RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

ХРК-450. Сергеев-Ценский. Собрание сочинений в 12-ти томах
Раздел ХРК-450

С.Н.Сергеев-Ценский

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ

Иллюстрации художника П. Пинкисевича. Оформление художника Р. Алеева.

БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА: МОСКВА, 1967

обложка издания
|портрет автора

| Иллюстрации


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 1
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967



Содержание:

В. Козлов, Ф. Путнин.Творческий путь Сергеева-Ценского

ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1902—1909
Тундра.
Погост.
Счастье.
Верю!.
Маска.
Дифтерит.
Взмах крыльев.
Поляна.
Бред.
Сад.
Убийство.
Молчальники.
Лесная топь.
Бабаев.
Воинский начальник .
Печаль полей.
Примечания.


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 2
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1909—1926

Улыбки .
Движения.
Испуг.
Снег.
Неторопливое солнце.
Медвежонок.
Ближний.
Недра.
Благая весть.
Лерик .
В грозу.
Жестокость.
Аракуш.
Младенческая память.
Примечания .


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 3
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1927-1936

Живая вода.
Старый полоз .
Верховод.
Гриф и Граф.
Мелкий собственник.
Сливы, вишни, черешни.
Блистательная жизнь.
Как прячутся от времени.
Сказочное имя.
Счастливица.
Конец света .
Устный счет.
Кость в голове.
Итог жизни .
Воронята .
Потерянный дневник.
Воспоминания .
Маяк в тумане.
Лаванда.
Примечания .


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 4
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1941-1943

Флот и крепость.
Синопский бой.
В снегах .
Старый врач.
Дрофы .
«Хитрая девчонка».
У края воронки .

МОЯ ПЕРЕПИСКА И ЗНАКОМСТВО С А. М. ГОРЬКИМ

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ СТРАДА

Часть первая.
Часть вторая .
Примечания .


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 5
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ СТРАДА
Эпопея

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава первая — Канонада продолжается.
Глава вторая — Балаклавское дело.
Глава третья — Канун битвы.
Глава четвертая — Инкерманское побоище.
Глава пятая — Побежденный главнокомандующий .
Глава шестая—Разгул стихий.
Глава седьмая—Казнокрады.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Глава первая — Первый отряд сестер.
Г лава вторая — «Судьба Севастополя».
Глава третья — «Дома скорби».
Г лава четвертая — Молодежь.
Глава пятая — Две вылазки.
Г лава шестая — Главнокомандующими недовольны .
Г лава седьмая — Никол&й нервничает.
Глава восьмая — Шумный тыл.
Г лава девятая — Прыжок в тишину .

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Глава первая — Гробовая тишина .
Глава вторая — Юбилей.
Г лава третья — Ополчение.
Глава четвертая — «Лицо императора».
Глава пятая — Степан Хрулев.
Глава шестая — Налет на Евпаторию.
Г лава седьмая — Николай заболел.
Г лава восьмая — Новые редуты.
Г лава девятая — Смерть Николая.
Г лава десятая — Отставка Меншикова.


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 6
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ СТРАДА
Эпопея

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Глава первая — Междувластие .
Глава вторая — Истомин .
Глава третья — Хлапонинка.
Глава четвертая — Мартовское дело .
Глава пятая — Оттепель.
Глава шестая — Пластуны .
Глава седьмая — Пасхальная канонада.

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

Глава первая — Два праздника.
Глава вторая — В стане интервентов.
Г лава третья — Ночь на кладбище.
Глава четвертая — Разгром Керчи.
Г лава пятая — Витя и Варя.
Г лава шестая — «Три отрока».
Глава седьмая — Пирогов уезжает .
Г лава восьмая — Штурм Севастополя.

ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ

Г лава первая — Верноподданные без владыки.
Глава вторая — Голубые мундиры.
Глава третья — После штурма.
Г лава четвертая — Свадьба.
Г лава пятая — Нахимов .
Г лава шестая — У интервентов и у нас.
Г лава седьмая — Бастионы в июле .
Г лава восьмая — Совещание «больших эполет».


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 7
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ СТРАДА
Эпопея

ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ

Глава первая.— Дни перед боем.
Глава вторая.— Бой на Черной речке.
Глава третья.— Пятая бомбардировка.
Глава четвертая. — Третья сторона Севастополя.
Глава пятая.— Перед штурмом.
Глава шестая.— Штурм.
Г лава седьмая.— Переправа на Северную .

ЭПИЛОГ
Г лава первая.
Глава вторая.
Глава третья .

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ
Эпопея

ВАЛЯ

Глава первая.— Городок и три дачи .
Глава вторая.— Однажды случилось так.
Глава третья.— Наталья Львовна.
Г лава четвертая. — Павлик.
Глава пятая.— Разделение стихий.
Глава шестая.— Туманный день.
Глава седьмая.— Букеты хризантем.
Глава восьмая.— «Догоню, ворочу свою молодость!» .
Глава девятая.— Илья.
Г лава десятая.— Времена и сроки.
Глава одиннадцатая.— Штиль.
Глава двенадцатая.— Вечер .
Глава тринадцатая.— Поздний вечер.
Глава четырнадцатая.— Ночь.
Глава пятнадцатая.— Человек человеку.
Примечания.


