Раздел ДР-02a
Воинские повести Древней Руси
Вступительная статья Л. А. Дмитриева. Составление Н. В. Понырко
Д.: Лениздат, 1985.— 495 с.— (Б-ка «Страницы истории Отечества»)
| Иллюстрации |
Аннотация: В сборник вошли лучшие произведения древнерусской литературы. посвященные героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков.
Издание посвящается 800-летию «Слова о полку Игореве»
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
Содержание:
Л. А. Дмитриев. За землю Русскую.
ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА
Древнерусский текст (подготовка О. В. Творогова)
Перевод (Д. С. Лихачев)
Примечания (О. В. Творогов)
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Древнерусский текст (подготовка О. В. Творогова)
Перевод (О. В. Творогов)
Примечания (О. В. Творогов)
ЛЕТОПИСНЫЕ ПОВЕСТИ О МОНГОЛО-ТАТАРСКОМ НАШЕСТВИИ
Древнерусский текст (подготовка Д. М. Буланина)
Перевод (Д. М. Буланин)
Примечания (Д. М. Буланин)
ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ
Древнерусский текст (подготовка Д. С. Лихачева)
Перевод (Д. С. Лихачев)
Примечания (Д. С. Лихачев)
СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ
Древнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)
Перевод (Л. А. Дмитриев)
Примечания (Л. А. Дмитриев)
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Древнерусский текст (подготовка В. И. Охотниковой)
Перевод (В. И. Охотникова)
Примечания (В. И. Охотникова)
СКАЗАНИЕ О ДОВМОНТЕ
Древнерусский текст (подготовка В. И. Охотниковой)
Перевод (В. И. Охотникова)
Примечания (В. И. Охотникова)
РУКОПИСАНИЕ МАГНУША
Древнерусский текст (подготовка Н. С. Демковой)
Перевод (Н. С. Демкова)
Примечания (Н. С. Демкова)
ПОВЕСТЬ О ПОБОИЩЕ НА РЕКЕ ПЬЯНЕ
Древнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)
Перевод (Л. А. Дмитриев)
Примечания (Л. А. Дмитриев)
ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА РЕКЕ ВОЖЕ
Древнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)
Перевод (Л. А. Дмитриев)
Примечания (Л. А. Дмитриев)
ЗАДОНЩИНА
Древнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)
Перевод (Л. А. Дмитриев)
Примечания (Л. А. Дмитриев)
ПРОСТРАННАЯ ЛЕТОПИСНАЯ ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ
Древнерусский текст (подготовка Л. А. Дмитриева)
Перевод (Л. А. Дмитриев)
Примечания (Л. А. Дмитриев)
СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ
Древнерусский текст (подготовка В. П. Бударагина и Л. А. Дмитриева)
Перевод (В. В. Колесов)
Примечания (Л. А. Дмитриев)
ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША
Древнерусский текст (подготовка М. А. Салминой)
Перевод (М. А. Салмина)
Примечания (М. А. Салмина)
ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕ
Древнерусский текст (подготовка Е. И. Ванеевой)
Перевод (Я- С. Лурье)
Примечания (Я- С. Лурье)
ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ
Древнерусский текст (подготовка В. И. Охотниковой)
Перевод (В. И. Охотникова)
Примечания (В. И. Охотникова)
СКАЗАНИЕ АВРААМИЯ ПАЛИЦЫНА
Древнерусский текст (подготовка Е. И. Ванеевой)
Перевод (Г. М. Прохоров)
Примечания (Г. М. Прохоров)
ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ
Древнерусский текст (подготовка Н. В. Понырко)
Перевод (Т. А. Иванова и Ю. С. Сорокин)
Примечания (О. В. Творогов)
***
ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ
1985 год — знаменательный в истории русской культуры, год 800-летия «Слова о полку Игореве» и юбилей всей литературы Древней Руси. Патриотизм, гражданственность, воспевание отваги и доблести защитников Русской земли, прозвучавшие в «Слове о полку Игореве», стали одной из главных черт русской литературы XI—XVII веков.
Один из самых ранних и самых замечательных памятников древнерусской литературы — «Повесть временных лет». Тот вид «Повести», в котором она известна нам сейчас,— произведение, созданное в начале XII века. Это единое, цельное сочинение одного автора — Нестора-летописца. Но вместе с тем это и труд многих летописцев, предшественников Нестора, это также труд, состоящий из объединения в единое повествование и текстов книжного происхождения, созданных независимо от летописи, и преданий и легенд, существовавших в устной традиции.
«Повесть временных лет», рассказывающая, «откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть», донесла до нас много известий о героических событиях раннего периода истории Древней Руси. Часть из них основывалась на свидетельствах очевидцев, часть представляла собой пересказ устных преданий, эпических песен в честь воинских походов и подвигов русских князей. К песенно-эпическим преданиям, вероятнее всего, восходят рассказы «Повести временных лет» о победоносных походах Олега, Игоря, Святослава. Рассказы эти кратки, восхваляют воинскую доблесть, эпически торжественны, изобилуют легендарными эпизодами.
Летописец преклоняется перед доблестью, мужеством, воинской отвагой своих героев, но вместе с тем он считает нужным привести свидетельство об осуждении народом князя, забывшего в своих дальних походах об опасности, которая может обрушиться на его собственную землю. Когда Святослав находился в Переяславце, Киев осадили печенеги и, едва не захватив его, остановились под стенами города. Посланные к Святославу гонцы из Киева с упреком обращаются к нему: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих...» Забота о судьбах народа, о благе родной земли станет центральной темой и всех последующих воинских повестей Древней Руси. Становление Руси и развитие русского государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами; более двух с половиной столетий русскому народу пришлось противостоять монголо-татарским завоевателям. Неудивительно поэтому, что в памятниках древнерусской литературы воинская тема занимает очень большое место. Следует, однако, обратить особое внимание на то, что рассказы о победоносных завоевательных походах русских князей в чужие земли характерны лишь для ранних воинских летописных повестей. Более поздние повести в своем подавляющем большинстве посвящены обороне русских земель от внешних врагов, теме защиты родины от захватчиков. ...
Л. А. Дмитриев.
***
ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА
Из «Повести временных лет» Перевод
год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник, с седлом в головах,— такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем».
В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.
В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу,— сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали они от города врассыпную. И вышла Ольга со внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: «Кто это пришел?» А тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)». Печенежский князь снова спросил: «А ты не князь ли уж?» Претич же ответил: «Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество». Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Так и сделаю». И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, но нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?» Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов и прогнал печенегов в поле, и наступил мир. <...>
В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город». И сказали греки: «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань себе и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих». Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: «Нас двадцать тысяч», и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И выставили греки против Святослава сто тысяч и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их — сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не примем позора. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, побеждая и завоевывая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату и сказал им: «Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?» И сказали ему бояре: «Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?» И послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказавши ему: «Следи за его взглядом и выражением лица». Он же взял дары и пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли греки с поклоном. И сказал он: «Введите их сюда». Те вошли, и поклонились ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам, смотря в сторону: «Спрячьте». Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: «Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул на них—приказал спрятать». И сказал один: «Испытай его еще раз: пошли ему оружие». Они же послушали его, и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань». И послал к нему царь, говоря так: «Не ходи к столице, возьми дань сколько хочешь», ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань; он же брал и на убитых, говоря: «Возьмет-де за убитого род его». Взял же и даров много и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не погубили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня», так как многие были убиты в боях. И сказал: «Пойду на Русь, приведу еще дружины». И отправил послов к царю в Доростол, где в это время находился царь, говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь». Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего. Святослав же принял дары и стал думать с дружиною своею, говоря так: «Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань,— того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова из Руси, собрав множество воинов, пойдем на Царьград». И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей к царю, и пришли они в Доростол и сказали о том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: «Пусть говорят послы русские». Они же начали: «Так говорит князь наш: „Хочу иметь полную любовь с греческим царем на все будущие времена"». Царь же обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию. И стал посол говорить все речи, и стал писец писать. Говорил же он так: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Фео-филе Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими, иметь мир и полную любовь с каждым великим царем греческим, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы прежний договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем,— в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне и написали в хартии этой и скрепили своими печатями».
Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». И не послушал его и пошел в ладьях. А пе-реяславцы послали к печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.
В год 6480 (972), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было двадцать восемь.
<...>
*** |