Раздел Г-бн
Архитектурные памятники Пермской области
иллюстрации И. Арапова, Г. Братухина, Г. Кацко, Г. Канторовича, В. Коха, Ф. Тольцииера.
Пермское книжное издательство. 1970г
КРАТКИИ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
ТРОИЦКИЙ СОБОР Соликамск
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Соликамск
СОБОРНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ Соликамск
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
Архитектурное наследие Прикамья давно привлекает к себе внимание художников, литераторов, ученых. Писатель П. И. Мельников-Печерский и историк А. И. Слупский, академик И. Э. Грабарь и первый нарком просвещения А. В. Луначарский высоко ценили замечательное мастерство пермских «древоделей» и «подмастерьев каменных дел».
Уходящее своими корнями в глубь веков искусство народных зодчих сохранилось для нас в основном памятниками XVII—XVIII вв. В силу исторических особенностей развития края и его географического положения зодчество Прикамья испытало на себе влияние архитектурных веяний центральных областей России. По территории нынешней Пермской области в прошлом пролегали торговые пути из Москвы на Восток, в Сибирь. Опорными пунктами колонизации являлись укрепленные городки, превращавшиеся в административные и торговые центры. К их числу относятся Соликамск, Чердынь, Кунгур, Усолье. (Через Чердынь шел северный путь на Восток, через Кунгур — южный.) Именно в этих городах и началось каменное строительство.
В XVII—XVIII вв. здесь сложились великолепные ансамбли, дошедшие до наших дней.
Сочетание традиционных форм народного зодчества и новых архитектурных приемов, творческое восприятие московского барокко, разработка оригинальных конструкций и декоративных элементов — все это говорит о силе таланта местных мастеров, о развитии в Прикамье крупной школы зодчества — своеобразной ветви могучего древа русской архитектуры. На развитии архитектуры Прикамья сказалась и высокая художественная культура края, его давние художественные традиции.
Предлагаемые вниманию читателя буклеты посвящены наиболее выдающимся памятникам пермской архитектуры, построенным в конце XVII — начале XVIII в. (исключение составляет лишь загадочная башня-храм в с. Пянтеге: исследователи датируют ее XVI или даже XV в.) Именно на рубеже этих веков в пермском крае были созданы наиболее значительные произведения архитектуры прошлого. Речь идет о жемчужине соликамского ансамбля — Троицком соборе. Доме воеводы и наклонной Соликамском колокольне; о древнейшем каменном здании края — Воздвнженской церкви в с. Верх-Боровой Соликамского района; об уникальных памятниках русского деревянного зодчества церкви Преображения в с. Янидоре Чердынского района и сторожевой башне в с. Торговище Суксунского района; о Доме Строгановых в г. Усолье, Никольской церкви в с. Ныробе и других памятниках.
Круг представленных памятников определялся и еще одним соображением. В этих произведениях архитектуры воплотился не только художественный гений народных мастеров, но и труд наших современников — мастеров-реставраторов и архитекторов, историков и искусствоведов. Делом охраны и восстановления замечательных памятников прошлого уже более 20 лет заняты сотрудники Пермской специальной научно-реставрационной мастерской. Сбылась мечта В. И. Ленина: сокровища искусства стали достоянием «поголовно всех трудящихся».
Ансамбль — группа произведений одного или нескольких видов искусства (архитектуры, живописи, скульптуры), связанных единством замысла.
Анфилада — ряд помещений, сообщающихся между собой дверями, расположенными на одной оси.
Апсида — полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма (для алтаря).
Арка — криволинейное (чаще всего полуциркульное) перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами.
Аркада — ряд арок.
Барокко — название архитектурного стиля, для которого характерно обилие декоративных элементов.
Бегунец — орнамент кирпичной кладки (пояс из треугольных углублений).
Бочка — килевидная форма кровли.
Волоковое окно — проем, вырубленный в двух смежных бревнах сруба (на полбревна вверх и вниз). Окно задвигалось («заволакивалось») дощечкой.
Восьмерик — часть здаиия, имеющая в плане восьмиугольник.
Галерея (гульбище)—крытое длинное помещение, обходящее здание с нескольких сторон.
Гирька — декоративное украшение арки, обычно из резного камня, подвешенное на скрытом в кладке железном стержне.
Закомара — полукруглое или килевидное завершение наружных стен церковного здания (обычно соответствует форме внутреннего свода).
Изразец — плитка из обожженной глины, с рисунком, покрытая с лицевой стороны глазурью.
