Раздел Г-077
А. Колмовской
МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ КРУЖЕВО МОСКВЫ.
Путеводитель
— М.: Моск. рабочий, 1984.— 143 е., ил. Тираж 39 000
Обложка художника Соколова Т.Е.
Аннотация
Путеводитель рассказывает о ярких образцах декоративно-прикладного искусства Москвы — металлических оградах, решетках, балконах, навесах и т. д., в значительной мере определяющих художественный облик города. В книге приводится несколько маршрутов, позволяющих познакомиться с наиболее интересными произведениями художественного литья и поковки.
| Содержание
КРЕМЛЬ И КИТАЙ-ГОРОД
В ПРЕДЕЛАХ БУЛЬВАРНОГО КОЛЬЦА
МЕЖДУ БУЛЬВАРНЫМ И САДОВЫМ КОЛЬЦОМ
ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ
ЗА САДОВЫМ КОЛЬЦОМ
ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
***
Если интересуемая информация не найдена, её можно
Заказать
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ В АРХИТЕКТУРЕ МОСКВЫ.
Наша древняя столица, один из крупнейших городов мира, была на протяжении столетий и остается поныне гигантским музеем под открытым небом, не застывшим в неподвижности, но извечно живым, ибо в ней постоянно созидается новое. Москва хранит лучшее из своего прошлого и творит великое настоящее.
На протяжении своего существования Москва была не просто столицей, но одновременно центром, где зарождалось и развивалось русское искусство. Уже в XIV—XV вв., когда Москва возглавила объединение русских земель, в ней и ее окрестностях возникает искусство, позднее названное раннемосковским. Последующее XVI столетие было важным периодом окончательного сложения государства; оно отмечено расцветом культуры, особенно ярко проявившимся в зодчестве, монументальной живописи, прикладном искусстве. В XVII в. столица оставалась художественным центром страны. Может быть, как никогда ранее, искусство этого времени питалось народным творчеством с его красочной декоративностью; народные истоки придали ему черты неповторимого своеобразия, жизнеутверждающий характер, глубину образной выразительности.
И после перенесения столицы в новый город на Неве в XVIII в. 'Москва сохраняла вплоть до Великого Октября значение крупнейшего культурно-исторического центра со своими уже сложившимися особенностями.
Москва — живописный город. Это утверждение общеизвестно и имеет под собой определенные исторические обоснования. Одной из таких предпосылок следует считать географическое положение, и прежде всего холмистый рельеф местности, на которой широко и привольно раскинулась наша необъятная столица.
Необходимость считаться с этими условиями при образовании улиц и проездов обусловила типичную для Москвы «живую» планировку — улицы и переулки изгибаются, следуя первоначальному рельефу. Позднее живописность планировки была закреплена п каменной монументальной застройке города.
Динамичный ландшафт подсказывал зодчим архитектурные замыслы, которые обладали способностью обратного воздействия: усиленная средствами архитектуры природная живописность переосмы. слялась поколениями зодчих, преобразовывалась ими до уровня художественного образа города в целом. Рукотворная живописность архитектуры веками органично сливалась со своей природной основой, она-то и порождала художественное своеобразие и неповторимость Москвы.
В художественном образе Москвы не последнее место занимают произведения декоративного искусства, в частности художественное литье и кованое железо. Эти изделия из металла сопутствуют архитектуре, служат ей, придавая каждому зданию и комплексу их, улицам, площадям, районам города дополнительную выразительность и индивидуальность.
Одновременно они выполняют ответственную роль необходимого переходного, а вернее, связующего, звена между человеком и архитектурой. Именно с такой целью декоративные детали размещаются в местах непосредственного обзора их человеком; они опускаются вниз — в зону пешехода, как бы встречая и улавливая взор человека.
Многие виды декоративно-прикладного искусства возникали н развивались, «срастаясь» с архитектурой. По органичности такого слияния кованое железо и чугунное литье можно поставить на первое место. Художественная обработка металла за время своей истории выработала устойчивые приемы стилевого единства с зодчеством, позволившие ему стать полноправным компонентом этого синтеза.
Чугунное литье и кованое железо составляют богатейший раздел декоративного искусства, они имеют свою интереснейшую историю и огромное наследие. Памятники этого вида искусства, созданные талантливыми русскими зодчими и мастерами XVIII—XIX столетий, сохраняются в Москве, Ленинграде, в других городах; среди них есть произведения непреходящей ценности, мировой известности.
Широчайшее применение в русской архитектуре прошлых веков художественный металл получил благодаря своим высоким декоративным и практическим качествам; безграничные выразительные возможности металла, способного следовать любому замыслу художника и зодчего, мастера-творца, дополняются долговечностью. Ведь кованый металл и чугунное литье веками сохраняются в нашем довольно-таки холодном климате.
