RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » Журналы-

Из истории геральдики

Из истории геральдики


Кандидат исторических наук А. ЛЕВАНДОВСКИЙ.

Геральдика - наука о гербах является в настоящее время одной из вспомогательных исторических дисциплин. Точно так же, как ниумизматика, сфрагистика, палеография, она помогает нашим историкам определить подлинность старинных документов, вещей.

Геральдика изучает почерк времени. Каждая эпоха, каждый век создавали свои особенности в начертании геральдических фигур. Зная эти особенности, историк получает иной раз ключ к решению запутанных исторических кроблем.



Однако этим не исчерпывается наш интерес к геральдике. Точно так же, как и другие формы материальной культуры народов, геральдика отражает особенности своего времени и позволяет лучше представить облик давно ушедших эпох.

Впервые гербы появились в эпоху крестовых походов (XI-XII века). Они должны были помочь закованным в железо воинам на далеком расстоянии узнавать друг друга и поэтому отличались яркостью и простотой; на них преобладали фигуры владельца - крупные и хорошо различимые на делениях щита. Но уже в это время наряду с геральдическими стали появляться фигуры, взятые их мифологии или животного царства - единорог, гриф, дракон, орел, лев, леопард.

Из числа животных, особенно любимых феодальной геральдикой, вскоре выделились"царственные" хищьники - орел и лев, занявшие первые места по частоте изображений на средневековых гербах.



Орла избирают своей эмблемой многие короли и родовитые феодалы. Немецкие фюрсты оспаривают его друг у друга, пока он не превращаетя в эмблему прусской монархии Гогенцоллернов. Но уже издавна с орлом обычным конкурирует фигура явно фантастическая - двуглавый орел, который становится гербом империй: "Священной римской империи на западе и Византийской империи на востоке. Из Византии двуглавый орел "по наследству перекочевывает и к "третьему Риму" - Москве.
Самым сильным соперником орла на геральдическом поле был лев. Правда, с ним происходили постоянные неувязки. Авторы старых трактатов утвердили правило, что геральдический лев должен стоять на задних лапах и быть повернут в профиль. Изредка его ставили на все четыре конечности, и тогда он был "поставленным" львом. Если же лев ступает на три лапы, а голова его повернута на зрителя, то это уже не лев, а леопард. Но повернул леопард морду в профиль, и тот час же превращается в "леопардового льва", в тоже время как лев, с мордой , обращенной на зрителя, становится "львиным леопардом". Есть в чем запутаться. И даже искушенные художники-миниатюристы средних веков иной раз, рисуя герб английского короля - три золотых леопарда на красном поле, - для зрительности, поворачивали морды леопардов в профиль, вследствие чего леопарды превращались в "леопардовых львов".

В XIV-XVвеках, переживая время наибольшего подъема, глубоко проникнув в жизнь рыцарского общества, геральдика наложила отпечаток на внешние формы этой жизни, на феодальный быт и искусство. Знатные господа, ходили в яркой и пестрой одежде, подобранной по цветам поля их герба и затконной геральдическими фигурами. Теперь больше не требовалось флажка или расписного щита, чтобы отличить даного сеньора от другого, ибо не только их платье, но даже попоны их лошадей превратились в гербовые штандарты. Геральдические мотивы проникли в живопись, скульптуру и особенно в архитектуру. И даже феодальные войны той поры нередко получали совеобразную геральдическую окрашенность.