Иконостас — деревянная стена, составленная из нескольких ярусов икон, разделенных горизонтальными брусьями (тяблами). Отделяет внутреннее помещение храма от алтаря.
Капитель — верхняя часть колонны или пилястры.
Колокольня — сооружение при церкви для подвешивания колоколов.
Клеть — прямоугольный деревянный сруб.
Кокошник — декоративная закомара.
Кремль — общественный и административный центр древнерусского города, обнесенный крепостной стеной.
Лемех — деревянная черепица. По форме напоминает лемех плуга.
Луковица —покрытие церковной главы, напоминающее по форме луковицу.
Палаты — жилое каменное здание с большим количеством помещений.
Повал — бревенчатый карниз, образованный постепенным выпуском наружных венцов сруба.
Подклет — нижний этаж, обычно хозяйственного назначения.
Портал — архитектурно обработанный вход в здание.
Придел — малый храм, «приделанный» к основному зданию или устроенный внутри него.
Притвор — крытое помещение перед входом в церковь.
Свод — перекрытие, имеющее в разрезе криволинейное очертание. Различают своды цилиндрические, коробовые, крестовые и др.
Трапезная — пристройка с западной стороны церкви.
Шатер — покрытие в виде граненой пирамиды.
Ярус — горизонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания.
***
Троицкий собор в г. Соликамске — памятник русской архитектуры конца XVII в. В этот период средневековое зодчество Руси достигло высшей ступени развития. Совершенствовалась строительная техника. В архитектуру из камня вошли многие элементы деревянных построек: богатое декоративное убранство стен, наружные лестницы, шатровые крыльца «на отлете». Стираются грани между гражданским и церковным зодчеством — крепости и монастыри, жилые дома и церкви возводят одни и те же мастера.
Собор расположен на холме и зрительно как бы завершает центральный ансамбль города. Богатый орнамент — «узорочье», украшающий стены, наличники окон, типично теремные крыльца с кирпичными колоннами, словно выточенными из дерева (каждая пара особой формы), — все свидетельствует о богатстве архитектурной фантазии строителей.
Очень удачна композиция здания. Различные части постройки — куб главного храма, два придела, связанные обширной галереей, три апсиды, пять центральных и две придельные главы в форме луковиц, крыльца — образуют гармоническое целое. Точно найденный ритм нарастающих объемов — от распластанных на земле крылец к взметнувшемуся ввысь пятиглавию — создает иллюзию реального движения.
Интерьер представляет собой бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом и окруженный галереей.
В облике собора традиционные формы н приемы русского зодчества (постановка здания на подклет, теремные крыльца, галерея) сочетаются с новыми, несвойственными архитектуре прошлого (богатое убранство фасадов, симметричное расположение основного храма и приделов, элементы ордера и т. п.). Использование форм деревянной архитектуры, выявление их в новом материале говорит о глубокой связи строителей с традициями местного зодчества. В то же время некоторые детали постройки являются результатом твор
ческой переработки форм московской архитектуры.
Общин вид Троицкого собора в Соликамске (слева Соборная колокольня).
Побывавшего в Москве в середине XVII в. арабского путешественника восхитил один из элементов оформления соборов — гирька. Он так описал ее: «...в средине каждой арки выступ арочный (подвеска), обтесывают камень в очень красивую форму и, просверлит ...пропускают сквозь него железный шест с двумя ветвями на концах, заклепывают их и заканчивают стройку этим камнем, который представляется великим чудом, ибо висит в средине, спускаясь прямо». «Русский ордер» — так назвал этот оригинальный конструктивный прием известный ученый Б. П. Михайлов.
Гирьки Троицкого собора необычны: они не из камня, а гончарной работы и политы зеленой глазурью.
Собор заложен в 1684 г., достроен в 1697 г. Эти даты были выбиты на каменной доске, вделанной снаружи в алтарную стену. Строили собор на средства соликамских посадских людей (лишь 200 рублей было выделено по царскому указу из «таможенных и кабацких доходов» Соликамска). В память о «царском жалованьи» в южную стену храма поместили изразец с двуглавым орлом, а на западной стене выложили из кирпича корону. (Изразец не сохранился.)
Центральное окно апсиды.
Первоначальный облик собора позднее подвергся различным изменениям. Пристроенные северный и южный приделы, галерея, теремные крыльца еще более обогатили его композицию.