История художественного металла в архитектуре нашей страны свидетельствует, что в первой половине XVIII столетия, например, балконные решетки выполнялись преимущественно из кованого железа; в середине этого столетия широчайшее распространение получило чугунное литье, которое господствовало в русском искусстве целое столетие вплоть до середины XIX в. С этого времени чугун постепенно исчезает и уступает место кованому железу, которое вновь не менее широко и повсеместно используется в убранстве фасадов, лестничных ограждениях и решетках. В советский период — в довоенные годы при реконструкции Москвы и других крупных городов чугунное художественное литье продолжает занимать подобающее ему место, получает распространение в ограждении мостов, парковых решетках, других многочисленных видах изделий.
Чугун обладает важными свойствами, которые, вероятно, и послужили главными причинами использования его в прикладном искусстве. Общеизвестна «грубость» этого металла, который часто используется в промышленности — там, где необходимы массивность, статичность и устойчивость. Вместе с тем этот материал обладает не менее уникальной особенностью приобретать при литье тончайшую форму. Широко известно каслинское художественное литье. Произведения уральских мастеров прекрасно иллюстрируют безграничные возможности создания из «грубого» металла ажурных филигранных композиций.
Технологические свойства чугуна проявляются в плавности контура, округленности углов п текучести в переходах объемов. Эта специфика чугунных изделий несет п себе значение художественного фактора — пластику, составляющую природу произведения искусства.
К первой половине — середине XVIII столетия относится расцвет стиля русского барокко с его изысканностью архитектурных форм и декоративного убранства. Кирпич и белый камень в руках барочного мастера приобрели новые пластические свойства: архитектурные объемы построек барокко создают ощущение целостности. Именно в этот период и появляется в русской архитектуре чугунное литье, отвечая во всей полноте эстетическим концепциям барокко.
Зодчие русского барокко достигали в своих произведениях высокого уровня художественного единства архитектуры и декоративного искусства. В этом художественном взаимодействии следует выделить чугунные решетки дворцовых сооружений. В рисунках решеток барокко широко использовались растительные мотивы, изобретательно преобразованные в сложный и разнообразный орнамент. Если художественное чугунное литье петербургского барокко характеризуют известная ясность и сдержанность рисунка, то московские мастера отдавали предпочтение свободной живописности, подчас вовсе не связанной с каким-либо композиционным каноном. Примером может служить относящаяся к середине XVIII в. литая чугунная решетка ограды бывшей городской усадьбы Демидовых по Большому Толмачевскому переулку в Москве. Автор ее, вероятно мастер демидовских заводов, неизвестен, но впечатление таково, что для создавшего эту решетку не существовало ни творческих, ни технических трудностей. Выполненное с щедрой фантазией, это произведение свидетельствует о яркой творческой индивидуальности его создателя и прекрасно характеризует стиль своей эпохи. Сложный растительный узор ткани решетки, завершенность ее создают ощущение перекатывающихся волн вспененного чугунного кружева. Живое движение масс и объемов между белокаменными столбами организовано целостной формой поразительной художественной законченности.
Эстетические принципы использовании чугуна в русском зодчестве, сложившиеся в XVIII столетии, сохранялись к в последующем развитии этого вида искусства. Декоративность растительных мотивов, приемы контрастных решений, ритмичность не исчезли из арсенала художественных средств и с затуханием барокко, но органически переосмыслялись в соответствии со сменой архитектурных стилей.
Не менее широкое распространение в русском зодчестве, в архитектуре Москвы получило кованое железо. Ковка железа — один из древнейших видов творческой деятельности человека. Истоки искусства кузнечных дел мастеров уходят в глубь веков.
Из ранних кованых решеток Москвы известны, например, решетки на окнах палат Салтыковых в Чертольском переулке или ограда церкви Спаса в Кремле, давшая название н самой церкви — Спаса «за Золотой решеткой», относящейся к XVII в. Золотистая в целом, эта ограда содержит синие, красноватые и зеленые тона, обогатившие палитру в достижении общего звучания цвета. Разноцветные сказочные звери и птицы украшают ограду в комплексе построек Большого Кремлевского дворца.
Кованое железо в нашей стране веками повсеместно составляло существенную часть материальной культуры народа. В не столь уж отдаленные времена изделия кузнецов занимали почетное место в среде обитания русского человека: скобяные изделия, предметы быта, оружие. Кованое железо являлось неотъемлемым функционально-декоративным элементом архитектуры — это решетки балконов, кронштейны козырьков над входами, дымники на трубах, ограждения лестниц и многое другое.
Ковка позволяла придавать изделиям такие формы, которые недоступны литьевым возможностям. При литье выявляется объемная пластика, то есть скульптурность, массивность изделия. Граничащее же с ювелирным по изяществу искусство ковки скорее графично по своей природе. Наиболее полно эти его достоинства проявляются в решетках оград и тех изделиях, которые рассчитаны на восприятие их на фоне неба или какой-либо другой фоновой плоскости.
Весомости материала в чугунных изделиях противостоят легкость, упругость, воздушность кованого железа, которые таятся в плавных, но энергичных изгибах элементов. Своим незначительным сечением по сравнению с подобными деталями чугунных решеток железные стержни и другие кованые элементы обязаны прежде всего прочности материала.
