Раздел В-038
Алексей Николаевич Косыгин
В ЕДИНОМ СТРОЮ ЗАЩИТНИКОВ ОТЧИЗНЫ
— М.: Политиздат, 1980.— 47 с.
Настоящая брошюра члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина посвящена трудовому подвигу советского народа в голы Великой Отечественной войны. В ней рассказывается, как в тяжелых условиях была перестроена на военный лад промышленность, перебазировались из угрожаемых районов предприятия, как их коллективы, творчески применяя эффективные методы труда, непрерывно увеличивали выпуск войной продукции.
В брошюре подчеркивается, что неразрывное единство военного и трудового героизма обеспечило разгром заклятого врага и победоносное завершение Великой Отечественной войны.
Автор раскрывает организующую роль Коммунистической партии, вдохновлявшей советских людей и трудовые подвиги в годы предвоенных пятилеток и особенно в тяжелую пору войны.
Ныне партия уверенной поступью ведёт советский народ по пути коммунистического строительства.
Рассчитано издание на широкий круг читателей.
| Содержание:
ОТ АВТОРА
СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
ВОЕННАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ НА ВОСТОК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
ГЛАВНЫЙ АРСЕНАЛ ФРОНТА
ВСЕ ОТРАСЛИ —В ЕДИНОМ СТРОЮ
НА ОСВОБОЖДЕННОЙ ЗЕМЛЕ
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОБЕДА СССР
УВЕРЕННАЯ ПОСТУПЬ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
***
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Косыгин А. Н.
В едином строю защитников Отчизны
ОТ АВТОРА
Беспримерный трудовой подвиг советских людей в период Великой Отечественной войны навсегда сохранится в благодарной памяти современников и грядущих поколений, которые, зная о тяжелых испытаниях, выпавших на долю нашего народа, еще более возвысят своим трудом могущество и славу нашей великой Родины.
Опубликованная в журнале «Коммунист» (М 7, 1980) статья в связи с 35-летием Победы над германским фашизмом вызвала пожелания об издании ее в виде брошюры.
Учитывая это, вниманию читателей предлагается статья, дополненная некоторыми конкретными данными.
Тридцать пять лет минуло со времени разгрома германского фашизма, олицетворявшего самые жестокие, разбойничьи силы империализма. Велик и бессмертен подвиг советского народа.
Все дальше в прошлое уходят годы Отечественной войны. Победа в этой войне советского парода, отстоявшего свободу и независимость своей Родины, спасшего страны Европы от фашистского рабства, навсегда останется в истории как величайшее событие, которое оказало огромное воздействие на общемировое развитие. Великая Отечественная война навечно вошла в память народную ярким примером стойкости и беззаветного мужества советских людей, явилась суровой проверкой прочности советского строя и его экономической системы, основанных на общественной собственности на средства производства. ГГобеда в этой войне продемонстрировала силу и несокрушимость социалистического государства, его огромную оборонную мощь. Победа показала, что нет в мире силы, которая могла бы повернуть историю вспять, отнять у трудящихся их великие революционные завоевания. Победить народ, ставший подлинным хозяином своей страны, невозможно. Это — один из важнейших исторических уроков Великой Отечественной войны.
Войпа против фашистских захватчиков была подлинно народной. Коммунистическая партия возглавила борьбу нашего народа, была его мудрым вождем и полководцем, в короткий срок превратила страну в единый боевой лагерь, сплотила весь народ для победы над фашизмом.
По призыву партии и под ее руководством советские люди, все как один, поднялись на борьбу с врагом. Миллионы мужчин и сотни тысяч женщин вступили в ряды Действующей армии. За линией фронта, на временно оккупированной врагом территории, сотни тысяч патриотов вели борьбу с фашистскими захватчиками в рядах партизанских отрядов и подпольных групп. В советском тылу рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция ковали оружие для нашей армии, обеспечивали ее боевым снаряжением, продовольствием и вещевым имуществом. Лозунг партии «Все для фронта, все для победы!» стал законом жизни советских людей. Беспримерные по своей самоотверженности и героизму усилия тружеников тыла служили одной общей цели — разгромить ненавистного врага. «Пройдя через тяжелейшие испытания,—отмечал товарищ Л. И. Брежнев,— советские люди отстояли честь и независимость Родины, отстояли завоевания Октября, дело, которое завещал нам Владимир Ильич Ленин» .
СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА НАКАНУНЕ ВОЙНЫ
Довоенные пятилетки были периодом победоносного социалистического строительства. Осуществляя гениальные ленинские предначертания, советский народ добился всемирно-исторических побед, создал новую, социалистическую экономику, новые социально-производственные отношения. Своей мужественной борьбой за идеалы человечества, своей верностью интернационализму наш народ возвысил Советскую Родину как передовой отряд в борьбе за счастье народов, своим разумом и героическим трудом в невероятно сложных и тяжелых условиях преобразил страну, создал мощную социалистическую экономику.
Огромные достижения нашей страны во всех областях социально-экономического развития свидетельствуют о
1 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1976, т. 5, с. 284.
великом трудовом подвиге рабочего класса, всего народа, подвиге, подобного которому не знает история.
Ведущая роль в пашем обществе принадлежит рабочему классу, который показывал, как показывает и сегодня, пример трудового героизма, организованности и дисциплины. Ему принадлежит и решающий вклад в претворение в жизнь планов партии. Потребовалось менее двух десятилетий, чтобы выполнить ленинский завет о превращении России нэповской в Россию социалистическую.
Социалистическая индустриализация в годы довоенных пятилеток проводилась высокими темпами. Промышленное производство возрастало в среднем на 17 процентов, а производство средств производства — на 21 процент в год. По объему промышленного производства Советский Союз уже к концу второй пятилетки вышел на второе место в мире и .на первое в Европе, опередив такие индустриально развитые страны, как Великобритания, Франция, Германия, и значительно приблизился к США.
В общем объеме промышленного производства существенно возрос удельный вес машиностроения и металлообработки. Большое развитие получили станкостроение, энергетическое и транспортное машиностроение, электропромышленность. Увеличился выпуск оборудования для металлургической и других отраслей тяжелой промышленности. Значительное развитие получили сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Организовано автомобильное производство и самолетостроение. Большие успехи были достигнуты в таких важных отраслях промышленности, как электроэнергетика, черная и цветная металлургия, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность.
Быстро развивавшаяся транспортная система обеспечивала потребности народного хозяйства в перевозках и существенно повысила военно-мобилизационные возможности экономики.
Социалистическая индустриализация коренным образом изменила материально-техническую базу сельскохозяйственного производства. Осуществление ленинского кооперативного плана привело к победе колхозного строя. В деревне возник новый класс — колхозное крестьянство. Еще больше окреп союз рабочих и крестьян — основа политического . и экономического могущества нашего государства.
Партия и правительство особое внимание уделяли вопросу территориального размещения общественного производства, имея в виду выравнивание уровней экономического и социального развития и обеспечение общего подъема народного хозяйства и жизненного уровня всех народов нашей страны.
Технический прогресс и технический уровень общественного производства позволяют наиболее эффективно размещать промышленные предприятия па вновь осваиваемых территориях и расширять производство в обжитых районах страны. Быстрые темпы развития промышленного производства, естественно, определялись и развитием сырьевой базы.
Наши ученые непрерывно расширяют и углубляют познания о богатствах недр нашей страны. Были открыты огромные сырьевые богатства почти во всех союзных республиках.
Важнейшим итогом выполнения довоенных пятилеток явилось полное преодоление зависимости социалистической экономики от импорта промышленного оборудования и сырья. В условиях враждебного капиталистического окружения упрочение Советским Союзом своей экономической независимости имело огромное значение для непрерывного развития высокими темпами всех отраслей народного хозяйства, и особенно для роста и укрепления его обороноспособности.
Осуществленное в предвоенные годы в широких масштабах новое строительство значительно улучшило территориальное размещепние производительных сил и позволило создать современную многоотраслевую промышленность на востоке страны. Там была сформирована вторая в Советском Союзе угольно-металлургическая база. Между Волгой и Уралом создавалась крупная база нефтедобычи и нефтепереработки. В восточных районах были расширены посевные площади сельскохозяйственных культур, прежде всего зерновых и хлопка.
Одним из величайших наших завоеваний явилась культурная революция, которая обеспечила всем трудящимся широкий доступ к образованию. Миллионы рабочих, вчерашних крестьян научились управлять сложными машинами и механизмами. Выросли ряды народной интеллигенции. Советский народ достиг больших высот в области науки и техники, создал замечательные произведения литературы, музыкального и художественного творчества, представляющие ценнейший вклад в мировую культуру.