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 8
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ
Эпопея

ОБРЕЧЕННЫЕ НА ГИБЕЛЬ.
Роман

Г лава первая.— Святой доктор.
Глава вторая.— Чемпион мира.
Глава третья.— Молодость.
Глава четвертая.— Нижний этаж .
Глава пятая.— Верхний этаж.
Глава шестая.— Иртышов.
Глава седьмая.— Отец и сын.
Глава восьмая.— Еля.
Глава девятая,— Облако счастья.
Глава десятая.—Тревога.
Глава одиннадцатая.— Чистилище.
Глава двенадцатая.— Федор Макухин.
Глава тринадцатая.— Брак законный.
Глава четырнадцатая.— Брак незаконный.
Глава пятнадцатая.— Последняя встреча.
Глава шестнадцатая.— Море.
Глава семнадцатая.— Иртышов у своих хозяев .
Глава восемнадцатая.— Елю доставили домой.
Глава девятнадцатая.— Пансион прикрыли.
Глава двадцатая.— Борьба за жизнь.
Глава двадцать первая.— Сыромолотовы расстались .
Глава двадцать вторая.— Свадьба Макухина.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Роман

Часть /.— «Наклонная Елена».
Часть //.— Суд.
Примечания .


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 9
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ

Эпопея

ПРИСТАВ ДЕРЯБИН. Повесть.

ПУШКИ ВЫДВИГАЮТ.
Роман.

Глава первая.— Неудачный сеанс.
Глава вторая.— Большое гнездо.
Глава третья.— Пролог трагедии.
Глава четвертая.— Дела житейские.
Глава пятая.— Международное право.
Г лава шестая.—Затмение.
.. Глава седьмая.— Перед грозой.
Глава восьмая.— Испугавшись дождя, прыгнула в воду

ПУШКИ ЗАГОВОРИЛИ.

Роман.

Глава первая.— Первые шаги пушек.
Глава вторая.— Сестры.
Глава третья.— Художник и война.
Глава четвертая.— Полк под огнем.
Глава пятая.— На Пруссию.
Глава шестая.— В тылу.
Глава седьмая.— Царь в Москве.
Глава восьмая.—Беспокойство мысли.
Глава девятая.— Этюды в картине.
Глава десятая.— Гумбинненское сражение.
Примечания.


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 10
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ

Эпопея

УТРЕННИЙ ВЗРЫВ. Роман
Глава первая .
Глава вторая .
Глава треть я .
Глава четвертая .
Глава пятая .
Глава шестая .
Глава седьмся .
Глава восьмая .
Глава девятая .
Глава десятая .
Глава одиннадцатая.
Глава двенадцатая .
Глава тринадцатая .
Глава четырнадцатая .
Глава пятнадцатая .
Глава шестнадцатая .
Глава семнадцатая .
Глава восемнадцатая .
Глава девятнадцатая .
Глава двадцатая.
Глава двадцать первая .
Глава двадцать вторая.
Глава двадцать третья .

ЗАУРЯД-ПОЛК. Роман
Глава первая.— Миллионы.
Глава вторая.— Охотник за черепами.
Глава третья.— Идиотский устав.
Глава четвертая.— Зауряд-люди.
Глава пятая.— Конец дружины .

ЛЮТАЯ ЗИМА. Роман

Глава первая .
Глава в:оран .
Глава третья .
Глава четвертая .
Глава пятая .
Глава шестая .
Глава седьмая.
Глава восьмая .
Глава девятая .
Глава десятая .
Глава одиннадцатая .
Глава двенадцатая .
Глава тринадцатая .
Глава четырнадцатая .
Глава пятнадцатая .
Г лава шестнадцатая .
Глава семнадцатая.
Глава восемнадцатая .
Глава девятнадцатая .
Глава двадцатая .
Глава двадцать первая .
Глава двадцать вторая .
Глава двадцать третья .
Глава двадцать четвертая.
Г лава двадцать пятая .
Глава двадцать шестая .
Глава двадцать седьмая .
Глава двадцать восьмая .
Глава двадцать девятая .
Глава тридцатая .
Глава тридцать первая .
Глава тридцать вторая .
Глава тридцать третья.
Глава тридцать четвертая .
Глава тридцать пятая..
Глава тридцать шестая .
Примечания.


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 11
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ
Эпопея

БУРНАЯ ВЕСНА. Роман

Глава первая — В пути на фронт.
Глава вторая — Генерал Брусилов .
Глава третья — Новый полк.
Глава четвертая — Совещание в ставке .
Глава пятая — Начальник дивизии .
Глава шестая — Предвестники.
Глава седьмая—Началось.
Глава восьмая — Перед новым штурмом .
Глава девятая — Штурм.
Глава десятая — Отзвуки прорыва.
Глава одиннадцатая — Река Иква .

ГОРЯЧЕЕ ЛЕТО. Роман
Глава первая — Речка Пляшевка .
Глава вторая — Заделать брешь.
Глава третья — После боя .
Глава четвертая — В тылу .
Г лава пятая — Дивизия на отдыхе .
Глава шестая — Брусилов в городе Ровно.
Глава седьмая — В ставке .
Глава восьмая—Река Стырь.
Глава девятая — Трудные задачи .
Глава десятая — Через Стырь .
Примечания.


