Т-34 против "Тигра" В битве с немецко-фашистскими захватчиками у стен Москвы приняли участие все рода войск, и только их тесное взаимодействие привело к победе. Важнейший вклад в разгром врага внесли бронетанковые войска.Танки поддерживали в боях нашу героическую пехоту, на которую легли основные тяготы и лишения тяжелейшей битвы. Для прорыва фронта и развития наступления создавались подвижные ударные группы, в состав которых также входили танковые части. На направлении главных ударов максимально сосредоточивались имевшиеся танковые силы. И хотя они были тогда невелики - в частях, оборонявших Москву, насчитывалось 670 танков (из них 205 тяжелых и средних) против 1000 танков противника - однако преимущество наших мощных КВ И Т-34 позволило танковым соединениям внести важный вклад в общую победу над врагом.
Мощь танка Т-34, по свидетельству специалистов, - лучшего танка второй мировой войны, противник особенно почувствовал в Московском сражении, когда стали эффективно использовать его огневые и тактические качества. Ни немецкие танки, ни противотанковая артиллерия не могли противостоять его броне и вооружению. Мощность его пушки во много крат превосходила мощность пушек немецких танков. Снаряды противотанковой артиллерии не пробивали лобовую броню Т-34. Это заставило немецкое командование применять тяжелую артиллерию и зенитные орудия, отвлекая их от основных задач. Превосходство наших танков вынудило Фашистскую Германию приступить к перевооружению своих танковых войск в ходе войны. В результате лихорадочных усилий к 1943 году начался выпуск "Пантер" и "Тигров". Однако и эти танки, на которые возлагались столь большие надежды, не могли противостоять нашим Т-34, КВ и ИС.
А.Волгин. Массовое появление танков на полях боев второй мировой войны полностью изменило характер военных действий. Из позиционной борьбы времен первой мировой войны сражения превратились в быстротечные маневренные операции с темпом наступления до 60-100 км в сутки. В течение всей второй мировой войны танки являлись главной ударной силой армий. На полях сражений с противоборствующих сторон действовало более 250 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок. Они решали судьбы сражений и государств.
Историю танков можно начать с битвы на Сомме в 1916 году, когда англичане, успешно применив танки, взломали оборону кайзеровских войск. Однако в первую мировую войну точка зрения военных руководителей разных стран на роль танков была весьма противоречивой: от полного отрицания кайзеровскими генералами до восторженного превознесения англичанами. Мнение русских военноначальников было осторожным: против танков и не возражали и не уделяли им достаточного внимания.
С появлением двигателя внутреннего сгорания в ведущих промышленных странах наметились предложения по созданию бронированных машин с артиллерийско-пулеметным вооружением. В России первый технически обоснованный проект был разработан в 1911 году В.Д.Менделеевым, сыном знаменитого русского химика. Некоторые из его идей были настолько интересны, что нашли применение уже после второй мировой войны, в частности он предложил опускать корпус танка с гусениц на грунт для увеличения точности стрельбы и уменьшения габаритов, а следовательно , и поражаемости от огня противника. Танк с характеристиками, подобными машине В.Д.Менделеева, был создан в Германии только в конце второй мировой войны (крупповская модель сверхтяжелого танка).
Танк Менделеева не был построен, так как военное министерство считало эту машину преждевременной. Однако своей военно-технической политикой оно способствовало отработке отдельных элементов, и в первую очередь двигателей на тяжелом топливе, пушек и брони, что сыграло в дальнейшем важную роль в создании отечественного танкостроения. Первый танк в нашей стране был построен в Риге по проекту А.А. Пороховщикова, разработанному до первой мировой воны Машина называлась "вездеход". Слово "танк" применительно к боевым машинам тогда еще не было принято.
Вездеход представлял собой бронированную гусеничную машину с вращающейся башней, в которой размещался пулемет. Испытания ее были проведены 18 мая 1915 года. Скорость вездехода составляла 25 верст в час. Зимой того же года на испытаниях в Петрограде она была доведена до 40 верст в час. В дальнейшем в связи со сдаче2 Риги наступавшим кайзеровским войскам, работы над машиной прекратились. Планы по серийному выпуску на рижском Русско-Балтийском заводе так и не были осуществлены.