Огромные достижения СССР в области экономики наглядно продемонстрировали преимущества планового ведения хозяйства. Советские пятилетние планы опираются на марксистско-ленинскую теорию, на познание и использование объективных экономических законов социализма и обеспечивают наиболее полную реализацию преимуществ социалистического строя. Сила наших пятилеток определяется тем, что они целиком и полностью направлены па благо трудящихся, отвечают их кровным интересам, их идеалам и чаяниям. «Задания пятилетнего плана отражают в органическом единстве развитие материально-технической базы и рост жизненного уровня трудящихся, количественный рост ресурсов народного хозяйства и дальнейшие глубокие качественные изменения в экономике, рост производительных сил и совершенствование социально-экономических отношений» Планы партии — это всегда планы народа, и в этом главный источник силы ее экономической политики.
1 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1973, т. 1, с. 310.
Трудным и героическим был предвоенный период. В ту пору пришлось испытать и немало лишений. Но никакие трудности и лишения тех лет не могли остановить поступательного хода социалистического строительства. Величие социально-экономических задач рождало в народе огромный политический и трудовой подъем. С каждым годом становились все заметнее и весомее плоды народного труда.
Коммунистическая партия и Советское государство в своей экономической политике исходили из необходимости правильного сочетания интересов развития народного хозяйства с задачами создания военно-экономического потенциала, роста оборонной промышленности, укрепления Вооруженных Сил.
Обострение международной обстановки и нараставшая угроза войны вынудили Советский Союз форсировать развитие оборонной промышленности. В третьей пятилетке резко увеличились ассигнования на военные нужды. Была проведена коренная реконструкция действовавших и построено значительное число новых авиационных и танковых заводов, предприятий стрелково-артиллерийского вооружения, боеприпасов. Ряд предприятий гражданских отраслей был переведен на выпуск оборонной продукции. Если прирост производства во всей промышленности составил за три года третьей пятилетки 13,2 процента, то в оборонной — 39 процентов в год. Выпуск производимой ею продукции возрос за это время в 2,7 раза. Одновременно с расширением производства боевой техники шел процесс ее качественного совершенствования и обновления.
Был принят ряд мер по созданию системы государственных трудовых резервов, укреплению трудовой дисциплины.
В стране были образованы государственные материальные и продовольственные резервы, сыгравшие важную роль в первый период войны, когда промышленность переводилась на военные рельсы. Структура народного хозяйства была приведена в соответствие с возможными требованиями надвигавшейся войны. Таким образом, в довоенные годы были созданы экономические предпосылки для разгрома германского фашизма.
Советское государство принимало меры для предотвращения или, по крайней мере, максимально возможной отсрочки войны. Эти меры, как известно, дали частичные результаты. Однако нападение гитлеровской Германии па Советский Союз совершилось в самый разгар укрепления нашей обороны.
ВОЕННАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Внезапность вероломного нападения гитлеровских войск на нашу страну дала им временное военное преимущество. Готовясь к нападению на Советский Союз, фашистская Германия задолго полностью перевела свою экономику, а затем и промышленность оккупированных ею европейских стран на выпуск военной продукции. Поэтому в начале войны фашистская армия превосходила Советскую Армию по количеству многих видов военной техники. Ведя упорные оборонительные бои, наши войска вынуждены были отступать, неся большие потери в людях и технике. Потребовалось в кратчайшие сроки перестроить всю нашу экономику, перевести ее на военные рельсы, полнее мобилизовать ресурсы страны для производства боевой техники.
По совместному решению ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и СНК СССР 30 июня 1941 года был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И. В. Сталиным. Вся полнота власти была сосредоточена в одном органе, объединившем усилия фронта и тыла, оперативно принимавшем решения и быстро проводившем их в жизнь.
Центральный Комитет Коммунистической партии, Государственный Комитет Обороны, Совет Народных Комиссаров СССР систематически контролировали ход всей военной перестройки экономики, обязывали наркоматы, партийные и советские органы на местах полнее мобилизовать неиспользованные резервы, быстрее устранять недостатки в работе. Для усиления партийного руководства хозяйством в Центральных Комитетах компартий союзных республик, в краевых, областных, городских комитетах партии были укреплены отраслевые отделы. Партийные организации крупных предприятий и строек возглавили парторги ЦК ВКП(б). Были образованы политотделы МТС и совхозов.
Во время войны изменились формы и методы планового руководства народным хозяйством, усилилась централизация в управлении экономикой. Быстро меняющаяся обстановка на фронтах, необходимость принятия оперативных и гибких решений обусловили повышение роли текущего планирования. Квартальные, месячные и декадные народнохозяйственные планы стали основной формой планирования в военное время. В мобилизационном народнохозяйственном плане на III квартал 1941 года намечался значительный рост добычи угля и нефти, выплавки чугуна и качественной стали, производства цветных металлов, металлорежущих станков. Выпуск специальных видов проката планировалось увеличить вдвое. Капитальное строительство ограничивалось строго установленным числом ударных строек — военных предприятий, электростанций, предприятий топливной, металлургической и химической промышленности, железных дорог. Оборонная промышленность в первую очередь обеспечивалась рабочей силой. В пользу военного производства перераспределялись металл, уголь, электроэнергия, оборудование. Значительные ресурсы металла из мобилизационных запасов и 75 процентов металлорежущих станков были переданы оборонным предприятиям. Для наращивания выпуска самолетов, танков, артиллерии, боеприпасов оборонным отраслям выделялось 14 тысяч из 22 тысяч металлорежущих станков, намеченных к производству в III квартале 1941 года.
