Раздел ХНС-112
Алексей Домнин
Сказания
о КУДЫМ-ОШЕ и ПЕРЕ-ОХОТНИКЕ
По мотивам коми-пермяцких преданий
Пермское книжное издательство, 1990. 102 стр.тираж- 5000 экз
художник В. Оньков
Аннотация:
Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике: По мотивам коми-пермяцкого фольклора
Содержание
Предисловие (автор — кандидат филологических наук И. Зырянов)
СКАЗАНИЕ О КУДЫМ-ОШЕ
ПЕРА И ЛЕШИЙ 2
ПЕРА И ЦАРЬ
ПЕРА И ГРАФ СТРОГАНОВ
***
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ПРЕДИСЛОВИЕ
Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания. возникшие в глубокой древности. В них поэтическое воплощение чаяний и ожиданий народных, мечта о человеке-богатыре. который покоряет природу, охраняет землю и свой народ от врагов. Во времена жесточайшего гнета, в пору нищеты и бесправия трудовое крестьянство не теряло веры в бессмертие лучших человеческих качеств, оно противопоставляло темной действительности светлую мечту о сильном человеке, в котором мы видим обобщенные черты национального героя.
Русские героические былины рисуют образ крестьянского богатыря Ильи Муромца. Коми-пермяцкий народ поэтически воплотил свою историю в деяния и подвиги Кудым-Оша и Перы-богатыря. Чтобы сделать непрерывным многовековой путь жизни, чтобы сохранить связь времен, в народных преданиях Кудым-Ош и Пера ставятся чуть ли не в родственные отношения. Но Кудым-Ош жил в древнюю эпоху, может, за тысячу лет до нас, он один из первых родоплеменных вождей, стремившийся к объединению людей пармы под своим тотемом. Тотем — это животное, растение, предмет, которые род считает своим покровителем. У рода Кудым-Ота тотемом был Ош — медведь. Предании о Кудым-Оше очень смутны и отрывочны. И писатель, который хочет рассказать о нем. должен прибегать к вымыслу, к фантазии, по-своему заполнять не освещенные в преданиях моменты его *биографии».
Л Пера — совсем мужицкий. Его подвиги, начавшиеся в языческие времена (победа над лешим, водяным), обрына-ются в эпоху борьбы крестьянства против крепостничества, против злейших феодалов в нашем крае — Строгановых.
Долгая и завидная судьба у народных героев. Богатыри не умирают. Они могут заснуть, могут уйти в камни, в горы, охраняя земные клады, завещая трудовому народу богатства, принадлежащие каждому человеку в равной доле. Народная фантазия в любой момент может вдохнуть в этих богатырей жизнь.
Алексей Домнин предполагал: существовали когда-то у коми-пермяцкого народа эпические песни, наподобие русских былин или карельской «Калевалы». Это убеждение побудило его объединить предания в циклы, представить их поэмами. Писатель изучил не только опубликованные материалы по коми-пермяцкому фольклору, но и записи преданий, сделанные фольклористами Прикамья. Он имел возможность познакомиться с особенно ценными текстами преданий, записанными коми-пермяцким писателем В. В. Климовым. Такая опора на устно-поэтические традиции увеличивает ценность сказаний. Но в то же время это не стихотворное переложение преданий, а творческое осмысление их.
кандидат филологических наук
И. Зырянов |