Главная » Статьи » Библиотека C4 » 3.Художественная русская советская литература |
Раздел ХРС-102
М.КольцовФельетоны и рассказыХудожники: В. Крючков, А. Рюмин— Пермь: Кн. изд-во, 1987.— 444 с. |Портрет писателя Аннотация: В книгу вошли фельетоны, созданные Михаилом Кольцовым в 20—30-е годы. В книге использована газетная и журнальная графика 20—30-х годов. Содержание:
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать ПОСЛЕСЛОВИЕСвой первый фельетон Михаил Кольцов напечатал в газете «Правда» в 1920 году, и с этого времени он не просто постоянный сотрудник центральной партийной газеты нашей страны, но и самый популярный советский фельетонист. На протяжении почти 20 лет миллионы советских читателей, открывая «Правду», ждали фельетоны М. Кольцова. Он становится выдающимся мастером художественного репортажа, как иногда называют жанр фельетона. Разнообразные по теме, необычайно оперативные и предельно лаконичные, изобретательные, политически острые и злые, бьющие точно по мишени, неизменно остроумные, его фельетоны всегда проблемны. И в этом смысле они — образец высокого литературного творчества, огромного художественного мастерства. «Малая форма», к которой традиционно «приписывается» фельетон, вмещала под пером Михаила Кольцова бесконечно много: он писал о политических врагах русской революции и Советского государства, создав великолепную сатирическую галерею «великих людей» «февральского марта» — царских сановников, эсэров, меньшевиков; сделал художественные эскизы о белой эмиграции, представшей в его фельетонах как «свалка истории»; писал убийственные по своей идеологической прицельности международные фельетоны; целые циклы разоблачительных фельетонов о современности. И был в них беспощаден ко всякого рода проходимцам: жуликам, расхитителям, взяточникам, ротозеям, бюрократам, самодурам, чинушам, мещанам. Писал он и положительные очерки-фельетоны о наших достижениях, пронизанные идеей социалистической новизны. Чтобы написать их, Михаил Кольцов пробует сам различные профессии: работает в качестве педагога в школе, ездит как шофер такси по Москве, служит делопроизводителем в загсе. И в этом проявлялась неуемная, жадная к жизни, динамичная и активная натура Кольцова. Знавшие его люди помнят его прежде всего в движении — в самолете или в вагоне международного экспресса, в автомобиле, на океанском лайнере. Он любил находиться в центре событий, о которых собирался рассказать, его влекли острые противоречия, неожиданные ситуации, исключительные испытания. Так, в 1927 году он под вымышленным именем отправился в Будапешт, в «царство фашиста Хорти». В Германии он проникает в Зонненбургскую тюрьму и посещает там Макса Гельца. В 1932 году пробирается в логово русской белогвардейщины — к генералу Шатилову, получает у него интервью и сам делает фотоснимок. Он все хотел видеть собственными глазами и у себя в стране: как закладываются новостройки пятилеток, вводятся новшества в промышленности и в сельском хозяйстве, как растут колхозы, крепнут города. И Михаил Кольцов пересекает всю страну, вглядываясь и размышляя, накапливая материал для острых фельетонов обо всем старом и косном, что мешало строительству нового. Михаил Кольцов был первым советским журналистом, объехавшим Европу и Азию. Он был первым советским журналистом, сделавшим «нестеровскую петлю» и увлекательно рассказавшим об этом в очерке. Он был первым советским журналистом, стоявшим во главе многих интересных культурных начинаний: выступал инициатором озеленения городов и спорил по этому вопросу с архитекторами и садоводами; по его почину возникали сотни образцовых чайных на месте грязных трактиров и пивных. Современники называли его «рыцарем культурной революции». Жажда знать, видеть, рассказывать, активно лично участвовать в созидании новой жизни вели Михаила Кольцова за рамки узкой литературной работы и открывали в нем талант организатора: именно он, создаст агитационную эскадрилью им. А. М. Горького, Р организует большое Журнально-газетное издательство I с разносторонней и обширной программой, выступает основателем и первым редактором журнала «Огонек», к редактирует сатирические журналы «Чудак» и позднее «Крокодил», вместе с Горьким — «За рубежом». Он осуществляет многие замыслы Горького, с которым крепко дружил и плодотворно сотрудничал: издание серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека романа», «История молодого человека XIX века». В 1938 году Михаил Кольцов избирается членом-корреспондентом АН СССР и депутатом Верховного I Совета РСФСР. Литературная деятельность М. Кольцоова оборвалась на «Испанском дневнике». Но и в незаконченном виде эта книга сегодня занимает первое место среди всего написанного о гражданской войне в Испании. Выдержали испытание временем и фельетоны М. Кольцова. Они писались автором как своеобразная сатирическая летопись современности, как художественная хроника тех дней. Но публицистическая злободневность и партийная принципиальность открывали далекую перспективу их жизни для читателя. И сегодня нам К глубоко созвучно то, что 50—60 лет назад волновало М. Кольцова — борьба за новый быт и мораль, за очищение Советского государства и его аппарата от бюрократов и приспособленцев, борьба за социалистическую демократию и законность, борьба за мир, дружбу, интернациональное сотрудничество. Стали далеким прошлым конкретные люди и события, о которых рассказывал М. Кольцов, но как никогда современен кольцовский смех, помогающий и сегодня движению вперед, смех поучительный, умный, оптимистический. Н. Е. Васильева, кандидат филологических наук | |
Просмотров: 3660
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |