Раздел ХРС-501
Леонид Сергеевич Ленч
ТРУДНАЯ СЛУЖБА
Сатирические и юмористические рассказы
Предисловие У. Гуральника
Оформление художника Е. Ведерникова
Москва, Издательство «Художественная литература» 1966г
Содержание
У. Гуральнин. Рассказы Леонида Ленча
Сеанс гипнотизера
Чуткое отношение
Визит
Тетя Надя
Лишний бутерброд
Сосны шумят
Душа ребенка
«Одаренная мама»
Кукарача
Каша
На дворе
Случай в госпитале
Женское обаяние
Папа приехал!
Дружеская услуга
Психолог
Неразборчивый почерк
Свадебный подарок
Талант
Загадки мироздания
С точки зрения реализма
Сорока
Дорогие гости
Накачка
Рефлексы
Срочный вызов
Что писать, как писать, куда продать?
Катастрофа
Стенокардия
Прохор и лорд
Когда медицина бессильна
Нарцисс Федотыч
Альбом красавцев
Единственный свидетель
Милые соседи
Счастливый оборот
«Тыбик»
Вот люди!
Помещица
Отец и сын
Правдивые сказки
Надо подумать!
Красная цифра
Падший ангел
Чугунный буйвол
Аврал
Я глажу сам!
Кроха
Близко к сердцу
Свидание
Дядя Федя
Попросите, пожалуйста, Зосю!
Сигнал
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Леонид Сергеевич Ленч
ТРУДНАЯ СЛУЖБА
Сатирические и юмористические рассказы
РАССКАЗЫ ЛЕОНИДА ЛЕНЧА
Не так просто писателю, работающему в литературе давно и плодотворно, отобрать для сравнительно небольшого сборника из многих сотен произведений несколько десятков, характеризующих направление его творческого поиска, излюбленный круг жизненных проблем, своеобразие художественной манеры.
Талант Леонида Ленча разносторонен. Ленч почти одинаково уверенно и свободно чувствует себя во многих жанрах — как фельетонист и памфлетист, драматург и киносценарист, как автор остропублицистических статей и содержательных путевых очерков. Известны его пьесы «Большие хлопоты», «Изгнание из рая», оперетта «Веселый петух». Вместе с Борисом Войтеховым он написал драму «Павел Греков», в свое время, до войны, обошедшую многие театральные подмостки страны. Миниатюры, скетчи, интермедии Ленча звучат с эстрады, по радио и телевидению. Любители искусства экрана помнят кинокомедии «Девушка без адреса», «Сеанс гипнотизера», созданные по его сценариям. Ленч с увлечением работает во всесоюзном сатирическом киножурнале «Фитиль». Признанный мастер «малых форм», он порадовал своего читателя, в особенности молодого, большой повестью «Черные погоны» — книгой о годах гражданской войны на юге России.
Но родная стихия писателя — юмористический рассказ.
Смех Ленча может быть и ядовитым, насмешка—презрительной, испепеляющей, сарказм — бьющим наповал. Однако писателю — ив этом, пожалуй, определяющее качество его дарования — более свойственна добродушная и благожелательная, с легкой лукавинкой улыбка. Недаром Ленч вступил о литературу с книгой, озаглавленной «Первая улыбка».
Было это ровно тридцать лет назад. С тех пор вышло много книг популярного советского юмориста — на русском языке, в переводах на языки народов СССР, за рубежом. «Знакомое лицо» (1938), «Укрощение строптивых» (1939), «Осиновый кол» (1942), «Соль жирных кислот» (1944), «Дорогие гости» (1954), «С точки зрения реализма» и «Единственный свидетель» (1956), «Когда медицина бессильна» (1958), «В таком разрезе» (1959), «На грешной земле» (1962), «Адская машина» (1965) — здесь названы далеко не все сборники рассказов, изданных писателем.
Талант — это трудолюбие. Судя по датам выхода в свет отдельных книг Л. Ленча, он работает плодотворно и увлеченно. Книги его очень разные по тематике, материалу, образному решению и очень близкие по духу, идейной направленности, пафосу жизнеутверждения, по самому мироощущению, свойственному именно Ленчу-рассказчику.