В середине августа 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли новый военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. В нем предусматривалось широкое развертывание промышленного строительства в восточных районах страны, перебазирование сюда предприятий из прифронтовой полосы и ускоренный ввод их в действие, увеличение производства вооружения, боеприпасов, танков, самолетов, металла, угля, бензина, расширение основных железнодорожных узлов, станций и путей.
Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров СССР приняли ряд чрезвычайных мер по более эффективному использованию в народном хозяйстве всех наличных кадров и изысканию их резервов. Был увеличен рабочий день, введены обязательные сверхурочные работы, отменены очередные и дополнительные отпуска. Это позволило без увеличения числа работников примерно на одну треть повысить загрузку и использование оборудования. Совнаркомам республик и край (обл) исполкомам было предоставлено право оперативно маневрировать рабочей силой в интересах увеличения военного производства.
На нужды войны стали работать почти все отрасли промышленности. Заводы тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения переходили на выпуск танков, предприятия среднего машиностроения — минометов, артиллерийских орудий, боеприпасов. На производство вооружения и боеприпасов переводились также ремонтно-механические цехи заводов, предприятия местной промышленности и промысловой кооперации. На всех предприятиях быстро сложились по-военному сплоченные коллективы, отдававшие свои силы увеличению производства продукции для нужд фронта, не считаясь со временем, работая без выходных дней во имя победы над врагом.
14
В черной металлургии за короткий срок резко увеличилась выплавка высококачественной стали, возрос выпуск специальных видов проката. В производстве нефтепродуктов существенно повысился удельный вес авиационного бензина, а в выпуске химической продукции — химикатов для нужд фронта. В короткие сроки была перестроена работа транспорта. Движение поездов осуществлялось по специальному воинскому графику, что обеспечивало большую ритмичность и лучшее использование пропускных способностей железных дорог.
Преимущества плановой социалистической системы хозяйства позволили быстро мобилизовать все ресурсы промышленности и транспорта и, несмотря на величайшие трудности, перевести все народное хозяйство на военные рельсы.
ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ НА ВОСТОК ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
С первого дня войны перед советским народом встала сложнейшая задача — перебазировать в тыл из прифронтовых и угрожаемых районов миллионы людей и огромное количество промышленных предприятий, оборудования, материальных и культурных ценностей. Эту невиданную по масштабам работу возглавили Центральный Комитет партии, Государственный Комитет Обороны и Совнарком СССР. Был создан Совет по эвакуации (председатель Совета — Н. М. Шверник, заместители председателя Совета — Заместитель Председателя Совнаркома СССР А. Н..Косыгин и Заместитель Председателя Совнаркома СССР М. Г. Первухин).
Совет по эвакуации решал, какие предприятия и учреждения подлежат эвакуации, определял базы в тыловых районах для их размещения и восстановления, выделял для этих целей необходимый транспорт, проводил контроль и осуществлял общее руководство организацией по-
рядка и последовательности восстановления предприятий на новых местах. За ходом выполнения решений Совета по своевременному демонтированию предприятий, за прохождением в пути поездов с оборудованием предприятий осуществлялся повседневный контроль специальными уполномоченными Совета, находившимися на важнейших станциях железных дорог и в пунктах отгрузки и приема оборудования.
Необходимо подчеркнуть, что предприятия, подлежавшие эвакуации из прифронтовой полосы, продолжали выпуск продукции до последнего момента. Демонтаж оборудования и погрузка его в вагоны часто велись под артиллерийскими обстрелами и бомбежками. Большие трудности были связаны с демонтажем и транспортировкой крупногабаритного оборудования (например, броневых, трубных, специальных станов, колонн по переработке нефти), требующего огромного количества вагонов и паровозов.
Одновременно надо было перевезти на восток миллионы людей, уезжавших со своими предприятиями, разместить их на новых местах, помочь устроиться. На узловых станциях железных дорог работали эвакуационные пункты. Они принимали и отправляли эшелоны с людьми, организовывали их питание и медицинское обслуживание. Цепь эвакопунктов протянулась на тысячи километров — от прифронтовых железнодорожных станций юга и запада страны до Восточной Сибири, Казахстана, Средней Азии.