Стилизованный цветок лилии был родословной эмблемой французских королей Капетингов, династия которых пресеклась в 1328 году. Среди претендентов на вакантный престол был английский король из династии Ланкастеров - Эдуард III. Разгневанный тем, что француские феодалы избрали своим королем принца ФилиппаVI Валуа, Эдуард III в знак того, что не отсупает от своих претензий, изменил английский герб: он рассек и пересек поле щита, оставив во второй и третьей его четвертях традиционных леопардов, а в первой и четвертой поместил по три золотые лилии на лазоревом поле. Это означало, что отныне английский герб включает в себя и символическое изображение Франции. Это был повод к войне. Начавшаяся вслед за этим вона получила название Столетней (1337-1453). Леопард играл в ней роль агрессора: он пости непрерывно наступал и одно время чуть было не захватил всю французскую. территорию. И все же исход войты был решен иначе, чем желали захватчики.
Бессмертная героиня французского народа крестьянка из Домрени - Жанна-д'Арк, возглавив освободительную армию, одержала блестящую победу над врагом. Английским феодалам не удалось поработить Францию. А английские короли вынуждены были убрать с поля своего щита золотые лилии.
Король Франции, втайне подготавливавший устранение Жанны-д'Арк, которая была ненавистна знати, предварительно наградил героиню "по-царски": ей, простолюдинке - случай единственный в истории, - присвоили личный герб. Герб читался так: "На лазоревом поле золотой меч, сопровождаемый двумя золотыми цветками лилий и поддерживающий золотую корону".
Монаршая милость объяснялась весьма просто: феодальные господа Франции пытались народную войну свести к династической, а народную героиню представить как слепое орудие высших сил. Но Жанна разгадала игру благодетелей и не приняла герба, оставшись верна старой эмблеме - голубю мира.
И еще одна средневековая война была связана с Англией и с цветком. Под поэтическим названием "Война Алой и Белой розы" английские бароны и рыцари в течение тридцати лет (1455-1485) деятельно истребляли друг друга и разоряли родину. Две феодальные династии - Ланкастеры и Йорки - оспаривали корону. Ланкастеры имели в гербе алую розу, Йорки - белую; отсюда и название войны. Дело кончилось тем, что обе стороны обессилели, а основателем новой династии ГенрихVII Тюдор объединил в английском гербе оба враждовавших цветка.
Вскоре после этого английские помещики поработили Шотландию и Ирландию, и британский герб принял новый вид: золотые леопарды перекочевали в его первую и четвертую четверти, вторую занял герб Шотландии: красный лев на золотом поле, окруженный красной расцвеченной каймой, а в третье оказался герб Ирландии: золотая арфа на лазоревом поле.
***
Город как центр ремесла и торговли издавна противостоял рыцарскому поместью. Ремесленники и торговцы, заинтересованные в производстве и сбыте товаров, создавали свои цехи и гильдии и в целях узаконения этих организаций спешили наделить их гербами.
В основе построения гербов городских корпораций лежит здравый смысл деловой практики. Вот, например, гербы цехов Гента - одного из крупнейших ремесленных центров сведневековья. Бондари дают на своем щите рабочий иснтрумент и кадушку, мясник - быка, цирюльник - ножницы и бритву, башмачники-сапог, торговцы фруктами- плодоносящее дерево, рыботорговцы - рыбу, корабельщики - строящееся судно и т.д. Эти говорящие гербы, помогая не только ремесленнику и купцу, но и потребителю, оказались очень устойчивы и во многих городах сохранились по сей день.
Что же касается собственно городских гербов, то по условиям своего возникновения, да и по положению города в средневековом мире им пришлось занять ка бы среднее место между гербами корпораций и феодальными гербами. Вот, к примеру, герб Парижа. Главная фигура гербового щита - корабль, который символизирует торговлю и торговые компании. Подобные же корабли встречаются на гребах Нанта, Ла- Рошели и других торговых городов. Но во главе щита герба Парижа - лазоревое поле. усеянное золотыми лилиями - старая эмблема Капетингов, под покровительством которых находился Париж.
На многих гербах городов Бельгии и Нидерландов присутсвует лев - старая эмблема герцогов Бургундских. Некоторые города юго-запада Франции, где дольше всего сохранялось английское господство, содержат на щите пресловутых леопардов. На гербах городов Пруссии неизменно присутствует орел - герб Гогенцоллернов. В этом, конечно же, нет ничего удивительного. Замечательно другое. В то время как феодальная геральдика давно умерла, гербы многих городов сохранились теперь в том самом виде, как были созданы триста- четыреста лет назад, став ярким знаком декоративного искусства.
***
В безвозвратное прошлое уходили рыцарские баталии и турниры. Абсолютисз стремился поразить необычной пцшностью. Если раньше главной частью герба был щит, то в XVII-XVIII веках основное внимание уделяли его антуражу. Корона, шлем, нашлемники, мантия, щитодержатели, намет- все это создавало сложный ансамбль, который, если учесть непрерывные усложнения в рпеделах щита, подчас превращался в феерическое нагромождение деталей. столь же вычурное, сколь и бессмысленное.
Германия в отличие от Франции или Англии, не стала централизованным государством: она по-прежнему дробилась на епископства, княжества и "вольные" города. Но каждый курфюрст или фюрст заводил свиту, отстраивал свой версаль и тиранил подданых с не меньшим рвением, нежели "король-солнце" во Франции. Странное впечатление производят бесконечно напыщенные гербы немецких властителей эпохи абсолютизма. Какое обилие шлемов и корон над одним щитом. Какие причудливые нашлемники. Какая усложненная мозаика цветов и фигур на щите.
Но уже занималась заря первых революций. Начало XVI века о знаменовалось классовыми боями в Германии. Восставшие крестьяне противопоставили ненавистным угнетателям свою эмблему. Это был не лев и не крест, не орел. Это был башмак. Простой крестьянсий башмак с длинной завязкой. Под знаменем башмака повстанцы не раз били рыцарей...