Одновременно строились опытные машины и других конструкторов танк Н.Н.Лебеденко (по его схеме во время второй мировой войны строили тягачи для вытаскивания танков). Рыбинский завод в 1915 году представил проект 20-томного гусеничного танка с двигателем в 200 л. с, и мощной I07-мм пушкой. Однако производство тракторов в России в достаточной мере не было развито, и поэтому упор делался на выпуск бронеавтомобилей на основе серийно выпускаемых отечественных и зарубежных моделей. Уже тогда придавали большое значение мощности вооружения (на некоторых машинах ставили 76-мм пушку и два пулемета) и рациональному бронированию, от которого рикошетировали пули.
За рубежом первые танки 6ыли построены в Англии в июле 1916 года (танк «Марк-1»). В сентябре 1916 года они приняли участие в боях на Сомме. Французские танки впервые приняли участие в боях 15 апреля 1917 года. Германия приступила к проектированию танков сразу же после боев на Сомме. Немецкое командование в начале войны отрицало роль бронированных машин, но, убедившись в их силе на практике, приступило к срочному строительству танков. Правда, первые таики кайзеровская армия смогла получить лишь в 1918 году. К концу первой мировой воины в армиях стран Антанты насчитывалось свыше 8 тысяч танков, в том числе американских.
Красная Армия приступила к формированию броневых частей в 1918 году. В октябре 1918 года в ее составе насчитывалось 37 бронеотрядов, оснащенных, как правило, четырьмя бронеавтомобилями, три из которых были пулеметными, а один — пушечный. В отряде имелись также мотоциклы и обычные автомобили.
В боях под Царицыном в том же 1918 году несколько бронеотрядов были объединены в броневую колонну и использовались самостоятельно. Такая тактика применения бронесоединений нашла дальнейшее развитие в боях на Халхин-Голе, когда концентрированный удар нескольких сотен танков привел к полному разгрому японских войск. Так же применялись танковые силы вермахтом с начала второй мировой войны.
Первое производство гусеничных бронированных машин было организовано в нашей стране в конце 1919 года. Танки строили на Сормовском заводе при участии заводов АМО и Ижорского. АМО поставлял двигатели, а Ижорский завод — броню. Танки вооружали 37-мм пушкой и пулеметом. В качестве прототипа использовался трофейный танк «Рено". Всего было построено 15 таких машин. Несколько позже был начат серийный выпуск танка MC-I, спроектированного отечественными конструкторами.
Первые танковые отряды были созданы по приказу Реввоенсовета от 28 мая 1920 года. В отряд входили три танка, автомашины, мотоциклы и железнодорожный состав для переброски танков на нужный участок фронта. Осенью 1920 года было выпущено первое наставление по применению танков, в котором рассматривались прорыв обороны противника, поддержка своих войск, применение броневых машин в обороне и т. д.
Начиная с 1919 года в системе оборонной промышленности стали проводить конкурсы на проект лучшего танка. В последующие 20 лет было сконструировано и принято на вооружение большое число различных танков— легких, средних и тяжелых. Некоторые из моделей значительно опередили свое время в результате правильно направленных и распределенных усилий по созданию броневых корпусов, двигателей и вооружения. Наряду с проектированием новых машин обращалось особое внимание на подготовку конструкторов по вооружению, двигателям и танкам в целом. Для всестороннего развития и совершенствования отечественной танковой техники была проделана большая работа по тщательному анализу зарубежного танкостроения. Неоднократно закупались иностранные машины (английские «Виккерсы», танки американского конструктора Кристи и т. д.), в том числе признанные негодными для вооружения своих стран, однако заключавшие в себе целый ряд ценных технических решений. Это диктовалось жесткими требованиями создания танков, существенно превосходивших все зарубежные образцы, по cуществу, танков следующего поколения. Сконструированные в результате использований новейших достижений мировой отечественной науки машины проходили всестороннюю проверку не только на полигонах, но и в огне боев на Дальнем Востоке и в Испании, на Карельском перешейке. Именно в результате такой целенаправленной работы родились танки Т-34 и КВ.
На основе полученного боевого опыта и конце 30-х годов было принято решение создать средние и тяжелые танки с сильным противоснарядным бронированием, оснащенные мощной пушкой и дизельным двигателем
К началу вооруженных действий на Карельском перешейке такие машины были разработаны и изготовлены. По результатам боевых действии из нескольких образцов опытных машин для серийного производства были отобраны тяжелые танки, получившие наименование КВ. Но построить новые машины в нужном количестве, обучить необходимое число экипажей, устранить выявившиеся недостатки новых танков до начала войны не удалось. На 22 июня 1941 года было изготовлено 1225 танков Т-34 и 636 танков КВ. Работы, которые привели к созданию танка Т-34, были начаты танкостроителями еще в начале 30-х годов. На целом ряде машин были отработаны основные технические решения. Непосредственным предшественником Т-34 был танк Т-32.
