Главная » Статьи » Библиотека C4 » Журналы- |
Весёлые тайны. Ребусы
Весёлые тайныГлава1 РЕБУСЫВкусы и склонности у людей разные: одни увлекаются спортом, другие - музыкой, третьи не пропускают ни одной новинки киноэкрана... Вместе с тем трудно найти человека, который оставался бы равнодушным к веселой шутке, остроумной загадке, ловко составленной задаче, - это интересно всем. Кто, например, может успокоиться прежде, чем узнает: Чего в одном яблоке больше, чем в десяти яблока? Или: Почему воробей скорее съест ведро овса, чем лошадь? Надеюсь, что вы, читатель, тоже не исключение... рис.1 Эта книга - о веселых загадках, занимательных задачах и хитрых головоломках, о том, какие они бывают, как их разгадывать и как составлять самому. Есть в книге задачи "с натуры" - взятые непосредственно из жизни. Мы живем в мире, полном удивительных тайн, и чем внимательнее смотрим мы вокруг, чем чаще задаем себе вопрос: "А почему это так?" - тем доступнее для нас становятся тайны, тем полнее и целостнее встает перед нами мир. ЧТО ТАКОЕ РЕБУСЫ И КАК ИХ РАЗГАДЫВАТЬ? Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово "ребус" стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого... Слово это - латинское: в буквальном переводе оно означает "вещами" (предметами). На первый взгляд это может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение) изображается с помощью рисунков различных предметов, вещей... Выходит - правильное название. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют, - своего рода "ребусную азбуку". Правила эти несложны, да и немного их - всего пять. Вот эти правила. 1 Первая "буква" ребусной азбуки - запятая. В ребусе запятая не знак препинания, а знак исключения крайней буквы слова - первой или последней ( в зависимости от того, где именно поставлена запятая). Если запятая стоит перед рисунком ( то есть слева от него), то исключается первая буква слова, обозначаемого этим рисунком, - ее не нужно читать. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то исключается последняя буква. На рисунке 2 вы видите два маленьких ребуса. Каждый ребус состоит только из одного рисунка, и зашифровано в нем всего одно слово. Разгадаем первый ребус. Что изображено на рисунке? Лось. Но запятая перед рисунком указывает, что первую букву нужно отбросить. Получается - ось. Вот ведь как интересно - нарисовано одно, а подразумевается совсем другое... рис2 Разгадка второго ребуса - вол. Запятая, поставленная после рисунка, указывает, что из слова "волк" нужно исключить букву "К". Если возле рисунка не одна запятая, а две или три, то исключаются соответственно две или три крайние буквы слова. На рисунке 3 тоже два ребуса Разгадка первого из них - бра, (зебра - зе=бра), второго - барс (барсук - ук=барс). При разгадывании ребусов, состоящих из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Поэтому условимся считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен "хвостик" запятой. Сейчас вы убедитесь, что это очень важное условие. Предположим, вы разгадываете ребус, состоящий из многих рисунков, и увидели то, что изображено на левой части рисунка 4... рис.3 рис.4 К какому рисунку следует отнести запятые, к первому или второму? Как слуедует прочесть это место ребуса: лом-ом+ось или лом+(ос)ь?... А может быть, так : ло(м)+(о)сь? Неясно. А теперь взгляните на правую часть рисунка и вспомните, о чем мы только что условились. Теперь чтение не вызывает никаких сомнений: ло(м)+(о)сь=лось. 2. Вторая буква ребусной азбуки - зачеркнутая буква возле рисунка(чаще всего над ним) - указание, что эту букву из названия рисунка нужно исключить. Выходит, у зачеркнутой буквы в ребусе те же роль, что и у запятой. Верно. Но есть и разница, а которой часто забывают начинающие любители занимательных задач, составляя свои первые ребусы: с помощью запятой отнимаются крайние буквы слова, с помощью же зачеркнутой буквы - те, которые стоят где-то в середине слова. рис.5 Если рядом с зачеркнутой буквой выписана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. Рассмотрите рисунок 5. Здесь два ребуса. Рисунок в обоих случаях один и тот же - "слон", но в первом ребусе из этого слова исключается "Л", а во втором эта буква не просто выбрасывается: ее нужно заменить буквой "Т"... Разгадка у ребусов соответственно разные - сон и стон. Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее. Так чделано в ребусе, изображенном на рисунке 6 : нарисовано "лань", но букву "А" нужно заменить буквой "У". Разгадка - лунь. Нужно заметить, что пользоваться знаком равенства часто бывает удобнее, потому что, зачеркивая букву, мы затрудняем ее чтение - не всегда легко определить, какая именно буква перечеркнута. 3. Третья буква нашей азбуки - перевернутый рисунок. Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут "вверх ногами", то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, то есть справа налево. Вот два ребуса (рис.7). Разгадка первого из них - москит, второго - модель. 4. Если возле рисунков выписан ряд цыфр, то это указывает, что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры Поясним это примером. На рис.8 - два ребуса. Рисунок в обоих случаях один и тот же (сокол), разгадки же совсем разные. В первом случае расстановка цифр показывает, что третью букву слова "сокол" нужно считать первой, четвертую - второй, пятую- третьей, вторую-четвертой и первую - пятой. Произвели требуемую перестановку букв, получаем решение: колос. 5. Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,... Двенадцать предлогов ( в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Мы условимся называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами. В роли скрытых предлогов в ребусах можно встретить и такие, как "около", "между", но это значительно реже ( а жаль - вот именно такие редко встречающиеся скрытые предлоги позволяют составлять красивые и интересные ребусы). Поясним все это примерами. Вот маленькие ребусы (рис.9). В первом только две буквы - О и З, но расположены они не рядом, как рис.8 9стр. это делается , когда буквы нужно просто прочесть, а ка-то иначе - одна в одной, и это должно нас насторожить... Очевидно, здесь скрыт предлог "в", не правда ли? Какая же может быть разгадка у этого ребуса? Здесь воможны два варианта (способа) чтения: можно прочесть З в О (зао) или в О З (воз). Мы знаем, что наш рисунок представляет собою законченный ребус, следовательно, разгадкой должно быть значимое слово; таковым является второй вариант чтения - воз. Но если бы этот рисунок являлся бы только частью большого ребуса, состоящего из многих рисунков, то мы выбирали бы нужный вариант чтения, сообразуясь со значением других рисунков. При этом могло бы случиться, что нам нужно было бы прочесть "зао". Второй ребус рисунка 0 разгадайте сами - выберите такой вариант чтения, который позволит вам прочесть значимое слово. С предлогом "в", скрытым во взаимном расположении рисунков или букв, как это было в только что рассмотренных примерах, у вас затруднений не будет - не так уж трудно выбрать один способ Чтения из двух возможных... Сложнее обстоит дело с некоторыми другими предлогами, например, с предлогом "за" Этот предлог можно "спутать" с предлогом перед. В самом деле: если, например, дом находится за садом, то можно ведь сказать и так, что сад находится перед домом. В подобном случае возможны уде не два , а четыре варианта чтения - два для предлога "за" и столько же для предлога "перед". 10стр. Вот пример (рис.10). Первый ребус имеет четыре способа чтения : 1) за ДА ЧА; 2) ЧА за ДА; 3) ДА перед ЧА; 4) перед ЧА ДА. Очевидно, разгадкой будет первый вариант - задача, так как любое другое чтение не позволит прочесть значимое слово. У второго ребуса так же четыре возможных варианта чтения. Выберите сами один из них, который, по вашему мнению, является решением ребуса. Кроме предлогов за и перед, свойством "взаимозаменяемости" обладают также предлоги "на" (можно "спутать" с предлогом "под"), над и под. Об этом следует помнить. Если вы увидите в ребусе рисунок из букв, стоящих одна на другой, то здесь с одинаковой степенью вероятности можно предположить как тот, так и другой предлог: как "на", так и "под". Остальые шесть предлогов - из, у с, к, от, по, подобно предлогу в, дают лишь по два возможных варианта чтения. Но в ребусах могут встретится такие рисунки, в которых скрыт не один предлог, а два и даже больше. В этих случаях число способов чтения возрастает. Рассмотрите два ребуса на рисунке 11. В первом из них предлог в скрыт дважды: Д в О, а О, в свою очередь, в Ы... Возможны четыре решения: 1) в ЫД в О; 2) в Ы в ОД;№)Д в О в Ы; 4) в ОД в ы. Второй вариант - вывод- и будет в данном случае решением ребуса. Во втором ребусе скрыты два различных предлога: "на" и "в". 11стр. Как вам уже известно, предлог "на" может быть "заменен" предлогом "под", в результате чего число возможных решений возрастает вдвое. Их в данном случае будет восемь. Отыщите сами все варианты чтения и выберите тот из них, который будет решением ребуса. Напоминаем, что в этом случае выбор варианта определяется тем, что рисунок представляет собою самостоятельный ребус. следовательно, его решением должны быть значимое слово, но если бы этот рисунок был лишь частью какого-то ребуса, то вы должны были бы выбирать нужный вариант, сообразуясь со значением других рисунков. На рисунках 12 и 13 - "ребусы - малютки". Под каждым из них - разгадка. Чтобы хорошо разобраться в различных случаях употребления скрытых предлогов, рассмотрите внимательно эти ребусы. Теперь мы с вами разгадали немало ребусов, в том числе довольно-таки замысловатых, но записывать нам почти не приходилось, потому что в каждом из них было зашифровано только по одному слову. Имея же дело с большим ребусом, состоящим из многих рисунков, где зашифрована целая фраза, необходимо вести слитную ( без разделения на слова) запись названий всех рисунков и букв, поставленных между рисунками, в том же порядке, в каком они расположены в ребусе. Когда все рисунки будут разгаданы, слитную запись нужно разделить на слова, сообразуясь с поставленной задачей: прочесть пословицу, загадку, строки из песни и другое. 12.стр. рисунок 12 13.стр. рисунок13 14стр. Разгадаем для примера ребус-пословицу (рис.14). Первый рисунок -кот; справа от него - запятая, следовательно последнюю букву отбрасываем, записываем КО... Второй рисунок - мухи. Заменяя в этом слове Х буквой М (Х=М), прибавляем к нашей записи... МУМИ.. Затем добавляем Р. Следующий рисунок - один. Он перевернут "вверх ногами", а буква И в нем заменяется буквой Е. Читая "один" справа налево и производя замену, получаем: ...НЕДО... Вот как выглядит сейчас наша слитная запись: КОМУМИРНЕДО... На следующем рисунке необходимо остановиться. Нарисован парусный корабль, но мы замечаем также стрелку, указывающую на нижний парус второй мачты... Может быть, это неспроста? Да, конечно, это значит, что главное в рисунке не корабль, а парус, и не какой-нибудь, непросто парус, а нижний парус не грот-мачте. Юные моряки знают, что это - грот. Переставив буквы этого слова так, как показываю.т выписанные возле стрел цифры, прибавляем к нашей записи... РОГТ... Следующий рисунок - бот. Отбросив первую букву (запятая перед рисунком!), получаем ...ОТ... КОМУМИРНЕДОРОГТОТ И наконец - последний рисунок ребуса: нота ми, а на ней буква О и в ней рог. Рисунок с двумя скрытыми предлогами. Прибавляем к нашей записи все четыре варианта чтения последнего рисунка: РОГВОНАМИ ВОРОГНАМИ 15стр. НАМИВОРОГ НАМИРОГВО Сопоставляя эти варианты с предшествующим текстом, приходим к выводу, что правильным будет третий вариант: на МИ в О РОГ. Разбиваем слитную запись на слова и получаем пословицу: Кому мир не дорог, тот нам и ворог. Как видите, решение этого ребуса особых затруднений не вызвало - по крайней мере, для того, что знает что такое грот... Ну, а если вам это слово неизвестно, значит ли это, что вы не сможете разгадать ребус? Нет, это усложнит задачу, но не не столько, чтобы с ней нельзя было справиться. В самом деле - не зная, что нижний парус грот-мачты называется гротом, можно все же предположить, что в его названии - четыре буквы ( на это указывают четыре цыфры, выписанные возле стрелки). Заменив эти пока что неизвестные нам буквы черточками, получаем такую запись: КОМУМИРНЕДО----ОТНАМИВОРОГ "Расшифровать" эту запись, отыскать замененные черточками буквы не так уж трудно... *** У того, кто прежде не разгадывал ребусов и знакомится с этими интересными задачами по нашей книжке, может создаться впечатление, что главные трудности при разгадывании ребусов заключаются в "скрытых предлогах". Но это не так. Разбираться в рисунках со скрытыми предлогами может быть кропотливо, но не трудно. Попрактиковавшись некоторое время, вы будете уверенно распутывать самые замысловатые из них, - и все-таки некоторые ребусы будут весьма трудны для разгадывания. Почему