RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 9.Журналистская литература

ж-076 Оформление и производство газеты. Вяземский Б.А.

Раздел Ж-076

Доцент Б. А. ВЯЗЕМСКИЙ
ОФОРМЛЕНИЕ и ПРОИЗВОДСТВО ГАЗЕТЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ГАЗЕТНЫХ РАБОТНИКОВ
Издание третье, поправленное и дополненное.
Переплет художника Г. Э. Вильфарт
Государственное издательство «ИСКУССТВО» Москва 1952г.Тираж 10 000

обложка издания

 

| Содержание:
Глава I. Верстать газету культурно, красиво.
1. Оформление газеты—важный участок работы

2.Творчески работать над внешностью газеты
Глава II. Подготовка оригинала к набору.
1. Вычитка оригинала
2. Проверка цитат
3. Техническое оформление рукописи
4. Разметка шрифта
5. Выделения
6. Разметка текста
7. Подсчет объема рукописи
8. Сдача оригиналов в типографию
9. Строкомер для гранок
Глава III. Иллюстрация в газете.
1. Значение изобразительного материала
2. Цель иллюстрации
3. Виды газетных иллюстраций
4. Отбор и подготовка иллюстрационного материала
5. Запас клише
6. Подпись к иллюстрации
Глава IV. Газетная типография и наборный цех.
1. Полиграфическая техника
2. Организация типографии
3. Основы наборной техники
4. Литера и шрифт
5. Линеики, концовки, усики
6. Пробельный материал
7. Оборудование для ручного набора
Глава V. Шрифты, применяемые для набора газеты.
1. Размеры шрифтов
2. Начертание шрифтов
3. Назначение и рисунок шрифтов
4. Шрифтовой стандарт
5. Применение газетных текстовых шрифтов
Глава VI. Ручной и машинный набор.
1. Ручной набор
2. Сложные виды газетного набора
3. Набор стихов
4. Шахматный и шашечный набор
5. Разбор
6. Машинный набор
Глава VII. Иллюстрационный оригинал и производство клише.
1 Штриховое и тоновое клише
2. Производство цинкографских клише
3. Изготовление клише на линолеуме и других материалах
4. Оригиналы для цинкографских клише
5. Ретушь оригиналов
6. Заказ клише
Глава VIII. Корректура газеты.
1. Цель корректуры
2. Типографская и редакционная корректура
3. Корректор—ответственный работник редакции
4. Корректурный оттиск
5. Основные правила газетной корректуры
6. Стандарт корректурных знаков
7. Первая корректура
8. Вторая корректура
9. Редакционная и авторская корректура
10. Корректура в полосе
11. Исправления в стереотипе и при печати
12. Организация газетной корректорской
Глава IX. Оформление заголовка.
1. Значение заголовка в газете
2. Размер заголовка
3. Виды заголовков и «шапок»
4. Сочетание шрифтов
5. Вред пестроты
6. Общий заголовок газеты
7. «Флаг»
8. Сложный заголовок
9. Подзаголовки
10. Заголовок-боковичок
11. «Афишки» в заголовке
12. Рубрика и надзаголовок
13. Призывы
14. Переносы в заголовке
15. Сочетание соседних заголовков
16. Клишированный заголовок
17. Эпиграф
18. Разметка заголовков
Глава X. Приемы оформления газеты.
1. Макет
2. «Слепая» или пестрая полоса
3. Метод контраста
4. Размещение материала по страницам
5. Размещение материала на странице
6. Симметричная верстка
7. Асимметричная верстка
8. Верстка крупного материала
9. Верстка на две полосы
10. Верстка на одну колонку
Глава XI. Основные правила планирования материала на странице.
1. Объединение материала по теме
2. «Подборка» и отдел
3. «Окно» и «врезка»
4. Подверстка
5. Подвал
6. Оформление вводной статьи
7. «Ломаная» верстка
8. «Перерезанная» полоса
9. Колонцифра
10. Отделение и отбивка материала
11. Перенос материала
12. Сноска
13. Верстка таблиц и выводов5
14. Оформление объявлений
15. Беречь газетную площадь
Глава XII. Верстка иллюстраций.
1. Основные правила верстки иллюстраций
2. Ошибки при верстке иллюстраций
Глава XIII. Подготовка макета.
1. Предварительные расчеты
2. Рисований макет
3. Расклейка
4. Разметка
Глава XIV. Подготовка к выпуску и верстка газеты.
1. Отправка оригиналов в набор
2. Пополосная отправка оригиналов
3. Набор «в запас»
4. Набор текущего материала
5. Распределение работы
6. Подготовка к верстке
7. Процесс верстки
Глава XV. Стереотипия.
1. Значение стереотипии
2 Матрицирование
3. Отливка и отделка стереотипа
4. Исправление в стереотипе
Глава XVI Печатание газеты.
1. Печатные машины
2. Процесс печатания
Приложение

