RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 8.Географическая литература

Г-033. Из Арктики в Антарктику. Рябинин А.К.

Раздел Г-033

Александр Константинович Рябинин

ИЗ АРКТИКИ В АНТАРКТИКУ


(Путевые дневники)
Фотоснимки Н. Шмакова, А. Кочеткова, Н. Шакирова.
г. Мурманск, типография "Полярная правда", 1959 г. Тираж 10 000.
обложка издания

1957—1958 годы вписали в историю мировой науки новые сланные страницы. Начавшийся 1 июля 1957 года третий Международный геофизический год привлек ученых почти всех стран к изучению физики нашей планеты по программе, разработанной Специальным комитетом МГГ. Научные работники СССР заняли достойное место в осуществлении программы геофизического года. Они проделали большую работу по изучению с помощью ракет верхних слоев атмосферы. В космическое пространство были запущены три спутника Земли. Советские гидрографические суда избороздили многие десятки тысяч квадратных километров Мирового океана, изучая профиль его дна и толщу воды. В районе Северного полюса на льдинах дрейфуют научные станции, развернуты и действуют такие станции в Антарктиде, считающейся пока что страной тайн и вечных льдов. Итоги проведенной и проводимой научной работы по изучению Земли нельзя переоценить. Поэтому-то очень приятно сознавать, что и мурманские моряки, в частности экипаж теплохода «Кооперация», где я имею честь быть первым помощником капитана, приняли участие в развертывании научной работы на загадочном шестом материке Земли — Антарктиде.

СОДЕРЖАНИЕ

К читателям
I. К далеким берегам
II. Снова в Антарктику


ИЗ АРКТИКИ В АНТАРКТИКУ



К ЧИТАТЕЛЯМ

1957—1958 годы вписали в историю мировой науки новые сланные страницы. Начавшийся 1 июля 1957 года третий Международный геофизический год привлек ученых почти всех стран к изучению физики нашей планеты по программе, разработанной Специальным комитетом МГГ.
Научные работники СССР заняли достойное место в осуществлении программы геофизического года. Они проделали большую работу по изучению с помощью ракет верхних слоев атмосферы. В космическое пространство были запущены три спутника Земли. Советские гидрографические суда избороздили многие десятки тысяч квадратных километров Мирового океана, изучая профиль его дна и толщу воды. В районе Северного полюса на льдинах дрейфуют научные станции, развернуты и действуют такие станции в Антарктиде, считающейся пока что страной тайн и вечных льдов.
Итоги проведенной и проводимой научной работы по изучению Земли нельзя переоценить. Поэтому-то очень приятно сознавать, что и мурманские моряки, в частности экипаж теплохода «Кооперация», где я имею честь быть первым помощником капитана, приняли участие в развертывании научной работы на загадочном шестом материке Земли — Антарктиде.

Нам, морякам «Кооперации», выпало счастье выполнить почетное задание Родины: трижды совершить рейсы в Антарктиду, в поселок Мирный, чтобы доставить туда очередную смену зимовщиков, продукты, необходимую технику и оборудование для научно-исследовательской работы.
Не случайно «Кооперация», приписанная к Мурманскому государственному пароходству, была включена в состав кораблей советских антарктических экспедиций. Во-первых, это теплоход, построенный в 1928 году ленинградскими судостроителями, довольно мощный. Его два дизеля-движителя имеют мощность по 1400 лошадиных сил каждый. «Кооперация» располагает 120 пассажирскими местами. Для обслуживания пассажиров имеются рестораны 1 и 2 классов, прогулочная веранда, кинозал, курительный и музыкальный салоны. В четырех трюмах судна, два из которых рефрижераторные*, свободно размещается до 2-х тысяч тонн различных грузов. Во-вторых, судно оснащено новейшими навигационными приборами, и корпус корабля имеет значительный запас прочности, позволяющий совершать плавание в ледовитых морях.

* Рефрижераторный трюм — помещение на корабле с холодильными установками для перевозки продуктов в свежем или замороженном виде.

За свои тридцать лет «Кооперация» избороздила немало морей, прошла много тысяч миль*. Со дня рождения и до Великой Отечественной войны теплоход курсировал на пассажирской линии Ленинград—Хельсинки—Стокгольм—Лондон—Гавр. В 1936 г. вывозил детей из республиканской Испании. В период Отечественной войны использовался на Севере.
После войны корабль обслуживал на Балтике грузо-пассажирскую линию Щецин—Ленинград. В 1952 г. после капитального ремонта на одной из верфей Германской Демократической Республики теплоход передан в распоряжение Мурманского арктического пароходства, где с открытием летней.навигации по Северному морскому пути курсировал до Диксона, а затем Тикси и, наконец, Певека — пункта, считавшегося до этого недоступным для пассажирского судна. Таков далеко не полный «послужной список» «старушки-«Кооперации».

Но самым выдающимся и славным событием в жизни экипажа теплохода были его три рейса в Антарктику, совершенные в 1956—1958 годах. Много трудностей пришлось нам преодолеть, выполняя почетное задание Родины. Много интересного увидели мы на своем пути к загадочной суровой земле.
В период антарктических рейсов я записывал в дневник отдельные эпизоды из нашего плавания, впечатления о научной антарктической обсерватории — поселке Мирном, а также о портовых городах Африки, Австралии, Западной Европы, куда приходилось захо-.дить по пути в Антарктиду.
Теперь «Кооперация» стала одним из ..славных кораблей советского морского флота. Куда бы ни пришел теплоход — в Мурманск ли, Архангельск, Тикси, Диксон — везде советские люди приходят к нам в гости, беседуют с экипажем о дальних плаваниях.

