Раздел ХРК-653
Пётр Маркович Алешковский
АРЛЕКИН
Роман
Коммент. К А Рыльниковой
Оформл. В. И. Харламова.
— М.: АРМАДА, 1996.— 472 с.— (Россия. История в романах).
Аннотация-
Талантливый современный писатель Петр Алешковский рассказывает в своем романе о причудливой судьбе Василия Кирилловича Тредиаковского, создателя новой русской поэзии.
Содержание:
П. М. Алешковский. АРЛЕКИН. Исторический роман
Часть первая. Астраханский Попович
Часть вторая. Москва
Часть третья. На чужих хлебах
Часть четвертая. Придворный стихотворец. Лучшие годы жизни
Эпилог
Послесловие автора
Комментарии
Хронологическая таблица
«Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском языке обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков... Вообще изучение Тредьяковского приносит более пользы, чем изучение прочих наших писателей...»
А.С.Пушкин
АРЛЕКИН
ПАМЯТИ МОЕГО ДЕДА — ГЕРМАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА НЕДОШИВИНА
Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменять это состояние.
И. Ньютон. I закон движения
Словесность наша... и У вещательница, и Преклонительница, и Утешительница, и Ободрительница, и законов Положительница, и от зверския нас жизни Отвратительница.
В. К. Тредиаковский
Часть первая АСТРАХАНСКИЙ ПОПОВИЧ
1
Первая русская газета «Ведомости». Первый номер 2 января 1703 года:
<<На Москве вновь ныне пушек медных, гоубиц и мартиров вылито 400. И еще много форм готовых,
— 5 —
великих и средних к литью пушек, гоубиц и марти-ров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 ООО пудов лежит.
Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.
В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют.
На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужска и женска полу 386 человек.
Из Персиды пишут. Царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.
Из Сибири пишут. В Китайском государстве иезуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены.
Из Олонца пишут. Города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские заставы. А на тех заставах шведов побил многое число и взял рейтерское знамя, барабаны и шпаг, фузей и лошадей довольно, а чито взял запасов и пожитков он, поп, и тем удовольствовал солдат своих.
На Москве 1703 генваря в 2 день».
2
Кирилла Яковлев, священник астраханского собора Живоначальной Троицы, долго обсуждал со своим приятелем отцом Иосифом дела строительные. В кровле над дьяконником обнаружилась течь. В прошлый дождь натекло изрядно, теперь бы в сушь и починить. Крыть надлежало белым олифеным железом, отец Иосиф обещался уговорить митрополита, чтобы отпустил,— запасено было на Успенский, но там вроде выходили излишки. Затем спустились в подклет, где хранился воск, и, как назло, чуть лоб не рассадили на лестнице: кирпич искрошился от постоянного хождения. Кирилла Яковлев
— 6 —
упросил и лестницу переложить. Кирпич договорились взять с того же Успенского.
Пока уговаривал, пока ходили — недоглядел, рясу свечным салом закапал. А тут еще непорядок — крысы воск учуяли. Все четыре тюка оборвали, крашенину растащили по полу. Вызвал послушников. Тюки разбирали, увязывали по новой, перекладывали: что порчено — к порченому, что сохранилось — к сохранному. Носили наверх все по той же лестнице. Сложили пока в келарской, а там уж пускай начальство монастырское решает — только эти твари везде нос сунут, не убережешься.
Так утро прошло. К матушке не наведывался. Сегодня опять — пироги пекла, прислонилась к печке, голова кругом. Со дня на день родит, пузо, как море Хвалын-ское, ходуном ходит, а все к печи. Упросил повитуху на эти дни дома посторожить. Мария маленькая за подол цепляется, дела домашние стоять не могут: и пеки, и стирай, отец старый едва с постели встает, а тут гляди — не сегодня завтра...
Вышел во двор, сразу жаром дохнуло — солнце в самой вышине. У собора нового на лесах тишина, не кричит никто. У известковой ямы ведра стоят полные, а мужиков нет, зато на дворе губернаторском суета — ворота настежь распахнуты, караульные из будок вышли, а люди все, как сговорились, бегут к Пречистенским воротам из крепости, на Большую. Не пожар ли, не приведи Господь? Прошлый год горели, так и не все еще дома новые поставили, головешек полно по слободам. Такого огня, как в том году, давно в Астрахани не было.
Нет, не пожар вроде — весело бегут. Селитренный мастер Ефим Степанович на дворе встретился — разъяснил: в город слон шествует! Серокан Бек, сокольничий шахский из Шемахи, ведет слона государю царю в подарок. Весь город с утра у заставы.
Дивный зверь слон!
Хотел домой зайти, Ефим Степанович отговорил.' Вот-вот посольство покажется, а может, и идут уже по Большой, музыканты с час назад к заставе отправились.
— 7 —
иконоспасской академии), и иезуит Шарон — образы скорее собирательные, образы эпохи.
Человек в давние еще времена, приступая к описанию прошедшего, оказывался перед сложной моральной и этической проблемой — как, не согрешив против правды, донести ее до читателя. Проблема эта осталась и встает всякий раз перед любым пишущим на историческую тему. Посему закончу словами Плутарха, открывающими его «Сравнительные жизнеописания»: «Подобно тому как историки в описаниях Земли все ускользающее от их знания оттесняют к самым краям карты, помечая на полях: «Далее безводные пески и дикие звери», или: «Болота Мрака», или: «Скифские морозы», или: «Ледовитое море», точно так же и мне, в работе над сравнительными жизнеописаниями пройдя чрез времена, доступные основательному изучению и служащие предметом для истории, занятой подлинными событиями, можно было о поре более древней сказать: «Далее чудеса и трагедии, раздолье для поэтов и мифографов, где нет места достоверности и точности...» Я бы хотел, чтобы сказочный вымысел подчинился разуму и принял видимость настоящей истории. Если же кое-где он со своевольным презрением отвернется от правдоподобия и не пожелает даже приблизиться к нему, просим благосклонного читателя отнестись со снисхождением к этим рассказам о старине».
........
|