Раздел НП-300
В. В. Швайковский
„Учебник начинающего мотоциклиста"
ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ К. И. ДЕМЕНТЬЕВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ МОСКВА 1954
Иллюстрации в книге выполнены художниками:
Корбанским В. Л., Лисиным А. П., Мощевитиным Т. П., Покровским Б. Л.
Тираж 100 000 экз.
...
| Содержание
Предисловие.
Часть первая. Устройство и обслуживание мотоцикла
Введение.
Двигатель .
Глава 1. Работа двигателя. Основные определения
Глава 2. Рабочий цикл четырехтактного двигателя
Глава 3. Рабочий цикл двухтактного двигателя
Глава 4. Устройство двигателя
Кривошипно-шатунный механизм
Неисправности кривошипно-шатунного механизма
Механизм газораспределения двигателя
Неисправности механизма газораспределения
Глава 5. Смазка и охлаждение двигателя
Смазка двигателя
Неисправности системы смазки двигателя М-72
Уход за системой смазки
Охлаждение двигателей мотоциклов
Система питания двигателя
Глава 6. Топливо для мотоциклетных двигателей
Глава 7. Карбюрация
Глава 8. Карбюраторы
Глава 9. Воздухоочистители и глушители
Глава 10. Подача топлива к карбюратору
Глава 11. Неисправности системы питания
Глава 12. Уход за системой питания
Электрооборудование мотоцикла
Глава 13. Краткие сведения из электротехники
Глава 14. Аккумуляторная батарея
Неисправности аккумуляторной батареи
Уход за аккумуляторной батареей
Глава 15. Генератор
Неисправности мотоциклетных генераторов
Уход за генератором
Глава 16. Реле-регуляторы
Неисправности реле-регуляторов и уход за ними
Глава 17. Зажигание рабочей смеси
Батарейное зажигание
Неисправности в системе батарейного зажигания
Уход за системой батарейного зажигания
Зажигание от магнето
Глава 18. Освещение, сигнал
Неисправности в системе освещения и сигнализации
Уход за приборами освещения и сигнализации
Главнейшие неисправности в работе двигателя и общий уход за ним
Глава 19. Неисправности в работе двигателя
Глава 20. Уход за двигателем
Силовая передача
Глава 21. Сцепление
Устройство и действие дискового сцепления
Неисправности механизма сцепления
Уход за механизмом сцепления
Глава 22. Коробка передач
Устройство мотоциклетных коробок передач
Неисправности коробки передач и пускового механизма
Уход за коробкой передач
Глава 23 Карданная и главная передачи
Неисправности карданных и главных передач
Уход за карданной и главной передачами
Глава 24. Передача от двигателя и задняя цепная передача
Неисправности цепных передач
Уход за цепной передачей
Ходовая часть
Глава 25. Рама и задняя подвеска
Неисправности рамы и подвески
Уход за рамой и подвеской
Глава 26. Передняя вилка
Неисправности передней вилки
Уход за передней вилкой
Глава 27. Колеса и шины
Неисправности колес и шин
Уход за колесами и шинами
Глава 28. Прицепная коляска
Неисправности прицепной коляски
Уход за прицепной коляской
Механизмы управления
Глава 29. Рулевое управление
Неисправности рулевого управления
Уход за рулевым управлением
Глава 30. Тормоза
Неисправности тормозов
Уход за тормозами
Глава 31. Органы управления
Неисправности органов управления
Уход за органами управления
Эксплуатация мотоциклов
Глава 32. Порядок регистрации мотоциклов в органах Госавтоинспекции и обкатка новых мотоциклов
Глава 33. Техническое обслуживание мотоциклов, норма расхода топлива и противопожарные мероприятия
Часть вторая. Вождение мотоцикла
Техника управления мотоциклом
Глава 34. Пуск двигателя и общие приемы управления
Глава 35. Вождение мотоциклов на местности
Правила движения
Глава 36. Общие положения
Глава 37. Элементы улицы и дороги.
Средства регулирования движения
Глава 38. Скорость движения и расположение транспорта
Глава 39. Правила обгона.
Маневрирование.
Остановки и стоянки
Глава 40. Движение на перекрестках
Глава 41. Регулирование движения посредством светофора и регулировщиком
Глава 42. Дорожные сигнальные знаки
Глава 43. Указатели и линии безопасности
Глава 44. Специальные правила
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Швайковский В. В.
„Учебник начинающего мотоциклиста"
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мотоцикл как удобное и быстроходное средство передвижения получает все большее распространение среди населения нашей страны.
Советские люди приобретают мотоциклы не только для того, чтобы быстро передвигаться на работу, но и, главным образом, чтобы использовать их для поездок за город с целью отдыха, а также для совершения больших туристских походов в период своего отпуска и участия в спортивных соревнованиях.
Большому распространению мотоциклов способствует их отличное качество, сравнительно невысокая стоимость и экономичность в эксплуатации.