Мотивы и композиционные приемы рисунка кованых ограждений сходны с теми, что исполнены в чугунном литье. Обычно это стилизованный, обобщенный растительный орнамент, решенный на контрасте прямых и изогнутых линий, чередующихся в том же ритме. Отличия этих двух видов искусства особенно наглядно проступают в Изделиях высокого художественного уровня, где очевидна одаренность мастера, умевшего подчинить материал творческой задаче и тем самым с наибольшей полнотой обнаружить и претворить возможности тон н другой техники.
В этом отношении особенный интерес представляют уникальные кованые ограды Москвы, выполненные в стиле барокко.
Таковы кованые ограды храмов, выполненные около середины XVIII в.: Иоанна Воина на Якиманке (ныне улица Димитрова), Петра и Павла в Басманном переулке (решетка перенесена сюда с улицы Б. Спасской) и др.
Безвестные русские кузнецы проявили здесь мастерство, тонкий художественный вкус, ярко индивидуальное понимание прекрасного. Композиция решеток, имеющих вид высоких оград, их рисунок не имеют прототипов ни в других городах нашей страны, ни за рубежом. Они остались в истории художественного наследия как выдающееся, характерно московское явление, не имеющее себе равных. Кованые изделия особенно прочно связаны с народным творчеством, которое поражает органической связью художественной и функциональной сущности произведения при предельном лаконизме средств образной выразительности. Трудно представить что-либо более простое и вместе с тем более изысканное.
Композиция решеток слагается из ритма прямолинейных вертикальных прутьев, перехваченных двумя горизонтальными тягами; однако каждая из таких вертикалей в своем завершении перерастает в дивный, фантастический кованый цветок; при этом центральный прут в каждом прясле имеет самый крупный и пышный цветочный убор тончайшей работы. Декоративное богатство завершений других прутьев как бы затухает по мере удаления от центрального, доминирующего над другими. Образуется симметричная и одновременно на редкость живописная, как произведение самой природы, целостная композиция, замечательная вдохновенной ясностью рисунка.
Вторая разновидность группы кованых оград, также построенных на ритме прямолинейных вертикальных стержней, отмечена еще большей декоративностью, присущей барокко. На вертикальные стержни как бы случайно накинуты крупные по рисунку стилизованные ветви, цветы; они проходят по нижней части ограды, а особенно пышные растительные элементы завершают ограду, устремляясь в воздушное пространство. На фоне зелени эти листья и цветы, созданные руками человека, как бы дополняют природу.
Идеи просветительской философии XVIII в., утверждавшие гражданственность и рационализм, обусловили необходимость их выражения в ясной и простой художественной форме, следствием чего явилось обращение к античным истокам культуры. В конце XVIII в. сложился новый стиль, названный классицизмом.
В России он обогатился национальными особенностями и выделился в самостоятельное направление — русский классицизм.
Декоративность и живописность чугунных решеток барокко — трепетных, словно живых,— сменяются ясностью и простотой решеток стиля классицизма. И здесь сильно влияние народного творчества — недаром многие архитекторы и художиикн были выходцами из народа — крепостными мастерами.
К концу XVIII в. относится ограда бывшей городской усадьбы Баташова («Яузская больница») архитектора М. П. Кисельникова. Решетка представляет собою московский пересказ прекрасной решетки Летнего сада Петербурга (архитекторы П. Егоров, Ю. Фель-тен), ставшей сразу широко известной. Сравнивая их, можно уяснить принципиально различный подход мастеров к общей композиции этих сходных между собой произведений; так, например, главный вход в решетке Летнего сада лишь слегка выделен нарушением ритма одинаковых гранитных столбов ограды и иным, чем рядовое прясло ограды, рисунком створов ворот; такое решение не разрывает размеренного ритма построения решетки, который как бы задан спокойным «державным течением» полноводной Невы. Московский мастер поступает иначе — в спокойном ритме ограды он акцентирует внимание на въезде в парадный двор двумя мощными белокаменными пилонами, дополняя их ордером и завершая декоративными вазами, фигурами лежащих львов; этим достигается сильный художественный контраст в общем замысле парадной решетки. Рисунок решетки здесь не имеет значения основы, бесспорного в петербургском прототипе, ему отведена роль второстепенного звучания.
При восстановлении древней столицы после пожара 1812 г., во время которого, к сожалению, погибло немало произведений чугунного литья, появилось много новых чугунных решеток. Произведения чугунного литья периода классицизма, которых в Москве значительно больше, чем барочных, имеют и чисто московский характер, связанный с природной живописностью города и одновременно контрастностью его структуры.
Чугунное художественное лнтье Москвы первой половины XIX столетия привлекало многих крупных архитекторов.
Среди них особое место занимает выдающийся зодчий периода классицизма О. Бове — автор многих чугунных решеток Москвы. Велик вклад в искусство художественного чугунного литья Москвы Д. Жилярди, оставившего нам свои замечательные творения в ансамбле усадьбы Кузьминки (1818—1820); Е. Тюрин создал прекрасную решетку университета на Моховой улице (1831); Е. Паскалю принадлежат величественные чугунные ворота и ограда Александровского сада со стороны Исторического музея.
