RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 5.Художественная иностранная литература

хил-195. Говард Фаст Избранное
Раздел ХИЛ-195
Говард Фаст

ИЗБРАННОЕ


Перевод с английского
Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1952 643с
Иллюстрации Верейского и В. Горяева
обложка издания

Содержание
Говард Фаст — борец за демократию и мир
ПОСЛЕДНЯЯ ГРАНИЦА Роман
Часть первая. Случай в Дарлингтоне
Часть вторая. Три беглеца
Часть третья. Охота началась
Часть четвертая. Вашингтонская интермедия
Часть пятая. Ковбои и индейцы
Часть шестая. Западня захлопывается
Часть седьмая. О справедливости
Часть восьмая. Победители и побежденные
Часть девятая. Свобода
Часть десятая. Конец следа
Послесловие.
ДОРОГА СВОБОДЫ Роман
Пролог
Часть I Голосование
Глава первая. О том, как Гидеон Джексон вернулся домой после голосования
Глaвa вторая. О том, как Гидеон и брат Питер беседовали между собой
Глава третья. О том, как Гидеон Джексон отправнлся в Чарльстон, и о том, что с ним приключилось по дороге
Глава четвертая. О том, как Гидеон Джексон трудился руками и мозгами
Глава пятая. О том, как Гидеон Джексон был почетным гостем на званом обеде
Глава шестая. О том, как Гидеон Джексон вернулся домой
Глава седьмая. О том, как Гидеон Джексон совершил далекое путешествие, заключил выгодную сделку и сделал выбор
Часть II Сражение
Глава восьмая. О том, как Гидеон Джексон имел разговор с одним очень утомленным человеком
Глава девятая. О том, как Гидеон Джексон и его сын вернулись в Карвел
Глава десятая. О том, как Гидеон Джексон сражался за правое дело
ПИКСКИЛЛ, США
Рассказ участника событий. Перевод Е. Калашниковой
Предисловие автора
I. Безмятежное начало
II. Вечер кошмаров
III. На следующий день br> IV. В Лэйклэндском парке
V. „Голден гейт"
VI. Второй Еечер кошмаров
VII. Моя точка зрения
РАССКАЗЫ
Пиксхиллская история
Рихша. Перевод Ю. Ярцева
Народ с гор. Перевод Т. Рузской
СТАТЬИ
Открытое письмо к американскому народу
Литературная машина Америки
я вижу будущее — оно прекрасно!
Письмо Второму Всемирному фестивалю молодежи
Американский народ не хочет войны
В защиту друзей свободы и мира!
Из письма Совету защиты мира штата Новый Южный
Уэльс (Австралия)
Слава республике трудящихся!
Почему они нас преследуют
Белый террор в Соединенных Штатах
Народы борются за мир
Письмо Максиму Горькому
Вот она, вторая Америка!
Советская Россия и мир во всем мире
Думы простых американцев
Что ждет рядового американца в 1952 году


ГОВАРД ФАСТ — БОРЕЦ ЗА ДЕМОКРАТИЮ И МИР

Как известно, народные массы США еще не развернули борьбы за мир в объеме, который соответствовал бы их огромной реальной силе. Поджигателям войны до сих пор еще удается обманом, провокацией и кровавым террором удерживать значительную часть простых людей Америки в стороне от той великой борьбы за мир, которую ведет все прогрессивное человечество.
Но американский народ пробуждается. Сквозь все преграды движение сторонников мира в США прокладывает себе путь, заставляя всколыхнуться народные глубины. Ни рев растленного радио, ни потоки газетной отравы, низвергающейся на жителя Америки, ни угроза голода, тюрьмы и линчевания не могут остановить борцов за мир, объединяющихся во имя Великого дела. Крепнет уверенность простых людей в своих силах.
Состоявшийся в конце июня 1951 года в Чикаго Народный конгресс в защиту мира собрал 5000 делегатов со, всей страны. В этой внушительной демонстрации наглядно проявились воля американского народа к миру и те серьезные сдвиги, которые происходят в сознании масс, начинающих понимать, куда ведут Америку империалистические заправилы.