Т-34 был спроектирован группой под руководством А. И. Кошкина. Танк имел корпус, известный в литературе под названием идеальный, с броневыми плитами, которые располагались под углом для, отражения снарядов. Лобовая броня была толщиной 60 мм. Танк вооружали 76-мм пушкой и одним пулеметом. Экипаж состоял из 4 человек. Дизель мощностью 500 лошадиных сил сообщал 26-тонной машине скорость на шоссе 55 км/час. Удачная конструкция подвески машины позволяла сохранить большую скорость по пересеченной местности. В целом машина была хорошо продумана, что в дальнейшем по мере усиления немецких танков позволило, не меняя конструкции, увеличить бронирование и поставить пушку калибром 85 мм.
Танк KB был спроектирован И. Л. Духовым на Кировском заводе в Ленинграде и принят на вооружение в декабре 1939 года. 47,5-тонный танк имел экипаж из 5 человек, вооружался 76-мм пушкой и четырьмя пулеметами. Дизельный двигатель (550 л. с.) позволял развивать скорость 35 км/час. Подвеска танка отличалась от Т-34, а расположение броневых листов корпуса (лобовом лист — 75 мм) только частично было рассчитано на рикошетирование снарядов. Ходовая часть в первых сериях была менее надежна, чем у Т-34. Однако основную массу советских танков составляли Т-26 и БТ-7 Они имели относительно слабое бронирование, не выдерживавшее удары противотанковых пушек того времени, но отличались высокой скоростью по шоссе. БТ-7 имел скорость 62 км час на гусеницах и 86 км/час на катках, гусеницы при этом снимали. Эти машины находились большей частью в эксплуатации давно и были сильно изношены. В связи с запланированным перевооружением на Т-34 и KB их не ремонтировали, не заменяли новыми, однотипными. Кроме перечисленных образцов, армия имела значительно большое число легких танков, разведывательных, плавающих, огнеметных, авиадесантных и других, а также небольшое число тяжелых — разных типов.
В 1940 году на вооружение был принят легкий плавающий танк Т-40 конструкции Н. А. Астрова. На его базе в первые месяцы войны был создан танк Т-60, вооруженный авиационной скорострельной пушкой, а в 1942 году —Т-70 с 45-мм пушкой. В этих конструкциях применяли сдвоенные бензиновые автомобильные двигатели и ряд других узлов автомобилей. С переходом завода, выпускавшего Т-70, на производство самоходных артиллерийских установок их выпуск был прекращен, но эти танки пользовались популярностью в войсках и применялись до конца войны в качестве разведывательных. Историки второй мировой войны отмечают, что Т-70 по своим боевым качествам превосходил лучшие разведывательные танки других стран — немецкий «Лукс» и американский «Стюарт».
К началу нападения на СССР на вооружении вермахта состояли в основном танки типа Т-III и T-IV с пулеметно-пушечным вооружением. Созданы они были на базе танка Т-II — «Лукc», по результатам его участия в боях в Испании. Эти танки имели сравнительно высокую скорость — 55 км/час по шоссе и довольно слабую броню—15—30 мм. Двигателем служил бензиновый мотор. Танк Т-II отличался хорошей маневренностью, надежностью узлов и в различных вариантах применялся до конца войны для разведки, несмотря на слабую 20-мм пушку.
Т-III имел корпус без наклона броневых листов, выпускался в различных модификациях. В связи с увеличением толщины брони мощность двигателя постепенно увеличивали. В целом машина была хорошо отработана. С 1943 года применялся только в качестве вспомогательной машины. Последние модификации имели 300-сильный бензиновый двигатель 55-мм пушку.
Заменивший Т-III танк T-IV имел массу в первом варианте 17,5 т, в последующих масса непрерывно увеличивалась и достигла 24 т при толщине лобовой брони 85 мм. С длинноствольной 75-мм пушкой, введенной в 1942 году, был способен противостоять равным по весу танкам армий других стран. Однако с увеличением массы скорость и маневренность его снизились. Тем не менее его применяли до конца войны, так как организовать производство танков новых типов в нужном количестве фашистская Германия не смогла. Как свидетельствуют военные специалисты, T-III и T-IV отличались высокой надежностью, чего в последующих моделях добиться не удалось.