В 1953—1964 гг. сотрудники Пермской специальной научно-реставрационной мастерской провели большую работу по восстановлению памятника. Автор проекта реставрации архитектор Ф. М. Тольцинер.
План первого этажа. ►
***
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Богоявленская церковь — один из наиболее интересных памятников в архитектурном ансамбле Соликамска. Хорошо обозреваемая с реки Усолки, она ориентирована к центру Соборной площади и как бы замыкает подкову центрального ансамбля с востока. Простая в плане бесстолпная церковь украшена богатейшей каменной резьбой. Московское «узорочье», обогащенное местными мотивами резьбы по дереву, придает всему «памятнику необычайную пластическую выразительность. По творческой выдумке и точности рисунка «каменных дел подмастерья», пожалуй, не уступили бы знаменитым вологодским кружевницам. Посмотрите на фасады храма. Северный вход обрамлен порталом. Какие только узоры не использованы в его оформлении! Полуколонки, пояски, разные жгутики и орнаменты из плетенки. Над входом целая радуга кружков, напоминающих лимонные дольки, на колонках какие-то диковинные фрукты...
«Сквозь кожуру мишурную Глядело с завитков.
Что чудилось Мичурину Шестнадцатых веков».
(А. Вознесенский)
Некоторые детали портала повторяются в обработке наличников окон, расположенных рядом. Этим достигается необходимое стилевое единство. Окна расположены симметрично и, на первый взгляд, абсолютно одинаковы. Но это не так. Художники не любили повторяться и прибегали к различным сочетаниям декоративных элементов.
В орнамент над окнами включены огромные каменные снежинки. Они особенно красивы зимой, когда присыпаны настоящим снегом. Язык не поворачивается назвать эти чудеса каменной кладкой!
Вокруг всего храма тянется поле архитектурных украшений и двойной ряд ярко-зеленых изразцов.
Фрагмент северного фасада.
Плитки украшены рельефным орнаментом и рисунком птиц: индюков, павлинов, воронов. Под керамикой расположен пояс затейливого «жучкового» орнамента. Он встречается и на других соликамских памятниках и служит своеобразным лейтмотивом оформления ансамбля. Восточную и западную стороны куба кроме того пересекает строй каменных балясин, как будто выточенных из дерева. Углы храма зрительно подчеркнуты тройными гирляндами из фигурного кирпича. Главный храм увенчан пятиглавием. Угловые барабаны украшены такими же изразцами, что и весь храм. Пояс вокруг среднего барабана выложен плитками другого рисунка.
Северный портал.
Тяжелые кресты прихвачены к главам железными цепями-растяжками. Главы, небольшие с виду, на самом деле значительной величины. Например, центральная глава в обхвате около 13 метров. Внутри такого шара свободно уместится десяток человек. Долгое время считалось, что главы храма были крыты лемехом. Но недавно при расчистке чердака куба у основания барабанов были найдены остатки черепицы, по форме напоминающей лемех. Можно предположить, что такая «муравленая» черепица и служила покрытием глав. «Муравленой» ее называли по зеленому травяному цвету («трава-мурава»).
С западной стороны к храму примыкает притвор с шатровой колокольней. Во второй половине XVIII в. на средства солепромышленника Максима Суровцева колокольня была надстроена на три яруса (чтобы установить на ней часы). В 1938 г. эта надстройка, на которую фундамент храма не был рассчитан (колокольня осела на 40 сантиметров), разобрана.
Фрагмент восточного фасада.
Древняя часть колокольни имеет форму куба. На «четверик» поставлена восьмигранная башенка с аркадой. Колокольня увенчана шатром с главкой. Шатер (деревянный) выполнен реставраторами в 1944 г. по образцу каменного шатра соседней Преображенской церкви. Автор проекта архитектор Ф. М. Тольцинер.
Богоявленская церковь была заложена в 1687 г., достроена в 1695 г. В том же году ее главы и крыша сгорели. На протяжении XVIII в. Соликамск горел 14 'раз, и церковь до 10 раз перестраивалась. В 1965 г. на чердаке куба был обнаружен древний блок для подъема груза. Обойма для подвеса искусно выполнена из дерева. Из него же изготовлен и стержень, на котором вращается также деревянный диск для веревки с грузом. Потемневшее от времени нехитрое устройство поведало, каким тяжелым трудом создавались замечательные произведения старинной архитектуры...
