «...Конечно, у меня сказались простые слова, однако они были сказаны не шепотом, а в полный голос!.. Шепотом говорили их по гостиным, по редакциям, студенты говорили, правоведы, юнкера — и как будто обрадовались все вдруг, что слова нужные сказаны были громко!..» Лермонтов в повести — смелый выразитель мыслей и чувств всех честных людей «страны шепота».

Тема повести «Поэт и поэтесса» (1928) — дружба Лермонтова с французской поэтессой Омер де Гелль, увлечение Лермонтова ею. Действие происходит на Кавказе и в Крыму. Сам по себе замысел показать общение гениального поэта с поэтессой другой страны очень интересен, однако Сергеев-Ценский, как, впрочем, и другие авторы книг о Лермонтове, в свое время был введен в заблуждение. Только в середине тридцатых годов историками было доказано, что письма и стихи де Гелль о Лермонтове подделаны П. П. Вяземским, что Лермонтов с нею не встречался, не посвящал ей стихов и не приезжал в Крым. Повесть «Поэт и поэтесса» — вторая часть романа — в силу сказанного выше утратила историко-биографический характер и «выпадает» из общего строя романа.

0 последних трех месяцах жизни Лермонтова и о его кончине рассказывает повесть «Поэт и чернь» (1925). Чернь — это старая интриганка генеральша Мерлини, это достойные сыны своих «известной подлостью прославленных отцов» Васильчиков, юнкер Бенкендорф, Глебов и другие. Послушным орудием в руках титулованной черни оказался недалекий и самовлюбленный Мартынов. Конфликт поэта с Мартыновым — это столкновение гения и бездарности (ведь и Мартынов пишет стихи!), гордого бунтаря и верноподданного, честного человека и клеветника. Мартынов в изображении Сергеева-Ценского — типичный представитель реакционно настроенного бездушного дворянства. Символичны слова Лермонтова о десятках и сотнях Мартыновых, дуэли с которыми ему не избежать.

В романе «Мишель Лермонтов» Сергеев-Ценский выводит под их собственными именами реально существовавших лиц. В связи с этим возникает вопрос о соотношении исторических фактов и эпизодов романа. В творческую лабораторию Сергеева-Ценского дает возможность заглянуть его письмо критику Н. И. Замошкину: «Я отлично изучил все материалы... а писал о них (Пушкине, Лермонтове и Гоголе.— Авторы статьи) не затем, чтобы быть неукоснительно биографичным, а как... поэт сам о трех великих поэтах»1.

Сергеев-Ценский указывает на то, что он писал роман, а не бел-летриэованную биографию Лермонтова, но приступил к своей работе после тщательного изучения фактов. Строго следуя научным и мемуарным источникам, писатель в то же время использовал свое право

__________________________
1 Хранятся в Центральном гос. архиве литературы и искусства в Москве.

на собственную трактовку спорных вопросов. Не так давно литературовед М. Ашукина в статье «Был ли-Лермонтов у гроба Пушкина?» признала, например, что «этот вопрос пока еще по-прежнему остается нерешенным...»1, В романе Ценского волнует сцена прощания Лермонтова с телом Пушкина, и мы верим, что Лермонтов в жизни мог вести себя именно так.

Первоначально Ценским были написаны о Лермонтове три пьесы, которые он сам переделал в повести и объединил в роман. Весь роман построен на диалогах, язык романа чеканно точен. Успехи в творческой обработке мемуарных и иных источников, в речевой характеристике героев, живших в первой половине девятнадцатого века, вооружили Сергеева-Ценского необходимым опытом для дальнейшей работы в жанре исторического романа.

Во второй половине тридцатых годов в связи с усилением фашизма в Европе над страной нависла опасность войны. Советские писатели активно участвуют в военно-патриотическом воспитании трудящихся. В 1936 году Сергеев-Ценский начинает работу над книгой для детей старшего возраста о героической обороне Севастополя в 1854— 1855 годах. В ходе работы замысел автора изменился, и в сравнительно короткий срок, за два с половиной года, был написан столи-стовый роман-эпопея «Севастопольская страда», опубликованный в журнале «Октябрь» в 1937—1939 годах. В 1941 году, одновременно с «Тихим Доном» М. А. Шолохова и «Хождением по мукам» А. Н. Толстого, эпопея была удостоена Государственной премии первой степени. Очень скоро книга была переведена на десятки языков и получила мировое признание. Название эпопеи, как давно замечено, гораздо уже ее содержания. Это книга о всей Крымской войне, настоящая энциклопедия русской предреформенной жизни. Сергеев-Ценский не только ведет читателя по бастионам осажденного Севастополя, он смело переносит действие в Петербург и Лондон, Москву и Париж, Константинополь и Вену, в матросские землянки и кабинеты выдающихся мыслителей, в глухие деревушки средней России и кубанские плавни. Большой удачей писателя явились образы адмиралов Нахимова и Корнилова, офицеров Хлапонина и Стеценко, рядовых Чернобровкина, Кошки и Шевченко, военного инженера Тотлебена, хирурга Пирогова, первых русских сестер милосердия, патриотически настроенных жителей города. В сатирически-разоблачительном плане нарисованы отрицательные персонажи эпопеи: русский царь и европейские монархи, бездарные военачальники русской и зарубежных армий, помещики-крепостники, жандармы, казнокрады.
Огромного напряжения сил стоила народу победа над интервентами, и этим оправдано уподобление обороны Севастополя крестьянской страде — тяжелой и непрерывной работе на полях.

К моменту написания «Севастопольской страды» тема первой обороны города была мало разработана советскими историками; Сергеев-Ценский совместил труд романиста и исследователя. В эпопее война от ее предыстории и до окончания прослежена на широчайшем историческом фоне. Очень мало в литературе книг, в которых были бы даны высокохудожественные картины более десятка больших сражений и при этом показан весь ход войны.

_____________________
1 Еженедельник «Литературная Россия», 16 октября 1964 г.

Общепризнано влияние «Севастопольской страды» и романов Сергеева-Ценского о первой мировой войне — «Зауряд-полк» (1934) и «Лютая зима» (1936) — на советскую историческую прозу.
«В успехах исторического романа тридцатых годов, — пишет профессор С. М. Петров, — отразился и большой эпический размах таланта С. Н. Сергеева-Ценского, его способность строить сложные композиции, свободно переходя от художественных образов и картин к публицистике и историческим комментариям»'. Высокой наградой писателю за его труд явились многочисленные отзывы благодарных читателей. «Ваша «Севастопольская страда» воюет рядом с нами. Она защищает Севастополь», — писали в 1942 году из осажденного города моряки-черноморцы.




--->>>
Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (04.09.2013)
Просмотров: 1785 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0