Общей особенностью чугунного литья Москвы периода классицизма (в сравнении с петербургскими произведениями этого искусства) является более скромный, «камерный» масштаб решеток и оград; это можно объяснить тем, что Москва, утратившая значение столицы, не имела тогда такого большого числа административно-правительственных зданий и дворцов, как северная столица.
И естественным следствием этого была своеобразная камерность изделий московского чугунного литья, его масштабная соразмерность человеку. Это способствовало органичности художественного синтеза «интерьера» московских улиц, сложению своеобразной интимности их облика, художественно-эстетического воздействия.
Вторая половина прошлого столетия была временем быстрого роста в стране капиталистических отношений, которые несли с собой стихийный рост городов, зависимость архитектуры от вкусов нового заказчика — буржуазии. Эти социальные сдвиги привели к упадку классицизма. Строгий и величественный стиль уступает место подра-жатсльским и эклектическим тенденциям, все более проникающим в архитектуру.
Чугунное литье в значительной мере сменяется художественным кованым железом, широко распространившимся в Москве, Петербурге и во многих других городах страны. Повсеместное увлечение кованым железом привлекло к нему не только профессиональных зодчих, что было характерно для чугунного литья периода классицизма, но и значительное число народных мастеров кузнечного дела. Даже беглое знакомство с кованым железом этого времени убеждает в многообразии, широком диапазоне приемов и средств его художественной выразительности. Здесь можно проследить традиционные, но видоизмененные мотивы классицизма. Наравне с ними существуют и композиции с усложненным рисунком.
Стиль модерн, заявивший о себе в конце XIX столетия, изменил композиционные и художественные принципы кованого железа. Модерн стал новым художественным этапом — оригинальным стилем, который, несмотря на свою кратковременность, оставил в этом виде искусства богатейшее наследие.
Живописность и графичность, которые развивались в искусстве художественного металла и в предшествующем периоде, в стиле модерн становятся определяющими; дополненное характеристикой иллюзорности, прикладное искусство модерна явилось едва ли не основополагающим в зарождении и развитии стиля. Архитектуру модерна также характеризуют декоративность и изобразительность, стремление в формообразовании приблизиться к природным мотивам; поэтому можно сказать, что в модерне, как ни в одном другом стиле прошлого, единение прикладных искусств и зодчества достигает глубокой органичности.
Бульварное кольцо, улицы и переулки центральной части Москвы особенно богаты коваными изделиями модерна (решетки, ворота, козырьки-зонты над входами, ограды и др.).
Предлагаемый читателю путеводитель позволит ему познакомиться с искусством художественного металла, прикоснуться к неисчерпаемому источнику красоты, который мы не всегда замечаем.
Наиболее ранними из сохранившихся на улицах Москвы являются решетки в стиле барокко. Их немного, но среди тех, что остались, нельзя не отметить чугунное литье оконных проемов Грота в усадьбе Кусково — пример образного истолкования общеевропейского стиля в искусстве Москвы. Решетки Грота не похожи на ограду усадьбы в Б. Толмачевском переулке. Энергичному и живописному цельному рисунку здесь противопоставлены затейливые литые элементы, как бы «набранные» мастером-художником в орнаментальное кружево. Композиция его состоит из рокайлей, образующих горизонтальные ритмы, и лишь в завершающей части мотив имеет некоторое сходство с решетками усадьбы Демидовых. Можно отметить также простоту и ясность композиции решетки, сочетающиеся с пышностью декора.
Переходный период от барокко к классицизму нашел свое отражение в решетке бывшего дома Лобановых-Ростовских на улице Кирова, созданной в конце XVIII столетия. В художественном облике она несет черты своего времени — живописность и пластика барокко не сразу отступали перед классицизмом с его устремлениями к четкости и регулярности композиционных построений.
Ритм вертикальных элементов решетки, их копьевидные завершения, плавно изгибающийся силуэт верхнего завершения створов ворот уже принадлежат классицизму. Этот же стиль подсказал мастеру место расположения декоративного акцента в центре поля решетки. Однако барокко звучит в живописности и богатстве рисунка нижней полосы ворот. Живописность, свойственная барокко, по существу, не покидала искусство художественного металла Москвы периода раннего классицизма.
Решетка ворот ограды бывшего Екатерининского института (Центральный Дом Советской Армии) — одно из лучших произведений искусства художественного металла Москвы начала XIX в. Основу ее составляет ритм вертикальных прутьев, ограниченных вверху и внизу двойными горизонтальными тягами. В эту регулярную основу непринужденно вплетается легкий и ажурный рисунок. Центральная часть общей композиции двустворчатых ворот акцентирована своеобразным картушем.