С.Н.Сергеев-Ценский
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДВЕНАДЦАТИ ТОМАХ
ТОМ 12
БИБЛИОТЕКА «ОГОНЕК» • ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА», МОСКВА • 1967
Содержание:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ РОССИИ Эпопея

ЛЕНИН В АВГУСТЕ 1914 ГОДА. Этюд.

КАПИТАН КОНЯЕВ. Повесть.

ЛЬВЫ И СОЛНЦЕ. Повесть.
Глава первая .
Глава вторая .
Глава третья .
Глава четвертая .
Глава пятая .
Глава шестая .
Глава седьмая .
Глава восьмая .
Глава девятая .

ВЕСНА В КРЫМУ. Роман.
Глава первая .
Глава вторая .
Глава третья .
Глава четвертая .
Глава пятая .

ИСКАТЬ, ВСЕГДА ИСКАТЬ! Роман.
Часть первая.— Память сердца .
Часть вторая.— Загадка кокса .

СВИДАНИЕ. Этюд.
Глава первая .
Глава вторая .
Глава третья.

Н. Любимов. Сергеев-Ценский — художник слова.
Примечания .
Алфавитный указатель произведений С. Н. Сергеева-Ценского, включенных в 1 —12 тома собрания сочинений.


Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

***

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО


Сергей Николаевич Сергеев-Ценский — выдающийся советский писатель, автор величественных эпопей «Севастопольская страда», «Преображение России» и других произведений, завоевавших горячую любовь и признательность читателей. Дарование Сергеева-Ценского поражает и своей мощью и своим размахом. «В лице Сергеева-Ценского,— писал А. М. Горький в предисловии к переводу романа «Валя» на венгерский язык,— русская литература имеет одного из блестящих продолжателей колоссальной работы ее классиков — Толстого, Гоголя, Достоевского, Лескова». Сергеев-Ценский был неутомимым искателем, избегал проторенных троп, что не всегда понимала критика. На трудность его литературной карьеры не раз указывал А. М. Горький, настойчиво рекомендовавший молодым писателям учиться у Сергеева-Ценского и неустанно пропагандировавший его творчество в нашей стране и за рубежом. Поэтичность прозы Сергеева-Ценского, его изумительное мастерство пейзажиста и портретиста, его прекрасное знание жизни и языка народа, разнообразие тем и сюжетов, богатство изобразительных средств, совершенно оригинальный, мудрый и гуманный подход к изображаемым людям и событиям — все это ставит Сергеева-Ценского в ряд лучших русских писателей.

Тема Родины проходит через все творчество писателя. От выстраданной мысли о необходимости преображения человека Сергеев-Ценский в советские годы пришел к выводу о невозможности преображения личности без революционного преобразования всей страны и воспел это революционное преображение Родины.
Долгим и сложным был литературный путь Сергеева-Ценского. Были на этом пути большие трудности и временные заблуждения, но писатель неизменно шел вперед и выше. В советские годы, на преображенной Октябрем земле, его талант достиг наивысшего расцвета.

1

Сергей Николаевич Сергеев родился 30 сентября 1875 года (по новому стилю) в селе Преображенском, Тамбовской губернии. Псевдоним «Ценский» — это дань любви родной тамбовской земле, реке Цне, на берегах которой прошло его детство. О его родителях известно мало. Отец, Николай Сергеевич Сергеев, принимал участие в героической обороне Сезастополя, был тяжело ранен. После выхода в отставку учительствовал в земской школе. Мать, Наталья Ильинична,— терская казачка, научившаяся грамоте от мужа, была настолько внимательна и ласкова к своим трем сыновьям, насколько суров отец.

Читать Сережа Сергеев научился в пятилетнем возрасте. Он брал книги из библиотеки отца, большого любителя литературы. У отца, вспоминал писатель, «было два шкафа: в одном книги художникоз слова — классиков, в другом те книги, какие относились к Крымской войне. Эти книги казались мне тогда очень скучными, и их я не читал, созсем не подозревая, что мне придется читать их в шестьдесят лет, когда я задумал писать эпопею «Севастопольская страда» '.

Чтение он начал с Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Тургенева, минуя так называемые «детские» книги. Знакомство с классиками Сергей Николаевич считал для себя очень благотворным. «Для меня несомненно,— писал он,— что именно это соприкосновение мое в раннем детстве с классиками... развило мою любовь к художественному слову, фантазию, понимание формы поэтических произведений» 2.
В семь лет он пишет стихи, рисует, лепит из глины. Прозу, по его словам, отважился писать в одиннадцать лет. Показал отцу свою повесть. Отец, не дочитав ее до конца, бросил тетрадь в печь, объяснив потрясенному автору:
«— Ты думал, должно быть, что писать прозой легче, чем стихами? Нет, труднее, в двадцать раз труднее!
— Почему? — прошелестел я.
— Потому, что так, как думал ты, думает всякий, и складно излагать свои копеечные мыслишки могут решительно все, кто учился... Значит, если писать прозой, то надо написать так, как всякий-то не напишет... Не дорос ты еще до прозы, может быть только через десять лет дойдешь.
— А стихи? —спросил я и ждал, затаив дыхание...
— Стихи пиши» 3.
«Рецензия» была суровой и исходила от поклонника прозы, а не поэзии, однако строгий суд отца уберег юного автора от самомнения. Оба старших брата писателя рано умерли. Утраты следовали одна за другой: вскоре скончалась мать Сергея Николаевича, потом отец. Будущий писатель остался без всяких средств к существованию.

