RSS Выход Мой профиль
 
Танк Т-34 против "Тигра" (окончание)



Танковые битвы Великой Отечественной войны были выиграны не только на поле боя, они были выиграны за чертежными досками и в цехах заводов. Победа стратегии отечественной конструкторской мысли заключалась в правильном решении основных вопросов, определяющих свойства танков как боевых машин.
Танк- это совокупность вооружения брони и двигателя. Только правильное сочетание всех трех элементов делает машину боеспособной Известно много примеров когда преобладание того иои иного качества в ущерб другим сводило на нет ценность танка в бою. Совесткие конструкторы сосредоточили внимание на главном - мощи танковой пушки, броневой защите, большой скорости на пересеченной местности и проходимости по бездорожью.
Первое слагаемое - мощное вооружение - явилось результатом целенаправленных работ по созданию танковых и противотанковых пушек. Традиции мощного пушечного вооружения броневых сил восходят к пброневикам периода первой мировой войны. Как уже упомяналось, пушечные броневики русской армии были вооружены пушкой, созданной на базе отличного 76-мм дивизионного орудия Путиловского завода (образца 1902 года), знаменитой "Трехдюймовки".

В 1932 году Артиллерийское управление Наркомата обороты выдало задание на разработку новых дивизионных пушек, пригодных в том числе для противодействия танкам. Одновременно начались работы над специальными танковыми пушками. Их конструкция во многом совпадала с образцами принятых на вооружение дивизионных пушек, что в условиях военного времени давало существенные выгоды, упрощало ремонт. Тогда же приступили к проектированию более мощных 85-мм пушкой Ф-34 конструкции
В.Г.Грабина, имевшей довольно высокую начальную скорость снаряда. В начале войны за счет удлинения ствола удалось дополнительно увеличить скорость снаряда до 662м/с.  Мощность пушки Т-34 превосходила мощность пушки основного немецкого танка периода войты Т-III   В 7,6 аза. Она имела большую скорострельность - 15 выстрелов в минуту при весьма хорошей кучности боя.

В первой половине 1940 года конструктором В.Г.Грабиным были созданы опытные танковые пушки 85-мм и 107-мм и 657-мм противотанковая пушка, известная под названием ЗИС-2. Все пушки новых образцов были слишком мощные для своего времени. Даже 76-мм пушка Т-34 пробивала броню немецких танков с дистанции 1,5-2 км, тогда как немецкие танки могли поразитьТ-34 только с 500м., да и то лишь в том случае, если снаряд попадал в бортовую или кормовую часть.

Мощность ЗИС-2 оказалась столь велика, что её снаряды пробивали навылет любые серийные танки, существовавшие на начало войны. Так как у нее не было достойных бронированных целей, в начале войны выпуск пушки был приостановлен и возобновлен лишь весной 1943 года, когда ожидалось появление на поля сражения "Пантер" и "Тигров". На базе ЗИС-2 были разработаны дивизионные пушки ЗИС-3, которые даже по признанию руководства вермахта были лучшими дивизионными орудиями второй мировой войны.

Для борьбы с "Тиграми" и "Пантерами" вооружение Т-34 также решено было усилить. С конца 1943 года на танк стали ставить 85-мм орудие конструкции Ф.Ф.Петрова на базе зенитной пушки, а затем специально танковую 85-мм пушку ЗИС-С-53 конструкции В.Г.Грабина. Танк с этим вооружением, получивший индекс Т-34-85, прошел до самого конца войны. Огнем именно этого танка были уничтожены первые образцы "Королевских тигров".

На тяжелом танке ИС-2 конструкции Ж.Я. Котина и Н.Л.Духова, сменившем в 1943 году КВ, устанавливали уже 122-мм пушку. Её мощность в 1,5 раза превышала мощность 88-мм пушки "Королевского тигра".



С первых шагов танкостроения в нашей стране была принята линия на применение двигателей на тяжелом топливе. В первом конкурсе на создание танков, объявленном в 1919 году, оговаривалось условие, что двигатель должен работать на тяжелом топливе. Это было принципиальным новшеством.

Первый двигатель на тяжелом топливе (керосине) был построен в нашей стране Е.А.Яковлевым в 1889 году. Этот двигатель имел зажигание от калильной трубки. Он выпускался серийно на заводе, основанном изобретателем. Несколько позднее, в 1892 году, на Петербургском механическом заводе Э. Нобеля (ныне завод "Русский дизель") впервые в
мире был создан работоспособный двигатель с внутренним смесообразованием, известный ныне как дизельный двигатель. Свой вариант двигателя с воспламенением от сжатия Р.Дизель продемонстрировал впервые в 1897 году. Впоследствии, когда во многих странах началось производство двигателей, работающих на тяжелом топливе, они получили название дизелей. Однако в журналах того времени (например, русский журнал "Теплоход" за 1911 год) ещё шла полемика о правомочности присвоения имени Р.Дизеля уже известному типу двигателя.