Перемещение в короткий срок производительных сил на восток страны — это еще один немеркнущий подвиг советского народа в самый сложный период Великой Отечественной войны.
Напомню некоторые данные по эвакуации промышленных предприятий и населения из Ленинграда и Москвы. Жителей Ленинграда и расположенные там заводы начали вывозить в июле 1941 года. К концу августа было демонтировано и отправлено в глубокий тыл около 100 крупных предприятий, в том числе часть оборудования
16
Кировского и Ижорского заводов, и вывезено более 600 тысяч человек. Когда обстановка на Ленинградском фронте ухудшилась, к эвакуации были дополнительно привлечены суда Северо-Западного речного пароходства. С окончанием навигации было принято решение продолжать эвакуацию населения по ледовой дороге, которая вошла в историю как Дорога жизни. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера. На организованных там эвакопунктах они получали необходимое питание, и после короткого отдыха их отправляли по железной дороге в глубь страны. Постановлением ГКО предусматривалось вывезти из Ленинграда 500 тысяч жителей'. В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из Ленинграда по льду Ладожского озера в тыл было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей.
Намереваясь одним ударом прорвать нашу оборону под Москвой, осенью 1941 года фашистское командование сосредоточило на московском направлении крупные силы. Создалось опасное положение. ГКО принял решение об эвакуации из Москвы и Московской области всех оборонных заводов. Меня уполномочили руководить этой работой. 30 ноября 1941 года мною было доложено Центральному Комитету партии, что из Москвы и области эвакуировано почти 500 крупных промышленных предприятий, много высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектных институтов, библиотек, музеев, театров и других учреждений.
Большую работу по эвакуации провели железнодорожники. Достаточно сказать, что в июле 1941 года в потоке с эвакуационными грузами находилась почти половина вагонного парка страны. В этот период нагрузка многих железнодорожных линий и узлов возросла по сравнению с
довоенным временем во много раз. Железнодорожники проделали большую работу и по перевозке объектов собственного транспортного хозяйства.
Железнодорожники и речники работали в тесном взаимодействии. С июля и до конца навигации 1941 года речной флот перевез 870 тысяч тонн грузов и более 2 миллионов человек.
Созданные речниками на крупных реках в прифронтовой полосе переправы помогли вывезти в безопасные районы большое количество населения и государственного имущества. Переправы работали с большим напряжением и подчас под обстрелом противника. К середине августа на левый берег Днепра было переправлено 1746 тысяч голов скота, 4,5 тысячи тракторов, 1370 комбайнов и автомашину много другой техники колхозов и совхозов. Нижне-Волжское пароходство осенью 1941 года создало 19 переправ, которые обеспечили своевременную эвакуацию нескольких сот тысяч голов скота, имущества колхозов и совхозов, тракторов, автомобилей в Казахстан и Заволжье. Огромную работу выполнили переправы через Волгу летом 1942 года.
Важную роль в эвакуации населения и материальных ценностей сыграл морской флот, особенно из приморских районов Прибалтики, с Кольского полуострова и из Северного Причерноморья. В условиях, когда железнодорожная связь с этими районами была уже прервана, море оставалось единственным путем, которым еще можно было воспользоваться. В считанные дни из портов Прибалтики удалось вывезти ценное оборудование, большое число работников ряда крупных промышленных предприятий и часть хозяйства самого морского флота. Из районов Кольского полуострова и севера Карелии моряки вывезли в Архангельск сотни тысяч тонн различных грузов, свыше 100 тысяч человек и перегнали более 150 морских судов.
Героической эпопеей была эвакуация городов Одессы, Херсона, Николаева, Севастополя, Мариуполя, Таганрога,
Ростова-на-Дону, Новороссийска и других. Моряки совершили 1100 рейсов и вывезли из Одессы несколько сотен тысяч человек и более 250 тысяч тонн грузов.
Беспримерной была отправка из Баку морем вплавь 500 герметически закупоренных цистерн с горючим, прикрепленных к буксирным судам.
Труднейшая задача перебазирования производительных сил на восток была выполнена за первое военное полугодие. В декабре 1941 года Совет по эвакуации был расформирован. Но летом 1942 года, когда началось новое наступление фашистских войск на южном участке фронта, эвакуацию пришлось продолжить. Нужно было вывезти предприятия и население из Воронежской, Ростовской, Ворошиловградской, Сталинградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, а также из некоторых других районов, оказавшихся под ударом врага. Эта вторая волна эвакуации по охвату территории и масштабам перевозок была меньше первой, но имела свои трудности, связанные с оккупацией осенью 1942 года Северного Кавказа, который оказался отрезанным от основной железной дороги.