Он начинал в те времена, когда советская сатирико-юмористи-ческая литература, вопреки мрачным прогнозам маловеров, вступала в пору своей идейной и художественной зрелости. Место под солнцем, общественное признание, доверие и любовь большого читателя ей отвоевали Маяковский, Д. Бедный, Ильф и Петров, Зощенко, Катаев, Остап Вишня... У начинающего Л. Ленча, приехавшего в столицу с Кубани, был за плечами уже немалый жизненный опыт. С четырнадцати лет он стал жить своим трудом. Он побывал на профсоюзной работе, был кооператором, в качестве фельетониста, очеркиста и специального корреспондента краснодарских, ростовских, среднеазиатских и московских газет прошел серьезную школу советского журналиста.
Первый юмористический рассказ Леонида Ленча был напечатан в 1929 году в журнале «Чудак» с благословения Евгения Петрова. Спустя пять лет, поверив в талант молодого новеллиста, Михаил Кольцов пригласил его в постоянные сотрудники «Крокодила». Школа большевистской печати помогла беспартийному писателю определить свою позицию в литературе на одном из самых боевых ее участков. С тех пор он с высоким достоинством несет трудную службу писателя-сатирика.
Ленч всегда современен, актуален, целеустремлен и активен. Его творчество, взятое в целом,— своего рода летопись наших героических буден, написанная с точки зрения сатирика и юмориста. Он горячо заинтересован в утверждении новых нравственных идеалов. Отсюда последовательность и смелость, настойчивость и непримиримость, зоркая наблюдательность, отличающая лучшие произведения Леонида Ленча. Разоблачая пережитки прошлого, он думает о будущем.
Подлинное произведение искусства, к какому роду или жанру оно ни относится, всегда отмечено печатью своего времени. Юмористические рассказы Л. Ленча не исключение из этого правила. Их принадлежность к нашей эпохе мы определяем не по дате написания, а по самому содержанию, по их проблематике и авторской позиции.
Писателей-юмористов нередко упрекают — и не без достаточных оснований — в мелкотемии. Иные мастера «смехостроения» заняты перелицовкой давних анекдотов. Опыт Л. Ленча, который предан лучшим традициям советской сатирико-юмористической литературы, убеждает в том, что мелких тем, собственно говоря, это: все зависит от высоты точки зрения автора, от его умения мыслить масштабно и раскрывать диалектическую связь явлений, от его гражданственности.
В обыденной, ничем, казалось бы, не примечательной жизненной ситуации, каких в повседневности множество, юморист умеет обнаружить общественно-значимый смысл. Через бытовой, на пер-взгляд, малозначительный факт Ленч умеет подойти к проблеме государственного и всенародного значения. Борьба за нового человека, достойного жить при коммунизме, за торжество наших моральных принципов — эта борьба идет сегодня по широко развернутому фронту. А коль дело касается духовного облика современника, духовного мира нашего соотечественника, писатель не признает «мелочей». Подкупает удивительная способность юмориста в малом раскрывать большое, в сегодняшнем — следы вчерашнего и зародыши завтрашнего...
Во многих своих рассказах Л. Ленч, опять-таки в свойственной его веселому таланту манере, ставит серьезнейшие вопросы. Так, например, столкнув «благодушного и даже несколько восторженного» областного работника Зайцевского с колхозной действительностью, автор написанного в самом начале 50-х годов рассказа «Загадки мироздания» логикой художественного анализа убеждает: поверхностный стиль руководства и очковтирательство — две стороны одной медали. Сатирик проявил немалое для той поры гражданское мужество. Он заставил своего «героя» признать, что его в деревне провели, как мальчишку, его поездка никакой пользы колхозникам не принесла, наоборот — она принесла вред. Надо больше встречаться с народом, прислушиваться к голосу простых людей. Надо, наконец, «изжить свое телячье благодушие».
Тематически к «Загадкам мироздания» примыкает рассказ «Накачка» (1953), герой которого из областного центра был направлен в колхозы, как было тогда принято говорить, «вправлять мозги». Л. Ленч наносит весомый удар по рыцарям отчетного благополучия, по формализму и показухе. А разве несвоевременна и неубедительна критика «номенклатурных» деятелей, которые, подобно невежественному и безрукому Близнюкову из рассказа «Катастрофа», привыкли числиться лишь на руководящих должностях?..
Сила советской сатирико-юмористической литературы в том и состоит, что она беспощадна в разоблачении всего, что мешает на-* роду нашему двигаться вперед. Притом критика недостатков зиждется на вере в человека, в его духовный рост и перспективу развития. Ленч — убежденный оптимист. Писатель требователен к своим персонажам. Деяния и мысли, чувствования своих героев он оценивает по крупному счету, без скидок. Он не склонен что-либо «списать» за счет смягчающих вину обстоятельств. Потому-то многие вроде бы незамысловатые житейские истории, им рассказанные, приобретают подчас серьезное воспитательное значение и социально-педагогическую действенность.
Ленч любит своих героев, если они этого заслуживают. Он неподдельно радуется за молодого художника Ванечку Волоскова и его юную супругу, которым начисто чужд инстинкт мелкособственнического накопительства (рассказ «Дядя Федя»), Откровенно любуется Лизой Косяковой, продавщицей магазина «Все для быта». Девушка живет и работает для людей, потому-то к ней и приходит большое личное счастье (рассказ «Близко к сердцу»). Писатель так же доволен, что робкому и чистому Ежику, в конце концов, удалось встретиться с любимой (рассказ «Попросите, пожалуйста, Зосю!»). Ведь счастье человека иногда зависит от «такой малости», как доброжелательство и внимание окружающих. Юморист отдает должное мужеству и принципиальности Петьки Кошелева, шофера с кирпичного завода, которому не легко далась победа в схватке со своей напористой старорежимной тещей. Последняя «в развернутую эпоху космоса», «когда все вокруг научное и на высокой технической базе», чуть было насильно не окрестила трехмесячного первенца Пети (рассказ «Кроха»).
Зато автор бескомпромиссен в осуждении чуждых нашим этическим нормам явлений, поступков, умонастроений. Вместе с Ленчем мы зло смеемся над «совершенно роскошным молодым человеком с энергичным профилем — хоть сейчас на памятную медаль» (рассказ «Я глажу сам!»). Мы как бы под микроскопом рассматриваем этого Юрия Владимировича, который с высоты своего мнимого превосходства третирует всех и вся. Автор без нажима подводит читателя к выводу: часто заурядный трус, безвольная тряпка и неизлечимый хам прячет свою сущность под маской эта-рафинированного интеллектуала, человека дела, напористого и самоуверенного.
Вы испытываете почти физическое отвращение к дяде Феде из одноименного рассказа. Художественный анализ характера этого живого (и, добавим, живучего) ископаемого, безудержного в стремлении к наживе спекулянта, мастерски дан Л. Ленчем. Перед нами — тип. Любопытно, что, сталкиваясь с настоящими советскими людьми, дядя Федя, точно с другой планеты свалившись, недоумевает: как это можно отказаться от личной выгоды, поступиться собственным «интересом»?
Писательский приговор над носителями пережитков прошлого, таким образом, беспощаден. Юморист Ленч их не амнистирует и не рекомендует передать на поруки. Смех доброго сатирика (один чешский критик писал, что сатира Ленча «ласковая сатира») отнюдь не благостный, безобидный, умиротворяющий, когда речь идет о вредном.
Ленч, как и его собратья по перу, прекрасно понимает: сатире рано уходить на заслуженную пенсию, не время демобилизовываться. Жулики, к сожалению, пока не перевелись и добровольно уйти на покой не собираются. Без особого энтузиазма закоренелые тунеядцы засучивают рукава. Демагоги и карьеристы из кожи лезут вон, пытаясь приспособиться к новым, им неблагоприятствующим общественным условиям. Не легко изживается чиновний бюрократизм и сопутствующие ему бездушие, хамство, подхалимаж. Да и просто глупцов на наш век хватает. Между тем человек недалекий, если он занимает не соответствующее его умственным способностям положение в обществе,— явление совсем не безобидное. Недаром народная мудрость гласит: услужливый дурак опаснее врага.
Так или иначе, но сатире и юмору приходится держать порох сухим. Быть, так сказать, в постоянной боевой готовности. Смех Ленча помогает очищать наш корабль от присосавшейся к его днищу нечисти. Писатель по-снайперски метко поражает в своих памфлетах и зарубежные цели — идеологов «холодной войны», неофашистов, коммерсантов от искусства, претенциозных и крикливых лженоваторов.
Надо отметить, что Л. Ленча, должно быть, никогда особенно не беспокоило дозирование положительного и отрицательного в сатирико-юмористической литературе. А ведь это именно та проблема, вокруг которой постоянно вспыхивают баталии; теоретики смеха столько копьев сломали на этом! Писатель смотрит на мир широко открытыми глазами, пристально, по-хозяйски заинтересованно и озабоченно. И вполне естественно, что его внимание привлекают хорошие люди. Разумеется, они совсем не бесплотные ангелы, у них есть недостатки. О недостатках своих положительных героев Ленч говорит откровенно, не боясь кого-либо обидеть. Так друг разговаривает с друзьями. В «Свадебном подарке», например, писатель не скрывает, что герои неумелы, косноязычны в выражении тончайших чувств. Недостает культуры чувства и курсовому комсоргу из «Чуткого отношения». Да и вообще важная проблема внутренней культуры человека постоянно заботит автора, он многократно возвращается к ней — и каждый раз по-разному.