Интерес к рейсам нашего теплохода понятен. Поэтому обо всем увиденном и пережитом мне хочется поведать читателям, и мои скромные путевые записи помогут в какой-то мере воссоздать в воображении картины этих необычных рейсов «Кооперации» и ее экипажа.

- Миля — путевая мера длины. Морская миля равна 1852 метрам.



I. К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

3 октября. Сегодня мы вернулись в Архангельск. Прошло ровно полтора месяца с тех пор, как судно вышло из этого порта по маршруту Архангельск—Диксон—Тик-си—Певек через моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых и Восточно-Сибирское. Пройдено более шести тысяч миль. Дважды преодолены льды в проливах Вилькиц-кого и Лаптева. Много нового, интересного увидели моряки в этом рейсе. До сих пор еще идут разговоры о Пе веке. Вспоминается охота на моржа, при которой отличились врач Брусиловский и моторист Елагин, коварство и капризы арктического климата, свирепые осенние штормы.

Несмотря на трудный рейс, экипаж не чувствует усталости. Наоборот. Все мы возбуждены и обрадованы поступившим на теплоход известием о том, что «Коопера ции» предстоит совершить путь в Антарктику, к поселку Мирный. Этот рейс, по сообщению заместителя министра Морского флота СССР Бурханова, должен начаться 1 ноября 1956 г. и закончиться в конце марта 1957 г. До начала его нам предстоит выгрузить здесь привезенную из Тикси рыбу, зайти в Мурманск, оттуда — на ремонт в Ригу, после чего — в Калининград за грузом и новым составом антарктической экспедиции.

Да. Предстоит большая подготовительная работа. Длительный рейс потребует тщательного продумывания распорядка дня команды и пассажиров, организации корабельного быта.
Сегодня переговорил по телефону с домашними; там все в порядке. Ожидают скорой встречи со мной.

9 октября. Идем в Калининград. Переход на Балтику начали раньше, чем предполагали. Вечером 3 октября сообщили, что в Архангельске не оказалось вагонов-ледников. Решено рыбу сгрузить в Калининграде.

4 октября в 8 часов мы покинули архангельский порт, вышли на Мурманск, куда и прибыли 6 октября в 17 часов. В Мурманске стояли два дня. За это время команда провела ремонт машин, получили снабжение и запчасти к главным двигателям, сменили киноаппаратуру, запаслись новыми кинофильмами.
Между делом сумел побывать дома (и домашние побывали на судне), побеседовать с газетчиками и экскурсантами, чтобы удовлетворить их интерес к предстоящему рейсу. Побывали на судне и педагоги заочной средней школы, нагрузили ребят-заочников очередными учебными заданиями.

8 октября в 21 час распрощался с домашними. В первом часу ночи 9 октября, пройдя все портовые «обряды», отошли от причала и направились в свой далекий путь.
Сразу же за островом Сальным попали в жестокий шторм. В море он разыгрался вовсю. Крен судна достигал 40°. В шестом часу утра груз, уложенный и закрепленный на левом борту против трюма № 3, начал угрожающе двигаться — ослабло крепление. Создалась опасность пролома фальшборта. Матросы, по тревоге вызванные наверх, с трудом сделали дополнительные крепления. Часть команды, особенно проводницы и уборщицы, вышла из строя. В каютах хаос. После полудня шторм достиг почти ураганной силы. Море неистовствовало. Судовые работы, за исключением вахты, были прекращены. Не только спать — лежать на койках стало почти невозможно. Пришлось изменить курс корабля, чтобы несколько ослабить качку. Скорость судна так низка, что за вахту проходим около 3 миль. Капитан принял решение: если шторм не утихнет, идти норвежскими шхерами, куда «Кооперация» за всю свою бытность еще пи разу не заходила.

10 октября. К утру сила шторма несколько ослабла, но качка по-прежнему сильная. Во второй половине дня стали видны норвежские берега. Вскоре подошли к Нордкину. Еще утром «мастер»*' запросил долгосрочный прогноз погоды.

* «Мастер» — так на кораблях называют капитана судна.

В 16 часов получил неутешительный ответ: до 13 октября в районе нашего плавания будет держаться 8—9-балльный шторм. Капитан окончательно утвердился в решении идти северными норвежскими шхерами. В 19 часов «Кооперация» подошла к городу Хоннинсвог, где обычно берут лоцманов. Через 40 минут прибыли два лоцмана. Они повели корабль в спокойные воды шхер. Болтанка совершенно прекратилась. Все ожили. После ужина в кинозале демонстрировали фильм «Дело доктора Вагнера».

11 октября. Впервые за три дня экипаж имел горячее питание и нормальный ночной отдых. С рассветом открылись живописные шхеры с небольшими рыбачьими поселками по их берегам. Погода стоит хмурая. В первом часу дня прошли столицу Северной Норвегии город Тромее. Довольно часто встречаются корабли, идущие противоположным нам курсом. По предположению капитана, завтра утром выйдем из северных шхер. Он, видимо, принял решение пройти шхерами все норвежское побережье, ибо в океане бушует шторм. Вечером после ужина консультанты III механик Ломоносов и рефрижераторный механик Новиченко провели консультации для заочников по математике и физике. В конце суток подошли к городу Лодигену, где и сменили лоцманов. Значит, весь путь до пролива Скагеррака пойдем шхерами. Весь экипаж этому очень рад: плыть живописными шхерами куда приятнее.