Эвакуация проходила по плану. Во второй половине 1941 года в тыл в предельно сжатые сроки было вывезено более 10 миллионов человек, перебазировано 1523 крупных промышленных предприятия (на Урал — 667, в Западную Сибирь — 244, в Восточную Сибирь — 78, в Среднюю Азию и Казахстан — 308, в Поволжье — 226). На восток были эвакуированы все предприятия танковой, авиационной и моторостроительной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, 94 металлургических, 150 машиностроительных заводов, 40 заводов электротехнической промышленности. По образному выражению товарища Л. И. Брежнева, «целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров»
* Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 1, с. 133.
19
Из колхозов и совхозов южных и западных районов в 1941—1942 годах было эвакуировано 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 200 тысяч свиней, 800 тысяч лошадей, вывезено большое количество зерна, семян, продуктов питания.
В успешной эвакуации людей, оборудования и других материальных средств огромную помощь оказал Начальник тыла Красной Армии А. В. Хрулев, являвшийся одно время наркомом путей сообщения. Эшелоны, шедшие к фронту с воинскими грузами, в обратном направлении вывозили людей и промышленное оборудование.
Организация своевременной отправки населения, демонтаж и эвакуация промышленного оборудования были лишь одной стороной грандиозной задачи перебазирования промышленности на восток. Надо было как можно скорее ввести в строй эвакуированные предприятия, в первую очередь те, которые имели военное значение. Вся эта работа выполнялась при активном участии местных партийных и советских органов. Нередко эшелоны с оборудованием и рабочими еще следовали к месту назначения, а там шла уже подготовка к их приему. Готовились не только производственные площади, но и жилье для работников и их семей.
Там, где это было возможно, предприятия размещались на базе родственных заводов. Например, ленинградский Кировский и Харьковский моторный заводы слились с Челябинским тракторным заводом, металлургический завод «Запорожсталь» влился в Магнитогорский металлургический комбинат. Однако в большинстве случаев поступившие сюда предприятия ставились на площадках недостроенных заводов и отдельных цехов или размещались в различных непроизводственных и подсобных помещениях — складах, базах. Немало крупных предприятий пришлось направлять в малообжитые районы.
Восстановление предприятий проходило в тяжелых зимних условиях. Не хватало рабочих рук, материалов, строительной техники. Для ускорения ввода в действие предприятий разрешалось строить производственные здания временного типа, рассчитанные на сокращенные сроки эксплуатации. Рабочие, инженеры, служащие становились строителями, монтажниками, грузчиками, землекопами. Для отопления цехов и технологических целей приспосабливали старые паровозы, а для людей ставили примитивные цечи. Люди жили в палатках, в малоутепленных бараках, землянках, подчас недоедали, недосыпали. Работа шла круглосуточно. Работники эвакуированных предприятий порой, не ожидая завершения строительства цехов, устанавливали оборудование под открытым небом и начинали выпускать необходимую фронту продукцию. За три недели в Челябинске, в здании, не имевшем крыши, было смонтировано 5800 металлообрабатывающих станков и большое количество другого оборудования, прибывшего с ленинградского Кировского завода. Уже в октябре 1941 года тяжелые танки кировцев были отгружены фронту и участвовали в разгроме фашистских войск под Москвой. В Челябинск из центральных районов были переброшены два завода; производившие снаряды для авиационных пушек. Ровно через месяц фронт уже получил первую партию снарядов. Полтора-два месяца — таков был в среднем, срок, за который переброшенные на восток предприятия вступали в строй.
Успешно выполнить на востоке страны огромную программу восстановительных работ помогло перебазирование сюда из западных и центральных районов оснащенных техникой и располагавших опытными кадрами строительных организаций. Они влились в созданные в июле 1941 года особые строительно-монтажные части. Эти части отличались мобильностью, строгой дисциплиной; они в значительной мере обеспечили быстрый ввод в действие производственных мощностей.
Грандиозная операция по перемещению производительных сил на восток явилась вынужденной мерой, вы-
21
званной крайне неблагоприятной обстановкой на фронте. Вместе с тем она стала важнейшим звеном успешного перевода нашей экономики на военные рельсы, обеспечив быстрое наращивание военно-экономического потенциала.
