RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

хрк-674 И.М.Суслов. Памятник Пушкину в Москве
Раздел ХРК-674

И. М. СУСЛОВ
ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В МОСКВЕМ.

М.Просвещение», 1968. 94 с. с илл.

обложка изданияАннотация
Научно-популярная книга для учащихся старших классов входит в серию «Беседы о выдающихся произведениях изобразительного искусства». Может служить пособием для факультативного курса истории искусств.

Содержание:.....

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

* * *

 

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ В МОСКВЕ

 

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе:
Сколько богов, и богинь, и героев!..
А. С. Пушкин

У каждого города есть свои памятники — символы его гордости и славы, рассказывающие ярким и образным языком искусства о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях, художниках и ученых. Гордо возвышающиеся на центральных площадях или почти незаметные, скрывающиеся в густой тени парков и тихих улиц, они неразрывно сливаются со всем обликом города. Люди, даже торопливо пробегая мимо, все же хоть мельком взглянут на хорошо знакомую и такую привычную статую, мысленно здороваясь с нею. Эти памятники незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частицей нашей жизни. Недаром у ленинградцев, переживших тяжкие годы военной блокады, так потеплело на душе, когда они увидели целыми и невредимыми освобожденные из укрытий памятники Ильичу у Финляндского вокзала и Петру I на площади Декабристов. Время не властно над такими произведениями. Изваянные много лет назад, они и сейчас живут среди нас, восхищая и радуя вдохновением и мастерством их создателей. Таковы бессмертные творения Микеланджело, трагическая мощь которого живет в мраморных изваяних гробницы Медичи, в статуе Моисея и в других его работах. Такова «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже, исполненная Рюдом, ставшая символом французской революции и прославившая ее героев. Таковы бронзовые фигуры Гете и Шиллера в Веймаре, ставшие вечными гражданами этого города. Бурный порыв, загг^ат-ленный в фигуре Шопена — памятнике великому композитору, уничтоженном гитлеровцами и возрожденном несколько лет тому
5

1. Портрет скульптора А. М. Опекушина.
назад, вызывает в памяти мотив его знаменитого Двенадцатого этюда, посвященного польскому восстанию.
На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движения потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и многим людям, живущим в самых отдаленных уголках нашей страны и за границей. На пьедестале всегда лежат цветы. Чьи-то заботливые руки время от времени обновляют их. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Это скромная дань восхищения и преклонения народа перед могучим, вечно живым талантом поэта. Речь идет о памятнике
A.С. Пушкину.
Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие. Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И. С. Тургенев и Г. И. Успенский, А. Ф. Писемский и А. А. Фет, А. Ф. Кони и B.В. Стасов, И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, В. В. Маяковский, Э. Багрицкий и многие другие. Не все знают и создателя этого памятника—скульптора Александра Михайловича Опекушина (илл. 1).
Наконец, совсем уже мало кто знает об истории возникновения этого памятника и о торжественном открытии его в Москве в 1880 году — большом событии в жизни русского общества того времени. Ведь памятник этот был наконец создан после долгих лет сознательного замалчивания царским правительством имени опального поэта. Он сооружался по всенародной подписке, на собиравшиеся по копейкам и рублям народные деньги. В трех конкурсах, объявленных комитетом по его сооружению, участвовали многие выдающиеся русские скульпторы, и в том числе Н. С. Пименов и М. М. Антокольский. Открытие памятника и связанные с этим торжества пробудили в русском обществе небывалый подъем духовных сил, возродили интерес к поэзии великого классика, вызвали поток горячих дискуссий вокруг его имени и произведений. Москва, Петербург и другие города, пославшие своих представителей на пушкинский праздник, долго жили событиями тех дней, по праву вошедших в историю русской литературы и искусства. События эти представляют интерес и в наши дни, когда поэзия Пушкина стала подлинно всенародным достоянием. Многих заинтересуют подробности, связанные с работой скульпторов над проектами памятника, со спорами вокруг этих проектов, и, наконец, обстоятельства победы на последнем конкурсе в 1875 году ваятеля Опекушина, модель которого и была положена в основу памятника. Попытаемся же воскресить все эти события давних лет, и первое слово будет об авторе московского памятника.
Жизнь А. М. Опекушина, как и жизнь многих славных деятелей русского искусства прошлого, не была радостной и легкой. Родился он 11 ноября 1838 года * в деревушке Свечине Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Михаила Евдокимовича Опекушина. Сразу же после рождения мальчик был зачислен крепостным под № 9 в поместье надворной советницы Ольхиной, которой принадлежала вся семья Опекушиных.
Ремесло каменотесов и лепщиков издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян этого уезда, многие из которых уходили на заработки в Ярославль, Кострому и даже в Москву и Петербург. Отец будущего скульптора тоже был опытным лепщиком на петербургском бронзолитейном заводе англичанина Кохуна.
Обнаружив у сына увлечение лепкой, Опекушин выпросил у помещицы согласие отдать его в обучение этому ремеслу в Петербург. И вот для мальчика, оторванного от родных мест и привезенного

