Провода над проспектом На Невком проспекте, улице Гоголя, бульваре Профсоюзов в 1936 году проявились автомашины, в кузовах которых были устроены специальные вышки с балкончиками наверху. Бригады монтеров сматывали с ограмных катушек медный провод и натягивали его над улицами, закрепляя специальными тросами-оттяжками на стенах домов. Горожане с интересом наблюдали за работой и, конечно, любопытствовали: с какой же целью все это делается. Между тем, "Ленинградская правда" сообщала: >"К существующим видам городского транспорта в 1936 году прибавляется новый. Это - троллейбусы. Ленинград уже сдал заказ на шестьдесят машин. Каждая расчитана на пятьдесят три места. Сейчас начато проектирование гаража..." 10 апреля президиум Ленсовета принял постановление о преобразовании треста "Лентрамвай" в Трамвайно-троллейбусное управление. Для строительства первого троллейбусного парка еще готовилась документация, а "крыша" у новорожденного транспорта уже была - ее предоставил трамвайный парк имени Смирнова. Здесь, в здании третьего депо - самого дальнего от Дегтярского переулка, - были оборудованы точки для ремонта и осмотра машин. В мае в учебном комбинате начала заниматься первая группа будущих водителей, сформированная из лучших вагоновожатых и шоферов. Те, кто их учил, а это были опытные преподаватели Г.Ершов, С.Карачевский, З.Колосовская, С.Экк, учились и сами: и для них троллейбус был новинкой. Теорию объясняли "на пальцах", потому что никаких пособий не существовало, практиковались на обычном грузовике - гоняли его по улицам, искусственно создавая всякие нееобыкновенные ситуации. Тогда же проходила подготовку и первая группа рабочих депо, составивших ядро будущего коллектива. И.Денежкин, В.Власов, Мю Бендер, К.Кузнецов, Ф.Сорокин, П.Ушацкий, С.Байдаков, Ф. Иванов и другие довольно быстро освоили новое дело. Многие из них стали руководителями предприятий и производственных участков. В октябре 1936 года начальник Трамвайно-троллейбусного управления пода в президиум Ленсовета рапор: "Шесть троллейбусов Ярославского завода прибыли... Трасса по линии Красная площзадь - Дворец труда к эксплуатации готова".
Фото первого Ленинградского троллейбуса
До открытия движения оставались считанные дни. И вот в одну из октябрьских ночей, когда с улиц схлынул поток транспорта и пешеходов, из трамваного парка имени Смирнова вышел первый троллейбус. Его ролики катились по новеньким, недавно повешенным проводам. Неуклюже переваливаясь на булыжной мостовой, машина двинулась к Невскому. 21 октября "Ленинградская правда" информировала своих читателей: "Сегодня начинается коммерческая эксплуатация троллейбусов". А вечером того же дня "Красная газета" опубликовала отчет об этом событии: "В 12 часов 30 минут с Красной площади (ныне площадь Александра Невсмкого) отошел в нормальный рейс троллейбус № 01. За рулем - водитель Тов. Мочилин, кондуктор -тов. Суркова. Уже на Красной площади машина заполнилась до отказа. Люди с утра ожидали открытия троллейбусного движения. По дороге на всех остановках - толпы пассажиров, стремящихся испытать новый вид транспорта..." Трасса далинной 5,8 километра, один маршрут и на нем четыре машины - с этого начинался в нашем городе новый вид транспорта. Но темпы его развития были стремительны, он быстро завоевал популярность. На линию выходили новые и новые машины, вместительные, комфортабельные. Одна из таких машин стоит сейчас на вечной стаянке в первом троллейбусром парке, и мы смотрим на нее с доброй синсходительной улыбкой. Насколько неуклюжей она нам кажется сегодня. Но она так же верно служила людям, как и ее элегантные потомки, курсирующие сегодня по проспектам города. В сентябре 1940 года было закончено строительство первого троллейбусного парка на Сызранской улице. К 1941 году в Ленинграде уже действовало четыре маршрута общей протяженностью тридцать семь километров. Но вот началась война. По мере того как сжималось ккольцо блокады, все сложнее становилось водить машины по обстреливаемым улицам. "Журнал боевых донесений" сохранил множество свидетельств мужества троллейбусников блокированного города. На Исаакиевской площади 29 октября 1941 года "в 15 час. 30 мин. прямым попаданием снаряда разбит троллейбус №84 с пассажирами". Осколки этого снаряда оставили свои тметины на колоколах собора... "На Международном проспекте авиабомба попала в троллейбус №127..." "У Технологического института сгорела машина №35..." "В троллейбусном парке разбиты троллейбусы №62, 46, 98..." Сто девяносто четыре раза контактники выезжали на восстановление поврежденной при артостреле и бомбежках сети. По нескольку раз в сутки - и днем, и ночью. И все-таки в декабре 1941 года движение на линиях замерло. К тому времени более шестидесчти машин - почти половина парка - были разбиты или получили серьезные повреждения О тех днях писала в своем "Ленинградском дневнике Ольга Берггольц: "... От Московского до самой Александро-Невской лавры - цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мертвых, как люди, мертвых, троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят... Наверное, всегда теперь так будут стоять. Невозможно представить, чтобы все это когда-нибудь двинулось, зазвенело, зашелестело по асфальту. Неужели мы в этом когда-то ездили?" Но, тем не менее, жизнь продолжалась. И в конце лета 1942 года ленинградцы, расходившиеся после одного из концертов с филармонии , увидели, как по трамвайному пути с улицы Бродского в сторону Садовой заворачивали... троллейбусы. Их, словно слонов на веревочке, букчировали трамваи. Это перегоняли, рассредотачивали по городу десятки машин, застрявших зимой на бульваре Профсоюзов. Примерно тогда же группа специалистов получила от обкома партии и военного совета фронта задание особой важности, о котором знало всего несколько человек: речь шла о прокладке троллейбусной линии по льду Ладожского озера. Срочно бы разработан специальный проект. Предполагалось в Кобоне и Конкореве соорудить временные тяговые подстанции, подсоединив их к общей энергосистеме. Контактную сеть намечалось смонтировать на вмороженных в лед столбах. Уже были произведены исследования и инженерная разведка, завезены материалы... Но надобность в троллейбусной линии отпала: началась подготовка операции по прорыву блокады, успешно проведенной в январе 1943 года... Осенью 1943 года, когда враг еще стоял у стен Ленинграда, А.