К 22 июня 1941 года па границе с СССР было сосредоточено 3712 немецких танков. Гитлеровское командование считало, что этого количества бронетанковой техники более чем достаточно, чтобы обеспечить себе победу. Генералы придерживались точки зрения, что война должна быть выиграна тем оружием, которым начата, Однако стойкое, упорное сопротивление, контрудары советских войск расстроили планы немецкого командования. Уже к концу первого месяца войны число танков в германских войсках составило лишь половину от начавших войну.
Отсутствие хороших дорог и пересеченная местность, осенняя распутица сильно подорвали репутацию имевшихся на вооружении танков. Советские обычные дивизионные пушки, не говоря уже о противотанковых, легко пробивали броню на дистанции более километра. Поджигали немецкие танки и пули противотанковых ружей. Однако, не считаясь с потерями, имея многократный перевес в вооружении, особенно тяжелом, вермахт продолжал движение на восток. К концу 1Э41 года было уничтожено и повреждено 3700 машин. Потери в танках уже в августе поставили под вопрос перспективы войны на востоке. Уже в первый период войны в явной форме выявилось превосходство Т-34 над немецкими танками. Один из ведущих специалистов по применению танков, генерал Г. Гудериан, командовавший танковой армией вермахта, которая пыталась прорваться к Москве, после сражения под Орлом пришел к выводу, что качественное превосходство в танках перешло к советским войскам. Столкнувшись с танками Т-34 и КВ немецкое командование не нашло ничего лучшего, как запретить своим танкистам вступать с ними в бой!
На основе доклада Гудериана началась срочная модернизация танков Т-Ш и TIV.
Однако компенсировать модернизацией превосходство Т-34 в бронировании, хорошей скорости по пересеченной местности, высокой проходимости и высокой ремонтнопригодности было невозможно. Начался лихорадочный поиск выхода из создавшегося положения. С одной стороны, было нежелательно провести перевооружение на новые типы танков в ходе военных действий, а с другой стороны, никакая модернизация танков Т-III и TIV не могла дать возможность противостоять танкам Т-34. Ввиду безисходности положения уже в в 1941 году было решено начать выпуск средних танков T-V известных под названием «Пантера», и тяжелых танков T-VI «Тигр», которые в то время уже были созданы и выпускались опытными партиями. Катастрофа под Сталинградом заставила ускорить осуществление; этих планов.
«Тигр-1» имел корпус с ненаклонными носовыми и бортовыми броневыми листами. Масса машины составляла 56—62 т, длина— 6,2 м. Бензиновый двигатель мощностью 655 л. с. давал возможность развить на ровном месте скорость 37 км/час. Лобовая броня имела толщину ПО мм, а и отдельных модификациях — 130 мм. Танк вооружали длинноствольной 88-мм пушкой, созданной на базе зенитного орудия. Надо отметить, что установка зенитного орудия была вынужденной мерой, так как до войны в Германии не были разработаны мощные танковые пушки. Создать же их в условиях военного времени оказалось невозможным.
Однако, несмотря на толстую броню, стойкость ее против снарядов была недостаточна. Против ожидания потери «Тигров» на советско-германском фронте оказались катастрофическими. Это заставило модернизировать Тигр-1»: ввести наклон носовых и бортовых листов, увеличить лобовую броню до 130 мм, изменив тем самым машину. Она стала называться «Королевский тигр». Он имел длину 7,3 м, массу—57—67 т, 700-сильный бензиновый двигатель сообщал скорость по шоссе 42 км/час. Малая уязвимость советских танков заставила увеличить длину 88-мм пушки. В целом машина была перетяжелена, отличалась малой подвижностью, что позволило успешно бороться с ней танками Т-34, расстреливавшими их с бортов. Модернизация «Тигра-1» в условиях военного времени привела к провалу программы выпуска тяжелых танков. В итоге «Королевских тигров» было выпущено всего лишь 508 штук.
Наряду с выпуском тяжелых танков германская промышленность пыталась наладить производство среднего танка — основного типа танка второй мировой войны. В Германии средним танком второй половины войны считалась «Пантера», по массе соответствующая нашему тяжелому танку КВ. Частично это объяснялось тем, что качество немецкой брони значительно уступало качеству советской, не была разработана и эффективная технология сварки. Для того, чтобы преодолеть превосходство советских бронетанковых войск в уровне вооружения, была предпринята попытка скопировать советские танки. В своих воспоминаниях Г. Гудериан пишет, что по предложению войск еще осенью 1941 года в Германии попытались изготовить танк КВ. Но это оказалось невозможным из-за трудности воспроизведения советской технологии и, в частности сварки броневых листов. На советских заводах броневые листы сваривали автоматически под слоем флюса по методу О. Е. Патона.