______________
1 Советские писатели. Автобиографии в двух томах. Том И. Гослитиздат. М.. 1959. стр. 355.
2 С. Н. Сергеев-Ценский. О художественном мастерстве. Крым-издат. Симферополь. 1956. стр. 186.
3 Там же. стр. 188 — 189.

Учился он в начальном училище при Екатерининском учительском институте в Тамбове, в уездном училище и в приготовительных классах при том же институте. После смерти отца мечту о столичном университете пришлось оставить.

С 1892 года Сергей Сергеев — казеннокоштный студент Учительского института в маленьком городке Глухове. Юноша серьезно готовится к благородной деятельности народного учителя, много читает.
Летом 1895 года Сергей Николаевич получил назначение в гимназию г. Немирова. Неожиданно он отказался от места в гимназии и поступил вольноопределяющимся на военную службу. Он с улыбкой вспоминал потом, что считал себя слишком молодым для преподавания в женской гимназии, среди учениц которой были его ровесницы. А воинскую повинность все равно надо было отбывать. Год службы — рядовым, ефрейтором, унтер-офицером — стал для будущего автора многочисленных «военных» книг годом знакомства с армейской средой и разочарования в ней. Чтобы уйти из армии, Сергеев-Ценский сдает экзамены на прапорщика запаса. В сентябре 1896 года он уже преподает русский язык в Каменец-Подольском городском училище. О Сергееве-Ценском как об учителе еще будут написаны работы, подобные тем, какие написаны о Чехове-враче. Преподавал он, кроме языка и литературы, математику и физику, историю и географию, естествознание и анатомию, рисование и черчение. Приходилось нелегко, но тяга к приобретению энциклопедических знаний, проявившаяся еще в стенах Учительского института, уже не оставит Сергеева-Ценского до конца его жизни. Молодой педагог смело применял передовые методы преподавания, читал с учениками сверх программы произведения русских классиков, ставил с ними спектакли. В латвийском городке Талсь; Сергеев-Ценский одновременно и режиссер гоголевского «Ревизора» и исполнитель роли... Марьи Антоновны. Столкновения со всякого рода «человеками в футляре» из школьного начальства были одной из причин переездов писателя из города в город по окончании учебного года. Еще более важным поводом для переездов было стремление лучше узнать страну, жизнь своего народа.

Началом своей литературной деятельности Сергеев-Ценский считал 1898 год, когда были опубликованы его рассказ «Полубог» и сказка для детей «Коварный журавль». Настроениями приближающейся революции проникнут небольшой рассказ «Полубог». В нем уже звучит одна из основных тем творчества Сергеева-Ценского — тема человека. Рассказ проникнут верой в прекрасное будущее человечества: «Весь полный настоящим, весь творец будущего, непокорный и всем владеющий, будет стоять человек на побежденной им земле!»В образе журавля — «спасителя» рыб от стихийного бедствия — угадывается капиталистический хищник, прикрывающийся либеральными фразами.

__________
' С. Н. Сергеев Ценский. Повести и рассказы. Крымиздат, Симферополь, 1963. стр. 7—8.

От рассказа к рассказу крепнет мастерство писателя. До больших социальных обобщений поднимается Сергеев-Ценский в рассказе «Тундра». В гибели бедной швеи виновата леденящая душу тундра — символ капиталистического города и всей тогдашней российской действительности. Поведав о трагедии, автор выражает веру в то, что «выход есть, далеко где-то, но есть».

В начале 1904 года Сергеев-Ценский, работавший учителем в Павлограде, был призван в армию и служил сначала в Херсоне, затем в Одессе и Симферополе. В Херсоне произошло столкновение прапорщика Сергеева со своим ротным командиром: «Это я кричал на своего ротного в строю: «Капитан! Как вы смеете бить солдат!» И все произошло так, как я описал. (За это преступление против дисциплины меня перевели в другой полк.)В Одессе Сергеев-Ценский разъясняет солдатам правду о Кровавом воскресенье — и снова крупное столкновение с начальством и перевод в другую часть. В октябре 1905 года он стал невольным свидетелем черносотенного погрома в Симферополе. Возмущенный преступным бездействием царской полиции и войска, С. Н. Сергеев-Ценский обратился с заявлением в комиссию юристов. Заявление опубликовали крымские газеты. Против непокорного прапорщика ополчились власти, реакционные офицеры и местные черносотенцы, над ним нависла угроза расправы. Если добавить к этому отказ идти вместе с полком на усмирение крестьянских волнений, а также не прекращенную и в армии литературную деятельность, то Сергеев-Ценский за свои «преступления» еще сравнительно легко отделался тем, что был в конце 1905 года уволен из армии за «политическую неблагонадежность».

