RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

хрк-613 Публицисты «Современника» Сборник
Раздел ХРК-613

ПУБЛИЦИСТЫ «СОВРЕМЕННИКА»

Сборник
Сост., вступит, ст., биографич. очерки и примеч. Н. И. Якушина.
— М.: Дет. лит. 1985-255с.

обложка издания

Аннотация
Книга даёт представление школьникам о ведущих публицистах революционно-демократического журнала "Современник" 40-60-е годы XIX века: Белинском, Герцене, Некрасове, Панаеве, Чернышевском, Добролюбове, Михайлове, Елисееве, Салтыкове-Щедрине, Слепцове.

Содержание
Н. И. Якушин. Живой голос эпохи
В.Г.БЕЛИНСКИЙ.
Взгляд на русскую литератру 1847 года
A. И. ГЕРЦЕН.
Письма из Avenue Marigny
Н. А. НЕКРАСОВ.
Заметки о журналах за июль месяц 1855 года
И. И. ПАНАЕВ.
Галерная гавань
Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ.
Не начало ли перемены?
Н. А. ДОБРОЛЮБОВ.
О значении авторитета в воспитании
М. Л. МИХАЙЛОВ.
Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе
Г. 3. ЕЛИСЕЕВ.
Внутреннее обозрение . Ч 1
М. А. АНТОНОВИЧ.
Литературный кризис
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН.
Наша общественная жизнь
B. А. СЛЕПЦОВ.
Письма об Осташкове
Примечания


 

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать


Живой голос эпохи

...Литература была для них драгоценна преимущественно в том отношении,
что они понимали ее как могущественнейшую из сил,
действующих на развитие нашей общественной жизни.
Н. Г. Чернышевский. Очерки гоголевского периода русской литературы.


Со словом «публицистика» мы сталкиваемся постоянно, на каждом шагу. И не только при знакомстве с современной журнальной и газетной прессой, но и при чтении литературных произведений прошлого и настоящего.
Публицистика — это особый род литературы и журналистики. Она обладает своими особенными специфическими чертами и свойствами. В публицистических произведениях освещаются актуальные вопросы политики, права, философии, экономики, педагогики, печати, литературы, искусства с целью укрепить или изменить существующие политические порядки, оказать воздействие на формирование общественного сознания, способствовать выработке определенных социальных и нравственных идеалов. Предметом публицистики является в первую очередь современная жизнь во всех ее проявлениях и аспектах. Публицистика — это живой голос эпохи, своеобразная летопись определенного этапа развития общества. Ее «постоянное дело», по словам В. И. Ленина, «писать историю современности и стараться писать ее так..., чтобы способствовать расширению движения, сознательному выбору средств, приемов и методов борьбы, способных при наименьшей затрате сил дать наибольшие и достаточно прочные результаты»*.
Знакомство с публицистикой того или иного периода в жизни любой страны позволяет глубже понять сущность