12 октября. В пятом часу утра вышли на участок открытого моря. Сразу же начало сильно бросать, и длилось это до семи часов, пока мы снова не вошли в каменный коридор шхер. Целый день работал над отчетом о ходе общественного смотра технической эксплуатации судна и об использовании топлива. Вечером собрали экипаж, зачитали приказ капитана о поощрении 43 человек за арктические рейсы. После ужина смотрели кинофильм «Чужая родня». Перед началом сеанса выступил с беседой «дед» * об итогах общественного смотра эксплуатации теплохода.

* «Дедом» на кораблях называют старшего механика.

13 октября. Проснулся в четвертом часу от сильной качки. Оказывается, вышли на участок открытого моря, где свирепствовал десятибалльный шторм. Очень сильная болтанка продолжалась до трех часов дня, пока снова не зашли в шхеры. Большинство матросов укачалось, все палубные работы пришлось прекратить. У боцмана Гайнутдинова в малярной выбросило из бочки белила. По этому поводу он сейчас изрыгает проклятия.
В машине обнаружили неприятность: появилась большая трещина на станине картера левого двигателя с бортовой стороны. Долго совместно с капитаном и стармехом изучали ее. У всех нас возникла тревожная мысль: выпустят ли судно в антарктическое плавание при таком состоянии механизмов? Больше часа сидели у меня в каюте и толковали на эту тему.
Незадолго до отбоя снова вышли на участок открытого моря и снова началась болтанка. Из принятой радистами сводки видно, что кругом свирепствует 9—10-балльный шторм.

14 октября. До трех часов почти не спал: здорово качало. Утро принесло новые неприятности: в машине сдал топливный насос и вот-вот должна лопнуть анкерная связь. Но машинная команда знает свое дело, и теплоход движется. По подсчетам капитана, до второй столицы Норвегии—Бергена на 8 часов осталось 115 миль. В 11 часов прошли самое узкое место шхер у города Митгарда. Недавно здесь потерпел аварию греческий пароход, остатки которого в настоящее время уже убраны. Вскоре после того как Митгард остался за кормой, лопнула-таки анкерная связь. Пришлось идти на одной машине. Неисправность устранили только в десятом часу вечера, когда судно уже подходило к Бергену. Вечером провел беседу о Норвегии — нашем северном соседе, живописное побережье которого мы видели своими глазами.-

15 октября. В девятом часу утра прошли город Хао-гезунд, где когда-то стояли пять суток лод погрузкой селедки. Часом спустя подошли к Копервику, где и сдали лоцманов.
Еще на подходе к Хаогезунду встретили судно нашего пароходства «Каширу». Приветствовали друг друга гудками.
Поздно вечером вошли в пролив Скагеррак. Море довольно спокойное, качки почти нет. Заметно потеплело, в середине дня термометр показывал +12°. После ужина, по просьбе поклонников кино, «крутили» «Фан-фан-тюльпан». Сам же предпочел другой вид «культурного» развлечения, а именно: хороший душ. Сегодня несколько раз заходил «мастер». Долго сидели и беседовали с ним о предстоящем рейсе. Ведь доставить в Мирный пассажиров-неморяков — дело далеко не легкое.

16 октября. Всю ночь шли проливом Скагеррак, а утром ровно в 8 часов повернули в Каттегат. Погода стоит отличная. К концу суток подошли к Зунду и приняли лоцмана.

17 октября. До пяти утра шли под проводкой лоцмана, которого сдали на Дрогдене. Днем прошли Борнхольм и взяли курс на Калининград, куда должны придти завтра во второй половине дня. Вечером провели общий сбор экипажа по зачитке министерских и пароход-ских приказов, заодно поговорили и о нормах поведения в Калининграде. После сбора произошел крупный разговор между механиками (старшим и вторым) и капитаном по поводу борьбы за чистоту. Капитан был прав, упрекая машинную команду в том, что она в период ремонта загрязняет судно.
Вчера начали смотреть, а сегодня досматривали двухсерийную кинокартину «Плата за страх».

18 октября. В 8 часов открылся Балтийск, аванпорт Калининграда. В 9 часов на борт прибыл лоцман-однокурсник капитана — тов. В. Коваленко, под проводкой которого мы и пошли по каналу в Калининград. Пришвартовались на четвертом причале, около здания управления порта. Сразу же с портовой комиссией на борт прибыли представители областной газеты «Калининградская правда» и калининградского радио. Тем и другим пришлось дать интервью. Корреспондент радио записал на пленку выступления капитана и мое, а вечером мы уже слышали свои голоса в областном выпуске последних известий. В управлении порта удалось достать несколько свежих газет. В них помещены материалы о предстоящей второй экспедиции в Антарктику, сообщается, что в составе судов экспедиции будет и теплоход «Кооперация».
Вечером после ужина большинство команды пошло в город.