События первой русской революции на долгие годы определили направление его творческих исканий. 2 февраля 1905 года Сергеев-Ценский писал прогрессивному издателю В. С. Ми-ролюбову: «До сего времени искренне думаю, что в каждом своем рассказе я протестовал» 2.

И действительно это было так. Возьмем хотя бы рассказ «Молчальники» (1905). Ни грабеж, ни пожар, ни зверское убийство в монастыре не нарушили обет молчания, принятый «лапотником», «сапожником из города» и интеллигентом. Началась революция — и три бывших монаха вышли на борьбу за свободу против огромной и темной силы. Рассказ «Молчальники» и повесть «Сад», по словам А. И. Куприна, посетившего в 1906 году Сергеева-Ценского в Алуште, принесли их автору «политическое имя». За «Молчальники» журнал «Вопросы жизни» получил предупреждение, а за напечатание повести «Сад» был в 1905 году закрыт.
Повесть «Сад» — значительный шаг вперед в идейно-художественном развитии писателя, а образ ее центрального героя Шевардина — первая попытка нарисовать образ народного заступника.

___________
1 Письмо А. Г. Горнфельду. ЦГАЛИ, фонд 155, on. 1. ед. хр. 470, л. 21.
2 Архив Миролюбова, ИРЛИ, фонд 185, on. 1, Mi 1051,

Молодого агронома Шевардина волнуют безропотные страдания живущих в страшной нищете крестьян. «Да сколько же еще — сто лет, тысячу лет — вы будете молчать?» — восклицает он. Описанием преступлений графа автор оправдывает его убийцу Шевардина, хотя и не скрывает того, что поднять крестьян на борьбу, раскачать «колокол миллион-нопудовый» его герою-одиночке не удалось.

Проникновенно лиричен и многокрасочен в повести пейзаж, ставший полноправным ее «героем». Здесь рельефно выступили те особенности - дарования С. Н. Сергеева-Ценского, о которых впоследствии так хорошо сказал П. А. Павленко: «Природа и человеческая речь — два увлечения Ценского. Глаз и ухо художника ловят самые тончайшие оттенки цвета и самые нежные обороты слова и передают их с исключительной, ни у кого другого не повторяющейся остротой»'.

Толчком к замыслу повести «Лесная топь» послужил, по словам писателя, трагический случай из военного быта (солдаты запасного батальона изнасиловали и убили приехавшую из деревни жену фельдфебеля2). В «Лесной топи», как признавался сам автор, использованы его наблюдения над крестьянской жизнью в Тамбовской и Рязанской губерниях (в годы юности и годы учительства).

Образ Антонины — один из первых женских образов в творчестве Сергеева-Ценского, данных «крупным планом». Правдиво раскрыта в повести психология молодой крестьянки, которую лесная топь преследует с самого детства, морально изуродовав ее, но не убив в ней мучительного стремления найти выход. Лесная топь — символ темноты, невежества, нищеты и звериной дикости нравов, порожденных эксплуататорским строем,— оказывается сильнее Антонины.
Знаток и тонкий истолкователь творчества Сергеева-Ценского, критик Н. И. Замошкин писал: «Человек — это звучит гордо» — на заре освобождения было сказано сильно, веско. В болото был брошен камень. Вслед за Горьким бросил свой камень и Сергеев-Ценский: «Ты сначала дослужись до человека, послужи у разума на службе; человек — это чин... и выше всех чинов ангельских» (из «Лесной топи» и авторского эпиграфа к повести «Чудо»...). Здесь есть новый оттенок: дослужись, тогда имя твое будет звучать гордо. И, наконец, третий камень: «Имя человечье несите в гордости» (Маяковский), дослужившись, не выпускайте знамени человеческого, несите всегда» 3. После ухода из армии Сергеев-Ценский поселяется в Алуште и всецело посвящает себя художественному творчеству.

__________
1 П. А. Павленко. Собр. соч. в 6 томах. Т. 6., ГИХЛ, М.. 1955. стр. 161.
2 Рукопись статьи Сергеева-Ценского «Слово к молодым». ЦГАЛИ, фонд 1161.
3 Н. И. Замошкин. Неизданная монография о С. Н. Сергееве-Ценском. Архив Алуштинского литературно.мемориалыюго музея С. Н. Сергеева-Ценского.