На том же заводе Э.Нобиля в 1911 году начали выпуск V-образных двигателей на тяжелом топливе, который даже с современной точки зрения представлял собой весьма совершенную разработку. Разработка быстроходных дизельных двигателей для транспортных целей в 30-е годы стала возможной благодаря тому, что еще перед первой мировой войной в некоторых вузах были организованы кафедры готовившие специалистов по двигателям внутреннего сгорания. Большой вклад в двигателестроение внесли воспитанники МВТУ. Профессор В.И.Гриневецкий, впоследствии ректор МВТУ, был один из создателей научной школы двигателестроения.В 1907 году, на два десятилетия опередив ученых ведущих промышленных стран, он опубликовал книгу о методике расчета рабочих циклов двигателей внутреннего сгорания.



Учеником школы В.И.Гриневецкого профессором Н.Р.Бриллингом в 1918 году был организован научный автомоторный институт (НАМИ), ставший родоначальником нескольких научных институтов в области двигателесроения (НАТИ, ЦИАМ). В стенах этих институтов родились прототипы основных двигателей, применявшихся в авиации, танкостроении и на флоте.

В конце 20-х годов в НАМИ были заложены научно-технические предпосылки для создания танковых двигателей. Конструкторские разработки в этом направлении начались уже в НАТИ в 1931 году. Создание двигателя было поручено главному конструктору отдела двигателей тяжелого топлива А.К.Дьячкову. В короткие сроки - уже к 1932 году - были выпущены рабочие чертежи двигателя, получившего марку Д-300, и переделаны для изготовления по ним опытных образцов на Харьковский паровозостроительный завод. При массе около 1200кг короткоходный V- образный 12-цилиндровый двигатель без наддува имел мощность 300л.с. Такая мощность, а также компактные габариты, не превышающие габаритов тогдашних авиационных двигателей, были определены техническим заданием.

Освоение двигателя со столь высокими характеристиками представляло в то время большие трудности. Работы над опытными экземплярами на ХПЗ затягивались. Тогда по решению Наркомата тяжелого машиностроения в 1933 году изготовление Д-300  было передано на Ленинградский опытный завод имени С.М.Кирова. Несмотря на многие трудности, в 1935 году был изготовлен один экземпляр двигателя. Его установили на танк БТ-5 и испытывали в течение года. Испытания прошли успешно, и танк с новым двигателем был показан наркому Г.К.Орждоникидзе.

Одновременно с работой над дизелями для наземных транспортных средств в ЦИАМе - выделившемся из- НАМИ институте авиационного моторостроения - велась разработка дизелей для установки на самолеты и дирижабли.




В 1931 -1933 годах начальником отдела перспективных двигателей А.Д.Чаромским был создан авиационный двигатель тяжелого топлива АН-1. Этот двигатель, отличавшийся высокой экономичностью, послужил основой для ряда мощных быстроходных двигателей, применяющихся и по сей день. Незадолго пере войной был подготовлен беспосадочный перелет вокруг Земли самолета с двигателем Чаромского. Однако разразившаяся война не дала возможности осуществить этот сенсационный проект. Авиационные дизели Чаромского ставили на часть бомбардировщиков Ер-2 и Пе-8, принявших участие в Великой Отечественной войне. черты его конструкции сохранились в течение всей войны и его более мощные модификации (до 600 л.с.) устанавливали на танк БТ-7М, также на все танки Т-34, КВ, ИС и самоходные орудия на их базе. Таким образом, этот двигатель явился единым двигателем для подавляющего большинства бронетанковой техники со всеми вытекающими отсюда выгодами производства и ремонта в военной обстановке.Двигатель В-2 намного опередил свое время ит составил эпоху в мировом двигателестроении. Конструкция оказалась настолько удачной, что его модификации выпускаются и в настоящее время.





Опыт работы по созданию легких, быстроходных авиационных дизелей с их высокой культурой проектирования и производства был использован при постройке на ХПЗ более мощного варианта танкового двигателя БД-2 (400л.с.). В его разхработке приняли участие К.Ф.Челпан, Т.П.Чупахин, И.Я.Трашутин и другие. В конце 1933 года опытный образец был установлен для испытаний на танк БТ-5. однако обнаружившиеся дефекты потребовали доводки конструкции. В продолжение нескольких лет шли работы по повышению надежности узлов, увеличению ресурса. В итоге в 1939 году двигатель под маркой В-2 был запущен в серийное производство.