19 октября. Начались дни, полные хлопот и треволнений, связанных с выгрузкой судна, с подготовкой его к большому плаванию. Как всегда, не все шло гладко. До сих пор неизвестно, когда будем выгружать рыбу.
Приходил представитель министерства Морского флота тов. Мальян- Он является ответственным лицом за погрузку экспедиционных грузов.
Несколько позднее вместе с капитаном пришли начальник порта Сафаров, начальник рыбного треста Дже-паридзе и московский представитель по приемке рыбы. Судили, рядили около двух часов, а кто будет принимать рыбу, так и не решили.

22 октября. Стоим четыре дня, стараемся как можно быстрее выгрузить рыбу. Местное радио каждый день передает сводки о героических трудовых делах калининградских портовиков, в том числе и об ударной обработке «Кооперации». Сегодня капитан и стармех получили «добро» на выбор со складов нужных деталей для двигателей.
Погода стоит теплая, но хмурая, временами идет мелкий дождь. В самом конце суток подали долгожданный рефрижераторный поезд.

23 октября. Всю ночь шла выгрузка, но рабочих было мало. Поэтому выгрузили всего 84 тонны. По этому поводу ходили с капитаном к начальнику порта Араму Вартановичу Сафарову, он обещал ускорить темпы работы.
Познакомился с начальником рефрижераторного поезда № 40 А. В. Казариновым, который принимает привезенную нами рыбу. Показал ему судно. Долго беседовали. Он коммунист, в прошлом командир партизанского отряда. В знак посещения судна оставил нам фотографию поезда. Кстати сказать, дружба нашего экипажа с коллективом рефрижераторного поезда продолжается.

24 октября. Наконец-то сегодня в 22 часа 30 минут закончили разгрузку и оформление документов. Сразу же стали сниматься и в двенадцатом часу ночи покинули Калининград. Взяли курс на Ригу. В это же время получили радостную для всего экипажа радиограмму, в которой сообщалось, что нам шлют бывший в эксплуатации, но еще хороший двигатель. Для установки его едет бригада монтажников.

25 октября. Плавание проходит нормально. По подсчетам капитана, завтра рано утром должны быть в Риге на судоремонтном заводе, чтобы обновить, омолодить нашу старушку-«Кооперацию».
После чая провели открытое партийное собрание с вопросом «Итоги арктического плавания и задачи парторганизации по подготовке судна к плаванию в Антарктику». Вечером после ужина провели производственное совещание машинной команды.

27 октября. Второй день стоим на заводе. Однако директор завода выделил нам только группу рабочих и станочный парк. Ремонт главных двигателей будем вести сами. Получили десять посылок с клапанами и распылителями. Вчера и сегодня судно посетили корреспонденты «Правды», «Комсомольской правды», «Водного транспорта», Всесоюзного радио. Вечером получил известие, что жена Настя выехала из Мурманска и завтра в 9 часов 03 минуты будет в Риге.

29 октября. Стоим в доке. Испытываем неудобства, присущие этой стоянке, с мытьем, туалетом и т. д. Днем ходили с Настей до местного базара и центрального продмага. Погода стоит ветреная.
Работа по ремонту идет широким фронтом в две смены. Вечером провел с экипажем беседу о текущих событиях. Смотрели фильм «Мы с вами где-то встречались».

30 октября. Фронт ремонтных работ на судне расширяется больше и больше. Уже снят винт, почти очищен корпус. Началась разборка обшивки в трюме № 2, где будут править вмятину. После завтрака поехали с Настей в Ригу за почтой и по судовым делам. Побродили по магазинам. Посмотрели прекрасный итальянский фильм «Джузеппе Верди». Обратно вернулись на такси.
Вечером весь экипаж слушал передач}', посвященную проводам в Антарктику второй экспедиции. В передаче несколько раз упоминали «Кооперацию» и называли фамилию капитана.

31 октября. Утром капитан сообщил, что на судно возвращается наш старший механик А. Дуров. Это очень неплохо, ибо специалист он признанный.
В девятом часу на правой веранде было проведено расширенное совещание заводской администрации, на котором присутствовали директор, главный инженер, начальник планово-производственного отдела завода, ведущий прораб и другие. Был зачитан приказ министра о ремонте «Кооперации». На него отводится 20 суток. Заводские считают, что им потребуется месяц. Рабочие разобрали до фундамента оба главных двигателя и весь ремонт будут делать в цехе. Такого ремонта «Кооперация» еще ни разу не видела.
Вечером долго беседовал с экипажем о событиях, вызванных нападением Израиля, Англии и Франции на Египет. Смотрели фильм «Морской охотник».

2 ноября. Сегодня было проведено расширенное диспетчерское совещание о ходе ремонта теплохода. Администрация завода хочет закончить его к 20—25 ноября. В двенадцатом часу на судно прибыл заместитель министра Морского флота Бурханов. Капитана в это время ие было, и он беседовал со мной и директором завода Задорожным, которому дал приказ закончить ремонт к 15 ноября. Нам в этот же день выйти на Калининград, где принять груз и пассажиров, 18 ноября выйти в Антарктику. Сроки эти очень напряженные, но выполнимы.
Капитан с представителем министерства т. Вейноровым выехали в аэропорт к Бурханову и на судно не возвратились. Как видно, вылетели с ним в Калининград. Вечером 12 человек из команды судна ходили на торжественное заводское собрание, посвященное 39-й годовщине Октября, остальные смотрели фильмы «Смелые люди» и «Потерянные мелодии».