Не менее изысканны ворота усадьбы Кузьминки, относящиеся к 1819 г. При сходной композиционной основе декоративное богатство легкого металлического кружева здесь сгущено кверху — плавная кривая, заполненная кованым рисунком, завершает композицию створов. Выше располагается арка пролета с завершением.
Большинство сохранившихся решеток классицизма Москвы относится ко времени восстановления древней столицы после пожара 1812 г., стиль звучит в их строгой, регулярной основе, характерной военной эмблематике литых декоративных элементов, общей сдержанности и простоте, ясности композиции.
Из парадных решеток классицизма выделяется ограда Александровского сада (1819—1820), обращенная в сторону Исторического музея. Строгий ритм высоких столбов, выполненных в виде пучка прутьев, перехваченных переплетающимися лентами и завершенных двусторонними секирами; прясла ограды, образованные из вертикальных прутьев, завершенных остриями пик, придают решетке художественно целостный и одновременно торжественный облик. Она украшала центральную часть города, обстраиваемую после пожара представительными по архитектуре общественными сооружениями. Своеобразные «клейма», заполняющие огромные створы ворот, образованы из диагонально расположенных взаимопересекающихся стрел, охваченных восьмигранниками, украшенными типичными для классицизма декоративными деталями.
Своеобразные памятники классицизма Москвы образуют металлические балконы, их ограждения, кронштейны, козырьки над парадными входами. Московские особняки этой эпохи, украшением которых были балконы, отличаются от петербургских с представительностью их фасадов и более крупным масштабом.
Общеизвестно характерно московское обаяние облика особняков Москвы периода классицизма. Немалая доля в этой характеристике принадлежит художественному металлу. Прекрасные балконные решетки сохраняет, например, особняк первой трети XIX столетия, расположенный по Тверскому бульвару, 26; особенно выразителен рисунок кованых кронштейнов, поддерживающих балкон,— нижняя образующая их линия упруга, но одновременно легка и изящна. Прозрачные по рисунку кронштейны прекрасно выполняют свою художественно-тектоническую функцию несущего элемента в общей композиции балкона. Лаконична и проста решетка его ограждения, вертикальные прутья которой хорошо сочетаются с несложными горизонтальными ритмами верхнего и нижнего поясов.
Иной вид имеет балкон дома №° 4 на улице Маршала Шапошникова, относящегося к 1826 г. Рисунок кронштейна здесь сходен с предыдущим, и это дает возможность глубже уяснить особенности художественного истолкования традиционного композиционного приема; вместо упругой «энергичной» кривой здесь нижняя линия кронштейна заметно провисает. Однако в таком рисунке есть своя художественная убедительность — окружность провисания кронштейна прекрасно согласуется с рисунком решетки балкона, состоящим из перекрещивающихся окружностей, с рисунком решетки окон первою этажа.
Художественный металл этих и многих других особняков характерен для Москвы: перед мастерами не стояла задача придать архитектуре особую представительность, целью же их творчества скорее были разумная функция и красота, чего они и достигли успешно.
Художественный металл Москвы второй половины XIX столетия, подчиняясь общему для русского искусства этого периода стилевому развитию, приобретает эклектический характер. Рисунок решеток утрачивает целостность, ясность общего построения, однако стилевые основы классицизма уходят не сразу, лишь постепенно сдавая позиции наступающей безликости художественного смешения стилей различных эпох. Архитекторы и художники прикладного искусства пошли навстречу невысокому художественному вкусу нового заказчика, выдвинутого быстрым развитием в России капитализма.
В художественном металле Москвы того времени при всей пестроте и многообразии стилевых оттенков эклектики можно различить основные; прослеживается, например, жизнеустойчивость композиционных приемов классицизма. Примеры этого направления можно встретить среди памятников, расположенных на маршрутах путеводителя. Например, решетка ограды второй половины прошлого века по Тверскому бульвару, 25. Невысокая, с круглыми и приземистыми белокаменными столбами, она в целом сохраняет традиционные мотивы оград позднего классицизма. Однако в рисунке решетки появилось иное содержание: чрезмерно разреженный ритм вертикальных прутьев, излишняя декоративность элементов верхнего и нижнего поясов. При этом арочный мотив центральной части решетки «разрушает» строй вертикалей, что не характерно для решеток классицизма. Можно отметить очень тонкое сечение всех элементов решетки, благодаря чему создается впечатление чрезмерной легкости, не согласующейся с массивными белокаменными столбами ограды. Распад композиционных традиций классицизма в искусстве художественного металла просматривается в решетке, созданной в 1869 г. (ул. Палиха, 3); при всей традиционности ее рисунка в нем появились усложнения, затрудняющие восприятие основного мотива, утрачено чувство меры, которое было так характерно для решеток периода расцвета классицизма.
Воздействие классицизма в художественном металле Москвы прослеживается вплоть до первого десятилетня XX в. Такова, например, решетка (1902) дома № 6 по Ново-Басманной улице, в которой простота классицизма как бы возродилась в хорошей подделке.
