Главная » Статьи » Библиотека C4 » 3.Художественная русская советская литература |
Раздел ХРС-103
М.КольцовВОСТОРГ ЯРОСТЬОчерки и фельетоны. Статьи Воспоминания современников Составление и вступительная статья С. В. Яковлевой —М.: Правда, 1990.—480 с. |Портрет писателя Аннотация: В сборнике представлено многообразное творчество одного из крупнейших представителей советской журналистики, публициста Михаила Кольцова. В книгу вошли очерки, фельетоны, статьи, печатавшиеся в газете «Правда», а также воспоминания некоторых современников М. Кольцова о нем. Содержание:
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать СЛОВО И ДЕЛО МИХАИЛА КОЛЬЦОВА—Газетчик — старья прокурор, строкою и жизнью стройки защитник. (В. Маяковский) «Слово тоже есть дело-» утверждал В. И. Ленин. Страстное публицистическое слово Михаила Кольцова, проникнутое пафосом борьбы за идеалы РЕВОЛЮЦИИ, было делом всей его жизни, таким делом, которое и сейчас, подобно весеннему обновлению, дарит миру доброе, истинное и прекрасное. «Очень хочется жить: Когда к жесткой окоченелой хмурой земле подкрадывается весна и знаешь, что это будет еще не раз, всегда, всегда-»2 Дата —1919 год. Кольцову двадцать один год. Позади — революция, впереди — целая жизнь— «Очень хочется жить: Когда читаешь Вербицкую и знаешь, что можно написать лучше-»3 И уже через год в центральном органе партии, газете «Правда», появляются первые публикации Михаила Кольцова, которые приносят молодому журналисту признание и славу. С этого времени и «почти двадцать лет подряд,— пишет старейший советский журналист Д. Заславский,—миллионы читателей «Правды», развертывая газетный лист, искали на привычном месте—в подвале или на угловых колонках вверху — фельетоны Кольцова, его разнообразные по теме, но всегда брызжущие юмором, резко сатирические очерки и зарисовки или то, что называют иногда художественным репортажем»4. И это был целый мир, вселенная. Сама жизнь врывалась в его строчки и образы, сюжеты и явления, от которых веяло весенней свежестью, боевитостью, обновлением. Писать о Кольцове сложно — о нем много написано. Много о себе сказал он сам, хотя, быть может, совсем и не заботился об этом. Просто он писал о других, и в этой многогранной, волнующей повести о других мы читаем сегодня повесть и его жизни. ____________ 1 Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 11. С. 59. 2 «Встречи с прошлым». Выпуск 2. С. 135. 5 Там же. С. 135. 4 Кольцов М. Избранные произведения: В 3-х тт. Т. 1. С. 8. А началась она в городе Киеве 12 июня (31 мая) 1898 года в семье простого ремесленника Ефима Фридлянда, «мастера на все руки». Сын, видно, пошел в отца.- Живой, общительный мальчик был «неистощимым выдумщиком и охотником до всяких задорных затей»1. В начале века семья переезжает в Белосток, где Михаил поступает в реальное училище. Здесь он быстро находит себе занятие по душе: организует выпуск школьного рукописного журнала, в котором под псевдонимом «Михаил Синдетиконов» помещает свои пародии. заметки и стихи. Первый опыт литературного творчества не оказался напрасным и вскоре востребовался. Учась в Петроградском психоневрологическом институте, Михаил начинает сотрудничать в столичном журнале «Путь студенчества». Причем не только пишет для него статьи, обзоры и корреспонденции, но и редактирует это молодежное издание. Революция». Все, что связано с ней, навсегда вошло в жизнь Кольцова, а значит, и в его публицистику. «Семнадцатый год, февраль, март. Февральский март.» Снег тает, весна растапливает мерзлые глыбы льда, неподвижности, тиранической косности»2. Весна—начало грядущего, неизбежного обновления мира. Но лучшее время года впереди — ОКТЯБРЬ. Сбывается мечта человечества, идет отсчет нового времени, новой эпохи — КОММУНИСТИЧЕСКОЙ. Вот они, последние минуты старого, уходящего мира: «В три часа Смольный предложил Временному правительству сдать оружие. В четыре юнкера и женщины-добровольцы обещали министрам, что защитят их до последней капли крови. В шесть из Петропавловки опять предложили сдаться^. .