 

 

 

 

***

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I
ВЕРСТАТЬ ГАЗЕТУ КУЛЬТУРНО, КРАСИВО
1. ОФОРМЛЕНИЕ ГАЗЕТЫ — ВАЖНЫЙ УЧАСТОК РАБОТЫ
Б
ольшевистская печать—это, по классическому определению нашего гениального вождя и учителя товарища Сталина, «самое сильное и самое острое оружие нашей партии».
На огромную высоту подняла наша партия роль большевистской печати. Сила советской печати крепнет из года в год. В СССР издается кроме центральных газет около трехсот республиканских, краевых и областных, более четырех тысяч районных и много городских, военных, транспортных, заводских газет. Более 8000 газет, выходящих общим тиражом около 40 миллионов экземпляров, несут в широчайшие массы на языках народов, населяющих нашу необъятную Родину, великие идеи Ленина—Сталина.
Советская печать неотделима от народа, служит интересам народа. Она воспитывает трудящихся в духе социалистической сознательности, в духе советского патриотизма.
Печать в нашей стране—мощная организующая и мобилизующая сила.
Теперь, когда наш народ решает задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму, идеологическое воспитание советских людей приобретает решающее значение.
В замечательную Сталинскую эпоху наш читатель предъявляет к газете возросшие требования: он хочет, чтобы газета была насыщена богатым идейным содержанием, чтобы она была написана живым ярким языком и, кроме того, имела внешний привлекательный вид.
Советские журналисты должны тщательно работать над-созданием идейно насыщенной, простой, живой, понятной, яркой газеты не только по своему содержанию, но и по внешнему виду.
Прямой долг большевистских журналистов—повседневно совершенствовать свое журналистское мастерство.
3
Обращаясь к работникам печати, Сергей Миронович Киров говорил: «Печать—сложнейший механизм. Об этом нельзя забывать ни на минуту. Надо этот сложнейший механизм всячески совершенствовать»1.
Мы обязаны уметь, как указывал Ленин, «и пропагандировать и организовать и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо...»2
Доступным, понятным и ясным должно быть не только содержание, но и внешность газеты, т. е. размещение материала, шрифты заголовков и текста, рисунки—все должно быть ясным и простым, доступным читателю. Газета, насыщенная интересным содержанием, но плохо оформленная, может быть плохо усвоена читателем.
Случайное, непродуманное расположение газетного материала может привести к тому, что читатель не обратит внимания на главное. Он может прочесть с особым вниманием маловажную заметку, если она будет ярко оформлена, и пропустить важнейший материал номера, если он будет помещен под мелким, бледным заголовком, где-нибудь в нижней части страницы.
Плохая, серая краска, нечеткий или слишком мелкий шрифт могут также привести к тому, что читатель не прочтет материала или просто потеряет охоту с трудом разбирать по словам статью или заметку. Наконец, скучная, унылая, однообразная газетная страница без ярких заголовков и хороших иллюстраций не привлечет внимания читателя, и он может вовсе не прочесть ее.
Техническое оформление большевистской газеты—выбор шрифтов, размещение иллюстраций, верстка материалов,—как и все остальное на ее страницах, подчинено политике нашей партии, этой жизненной основе советского строя.
Именно политическому пониманию газетной техники учат советских журналистов Ленин и Сталин.
Техническое оформление и производство газеты состоит из подготовки оригинала и иллюстраций, из набора, верстки и печати.
Подготовка иллюстраций заключается в отборе фото и рисунков, в их ретуши и разметке.
Набором называется процесс составления строк текста из отдельных литер, знаков и пробельного материала.
Под версткой следует понимать не только самый типографский процесс формирования полос газеты из гранок набора, линеек, заголовков и пробельного материала, но и систему расположения материала в газете, систему выделения уже набранного материала путем применения различных типографских средств.
Основное в верстке—уметь точно определить значение материала и в зависи-