Целый ряд решеток, относящихся ко второй половине XIX и началу XX столетия, например, по улице Володарского, 34; Чистопрудному бульвару, 3; улице Дзержинского, 30; Кропоткинской улице, 16; проспекту Калинина, 16,— сохраняют некоторые традиции классицизма или в общей композиции или в мотивах и рисунке деталей; однако в них превалируют измельченность и перегруженность.
Одновременно в решетках Москвы развивалось направление, которое условно можно назвать «чистой» эклектикой; в нем уже нельзя видеть продолжения традиций классицизма, но скорее бездумное смешение различных стилей, мотивов рисунка, подчас заимствованных из арсенала других видов прикладного искусства. Определяющим становились стремление к перегруженности декоративными элементами, вычурность общего рисунка. Таков, например, чугунный литой козырек над входом дома № 1 по Б. Козловскому переулку. Общий рисунок здесь лишен художественной логики построения. Он чрезмерно утяжелен и измельчен в деталях, хотя в нем виден поиск нетрадиционных приемов композиции, иной выразительности художественного металла.
В решетках Москвы периода эклектики можно выделить определенные группы, образуемые общностью композиционных построений рисунка (известное значение при такой группировке имело и функциональное назначение решеток, их месторасположение в архитектурном решении фасада здания, улицы).
Вот, например, группа высоких оград, которая характеризуется решетками здания второй половины XIX в., расположенного на Пятницкой улице, 50; оградой дома № 19 по Чистопрудному бульвару, созданной в 1908 г.; решеткой дома № 2 по Лихову переулку, относящейся к 1902 г.; оградой Госбанка на Неглинной улице, 12, созданной в 1894 г. Значительные по высоте, они сохраняют традиционную и функционально оправданную композиционную основу в виде ритма вертикальных прутьев, образующих прясло ограды, вертикальный мотив сочетается с горизонтальными мотивами верхнего и нижнего декоративных «фризов», иногда дополненных средним горизонтальным «фризом». Причем именно в рисунке горизонталей мастер отдавал дань художественным вкусам своего времени; в этом отношении особенно показательна ограда дома № 58 по Пятницкой улице.
Другую группу образуют решетки невысоких ограждений (балконных, парапетов и т. п.); примерами могут служить: ограждение балкона дома № 21 по Трубниковскому переулку (1876), ограда дома Л° 16 по Кропоткинскому переулку (1910), решетка парапета дома Л° 10 по Кропоткинской улице (начало XX в.), решетка балкона дома № 9 по Верхней Радищевской улице (1895). В рисунке этих решеток нет основы в виде вертикальных элементов, но композиция строится повторением вписанного в квадрат декоративного мотива; часто основу мотива составляет круг с диагональными пересечениями прямых, со спиралевидными растительными декоративными элементами.
Есть группа решеток, в рисунке которых можно проследить лишь следы былой ясности стиля классицизма.
Эклектически трактованное декоративное богатство его становится определяющим для этой группы; по существу, это завершающая стадия эклектики. Например, в решетке (фрагмент) дома № 16 по улице Веснина (1904) можно видеть, что прямолинейные очертания сохраняют лишь прутья обрамления, а все поле решетки заполнено сложно переплетающимся чисто декоративно-живописным рисунком. То же можно видеть в кованом кронштейне козырька 1892 г. над входом бывшего дома братьев Третьяковых на Кузнецком мосту (№ 15); здесь прутья, составляющие структурную основу кронштейна, уже вовсе затерялись в живописно декоративном кружеве разнообразных кривых, утративших художественную структуру рисунка.
Все многообразие художественных оттенков и стилевых увлечений эклектики необычайно быстро сменил новый стиль модерн. Творческий поиск, исчерпав все возможности тупиковых путей эклектики, обрел в модерне принципиально новый стиль, который отразил в искусстве полную противоречий сложную историческую эпоху.
Графичность и ориаментальность прекрасно характеризуют художественный металл модерна, составляя основу его выразительного языка. Орнамент этого стиля, по существу, ничем не был связан с истоками и традициями народного национального орнамента, имевшего глубокое мировоззренческое содержание. Представляя собой новое художественное явление, синхронное с книжной графикой своего времени, орнамент модерна строился на свободной композиции; его плавные линии произвольно, «непредсказуемо» развивались, часто не повторяясь. Прутья орнаментальных решеток модерна обычно сохраняют постоянное сечение, подчеркивая тем самым условность «графического» трактования замысла мастера.
Характерна в этом отношении решетка ограды дома № 2 по Рюмину переулку, сооруженного в 1903—1904 гг. (архитектор А. А. Голецкий); ее беспокойный «нервный» рисунок представляется типичным, полно выражающим этот быстро возникший и рано угасший стиль. Широко известна прекрасная решетка бывшего особняка Рябушинского на Малой Никитской (ныне ул. Качалова), выполненная в 1900 г. (архитектор Ф. О. Шехтель); спиралевидный мотив образует упругий ритм решетки и прекрасно гармонирует со своеобразной архитектурой особняка.