* Все даты в дальнейшем приводятся по старому стилю.
7
в чужой холодный город, потянулись длинные дни работы и учебы, сначала в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в мастерской известного в то время скульптора Д. И. Иенсена.
От мальчика на побегушках, от копировщика гипсовых орнаментов до академика скульптуры — таков был тяжелый и трудный путь Опекушина. Постоянная нужда, болезни и голод в юности, потом заботы о семье, оставшейся в деревне после смерти отца без кормильца, нелегкий труд копииста днем и работа по ночам на чердаке мастерской над собственными моделями, наконец, долгожданная свобода от крепостной зависимости, свобода, купленная на скопленные по грошам трудовые деньги всего за два года до царского манифеста 1861 года.
И вот в 1862 году, после долгих лет учебы и лишений,— первый большой успех. Ученый совет Академии художеств присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф на античный сюжет2. В этом же году известный художник М. О. Микешин, блестящий рисовальщик и впоследствии автор многих памятников, предложил молодому ваятелю принять участие в работе возглавляемой им группы скульпторов по сооружению грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. У подножия этого памятника были помещены многочисленные фигуры русских военачальников, ученых, государственных деятелей и писателей, среди которых была фигура А. С. Пушкина. Это было первое по времени изображение поэта в монументальной скульптуре. Опекушину, как начинающему скульптору, было поручено выполнить фигуру Петра I из числа 129 бронзовых изображений, украшавших этот памятник. Он так хорошо справился с работой, что в 1871 году Микешин снова привлек, и теперь уже только одного Опекушина, к созданию памятника выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу А. С. Грейгу в городе Николаеве. И наконец, в 1872 году снова напряженная работа над большим монументом — памятником Екатерине II, сооружавшимся в Петербурге также по проекту Микешина.
Участие в создании этого памятника принесло Опекушину заслуженный успех, и его имя, так же как имя его сверстника и товарища по учебе в мастерской Иенсена молодого скульптора М. А. Чижова, впервые было отмечено журналом «Русская старина»:
«... Александр Михайлович Опекушин тоже был неизвестен публике: это был скромный труженик на заводе Иенсена, где рабо-
8
тал орнаментные вещи и кариатиды для архитектурных украшений... Как Чижов, так и Опекушин — по происхождению простые русские люди — достойные представители отечественных талантов, в которых, благодаря бога, у нас на святой Руси не было, нет и никогда не будет недостатка» 3.
Работа над этими памятниками была серьезной проверкой способностей молодого скульптора. Она оказала огромное влияние на его дальнейший творческий путь мастера монументальной скульптуры, которой отныне Опекушин посвящает всю свою жизнь.
После 1873 года начинается второй этап в жизни и деятельности скульптора — период его творческой зрелости. Хотя Опекушина радовал завоеванный успех, он прекрасно сознавал, что является лишь исполнителем чужих проектов и что, хотя с его мнением считались, замыслы работ принадлежали другому автору. Это, естественно, глубоко огорчало молодого ваятеля, которому страстно хотелось сказать свое слово в искусстве. К счастью, он обладал важным достоинством, отличающим каждого подлинного художника,—был очень строг и правдив в критической оценке собственных работ. Его голова не кружилась от успехов, он постоянно находил в своих даже самых удачных произведениях много недостатков и почти всегда испытывал желание что-то исправить и улучшить в уже, казалось бы, законченной работе. Эти качества не дали ему стать в своем творчестве на путь подражательства и подмены глубины содержания произведения внешней эффектностью и декоративностью формы.
Опекушин уже давно мечтал о значительном памятнике, в котором он мог бы отразить образ человека, отвечавшего его идеалам.
Одно счастливое обстоятельство помогло сбыться стремлениям Опекушина и дало возможность в полной мере развернуться его таланту скульптора-монументалиста. В 1860 году царское правительство, спустя двадцать три года после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина, наконец дало свое благосклонное согласие открыть всенародную подписку на сооружение поэту первого памятника. И вот к началу 70-х годов была собрана необходимая сумма.
Опекушина, как и многих других русских скульпторов, глубоко взволновала и увлекла возможность создать памятник великому поэту, и он весь отдается этой работе.

 

* * *

 

Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (19.07.2014)
Просмотров: 1735 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0