RSS Выход Мой профиль
 
Сергеев-Ценский. Маяк в тумане | ПЕВЕЦ ПРЕОБРАЖЕНИЯ РОССИИ (окончание)


5

С первых дней Великой Отечественной войны Сергеев-Ценский своим пером участвует во всенародной борьбе против ненавистного врага. Уже 28 июня 1941 года на страницах газеты «Красный Крым» опубликована его статья «Свою историю мы делаем сами», полная веры в победу. Писатель призывает сограждан сплотиться вокруг партии и правительства в борьбе со страшным врагом, «пытающимся повернуть колесо нашей истории вспять». В суровом 1941 году одна за другой появляются его статьи «Арифметика войны», «Тебе, Москва», «Севастополь» — в «Правде»; «Русские моряки» — в «Известиях»; «Мужественные образы наших предков» — в «Красной звезде». В последующие годы писатель выступает также в журналах «Большевик», «Красноармеец», «Краснофлотец» и других центральных и периферийных изданиях.

После того как фашисты подошли к Перекопу, Сергей Николаевич покидает свою писательскую мастерскую и уезжает через Краснодар в Москву. Будучи в Москве, Куйбышеве и Алма-Ате, писатель работает по-военному. Сергеев-Ценский встречается с фронтовиками, выступает перед уходящими на фронт бойцами; переписывается с ними. Писатель склоняет свою седую голову перед невиданным в истории человечества подвигом советского народа. Своими публицистическими статьями он откликается на самые важные события в жизни страны, в статьях проводит исторические параллели, воскрешая образы предков — мужественных защитников земли Русской.

К его публицистике тесно примыкают рассказы «Хитрая девчонка», «Старый врач», «В снегах», «У края воронки», «Дрофы» и другие. Десять изданий в годы войны выдержал рассказ «Хитрая девчонка», впервые опубликованный в «Правде». Его героиня Зина воплотила в себе многие лучшие черты русского национального характера.

Герой рассказа «Старый врач» Иван Петрович предпочитает смерть сотрудничеству с врагами. Толчком к написанию втого рассказа послужила весть о подвиге алуштинского врача Ровена. которого гитлеровцы расстреляли за отказ сотрудничать с ними. Нерушимую дружбу народов нашей страны воспевает рассказ «У края воронки».

В апреле—мае 1942 года, когда наша армия была вынуждена отступать, Сергеев-Ценский создает «Брусиловский прорыв» — роман о наступлении русских войск в 1916 году, положившем начало пере-

_____________________
1 История русской советской литературы, том 2. Изд. АН СССР, 1960 г.

лому в ходе мировой войны. Одним из первых в советской литературе Сергеев-Ценский создает правдивый образ талантливого русского полководца, вспоследствии красного командира, Алексея Николаевича Брусилова. В годы войны Сергеевым-Ценским написаны еще два романа из эпопеи «Преображение России»: «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили».
В 1943 году писатель-патриот, блестящий продолжатель лучших традиций классиков русской литературы и одновременно крупный ученый-исследователь, стал доктором филологических наук, академиком.
С особенным вниманием следит Сергеев-Ценский за событиями в Крыму. 10 мая 1944 года, в день освобождения Севастополя, он выступил на страницах «Известий» с большой статьей, в которой писал:
«Радость за радостью дарил нам в истекшем году героизм наших воинов, и, наконец, вот она, новая радость: весь Крым снова стал нашим, советским!» Еще дымились развалины Севастополя, на крымских полях лежали мины, а Сергей Николаевич спешил в Крым. 3 августа 1944 года писатель в Алуште. Он энергично включается в общественно-политическую жизнь области, выступает в местной печати. На свое первое послевоенное собрание крымские писатели съехались в Алушту, где перед ними выступил Сергеев-Ценский.

6

В послевоенные годы, несмотря на преклонный возраст, Сергей Николаевич трудится напряженно и плодотворно. По горячим следам минувших событий им написаны лирическая «Московская повесть», комедия «Трудная роль» и пьеса из крымской жизни военных лет «Предатель». Больше и чаще, чем когда-либо, ветеран русской литературы выступает со статьями и воспоминаниями — другу и ближайшему сподвижнику А. М. Горького и И. Е. Репина есть о Чем рассказать читателям. Перу Сергеева-Ценского, литературоведа и мемуариста, помимо известных воспоминаний о Горьком, написанных еще в 1936 году, принадлежат воспоминания о Репине, критические очерки и статьи о Н. В. Гоголе, М. Ю. Лермонтове. А. С. Пушкине, И. С. Тургеневе, И. А. Гончарове, А. С. Новикове-Прибое. Интересные подробности и меткие характеристики содержат оставшиеся неоконченными воспоминания о встречах с Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, И. С. Шмелевым, М. П. Арцыбашевым.

Обобщением долголетнего опыта старого мастера, его литературным завещанием явился цикл статей «Слово к молодым», опубликованный в «Комсомольской правде» осенью 1955 года. Эти статьи, в которых Сергеев-Ценский призывал одаренную молодежь «относиться к своему таланту, как к достоянию народа, вверенному на * срок личной жизни тому или другому», вызвали много читательских писем и откликов.
В «Дневнике поэта», который Сергей Николаевич особенно интенсивно вел в послевоенные годы, появляются тысячи записей. Поэтическое наследие маститого прозаика своеобразно. Со стихотворными экспромтами в его записных тетрадях соседствуют вполне завершенные вещи: лирические стихи, басни, эпиграммы, баллады, пересказы народных преданий и дум. Им написаны также стихотворный пролог к эпопее о 1812 годе «Долой войну» и драма в стихах «Бонапарт у ворот», «перешагнувшие», конечно, рамки дневника поэта.
Думается, что сила и оригинальность лучших лирических стихотворении Сергеева-Ценского — в их гражданском пафосе, искренности, в непосредственном обращении к читателю.