1 Из речи С. М. Кирова на торжественном заседании в День печати 5 мая 1927 г. Журнал «В помощь районным и политотдельским газетам», № 34—35, декабрь 1934 г.
2 В. И. Лени н, Соч., изд. 4-е, т. 31, стр.88.
4

мости от этого оформить его: отвести для него соответствующее место на полосе, подобрать шрифты для заголовков, правильно разместить иллюстрации и т. п.
В хорошо сверстанной газете все статьи, заметки, иллюстрации отпечатаны ясно. Подобраны четкие и достаточно крупные шрифты. Материал расположен и подан так, что все наиболее важное отлично видно, читается в первую очередь.
Хорошо сделанная, или, как говорят, отлично сверстанная газета обычно оформлена просто. Но эта простота достигается в результате полного использования типографской техники, большой, заранее продуманной работы над оформлением.
Внешний вид газеты прежде всего зависит от ее содержания. Но не малую роль в создании «технического лица» газеты играет система размещения и манера выделения материала, количество и качество иллюстраций, формат газеты, число и ширина колонок, подбор шрифтов и т. д.
На внешний вид газеты влияют состояние и возможности типографии газеты, а также квалификация, опытность ее работников. Однако не следует преувеличивать значение полиграфической базы. Технически грамотный журналист сумеет отобрать из имеющихся в типографии шрифтов наиболее красивые и четкие, полностью использовать средства наборного цеха, грамотно и четко сверстать и оформить газету, проследить за качеством печати.
Оформление газеты—важный участок работы, газетная техника—это политика. Повседневная настойчивая борьба за поднятие культуры оформления газеты—важнейшая обязанность редакторов.
Газеты, редакторы которых передоверяют оформление второстепенным работникам, не интересуются сами газетной техникой, не знают ее,—как правило, плохо оформлены, полосы их однообразны и непривлекательны.
Вот что писала о таких редакторах «Правда»1:
«Инженерами газетного дела» любят именовать себя иные редакционные оформители. А редакторам, с поразительной легкостью отдающим на откуп кому угодно оформление газеты, ее верстку, невдомек, что газетная техника—это политика, что редактор, не изучающий верстки, не владеющий ею,—плохой, никудышный руководитель».
И далее:
«Редактор газеты должен владеть техникой газетного оформления. Он должен помнить, что газета готова не только тогда, когда окончена правка, но когда номер прошел все процессы, когда редактор внимательно и бдительно его проверил. Редактор не имеет права выпускать в свет номер газеты, пока он его не увидел в готовом виде».

1 «Правда», Обзор «О газетной технике и беспечных редакторах», № 72 (8038) от 14 марта 1937 г.
5
О плохом оформлении некоторых наших газет говорилось в важнейшем решении Центрального Комитета ВКП(б) «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет»:
«...Серьезными недостатками ряда газет являются их низкий культурный уровень и неудовлетворительное оформление. В некоторых газетах допускаются грубые ошибки, опечатки, искажается литературный язык. Во многих газетах публикуются небрежно выполненные рисунки и фотоснимки»1.

 

 


2. ТВОРЧЕСКИ РАБОТАТЬ НАД ВНЕШНОСТЬЮ ГАЗЕТЫ
В
еличайшие гении человечества Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин, многие крупнейшие деятели большевистской партии Молотов, Киров, Воровский и другие не только руководили газетами и сами писали в них, но и выполняли разнообразную работу в газете.
Владимир Ильич Ленин вникал во все детали технического оформления «Искры». Он сам корректировал газету, и в ленинской «Искре» не было опечаток. Всякую техническую и корректорскую небрежность Ленин считал проявлением явного неуважения к читателю. Он сам подсчитывал типографские знаки на страницах газеты «Социал-демократ», сам выбирал и размечал ее шрифты. Часто встречаются прямые указания Ленина типографии, как выделять, каким шрифтом набрать: «Все заголовки одним шрифтом». «Наборщику! Надо набрать одинаковым жирным шрифтом все заголовки»2 (рис. 1).
В. И. Ленин прекрасно знал издательскую технику, отлично изучил процессы книжного и газетного производства. Об этом убедительно рассказывается во многих его письмах.
Вот одно из них, написанное из сибирской ссылки В. И. Лениным 2 марта 1898 г. М. Т. Елизарову:
«...Исправлений оказалось меньше, чем я думал,—только корректорские, да разделение на главы (две) и параграфы. Надо думать, что наборщикам несравненно легче набирать с печатного и что потому ошибок должно быть меньше и корректорского труда (он все-таки совершенно необходим) тоже значительно меньше. Посылаемые мною вырезки можно прямо и отдать в типографию, только надо непременно строго наказать, чтобы их не теряли* (а то большею частью теряют рукописи) и чтобы присылали вместе с корректурным листом каждый раз и оригинал (рукопись или вырезку)—без этого корректировать посторонним лицам (не автору) будет страшно трудно (говорю по опыту), и получится масса самых
1 Журнал «Партийное строительство», 1945, № 13—14, стр. 24.
2 В. И. Ленин, О продовольственном налоге, записка В. И. Ленина в типографию с указанием о наборе брошюры (из документов Центрального музея В. И. Ленина).
6
неприятных недоразумений и ошибок... Вообще очень важно, чтобы корректура лежала с начала до конца на одном лице, а то возникает путаница из-за знаков, которые ставит корректор, и кроме того забывают обыкновенно проверить при последующих корректурах (нужны minimum две корректуры), исправлены ли ошибки, указанные при первой корректуре, и не сделано ли нового вранья при исправлениях. Типографская аккуратность и изящность издания очень важны...»1
Рис. 1. Автограф личных указаний В. И. Ленина типография
* «Для этого,—если понадобится разорвать по листам (как это обыкновенно делают в типографии),—то перенумеровать все страницы особой нумерацией».