Средний танк «Пантера» имел массу 42 — 45 т и длину, включая пушку, 8,65 м- На некоторых моделях ставили усовершенствованную 75-мм пушку. На ровной дороге 700-сильный двигатель разгонял машину до 54 км/час.
По мнению советских военных специалистов, лучшим немецким танком была «Пантера» По мнению германских авторов, предпочтение отдается «Тигру». Однако та и другая машина отличались низкой надежностью, часто выходили из строя ходовая часть, система питания топливом и т. д. Поэтому эти машины нередко не доходили до поля боя или ломались под огнем
С перевооружением вермахта танками T-V и T-VI гитлеровское командование связывало особые надежды на коренной перелом военных действий. Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение второй; мировой войны. Немецкое командование, так же как и в 1941 —1942 годах, решило добиться победы массированньм применением танков, поддерживаемых авиацией. Германия сделала все, чтобы выиграть Курскую битву. Надежды на новые танки были столь велики, что начало сражения было отложено на несколько недель, так как поставка «Тигров» и «Пантер» на фронт задерживалась. В сражении со стороны немцев принимали участие 2700 танков и самоходок и около 2000 самолетов. На участке наступления было сосредоточено 550 тысяч солдат и более 6000 орудий. Войсками командовали лучшие командиры, имеющие боевой опыт, многие из них участвовали еще в первой мировой войне. Наступление тщательно и долго готовилось. Накануне битвы Гитлер, обращаясь к войскам, сказал: «Мои солдаты! Наконец вы имеете лучшие танки, чем они!»
4 июля в 15 часов Курская битва началась. В решающей схватке сражения, происшедшей 12 июля под Прохоровкой, с обеих сторон приняло участие более 1200 машин, 700 с лишним из них были немецкие. На широком поле во встречном бою сошлись танковые дивизии СС и 5-я гвардейская танковая армия под командованием Ротмистрова. На направлении главного удара пехоты не было, ей просто не оставалось .места. Это было танковое сражение. Глубина боевых порядков танков доходила с обеих сторон до четырех километров. Так как машины оказались перемешанными, противотанковая артиллерия принимала незначительное участие. По этой же причине не могла действовать бомбардировочная авиация. Лишь истребители непрерывно дрались над полем сражения, и горящие самолеты падали на горящие танки. На поле сражения осталось более 400 немецких танков. «Пантер» уцелело лишь несколько штук. Утром 13 июля
Гитлер отдал приказ немедленно прекратить операцию «Цитадель». Потери тяжелой техники на Курской дуге Германия уже никогда не смогла возместить. Подготовка к борьбе с «Тиграми» и «Пантерами» началась сразу же, как только просочились первые сведения об этом долго хранившемся в тайне сверхсекретном вооружении. Первые шесть опытных «Тигров» были направлены для боевых испытаний под Ленинград осенью 1942 года. И все шесть были уничтожены вблизи станции Мга батареей наших 122-мм гаубиц. Она расстреляла из засады танки, двигавшиеся глухой лесной дорогой к линии фронта. Эти выстрелы, раздавшиеся на захваченной фашистами территории, дискредитировали танк, на который возлагались столь большие надежды Вместо запуска в серию начались работы по изменению конструкции. В итоге «Титр» был утяжелен, лишился подвижности и был поставлен на массовое производство только к лету 1943 года.
Когда первые образцы.«Тигров» появились в 1942 году на фронте, наше военное руководство и конструкторы встали перед проблемой создания средств борьбы с ними. Поступавшие с фронтов сведения первых столкновениях с новым немецким танком и о поражении его огнем обычной артиллерии были встречены с недоверием: расчеты показали, что лобовая броня 110 мм должна была выдерживать даже прямые попадания. Ответ на этот вопрос требовался немедленный—от этого зависело, перевооружать или не перевооружать наши войска перед летней кампанией 1943 года.