ГЛАВНЫЙ АРСЕНАЛ ФРОНТА
Самым тяжелым и критическим для нашей военной экономики был период с июня по декабрь 1941 года. Объем валовой промышленной продукции уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов — основы военной промышленности — в 3,1 раза, производство шарикоподшипников, необходимых для изготовления самолетов, танков и артиллерии, сократилось в 21 раз, почти полностью' прекратился выпуск проката цветных металлов , без которого невозможно военное производство. Однако в итоге огромных усилий, предпринятых всем советским народом, уже с декабря 1941 года падение промышленного производства приостановилось, а с марта 1942 года его объем начал нарастать. К середине этого года перестройка советской экономики на военный лад была завершена, и к началу 1943 года страна имела слаженное военное хозяйство.
В 1943 году валовая продукция промышленности составила 90 процентов довоенного уровня, а в оборонных отраслях возросла в 2,2 раза. Возникшие в начале войны диспропорции между потребностью страны в металле, электроэнергии и топливе и их производством удалось в основном преодолеть. Были созданы все необходимые условия для устойчивого роста выпуска военной продукции. Оборонные и другие отрасли промышленности, а также строительство и транспорт во все возрастающем объеме оснащались средствами производства. В ходе войны постепенно восстанавливался и выпуск мирной продукции, в том числе гидравлических турбин, угольных комбайнов, машин и оборудования для сельского хозяйства.
Кульминационным моментом в развитии советской военной экономики стал 1944 год. Объем валовой продукции промышленности в этом году превысил на 4 процента довоенный уровень, производство средств производства возросло на 36 процентов, а военной продукции — в 3,1 раза.
Наращивание военно-промышленного потенциала происходило путем расширения действовавших и. сооружения новых заводов. В сложной обстановке военного времени были выполнены громадные объемы нового капитального строительства. Создание новых объектов шло очень высокими темпами. Так, здания для прокатных станов сооружались всего за два с половиной месяца. Если до войны на строительство крупных доменных печей уходило два-три года, то в военный период пятая и шестая доменные печи на Магнитогорском металлургическом комбинате были построены и введены в эксплуатацию всего за шесть месяцев. В целом сроки ввода в действие важнейших предприятий, имевших оборонное значение, были намного короче, чем до войны. Всего в тыловых районах было тогда построено 3500 крупных предприятий. Для сравнения напомню, что за три с половиной года третьей пятилетки в строй вошло 3000 крупных промышленных предприятий.
Среди важнейших строек тех лет — Челябинский металлургический, Актюбинский ферросплавный, Богословский алюминиевый заводы, Норильский горно-металлургический комбинат, Южноуральский машиностроительный завод, Богословская, Кузнецкая, Карагандинская, Куйбышевская, Сумгаитская тепловые электростанции.
В первый период войны большая часть капиталовложений направлялась на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию. Эти районы стали основной промышленной базой военной экономики страны, главным арсеналом фронта. Наиболее мощным промышленным регионом и важнейшей кузницей оружия был Урал.
За четыре года войны выпуск продукции на Урале увеличился в 3,6 раза, в Сибири — в 2,8, в Поволжье — в 2,4 раза. В первой половине 1945 года выпуск валовой продукции промышленности в восточных районах в целом был в 2 раза, а продукции оборонной промышленности — в ^6,6 раза больше, чем в первой половине 1941 года.
В оборонной промышленности в широких масштабах были проведены специализация и кооперирование производства по выпуску отдельных деталей, узлов, комплектующих изделий. Кооперирование требовало четкой организации. Заводы, объединенные в группы, работали по единому производственному графику. Головной завод помогал своим смежникам осваивать новую технологию, оснащать цехи оборудованием, обучать кадры.
Замечательные результаты давало внедрение в производство поточной системы, родившейся на предприятиях Москвы. Эта система позволяла при небольших затратах резко увеличить выпуск военной продукции с меньшим числом рабочих. На отдельных предприятиях в результате применения поточной системы производительность труда возросла в 1,5—2 раза.
Война стала временем смелых и оригинальных организационных, экономических, технических решений, оправданного производственного риска, отказа от многих привычных методов работы и вместе с тем высокого подъема творческой мысли ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. О многих научно-технических решениях тех лет можно сказать, что они были найдены впервые в мире.