Еще свежи были в его памяти революционные события в Одессе и Симферополе, еще вспыхивали в разных концах страны молнии разрозненных крестьянских и солдатских восстаний, но революционные настроения все же явственно шли на убыль, а реакция переходила в наступление. В 1906—1907 годах Сергеевым-Ценским написан роман «Бабаев». О замысле своего первого романа он впоследствии писал критику Е. Колтоновской: «Мне тогда, как офицеру запаса, пришлось очень близко соприкоснуться с погромом евреев, ролью в этом погроме полиции и своего полка и со страшным итогом погрома — 52-мя убитыми. Вот что произвело на меня впечатление потрясающее и дало тон «Бабаеву», а отнюдь не увлечение Достоевским, как вы пишете. Я задумался над тем, почему так легко справились с революцией, и пришел к «бабаевщине», как явлению, и Бабаеву, как типу»

Образ Бабаева иногда называют последним образом лишнего человека в русской литературе — выродившегося лишнего человека, утратившего лучшие качества своих предшественников. У этого разорившегося дворянина сохранился еще зоркий взгляд на пошлость и подлость окружающего мира, но стремления воспротивиться этой пошлости и подлости, каких бы то ни было идеалов и вообще ничего святого за душой уже нет. Бабаевщина — подлинное одряхление человеческой души («ба-бай», пояснял писатель, по-татарски значит старик) — пустила корни не только в душах офицеров. Такие же дряхлые, опустошенные души у испразника Журбы, советника Гресева, адвоката и землевладельца Саши. Развенчанию крайнего индивидуализма, эгоизма, отчуждения от передовых идей своего времени, развенчанию «бабаевщины» посвящен роман Сергее-ва-Ценского.

Неотвратимо идет к своей нравственной и физической гибели поручик Бабаев. Эта деградация происходит на глазах читателя. Бабаев отказывается от игры в любовь, но тут же идет к продажной женщине; он сознается в своем преступлении, но лишь для того, чтобы спровоцировать потерпевшего, сделать его своим врагом и тем самым избавиться от смутных угрызений совести. И есть в романе образ нарастающей, облагораживающей души и сердца революции. Бабаеву и ему подобным противостоят нарисованные с большой симпатией революционеры. Сильно звучат публицистические отступления повествователя.

Недостатком романа «Бабаев» является усложненность стиля. Отчасти она объясняется стремлением писателя идти непроторенными путями, отчасти это была дань времени. Позже А. М. Горький писал Сергееву-Ценскому: «В прошлом я очень внимательно читал Ваши книги, кажется, хорошо чувствовал честную и смелую напряженность Ваших исканий формы, ноне могу сказать, чтоб Ваше слово целиком доходило до меня, многого не понимал и кое-что сердило, казалось нарочитым эпатажем»2. События повести «Печаль полей» (1909) развертываются в глубинах черноземной России. Традиционную в русской лите-

______________
* Письмо Сергеева-Ценского Е. Колтоновской от 16 января 1914 г. Цит. по кн.: К. Д. Муратова. Возникновение социалистиче ского реализма в русской литературе. Изд. «Наука». М Л. 1966 стр. 204. * См. «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким». (Том 4 настоящего издания.)
ратуре начала XX века тему оскудения дворянства, тему гибели дворянского гнезда Сергеев-Ценский решает по-своему. Героями повести являются и крестьяне и сезонные рабочие. Повесть начинается и завершается появлением крестьянина-богатыря Никиты Дехтянского. Любовь к Родине и боль за нее автор выражает в лирическом отступлении:
«Поля мои!.. Детство мое, любовь моя, вера моя! Смотрю на вас, на восток и на запад, а в глазах туман от слез. Это в детстве, что ли, в зеленом апрельском детстве, вы глядели на меня таким бездонным взором, кротким и строгим? И вот стою я и жду теперь, стою и слушаю чутко,— откликнитесь!» Впоследствии Сергеев-Ценский, связывая замысел этой повести с эпопеей «Преображение России», писал: «Нужно было взметнуть «перед всенародные очи», как сказал бы Гоголь, «печаль полей» — именно «печаль» общерусских полей, которые мечтали о том, чтобы что-нибудь очень большое родить,— «выкинуть из себя под ласку солнца»,— и не могли, не могли потому, что на них лежала миллионнопудовая тяжесть царского самодержавия и власти международного капитала» Эта характеристика повести, данная более чем через сорок лет после ее написания, вполне соответствует объективному ее смыслу.

Повесть «Печаль полей» стала одним из любимых произведений А. М. Горького. Название повести Горький использовал для характеристики таланта Сергея Есенина. В очерке «Сергей Есенин» он писал: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»...». Указаз место повести в творческом развитии Сергеева-Ценского, Горький писал: «Пораженные необычайностью формы, критики и читатели не заметили глубокого содержания произведений Сергеева-Цен-ского. Лишь когда появилась его «Печаль полей», они поняли, как велико его дарование и как значительны темы, о которых он пишет» 2.
Образ дельца-предпринимателя нарисован в повести «Движения» (1910). Ее герой Антон Антоныч — выходец из бедной семьи, состояние нажил, по его словам, «горбом, как сказать, го-орбом». Энергия Антона Антоныча поразительна. Но он жестокий эксплуататор. Бешеная энергия, развитая им для личного обогащения, способна вызвать лишь ненависть у окружающих его людей. В своей повести Сергеев-Ценский художественно исследовал тип накопителя и вынес ему — на примере далеко не худшего из них — свой недвусмысленный приговор.
О повести «Движения» К. И. Чуковский писал: «Нечаянную радость принес литературе наступивший год—повесть Сергеева-Ценского «Движения»... даже изумляешься, откуда в наше заплеванное время этакая чистота и красота!»3.
Несомненна связь между творческими успехами писателя в начале десятых годов и новым революционным подъемом в стране. На Сергеева-Ценского не могло не повлиять и личное общение с видными большевиками.