же, спрашивается, ведь все остальное- исключение и перестановки букв, "переворачивание" слов - совсем не трудно. Дело в том что в ребусах могут быть не только такие рисунки, в смысле которых можно не сомневаться, как например, стол, кит, волк, но и такие , для которых не так-то и легко подобрать название. Даже в самых простых 16стр. на первый взгляд рисунках могут таиться подводные камни. Например, может случиться, что изображение волка будет означать не волк, а зверь. Может встретиться такой случай, когда два самостоятельных рисунка покажутся вам частями одного рисунка, вы будете искать одно слово, тогда как нужно найти два. Совершенно различные слова могут быть переданы одним и тем же рисунком. Например: минус, тире, значок; или кусок, ломоть, хлеб, еда. Таких примеров бесчисленное множество. Наконец, решив ребус, нужно считаться с тем, что в названиях рисунков могут оказаться такие слова, которые, казалось бы, никому не придет в голову "нарисовать". Например: ряд, много, среди.... Или такие :слово, фраза, строка, пример, имя. Вот именно эти-то "подводные камни" и ставят ребусы на почетное место среди бесчисленного разнообразия занимательных задач и головоломок. Сколько находчивости, изобретательности и фантазии приходится проявлять, разгадывая хитро задуманный ребус! В этой книге есть весьма трудные ребусу. Едва ли найдется читатель, который разгадает все ребусы самостоятельно, не заглядывая в ответы. Но ответами следует пользоваться обдуманно: убедившись в своевременной невозможности для вас разгадать тот или иной ребус, справившись с ответом, а потом обязательно вернитесь к затруднившему вас ребусу, разберитесь в нем хорошенько, отдайте себе отчет в том, почему вы его не разгадали, какая возможность была вами упущена. Если вы будете поступать так, то вам все реже и реже придется прибегать к ответам, вы станете обладателем умения и опыта, и книжка эта принесет вам радость и пользу. РЕБУСЫ-ПОСЛОВИЦЫ рис.15 стр.17 рис. 16, 17, 18,19 стр18 рис 20,21,22,23 стр19 рис 24. РЕБУСЫ-ЗАГАДКИ Каждый из этих ребусов представляет собою двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, которую также нужно разгадать... рис25,26,27 стр.20 рис28,29,30 стр.21 РЕБУСЫ "СЛОЖИ И ВЫЧТИ" Эти ребусы отличаются от обычных тем, что значение изображений, следующих за знаком минус, не прибавляется к предшествующему тексту, а отнимается от него. Там те, где знак плюс, значения прибавляются, как в обычном ребусе. Для примера решим один такой ребус вместе (рис.31). рис.31 Молоток - ток+дым+невод-вод+Т+пять-ять+ре+градусы-усы= молодым нет преград. А следующие два ребуса (рис.32 и 33) решите самостоятельно. рис.32 стр.22 рис.33 стр.24 .... ствующей части шифруемого текста (если же в дело идут все буквы названия рисунка, то это, разумеется, ещё лучше). 3. в ребусах следует избегать "буквальных рисунков, полностью изображающих какое-либо слово текста - это просто неинтересно. "Стол" есть стол, так же, скажем, как "кот" есть кот, что тут разгадывать?.. Например, составляя ребус на слова пословицы "лиса и во сне кур считает", не следует рисовать в начале ребуса лису, лучше уж нарисовать "лист" (с одной запятой). А вот если в ребусе встретится сочетание слов ".. и взяли сани...", то здесь рисунок "лиса" будет на месте, так как он будет передавать не целое слово текста, а конец одного слова и начало другого. Или в ребусе на текст "Знание-сила" последним рисунком также может быть "лиса" (с перестановкой букв, конечно). 4. Нежелательны ребусах и такие рисунки, которые понятны лишь при наличии пояснительной надписи: туш, лак, духи и т.п. В название рисунка вместе с именем существительным могут входить и другие части речи - предлог, глагол и пр., если же названием рисунка является одно слово, то им может быть только имя существительное. Это нередко забывают начинающие составители ребусов, пытаясь передать одним рисунком такие слова, как ест, идет. Предположим, вы увидели в ребусе среди других рисунков бегущего волка; какое название может иметь этот рисунок? Чаще всего это волк, может быть - зверь, может быть даже "волк бежит", или "зверь бежит" ( например, в тексте "на ловца и зверь бежит"), но ни в коем случае не может быть названием этого рисунка одно слово "бежит" Ведь вы не ответили бы этим словом на вопрос "что здесь нарисовано?", если бы его вам предложили... разгадайте ребус на рисунке 38 в нем рис.38 стр.25 рис.39 есть рисунки, в название которых входят глаголы "плачет" и "идет", но они входят вместе с существительным, к которому относятся: Е плачет, Е идет. В следующем ребусе (рис.39) "нарисован" глагол "вяжет", но опять-таки вместе с существительным "...