Февраль и Октябрь 1917 года застали Сергеева-Ценского в Алуште. Здесь он прожил годы гражданской войны, терпел голод и лишения. Сотрудничать в белогвардейской печати, не говоря уже о службе в белой армии, писатель категорически отказался. Не до конца разбираясь в происходящих событиях, он тем не менее не уронил чести и достоинства русского писателя-демократа. Примечателен такой факт. В 1918 году С. Н. Сергеев-Ценский и К. А. Тренев хлопотали об освобождении схваченной белогвардейской контрразведкой Лауры Багатурьянц, председателя подпольного Крымского ревкома. Отважную большевичку удалось спасти
Ярким проявлением ленинского отношения к выдающимся мастерам старой культуры была выдача охранных грамот и мандатов Сергееву-Ценскому. В мандате от 8 мая 1919 года говорилось: «Алуштинский Военно-Революционный Комитет сим удостоверяет, что гражданин Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, как великий представитель русского искусства и замечательный русский писатель, находится под высоким покровительством Советской власти» 2.
Однако в Крыму власть часто переходила из рук в руки. На долю писателя и его жены (в 1919 году Сергеев-Ценский женился на учительнице Христине Михайловне Буниной) выпали суровые испытания. Об охранных грамотах, выданных Ценскому большевиками, сообщили белые газеты. Отношение врангелевских властей к писателю было угрожающе враждебным. Зато в приглашениях из-за рубежа недостатка не было. Но Сергей Николаевич не оказался в рядах эмигрантов.
— Я должен пережить то, что переживает мой народ,— говорил он своим близким.
Не уехал писатель за границу и в первые годы после освобождения Крыма, когда на полуостров обрушился голод.
Очень мало писавший в годы гражданской войны, Сергеев-Ценский сразу же после освобождения Крыма советскими войсками вновь садится за свой рабочий стол. Уже в феврале
_________________
> См. статью В. Широкова «Солдатки революции» в газете «Крымская правда» от 7 марта 1965 года.
2 Оригиналы охранных грамот и мандатов находятся в Ллуш тинском литературно-мемориальном музее Сергеева Ценского.
1921 года им написана большая повесть «Чудо», действие которой происходит в оккупированном немцами Крыму. О близких по времени событиях идет речь и в написанных им в 1921—
1922 годах повестях «В грозу», «Жестокость», «Рассказ профессора», «Молочная ферма» и в пьесе «Хозяин».
Повести «В грозу» и «Жестокость» производят сильное впечатление. Они отличаются той убедительностью, какая присуща книгам, рассказывающим о лично пережитом или написанным по горячим следам событий. При их анализе необходимо учитывать, что они были написаны, когда советская реалистическая проза только еще формировалась, еще не были опубликованы такие основополагающие для советской литературы произведения, как «Чапаев» и «Железный поток».
В основу повести «В грозу» (1922) положен факт автобиографический — смерть в 1921 году от холеры двенадцатилетней Маруси, дочери Христины Михайловны от первого брака. Почему погибла одаренная, обаятельная девочка? Как жить, если гибнут сраженные голодом и болезнями такие чудесные дети? Вот мучительный вопрос, который стоит перед героями повести. Ни путь нэпманского дельца, ни отъезд за границу, о котором сначала подумывают адвокат Максим Николаевич и его жена,— ни один из этих путей не одобряется писателем. Ход истории неотвратим, народ пришел к власти по праву. Явно выражая мысли автора, Максим Николаевич говорит: «И будь на шахматной доске русской истории опять расставлены в прежнем, предреволюционном порядке фигуры, и начни игроки переигрывать партию снова, результат игры неминуемо был бы тот же самый...» Пафос повести, которая представляет собой настоящий реквием в прозе,— в осуждении пассивности и растерянности родителей умершей девочки.
Тема повести «Жестокость» (1922) — поспешная эвакуация красных из Крыма в июне 1919 года, гибель в пути шести большевистских комиссаров от рук озверевшего кулачья. Прослежен и мотивирован путь каждого из шести к революции. «После «Рассказа о семи повешенных» Андреева — я не знаю более острой вещи»',— писал автору повести «Жестокость» В. П. Полонский, выдающийся советский критик и редактор «Нового мира», печатавший «Жестокость» в этом журнале. Рассказывая «предыстории» комиссаров, Ценский опирался на свой богатейший жизненный опыт, и это лучшие страницы повести. Но вот о работе большевиков в деревне писатель в то время знал мало. Он преувеличивал размах перегибов, допускавшихся иногда в деревне местными властями, принимал единичное и случайное за типическое.
Отвечая на критические замечания Полонского, Сергеев-Ценский писал, что его Бешурань (село, где происходит расправа над комиссарами) не может «кинуть тень на все великое пространство от Черного моря до Белого моря и от Балтики до Тихого океана», что он изобразил эпизод борьбы за Советскую власть—«один из мильона эпизодов всяких оттенков» 2.
______________
1 Письмо В. П. Полонского Сергееву.Ценскому от 18 февраля 1926 года. ЦГАЛИ, фонд 1328.
2 Ответное письмо Сергеева-Ценского В. П. Полонскому от 1 марта 1926 г., ЦГАЛИ, фонд 1328.
Однако исключительность происшедших в Бешурани событий в повести никак не оговорена.
В «Жестокости» раскрыта звериная сущность кулаков. Они показаны автором как «...самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры, не раз восстанавливавшие в истории других стран власть помещиков, царей, попов, капиталистов» Почти все комиссары в «Жестокости» нарисованы автором с глубоким сочувствием. А вот покорность крестьян кулакам преувеличена. Все же финал повести не должен заслонять то положительное, что заключено в ней. Показательно, что критика двадцатых годов — того времени, когда события гражданской войны еще не были далеким прошлым, а кулачество существовало в деревне, не зачеркивала достоинств «Жестокости». Г. Якубовский писал: «С ним (Сергеевым-Ценским) можно и следует спорить..., но трудно и почти невозможно пройти равнодушно мимо его мастерства. Тем более что современный читатель, поспорив, сделает выводы не о покорности стихии, а о необходимости борьбы с ней...»s. Д. Горбов отмечал, что расправа над комиссарами, описанная в повести, могла иметь место в жизни, однако «правдоподобный эпизод этот, поданный «большим планом», как нечто, якобы исключительно характерное для эпохи гражданской войны, в такой роли перестает быть правдоподобным»3. А. Лежнева также не удовлетворила развязка произведения. Тем не менее А. Лежнев отмечает, что повествование в «Жестокости» «достигает такой силы и выразительности, какую встречаешь у нас не часто» 4.
В 1927 году Сергеев-Ценский опубликовал на страницах журнала «Красная новь» роман «Обреченные на гибель», изображающий русскую интеллигенцию в канун первой мировой войны. На страницах романа бушует страстный спор между поборником реализма в искусстве -крупным художником Сыро-молотовым и сторонниками модернистских течений — его сыном Ваней и поэтом Хаджи. Правота реалистов, сторонников идейного, близкого народу искусства и несостоятельность их противников показаны в романе тем убедительнее, что читатель видит их картины, знакомится с их поэмами, с их замыслами, с их творческой лабораторией. По сравнению с «Валей» в романе «Обреченные на гибель» шире круг изображаемых явлений. Начиная с «Обреченных на гибель» в число главных действующих лиц эпопеи «Преображение России» входит История.
В марте 1928 года в «Правде» было опубликовано письмо Горького Ромену Роллану, представляющее собой обзор советской литературы. «Мне кажется,— писал Горький,— что сейчас во главе русской художественной литературы стоят два совершенно изумительных мастера. Это — Сергеев-Ценский и Михаил Пришвин...»5. Эта исключительно высокая оценка была дана после того, как Сергеев-Ценский опубликовал романы «Валя»и «Обреченные на гибель», рассказы «Живая вода», «Аракуш», «Старый полоз», повести «Капитан Коняев», «Чудо».
___________
1 В. И. Ленин. Сочинения. 4-е издание, том 28, стр. 39.
2 «Новый мир», 4 за 1928 г . стр. 251.
3 Газета «Правда» от 11 ноября 1927 г., № 258.
< «Печать и революция», № 4 за 1926 год.
5 Цит. по кн.: Литературное наследство. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Том 70. Изд. АН СССР. 1963. стр. 20.
Период, начавшийся в середине 20-х годов и окончившийся, когда Сергеев-Ценский приступил к работе над эпопеей «Севастопольская страда», можно назвать «новеллистическим периодом» в творчестве Сергеева-Ценского. В рассказах Сергеева-Ценского тех лет отразились его впечатления от поездок по новостройкам первых пятилеток, в Москву, по Кавказу и Крыму. Произведения эти, отличающиеся глубоким осмыслением современной действительности, выдержали испытание временем. «В мастерстве рассказа,— справедливо замечает Н. И. Замошкин,— Ценский так же самобытен и разнообразен, как и в своих больших вещах... Свои рассказы он делает, как маленькие романы: в них нет этюдности, зарисовки какого-нибудь важного, но краткого мгновения. В них очень много материи, деталей быта... они добротны по постройке. Острое столкновение, которое характерно и для рассказов Ценского, никогда не выпирает неподготовленно,— око зреет внутри быта, целого комплекса условий»
Писатель возвращается к изображению событий гражданской войны, но освещает их уже по-иному. В его произведениях появляются новые герои: советский учитель, рабочий, избранный председателем горсовета («Маяк в тумане»), аспирант-чуваш, собирающийся написать историю культуры родного народа («Счастливица»).
Заслуженную известность приобрел один из лучших рассказов Сергеева-Ценского «Живая вода» (1927). Тема его та же, что и тема «Жестокости»: расправа руководимой белогвардейцами толпы над большевиками. Но в этом рассказе крестьянки спасают полузамученного большевика. Любовь народа к своим защитникам и освободителям — это и есть живая вода. Федор Титков и его товарищи свободны от случайных черт, которыми были наделены некоторые герои повести «Жестокость».
В рассказах 20-х — 30-х годов — «Младенческая память», «Аракуш», «Потерянный дневник», «Конец света», «Еоронята», «Гриф и граф», «Сказочное имя» — Сергеев-Ценский с любовью и тонкой наблюдательностью, с прекрасным знанием детской психологии повествует о детях Советской страны, детях, в которых он видит будущих героев труда, ученых, позтсв, композиторов, путешественников. Волнует писателя и проблема воспитания из маленького человека честного гражданина и труженика.
В рассказах и повестях этого периода писатель выступает против «прячущихся от времени» закоренелых индивидуалистов-собственников, самодовольных и невежественных мещан, антиобщественных элементов. Некоторые свои рассказы Сергеев-Ценский объединил в цикл под выразительным названием «Мелкие собственники» («Кость в голове», «Маяк в тумане» и другие).
В центре повести «Маяк в тумане» — индивидуалист по натуре крестьянин Дрок.
_____________________
' Н. И. Замошкин. Неизданная монография о С. Н. Сергееве-Ценском. Архив Алуштинского лит.-мемор. музея Сергеева-Ценского.
Сколько юмора в описаниях его семейной жизни, его вынужденного руководства церковным советом! Психология Дрока раскрыта с беспощадной правдивостью и юмором, который переходит в острую сатиру. Кульминационный пункт повести — осуждение Дрока устами его родного брата после пожара. Несчастье помогло Дроку понять, что он жил в тумане. Теперь его маяк — Советская власть, пришедшая к нему на помощь в беде. Преображение Дрока только еще началось, но оно неотвратимо.
Вошедший впоследствии в «Преображение России» роман «Искать, всегда искать!» (1932—1934) — самое крупное и по объему и по значению произведение Сергеева-Цен-ского о советской действительности. Состоящий из двух повестей, роман представляет собой вполне законченное произведение. Вместе с тем он составляет важное звено в эпопее «Преображение России». Проникнутый светлым мироощущением, овеянный романтикой революционного и трудового подвига, роман принадлежит к числу книг, рожденных народным подъемом в годы первых пятилеток. Главный его герой — вдохновенный труд на благо социалистического общества. В романе прослежен путь формирования молодых советских интеллигентов. Автор поэтизирует самый процесс научного творчества.
Первая часть романа — лирическая повесть «Память сердца». Это песнь во славу большой, пронесенной через долгие годы любви и в то же время печальная история женщины, которая слишком поздно поняла значение своей встречи с настоящим человеком — Даутовым.
Образ Даутова — большая удача писателя, увенчавшая его неустанное стремление дать яркий образ положительного героя. Благородство идеалов и поступков Даутова раскрывается в его поведении в революционном подполье, на каторге и в ссылке, на фронте, в его отношении к Серафиме Петровне, в его отцовском чувстве к маленькой Тане. В делах партии большевиков ее активный борец Даутов видит осуществление лучших идеалов человечества, конкретное воплощение прогресса мировой культуры. «Это мы, мы начнем на земле новый исторический период — период человека!» — говорит Даутов.
Песнь во славу труда звучит во второй части романа — повести «Загадка кокса». Главы, посвященные детству, юности и студенческим годам Лени Слесарева,— это ступени его становления как человека, гражданина, ученого. Достойным «соперником» Лени Слесарева в решении «загадки кокса» выступает его ближайший товарищ Андрей Шамов. Как и Леня, он талантлив, упорен, трудолюбив. И все-таки научно-техническое открытие совершил Леня Слесарев. Шамов шел обычным, усвоенным от своих учителей путем. Его оппонент сделал смелый «прыжок через сотни формул», применил законы физики там, где ранее господствовали приемы химического анализа. Леня — смелый новатор (вот где пригодилось развитое в нем с детства «художественное» воображение). Он проявляет огромную целеустремленность. Леня отлично понимает значение кокса для индустриализации страны и трудится во имя высокой цели. Леню влечет Днепрогэс, но он не переменит специальность, как это сделал Качка, не оставит мечту о покорении кокса ради блестящей карьеры в другой области науки.
__________
2. С. Н. Сергеев-Ценский. Т. 1. 17
Интересна история создания романа.
В годы первой пятилетки на коксовых заводах страны начались массовые аварии. Одной из их причин было то, что из-за острой нехватки коксующихся углей в ход были пущены угли других марок. Срывался план выплавки чугуна. Покончить с отставанием коксовой промышленности призывала в 1932 году газета «Правда» в передовых статьях: «Руды и кокса!», «Кокс и руду домнам!», «Снять позор с черной металлургии!».
В том же году молодые ученые Леонид Сапожников и его жена Любовь Базилевич предложили пластометрический метод определения коксуемости угля. Он сыграл выдающуюся роль в обеспечении бесперебойной работы коксовых печей. История открытия этого метода легла в основу всей «научно-производственной» части романа. Летом 1934 года Сергеев-Ценский побывал в научных институтах и на заводах Днепропетровска. Л. М. Сапожников, роль которого в открытии была особенно велика и вся жизнь которого была хорошо известна писателю, стал прототипом Лени Слесарева. Ныне Леонид Михайлович Сапожников — видный советский ученый-коксохимик, член-корреспондент Академии наук СССР.
За «Валей» и «Обреченными на гибель» следуют в эпопее два романа, посвященных военно-исторической теме. Действие романа «Зауряд-полк» (1934) происходит в первый год мировой войны в ополченческой дружине Севастополя. Роман вобрал в себя много личных впечатлений писателя, а его центральный герой — прапорщик Ливенцев — зачастую поступает так, как поступал сам Сергеев-Ценский в 1905 и 1914—1915 годах. И все же образ Ливенцева автобиографичен только отчасти.
В «Зауряд-полке» Сергеев-Ценский изображает порядки и нравы царской армии, вступившей в невиданную по размаху войну. Галерею зауряд-военных, их зауряд-дам, зауряд-чинов-ников и т. д. венчает эпизодический, но достаточно выразительный образ зауряд-царя. Но в рядах армии, ввергнутой царизмом в несправедливую империалистическую войну для того, чтобы «оборонять русские миллионы против миллионов немецких», были не одни только зауряд-воины. В романе «Лютая зима» (1936) тот же полк (бывшая дружина), прошедший под руководством энергичного и способного командира основательную подготовку в тылу, участвует в военных действиях в Галиции зимой 1915—1916 годов. Наряду с разоблачением империалистического, антинародного характера войны автора волнует тема управления войсками, талантливости и бездарности командиров. Работа над изображением народа на войне, над батальными сценами и образами военачальников подготовила Сергеева-Ценского к тому, чтобы взяться за огромную тему героической обороны Севастополя в период Крымской войны.
В 1936 году Сергеев-Ценский начинает работу над книгой для детей старшего возраста о героической обороне Севастополя в 1854—1855 годах. В ходе работы замысел автора изменился, и в сравнительно короткий срок — за два с половиной года — Сергеев-Ценский написал роман-эпопею «Севастопольская страда» в сто печатных листов. В 1941 году, одновременно с «-Тихим Доном» М. А. Шолохова и «Хождением по мукам» А. Н. Толстого, эпопея была удостоена Государственной премии первой степени. Эпопея была переведена на многие языки и получила мировое признание.
Название эпопеи гораздо уже ее содержания. Это книга о всей Крымской войне, это настоящая энциклопедия русской предреформенной жизни. Писатель ведет читателя не только по бастионам осажденного Севастополя,— он переносит действие в Петербург и Лондон, в Москву и Париж, в Константинополь и Вену, в матросские землянки, в русскую крепостную деревню и кабинеты выдающихся мыслителей. Большой удачей автора явились образы адмиралов Нахимова и Корнилова, офицеров Хлапонина и Стеценко, рядовых Чернобровкина, Кошки и Шевченко, военного инженера Тотлебена, великого хирурга Пиро-гова, первых русских сестер милосердия, патриотически настроенных жителей города. В сатирически-разоблачительном плане даны отрицательные персонажи эпопеи: русский царь и европейские монархи, бездарные военачальники русской и зарубежных армий, помещики-крепостники, жандармы, интенданты-казнокрады. Огромного напряжения сил стоил народу отпор интервентам, и этим оправдано уподобление обороны Севастополя крестьянской страде — тяжелой работе на полях.
Общепризнано влияние «Севастопольской страды» и романов Сергеева-Ценского о первой мировой войне («Зауряд-полк» и «Лютая зима») на советскую историческую прозу.
«В успехах исторического романа тридцатых годов,— пишет С. М. Петров,— отразился и большой эпический размах таланта С. Н. Сергеева-Ценского, его способность строить сложные композиции, свободно переходя от художественных образов и картин к публицистике и историческим комментариям»
Высокой наградой писателю за его труд явились многочисленные отзывы благодарных читателей. Особенно возрос поток читательских писем о патриотической эпопее Сергеева-Ценского в годы войны с фашистской Германией. «Ваша «Севастопольская страда» воюет рядом с нами. Она защищает Севастополь»,— писали Сергееву-Ценскому в 1942 году из осажденного города моряки-черноморцы.
Вот строки из письма читательницы из Киева тов. Г. Зоси-мович:
«С молодых лет я была большой поклонницей Вашего творчества. Но всю красоту, всю силу его я особенно оценила, когда в тяжелые годы войны я с четырехлетней дочерью оставалась в оккупированном немцами Киеве. Сколько поддержки и даже радости получала я, перечитывая тогда Вашу «Севастопольскую страду»! В тяжелое время гнета и мрака такие чувства могли быть вызваны только истинно художественным произведением. До сих пор «Севастопольская страда» осталась для меня самой дорогой, самой любимой книгой» 2.
________________
1 История русской советской литературы. Том II. Изд. АН СССР. М„ I960, стр. 67.
2 Письмо С. Н. Сергееву-Ценскому. 1955 г. Архив Алуштинского лит.-мемор. музея С. Н. Сергеева-Ценского.
С первых дней войны Сергеев-Ценский своим пером участвует во всенародной борьбе против ненавистного врага. Очень редко выступавший как публицист, Сергеев-Ценский в годы войны сотрудничает в шестнадцати центральных и периферийных изданиях. 28 июня 1941 года в газете «Красный Крым» опубликована его статья «Свою историю мы делаем сами», призывающая сограждан сплотиться вокруг партии и правительства в борьбе со страшным врагом, «пытающимся повернуть колесо нашей истории вспять». В суровом 1941 году появляются его статьи «Арифметика войны», «Тебе, Москва», «Севастополь» — в «Правде», «Русские моряки» — в «Известиях», «Мужественные образы наших предков»—в «Красной звезде». В последующие годы писатель выступает также в журналах «Большевик», «Красноармеец», «Краснофлотец» и других изданиях.
Будучи в эвакуации в Москве, затем в Куйбышеве и Алма-Ате, писатель трудится с полным напряжением сил, встречается с фронтовиками, выступает перед уходящими на фронт бойцами, переписывается с ними. Сергеев-Ценский склоняет свою Седую голову перед невиданным в истории человечества подвигом советского народа. Своими публицистическими статьями он откликается на самые важные события в жизни страны. Пламенной и страстной публицистике Сергеева-Ценского присуща широкая историческая перспектива. Он приводит героические примеры из отечественной истории, воскрешает образы предков — мужественных защитников земли русской.
В статье «Величие духа» Сергеев-Ценский писал:
«Люди умирают — народ бессмертен, и через все века, известные историкам, пронес наш народ свое прекрасное величие духа.
«Ляжем костьми! Не посрамим земли русской!..» — знаменитым словам этим свыше тысячи лет. Не посрамим ни русской земли, ни русского имени,— вот он, завет тысячелетий! И с таким народом гитлерова беспардонная банда хотела справиться в несколько недель!» '.
В годы войны Сергеев-Ценский пишет много рассказов. Десять изданий выдержал рассказ «Хитрая девчонка», впервые напечатанный в «Правде». Его героиня Зина воплотила в себе лучшие черты русского национального характера. Хирург Иван Петрович из рассказа «Старый врач» предпочитает смерть сотрудничеству с врагами. Нерушимую дружбу народов нашей страны воспевает рассказ «У края воронки».
В апреле — мае 1942 года Сергеев-Ценский пишет «Брусиловский прорыв» — роман о наступлении русских войск в 1916 году, положившем начало перелому в ходе мировой войны. Бездарным и нерешительным военачальникам в романе противопоставлен талантливый русский полководец Алексей Николаевич Брусилов. Тема военного искусства, занявшая столь видное место в «Севастопольской страде», получает в романе
____________
' Газета «Правда» от 23 февраля 1942 года.
свое дальнейшее развитие. Роман сразу приобрел широкую популярность и был переведен на иностранные языки.
В 1943—1944 годах Сергеевым-Ценским написаны еще два романа, «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили», продолжившие, как и «Брусиловский прорыв», эпопею «Преображение России». В первом романе показана обстановка, в которой разразилась первая мировая война. Роман «Пушки заговорили» посвящен первым месяцам мировой войны. Его действие развертывается на фронтах Галиции и Восточной Пруссии, а также в тылу. В этих двух романах тесно переплетаются военная тема и тема искусства, их главным героем является художник Алексей Фомич Сыромолотов.
В 1943 году писатель-патриот, блестящий продолжатель лучших традиций классической русской литературы, был избран действительным членом Академии наук СССР. Сергееву-Ценскому была также присуждена ученая степень доктора филологических наук.
С особым вниманием следит Сергеев-Ценский за событиями в Крыму. 10 мая 1944 года, в день освобождения Севастополя, он выступил на страницах «Известий» с большой статьей, в которой писал:
«Радость за радостью дарил нам в истекшем году героизм наших воинов, и, наконец, вот она, новая радость: весь Крым снова стал нашим, советским!»
В августе 1944 года Сергеев-Ценский возвратился в Алушту.
Большой статьей «Радость творчества»1 Сергеев-Ценский приветствовал открывшийся в Москве XX съезд КПСС. Статья полна глубоких раздумий о месте и долге писателя в обществе, строящем коммунизм.
Главным делом писателя в послевоенные годы явилась работа по завершению эпопеи «Преображение России». Написан роман «Утренний взрыв», повесть «Суд», вместе с дореволюционной повестью «Наклонная Елена» составившая роман «Преображение человека», написан этюд «Ленин в августе 1914 года», создана новая редакция «Пристава Дерябина». В последний год своей жизни писатель приступил к работе над романом «Весна в Крыму» и над эпилогом эпопеи — повестью «Свидание».
В «Суде» нарисована потрясающая картина каторжной шахтерской жизни в дореволюционной России. И теперь уже герой «Наклонной Елены» не одинок — его духовному преображению способствует юноша-большевик Коля Худолей.