Прогрессивная литература США отражает, как в зеркале, своеобразие создавшейся обстановки. Она не получила еще такого размаха, как во Франции или в Италии, у нее еще нет такой плодоносной почвы, как всенародное движение защитников мира, охватывающее всю страну, но она стойко и уверенно ведет авангардные бои, прокладывая путь для предстоящего наступления, содействуя духовному раскрепощению народа, пробуждая его сознание.
Империалистическая реакция бесчинствует, стремясь заставить честных писателей замолчать, стремясь изолировать их, оторвать от народа.
В таких условиях от прогрессивного американца, от писателя, который смело, во весь голос говорит правду, требуется немало мужества. И такие люди в Америке есть. В них воплощены честь и достоинство народа, который еще не сказал своего слова. Это — подлинные воины свободы и мира. В обстановке террора формируется в Америке писатель нового типа.
Внушительное доказательство тому было дано еще осенью 1947 года, когда пресловутая Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности пыталась запугать судебной расправой прогрессивных писателей, работавших на кинофабриках Голливуда. «Обвиняемые» Альберт Мальц, Джон Говард Лоусон, Дальтон Трумбо и другие писатели — борцы за мир стали обвинителями преступников, толкающих Америку в пропасть фашизма и войны.
Голливудское «дело» показало воочию, что поджигатели войны являются злейшими врагами культуры. Оно получило большой резонанс в стране и привлекло многих американцев, остававшихся ранее пассивными, в ряды защитников демократии и мира.
Озверевшая американская реакция стремится всеми способами подавить нарастающее сопротивление войне, но она бессильна это сделать. Все прогрессивное в стране вынуждено существовать в самых тяжких условиях, но оно существует и укрепляется. Честная мысль подвергается жесточайшим преследованиям, писателей сажают в тюрьму только за то, что они говорят правду, но и в этих условиях в Америке появляется все больше произведений, служащих делу мира.
Инсценируя провокационные процессы, приговаривая прогрессивных литераторов к тюремному заключению, американская реакция пытается запугать их. Но подлинного борца за мир нельзя запугать, как нельзя задушить нарастающее возмущение масс.
Сегодня каждому американскому писателю, защищающему дело мира, приходится проверять свои силы в суровых испытаниях, закаляющих подлинно мужественных и смелых людей. Озверелые поджигатели войны травят и преследуют выдающегося писателя Говарда Фаста. Они посадили его за тюремную решетку, это было подлой местью за талантливое творчество, овеянное духом борьбы за свободу и мир.
Молодой еще человек, получивший литературную известность в годы второй мировой войны, Говард Фаст очень быстро вырос в разностороннего и самобытного писателя. Его произведения привлекают к себе внимание смелостью заключенных в них идей, демократическим духом.
Больше всего сделал Фаст в области исторического романа. Как известно, это область, которая в Америке облюбована самыми лживыми, невежественными и подлыми писаками, угождающими реакции. Все они усердно клевещут на американский народ и сочиняют самые нелепые легенды с целью возвеличить мракобесов и палачей свободы.
Говард Фаст вступил в сражение с клеветниками и в большой серии романов осветил целый ряд важных моментов американской истории, попытавшись счистить с действительности все подмалевки, подчистки и подделки, до неузнаваемости искажавшие правду.
Он написал четыре романа из времен войны за освобождение от английского владычества в XVIII веке: «Гражданин Том Пейн», «Непокоренные», «Рожденные свободой», «Гордые и свободные». Это — произведения, которые свидетельствуют, что облик американских демократов прошлого грубо искажался злостными фальсификаторами в угоду империалистам и по их требованию.
Внимание Фаста привлек такой важный этап американской истории, как гражданская война 60-х годов прошлого века.
В романе «Дорога свободы» он развенчивает либеральные легенды об «освобождении негров» и показывает, как были преданы и попраны интересы негров вскоре после окончания войны между Севером и Югом, победа в которой была достигнута благодаря тому, что негритянский народ дал армии сотни тысяч мужественных бойцов. Уже тогда были заложены основы того угнетения негритянского народа, которое сегодня свирепствует в Америке.