„Из створчатой двери большого кабинета кучкой вышли министры. Они почти все здесь, Временное правительство последнего состава. Недостает троих. Верховский странно исчез. Прокопович безнадежно застрял в Мариинском дворце. А Керенский? В Гатчине, или Пулкове, или еще где-нибудь, где остались верные войска Временного правительства, временного состава временной республики»3. Кто они — эти жалкие одиночки? Временные. И этим все сказано. Сказано смело, ярко и убедительно в очерках и фельетонах Михаила Кольцова: «Далекие следы», «Февральский март», «Великое нетерпение», «Октябрь», «Пыль и солнце», «Лучшее время года», посвященных грозным событиям назревающего, победоносного, ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ. В 1918 году Кольцов вступает в ряды Коммунистической партии. Начинается напряженная работа на различных участках социалистического строительства. Он — руководитель советских киножурналистов, во главе съемочных групп едет в революционную Финляндию, под Двинск, в Смоленск... Затем — заведующий отделом хроники Всероссийского кинокомитета Наркомпроса, редактор журнала «Кинонеделя», руководит Всеукраинским кинокомитетом _________________ 1 «Михаил Кольцов, каким он был». С. 24. 2 Кольцов М. Избранные произведения: В 3-х тг. Т. 1. С. 87. 3 Кольцов М. Избранное. М., 1985. С. 14. в Киеве, политработник в Красной Армии, заместитель редактора одного из первых красноармейских изданий — газеты «Красная Армия»... «А знаете ли вы,— пишет Кольцов,— что такое выпускать газету в голоде, в нетопленой редакции и наборной, на поломанных машинах, при блокаде, отсутствии связи и людей? Мы сейчас работаем в удобных типографиях, но хорошо помним недавние времена, когда газету выпускали мы в наступающем или отступающем вместе с армией поезде, подбадривая героев и останавливая трусов, в безлунные чернильные украинские ночи на пароходе, в случайных городишках по выбору военной судьбы»1. Нет нужды перечислять весь послужной список Михаила Кольцова, он слишком велик, но хотелось бы вспомнить его работу, связанную с Народным комиссариатом по иностранным делам (НКИД) и с РОСТА. Об этом рассказывает видный советский дипломат академик И. Майский: «Он понимал психологию иностранцев и умел разговаривать с буржуазными журналистами. Нередко я передавал на его попечение приезжавших из-за границы представителей печати, иногда знакомил его с посещавшими отдел печати дипломатами. Кольцов обычно с большим искусством беседовал с ними, знакомил с нашими учреждениями и организациями, разъяснял их недоумения, отвечал на их вопросы. Как правило, эффект его общения с иностранцами был самый благоприятный для нас. Помню, как один видный американский журналист после нескольких встреч с Михаилом Ефимовичем мне сказал: — Это же не человек, а жемчужина... И такой молодой!»1. На каком бы посту Кольцов ни работал, где бы по делам службы ни находился,— в столице или на окраине, на фронте или за границей,—он всегда оставался верен себе и своей профессии журналиста. Его заметки, статьи, корреспонденции постоянно мелькали па страницах газет и журналов, но больше всего их печаталось в «Правде». Сначала Кольцов выступает в «Правде» с материалами различных жанров. Но постепенно в его творчестве все большее значение приобретает фельетон. По словам В. Ставского, Кольцов создает «новый тип полноценного художественного произведения», то есть новый подлинно советский газетный фельетон. Его задача — не забавлять читателя мелким зубоскальством, как это принято в буржуазном фельетоне, а острым и умным смехом, сатирой и юмором бороться за ликвидацию обломков рухнувшего строя, за утверждение новой жизни, нового советского человека. Серость и неграмотность, темнота и невежество, грубость и бескультурье, головотяпство и волокита, бюрократизм и приспособленчество, «разная дрянь и ерунда», способные принести далеко не ерундовый вред молодой республике, были взяты «на прицел» боевым журналистом. И его меткое публицистическое слово стреляет через десятилетия. С Яковлева Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать | |
Просмотров: 1547
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |