Главная » Статьи » Библиотека C4 » Журналы- |
Неопубликованные страницы творческого наследия С.П. Королева.
Неопубликованные страницы творческого наследия С.П. Королева.Доктор технических наук Г.Ветров24 мая 1956 года С.П.Королев передал сотруднице архива ОКБ пачку документов и запретил выдавать их без его разрешения. Документы поместили в отдельный сейф и строго выполняли указания Главного конструктора. Только совсем недавно запрет был нарушен, и, как выяснилось, документы носят сугубо технический характер. Запрещая выдавать эти документы, Сергей Павлович, видимо, хотел сохранить их как первоисточник, так как многие страницы были написаны его рукой, а машинописный текст им отредактирован. Такого же рода запрет относился, например, к архивному экземпляру лекций, прочитанных Королевым в МВТУ имени Баумана в 1949 году. Документы, о которых идет речь, были подготовлены в период с апреля 1955 года по май 1956 года и посвящены ближайшим перспективам использования ракет для изучения космического пространства. На одном из документов, вероятно, на том, который лежал сверху при передаче в архив, был приклеен кусок ватмана с текстом, напечатанным на машинке: "Без разрешения С.П.Королева не выдавать!" Самый ранний по времени написания документ - доклад, приготовленный Королевым для юбилейной сессии, посвященной 125 летию МВТУ имени Н.Э. Баумана. Упоминание об этом докладе можно встретить в отчете о научной деятельности за 1955 год, направленном членном-корреспондентом АН СССР С.П.Королевым в академию. В докладе излагается мнение Королева о задаче ракетного полета человека, дается анализ различных конструктивных схем аппаратов, предназначенных для этой цели. В тот период интерес к этим разработкам в Конструкторском бюро Королева был кратковременным, и доклад в МВТУ, пожалуй, единственный документ, содержащий контретные сведения о пилотируемых аппаратах. Королев назвал свой доклд так: "К вопросу о применении ракет для исследования верхних слоев атмосферы и полетов в надатмосферном пространстве". Для подготовки доклада он поручил составить технические справки о пусках геофизических ( или, как их называли, "Академаческих") ракет. Эти справки он отредактировал, дополнил анализом результатов пусков, своими комментариями и соображениями о ближайших перспективах космических исследований. В докладе Королев прежде всего отмечал:"Задачи этих исследований были поначалу очень скромными. Необходимо было экспериментально установить и подтвердить возможность прямых исследований высоких слоев атмосферы с использованием тяжелых ракет и осуществить спасение аппаратуры и спуск ее на Землю после подъема на высоту до 100 км. Рассказал далее, что, несмотря на скромные результаты первых экспериментов, проведенных в 1948-1949 гоах, было разрешено построить ракеты четырех серий Б, В, Д, Е. "За основу была вязта одна и таже ракета, но программа и объем исследований, качество аппаратуры и различных систем на борту ракеты видоизменялись и значительно возросли по сравнению с первыми работами 1948-1949 годов. Показательным в этом отношении было увеличение массы исседовательских отсеков в 10 раз". Говоря об основых результатах пусков "академических ракет, Королев особое внимание обращает на "исследование выживаемости и спасения животных после подъема на ракетах". Он раскрывает прямую связь этих экспериментов с планами полета человека в космос, которые были реализованы шесть лет спустя: При полседующих пусках рает производилась отработка индивидуального спасения всего головного отсека кареты. Для этой цели были специально разработаны скафандры и специальные тележки для катапультирования животных в полете из головного отсека ракеты на высотах порядка 100,80, 60 км или ниже. Эти опыты проводились для того, чтобы в будущем, при подъеме человека в ракете, пилот имел бы возможность индивидуального спасения в любой момент полета". Хочется напомнить, что такая схема индивидуального спасения пилота была реализована на космическом корабле "Восток". Можно полагать, что были особые причины, определившие решение Королева использовать катапультируемое кресло для спуска первых космонавтов, и эти причины связаны с результатами экспериментов на "академических" ракетах. Несомненно, свою роль сыграли положительные результаты спасения животных с катапультируемыми тележками. Был, однако, еще один цикл экспериментов, имевшщий прямое отношение к задаче возвращения космического аппарата - спасение корпуса ракеты. Период этот продолжался несколько лет, но положительных результатов не дал. В докладе Королева мы читаем:"Задача спасения корпуса ракеты была поставлена как задача спуска с больших высот значительного груза... Принципиально такая задача разрешима, однако на практике на удавалось спасти на одного корпуса ракеты, так как правило, купола парашютов разрушались при вводе их в действие на высоте". Судя по высказываниям Королева о средствах индивидуального возвращения животных, эксперименты на "академических" ракетах служили моделью для будущих космических полетов человека. Одним из важных элементов этой модели - "спасение корпуса ракеты... как задача спуска с больших высот значительного груза" - оставался неотработанным. Мобилизуя все средства для благополучного возвращения первого космонавта, Королев не счел возможным игнорировать неудачи со спасением корпусов ракет, которые так и не удавалось спасти. Более того, Королева все последующие годы работы над проектами пилотируемых космических аппаратов не оставляла мысль заменить парашутные системы другими средствами приземления. Заметим, кстати, что задача спасения корпусов ракет открывала заманчивую перспективу, на которую Королев обращал внимание в своем докладе: "...