| 
				
			 
Раздел НП-032 А. Г. Гильдебранд, Я. П. Садыкова, М. М. Уржумова.СТЕНОГРАФИЯ
Учебник для двухгодичных трехгодичных курсов 
Москва — Государственное Учебно-Педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. 1954 
 
   | Аннотация:Настоящий учебник излагает государственную единую систему стенографии. Учебник составлен применительно к действующим программам курсов стенографии системы городских отделов народного образования и Высших центральных курсов стенографии. На двухгодичных курсах изучается весь материал первой и второй части учебника и приобретается умение записывать 100 слов в минуту. Материал третьей части изучается на третьем году обучения, причём приобретается умение записывать речь, произносимую со скоростью 120 и более слов в минуту. Учебник рассчитан на лиц, окончивших семилетку.
 | СодержаниеПредисловие.
 ЧАСТЬ IРаздел I
 СТЕНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ АЛФАВИТА, СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
 
 § 1. Графическая характеристика знаков согласных.
 § 2. Соединение знаков согласных-.
 § 3. Гласная а.
 § 4. ъ и ь.
 § 5. Особые соединения знаков согласных.
 § 6. Гласная и.
 § 7. Гласная ы.
 § 8. Первая группа слитных знаков. Графическая характеристика пер вой группы слитных знаков.
 § 9. Правило пропуска при стенографической записи окончаний прила гательных, причастий, местоимений и числительных .
 § 10. Гласная е.
 § 11. Вторая группа слитных знаков. Графическая характеристика вто рой группы слитных знаков.
 § 12. Гласная я.
 § 13. Гласная о .
 § 14. Особые случаи записи гласной о.
 § 15. Гласная у.
 § 16. Особый случай записи гласной у.
 § 17. Гласная ю.
 § 18. Схематическое сопоставление начальных и конечных гласных i сравнительный обзор изображения гласных между согласными
 § 19. Третья группа слитных знаков. Графическая характеристика третьей группы слитных знаков.
 § 20. Полугласная й.
 § 21. Правило сохранения линейности (строчности) письма
 § 22. Правила стенографической записи двух рядом стоящих гласных букв
 
 Раздел II
 ПРИЕМЫ СОКРАЩЁННОЙ ЗАПИСИ
 
 § 23. Сокращённая запись слов начальными знаками
 § 24. Сокращённая запись слов начальными и конечными знаками
 § 25. Сокращённая запись словосочетаний
 § 26. Применение приёма подчёркивания
 § 27. Стенографическая запись цифр и числительных.
 § 28. Использование математических знаков при записи слов и словосочетаний
 
 Раздел III
 ПЕРВАЯ ГРУППА СОЧЕТАНИЙ БУКВ. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СУФФИКСЫ И ОКОНЧАНИЯ
 § 29. Первая подгруппа сочетаний букв (в глаголах)
 § 30. Вторая подгруппа конечных сочетаний букв (в именах существительных)
 § 31. Третья подгруппа конечных сочетаний букв (в именах прилагательных)
 § 32. Четвёртая подгруппа конечных сочетаний букв (в причастиях)
 § 33. Пятая подгруппа конечных сочетаний букв (использование алфавитного знака а).
 
 Раздел IV
 ВТОРАЯ ГРУППА СОЧЕТАНИЙ БУКВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПРИСТАВОЧНАЯ
 
 § 34. Сочетания букв, не имеющие особых знаков.
 § 35. Сочетания букв, имеющие особые знаки (линейные начертания)
 § 36. Линейные начертания сочетаний букв в иноязычных словах .
 § 37. Подлинейные начертания второй группы сочетаний букв .
 § 38. Особые знаки сочетаний букв со знаком согласной н .
 § 39. Обозначение частицы не перед из- (ис~) и интер- .
 § 40. Правила записи слов, имеющих две приставки.
 §41. Запись местоимений.
 