4 ноября. Сегодня прибыли наш старый стармех теплохода Дуров и повар Трохинская. Дуров сразу же включился в работу. На заводе проводили митинг под лозунгом «Руки прочь от Египта!», в нем участвовали и наши моряки. Я выступил с небольшой речью.
Вернулся из Калининграда капитан, привез штатное расписание на предстоящий рейс. Ходили с ним на «Енисей», где было совещание капитанов и помполитов стоящих на заводе судов.

5 ноября. Заводские с ремонтом жмут вовсю, но мешает погода, особенно покрасочным работам. Дал согласие выступить по заводскому радио со словами благодарности рабочим. Подал много поздравительных телеграмм.
Купил газету «Водный транспорт» за 3 ноября. Номер посвящен второму походу в Антарктику. Среди других материалов помещены портреты капитана и старпома нашего теплохода. Вечером перед просмотром фильма «На подмостках сцепы» провел большую беседу о последних событиях в Египте и Венгрии.

6 ноября. Погода совсем испортилась, дует сильный ветер вперемежку со снегом. Покрасочные работы прекратили. Весь экипаж с глубоким вниманием слушал обращения нашего правительства к Эйзенхауэру, Идену, Ги Молле й Бен Гуриону по египетскому вопросу.
Вечером провели обшее собрание экипажа. Как и вчера, сделал большую информацию о событиях в Египте и Венгрии, после чего смотрели фильм «Жульетта».

7 ноября. По случаю праздника утром, в 7 часов 55 минут, весь экипаж был выстроен на левой палубе. Капитан поздравил всех с праздником. Был зачитан его приказ-благодарность передовым членам команды.
Погода изменилась к лучшему, подморозило, светит солнце, но по-прежнему сильный ветер. В пятом часу дня в гости зашел мой коллега по работе с парохода «Енисей» Иванов. С ним мы познакомились еще в годы войны, когда он плавал на пароходе «Беломорканал».
Вскоре после ужина на судно прибыл начальник отдела кадров пароходства Тихонов. Он провожал «Обь» и заехал к нам решить ряд вопросов по кадрам. Праздничный вечер экипаж провел в кинозале. Смотрели фильмы «Песни на улицах», «Западная зона» и «В степях Украины».

8 ноября. Второй день праздника, по работы на судне продолжаются. До сих пор не поступила плита для правого двигателя, хотя она была отправлена из Ленинграда еще 3 ноября. Сообщил об этом в ЦК партии Латвии. Днем долго толковали с Тихоновым о кадрах. Он сообщил, что ученики мотористов в рейс не пойдут, а жалко, ребята хорошие. Вечером ездили смотреть праздничную Ригу. На судно вернулись в восьмом часу. Посмотрели «Ревизора», зачитал ребятам из газет, купленных в Риге, Обращение Советского правительства к Идену, Ги Молле и Бен Гуриону, а также статью министра Морского флота Бакаева, посвященную проводам второй Антарктической экспедиции.

9 ноября. Сегодня, наконец, прибыла долгожданная плита для двигателя. Совместно с капитаном и Тихоновым обсуждали антарктическую судовую роль*.
В 11 часов поехал в город для закупки спортивного и культурного инвентаря. Решили приобрести все необходимое для пассажиров и экипажа на такой продолжительный рейс. Был в центральном универмаге, книжном и спортивном магазинах. Завтра поеду оформлять счета. Настя моя тоже весь день «глубоко изучала» содержимое рижских магазинов, но только на основе интересов своей семьи. Вечером для экипажа была проведена лекция о международном положении. Читал ее лектор — член общества по распространению политических и научных знаний Я. Я. Диманис. Лекция понравилась.

11 ноября. Сразу после обеда поехали на экскурсию в Ригу. Экскурсовод попался хороший, и за три часа он показал и рассказал многое о достопримечательностях этого замечательного города. Посетили и рижский исторический музей, отдел «Развитие морского флота в Латвии». У памятника Япа Райниса мы сфотографировались. В экскурсии приняло участие 23 человека. Вечером смотрели фильм «Укротительница тигров».

13 ноября. Почти целый день прошел в хлопотах по доставке из магазинов музыкальных инструментов и спортивного инвентаря.
Вечером для экипажа была прочитана лекция «О коварных приемах иностранных разведок». Лектор в популярной форме изложил эту тему. Он привел много интересных примеров. Лекция всем очень понравилась.

16 ноября. Сегодня, наконец, вышли из дока и стали лагом к дизель-электроходу «Лена». Пора уже становиться под погрузку, но работ еще полно. В частности, не закончена отделка трюма № 2, куда в первую очередь нужно принимать рефрижераторные грузы.
Начальник мортехенаба Агамджанян привез 25 пар футбольных бутц, а также обещал привезти майки, трусы и прочее из одежды футболистов. В связи с выходом из дока восстановились наши обычные бытовые условия, вплоть до горячей воды. Этим мы воспользовались и хорошо помылись под душем.

* Судовая роль — список лиц, идущих на корабле в данном рейсе.

17 ноября. Выступил по заводскому радио с благодарственной речью в адрес судоремонтников. Ходил на «Лену» и по указанию зам. начальника второй антарктической экспедиции Мещерина взял там фильм «В стране вечных льдов», посвященный прошлогоднему плаванию «Лены» и «Оби» в Антарктику. В фильме хорошо отражены условия, в которых проходило строительство поселка Мирный. Вечером фильм показали команде.
В восьмом часу вечера «Лена» ушла на докование в Ленинград.