Учебник начинающего мотоциклиста написан автором в соответствии с программой подготовки водителей мотоциклов в мотоциклетных школах и курсах ДОСААФ и требованиями квалификационной комиссии Госавтоинспекции на экзаменах на право управления мотоциклами имеет своей задачей помочь начинающим мотоциклистам получить необходимые знания по устройству, обслуживанию и вождению дорожных мотоциклов, наиболее распространенных в СССР.
В учебнике кратко изложены принципы устройства и работы основных механизмов современного мотоцикла со ссылкой на конструкцию этих механизмов, применяемую на мотоциклах М1А, К-125, ИЖ-49 и М-72, правила технического обслуживания механизмов, перечень основных неисправностей и способы обнаружения и устранения их, основные приемы вождения и правила движения^по улицам и дорогам СССР.
Для облегчения усвоения изложенных в учебнике сведений в конце каждого раздела даны контрольные вопросы применительно к вопросам, предлагаемым на экзаменах при получении удостоверения на право вождения мотоцикла.
При подготовке учебника использован опыт обучения мотоциклистов в школах и курсах ДОСААФ Москвы.
Для самостоятельного изучения устройства и обслуживания мотоцикла необходимо, кроме учебника, использовать материальную часть мотоцикла и другие учебно-наглядные пособия.
В связи с тем, что опыт составления краткого учебника для начинающего мотоциклиста является первым, автор с благодарностью примет все возникшие у читателей замечания и пожелания как по содержанию, так и по форме учебника
Замечания и пожелания просьба направлять по адресу: Москва, М. Гнездниковский пер., 3, Издательство «Физкультура и спорт».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
УСТРОЙСТВО И ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОЦИКЛА
ВВЕДЕНИЕ
Исторические данные и значение мотоцикла.
Мотоцикл — самодвижущаяся, одноколейная повозка — является современным быстроходным и удобным транспортным средством, предназначенным для передвижения людей и частично, для перевозки разного рода грузов по безрельсовым сухопутным дорогам.
Слово «мотоцикл» означает моторный велосипед, т. е. велосипед, снабженный двигателем внутреннего сгорания:
История создания мотоцикла длительна и включает в себя отдельные этапы, связанные с изобретением, конструктивным выполнением и усовершенствованием различных агрегатов, отдельных механизмов и оборудования мотоцикла.
Первый в мире двигатель внутреннего сгорания был построен у нас в России в 1879—1884 гг. на Охтенской судостроительной верфи в Петербурге.
Но одного двигателя для самодвижущейся повозки оказалось недостаточно, необходимо было создать еще целый ряд приборов, механизмов и агрегатов.
Еще в 1791 г. И. П. Кулибин создал коробку передач. В 1860 г. русский академик Б. С. Якоби создал аккумулятор, а в 1873 г. русский инженер А. Н. Ладыгин создал электрическую лампочку. Оба последние изобретения способствовали созданию электрооборудования современного автомобиля и мотоцикла.
Изобретение Г. Потворским карбюратора дало возможность в значительной мере усовершенствовать систему питания двигателей внутреннего сгорания.
Последующие работы в области создания мотоцикла были направлены на дальнейшее развитие и усовершенствование конструкции отдельных механизмов и деталей и методов их производства. Однако прошло много времени, прежде чем они достигли необходимого совершенства.
В конце XIX в. в России встал вопрос о производстве мотоциклов, но при дореволюционных условиях вследствие низкого уровня техники это было невыполнимо.
Мотоциклетная промышленность появилась только при Советской власти. Работы советских конструкторов имели немаловажное значение в деле создания современного типа мотоцикла.
Первая попытка постройки мотоциклов была осуществлена в 1924 г., когда были построены отечественные мотоциклы марки «Союз». Советские инженеры во главе с инженером П. Н. Львовым, конструировавшие мотоцикл этой марки, впервые применили подрессоривание заднего колеса мотоцикла и расположение цилиндра двигателя с наклоном вперед. В 1928—1929 гг. Ижевский завод приступил к подготовке массового производства мотоциклов ИЖ. Первые шесть опытных моделей, изготовленных этим заводом в 1929 г., совершили большой испытательный пробег по СССР.
За прошедший период наша мотоциклетная промышленность накопила богатый опыт и в настоящее время выпускает совершенные образцы мотоциклов.
По устройству отдельных агрегатов мотоцикл имеет много общего с автомобилем, трактором, танком, что дает возможность нашей молодежи, изучив мотоцикл, познакомиться с целым рядом областей техники.
Ежегодно мотоциклетный парк нашей Родины пополняется сотнями тысяч машин. Чтобы изготовить эти машины, требуются десятки тысяч тонн стали, алюминия, сотни тысяч шин, тысячи километров электрических проводов и много других материалов.
Мы можем с гордостью сказать, что эти машины созданы нашими советскими конструкторами и изобретателями, изготовлены на наших заводах, из нашего советского материала.
На наших глазах меняются внешний облик мотоциклов и их устройство. Они становятся все более совершенными, удобными и красивыми, а также более дешевыми и доступными для каждого.
Классификация мотоциклов. Наша мотоциклетная промышленность выпускает мотоциклы одиночки и с коляской.
Рис. 1. Первый отечественный мотоцикл „Союз"
--->>>
|