Фаст рисует образы мужественных защитников свободы негритянского народа, вступивших в схватку не на жизнь, а на смерть с осатанелой куклуксклановской бандой. Величественный образ народного вождя Гидеона Джексона, недавнего раба с плантаций в Южной Каролине,стремительно выросшего в крупнейшего деятеля, производит особенно глубокое впечатление. Это — воплощение могучей, грозно нарастающей силы порабощенных. Гибель Джексона и его соратников, мерзкое торжество Ку-клукс-клана, тогда только что выступившего на сцену, взывают ь. возмездию.
Духом возмездия и уверенностью, что час его приближается, проникнута книга Фаста «Дорога свободы», заставляющая честного человека задуматься над прошлым и настоящим Америки.
В романе «Последняя граница» писатель-демократ поднимает вопрос, который американские мракобесы предпочитают замалчивать. На одном эпизоде сравнительно недавнего прошлого он дает представление о том, какими позорными и чудовищными преступлениями сопровождалось развитие капитализма в Америке. В романе изображена зверская расправа с остатками мирного индейского племени шайенов, которое пыталось бежать из «резервации», представляющей собой самый настоящий «лагерь уничтожения», чтобы спастись от голодной смерти и издевательств. Целая армия была брошена в погоню за скрывшимися шайенами. Правительство и сам главнокомандующий вооруженными силами США следили за ходом событий.
Насколько привлекательны несчастные гонимые индейцы, полные благородства и достоинства, настолько достойны презрения их гонители, потерявшие человеческий облик. Резкий контраст этот не является чем-то придуманным, он вызван только верностью правде. Поголовное истребление окруженных шайенов, убийство детей показывают представителей американской «цивилизации» в их подлинном виде. И не только головорезы, являвшиеся непосредственными участниками преступной расправы с людьми, ни в чем не повинными, но и государственная власть США, разрешившая все это, несут ответственность за совершённое. Книга Фаста обвиняет от лица честных людей Америки.
Описываемые в «Последней границе» события происходят в конце 70-х годов прошлого века. К этому же времени относится и трагическая развязка действия романа «Дорога свободы». Это совпадение многозначительно. С одинаковой зверской жестокостью расправляется и с индейцами и с неграми «олигархия Уолл-стрита», одинаково несущая смерть и уничтожение всем порабощенным ею народам.
Она делает это и сегодня. Но сегодня уже поднимаются великие и неисчислимые силы народного возмущения. Отсюда — мужественный оптимизм исторических романов Фаста, повествующих о гибели первых защитников свободы.
Таким образом, ясно, что исследование прошлого Фаст предпринимает ради настоящего и будущего. Его исторические романы актуальны.
Но Фаст не ограничивается историей. Его послевоенный роман «Кларктон» показывает на примере одной из многочисленных забастовок 1945 года рост сплоченности рабочего класса США, создает образы американских рабочих-коммунистов, образы новых людей Америки, людей будущего.
Большой заслугой Говарда Фаста являются также его публицистические работы — «Интеллигенция в борьбе за мир» и «Литература и действительность», в которых рассматриваются насущные вопросы литературной жизни в Америке. Вместе с такими книгами, как «Писатель — гражданин» Мальца и «Скрываемое наследство» Лоусона, написанными в защиту демократической культуры в Америке, которую стремятся уничтожить современные варвары, публицистические выступления Фаста показывают, что прогрессивная литература в США осознает свою историческую задачу.
Автор обращается ко всем американским писателям, художникам, ученым, которые «молчат сегодня», не принимая участия в развертывающейся борьбе. Считая с полным основанием, что «человечество и теперь и в грядущие времена не простит многим американским интеллигентам роли молчаливых соучастников преступления», Фаст призывает всех честных мастеров культуры принять активное участие в «великой коалиции всех миролюбиво настроенных граждан из всех слоев общества». Он призывает тех, кто, «будучи запуганы, сбиты с толку, растеряны, укрылись в надежных убежищах», очнуться от сковывающей их «летаргии умов» и действовать в защиту мира.