Сразу же был предпринят целый ряд усилии военных разведчиков и партизан, целью которых ставились захват и переправка "Тигра" в распоряжение наших специалистов. В итоге в январе 1943 года на полигоне состоялись опытные стрельбы по «Тигру», который был захвачен в полной исправности, с запасом снарядов, патронов и бензина. Стрельбы, проводившиеся в присутствии представительной комиссии, в числе которой был и нарком танкодрома В. А. Малышев, показали, что имевшаяся в войсках артиллерия действительно поражала эти танки. Когда члены комиссии подошли к танку, они не поверили своим глазам: снаряд 85-мм пушки пробил лобовую броню, прошел навылет и; вырвал кормовой лист. Испытания показали, что срочного перевооружения не требуется, что германские конструкторы вынуждены были поставить толстую броню из-за ее низкого качества, а броневая мощь «Тигра» была кажущейся.
И все-таки появление в массовом количестве «Тигров» и «Пантер» вынудило предпринять ответные меры, направленные на то, чтобы наши танки и артиллерия получили подавляющее превосходство над германской бронетанковой техникой во втором периоде войны. Как самая скорая мера, еще перед Курской битвой было принято решение приступить к массовому выпуску самоходных артиллерийских установок (САУ) на основе серийно выпускавшихся танков Т-70, Т-34 и KB-IC для борьбы в первую очередь с новыми танками противника В июле 1943 года первый образец САУ 152-мм гаубицей конструктора Ф. Ф. Петрова был собран. К началу Курской битвы САУ-152 поступили на фронт. Их 50-килограммовые снаряды шутя сбрасывали башни с «Тигров» В 1942 году было намечено усилить вооружение танка КВ. В Курской битве участвовали КБ с 85-мм пушкой, спроектированной на основе зенитного орудия.
Во второй половине Великой Отечественной войны наряду с танками грозной силой на полях сражений стали самоходные орудия. Принятое в октябре 1942 года постановление Государственного Комитета Обороны о развертывании массового выпуска самоходных артиллерийских установок (САУ) подвело черту под спорами военных специалистов о роли этого вида боевой техники в военных действиях. Полемика по поводу нужности или ненужности самоходной артиллерии развернулась еще в 30-е годы. У этого вида артиллерии были и сторонники, результатом деятельности которых стали разработки и выпуск малыми сериями отечественных самоходных артиллерийских установок разных классов, и противники, особенно среди танкистов, которые считали самоходные орудия из-за их невращающейся броневой рубки (так на САУ называют башню) лишь ухудшенными танками.
И только опыт военных действий, а также анализ применения самоходных орудий противником показали целесообразность использования САУ в широких масштабах. Главным доводом в пользу самоходной артиллерии послужили поиски методов борьбы с массированным применением танков немецко-фашистскими войсками,; В первый период войны борьба с ними легла в основном на артиллерию, так как имевшихся в наших войсках танков Т-34 и KB было недостаточно для противоборства с танковыми клиньями вермахта,насчитывающими многие сотни машин. Основным способом ведения огня по танкам всегда была стрельба прямой наводкой, когда орудие и танк находятся в пределах прямой видимости друг друга. В этой ситуации орудийный расчет оказывался практически ничем не защищенным от огня бронированного противника. И нередко, прежде чем танк подходил на дистанцию эффективного выстрела противотанковой пушки, ее расчет оказывался выведенным из строя даже не прямыми попаданиями, осколками и взрывной волной. Кроме того, скоротечность боя, вызванная высокой маневренностью танков, требовала быстро развернуть пушки, нередко в обратную сторону, быстро сменить позицию, и часто такая быстрота была не под силу поредевшему расчету. В этих условиях уменьшить потери и увеличить эффективность артиллерийского огня могли только броня и мотор.
Надо заметить, что роль САУ не ограничивалась только лишь борьбой с танками. Другая важная сфера применения самоходной артиллерии — непосредственное сопровождение пехоты в наступлении. Обычно легкая артиллерия сопровождает пехоту для того, чтобы в нужный момент поддержать атакующих стрельбой прямой наводкой, подавить огневые точки противника. Расчеты на руках катят свои пушки в цепях наступающей пехоты, несут на себе снаряды, и все это под огнем противника, для которого орудие представляет собой заманчивую цель. И здесь замена обычных пушек бронированными самоходными оказывает неоценимую помощь. В апреле 1943 года начальник штаба артиллерии генерал Ф. А. Самсонов докладывал Государственному Комитету Обороны: «Опыт показал, что самоходные орудия нужны, так как ни один другой вид артиллерии не дал такого эффекта и непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и во взаимодействии с ними в ближнем бою».