 Раздел V
 ТРЕТЬЯ ГРУППА СОЧЕТАНИЙ БУКВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО КОРНЕВАЯ
 § 42. Линейные начертания сочетаний букв третьей группы, не имеющие особых знаков .
 § 43. Линейные начертания сочетаний букв третьей группы, имеющие особые знаки.
 § 44. Подлинейные начертания сочетаний букв третьей группы, пересекающие основную линию.
 § 45. Подлинейные начертания сочетаний букв третьей группы, оканчивающиеся под основной линией.
 
 ЧАСТЬ II
 Раздел I
 ПРАВИЛА ЗАПИСИ СЛОЖНЫХ СЛОВ
 
 § 1. Пропуск гласной и приставки перед вторым корнем
 § 2. Пропуск первого из одинаковых или однородных знаков
 § 3. Сокращённая запись корней
 § 4. Применение отрыва
 § 5. Пропуск начальных букв второго корня или всего второго корня
 
 Раздел II
 ЗАПИСЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
 § 6. Непосредственное соединение начертаний слов.
 § 7. Соединение начертаний определения и определяемого
 § 8. Запись словосочетаний, состоящих из нескольких слов
 § 9. Пропуск первого из одинаковых или однородных знаков
 § 10. Применение отрыва при записи словосочетаний.
 §11. Запись начальных и конечных знаков слов, входящих в словосочетание
 § 12. Пропуск предлога в.
 § 13. Пропуск средних слов
 § 14. Обозначение слов, повторяющихся в словосочетаниях
 § 15. Условное обозначение пропущенных слов
 § 16. Условные обозначения словосочетаний
 
 Раздел III
 Упражнения для закрепления пройденного
 Стенограммы для чтения
 
 ЧАСТЬ III
 Раздел I
 ПРИЕМЫ СОКРАЩЕННОЙ ЗАПИСИ СЛОВ
 § 1. Запись слов начальными знаками
 § 2. Запись слов конечными знаками
 § 3. Запись слов начальными и конечными знаками
 § 4. Сокращённое обозначение сочетаний букв. Сокращённая запись словосочетаний
 § 5. Пропуск одного из одинаковых или однородных знаков при записи словосочетаний
 § 6. Слитная запись слов с дополнительным сокращением их начертаний
 § 7. Запись словосочетаний начальными знаками
 § 8. Запись словосочетаний начальными и конечными знаками соединяемых слов
 § 9. Запись словосочетаний с применением отрыва
 § 10. Сокращённая запись словосочетаний с пропуском, слов
 § 11. Сокращённое обозначение повторяющихся слов
 § 12. Условные обозначения
 
 Раздел II
 Упражнения для чтения и письма
 Указания стенографу-практику
 
   Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать 
   ПРЕДИСЛОВИЕНастоящий учебник излагает государственную единую систему стенографии. Учебник составлен применительно к действующим программам курсов стенографии системы городских отделов народного образования и Высших центральных курсов стенографии. На двухгодичных курсах изучается весь материал первой и второй части учебника и приобретается умение записывать 100 слов в минуту.
 
 Материал третьей части изучается на третьем году обучения, причём приобретается умение записывать речь, произносимую со скоростью 120 и более слов в минуту. Учебник рассчитан на лиц, окончивших семилетку.
 
 В целях устранения противоречий с грамматикой русского языка авторами принята следующая терминология, рекомендованная Институтом языкознания Академии наук СССР: а) первая группа сочетаний букв — преимущественно суффиксы и окончания; б) вторая группа сочетаний — преимущественно приставочная; в) третья группа сочетаний — преимущественно корневая.
 
 Изложение материала, принятое в учебнике, подсказано многолетней практикой преподавателей курсов стенографии и является обобщением и систематизацией их опыта. Например,, первая группа сочетаний, преимущественно суффиксы и окончания, изучается раньше двух других, так как дидактически требуется дать применение в первую очередь именно её: усвоение её уже позволяет стенографически записывать значительное количество слов.
 
 В целях обеспечения систематического закрепления полученных знаний в первой части учебника используются обобщающие таблицы, разработанные ранее А. Г. Гильдебрандом («Таблицы повторения»), которые могут служить иллюстрацией к ответам на вопросы для повторения.
 В разработке третьей части учебника принимала непосредственное участие Е. С. Оконева.
 