С высоты лесов строящейся церкви мастера видели уже почти законченный Троицкий собор. И конечно, они хотели не ударить лицом в грязь, создать нечто подобное. Однако они были связаны схемой плана и менее выигрышным местом строительства. Верно учитывая место своей постройки в общем ансамбле, мастера постарались ни высотой, ни силуэтом не повторить соседние здания. Зато в деталях оформления, в ажурной резьбе из камня они показали свое искусство.
Богоявленская церковь интересна не только внешним видом. В кубе ее основного храма находится резной деревянный иконостас, а в нем свыше 70 икон — образцов живописи XVII—XVIII вв. Это замечательный художественный ансамбль, заслуживающий отдельного описания.
Над иконостасом деревянное распятие, подобное тем, какие составляют известную во всем мире коллекцию «пермских богов» Пермской художественной галереи.
В 1952—1957 гг. над реставрацией Богоявленской церкви работали сотрудники Пермской специальной научно-.реставрационной мастерской. В разное время памятник был обследован архитекторами 3. И. Крыловой, М. Ф. Тольцинером, Г. Л. Кацко.
***
СОБОРНАЯ КОЛОКОЛЬНЯ
Итальянцы называют свои колокольни «кампанилами». Пизанская кампанила известна во всем мире тем, что она падает. Ученые подсчитали скорость ее падения и определили, что лет через пятнадцать башня рухнет. Крупнейшие специалисты ломают головы над тем, как приостановить это падение.
Соликамская «кампанила» тоже наклонна, но ее крен не увеличивается. Она гораздо моложе пизанской: башне в Пизе около восьми веков, а нашей всего-навсего два с половиной века. Такие наклонные башни называли в старину кривыми. Наклонялись они чаще всего во время строительства от неравномерной осадки грунта: в то время не придавали значения прочности основания.
Колокольня на Руси — явление гораздо более характерное, чем в той же Италии. И вид, и конструкции колоколен были самыми разнообразными— от врытого в землю толстого столба, на котором под крышей висели колокола, до больших восьмигранных башен с шатровыми верхами.
Соборная колокольня в Соликамске построена в 1713 г. Она предназначалась для Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, между которыми и расположена. Построена колокольня на «палатах каменных» — двухэтажном доме на подклете, в нем хранились купеческие товары. Внутренние стены здания, трехметровой толщины, пересекаются в виде креста. Они-то и держат на себе восьмигранную башню. Башня завершается аркадой и тремя ярусами кокошников — декоративными арочками, расположенными «вперебежку». Венчает башню устремленный ввысь шпиль с небольшой главкой и простым крестом. До него с земли 60 метров.
...С железным скрипом открывается небольшая тяжелая дверца в стене. Ступаешь на холодную каменную ступень внутристенной лестницы. Тьма кромешная, потому шагаешь на ощупь, задевая плечами стены хода. Поднявшись на куб, можно осмотреть гра- неный «стакан» башни. Верх ее выложен крестовой кладкой. Под крестами — каменные лучи — «слезы». Соликамскому краеведу А. К. Соколкову они напомнили языки пламени. Возможно, что каменщики увековечили в кладке память о пожарах, так часто пожиравших город. Одолев шаткие ступеньки деревянных лестниц, выходишь на площадку звонницы. Отсюда хорошо видны сооружения всего ансамбля. Все древние здания обращены к центру посада — площади перед колокольней, лицевыми фасадами повернуты к р. Усолке. С реки открывался прекрасный вид на город.
На колокольне помещалась дюжина колоколов. Самый большой весил 355 пудов, а два маленьких, вестовых — всего по 20 фунтов (в фунте 400 граммов). Колокола играли большую роль в общественной жизни древнерусского города, они звонили «во дни торжеств и бед народных».
Рассказывают, что в бельгийском городе Малине (откуда и пошел по свету «малиновый звон») звонари кончают консерваторию и держат строгий экзамен. На Руси эта профессия также была в большом почете. К колоколам относились как к людям: в Ростове Beликом им давали имена, а одному новгородскому колоколу, в который звонили во время народного восстания, Екатерина II приказала вырвать «язык»...
Соликамцы особенно любили «повседневный» колокол Красносельской церкви. За радостный и чистый звук он назывался Весели-лом. Был здесь и свой Лебедь (название знаменитого колокола в Ростове), а один из колоколов звался... Бурло.
Историк прошлого века А. И. Луканин писал, что колокольня была пестро раскрашена зеленой и голубой краской. Здание часто страдало от пожаров и после восстановления его красили заново. Венчающий здание шпиль — современный, изготовленный по проекту архитектора Ф. М. Тольцинера.
|