А вяжет". Языковые небрежности при составлении ребусов совершенно недопустимы - законы орфографии и синтаксиса должны соблюдаться неукоснительно. Это относится прежде всего к рисункам со скрытыми предлогами: нужно помнить, что предлоги управляют существительными, каждый предлог требует от существительного, к которому относится, определенного падежа. К сожалению, это важнейшее условие составителями ребусов не всегда соблюдается. Вот, например, какой ребус был однажды напечатан (рис.40). Решение ребуса "Казань"(!) Составитель ребуса пренебрег тем, что предлог за в данном случае требует творительного падежа, и предложил безграмотное чтение рисунка: "КА ща ПЕНЬ" ( правильно - КА за ПНЕМ). В правой части рисунка 40 другой пример пренебрежения законами грамматики - неправильная зашифровка слова "Вельбот". рис.40 стр.26 А вот правильно составленные ребусы (рис.41). Разгадка первого - "Руставели", второго - "Под стеклом сижу". Нужно сказать, что для составителей ребусов ограничительные правила весьма стеснительны - при соблюдении их далеко не всякий текст "годится" для ребуса... рис 41 Может возникнуть естественный вопрос: зачем же тогда устанавливать эти правила, может быть, достаточно соблюдать только те правила, которые диктуются законами языка, остальные же ( изложенные в пунктах 1-4) не обязательны, может быть, лучше всовсе не считаться с ними? Ведь тогда любой текст можно превратить в ребус... Верно, любой. Можно даже целую повесть изобразить в виде огромного ребуса с сотнями рисунков. Но кому это нужно?. Принесет ли вам удовлетворение такая работа и будет ли интересно разгадывать ребус с "гирляндами" запятых возле рисунков? Нет, конечно. В том случае работа составителя будет заключать в себе слишком мало элементов творчества, от решающего же ребус не потребуется ни особой находчивости, ни гибкости мысли. Составление же ребусов при соблюдении ограничительных правил становится, пожалуй своего рода искусством - оно требует фантазии, находчивости, изобретательности, не говоря уже о знаниях. Вот почему мы советуем составителям ребусов относиться к своей работе требовательно, стремиться составлять оригинальные, красивые ребусы. Выше указывалось, что не всякий текст может быть выражен хорошим ребусом. стр.27 Найти подходящий текст - половина успеха. Часто составитель ребуса безуспешно работает над каким-либо тестом, пытаясь его зашифровать, и не догадывается при этом, что его работа бесполезна, так как выбранный им текст для ребуса непригоден. После того, как вы сами составите с десяток ребусов, подбор пригодного для ребуса текста не будет вас особенно затруднять; на первых же порах бывает весьма затруднительно решить, почему ваши старания безрезультатны - потому ли , что текст вообще непригоден для ребуса, или потому, что вы недостаточно находчиво над ним работаете. Мы хотим немного помочь желающим заняться составлением ребусов: воспользуйтесь для начала приводимыми ниже текстами - пословицами, загадками; все они проверены, каждый из них может быть выражен хорошим ребусом. составленным с соблюдением всех вам уже известных ограничительных правил. ПОСЛОВИЦЫ Знание и труд вместе живут. Дружно не грузно, а врозь - хоть брось. Все за одного, один за всех. Земля народом сильна. Знание - путь к мастерству. Кто ученьем дорожит, тот с наукой дружит. Терпенье родит уменье. Машину поймешь - далеко пойдешь. Есть в амбаре - будет в кармане Пример лучше правила После дела за советом не ходят. Добрый совет ко времени хорош. Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай. Не спехом дело спорится, а толком. Терпенье и труд все перетрут. Из песни слова не выкинешь. Не в свои сани не садись. Где тонко, там и рвется. Нашла коса на камень. На ловца и зверь бежит. Семь раз примерь, один раз отрежь. *** (журнал "Знай и умей") | |
Просмотров: 11335
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Категории
Библиотека (new)
LiveInternet