Новеллы, зарисовки, наблюдения Л. Ленча поучительны, но юморист никогда не теряет драгоценного чувства меры, счастливо избегает назойливого дидактизма, не морализует, не тычет пальцем, не навязывает читателю своих непререкаемых решений. Читатель сам разберется, что хорошо, что плохо. И в этом, очевидно, одна из причин эстетической привлекательности наиболее удачных рассказов, созданных Ленчем. Были у писателя на его долгом творческом пути неудачи, срывы, «проходные» рассказы, но судить о мастере должно по образцам значительным и совершенным. А в лучших своих творениях Леонид Ленч выступает как чуткий исследователь человеческих характеров, как писатель-психолог. Юморист показывает своих героев в таких условиях, которые способствуют максимальному раскрытию природы данного типа.
в рассказах Ленча трудно найти рассчитанные на внешний эф-сюжетные ходы, ловко придуманные повороты темы, умоомрачительные коллизии. Большинство рассказов держится на ° сколоченном сюжете, но действие для Ленча-рассказчика средство раскрытия идейного замысла, социально-психологической сути конфликта, а не самоцель. Писатель идет от жизни, а не от заданной схемы. Он не занимается конструированием занимательного чтива по нехитрым канонам развлекательной юмористики,— кстати, очень модной на Западе. Леонид Ленч прежде всего ученик русской классической литературы. И недаром такой требовательный ценитель, как К. Федин, шутливо заметив, что в серьезный век быть юмористом не просто, в одном из своих писем Ленчу признает: «...Во многих рассказах я обнаруживаю чеховский голос, а это очень приятно, особенно в языке, ясном и лаконичном; Вы экономны, а это редкое достоинство».
Сколько раз в статьях и исследованиях о сатире и юморе приводится мысль А. И. Герцена: смех — вовсе дело не шуточное. Л. Ленч к своему творчеству относится ответственно, не разменивая талант на пятаки легкого, шумного, но быстропреходящего успеха. Время — строгий судия. Особенно строго оно в отношении произведений сатирико-юмористических. Не все, далеко не все из них выдерживают, как принято говорить, испытание временем. Если повод для написания рассказа был случайным и мизерным, а идея, утверждаемая литератором,— незначительна, сочинение, даже вызвавшее в момент его появления интерес у читателя и благосклонность критики, бесследно канет в Лету.
Тот факт, что многие рассказы Леонида Ленча, написанные десять, двадцать, тридцать лет назад, живут и сегодня полнокровной жизнью,— убедительнейшее из доказательств их художественной значительности и идейной полноценности.
...Талант писателя — а сатирика и юмориста это касается едва ли не в первую очередь — неотделим от его облика как человека и гражданина. Леонид Ленч много сил отдает пропаганде творчества своих коллег — советских и зарубежных писателей. Под его редакцией вышел ряд изданий сатириков и юмористов союзных республик, а также стран социализма. Он заботливый наставник даровитой молодежи.
В иронических «Десяти заповедях молодым сатирикам» Леонид Сергеевич Ленч, пародируя библейскую премудрость, создал оригинальный документ, по-своему характеризующий его собственное отношение к делу своей жизни.
«Избегайте греха раболепного подражательства, учась, идите дальше своего учителя, расширяйте завоеванные им плацдармы!» — гласит первая «заповедь». «Не строчкогонствуй и не халтурь!» «Убей! — смехом, сарказмом, силой твоего сатирического гнева тогда, когда объект твоей сатиры достоин уничтожения. Не убивай!— когда объект сатиры заслуживает лишь насмешки, укора, презрительного окрика». «Сатира требует, чтобы у ее бойцов всегда были чистые руки и чистые сердца!»
Сатира и юмор — благороднейший род литературного творчества. Леонид Ленч верен букве и духу лукаво сформулированных им «заповедей». Один из послевоенных сборников его рассказов не случайно назван: «Когда медицина бессильна». Острое слово сатирика и юмориста обладает целительной силой.
У. Гуральник
|