Если бы удалось осуществить благополучный спуск корпуса ракеты, то возможным было бы его повторное использование". Опыты по спасению головных отсеков позволили Королеву сделать следующий вывод, который он приводит в своем докладе:"При отработке спасения отсека следует особо отметить эффективность механического торможения при помощи тормозных щитков. Здесь удавалось достичь уменьшения скорости падения отсека более чем в 20 раз". И далее:"Если экспериментатор или пилот будут размещены в головном отсеке ракеты, то форма и геометрические размеры этого отсека должны выбираться таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное торможение на конечном атмосферном участке траектории с тем, чтобы на высотах порядка 3 км скорость не превышала 150-250м/сек. Надо отметить, что были поставлены опыты торможения головного отсека до скорости 150м/сек, давшие положительные результаты". В период подготовки доклада у Королева формировалось представление о схеме аппарата для ракетного полета человека, и тезис о механическом торможении благодаря положительным результатам экспериментов играл при этом доминирующую роль. Этот тезис не потерял своего значения для Королева в период проектирования аппарата для первого космического полета человека. Известно, что Королев далеко не сразу принял для космического корабля сферическую форму (не лучшую в смысле торможения), так как не мог сбросить со счетов такой важный фактор, как положительный опыт механического торможения при возвращении с больших высот. Раздел доклада, посвященный ракетному полету человека, иллюбстрирован редкими рисунками аппаратов, в конструкыии которых использованы многие элементы научных отсеков "академических" ракет для экспериментов с животными. Это особенно убедительно подтверждает стремление Королева вести заблаговременную подготовку к полету человека в космическое пространство. Рисунки снабжены рукописными почснениями Королево. О первой схеме аппаратов он пишет:" Наша старая схема, имея в виду схему спасения корпуса ракеты с вводом парашюта не малой высоте: такая схема использовалась при первых экспериментах на ракете BIB, в спускаемом аппарате предусматривались тормозные щитки, которые должны были решать две задачи - осуществлять стабилизацию аппарата и его торможение в амосфере. По предварительным расчетам, при возвращении на Землю скорость должна была снижаться примерно в 20 раз. О второй схеме Королев пишет:"Наша новая Е-схема, с открытием парашюта на большой высоте при малой скорости, с пороховым двигателем. Он имел в виду схему спасения корпуса ракет серии BIE. В этой схеме стабилизацию аппарата должен осуществлять парашют. В третьей схеме , кроме щитков и парашютов, предлагается система стабилизации, снабженная управляющими соплами, а также специальные тормозные ракеты, как сейчас говорят, двигатели мягкой посадки. Четвертая схема весьма примечательна, Королев назвал ее "Схемой с тормозным рекативным ротором". Это схема без традиционного парашюта, к ней "прикипел" Королев на долгие годы, он неоднократно возвращался к этой схеме после успешных полетов космонавтов. Вот что писал Королев 14 января 1961 года своим помощникам в связи с обсуждением возможности создания роторной системы спуска: "1) Не могу полностью согласиться с вашими выводами и тем самым закрыть эти работы. 2) Дело все же в слабой разработанности этих вопросов, и отсюда вам кажется все плохо, невыгодно и т.д. Вношу преложение для В-11-А, либо В-2-А разработать головку с обеспечением посадки на роторной системе и тормозных ракетах. Прошу ваши соображения и сроки. Доложить до 15 февраля с.г.". Для разработки этой проблемы он привлекал научные организации, приглашал к себе на постояннную работу в ОКБ крупных специалистов по вертоленостроению и использовал все свои немалые возможности, чтобы именно эту схему поставить на реальную основу. Пятая схема свидетельстует о широте подхода Королева к проблеме возвращения пилотируемого аппарата. Он так описывал её: "(Схема) для наклонного полета. Есть стабилизация соплами для быстрого вывода в нужный режим. Крыло с механизацией и рулями на концах. Нагрузка на крыло -400кг/см квадратный, посадочная скорость высокая". Все эти латательные аппараты предназначались для ракетного полета человека ( подъем и спуск), об орбитальном полете речь пока не шла. В тот период Королев так представлял себе особенности решения этой задачи, о чем он пишет в обсуждаемом документе: "а) Вертикальный подъем автоматически