1 В. И. Ленин, Письма к родным. Соцэкгиз, 1931, стр. 100—101. В этом письме В. И. Ленин сообщает о корректуре своей статьи
*К характеристике экономического романтизма».
7

В. И. Ленин 28 мая 1901 г. пишет Л. М. Книпович:
«Каким образом думаете Вы поставить «Искру» в России? В тайной типографии или в легальной? Если последнее, то напишите немедленно, имеете ли определенные виды: мы готовы бы обеими руками ухватиться за этот план (возможный, как нас уверяли, на Кавказе) и средств он потребовал бы не много*. Если первое, то примите во внимание, что в нашем листе (4 стр.) до 100 тысяч букв [и это в месяц!]: сладит ли с этим тайная типография?? Не убьет ли она с чрезмерно большим риском тьму денег и людей?? Не лучше ли направить эти деньги и силы на транспорт, без коего все равно России не обойтись»1.
*«Если есть хоть сколько-нибудь сносные связи с легальными типографиями, то непременно обсудите дело с ними и напишите нам: у нас есть свой, очень практичный (и испытанный) план на этот счет».
Выработанный Лениным «практичный (и испытанный) план» предусматривает изготовление за границей матрицы «Искры», которая для отливки стереотипа и печатания с него переправлялась в Россию.
В октябре 1914 г. Владимир Ильич точно инструктирует выпускающего газету «Социал-демократ» В. А. Карпинского:
«Набирать надо как можно больше статей петитом. Нам надо испоместить в двух страницах maximum материала. Досадно, что не имели этого в виду при сдаче в набор манифеста.
Теперь весь вопрос, сколько тысяч букв вместят две страницы? Формат Ц. О. надо взять прежний (заголовка нет ведь в Женеве: желательно сделать новый заголовок поэкономнее, так чтобы поменьше места терялось: например, чтобы заголовок умещался в уголке, а не «забирал» всех трех столбцов).
Ждем точного расчета насчет размера: сколько букв петита войдет.
Лучше всего пришлите и корректуру манифеста (вторую корректуру) и образцы всех шрифтов вплоть до самого мелкого.
Заголовок номера (это должен быть следующий № Ц.О.) должен носить и цену: lOcts, я думаю. Во всяком случае корректуру сверстанного в полосы номера нам необходимо послать.
Если бы удалось, при формате Ц.О., набрать все петитом, мы бы имели около 40 ООО букв в двух страницах. Тогда можно бы еще пару статеек поместить, кои мы готовим (Ежели манифест уже набран и неподходящим шрифтом etc., мы его издадим особо)...»2

1 В. И. Ленин, Соч., изд. 4-е, т. 34, стр. 49.
2 В. И. Ленин, Соч., изд. 3-е, т. 29, стр. 139.
8