В романе «Утренний взрыв» развернута панорама «матросского» и «офицерского» Севастополя перед революционными событиями 1917 года. Подлинное событие — взрыв линкора «Императрица Мария» в Севастопольской бухте 7 октября 1916 года — это как бы предвестник еще более грандиозного «взрыва»— краха русского самодержавия в 1917 году. Прочитав «Утренний взрыв», Шолохов телеграфировал Сергееву-Ценскому: «С истинным наслаждением прочитал «Утренний взрыв». Див-
______________
1 «Литературная газета» от 14 февраля 1956 года.
люсь и благодарно склоняю голову перед вашим могучим, нестареющим русским талантом»
От показа в эпопее событий первой мировой войны и все нарастающего революционного движения в России Сергеев-Ценский закономерно подошел к воссозданию образа гениального вождя революции Владимира Ильича Ленина. В этюде «Ленин в августе 1914 года» (1956) впервые в творчестве Серге-ева-Ценского появляется грандиозная фигура Ленина. К работе над воссозданием образа вождя писатель отнесся с большой ответственностью. Он прочитал и изучил огромное количество документов, встречался с людьми, лично знавшими Ильича. Гениальный мыслитель и революционер, мужественный борец, принципиальный в каждом своем поступке, скромный и чуткий человек — таким предстает на страницах этюда Владимир Ильич.
Эпопея «Преображение России», впервые выпущенная отдельным изданием Крымиздатом в 1956—1959 годах, включает в себя двенадцать романов, три повести и два этюда.
На протяжении сорока шести лет создавалась величественная эпопея. Сергеев-Ценский, по его словам, «решил писать эту громаду в виде отдельных романов и повестей» из-за исключительной сложности содержания эпопеи. «Я хочу,— говорил он,— показать картину преображения старой России в СССР»За прошедшие десятилетия не раз менялись творческие планы писателя, преображался и сам автор, прошедший путь от критического реализма к реализму социалистическому. Решающим фактором в изменении его замыслов была сама жизнь.
Эпопея «Преображение России» — живое свидетельство преемственной связи произведений советской литературы с лучшими традициями русской классической литературы. Сергеев-Ценский однажды сказал:
«Тема преображения России не нова в нашей литературе. Что такое «Мертвые души» Гоголя? Это тоже попытка показать преображение. Второй том не удался великому Гоголю. Лев Толстой в своем «Воскресении» тоже хотел открыть пути преображения, «воскресения». Вот от них я унаследовал тему.
Если бы не было революции, то и я бы не справился с темой, потому что в каком же плане должно быть это преображение, поди- ка его придумай! То, что надо было преображать,— царская Россия, буржуазные нравы — это было в жизни. Этому посвящены первые романы. Потом — силы, которые будут преображать, и кто их собирает, а потом и само преображение и его результаты в людях и их делах. Нужна была сама революционная действительность, чтобы ее правдиво и живо изобразить» 3.
Несмотря на большой объем, эпопея «Преображение России» представляет собой единое целое и по основной своей идее и по своей композиции.
______________
1 «Октябрь». М 9 за 1955 г.. стр. 155,
2 Газета «Известия» от 16 октября 1940 года.
3 Цит. по воспоминаниям Г. С. Макаренко в книге: Сергеев-Ценский и жизни и творчестве. Тамбовское книжное издательство. 1963 стр. 124—125.
В эпопее вырисовываются три главные темы. Тема «Война и народ» — это тема романов о первой мировой войне: «Зауряд-пояк», «Лютая зима», «Брусиловский прорыв» («Бурная весна» и «Горячее лето»). Главный герой этих произведений — Николай Иванович Ливенцев, участник первой мировой войны, тяжело переживший поражения русской армии. В повести «Свидание», действие которой происходит в 1934 году, Ливенцев уже профессор математики, ученый-коммунист.
«Революция и народ» — это тема «Преображения человека», «Искать, всегда искать!», этюда «Ленин в августе 1914 года», «Капитана Коняева», «Львов и солнца», «Свидания». Через большинство этих произведений проходит образ инженера, впоследствии коммуниста Матийцева—Даутова. Событиям Февральской революции в Петрограде и Севастополе посвящены повести «Капитан Коняев» и «Львы и солнце». Обречены историей на гибель их персонажи — махровый националист и монархист Коняев, торгаш-спекулянт Полезное. Им противопоставлен трудовой народ, приветствующий падение династии Романовых: «А на улицах, осиянных небывалым солнцем, революция сверкала, дыбилась, пенилась, рокотала, гремела и пела».