Рисунок решеток модерна ярко индивидуален: если в классицизме он тяготел к определенным, характерным для стиля композиционным приемам, то в художественном металле модерна рисунок, словно почерк письма отдельного человека,— у каждого мастера свой. В этом убеждают, например, решетки балкона дома Кя 14 по Кузнецкому мосту (1902, архитектор А. Э. Эрихсон), дома № 23 на Арбате (1902—1903, архитектор Н. Т. Лазарев), ворот дома № 9 по Большому Черкасскому переулку (1901, архитектор А. Ф. Мейснер), ворот бывшего доходного дома Сокол по Кузнецкому мосту, 3 (1902—1903, архитектор И. П. Машков); кронштейны у входа дома № 23 по Садовой-Кудринской улице (1901, архитектор А. Чижиков).
Богатейшую страницу летописи художественного металла Москвы составляют произведения советского времени. Уже в предвоенные годы широко применялись литые, сварные, а подчас и смешанные конструкции. В конце 1930-х гг. через Москву-реку, Водоотводный канал и Яузу взамен обветшавших и устаревших были построены новые, широкие и удобные для транспорта мосты, благоустроены набережные. Большинство мостов имеют решетки чугунного литья. В их рисунках впервые появилась советская тематика — эмблемы Страны Советов: элементы герба, знамен, снопов, индустриальная эмблема, как, например, на Б. Каменном мосту. Перила этого моста производят особенно сильное впечатление, когда мы смотрим на него издали, с проездов и набережных,— они необычайно четко выделяются на фоне неба.
Прекрасны, например, монументальная чугунная решетка и фонтаны Крестовского путепровода (1937) около Рижского вокзала.
Если произведения художественного металла дореволюционных времен были и остаются как бы вкраплениями, украшающими московские улицы, то километры ограждений новых красавцев мостов оказывают художественно-эстетическое воздействие на огромные пространства города, и поэтому их значение в формировании облика Москвы трудно переоценить.
Послевоенный период отличается еще большим размахом и масштабом применения художественного металла в создании эстетически полноценной городской среды столицы. Во второй половине 1940-х гг. полностью благоустраивается Бульварное кольцо, устанавливают новую чугунную ограду — для каждого бульвара свой орнамент. Решетки ограждений, торшеры фонарей при входах на бульвары, жардиньерки, вазы, элементы фонтанов придали этой части Москвы художественную завершенность. Десятки скверов в последующие годы получили чугунные ограды, художественная индивидуальность которых сделала неповторимыми многие уголки огромного города.
Из отдельных произведений советского периода можно отметить широко известные ворота у здания Моссовета (кстати, яркий пример смешанной конструкции, где литые фасонные детали на винтах кренятся к металлическим профилям каркаса), ограду сквера у кинотеатра «Художественный», решетки Ленинградского проспекта, Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького и других московских парков.
Широкое применение художественного металла в строительстве советской Москвы очень способствовало улучшению ее облика. Сейчас уже невозможно представить нашу столицу без прекрасных высокохудожественных решеток, оград, выполненных в советское время, но оценка совершенства этого огромного наследия должна составить в будущем самостоятельное издание.
В настоящем путеводителе представлена лишь небольшая часть художественного металла Москвы.
Построение издания по маршрутам имеет свои преимущества и свои недостатки — таковыми является, например, трудность для читателя, любителя искусства, не обладающего познаниями в истории художественного металла, воспринять большую пестроту стилей, возникающую при обзоре изделий на маршрутах путеводителя, и разобраться в ней. Художественные ценности, о которых идет речь, соседствуют в путеводителе и в натуре, не связанные какими-либо хронологическими или стилевыми признаками. Это обстоятельство затрудняет «прочтение» их места и значения в поступательном развитии русского прикладного искусства.
Настоящая вводная статья как раз и призвана помочь читателю в более полном восприятии художественного содержания изделий из кованого и литого металла столицы. Конечно, эта статья вследствие краткости далеко не исчерпывает всех художественных аспектов и оценок этого искусства, а лишь напоминает об основных этапах истории железного кружева Москвы.
Вместе с тем подобная структура книги имеет и свою положительную сторону, представляя читателю своеобразную панораму большого и многоликого стилевого, композиционного и технологического богатства ажурных металлических изделий, встречающихся на московских площадях и улицах. Искусство мастеров, веками украшавших Москву, творчество современных мастеров художественного металла представляется в таком аспекте особенно богатым, глубоко разнообразным и содержательным.
Маршруты путеводителя охзатывают практически все периоды художественного металла начиная с первой половины XVIII в. и включая советское время. Встречи с этим прекрасным видом монументального прикладного искусства, с умением мастеров создавать его органическое художественное единство с архитектурой значительно расширяет наше представление о художественном наследии Москвы.
На знакомых улицах, по которым нам приходится много раз проходить, мы привычно не замечаем решеток, чугунных балконов, других изделий из металла, воспринимая их «в общем контексте» интерьера города. Путеводитель как бы заставляет нас взглянуть на них, неожиданно увидеть в этих изделиях красоту прошлых эпох, художественных увлечений далеких и близких времен, почувствовать обаяние подлинных произведений искусства. Знакомая решетка балкона привлечет наше внимание неожиданно открывшейся рукотворной красотой, вызовет желание более глубоко ознакомиться с монументальным художественным кружевом Москвы.
