RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » Газеты

Первая трагедия в космосе
Из газеты Гудок - 23 апреля 1992 года

Первая трагедия в космосе

Ровно 25 лет назад, 24 апреля 1967, в семь часов утра по московскому времени посадочная капсула космического корабля "Союз-1" на огромной скорости врезалась в Землю. Случилось это в трех километрах от села Карабутак Адамовского района Оренбургской области. Капсула разбилась и загорелась. Находившейся в ней космонавт-испытатель Владимир Комаров погиб. Так произошла наша первая трагедия на космическом поприще.
Сегодня, приподняв завесу секретности, мы можем правдиво и подробно ответить на вопрос, который влновал всех в течение более двух десятилетий: что же случилось в то апрельское утро, как и почему погиб космонавт Комаров?

После катастрофы по стране гуляло также расхожее мнение: при Королёве дела у нас шли превосходно. По всем космическим статьям мы превосходили американцев. Не стало Королёва - началось отставание, а затем пошли трагедии.
Такое уттверждение и правдиво и ложно. Дело в том, что "Союз", прешедший на смену "Востоку" и "Восходу", - плод творения Королёва. Новый корабль, к слову сказать, отличался от своих сородичей только концигурацией. Начинка же, исключая систему сближения и стыковки, была полностью заимствована у старых собратьев.
Надо признать, у королёва трагических случаев не было, хотя аварийные ситуации на орбите случались. Не зря академик в шутку говорил: "Я Король, и Бог меня бережёт".
Уже в период создания "Союза" мы отставали от американцев в области научно-технического прогресса. Нехватка, современной электроники, вычислительной техники сказалась и на конструкции нового корабля.
Американцы к тому времени уже перешли к кораблю следующего поколения "Джемини", вобравшего в себя все технические новики. В 1965 году они осуществили первое сближение кораблей на орбите, а на следующий год отработали методы стыковки. Королев это понимал, но не тешил себя иллюзиями. Он творил, исходя из возможностей нашей промышленности.
После его смерти решение Политбюро бразды правления ОКБ были переданы Василию Мишину. Отдавая должное своему учителю, его энергии, настойчивости. василий Павлович скаже спустя тридцать с лишним лет: "Продлись жизнь Королёва, мы, несомненно, ушли бы в космос намного, несравненно дальше...". Этими словами он ка бы исключал возможность гибели космонавта при Королёве.
Трагедию, вероятно, можно было бы предотвратить, если бы "Союз" был многократно испытан в беспилотном варианте, показав при этом высокую степень надежности всех бортовых систем. К великому сожалению, на практике все оказалось иначе.
Первый блин, который после Королёва пытался испечь на космической "сковородке" его приемник, вышел комом. Во время испытания беспилотного "Союза", обнаружилась неисправность в системе стабилизации корабля при работе маршевого двигателя. В силу этого корабль не мог не только маневрировать, но и спуститься с орбиты. После многократных неудачных попыток посадить "Союз" его пришлось взорвать, применив впециальное бортовое устройство. Катастрофа с пожаром на стартовом устройстве постигла второй корабль. И только третьему суждено было выполнить программу. Да и то при посадке он угодил в Аральское море. В течение пяти часов кораль должен находиться на плаву, как записано в инструкции, а оказался на дне. Когда его подняли, выяснилось, что на лобовом теплозащитном экране было просверлено отвертие, заглушенное болтом. При спуске в атмосфере плазма прожгла в этом месте дыру, в которую и устремилась вода.
Д.Устинов "выкручивал руки" новому Главному , требуя от него "догнать" и "опередить"... На сей раз был выдвинут почти неотразимый аргумент: к праздничной дате - 50 летию Октября необходим космический подарок.
Мне кажется, хотя Мишин это и отрицает, у него не хватило мужества сказать твердое "нет", как это не раз делал Королёв. И решение на пилотируемый полет сырого, не доведенного "до ума" корабля было принято. В комос должен был подняться не один, а два "Союза". Ставилась задача сближения, стыковки и перехода одного космонавта из корабля в корабль в открытом космосе. Первым взлетал "Союз-1" с Комаровым. Через сутки планировался взлет второго корабля с Быковским, Хруновым и Елисеевым. Кстати дублером у Камарова был Гагарин.