18 ноября. Еще вечером должны были быть в Риге на приемке грузов, но не ушли и сегодня. Со второй половины дня палубная команда принимала продукты, потребные нам в рейсе. Их очень много.
Машинная команда и заводские работяги круглые сутки работают над главными двигателями. Завтра их будут испытывать. Капитан принял решение утром с помощью буксиров переходить в рижский порт.

19 ноября. В девятом часу утра с помощью буксиров стали переходить в порт, в двенадцатом часу пришвартовались на девятом причале. Сразу же началась погрузка продуктовых грузов на Мирный. По просьбе Мещерина показали работникам Торгмортран-са и порта кинофильм «В стране вечных льдов». После вечернего часа сделали с Настей прогулку, зашли в кафе, где съели по пирожному и выпили по стакану кофе. Хотели поговорить с Мурманском, но линия до трех часов ночи была занята.

20 ноября. Погрузка продуктов на Мирный ведется быстрыми темпами, но, как видно, сегодня все-таки не уйдем. Достал новогодние елки и игрушки к ним, так как Новый год мы встретим в рейсе, где-нибудь за Африкой. Ездил в город за гирляндами, но их еще в продаже нет. Во второй половине дня начали опробовать левый двигатель. Первые часы его работы показали неплохие результаты. Агамджанян привез спортинвентарь, так что судно теперь имеет снаряжение почти на две футбольные команды.

21 ноября. В шестом часу вечера закончили погрузку и, забрав с собой заводских рабочих, своим ходом пошли из Риги. На исходе суток стали делать девиацию. По просьбе заводских рабочих показали им фильм «Донецкие шахтеры». Сам не смотрел — простыл. Пришлось прогреться в ванне.

23 ноября. Регистр продолжает испытывать главные двигатели. Сегодня, на подходе к Балтийску, он дал дизелям максимальную нагрузку — 135 оборотов в минуту. Оба двигателя работали хорошо. Проверка реверсов также дала положительные результаты. В первом часу взяли лоцмана и под его проводкой пошли в Калининград. Пришвартовались рядом с управлением порта. Вскоре на борт нагрянули работники из министерства: товарищи Толстиков, Саенко, Гуртов и другие. В пятом •часу началась погрузка, которую обещают закончить послезавтра утром.
Приходило много членов экспедиции, среди них профессор Шумский. Он будет начальником рейса.

24 ноября. Погрузка судна подвигается быстро. По всему чувствуется, что беспокойное хлопотливое время подготовки кончается.
В 18 часов начали посадку членов экспедиции. В составе ее много видных ученых. Наскоро — предварительно, если можно так выразиться, — познакомился с руководителями научных отрядов Кричаком, Шумским, Дубовским, начальниками вновь открываемых научных станций Аверьяновым («Восток»), Карташовым («Советская») и Павловым («Комсомольская»), В романтичную, надо полагать творческую, зимовку в Мирный направились корреспондент «Правды» Введенский, известный художник Рубан, кинооператор Шмаков.
Целый день наполняли основные и дополнительные танки * топливом.

25 ноября. В 9 часов закончили погрузку. Сразу же состоялся митинг проводов. Потом пришла портовая комиссия и начала свою обычную работу. Наши жены попрощались с нами и покинули «Кооперацию». Организаторы экспедиции, представители министерства Морского флота находились на судне до самого конца работы комиссии. Наконец, теплоход осмотрен и готов к дальнему плаванию.

* Танк — резервуар для хранения на судне запасов жидкого топлива или воды.

Последние поцелуи, рукопожатия, добрые пожелания. Однако в самый момент отхода принесли сообщение о том, что в море бушует шторм силой в 11 — 12 баллов. В 14 часов буксир оттянул наше судно от причала и развернул его. Дав традиционные прощальные гудки, «Кооперация» тронулась в свой путь. Через два часа, в связи с переходом шторма в ураган, капитан калининградского порта_по радио приказал бросить якорь у Пайзы (портопункт в середине Калининградского канала). По словам лоцманов, стоять будем не менее суток.
После ужина со старпомом и начальником вспомогательного отряда инженером Куниным размещали экспе-диционников. Поскольку количество пассажиров превышало число спальных мест в каютах, пришлось занять веранды и курительный салон. Ну, ничего. Как говорят, в тесноте да не в обиде.
Поздним вечером у меня з? чаем долго сидели Меще-рин и корреспондент «Правды» Введенский.

26 ноября. Только в 13 часов 40 минут было получено добро на выход. Море нас встретило восьмибалльным штормом. Началась качка, и многих наших пассажиров укачало.
Еще до выхода в море провели совместное собрание членов экспедиции и экипажа. Был намечен и принят план научных работ, которые должны быть проведены на корабле до прибытия в Мирный, договорились о совместном проведении культурного досуга в период рейса и заодно выбрали состав редколлегий стенгазеты, фо-то-и радиогазеты.
Я, как первый помощник капитана, долго беседовал с руководителями экспедиции, корреспондентом «Правды» Введенским, избранным редактором радиогазеты, художником Рубаном по организации корабельного быта на время плавания. Хотелось бы, чтобы дни рейса проходили нескучно, с пользой как для экипажа, так и для участников экспедиции. Наметили план выпуска судовой радиогазеты. В ней ежедневно будем информировать о месте нахождения корабля, о странах, мимо которых придется пройти. Радиогазету решили использовать и для того, чтобы экипаж и члены экспедиции ближе познакомились друг с другом. Сегодня,же начался шахматный турнир, в котором участвуют 15 пощаженных морской болезнью игроков.