 Авторы считают своим долгом выразить глубокую признательность преподавателям стенографии г. Москвы, давшим в процессе работы над учебником ценную консультацию по отдельным его разделам.
 
 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 
 Слово «стенография» происходит от двух греческих слов: «стенос» — узкий и «графо» — пишу. В буквальном переводе «стенография» означает «узкое письмо». Краткость стенографической записи даёт возможность писать со скоростью 120 и больше слов в минуту, т. е. в шесть-семь раз быстрее обычного письма.
 
 Применение стенографии значительно сокращает время работы и облегчает труд. Владеть стенографией необходимо каждому человеку, которому по роду его деятельности приходится много писать, в частности работникам печати, лекторам, пропагандистам, инженерам, секретарям, студентам, учащимся старших классов средней школы и др.
 
 Возникновение стенографии относится к глубокой древности. Древнейшим памятником сокращённого письма считается мраморная, так называемая «Акропольская плита», на которой высечены стенографические знаки. Плита эта найдена в Афинах и относится к 350 г. до н. э.
 
 Позднее стенография появилась в древнем Риме, где получила широкое распространение система — «Значки Тирона», раба (впоследствии вольноотпущенника) известного оратора той эпохи Цицерона.
 В средние века стенография была почти забыта.
 Возродившись в конце XVI в., стенография в XVII—XVIII вв. получила дальнейшее развитие, расширился круг её применения.
 
 Развитие и применение стенографии у нас можно условно разделить на три стадии: 1) до Великой Октябрьской социалистической революции, 2) до введения государственной единой системы стенографии (ГЕСС) и 3) после введения ГЕСС.
 
 Строго разработанной системы стенографии в XV—XVIII вв. в России не существовало. Для быстрой записи применялись приёмы сокращений обычного письма, пропускались отдельные буквы, вводились разнообразные символы и условные обозначения. В конце XVIII в. появилось первое сочинение по стенографии . «Быстропись». Но эта система, как и другие, не имела практического значения.
 
 Лишь система Иванина М. И. (1858) дала первых стенографов-практиков. В дальнейшем появился ряд разработок систем стенографии, авторами которых явились Ольхин, Терне, Гор-шенев и др., преследовавшие цель создания исключительно профессионального письма для записи речей ораторов.
 
 Однако широкого распространения стенографических знаний и массового применения стенографии не было и не могло быть в дореволюционной России, при отсутствии свободы собраний, гласности.
 
 В наследство от царской России Советское государство получило несколько различных систем стенографии, преимущественно иностранного происхождения, с многочисленными их переработками, и незначительное число квалифицированных стенографов. После Октябрьской революции, когда партия и правительство признали необходимость широкого применения стенографии в государственном аппарате и важность распространения знания стенографии среди трудящихся, изучение её значительно распространилось.
 
 Постановлением ВЦИК от 10 июня 1933 г., опубликованным в «Известиях ВЦИК» 23 июня 1933 г., была введена в РСФСР государственная единая система стенографии, в основу которой была положена русская стенографическая система Н. Н. Соколова. Это дало возможность создать единые учебные пособия и освободиться от несовершенных, преимущественно заграничных, систем стенографии.
 Советское правительство уделяет серьёзное внимание стенографическому образованию. В 1946 г. правительством было принято постановление «Об улучшении дела стенографического образования в СССР», которым предусмотрена организация Отдела стенографического образования, Высших центральных курсов стенографии, введение преподавания стенографии в средних школах и педагогических институтах, издание учебников и пособий по стенографии и т. д.
 
 
 РАЗДЕЛ I
 
 СТЕНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ АЛФАВИТА, СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
 
 § 1. Графическая характеристика знаков согласных
 
 Стенографические знаки являются элементами букв обычного письма и представляют собой прямую, овал, части овала, а также различные комбинации прямой, частей овала, петель и округлений.
 Стенографические знаки: ... .
   
   |