При всем сходстве требования к самоходному орудию отличаются от требований, предъявляемых к танку. Прежде всего при равном весе машин орудие САУ должно быть более мощным и дальнобойным, чтобы поразить танк еще на подходе, когда сама САУ остается вне досягаемости его выстрелов. Мощную пушку разместить во вращающейся башне наподобие танковой не удавалось, так как в период войны САУ выпускали на базе корпусов и ходовой части серийных танков. Поэтому пушку установили в неподвижную броневую рубку. При наводке ствол орудия отклонялся по горизонтали лишь в пределах 20°. Большие углы требовали поворота всей машины. Только много лет спустя после второй мировой войны стали выпускать самоходные орудия с вращающейся башней и специально сконструированными броневыми корпусами и ходовой частью.
Идея самоходного артиллерийского орудия родилась еще в период первой мировой войны. Заметим, что многие первые танкн не имели вращающейся башни и по современным понятиям были самоходными орудиями. Бронепоезда, которые тогда широко строили ин применяли, представляли собой целые бронированные батареи. Мощные пушки устанавливали и на бронеавтомобили. В России выпускалось несколько моделей пушечных броневиков, вооруженных 76-мм пушкой.
В советское время была проведена большая работа по созданию опытных конструкций САУ различных классов и назначений: от легких батальонных, разработанных еще в 1923 году, до зенитных (1935 год). САУ крупного калибра —130 мм и 152 мм — выпускали в небольшом количестве с 1939 года. Они приняли участие в битве за Москву осенью и зимой 1941 года. В начале воины было выпущено 100 самоходок САУ~ЗИС-30.Эта конструкция представляла собой пушку ЗИС-30; калибра 57 мм, установленную на шасси частично бронированного артиллерийского тягача «Комсомолец».
Сразу же после постановления ШКО началась энергичная работа по развертыванию массового выпуска САУ. Накопленный опыт их проектирования позволил предельно сократить сроки освоения новой техники. В конце 1942 - начале 1943 года впервые партии САУ были изготовлены и отправлены на фронт. СУ-152 на базе танка КВ-1с была сконструирована и выпущена для испытаний уже к концу января 1943 года. Некоторые танковые заводы полностью или частично перешли на производство самоходных орудий. В 1943 году был прекращен выпуск легких танков, так как этот тип танка в дальнейшем ходе войны не мог вести успешных боевых действий. Однако на базе легкого танка Т-70 было начато производство СУ-76, предназначенной в основном для сопровождения пехоты, с дивизионной пушкой калибром 76мм. Чтобы сохранить приемлемой массу машины, в модификации СУ-76М пришлось отказаться от полного бронирования - боевое отделение сверху не было закрыто бронёй, что делало установку сравнительно уязвимой. СУ-76 пренадлежит своеобразный рекорд: из всех самоходных орудий второй мировой войны она была выпущена в наибольшем количестве -12612 машин. Интересно, что 1200 самоходок СУ-76 (под индексом "И") были изготовлены на шасси трофейного немецкого танка Т-III.
К 1943 году танк Т-34 стал самым массовым в войсках. Его конструкция непрерывно отрабатывается и улучшается. В этот период упростился броневой корпус, став более прочным, вместо четырехступенчатой коробки перемены передач была введена пятиступенчатая, улучшившая тяговые характеристики машины. Прежде к числу недостатков Т-34 относилась неудовлетворительная обзорность из танка, она была улучшена за счет установки специальной командирской башенки. Подверглись усовершенствованию и многие другие узлы машины. В это же время на базе Т-34 начался выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-122, вооруженных 122-мм гаубицей, несколько позже СУ-85, а в 1944 году СУ-100 соответственно с пушками 85мм на основе зенитного орудия и 100мм на базе морского орудия).
Таким образом, к лету 1943 года, переломному лету войны, наша армия смогла противопоставить новому "решающему оружию победы" гитлеровской Германии - тяжелым танкам (к ним перешла эта роль от прежнего "решающего" оружия - авиации) - целый ряд мощных самоходных артиллерийских установок и модернизированных танков. К этому надо прибавить начавшую поступать в войска грозную 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2, а также эффективные типы бронебойных снарядов для танковой и противотанковой артиллерии. Вот такое оружие ждало "Тигры" и "Пантеры" под Курском. Исход Курской битвы хорошо известен.