Тема «Искусство и народ» разработана в романах «Обреченные на гибель», «Пушки выдвигают», «Пушки заговорили», «Утренний взрыв», «Весна в Крыму». В этих произведениях автор отвел крупную роль художнику Сыромолотову. Восхищаясь романом «Обреченные на гибель», Горький писал Серге-еву-Ценскому: «Монументален у Вас старик Сыромолотов»'. В отличие от Ливенцева и Матийцева Сыромолотов появляется на страницах эпопеи человеком преклонных лет, маститым художником. Путь Сыромолотова особенно сложен, но в конце концов старый художник естественно и закономерно сближается с героями, идущими к революции. Происходит не только гражданское, но и творческое преображение старого мастера. В эпопее раскрыта его творческая лаборатория, показан процесс рождения каждой из его картин. На примере Сыромолотова Сергеев-Ценский показал переход на сторону социалистической революции лучших представителей старой интеллиге нции.
Сергеев-Ценский намеревался включить в эпопею еще несколько романов, в которых образы Сыромолотова, Ливенцева, Матийцева — Даутова и других должны были получить дальнейшее развитие. Переход Ливенцева в числе лучших представителей русской армии на сторону Октября должен был быть показан в романе «Зрелая осень». Сохранились наброски романов «Приезд Ленина» и «Великий Октябрь», в которых центральным героем должен был стать Владимир Ильич Ленин. В них автор предполагал изобразить встречу художника Сыромолотова с великим вождем революции. Два вошедших в эпопею произведения («Весна в Крыму» и «Свидание») остались неоконченными.
В статье «Выдающееся произведение XX века» академик В. Виноградов, писатели М. Шолохов и Е. Пермитин, народные
___________________
* «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».
художники СССР А. Герасимов и Н. Томский, народный артист РСФСР А. Жильцов, член-корреспондент Академии наук М. Храпченко писали:
«Эпопея поражает как грандиозностью замысла, глубиной идейного содержания, так и художественным мастерством. В ней писатель правдиво и ярко нарисовал эпохальную картину жизни нашего народа в перзую четверть XX века, показал исторические события, резко повлиявшие на судьбу России: три войны и три революции. Художник-богатырь написал гигантское полотно о том, как волей революционных народных масс, руководимых партией коммунистов и великим Лениным, была преображена Россия монархическая в Россию социалистическую.
Образ В. И. Ленина — бесспорная удача писателя.
Одна из главных тем эпопеи — война и народ — получила яркое, образное решение. Никто в русской литературе не разоблачал с такой художественной силой и страстью мерзости и преступления против человечества организаторов мировой империалистической бойни, как это сделал С. Н. Сергеев-Ценский. В этом отношении «Преображение России» является мощным оружием в руках наших современников в их борьбе за мир, за предотвращение новой мировой войны.
Глубоко и всесторонне, с марксистско-ленинских позиций разработана писателем вторая главная тема эпопеи: отношение искусства к действительности, тема — художник и народ — одна из острых и насущных тем сегодняшнего дня...
Мы твердо убеждены, что эпопея «Преображение России» С. Н. Сергеева-Ценского... является выдающимся произведением не только советской, но и мировой литературы XX века» .
* * *
В 1955 году страна отметила 80-летие со дня рождения Сергея Николаевича Сергеева-Ценского. Его многолетний писательский и гражданский подвиг был увенчан высшей наградой — орденом Ленина. В своих выступлениях на торжественных собраниях в Симферополе и Алуште писатель выразил сердечную признательность партии и правительству, всем читателям за высокую оценку его труда. Сотни поздравительных писем и телеграмм получил Сергеев-Ценский со всех концов страны и из-за рубежа.
3 декабря 1958 года на 84-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни Сергей Николаевич Сергеев-Ценский скончался в Алуште. В некрологе, опубликованном в «Правде», говорилось: «Умер старейший, выдающийся писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, перед могучим нестареющим русским талантом коаюрого благодарно склоняют головы миллионы отзывчивых советских читателей»2.
В. Козлов, Ф. Путнин
<<<--->>>