Фашистская Германия не могла создать единого танкового двигателя. В результате чего в эксплуатации находились бензиновые моторы многих моделей. Это приводило к необходимости выпускать большую номенклатуру запасных частей, усложняло организацию ремонта и обучение экипажей. По тяговым характеристикам бензиновые двигатели были хорошо приспособлены для вижения танков по твердым дорогам с достаточной скоростью. Однако в бездорожье и распутицу, когда приходилось двигаться на пониженных передачах, моторы быстро выходили из строя.

Несмотря на все усилия, германским конструкторам не удалось применить на танках дизели, хотя, как писал после войны генерал вермахта Г.Гудериан, "двигатель танка должен считаться таким же оружием, как и пушка". Когда же после сражения под Москвой предложения со стороны танкистов поставить на танки дизель превратились в настойчивые требования, были предприняты попытки решить проблему, казалось бы, простейшим путем- скопировать В-2. но сделать это не удалось, так как германская промышленность не сумела воссоздать в условиях войны технологию, приименявшуюся нашими моторостроителями.

В послевоенных мемуарах и исторических работах многие иностранные авторы связывают факты слабости бронетанковой техники фашистсткой Германии с саботажем и предательством, а нередко и прямо с успешными действиями разведки противной стороны.

Как пример крупного прочета называют вступление фашистской Германии в войну с СССР, имея на вооружении танки с противопульным бронированием и слабыми пушками, в то время, как Советская Армия располагала новыми мощными танками с противоснарядной броней. Германские офицеры после боев в Польше и во Франции высказывали критику в адрес бронетанкового вооружения вермахта, считая, что победы там были одержаны не за счет превосходства техники, а за счет правильного ее применения. Однако вышестоящиее командование указало им, что планируется в дальнейшем военные действия будут скоротечными, а поэтому противник (читай-СССР)не сможет использовать преимущества своих сравнительно малочисленных новых танков. Кроме того, делалась ставка на недавно разработанные секретные подкалиберные снаряды и снаряды с кумулятивными зарядами и было обещано, что в случае необходимости они могут быть поданы на фронт в нужном количестве.

Тем не менее высшее руководство рассмотрело вопрос о недостаточной мощности танковых пушек. Как наиболее быстрое решение вопроса было предложено увеличить длину ствола 50-мм пушки танка Т-III. Однако реализовали его лишь частично: длину ствола увеличили, но незначительно.
Другим доводом считают уже упоминавшееся отсутствие до конца войнытанкового дизель-мотора, хотя в Германии того времени выпускались дизели для грузовых автомобилей, самолетов и судов. Западногерманский историк Р.Лузар в книге "Немецкое обычное и секретное оружие второй мировой войны" пишет, что до войны и после ее начала со стороны отдельных конструкторов и военных были предложения оснастить танки дизельными двигателями. Но их отвергали, мотивируя отказ коммерческой заинтересованностью предлагающих. В итоге, как известно, дальность хода на одной заправке танка ИС составляла 220км, а "Королевского тигра" - 120км. Несравненно большей была и пожароопасность немецких танков.

К необъяснимым решениям относят затежеление "Тигров" и "Пантер", а также отсутствие у части "Тигров" пулеметов, что делало их беспомощными перед пехотой в ближнем бою, и многие другие примеры.

Однако, анализируя причины проигрыша танковой промышленности фашистской Германии в соревновании с советским танкостроением, нельзя признать приведенные доводы достаточно убедительными. С этих позиций невозможно объяснить выработку военной стратегии и связанный с ней выбор типов танков, принимаемых на вооружение, срыв производственных программ в промышленности, принятие непродуманных и поспешных конструкторских решений.

Тем ярче с дистанции сегодняшнего дня видятся нам успехи советского танкостроения. Вместе с конструкторами оружие победы ковали рабочие и инженеры танковых заводов, металлурги и многие другие герои трудового фронта. Это их усилиями в течение войны фронту было дано 102 500 танков и самоходных орудий, что почти в два раза превысило объем выпуска бронетанковой техники в фашистской Германии.

Совесткой промышленности удалось создать средний танк Т-34, который благодаря простоте и технологичности конструкции был приспоблен к массовому конвеерному производству в условиях военного времени. Этот танк без серьезных переделок прошел всю войну и послужил образцом для создания танков в Германии ("Пантера"), а после войны и в других странах.
Другим крупным достижением является создание уникального, опередившего свое время танкового дизеля.

Фашистская Германия не смогла выработать единой политики в бронетанковой технике, результатом чего явилось создание многочисленных - около 230 - образцов танков и самоходных орудий. Постоянные замены одной неудачной конструкции другой, разнотипность двигателей - все это привело к неоправданному распылению сил и в конечном итоге к кризису в области танкового вооружения.



Прочно заняв в период Великой Отечественной войны лидируещее место , советское танкостроение оказало определяющее влияние на развитие всей мировой танковой мысли и сохраняет это положение сегодня.

______

Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0