Неряшливое оформление партийных изданий Ленин считал величайшим преступлением перед советским государством.
24 октября 1919 года он с возмущением писал в Госиздат:
«Просмотрев брошюру «III Интернационал 6—7 марта 1919» изд. «Госуд. изд-во», Москва, 1919 (цена 8 руб.), страниц 99, я объявляю строгий выговор за подобное издание и требую, чтобы все члены коллегии Государственного издательства прочли настоящее мое письмо и выработали серьезные меры гарантии, чтобы такое безобразие не могло повторяться.
Брошюра издана отвратительно. Это какая-то пачкотня. Нет оглавления. Какой-то идиот или неряха, очевидно, безграмотный, собрал, точно в пьяном виде, все «материалы», статейки, речи и в беспорядке напечатал.
Ни предисловия, ни протоколов, ни точного текста решений, ни выделения решений от речей, статей, заметок, ничего ровно! Неслыханный позор!
Великое историческое событие опозорено подобной брошюрой.
Требую: 1) Исправления путем вклейки. (Виновных засадить в тюрьму и заставить вклеивать во все экземпляры.)
Сообщения мне:
2а) Сколько экземпляров напечатано?
26) Сколько распространено?
3) Переиздания в приличном виде. Корректуру показать мне.
4) Установления правила, чтобы за каждую выпускаемую вещь отвечало определенное лицо (завести книгу записей ответственных лиц).
5) Другие меры упорядочения; выработать их и прислать мне.
Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)»1.
Так относился В. И. Ленин к газетной и книжной технике. В данной книге приведено только несколько ленинских высказываний. Их можно значительно приумножить.
Ленинскому стилю в газетной работе учит нас и великий Сталин.
«Сталин был организатором и инициатором почти всех большевистских изданий на Кавказе. Изданию нелегальных книг, газет, брошюр, прокламаций он придал невиданный в условиях царской России размах»2.
Созданные товарищем Сталиным газеты большевиков Закавказья даже в условиях жестокого преследования, в условиях подполья отличались хорошей техникой выпуска.
1 В. И. Ленин, Соч., изд. 4-е, т. 35, стр. 363—364.
2 Иосиф Виссарионович Сталин, Краткая биография, изд. 2-е, стр. 23—24.
9
Об этом рассказывает на страницах «Правды» (№ 10502 от 6 мая 1947 г.) В. Григорьев в статье «Славные традиции». «Из прошлого большевистской печати Закавказья».
«Издания большевистских организаций Закавказья, несмотря на тяжелые условия подполья, отвечали основным требованиям печатной техники. Это вводило в заблуждение царских охранников.
В 1910 году Тифлисское охранное отделение в течение длительного времени тщательно старалось обнаружить типографию, печатавшую нелегальную газету «Тифлисский пролетарий». Тифлисская охранка сообщила, что газета печатается в Баку, а Бакинское охранное отделение считало, что газета печатается в Тифлисе...
Больших трудов стоило царским властям раскрыть подпольную большевистскую типографию, находившуюся на самой окраине Тифлиса...
Что же представляла собой типографская машина, печатавшая «Тифлисский пролетарий»? Оказалось, что это обыкновенная ручная машина... которая вместе с наборными кассами и всеми необходимыми принадлежностями помещалась в стенном шкафу, оклеенном снаружи обоями».
Рост советской полиграфической промышленности и машиностроительных заводов, производящих полиграфическое оборудование, а также рационализация технологии значительно упростили и улучшили процесс производства газет.
Газетные работники имеют все условия для творческой инициативы при работе над внешностью газеты. К оформлению газеты они должны относиться так же внимательно, как и к ее содержанию, твердо помня, что газетная техника—это политика.
Об этом напоминал еще в 1936 г. работникам большевистской печати Михаил Иванович Калинин. Он писал:
«Большую роль играет сама техника газет и журналов: печать, клише (рисунки и фотографии), расположение материала, выбор шрифта, заголовки и т. д. Все это должно делаться обдуманно и со вкусом. Повторяю, это имеет огромное значение для читателя. Не случайно товарищ Сталин с такой тщательностью следит за каждой мелочью в газете»1.
Сочетание большевистской идейности с постоянным вниманием к техническим деталям—такова характерная особенность ленинско-сталинского стиля в газетной работе. Оформление наших газет должно быть так же партийно, как партийно их содержание.
Газетной технике—вопросам технического оформления и производства газеты—посвящена эта книга.
1 «Большевистская печать», ч. II, Госполитиздат, 1945, стр. 287—288.

 

* * *

 

 

 

 


Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать


 

 

 

Категория: 9.Журналистская литература | Добавил: foma (29.09.2014)
Просмотров: 1172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0