управляемой ракеты-летающей лаборатории с экспериментатором для производства наблюдений на высотах порядка 100км. б) Полет австоматически управляемой ракеты, имеющей на борту пилота, по пологой баллистическойтраектории с целью покрытия определенного расстояния. В этом случае решается задача создания нового сверхскоростного транспортного либо пассажирского летательного аппарата. Этот вариант принципиально более перспективен и более доступен для осуществления, учитывая меньшие температуры и меньшие перегрузки, а такжже большие возможности использования подъеменой силы при движении в плотных слоях атмосферы". Королев затрагивает в своем докладе также вопросы создания искусственного спутника Земли и полета к Луне. По этим вопросам он высказывается четко и определенно: "При современном развитии отечественной техники и при использовании наиболее мощных из числа известных и применяющихся в данное время химических топлив эти задачи являются совершенно реальными инженерными задачами, технически разрешимыми в настоящее время". Королев, видимо, придавал особое значение своему докладу. Он не ограничился материалами, подготовленными для него сотрудниками ОКБ, а тщательно отредактировал текст, дополнил комментариями и обширным заключением. Он лично следил за подготовкой окончательного текста, сопровождая рукопись выразительными указаниями машинисткам: "!Быстрее!" - так и писал с двумя восклицательными знаками. Доклад иллюстрирован большим количеством фотографий, отражающих от дельные фазы испытаний "академических" ракет и рисунками летательных аппаратов. Все иллюстрации, собранные в альбом, хранились в архиве вместе с докладом. Особое внимание Королева к докладу, глубину его содержания и тщательност подготовки нельзя объяснить только торжественным характером заседания, для которого доклад готовился, и отношением Королева к МВТУ как к alma mater, где бывший студет должен выступить в высоком звании Члена-корреспондента АН СССР м Главного конструктора. Доклад был чем-то большим, чем дань уважения к юбилею старейшего технического вуза страны. По своему содержанию доклад предназначался и для делового разговора с аудиторией о сотрудничестве. Заканчивая свой доклад, Королев говорил именно об этом: "Огромны задачи, стоящие на разрешении, и огрмна ответственность за их успешное и совевременное решение. Немало есть и существенных пробелов в работе. Выступая здесь, на юбилейной сессии МВТУ имени Баумана, будет уместно отметить хотя бы один такой пробел, а именно - малое, недостаточное участие коллектива научных работников, профессорско-преподавательского состава и студентов старших курсов... в разработке соверменных новейших проблем ракетной техники. Хотелось бы, чтобы в работах советских цченых и техников по завоеванию все новых, все больших высот, активно участвовали бы научные силы одного из старейших и заслуженных наших научных коллективов, каким является МВТУ имени Баумана, давшее жизнь в свое время авиационной науке и ряду других отраслей". Выступая примерно через полгода на Всесоюзной конференции, посвященной также проблемам исследования верхнихслоев отмосферы с помощью ракет, говоря о ракетном полете человека, Королев уже идет дальше в своих предложениях и отмечает: "При подобном решении (ракетном полете человека на дальность 600 -100км) мы могли бы подойти наиболее близко к вопросам нашей ближайшей преспективы, таким, как вопрос о спуске аппаратуры и, наконец, человека с искусственного спутника Земли", Когда же в 1957 году были осуществлены пуски ИСЗ и доказана практическая возможность достижения космической скорости, Королев сразу же предлагает осуществить "создание первых спутников с человеком на основе использования баллистической схемы возвращения... Пуски с помощью трехступенчатых ракет носителей и временем функционирования 10 суток. Выполнение работ 1958-1960 годы". Страстное желание Королева добиться быстрешего осуществления большой космической программы можно посувствовать в заключительных словах его доклада, прочитанного в 1955 году на юбилейной сессии МВТУ: "Наши задачи заключаются в том, чтобы советские раткеты летали бы выше всех и раньше , чем это будет где-либо ещё сделано. Наши задачи состоят в том, чтобы советский человек первым совершил полет на ракете... Наши задачи состоят и в том, чтобы первый искусственный спутник Земли был советским, был создан советскими людьми. Инаша задача в том, чтобы в безграничное пространство мира первыми полетели бы советские рауеты и ракетные корабли" Слова эти были сказаны за два года до полета первого в мире соетского спутника, за шесть лет до полета первого в мире советского космонавта, задолго до многих наших космических "впервые в мире". Сейчас, охватывая мысленно взором последние дессятилетия, вобравшие множество выдающихся свершений советской космонавтики, техники, мы с гордостью отмечаем, что советская наука, техника, промышленность успешно сделали то, о чем он сам целеутремленно и самоотверженно работал. | |
Просмотров: 764
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |
Категории
Библиотека (new)
LiveInternet