Раздел ХИЛ-201 ВОЛЬТЕР. ЗАИРА БОМАРШЕ. СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК, ИЛИ ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ. ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО Пер. с фр. М., Художественная литература, 1971 (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 48). Оформление М. К. ШЕВЦОВА В книге, предназначенной для внеклассного чтения старшеклассников, представлены выдающиеся произведения французского театра эпохи Просвещения XVIII века: трагедия Вольтера «Заира» и комедии Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Тексты снабжены предисловиями и комментариями. Содержание:
Французский театр эпохи Просвещения XVIII века. С. Д. Артамонов.
Вольтер. С. Д. Артамонов.
Вольтер. Заира. Перевод Г. Шенгели.
Бомарше. С. Д. Артамонов.
Бомарше. Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность. Перевод Н. Любимова.
Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро. Перевод Н. Любимова.
Комментарии С. Д. Артамонова.
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать Вольтер М. Ф. Заира. Бомарше. Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность; Безумный день, или Женитьба Фигаро Французский театр эпохи Просвещения XVIII века «Оканчивался XVII век, и сквозь вечереющий сумрак его уже проглядывал век дивный, мощный, деятельный, XVIII век...) (А. И. Герцен). Это было время больших социальных потрясений сдвигов, огромной деловой, духовной активности не только в( Франции, но и во всем мире. В России - гигантские преобразо вания в экономической и культурной жизни в дни Петра Первого научная деятельность гениального крестьянского сына М. В. Ломо носова, оды Г.Р.Державина, комедии Д.И.Фонвизина, знаменито* «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. В Англии - литературные произведения мирового масштаба, навечно во шедшие в художественный фонд человечества,- «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта поэзия Роберта Бернса. В Америке - универсальная деятелыюст] одареннейшего выходца из народа Бенджамина Франклина В Германии - прозвучавшие на весь мир голоса Гете и Шиллера Во Франции - могучее, всеохватывающее движение Просвещения приведшее к Великой буржуазной революции, решившей судьб] европейского феодализма. В пьесе Бомарше «Севильский цирюльник» комический персонаж доктор Бартоло в споре с юной Розиной ворчит на свой век Его устами говорит вся европейская реакция той поры, но в это! его критике звучит, в сущности, великая хвала автора XVIII веку: Р о з и н а. Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять? Всякого рода глупости: вольномыслие, всемирно! тяготение, электричество, веротерпимость, оспопрививание, хину, энциклопедию i мещанские драмы... Бартоло перечислил наиболее выдающиеся достижения своего времени. Он хулит научные открытия, а это были великие открытия, ими может гордиться XVIII век. Люди начали заниматьс5 электричеством, и хотя главнейшие открытия были сделаны в Х1> веке, но уже тогда оно стало предметом всеобщего интереса и великих надежд. Тогда же стали известны целебные свойства хины в борьбе с малярией, от которой не знали спасения в те дни. Впервые стали применять оспопрививание. Это было сенсационным открытием. Оспа косила народы, гибли сотни тысяч больных. Важным событием в духовной жизни XVIII века было постижение законов всемирного тяготения, открытых Ньютоном. Науку давно занимала тайна движения планет. Ученых мучил вопрос, какая сила заставляет планеты и звезды двигаться в небесном пространстве. Ньютон открыл эту тайну и ввел в речевой обиход понятие «гравитация». Оно объяснило все - и движение планет, и тяжесть тел на земле, и приливы и отливы. Самым ярым пропагандистом открытий Ньютона был Вольтер. Доктор Бартоло хулит веротерпимость, вольномыслие, энциклопедию и мещанские драмы как опасные изобретения своего века. К веротерпимости призывали просветители и громче всех и убедительнее всех Вольтер. Христианская церковь тогда не допускала никаких отклонений от религиозной догмы. Она жестоко расправлялась с теми, кто внушал ей недоверие. В 1766 году в маленьком провинциальном городке Абвиле был казнен девятнадцатилетний Де ля Бар. Ему отрубили голову и потом сожгли только за то, что он не снял шляпы перед церковным шествием, держал у себя запрещенную книгу Вольтера «Философский словарь» и подозревался в осквернении креста. А за пять лет до этого в городе Тулузе по приговору властей был зверски казнен старик Калас, подозреваемый в убийстве сына, якобы желавшего перейти из лютеранства в католичество (разновидности христианского вероисповедания). Никаких доказательств не было, но старика пытали жестоко и долго, потом несчастного сожгли. «И это позволяет нация! - восклицал Вольтер. - Я плачу о детях, у которых вырывают языки... Сирвен, Калас, Мартен, шевалье Де ля Бар являются мне в моих снах. Говорят, что наш век смешон,- он страшен». И просветители заговорили о веротерпимости, о том, чтобы позволить людям свободно избирать себе веру и не преследовать их за религиозные убеждения. Теме веротерпимости посвящена трагедия «Заира» Вольтера. Веротерпимость составной частью входила в круг идей, называемых вольномыслием, куда включались и призывы к отказу от привилегий для дворян и церковников, к равенству всех людей перед законом, к свободе. Напомним: XVIII век - век дворянско-сословных монархий в Европе, век феодализма. Монархи были абсолютными правителями, стоявшими над народами и законами. В XVII веке народ с этим мирился и даже поддерживал королевскую власть как узду против своеволия местных князьков, не подчинявшихся центральной государственной власти и чинивших произвол, создававших в стране хаос и анархию. В XVIII веке обстановка изменилась. Королевская власть полностью слилась с паразитирующим дворянством и духовенством и, защищая их интересы, позволяла беспощадно грабить тружеников городов и сел.