"Союз-1" покинул космодромную землю в три часа после полуночи. То был первый пилотируемый ночной старт. Десять ракетный минут на участке выведения прошли гладко. В расчетное время корабль отделился и начал автоматический полёт. Управление полетом шло из Евпатории. Вскоре оттуда поступили первые настораживающие сообщения. Правда, сведения были отрывочны и скупы. Говоря словами специалистов, появился первый "боб": не открылась одна из двух панелей солнечной батареи системы электропитания. Это обстоятельство сразу усложнило ситуацию.
Одина беда, разразившаяся как гром среди ясного неба, повлекла за собой другую. Прибор на пулье управления кораблем показывал, что давление рабочего тела в двигателях причаливания и ориентации упало до нуля. Появилась первая версия: неисправен один из клапанов системы, через который ыбло стравлено давление. Нетрудно представить, что  дальше все пошло  вкривь и вкось: намеченная программа лопнула. Корабль не смог маневрировать на орбите, поэтому вопрос остарте второго корабля отпал. Мало того,"Союз" мог спуститься с орбиты только с помощью резервного двигателя. Если называть вещи своими именами, возникла серьезная аварийная ситуация. Позже выяснилось, что на работает и система астроориентации-звездный датчик не улавливал искомую звезду. Благо система имела резервирование.
Я хорошо помню тот драматический полет, суматоху, которая царила в координационно-вычислительном центре (ныне ЦУП), где я тогда работал. Пропагандистская машина по поводу блистательных побед советской космонавтики была запущена на полные обороты. Мы ударили в литавры, и ни одной фразы о серьезных неполадках на орбите. А ведь представители правящей верхушки во главе с Устиновым в течение всего полета находились в КВЦ. Здравый смысл подсказывал им, что надо "сменить пластинку". Но этого сделано не было.
В сложившейся ситуации Мишин принял верное решение: досрочно прекратить полёт "Союза-1". Госкомисии ничего не оставалось, как утвердить его.
Но в финальной стадии полета не обошлось без происшествия. На 17-м витке как планировалось, посадка не состаялась. Н е сработала резервная вистема ориентации. \Чувствовалось по голосу, что комаров сильно нервничает. Он просил ка связь "двдцатого" (позывной Главного). Вместо того чтобы объяснить ситуацию и успокоить космонавта, Мишин отделася общими фразами, вроде такой: "У вас имеются богаты резервные возможности".
Комарову дали "добро" на ручную ориентацию. Выполнил он её мастерски. "Союз-1" сошел с орбиты и взял курс домой. Но у самой Земли произошло непоправимое.
Здесь придется хотя бы в общих чертах описать устройство парашютной системы. Она состоит из основной и резервной. Каждая имеет два парашюта: тормозной и основной. На высоте 9,6 километра в поток вводится тормозной парашют площадью 14 кв. м. Он гасит скорость с 200 до 80-90 метров в секунду. Дальше по циклограмме через 17 секунд развертывается купол основного парашута площадью1.000 кв.м. после отстрела тормозного парашюта. Но эта операция не прошла. "Тормозник" не смог извлечь из контейтера основной купол. Тогда сработала автоматика ввода запасной парашютной системы. Вышел тормозной парашют, но и он не раскрылся, а запутался в стропах "тормозника" основной системы, ещё более усугубив ситуацию. Позднее было установлено, что парашютная система имела скрытый дефект. У самой Земли сработали двигатели мягкой посадки, но они уменьшили скорость только на 6-8 метро в секунду. Спасти положение они не могли...
Вся страна скорбела по поводу драматической гибели космонавта Комарова. АПлакал в самолете, летевший к месту посадки, Юрий Гагарин. Такова цена поспешности, с которой готовили к полёту "Союз-1"
Борис Олесюк. Москва.
Категория: Газеты | Добавил: foma (13.12.2013)
Просмотров: 1125 | Теги: газеты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0