7

Главным делом писателя в послевоенный период явилась работа по продолжению и завершению эпопеи «Преображение России». Писатель создает новую редакцию романа «Обреченные на гибель», дополнив роман шестью главами (опубликованы в 1946 г.). К 1954 году завершен роман «Утренний взрыв», годом раньше написана повесть «Суд», вместе с дореволюционной повестью «Наклонная Елена» составившая роман «Преображение человека». В 1956 году написан этюд «Ленин в августе 1914 года» и созданы новые редакции романа «Бабаев» и повести «Пристав Дерябин». Неоконченными остались роман «Весна в Крыму» и эпилог эпопеи — повесть «Свидание», над которыми уже прикованный болезнью к постели писатель работал в последние месяцы своей жизни. Эпопея «Преображение России» в своем первом полном издании, осуществленном Крымиздатом в 1956—1959 годах, включает в себя двенадцать романов, три повести и два этюда.

На протяжении сорока шести лет создавалась монументальная эпопея. За этот срок не раз менялись творческие замыслы Сергеева-Ценского. Вместе с народом, прошедшим через события трех революций и мировую войну, преображался и сам писатель, прошедший путь от критического реализма к реализму социалистическому. Решающим фактором в изменении его замыслов — от показа преображения «в образах чисто интимных» до создания образов Даутова, Лени Слесарева и других героев, широко открытых всем веяниям истории, — была жизнь.
Эпопея «Преображение России» — живое свидетельство преемственной связи произведений советской литературы с лучшими традициями русской классической литературы.

Несмотря на очень большой объем, эпопея «Преображение России» является единым по основной идее и композиционно стройным произведением, все части которого взаимосвязаны. Каждый из вполне самостоятельных романов (этюдов и повестей) в составе эпопеи выступает в новом свете, приобретает новые качества. Величие подвижнического труда Сергеева-Ценского состояло еще и в том, что он долгие годы работал над произведением, которое могло быть в полной мере оценено только после его завершения.

Литературоведы выделяют в эпопее три основные темы, каждая из которых наиболее полно раскрыта в одном из трех циклов романов и повестей. Тема «Война и народ» является главной в цикле романов о первой мировой войне: «Зауряд-полк», «Лютая зима», «Брусилов-ский прорыв», «Пушки выдвигают», «Пушки заговорили». Главный герой книг первого цикла — бывший учитель математики, демократически настроенный прапорщик Ливенцев. Тема «Революция и народ» стала ведущей во втором цикле романов, повестей и этюдов: «Преображение человека», «Искать, всегда искать!», «Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Свидание». Произведения второго цикла объединены образом инженера-коммуниста Матийцева-Даутова. В этюде «Ленин в августе 1914 года» создан образ великого вождя революции. В романе «Преображение человека» более обстоятельно, чем в других книгах, раскрыта тема рабочего класса.

Романы и повести третьего цикла посвящены в основном теме «Искусство и народ». Это «Обреченные на гибель», «Пристав Дерябин», «Утренний взрыв», «Весна в Крыму». Центральной фигурой втих книг является художник-реалист Сыромолотов, проходящий путь постепенного сближения с революционным народом. Эпопея Сергеева-Ценского «Преображение России» тепло принята читателями и общественностью. В статье «Выдающееся произведете XX века» (газета «Литература и жизнь» 10 февраля 1960 года) академик В. Виноградов, писатели М. Шолохов и Е. Пермитин, народные художники СССР А. Герасимов и Н. Томский, народный артист РСФСР А. Жильцов, член-корреспондент Академии наук М. Храпченко писали:
«Эпопея поражает как грандиозностью замысла, глубиной идейного содержания, так и художественным мастерством. В ней писатель правдиво и ярко изобразил эпохальную картину жизни нашего народа в первую четверть XX века, показал исторические события, резко повлиявшие на судьбу России: три войны и три революции. Худож-ник-богатырь написал гигантское полотно о том, как волей революционных народных масс, руководимых партией коммунистов и великим Лениным, была преображена Россия монархическая в Россию социалистическую.
Образ В. И. Ленина — бесспорная удача писателя.
Одна из главных тем эпопеи — война и народ — получила яркое, образное решение. Никто в русской литературе не разоблачал с такой художественной силой и страстью мерзости и преступления против человечества организаторов мировой империалистической бойни, как это сделал С. Н. Сергеев-Ценский. В этом отношении «Преображение России» является мощным оружием в руках наших современников в их борьбе за мир, за предотвращение новой мировой войны».

• * •

В 1955 году общественность страны тепло отметила 80-летие со дня рождения С. Н. Сергеева-Ценского. Его многолетний писательский и гражданский подвиг был увенчан высшей наградой — орденом Ленина. В выступлениях на торжественных собраниях в Симферополе и Алуште, в статьях и стихотворениях Сергей Николаевич выразил сердечную признательность партии и правительству, миллионам читателей за высокую оценку его труда. Сотни писем и телеграмм поступили в Алушту со всех концов страны и из-за рубежа. Гослитиздатом к юбилею было выпущено самое полное из имеющихся до сих пор, десятитомное собрание сочинений писателя.

3 декабря 1958 года после тяжелой продолжительной болезни Сергей Никблаевич Сергеев-Ценский скончался в Алуште. В 1962 году в его доме — полувековой писательской мастерской — по решению правительства Украинской ССР открыт Государственный литературно-мемориальный музей. Великий художник слова оставил будущим поколениям не только свои книги, но и вдохновляющий пример своей жизни — жизни патриота Родины, неутомимого труженика, искателя, борца.
В. К. КОЗЛОВ, Ф. В. ПУТНИН.






<<<--
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0