Высокие боевые качества и постоянно возрастающее количество советских танков вынудили фашистскую Германию уже в первом периоде войны увеличить производство самоходных артиллерийских установок. Ещё перед войной вермахт имел в своем распоряжении самоходные орудия нескольких типов, преимущественно небольших калибров. К летней компании 1942 года наряду с модернизацией танков Т-III и Т-IV, предпринятой в безуспешной попытке поднять их боевые качества до уровня Т-34, началось производство самоходных орудий средних калибров (75мм) на базе легких и средних танков. Однако ни модернизованные танки, ни самоходные орудия не могли сравниться с мощью Т-34 По-прежнему сохранилось его огневое превосходство над противником, а усиление брони немецких танков (до50мм вместо 30мм), не спасая от огня наших танков и противотанковых пушек, ухудшало их подвижность и проходимость.
Во втором периоде войны на базе "Тигра" и "Пантеры" немецкая промышленность начала выпускать самоходные орудия. Самым устрашающим должно было стать самоходное орудие "Фердинанд", построенное на шасси одного из вариантов "Тигра". Эта машина представляет собой пример просчета конструкторской мысли. Тяга к гигантизму, созданию всепоражающего и притом неуязвимого"абсолютного оружия" отодвинула на заний план реальность боевого применения. Масса "Фердинанда" составила 68 тонн при толщине лобовой брони 200мм. Вооружение состояло из 88-мм пушки с высокой начальной скоростью снаряда. Двигатели же (их стояло два) имели недостаточную мощность и сообщали максимальную скорость 32 км/час. В итоге получилась тяжелобронированная машина с мощной пушкой, но явно недостаточной подвижностью и проходимостью. В первых же боях "Фердинанд" показал свою непригодность и вскоре был снят с производства. Выпуск "Фердинандов" (и его разновидности "Элефант"), о борьбе с которыми часть упоминается в художественной литературе составил всего 120 машин.
Из всех многочисленных типов, построенных установок, построенных в фашистской Германии, лучшей считается "Ягд-Пантера". При массе 46 тонн машина имела броню 80мм, рациональный наклон броневых листов корпуса и доста точно мощьный двигатель, с которым она развивала скорость 45 км/час. Вооружена "Ягд-Пантера" была мощной динноствольной 88-мм пушкой с очень высокой начальной скоростью снаряда. Уменьшение толщины брони было связано с тем, что противотанковая артиллерия обеих воюющих сторон стала широко применять кумулятивные снаряды, легко пробивающие броню до 300-400мм. Это делало нецелесообразным ее наращивание в ущерб подвижности. В два последних года войны самоходные орудия стали играть ведущую роль в бронетанковых силах вермахта, а их производство превысило производство танков.
Вся выпущенная фашистской Германией бронетанковая техника второго период войны отличалась мощной броней. Но качество ее было невысоким, так как металлургические заводы не имели нужного количества легирующих добавок, которые в мирное время ввозились из-за границы. Лобовая броня самого мощного 70-тонного серийного танка "Королевский тигр" была хрупкой и раскалывалась иногда даже при попадании осколочно-фугасного снаряда большого калибра.
Тяжелое бронирование при отсутствии двигателей достаточной мощности ухудшало подвижность немецких танков. Для сравнения заметим, что самый мощный советский тяжелый танк ИС-2 был примерно равен по массе "Пантере", хотя имел пушку 122мм. К концу войны Т-34 И ИС-2, а также самоходные орудия калибром 100-152мм, построенные на их базе, попрежнему имели огневое превосходство над противником, несмотря на то, что на "Тигры" и Пантеры стали ставить новые мощные пушки. Установка на "Тиграх" 88-мм пушки, созданной на базе зенитного орудия, позволила наиболее быстро разрешить кризис в танковом вооружении. Однако при хороших баллистических данных это орудие было плохо приспособлено к работе в танке, в частности требовало установки большой башни. Выпущенную несколько позднее для "Пантеры" 75-мм танковую пушку со скоростью снаряда 1200 м/с можно отнести к удачному образцу вооружения.
К концу войны немецкие конструкторы для усиления огневой мощи предприняли попытки поставить на танки безоткатные пушки. Две пушки укреплялись по бокам башни под защитой броневых экранов. Однако трудности заряжания через люки в башне, особенно под огнем, и сложность управления орудиями не были преодолены. Эти конструкции остались на стадии экспериментальных образцов.
* Танк Т34 против Тигра (окончание)>>> |