Например, в танковой промышленности впервые в мировой практике песочные формы при отливке крупных стальных деталей были заменены металлическими, благодаря чему затраты труда сократились вдвое. Большую роль в прогрессе танкостроения сыграла впервые примененная в нашей стране термическая обработка деталей
токами высокой частоты. Она позволила повысить твердость и износостойкость деталей и резко уменьшить время на термообработку. Огромное значение для совершенствования танкового производства имела осуществленная под руководством академика Е. О. Патона замена ручной сварки брони корпусов танков автоматической. Ни наши противники, на которых работал весь арсенал Европы, ни наши союзники, обладавшие высокоразвитой промышленностью, до самого конца войны так и не сумели сваривать танки автоматами, да еще па конвейерах. А наша танковая промышленность смогла это сделать в невероятно сложных условиях начала войны. Наши танкостроители разработали и успешно освоили производство методом штамповки башни танка Т-34. Быстрый технический прогресс был характерен для всех отраслей военной промышленности.
Широкое внедрение в производство научно-технических достижений, передовых методов его организации, жесточайший режим экономии, максимальная самоотдача и трудовой героизм всех работников — от рабочего до руководителя, широкий размах социалистического соревнования обеспечивали неуклонный рост эффективности военного производства. Характерно, что в оборонных отраслях производительность труда росла гораздо быстрее, чем в целом по народному хозяйству. С мая 1942 по май 1945 года во всей промышленности производительность труда увеличилась на 43 процента, а в оборонных отраслях — па 121 процент. Убедительным показателем роста эффективности военного производства являлось снижение затрат на изготовление важнейших видов вооружения. В 1944 году себестоимость всех видов военной продукции была в среднем в 2 раза ниже, чем в 1940 году. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 — 1944 годы составил сумму, равную почти половине всех расходов государственного бюджета СССР на военные нужды в 1942 году.
По данным Госплана СССР, в 1941—1945 годах наша военная промышленность произвела самолетов 142,8 тысячи, танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ) — 110,3 тысячи, орудий — 523,5 тысячи. Гитлеровская Германия за 1941—1944 годы произвела 78,9 тысячи самолетов, 53,8 тысячи танков и САУ, 170,1 тысячи орудий.
Наши авиаконструкторы и самолетостроители создали истребители и бомбардировщики, обладавшие высокими летно-техническими данными. Напомню только об одном типе самолета — штурмовике Ил-2, прозванном нашими воинами «летающим танком». Фашисты называли его «черной смертью». Боевых самолетов с такими данными, как у Ил-2, не было ни в одной стране мира. Всего за годы войны было освоено и запущено в серийное производство 25 типов новых и модернизированных самолетов и 23 типа авиационных двигателей. Если к моменту нападения на нашу Родину военно-воздушные силы фашистской Германии имели значительно больше самолетов новейшего типа, чем мы, то в 1942 году советская авиационная промышленность уже опередила германскую по выпуску новейших самолетов. С лета 1943 года превосходство в воздухе полностью перешло к советской авиации.
Тяжелые и средние советские танки, особенно прославленный Т-34, и самоходно-артиллерийские установки превосходили не только германские, но и все зарубежные машины аналогичного класса. Наши бронетанковые силы были одним из самых грозных видов боевой техники. Они сыграли важную роль в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, в том числе под Сталинградом, па Курской дуге, в Берлинской операции.
Непрерывно повышались качество и огневая мощь артиллерийско-стрелкового вооружения. Одним из крупных достижений .советской оборонной промышленности явился массовый выпуск реактивных минометных установок — знаменитых «катюш». Как и образцы боевой техники всех
других родов войск, новые виды вооружения создавались также в рекордно короткие сроки. Приведу характерный пример: прекрасно зарекомендовавшая себя в войну 152-миллиметровая гаубица была сконструирована и изготовлена в 1943 году за 18 дней, а массовый выпуск ее был освоен за полтора месяца.
Обращаясь к работе нашей оборонной промышленности в те годы, следует подчеркнуть, что, несмотря на невероятно тяжелые условия, Советский Союз самостоятельно и за счет собственных ресурсов обеспечил свою армию всеми необходимыми и технически совершенными средствами ведения войны. Поставки нам военных материалов союзниками имели, конечно, известное значение, но далеко не в той мере, как это подается буржуазной пропагандой. Объем поставок Советскому Союзу из США и Англии по отношению к собственному производству в СССР не превышал по самолетам 12 процентов, по танкам —10, артиллерии — 2 процентов. Безусловно, такие размеры поставок не могли оказать существенного влияния на ход войны. Надо заметить, что и сами поставки не всегда осуществлялись в те сроки, когда наша страна испытывала наиболее острую потребность в конкретных видах боевой техники, да и тактико-технические ее характеристики часто оставляли желать лучшего. Среди поставленной нам техники было много танков и самолетов устаревших образцов, которые значительно уступали советским и поэтому могли использоваться нами лишь для второстепенных военных задач.
--->>> |