Фонвизин, побывавший во Франции незадолго до революции 1789-1794 годов, писал оттуда на родину: «...Воображение человеческое никак представить себе не может варварства и бесчеловечия, с каким трактуются несчастные люди. Не могу выйти из удивления, как нация просвещеннейшая и, по справедливости сказать, человеколюбивейшая может терпеть, чтобы такие лютости совершались среди столичного города». О бедствиях народа заговорили просветители, писатели, поэты, драматурги, философы, композиторы, художники - все «великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближавшейся революции», как писал Энгельс1. Эти могучие силы сосредоточились в издании многотомной просветительской Энциклопедии, так недобро поминаемой доктором Бартоло в комедии Бомарше. Главным редактором Энциклопедии был один из деятелей Просвещения, философ и писатель Дени Дидро. В течение многих лет неутомимо трудился он, собирая вокруг нее лучшие умы Франции, претерпевая невзгоды и лишения. Правительство не раз подвергало издание запрету. Наконец, последнее «несчастие» XVIII века в списке доктора Бартоло - мещанские драмы. О них следует поговорить особо. В XVIII веке, как и в предшествующем XVII, в искусстве Франции еще царил классицизм, помпезный, строго регламентированный, допускавший на трагедийную сцену только высокопоставленных лиц - королей, принцев, мифических героев или деятелей далекого прошлого. И если в XVII столетии он пышно расцвел, породив таких гигантов, как Корнель, Расин, Мольер, то теперь в обстановке общего кризиса абсолютизма и всей феодальной системы во Франции он уже не мог сохранять своих прежних позиций. Просветители начали критиковать жанр классицистической трагедии. «Все преувеличено в этих драмах: страсти - всегда безумные, преступления - всегда ужасающие, но столь же далекие от природы человека, как и неслыханные среди наших нравов»,- писал Бомарше. Дидро, Бомарше и другие предложили заменить трагедию сценическим жанром, более близким современным нравам. Этот новый жанр они называли по-разному: «слезной комедией», «мещанской драмой», «серьезной драмой». «Серьезная драма;- писал Бомарше,- нечто среднее между героической трагедией и веселой комедией». Она должна изображать людей обыкновенных, их скромные радости и страдания, прославлять неприметную доблесть, моральную красоту простого человека. «Чем ближе положение страдающего человека к моему, тем сильнее его несчастье захватывает мою душу», - рассуждал Бомарше. Реакционерам XVIII века новый жанр показался опасным. Эти произведения явно благоволили простолюдинам и часто обличали аристократов. Однако новый жанр не вытеснил со сцены классицистическую трагедию. Во время революции классицизм больше всего подошел
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. - Т. 19. - С. 189.
духу времени, требующему героизма и гражданственности. В Париже ставились классицистические трагедии Вольтера, вызывая революционный энтузиазм зрителей, звучала революционная патетика. Это был уже иной, революционный классицизм. XVIII век во Франции завершился грандиозной революцией, которая разрушила феодальный порядок. Король Людовик XVI был казнен, дворянские привилегии были отменены. Не все мечты просветителей осуществились в новом, теперь уже буржуазном миропорядке. Возникли новые социальные проблемы, новые несправедливости. Их не могли предвидеть просветители, они искренно верили, что разум и просвещение приведут общество к свободе, равенству и братству. Франция XVIII века открыла новую эру в историческом развитии человечества. Справедливо писал М. Горький: «Франция! Ты была когда-то колокольней мира, с высоты которой по всей земле разнеслись однажды три удара колокола справедливости, раздались три крика, разбудившие вековой сон народов,- Свобода, Равенство, Братство!» Имена Вольтера и Бомарше, их сочинения вошли в культурный фонд России. Александр Радищев, автор знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», книги запрещенной, сожженной по приказу Екатерины II, писал о том, что Вольтер, как и Расин и Шекспир «читаны будут, доколе не истребится род человеческий». Имя Вольтера на устах сатирических персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедии Бомарше русские передовые люди оценили за их острую политическую направленность. «Главный интерес этой пьесы политический: она была злою сатирой на аристократию XVIII века»,- писал В. Г. Белинский о комедии «Женитьба Фигаро». И это понимал сам автор. Его пьесы ниспровергали политические и социальные устои сословной монархии во Франции XVIII века. Читатель найдет в этой книге пьесы двух наиболее прославленных французских авторов XVIII века - Вольтера и Бомарше. Театр всегда, во все времена обладал огромной силой воздействия на массы, в предреволюционные годы эта его пропагандистская роль возросла во много раз. Вольтер писал для театра в течение 60 лет. Его трагедии и комедии были насыщены новыми философскими и политическими идеями, готовя французское общество к великому социальному перевороту. Бомарше написал для театра несколько пьес. Написанные с блеском несравненного комедийного искусства, они имели острую политическую направленность и являли собой, как говорили тогда, уже революцию в действии. 6 *** |