_________
1 Рукопись статьи Сергеева-Ценского «Слово к молодым». ЦГАЛИ, фонд 1161.
2 См. «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».
3 Газета «Речь» от 3 февраля 1910 г.. № 33.

В. Д. Бонч-Бруевичу он передал для публикации в партийной прессе стихотворение в прозе «Когда я буду свободен» и другие произведения. Совместно с Н. С. Ангарским (Клестовым) Сергеев-Ценский деятельно участвовал в работе «Книгоиздательства писателей в Москве». Имя Сергеева-Ценского было помещено в объявлении о постоянных сотрудниках большевистской газеты «Звезда», опубликованном на первой странице первого номера ленинской газеты «Правда».

Царская полиция не обходила вниманием автора «крамольных» произведений. Вот характерный эпизод, рассказанный писателем:
«Когда в 1910 г. в большевистской газете «Звезда» появилось несколько моих стихотворений в прозе под общим заглавием «Когда я буду свободен», на территории моей дачи близ Алушты появились (ввиду приезда царя в Ливадию) три околоточных надзирателя столичной полиции и объявили мне, что я нахожусь у них под надзором... А я смотрел на них как на строительный материал для своей эпопеи и обдумывал в это время этюд для нее — рассказ «Пристав Дерябин», который и был написан мною в этом же 1910 г., осенью, по приезде в Петербург»

В «Приставе Дерябине» Сергеев-Ценский вывел одного из столпов царской полиции, фигуру далеко не заурядную. Дерябин — типичный царский палач, садист, взяточник, вымогатель, но в то же время он видит дальше своих собратьев по профессии. Он мыслящий полицейский, как верно заметили критики. Он отчетливо сознает свою роль в государственном механизме. «Россия — полицейское государство, если ты хочешь знать,— откровенничает Дерябин.— А пристав — это позвоночный столб, факт! Его только вынь, попробуй,— сразу кисель!.. Полиция работает, ночей не спит, только от полиции и порядок. Ты его в красный угол на почетное место, полицейского, а он у нас в том углу, где ночные горшки ставят». Прочитав повести Куприна «Гранатовый браслет» и «Пристав Дерябин» Сергеева-Ценского, Горький писал одной своей корреспондентке: «Чудесно. И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература» 2.

Живя в Алуште, Сергеев-Ценский в своем творчестве не ограничивался крымскими впечатлениями. «Производственный материал для писателя — человек,— любил повторять Сергеев-Ценский,— и чем больше видит и наблюдает людей писатель, тем лучше». Особенно много поездок совершал Сергеев-Ценский в 1906—1914 годах. Он посетил самые отдаленные уголки страны. Поездкой в Сибирь в 1910 году был навеян «Медвежонок». Писатель так изучил сибирскую жизнь, что Вячеслав Шишков утверждал, что автор «Медвежонка» — коренной сибиряк.
Действие повести происходит в небольшом сибирском городке, в котором расквартирован полк.

______________
1 Рукопись статьи Сергеева-Ценского «Слово к молодым» ЦГАЛИ, фонд 1161.
2 Цит. по Собр. соч. А. И. Куприна в 6 томах, том 4. ГИХЛ М 1958, стр. 773.

Жизнь армии в мирное время — вот главная тема «Медвежонка». Писатель видит неспособность царизма радикально изменить положение в армии, терпевшей поражения в русско-японской войне. Полк возглавляет патриархально-добродушный, но увязший в болоте обывательщины, унизившийся до казнокрадства полковник Алпатов. Не менее печально и то, что судьба Алпатова и назначение нового командира полка зависят от бездушного, высокомерного, страшно далекого не только от солдатской массы, но даже и от офицеров барона, который на место Алпатова присылает своего ставленника — «маленького, щупленького» полковника Курча.

Глубина раздумий, разнообразие тематики, высокое мастерство присущи произведениям Сергеева-Ценского предвоенных лет. Ослепляюще красочен южный пейзаж в рассказах «Неторопливое солнце» и «Улыбки». Сатирически изображен окаменевший душой высокопоставленный чиновник в рассказе «Ближний», который не в состоянии «возлюбить» далеких от него по общественному положению «ближних», а что касается природы, то «человеку за лампу и ванную он все-таки больше был признателен, чем богу за солнце и море». Чистую, возвышенную любовь воспел Сергеев-Ценский в стихотворении в прозе «Снег» и поэме «Недра». Особое место в его предвоенном творчестве занимают рассказы о детях: «Небо», «Испуг», «Ле-рик». Первый из них, «Небо» (1908), вызвал восторженный отзыв В. Г. Короленко. По словам критика А. Б. Дер-ыана, Короленко делился с ним впечатлениями о только что прочитанном рассказе: «Глаза его положительно сияли восхищением, когда он говорил о тонком искусстве и простоте, с какими писатель, ни на йоту не погрешая против естественности, сделал в этом рассказе носителем и глашатаем высшей правды трехлетнего ребенка»Вера в детей, как правильно заметил Н. И. Замошкин, «начертала ему (Сергееву-Ценскому) дальнейший путь, отличный от пути Андреева, Ар-цыбашева, Сологуба. Не к... «все дозволено» обратился Ценский, а к мысли о будущем человеке — нравственной созидающей личности» 2, то есть, по существу, к мысли о грядущем преображении человека. В 1912 году А. М. Горький писал литератору С. А. Недолину (Попереку): «О Ценском судите правильно: это очень большой писатель, самое крупное, интересное и надежное лицо во всей современной литературе. Эскизы, которые он ныне пишет,— к большой картине, и дай бог, чтобы он взялся за нее! Я читаю его с огромным наслаждением, следя за всем, что он пишет»3.

