RSS Выход Мой профиль
 
В. В. Швайковский „Учебник начинающего мотоциклиста". ЧАСТЬ ПЕРВАЯ | ВВЕДЕНИЕ (окончание)


По назначению различают мотоциклы дорожные, спортивные, гоночные, а также как разновидность дорожных мотоциклов мотоциклы специального назначения.
Д о р о ж н ы е мотоциклы (рис. 2 и 5) предназначены для массового потребителя, их детали имеют повышенный запас прочности и рассчитаны на длительную эксплуатацию.
Отечественными мотоциклетными заводами выпускаются дорожные мотоциклы следующих марок: М-72, ИЖ-49, К-125 н M1А (табл. 1).


Рис. 2. Мотоцикл М-72
С п о р т и в н ы е мотоциклы (рис. 3), предназначаемые для спортивных целей, выпускаются нашими заводами или подготовляются отдельными гонщиками путем усовершенствования дорожных мотоциклов. Как правило, двигатели этих мотоциклов имеют повышенную мощность, а сами мотоциклы обладают повышенной скоростью, или повышенной проходимостью. Эти мотоциклы для нормальной эксплуатации мало пригодны.
Отечественными мотоциклетными заводами выпускаются спортивные мотоциклы марок: М-77, М-75 М-72к, * ИЖ-50. К-125с и М1Е
Г о н о ч н ы е мотоциклы (рис. 4) сконструированы и специально построены для достижения максимальных скоростей движения. Двигатели этих мотоциклов, как правило, в целях повышения мощности имеют для принудительной подачи горючей смеси в цилиндр наддув (нагнетатели). К гоночным относятся мотоциклы: С1Б, С2Б, С3В, «Комета-2» и ГК-1.
Мотоциклы с п е ц и а л ь н о г о назначения называются дорожные мотоциклы, имеющие специальное оборудование для обеспечения службы связи, противопожарных мероприятий, перевозка специальных грузов и т.п.


Рис. 3. Спортивный мотоцикл ИЖ-50

Общее устройство мотоциклов. В каждом мотоцикле, независимо от его назначения, различают следующие группы механизмов: двигатель, силовую передачу, ходовую часть и механизмы управления.


Рис. 4. Гоночный мотоцикл в обтекателе, на котором в 1954 г. установлен рекорд выше мирового

1. Д в и г а т е л ь служит для преобразования тепловой энергии в механическую работу, необходимую для движения мотоцикла.
8

2 С и л о в а я п е р е д а ч а подводит развиваемое на коленном валу двигателя усилие к ведущему колесу. Силовая передача на современных мотоциклах выполняется двух типов: я) карданная, б) цепная.
В первом случае силовая передача состоит из механизма сцепления, коробки передач, карданной и главной передач. Во втором — из передачи от двигателя (моторной передачи) сцепления, коробки передач и задней передачи.
С ц е п л е н и е предназначено для кратковременного отключения двигателя от силовой передачи с целью бесшумного переключения передач и остановки мотоцикла, а также для плавного трогания мотоцикла с места.

Рис. 5. Мотоцикл К-125
К о р о б к а передач служит для изменения усилия, передаваемого от двигателя на заднее ведущее колесо при неизменной мощности двигателя, а также для отключения двигателя от силовой передачи на длительное время.
3 Х о д о в а я ч а с т ь создает возможность передвижения мотоцикла и используется для крепления основных его механизмов; состоит из рамы с седлом, передней вилки, колес, шин и прицепной коляски.
4 М е х а н и з м ы у п р а в л е н и я служат для управления мотоциклом и работой его агрегатов и приборов. В механизмы управления входят: рулевое управление, тормоза и органы управления.
Р у л е в о е у п р а в л е н и е (рулевая колонка, рулевой амортизатор и руль) служит для направления движения мотоцикла и поддержания равновесия одиночного мотоцикла, что осуществляется в том или другом случае поворотом руля в необходимую сторону.
9
Т о р м о з а служат для быстрой остановки и удержания мотоцикла на месте; как правило, все мотоциклы имеют два тормоза — ручной и ножной.
О р г а н ы у п р а в л е н и я (рис. 6) предназначены для управления работой агрегатов, механизмов и приборов мотоцикла. К органам управления относятся:
а) рычаг ручного тормоза, располагаемый на правой стороне руля. Нажатием кисти правой руки на рычаг приводится в действие тормоз переднего колеса;


Рис. 6. Органы управления мотоциклом
б) педаль ножного тормоза, расположенная под носком правой ноги водителя. Нажатием носка ноги на педаль приводится в действие тормоз заднего колеса;
в) выключатель зажигания и центральный переключатель, служащие для выключения и включения тока в цепь электрических приборов мотоцикла.
На мотоциклах М-72 и М1А (рис. 7) выключатель зажигания располагается в фаре. Ключ выключателя зажигания и центрального переключателя имеет следующие положения:
ключ вынут, центральный переключатель находится в среднем положении — выключены все приборы;
ключ вставлен до отказа, центральный переключатель нахо-
10