27 ноября. Шторм продолжается с прежней силой. Резко упала скорость. За вахту проходим только по 14 миль вместо 47. Транслировали первый номер радиогазеты. Содержание его всем поправилось. Следующие номера решили давать с музыкальными вставками.
Беседовал с инженером Куниным. Он взял на себя обязанность подготовить сценарий и бутафорию для проведения праздника Нептуна в момент перехода «Кооперации» через экватор. Опыт в этом деле у него есть, ибо он в прошлом году плыл на «Оби» и был организатором этого традиционного морского карнавала.
К вечеру шторм заметно ослаб, и движение судна ускорилось. До самого отбоя сидели с Мещериным и Введенским в моей каюте и распивали чай с вареньем, приготовленным бабушкой Введенского.

28 ноября. Море почти успокоилось, ожили все члены экспедиции. Художник Рубан второй день пишет этюды. Делает он это мастерски. Послал в газеты «Полярная правда», «Арктическая звезда» * и «Водный транспорт» информации о первых днях плавания.
В восьмом часу вечера подошли к Кильскому каналу. Вошли в шлюз. Наши пассажиры, впервые увидевшие заграницу, высыпали на левый борт (которым пришвартовались), мешали работать и вели себя не лучше малолетних детей. В это время к судну подошел человек, говорящий по-русски (как видно, из власовцев), и попытался вызвать пассажиров на провокационный разговор, чем испортил настроение нашим спутникам. Через час, пройдя портовые формальности и шлюзование, мы поплыли по каналу.

29 ноября. Утром, в начале пятого часа, подошли к западному выходу из канала. Палуба на этот раз была безлюдна — все спали. Около часа шло шлюзование, затем судно вошло в Эльбу. Дождь. Дует ветер, немного покачивает.
* Газета «Полярная правда» — орган Мурманского областного и городского комитетов КПСС и областного Совета депутатов трудящихся.
Газета «Арктическая звезда» — орган парткома, управления Мурманского морского арктического пароходства и баскомфлота.

Анатолий Введенский и его редколлегия с утра до вечера собирают материалы для судовой радиогазеты. Главный штурман полярной авиации Т. М. Палиевский взял на себя обязанности судового библиотекаря и активно включился в это дело.
По-прежнему неутомимо работает И. П. Рубан. Я обратился к нему с просьбой написать для меня маслом «Кооперацию» в бушующем море. Просьба принята.

30 ноября. Погода наладилась, и скорость судна увеличилась. За две вахты, с 8 до 16 часов, прошли 93 мили. Начали показ фильма в нашем судовом кинотеатре «Волна» (так его «окрестил» Введенский в радиогазете). Ежедневно будем проводить по два сеанса, на которых может присутствовать две трети членов экспедиции. На следующий день тот же фильм просмотрит экипаж и оставшаяся треть членов экспедиции.
В 16 часов подошли к траверзу Лондона, а вахтой позднее были в самом узком месте Английского канала — на траверзе городов Дувр (Англия) и Кале (Франция). Около Дувра к нам подошел бот, который по радиозаказу капитана привез карты и пособия. Сегодня вывесили карту крупного масштаба. По ней члены экспедиции могут ежедневно знать, где находится теплоход. Очередной номер радиогазеты познакомил идущих на теплоходе с полярным летчиком Дмитриевым. Приведу несколько эпизодов из его интересной жизни.

...Самолет шел на северо-восток, к острову Диксон, откуда поступила тревожная радиограмма: «Сильно обморозился кинооператор Фроленко. Помощь на месте недостаточна. Нуждается в немедленной эвакуации». Видимости не было. Сильный ветер швырял машину из стороны в сторону. Пилот Яков Яковлевич Дмитриев не удивился, когда штурман сообщил ему, что начали покрываться льдом плоскости самолета. С каждой минутой положение осложнялось. Высота упала с полутора тысяч до шестисот метров. Когда самолет приземлился на Диксоне, бортмеханик, выбрасывая две пустые коробки из-под папирос, опустошенные им за несколько часов полета, заметил летчику:
— На нервах дошли, Яков Яковлевич!
— Что же, главное — дошли! — ответил Дмитриев.
Пилот полярной авиации Дмитриев за 9 лет службы на Севере налетал свыше 5 тысяч часов. На огромном пространстве Советской Арктики трудно найти полярную станцию, на которой бы не бывал самолет Дмитрие: ва. Полярники хорошо знают этого волевого и вместе с тем скромного человека, настоящего мастера полетов в условиях капризной Арктики.

Незадолго до нашего рейса, в сентябре, Яков Яковлевич трижды летал на дрейфующую станцию «Северный полюс-6». Сколько радости отважным зимовщикам принес летчик, доставлявший для них почту, свежие фрукты .и овощи, оборудование. Совсем недавно, перед отправлением в Антарктиду, пилот получил новую благодарность за доставку из труднодоступного места занесенного туда американского разведывательного шара с аппаратурой. На берегу Антарктиды Якова Яковлевича Дмитриева ждет тяжелая, но увлекательная работа.
Затем начальник аэрометеорологического отряда т. Кричак рассказал слушателям радиогазеты о предстоящей работе в Антарктиде.