Горький оказался пророком: произведения Сергеева-Ценского действительно явились эскизами к большой картине «Преображение России». Некоторые из них вошли в состав эпопеи: дополненный автором «Пристав Дерябин», рассказ «Небо», превратившийся в первую главу «Загадки кокса», «Наклонная Елена», «Валя».
Материал для повести «Наклонная Елена» (1913) Сергееву-Ценскому дали его поездки по стране, в частности поездки в

_____________
1 Журнал «Литературное обозрение». № 21 за 1940 г.. стр. 51.
2 Н. И. Замошкин. «Сорокалетие (С. Н. Сергеев-Ценский)». «Октябрь», № 11 за 1940 г., стр. 169.
3 «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».

Донбасс, Ростов-на-Дону, Екатеринослав. Само намерение Сер-геева-Ценского столкнуть в остром социальном конфликте инженера — заведующего шахтой и индустриального рабочего, дать широкую картину каторжного труда и страшного быта шахтеров знаменовало собой новую ступень в творчестве писателя. Горький при первой личной встрече с Сергеевым-Ценским в 1928 году удивлялся, как мог писатель, не будучи горным инженером, с таким знанием дела написать повесть из горнозаводского быта. Поведав жестокую правду о жизни шахтеров, Сергеев-Ценский тем самым продолжил лучшие традиции критического реализма. Интересна дальнейшая литературная судьба главного героя «Наклонной Елены» инженера Матийцева. После Великой Октябрьской социалистической революции Сергеев-Ценский показал превращение Матийцева в закаленного большевика, в стойкого борца за народное счастье (в повестях «Суд», «Память сердца», «Свидание»),

К изображению промышленного пролетариата Сергеев-Ценский обратился под влиянием нового подъема рабочего движения в стране. 26 января 1914 года в газете «Путь правды» в статье «Возрождение реализма» М. Калинин писал: «Писателей, изображающих «грубую жизнь», теперь гораздо больше, чем было в недавние годы. М. Горький, гр. А. Толстой. Бунин, Шмелев, Сургучев и др. рисуют в своих произведениях не «сказочные дали», не таинственных «таитян», а подлинную русскую жизнь со всеми ее ужасами, повседневной обыденщиной. Даже Сергеев-Ценский — один из бывших и несомненно наиболее талантливых русских декадентов — ныне определенно идет к реализму. Своеобразным жизнерадостным мироощущением проникнуты все его последние произведения»

В начале десятых годов у Сергеева-Ценского выкристаллизовывается замысел большой картины из жизни русского общества — эпопеи «Преображение». Первоначально преображение человека и русской жизни вообще, по словам автора, представлялось ему в образах «чисто интимных». В советские годы были написаны основные части эпопеи, и она получила название, верно отражающее ее сущность,— «Преображение России».

В романе «Валя» (1914) изображена та часть русской предвоенной интеллигенции, которая была чувствительна ко всякого рода унижениям человеческого достоинства, к красоте и к безобразию в окружавшем ее мире. Вместе с тем эта интеллигенция была далека от народа, от революционных идей, была совершенно неспособна защитить себя от «краснощеких» дельцов, вроде Ильи Лепетюка или Федора Макухина. Уже после выхода в свет романа «Валя» отдельной книгой в 1923 году Горький писал Сергееву-Ценскому: «...в этой книге, неоконченной, требующей пяти книг продолжения, но как будто на дудочке сыгранной, Вы встали передо мною, читателем, большущим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа — живописцем, каких ныне нет у нас. Пейзаж Ваш — великолепнейшая новость в русской литературе» 2.

______________
1 Сб. «Большевистская печать». Вып. IJI. Изд. ВПШ и АОИ пои ЦК КПСС, М.. 1961, стр. 402.
2 «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».

Первая мировая война прервала литературную деятельность Сергеева-Ценского. Писатель был призван в качестве прапорщика запаса в ополченческую дружину Севастополя. Военно-шовинистический угар, охвативший значительную часть русской интеллигенции, не затронул Сергеева-Ценского. Ему было тяжело на этой вынужденной военной службе. Однако за год, проведенный в Севастополе, автор накопил большой запас впечатлений о жизни армии в военное время. Власти поняли, что призванные в армию писатели получают точное представление о существовавших в армии порядках, и летом 1915 года Сергеев-Ценский был демобилизован.




<<<--->>>
Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (06.09.2013)
Просмотров: 2451 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0