И еще один символ изобразили бойцы Томаса Мюныера на своих знаменах: радугу. То была радуга надежд на обновления, призывным светом озараившая сумрак феодальной ночи...
Вторая половина века - новый взрыв. На этот раз в Нидерландах. Посмотрите на этот герб.


Вроде бы все те же львы и орлы. Но греб замечателен и для той поры уникален: на над одним из щитов нет короны! Неуклюжую испанскую корону, нависшую над семью провинциями северных Нидерландов, восставшие гезы сбросили и разбили на куски. А стрелы, которые держат лев и закованный в броню воин, эти стрелы народной войны, каждая из которых поразит иноземцев, если он снова сунется в Нидерланды! Этот герб - свидетельство великих перемен. Среди абсолютных монархий Европы образовалось - пока единственное - буржуазное государство: Соединенные провинции северных Нидерландов.
Семнадцатый век - революция в Англии, восемнадцатый - революция в Северной Америке и во Франции. Новые победы и новые эмблемы. Самой радикальной и значительной по своим последствиям оказалась Великая французская буржуазная революция 1789-1794 годов, нанесшая смертельный удар феодализму. Учредительное собрание Франции торжественно отменило все дворянские титулы и звания, а заодно все родовые личные эмблемы. С уничтожением же королевской власти корону не государственном гербе ЫФранции смени красный фригийский колпак, вместо золотых лилий - текст Декларации прав человека и гражданина, а вместо старого девиза Капетингов появился лозунг, вошедший в века: Жить свободним или умереть!"
***
Как же помогает геральдика устанавливать датировку изготовления вещей и документов? Каждая эпоха, каждый век, а иногда и каждое десятилетие создавали свой контур, имели свои особенности в начертании тех или иных фигур. На заре геральдики, в XI-XII веках, изображения были грубы, примитивны, без выписанных деталей. С XIII векав геральдике начал устанавливаться готический стиль. Именно в это время лев по своим очертаниям не отличался от леопарда - оба были сухими, поджарыми, удлиненныем, а орел состоял из одних прямых линий. Но уже XVI век наметил переход к новым формам, а в течение следующего столетия в геральдике утвердился стиль барокко. Ломанные линии контура смениолись плавной кривизной. Лев наконец получил свою гриву. XVIII век усилил и углубил эти особенности. Стараниями специалисто- графиков Дозье и Ленотра в последний век европейского абсолютизма был создан саой законченный гербово стиль( стиль рококо), который в целом сохранился и позднее.
Особенно четко графические изменения прослеживаются на цветке лилии, дающем иногда возможность датировать берб с точностью до нескольких лет
Большую пользу может извлечь источниковед или археолог для датировки предметов, изучая динамику контура фигур. Разумеется, здесь было сказано лишь о главном и в самых общих чертах. Опытному эксперту в его работе помогает также огромное количество тонкостей и деталей.
***

Ещё о геральдике:
"Русская геральдика" А.Б. Ланкиер
Первое и единственное издание книги было выпущено в 1855 году.

Категория: Журналы- | Добавил: foma (04.01.2014)
Просмотров: 1839 | Теги: Журналы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0