После ужина долго сидел у полярных летчиков Дмитриева и Ерохова. Простые, прекрасные ребята.
1 декабря. Погода отличная. Идем ходко. Настроение у всех бодрое. Его даже не портит то положение, что на умывание дается только соленая вода. Пассажиры по-настоящему оморячиваются. Получил телеграмму от Насти. Она сообщает, что доехала до Мурманска благополучно, и дома все в порядке. Ждут они нас там с нетерпением. Неутомимый Введенский выпустил пятый номер судовой радиогазеты, где была помещена большая статья, посвященная всем полюбившемуся на судне художнику Рубану. Его как человека и художника знают многие полярники и моряки арктического пароходства. Вот как о нем отзывается один из его многочисленных друзей Нифонт Долгопсхтов в очерке «Художник высоких широт .

«Игорь Павлович Рубан впервые попал в Арктику з 1944 году. Как рядовой сотрудник экспедиции, он участвовал в тяжелой будничной работе и вместе с тем находил в себе силы писать этюды, собирать живописный материал для будущих полотен. Арктика и ее люди навсег- . да пленили Й. П. Рубана, целиком захватили его как художника.

... Вспоминается, как в устье реки Оленек при впадении ее в море Лаптевых, стояли мы в молчании у простого деревянного креста двухсотлетней давности на могиле супругов Прончшцевых — героических русских первооткрывателей Севера. Величавая, пленительная широтой и мощыо, безграничностью горизонтов открывалась с высокого берега панорама Севера. Именно тогда зародилась у И. П. Рубана идея большой картины об отважных людях, не щадящих самой жизни ради счастья и процветания родной земли. Эта тема стала лейтмотивом всего его творчества.

Неутомимый труженик, использующий для живописи каждую свободную минуту, И. П. Рубан участвует в ледокольной экспедиции в высокие широты, плавает по Баренцеву морю, ездит на собаках и вездеходах, летает на вертолетах и самолетах буквально во все уголки Арктики. Он не один раз побывал на побережье Якутии, на Чукотке, на полярных островах и дрейфующих станциях. Итог этих поездок — яркие и содержательные картины, которые экспоцируются на всех всесоюзных выставках и пользуются неизменным успехом. Таковы «Пионеры Великого Северного морского пути», «Колхозники Мурма-на», «На вахте мира», «В полярном плавании», «Полярная быль».

Полярники с гордостью называют И. П. Рубана: «наш художник». Теперь же он направился в противоположный конец земного шара — в Антарктиду, чтобы создать полотна об этой стране льдов и пингвинов, о ее героических исследователях».

Затем диктор предоставил слово начальнику станции «Советская» Сергею Николаевичу Карташеву. Почувствовал гриппозное состояние. На ночь принял горячую соленую ванну, а также выпил граммов сто коньяку. Возможно, все эти «мероприятия» изгонят грипп быстрее».

2 декабря. С каждым днем становится теплее. Сегодня 13,5° пепла. Большинство пассажиров находится па палубе. Идем Бискайским заливом, снискавшем себе славу одного из бурных районов Атлантики. Немало, говорят, парусных и паровых судов погибло в его синих водах. Но на этот раз Бискай ведет себя мирно, чему очень радуются наши спутники. На попутных и встречных курсах идет много судов. Попутчики, как правило, нас обгоняют.

Со второй половины дня моя каюта превратилась в редакцию радиогазеты и художественную мастерскую Рубана. Он рисует нам заголовок для стенной газеты. Радиогазета нынче познакомила участников экспедиции с членами нашего экипажа третьим помощником капитана Вениамином Красноюрченко (ему сегодня исполнилось 26 лет) и боцманом Гайнутдиновым, как говорят, старым «морским волком», проплававшим на судах уже 37 лет. Много интересного можно рассказать об этом труженике моря. Всем нам запомнился такой эпизод из его богатой приключениями жизни.

...Шел суровый 1941 год. Войска фашистской Германии вторглись в Советскую Прибалтику. Героические защитники Таллина стойко отбивали многочисленные рра-жеские атаки. Когда был дан приказ об эвакуации города, моряки, не прекращая тяжелых боев, погрузили на корабли все то, что можно было вывезти в Ленинград. В числе эвакуируемых судов торгового флота был пароход «Казахстан». На борту его находилось много воинов.
Над караваном кораблей, следовавшем на восток, почти непрерывно висели немецкие бомбардировщики. Одна из их атак оказалась для «Казахстана» роковой: от прямого попадания двух авиабомб загорелась палуба. Боцман Хаким Кулеевич Гайнутдинов с группой смельчаков возглавил борьбу за жизнь корабля и людей. В этой отчаянной борьбе с огнем моряки не заметили, как капитан, его помощники и другие малодушные члены экипажа оставили терпящий бедствие пароход.

Когда пожар был потушен, то оказалось, что на борту вместе с боцманом осталось всего семь моряков. Судно было лишено хода и поэтому все усилия оставшихся членов команды были направлены к тому, чтобы вновь обрели силу двигатели. И вот машинам возвращена жизнь, но караван кораблей ушел. «Казахстану» предстоял тяжелый переход в одиночестве. Не раз налетали воздушные пираты. Каждый налет увеличивал число раненых и ....



***
...
Категория: 8.Географическая литература | Добавил: foma (11.10.2013)
Просмотров: 1253 | Теги: география | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0