Доктор искусствоведения П. А. ТЁЛЬТЕВСКИЯ
Металлическое кружево москвы
Предлагаемый путеводитель, естественно, не может дать обзор всех металлических архитектурно-художественных изделий, украшающих Москву, в его исчерпывающей полноте. Территория столицы слишком велика, и автор вынужден был ограничиться рассмотрением объектов, расположенных близко друг от друга и поэтому удобных для осмотра.
Приведенные в книге маршруты составлены по территориальному признаку и сгруппированы в соответствии с исторически сложившейся структурой города. Начало каждого маршрута по возможности привязано к той или иной станции метрополитена.
Сведения об объектах включают современное название улицы (площади, переулка) и номер дома, а также, как правило, дату постройки или реконструкции, придавшей объекту современный вид, авторство и краткий комментарий.
С сожалением приходится констатировать, что если в большинстве случаев известны архитектор, проектировавший здание, и дата постройки, то доподлинно нельзя быть уверенным, например, в точном датировании установки металлических украшений. R ряде случаев сведения путеводителя носят предположительный характер.
Большая часть данных приводится по материалам Историко-архитектурного архива Главного архитектурно-планировочного управления Москвы.
Автор приносит глубокую благодарность его сотрудникам.
Кремль, где работают высшие органы государственной власти — Верховный Совет СССР и Советское правительство,— один из интереснейших архитектурных ансамблей нашей Родины, сердце столицы. Он вобрал в себя постройки начиная с XV века и до наших дней.
Мощной для своего времени крепостью Кремль стал после того, как в 1485—1495 гг. была возведена новая кирпичная стена. Примыкающий к Кремлю Великий посад, где жили торговцы и ремесленники, был отодвинут от крепостных стен к северо-востоку, а освободившееся место заняла Красная площадь — экономический и общественный центр столицы.
С этого времени в Великом посаде стали строить свои хоромы
17
бояре, оттесняя ремесленный люд на окраины. Для защиты посада от неприятеля в 1535 г. приступили к кладке стен так называемого Китай-города, который впоследствии стал торговым центром Москвы.
Эта территория много раз перестраивалась. Существующая ныне застройка состоит главным образом из торговых зданий и доходных домов, в основном XIX в. или рубежа XIX—XX вв., в которых сейчас размещаются многочисленные учреждения.
На территории, находящейся в пределах Бульварного кольца, вплоть до конца XIX в. располагались в основном дворянские, а ранее боярские владения.
В этой части города сохранилось много чугунных литых и кованых балконов, парапетов, декоративных решеток, ворот.
В начале XX в. в результате расширения улиц и тротуаров исчезло много интересных чугунных беседок и оград, а также крылец и зонтов, поскольку они либо мешали новым сооружениям, либо затрудняли движение пешеходов. Сохранились лишь немногие из ннх, расположенные во дворах и курдонерах.
Вместе с тем работы по благоустройству города в советское время сопровождались возведением новых низких чугунных оград вдоль всего Бульварного кольца, установкой чугунных столбов электроосвещении, декоративных чугунных ваз, жардиньерок и фонтанов.
Большой подковой выглядит на карте часть города, расположенная за Бульварным кольцом и ограниченная Садовым. Ее западная половина с середины XVIII и вплоть до конца XIX в. представляла собой зону фешенебельных дворянских особняков. Уцелели кое-где и более ранние постройки — палаты знатных бояр, возведенные в XVII в.
В восточной половине селилось главным образом купечество.
К началу XX в. тут и там начинают возникать многоэтажные доходные дома. Это и обусловливает разнообразие стилей зданий, находящихся по соседству.
Особенно колоритен район Таганки, ограниченный Москвой-рекой, Яузой и Садовым кольцом. Здесь нет многоэтажной застройки, за исключением высотного дома на Котельнической набережной п еще нескольких зданий, построенных в советское время.
18
Замоскворечье — исконно купеческий район старой Москпы. На его территории много фабрик и заводов. В прошлом район застраивался небольшими домиками, складами, лабазами, церквами. Есть также особняки XVIII—XIX вн. В годы Советской власти построены крупные многоэтажные здания.
За пределами Садового кольца до революции преобладала малоэтажная застройка. Здесь жили ремесленники, рабочие, мещане, мелкое купечество. Рядовую застройку отличает предельно скупой декор, часто он вообще отсутствует. Металлические элементы архитектурного убранства фасадов также более скромны.
Составляют исключение, однако, район бывш. Екатерининской площади (ныне пл. Коммуны), где сосредоточились учебные заведения и больницы, 1-я Мещанская улица (ныне просп. Мира), на которой в начале нашего века построено много больших зданий, и Басманные улицы — здесь с XVIII п. селились военные, а позднее буржуазия.
|