Фаст убедительно доказывает, что антисоветская истерия, раздуваемая американскими империалистами, травля коммунистов и всех прогрессивно настроенных деятелей в США являются важнейшими составными частями злодейского замысла разжечь новую мировую войну.
Как известно, в период кризиса тридцатых годов реакция приложила бешеные усилия, чтобы подорвать намечавшийся значительный подъем народной литературы в США, и, действуя провокацией, устрашением, подкупом, добилась молчания или открытой измены ряда писателей. Своевременно напоминая об этих провокационных маневрах империалистической реакции, Фаст подчеркивает, что отрыв писателя от народа автоматически означает его «творческую смерть». Только живая связь с народом может породить подлинное творчество. Клеймя презрением ренегатов и предателей, сделавшихся, подобно Дос-Пассосу, агентами империализма, Фаст убедительно показывает необходимость самого широкого объединения всех честных писателей в защиту мира и свободы творчества.
Сегодня прогрессивная реалистическая литература за рубежом вдохновляется примером социалистического реализма, который бурно расцветает в Советском Союзе. Преданный друг страны социализма, Фаст свидетельствует о том, что, вливая в сердца простых людей во всех странах уверенность в могуществе сил мира, наша родина помогает и росту народной литературы в царстве капитализма. Ростки социалистического реализма возникают всюду, где есть литература, защищающая интересы народа, социальной справедливости и мира. Эти ростки есть и в Америке, что бесконечно возвышает прогрессивную литературу над жалкими потугами буржуазных писак создать что-либо достойное внимания.
Новая литература рождается в борьбе народа за мир и свободу, и сила этой литературы не может быть подавлена никакими" зверствами реакции.
Передовые писатели США, вынужденные работать в тяжелых материальных условиях и под постоянной угрозой расправы, находятся в состоянии творческого подъема. В их рядах—жизнь, большие искания, будущее. Они много и с большим успехом пишут, они обсуждают вопросы теории и, в частности, вопросы исторических традиций той новой литературы, дело которой они делают в Америке.
Самым внимательным образом они прислушиваются к голосу Горького, и в их произведениях чувствуется плодотворное влияние основоположника социалистического реализма.
Учась у Горького, молодые американские писатели в то же время учатся и у Драйзера, который был непримиримым борцом за интересы народа.
Широкую известность получила книга Фаста «Пикскилл, США», в которой ярко показано пробуждение американского народа, рождение «новой Америки», собирающей силы для отпора фашизму и войне.
В стране зреет ненависть к захватившим власть врагам народа и родины. Наблюдая это нарастание гнева народного, Фаст с надеждою смотрит в будущее. Его книга исполнена уверенности в том, что пробудившийся народ обуздает кровавых провокаторов войны.
События, происшедшие в 1949 году в окрестностях Пикскилла, где фашистские негодяи вознамерились линчевать Поля Робсона и других защитников демократии, еще раз подтвердили, что фашиствующая реакция в США не знает границ в своей вражде к трудящимся, к простым людям Америки. Эти события сделали очевидным для каждого, что в стране господствует разбойничий террор, направляемый преступной шайкой Уолл-стрита.
Это был сигнал, заставивший миллионы американцев понять, что угроза фашизма свинцовой тучей надвинулась на Америку. События в Пикскилле призывали всех честных людей страны встать на борьбу против реакции.
В книге Фаста, живыми красками рисующей лагерь защитников демократии, которые выиграли сражение с фашистскими выродками, ярко показан контраст мужества и трусости, человечности и озверения.
«Мы почувствовали всю сладость наступления»,— пишет Фаст, и окрыляющая мысль о наступлении пронизывает его книгу, представляющую рассказ о том, как в условиях жесточайших испытаний растут и закаляются в Америке бойцы за мир, свободу и демократию, как вызревают в гуще американского народа силы, способные дать отпор озверевшей реакции. Разрушив тот «план массового линчевания», который был очень старательно подготовлен поджигателями войны, антифашистские борцы доказали полную возможность дать отпор наглым вылазкам реакции. Их мужественный подвиг внушил уверенность в своих силах миллионам простых людей в Америке.