Рис. 7. Положение ключа выключения зажигания двигателя мотоцикла М-72
ится в среднем положении — включено зажигание, и при нажали на кнопку работает сигнал; этим положением пользуются,при езде днем;
ключ вставлен до отказа и вместе с пластиной центрального переключателя повернут влево — включено зажигание, малая лампа фары, задний фонарь, а при нажатии на кнопку работает сигнал. На мотоциклах с коляской в этом положении, кроме вышеперечисленных приборов, включаются фонари коляски; этим положением пользуются при езде ночью по хорошо освещенным улицам и дорогам;
ключ вставлен до отказа и вместе с пластиной центрального переключателя повернут вправо — включено зажигание и большая лампа фары, которая может давать дальний и ближний свет, что регулируется переключателем на руле. Кроме того, в этом положении включен задний фонарь, а в мотоциклах с коляской— и фонари коляски, при нажатии на кнопку работает сигнал. Этим положением пользуются при езде ночью по плохо освещенным улицам и дорогам.
На мотоциклах ИЖ-49 и К-125 (рис. 8) выключатель зажигания и центральный переключатель располагают -в распределительной коробке, ключ выключателя имеет следующие положения:


Рис. 8. Положение ключа выключателя

положение 4 — включено зажигание, большая лампа фары, задний фонарь, при нажатии на кнопку работает сигнал. Этим положением пользуются при езде ночью по плохо освещенным улицам и дорогам;
положение 5 — включено зажигание, а во время работы двигателя — сигнал. Этим положением пользуются при пуске двигателя, когда разряжена или отсутствует аккумуляторная батарея;
г) педаль пускового механизма, расположенная с левой стороны мотоцикла, ниже седла. Пуск двигателя производится нажатием на педаль ногой;
д) рычаг управления сцеплением, находящийся на левой стороне руля. При нажатии рукой на рычаг сцепления двигатель отъединяется от силовой передачи;
е) вращающаяся рукоятка управления впуском в цилиндры горючей смеси (так называемая «ручка газа») располагается на правой стороне руля. При повороте рукоятки на себя (внутрь) увеличиваются подача горючей смеси и число оборотов коленчатого вала двигателя;
ж) педаль ножного переключения передач располагается на левой стороне мотоцикла, под левой йогой водителя. При нажатии носком ноги на педаль вниз включается первая передача. Вторая, третья и четвертая передачи (у мотоциклов К-125 и MlА только вторая и третья) включаются: на мотоциклах ИЖ-49, К-125 и MlА перемещением педали носком ноги вверх, а на мотоциклах М-72 нажатием на заднюю площадку педали.
После каждого переключения на следующую передачу педаль освобождают и она автоматически возвращается в исходное положение.

Таблица 1
Основные данные дорожных отечественных мотоциклов



Задача водителя в деле увеличения срока службы мотоцикла. Основными факторами, влияющими на продление срока службы мотоцикла, являются: правильная обкатка нового или капитально отремонтированного мотоцикла, мастерство вождения, знание устройства и работы мотоцикла и своевременное его техническое обслуживание.
Первые три фактора, влияющие на продление срока службы мотоцикла, разобраны ниже, в соответствующих разделах учебника. Здесь же даны основные указания до техническому обслуживанию.
Техническое обслуживание мотоциклов организуется по планово-предупредительной системе и является одним из основных факторов, влияющих на продление срока службы мотоцикла и его постоянную готовность к работе. Планово-предупредительная система обслуживания заключается в том, что через заранее установленный пробег в обязательном порядке проверяют техническое состояние как мотоцикла в целом, так и его отдельных агрегатов и узлов. Обнаруженные неисправности устраняют, а также выполняют все работы, связанные с техническим обслуживанием мотоцикла.
Для отечественных мотоциклов приняты следующие виды технического обслуживания:
а) ежедневный уход (ЕУ),
б) техническое обслуживание № 1 (ТО-1),
в) техническое обслуживание № 2 (ТО-2).
Объем работ каждого вида технического обслуживания мотоцикла зависит от величины пробега, конструкции мотоцикла и в основном сводится к следующему*:
Ежедневный уход осуществляется в течение дня эксплуатации и состоит из контроля технического состояния мотоцикла перед выездом, контроля за работой мотоцикла в пути и осмотра его на длительных остановках, мойки, заправки, смазки и проверки крепления отдельных узлов по возвращении мотоцикла в парк.
Техническое обслуживание № 1 производится в зависимости от условий эксплуатации и технического состояния мотоцикла в пределах следующего пробега: для мотоцикла М-72 — через 1000 км, а для мотоциклов ИЖ-49, К-125 и М1А — через 500—1000 км. ТО-1 состоит из работ, входящих в ежедневный уход, некоторых регулировочных работ и смазки.
Техническое обслуживание № 2 производится так же, как и техническое обслуживание № 1, в зависимости от условий эксплуатации и технического состояния машины, после пробега для мотоцикла М-72 — 2000 км, а «для мотоциклов ИЖ-49, К-125 — 2000—3000 км. В ТО-2 включены все работы по ЕУ и ТО-1, а также дополнительные крепежные и регулировочные работы и по мере необходимости замена мелких деталей и текущий ремонт отдельных механизмов мотоцикла.

___________________________
* Подробный перечень работ по различным видам технического обслуживания приводится в каждой главе учебника.

Контрольные вопросы
1. На какие типы делятся мотоциклы?
2. Из каких основных механизмов состоит мотоцикл?
3. Какое назначение имеют отдельные агрегаты?
4. Какие типы силовых передач применяются на мотоциклах?





<<<---
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0