А.Жданов поставил задачу: через три-четыре месяца после снятия блокады пустить троллейбус. А коль задача поставлена, надо ее решать. И вот некоторые предприятия города получили необычный для военного времени заказ: изготовить детали контактной сети. Тем временем в парке начали ремонтировать машины. Работа двигалась, но медленно, с остановками: для восстановление хозяйства не хватало многого, и в первую очередь запасных частей. Тогда было решено обратиться за помощью в Москву. Туда поехал начальник управления М.ХМ.Сорока. В столице его принял заместитель председателя Совнаркома Н.А.Вознесенский. Он подробно расспрашивал о жизни ленинградцев, о настроении людей, интересовался деталями быта. Потом развернул заявку, внимательно прочел ее. И вдруг, взяв карандаш, начал исправлять цифры, что-то писать. -Почему просите двести покрышек? -Для первой трассы готовим двадцать пять машин, да и резерв нужен... -С одной трассой думаете жить? - с укором спросил Вознесенский и обратился к своему помошнику: -До сего скромный народ лининградцы!.. Все здесь удвойте. И лично проследите за строчно отгрузкой. А спустя некоторое время, когда в маре 1944 года открылось вдижение по Октябрьской железной дороге, в Москву отправился начальник энергохозяйства И.Е.Пох. Там его радушно встретили трамвайщики. Они откликнулись на обращение ленинградцев и в течение десяти дней изготовили все, что нужно было для возрождения троллейбусной сети. В начале 1944 года горком партии и горисполком приняли решения возобновить движение троллейбусов с июня. На помощь транспортникам пришли и крупнейшие ленинградские предприятия - Кировский завод, "Большевик"... Даже моряки Балтики участвовали в ремонте разбитых машин. Это было не просто восстановление, но и некоторое веревооружение. Именно тогда отказались от роликов, катящихся по проводам, и по примеру других городов перешли на скользящий тип токоприемников, который существует и поныне. И вот настал день, когда "Ленинградская правда" могла оповестить: "После 32-месяного перерыва, вчера, 24 мая, в Ленинграде возобновилось движение троллейбусов. В подень вышли на линию машины 4-го маршрута: Сызранская улица - Адмиралтейство. Первые троллебусы повели лучшие стахановки парка опытные водители Ирина Бушуева и Антонина Приданцева". Несмотря на огромный цщерб, нанесенный транспортному хозяйству города в годы войны, оно быстро набирало силу. Уже в 1947 году маршрутная сеть достигла довоенного уровня, а объем перевозок превысил двооенный и несколько раз. К концу пятидесятых годов длина маршрутов возросла практически в четыре раза, а затем удваивалась через каждые десять лет. роллейбус стал проникать во все более отдаленные от центра кварталы. Нити контактных проводов связали выборгскую и Петроградскую стороны через Гренаденский пость. Троллейбусная линия соединяла Кировский и Московский районы ( трасса нынешнего Ленинского проспекта) она протянулась в Купчино, несколько позднее - в Невский район, на Правый берег Невы. Маршруты троллейбуса пролегли в Дачное и Гражданку, в новые кварталы Охты, к ЦПКиО, к новостройкам в районах севернее, нга бывшем Комендантском аэродроме. на юго-западе, в Гавани, Поклонной горы. Увеличилось и число машин, курсирующих по городу. В 1952 году вошел в строй второй троллейбусный парк - в самом центре Выборгской стороны, у слияния улиц Арсенальной и Чугунной. Через тринадцать леть был сооружен третий - в нейском районе, спустя семнадцать лет - четвертый, в Дачно. В 1959 году была списана последняя машина ЯТБ - из тех, что когда-то первыми появились в нашем городе. А 21 ягваря 1975 года один из лучших водителей, ковалер ордена Ленина П.Ссошников совершил последний нейс на машине МТБ - певрой послевоенной отечственной модели цельнометаллического троллейбуса. Ей на смену пришли современные, вместительные и комфортабельные ЗИУ-5. Первые из них мы получили в начале шестидесятых годов, а 20 октября 1972 года побытный водитель В. Жуков вывел в рейс еще более совершенный троллейбус, расчитанный на сто двадцать шесть пассажиров -ЗИУ-9. Качественный скачек произошел не только в технике, но и в методах обслуживания пассажиров. 1 июня 1961 года был введен единый тариф оплаты проезда. Через двдцать пять дней водители "шестерки" впервые вязил в руки микрофоны и произнесли фразу:"Товарищи пассажиры, наш троллейбус кондуктором не обслуживается!" А с марта 1967 года профессия кондуктора на ленинградском троллейбусе перестала существовать.
В Трамвайно-троллейбусном управлении висят схемы сети. Пунктиром отмечены на них магистрали недалекого будущего. В восьмидесятые годы Ленинград получит двести километров новых трасс, два современных парка, на линию станут выходить каждый день тысяча триста машин. А конструкторы думают уже о XXI веке. И самые первые, экспериментальные образцы троллейбусов уже созданы и проходят заводские испытания. В. Голес. (журнал Нева 1988г) |