Напрасно думают современные правители Америки; что им удастся без конца обманывать народ и запугивать его, прибегая к услугам всяких «отбросов человеческого общества». Нет, в Америке начинается пробуждение народа!
Таков вывод, к которому приходит Фаст, подводя итог пикскиллским событиям.
Он обращает внимание своих читателей на то, что события в Пикскилле совпали по времени с процессом одиннадцати лидеров компартии в США и явились частью организованного преступного похода на честных, прогрессивных людей Америки. Выступление фашистов в Пикскилле и позорное судилище на Фоли-сквер вызвали возмущение по всей стране; преследуемые реакцией прогрессивные элементы встретили сочувствие и поддержку со стороны всех честных американцев.
Как справедливо подчеркивает один из видных деятелей коммунистического движения в Америке В. Дж. Джером, Пикскилл «предстает перед нами, как одна из боевых вех. Пикскилл ввел в борьбу народ, рабочие и негритянские массы, художников и интеллигентов, людей умственного труда. Именно там рабочий класс и мужественный негритянский народ встали на защиту передовой культуры и ее созидателей от нацистских налетов, совершаемых по приказу поджигателей войны. Именно там отважный народный артист Поль Робсон во всеоружии своего искусства, рискуя жизнью, встал на защиту культурных прав своего народа и всего рабочего класса Америки. Именно там Говард Фаст своей смелостью и стойкостью показал, какую важную роль могут сыграть представители демократической интеллигенции — сторонники мира во всенародной борьбе против сил фашизма и войны».
События в Пикскилле описал патриот, глубоко возмущенный преступлениями империалистических разбойников.
Все творчество Говарда Фаста проникнуто стремлением отстоять мир и демократию. Писатель видит, что народ Америки «полон решимости не допустить новой войны». Мужественный оптимизм его коренится в сознании, что «могучие, но еще не развернувшиеся силы рабочего класса внушают страх обезумевшим и рвущимся к войне правителям» Америки.
Твердой уверенностью в победе мира проникнуто и творчество других прогрессивных американских писателей, понимающих, что «сила — это сила миллионов американцев, жаждущих мира».
Прогрессивная литература в США растет и набирает силу. Убежденно она свидетельствует в своих лучших произведениях, что миновало время, когда американский народ безмолвствовал, и наступает время, когда он поднимается, чтобы обуздать распоясавшихся в США бандитов, задумавших «превратить цивилизованный мир в атомную пустыню».
От имени этой литературы, достойной славных традиций Уитмена, Марка Твена и Драйзера, выдающийся ее представитель Говард Фаст, ожидавший тогда тюремного заключения, имел полное основание сказать следующее:
«В современной Америке, где все добродетели продаются с молотка и где самых аморальных людей выставляют перед нашей молодежью в качестве примера, достойного подражания, мы можем по праву гордиться нашим поведением. И мы испытываем чувство гордости и хотим, чтобы и другие его испытывали. Никакие действия со стороны правительства Трумэна — Ачесона не заставят нас прекратить нашу борьбу. По мере того как растут силы сторонников мира во всем мире, дни этих перепуганных апостолов фашизма становятся все короче и короче».
Как бы ни свирепствовали обезумевшие поджигатели войны и какими бы ужасами террора они не стремились запугать честных американских писателей, прогрессивная литература здравствует и уверенно идет к своей благородной цели — защитить мир и демократию.
Американские «апостолы фашизма» мобилизуют все темные силы. Смрадом морального разложения несет от так называемых произведений искусства послушных слуг Уолл-стрита, проповедующих человеконенавистничество, фашизм, восхваляющих убийство и уничтожение. Только спустившиеся подонки могут обретаться в этой клоаке военной истерии.
В то время как в лагере империализма разложение литературы и искусства, используемых для отравления и обмана масс, достигло своей последней черты, прогрессивные писатели находят в борьбе за мир великое творческое вдохновение.
И. Анисимов.


* * *
Категория: 5.Художественная иностранная литература | Добавил: foma (16.02.2014)
Просмотров: 1117 | Теги: иностранная литература | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0