История конверта
(М.Шпагин)
"Сорочка письма"... Столь образное и точное определение дал почтовому конверту в своем Толковом словаре Владимир Даль. Надо сказать, что поначалу письма обходились без одежды. Древние новгородцы, например, обменивались через гонуцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Для адреса или имени адресата места не оставалось, их писали или на берестяном же ярлыке, привязанном к свертку ниткой. Такая пересылка была широко распространена, но имела существенное неудобство - грамота была плохо защищена от чужого любопытства. Вот, собственно, и ответ на вопрос - почему появился конверт. То есть сначала даже не он сам отдельно, а обычай складывать письмо таким образом, чтобы текст оказался внутри, а место для адреса снаружи.
Уже с этого момента спутником письма, которое было само себе конвертом, становится ввезенный в Европу из Китая через Индию сургуч - "испанский воск", как его называли во Франции ( туда он попал от испанских мореплавателей). Кстати, воском тоже пробовали запечатывать письма, но сургуч оказался удобнее. Рельефные печати из него не позволяли ознакомиться с содержимым пакета, пока их не сломают. Старинное китайское изобретение долгие годы помогалдо европейцам блюсти тайну переписки. Не случайно во французском языке слова "печать" и "прятать" родственные.
Сургуч применяется и в наши дни при пересылке самых ценных, важных писем. А раньше существовали целые заводы по его изготовлению. Сургуч варили на основе смолистых веществ или воска с добавкой наполнителей - мела, гипса, окрашивали ультрамарином, киноварью, сажей и другими минеральными красками, умащивали гвоздичным маслом - чтобы не освернять обоняние запахом горящей смолы, и продавли в виде отполированных до глянца палочек. Иногда для пущего шику их пронзировали, или серебрили и даже золотили. Но главное - состав дложен был выносить, не теряя твердости, самую высокую летнюю температуру и в то же время легко плавиться , скажем от пламени свечи. Цветной сургуч мог говорить адресату о содержании послания еще до того, как тот вскроет консерт. Во Франции красный сургуч употреблялся, как правило, для деловых писем. Белая печать извещала о свадьбе, шоколадная звала на банкет, а черная - на похороны. В других случаях использовались желтые, зеленые, рубиновые и серые печати. Со временем на защиту корреспонденции от праздного любопытства встал закон. Нарпимер, в петровском Указе о Сибирской почте говорилось: "Велеть... отнюдь ни чьей грамотки не распечатывать, чтобы всбяк, заплата достойную плату, был обнадежен..." Корыстные интересы и неуемное любопытство порой оказывались сильнее царских указов, так что сургуч продолжал выполнять свою роль. Но у него почвился соверник -клей. Изменился и сам конверт - главное, он отделился от письма, стал его "сорочкой". Правда, встречались в его биографии случаи, когда письмо и конверт снова объединялись в единое целое. Таковы были, например , треугольнички писем вермен Великой Отечественной войны. Их прошивали нитками или склеивали чем придется - пользовались для этого и лесной сосновой смолой и вишневым клеем. И ещё одно отступление в истории конверта. Сейчас тайна его содержимого строго охраняется законом. Почтальон не вправе оставить свою сумку на подоконнике или лестничной площадке, даже попросив кого-нибудь за ней присмотреть. Механизированная выемка корреспонденции из почтовых ящиков придумана так, чтобы уберечь их содержимое от любопытных взглядов. Почтальон резко, до упора вдвигает рамку с прикрепленной к ней сумкой в нижние пазы ящика. Срабатывает специальный механизм, открывающий дно, - и письма летят в сумку, а на картонной контрольной карточке, где уже стоят оттиск календарного штемпеля предприятия связи, номер маршрута и время выезда почтальона, появляется ещё и номер ящика. Стоит выдернуть рамку, и дно его закрывется, можно ехать дальше. Когда почтальон вернется на предприятие связи с наполненными сумками, их вскроют в присутствии уполномоченного. Между прочим, с первым в нашей жизни конвертом мы знакомимся, даже ещё и не научившись говорить, потому что точно также называется сложенное пакетом одеяло для грудных детей. Само слово"конверт" произошло от латинского глагола, означающего "обращать, превращать, изменять, оборачивать" и, стало быть, восходит к тем временам, когда в консверт превращали письмо. Защитная оболочка для письма, впрочем была известна еще в Ассирии. Глиняную табличку, надпись на которой не предназначалась для чужих глаз, окружали глиняной же оболочкой, на которой писали имя адресата, и обжигали её. Прочитать послание можно было, только разбив "конверт". Но самостоятельные бумажные конверты появились только в XVII веке, а их массовый выпуск для почтовых целей начался, по-видимому, в 1820 году по инициативе английского книготорговца Брюера. Он выставил в витрине своего писчебумажного магазина маленькие изящные карточки для писем, быстро завоевавшие популярность у прекрасного пола. Однако они не складывались, да и адрес еле умещался. Короче, нужны были конверты. И Брюеру первому пришла в голову мысль делать их специально для продажи. Спрос оказался таким большим, что Брайтонский книготорговец объединился с лондонской фирмой, а спустя 24 года лондонцы Хилл и Де ля Ру изобрели первую машину для изготовления того, что один из современных словарей называет запечатываемой бумажной оболочкой для вложения письма и его сохранности.
Конверт был изобретен и получил широкое распростронение. Началось его совершенствование как из практических соображений, так и в угоду моде. Появились конверты самых разных размеров - от совсем маленьких, для визитных карточек, до больших, в которых в наше время посылают, например , в редакцию рукописи рассказов и книг. Стали выпускать "сорочки писем" самых разных цветов, в художественном оформлении, Но, конечно, главное внимание уделялось тому, чтобы конверт не разглашал содержания весточки. Поэтому их стали делать с подкладкой из тонкой цветной бумаги.
Но проще, конечно, подобрать непрозрачную бумагу или же , наоборот, взять легкую, даже чуть просвеыивающую, но отпечатать на ее внутренней стороне цветной узорчатый фон. Так часто и делается. В результате и вес письма невелик и текст не виден. Все шире внедряемая автоматическая обработка почты предъявляет в наши дни свои требования к конвертам. Главное - они должны быть стандартных размеров. Надо сказать, что это условие не такое уж новое. Дело в том, что и прежде размеры конвертов подгоняли под формат содержимого, например, выпускавшийся почтовой бумаги. То есть их стандартизация началась, так стакзать, стихийно, но ещё не завершилась. Делают конверты, как уже говорилось, не в ручную. Сначала стопка бумаги попадает под стальные ножи прессов, высекающих из неё заготовки нужно величины. Заготовки эти отправляются в специльную машину, здесь буманый лист изгибается, намазывается клеем и, наконец, склеивается. Производительность - десятки тысяч готовых конвертов в смену. И пресс и сама машина так и называются конвертными. Несложная вещь - конверт, и известен он уже давно. Значит ли это, что его нельзя усовершенствовать? Конечно нет. За рубежом, например сейчас охотно пользуются для деловой переписки конвертами, на лицевой стороне которых сделаны закрытые целофаном или прозрачной бумагой "окна". Сквозь них хорошо виден проставленный в начале официального документа адрес получателя. Значит, печатать его на самом конверте уже не нужно. журнал "Наука и жизнь" |