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 8, с. в71.
3
происходивших общественных и литературных процессов, потому что именно в ней находили свое наиболее полное отражение все сложности и перипетии открытой борьбы, скрытой полемики, ожесточенных споров, которые велись в обществе по самым различным вопросам: политическим, экономическим, религиозным, философским, этическим, эстетическим, литературным и т. д.
В свое время В. Г. Белинский писал о том, чем отличаются друг от друга литература и искусство, художественное произведение и научное исследование. Великий критик отмечал, что «искусство и наука не одно и то же... их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Философ говорит силлогизмами, поэт — образами и картинами, а говорят оба они одно и то же... Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами».
Публицистика в определенной мере сближается с наукой. Она также пользуется силлогизмами, логическими размышлениями, сопоставлениями, ассоциациями, научно-теоретическими обобщениями. Но помимо этого публицистика широко использует художественно-изобразительные средства, пропагандистский материал, гораздо чаще обращается к полемике, спорам. Ей свойственны приемы ораторской речи, страстность и эмоциональность. Она более оперативно и непосредственно, чем наука, откликается на происходящие события общественной жизни, стремится уловить в них самое главное, наиболее существенное и по горячим следам высказать о них свое мнение.
Формы публицистики необычайно разнообразны. Они во многом определяются тем, кто берется за перо публициста: профессиональный публицист, ученый, литературный критик или иисатель. Каждый из них стремится выразить свои суждения и мысли по различным вопросам общественно-политической, литературной, журнальной жизни в близкой себе по духу форме. Публицист выступает с политическими обозрениями, с заметками и размышлениями о текущих событиях, фельетонами и т. и. Литературный критик использует жанры литературных и журнальных обозрений, литературно-критических обзоров, статей и рецензий, посвященных творчеству какого-либо писателя или отдельному произведению. Ученый обращается к научно-популярным статьям, к рецензиям на то или иное научное исследование. Писатель больше тяготеет к очеркам, путевым заметкам и письмам.
4
Возникновение публицистики уходит в глубь веков. В русской литературе элементы публицистичности можно наблюдать уже в «Слове о законе и благодати Иллариона» (XI век) и в других произведениях древнерусской литературы. Однако бурное развитие публицистики началось в России с конца 1820-х годов в связи с появлением значительного количества газет и журналов. К середине XIX века публицистика стала неотъемлемой частью русской литературы и журналистики. Это в свою очередь вызвало необходимость разработки теоретических основ журналистики вообще и публицистики в частности. Впервые это сделал великий революционер-демократ, критик и публицист В. Г. Белинский. Опираясь на свой опыт идейного руководителя лучших печатных органов 1840-х годов — журналов «Отечественные записки» и «Современник», он выработал стройную систему взглядов на значение журнального дела в условиях русской действительности и сущность публицистики как особого вида творчества.
Главную задачу публицистики критик видел в том, чтобы, опираясь на глубокое изучение явлений общественной и политической жизни, внимательно следя за движением умственной и практической деятельности общества, развитием литературы и искусства, за новейшими научными открытиями, обобщать и осмысливать все увиденное, делать определенные выводы и выносить их на суд читателя. Публицистика, писал Белинский, «это живой пульс общества, по биению которого вернее, нежели по какому-нибудь другому признаку, можно судить о состоянии общества в отношениях: политическом, административном, ученом, литературном, эстетическом, нравственном, в отношении к народному духу, богатству, промышленности, ремеслам, и пр., и пр.».
По мнению Белинского, публицист должен обладать обширными знаниями, свободно оперировать фактами, уметь анализировать и обобщать их, высказывать свои собственные суждения по самым различным вопросам, уметь пробудить активность читателя, заинтересовать его, заставить мыслить. В публицисте, отмечал критик, «должны быть соединены строгое изучение фактов и материалов исторических, критический анализ, холодное беспристрастие с поэтическим воодушевлением и творческою способностью сочетать события».
По глубокому убеждению Белинского, публицист, точно так же как поэт, писатель, критик, ученый, должен
5
«отразиться в своем произведении как человек, как характер, как натура,— словом, как личность!» Все, о чем пишет публицист, должно быть пропущено через его сознание, согрето жаром его души, окрашено его темпераментом. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» критик писал: «Идея, вычитанная или услышанная и, пожалуй, понятая, как должно, но не проведенная через собственную натуру, не получившая отпечатка вашей личности, есть мертвый капитал не только для поэтической, но и для высокой литературной деятельности».
Большой вклад в разработку теории публицистики вслед за Белинским внес Н. Г. Чернышевский, видевший главную задачу публицистики в руководстве общественным мнением, в пробуждении политической активности масс, в борьбе против реакции во всех проявлениях духовной жизни общества, в организации пропаганды передовых идей.
Свои мысли о сущности публицистики, ее задачах и месте в обществе Чернышевский обобщил в статье «Г. Чи-черип как публицист». Но его убеждению, публицист должен «выражать и пояснять те потребности, которыми занято общество в данную минуту». Но этого мало. «Для публициста,— писал Чернышевский,— кромо знания потребностей общества, нужно также понимание форм, по которым движется общественный прогресс». И это еще не все. Публицист обязан четко и последовательно выражать свои взгляды и убеждения, поскольку «не проводить убеждений могут только те, которые не имеют их; а не иметь убеждений могут только или люди необразованные, или люди неразвитые, или люди тупые, или люди бессовестные...».
Чернышевский отстаивал мысль о том, что публицистика не может не быть тенденциозной, так как всегда связана с убеждениями определенного класса, определенных общественных прослоек и групп, с убеждениями конкретных лиц. «Отвлеченные истины могут быть уместны в ученом трактате,— писал критик,— но слова публициста должны прежде всего сообразовываться с живыми потребностями известного общества в данную минуту». При этом публицист не может оставаться равнодушным к тому, о чем он пишет. Нельзя быть публицистом, писал Чернышевский, не имея «в груди живого сердца».
Все эти теоретические положения легли в основу деятельности публицистов-демократов, сотрудничавших
6
в журнале «Современник» в период с 1847 по 1866 год.
История и деятельность некрасовского «Современника» к настоящему времени в достаточной степени изучена. Самым значительным и капитальным исследованием о «Современнике» является трехтомный труд В. Евгенье-ва-Максимова *, не утративший своего значения до наших дней. В нем обстоятельно рассмотрены все стороны и аспекты деятельности журнала за двадцать лет существования: история создания, характеристика всех отделов, цензурная история, внутриредакционные отношения и т. д. В истории «Современника» В. Бвгеньев-Максимов выделил три периода: с 1847 по 1855 год, с 1856 по 1862 год и с 1863 по 1866 год. В своем рассказе о публицистике и публицистах журнала мы также будем придерживаться этой периодизации.
Характер публицистики (как, впрочем, и всего содержания «Современника») в каждый из этих периодов имел свои особенности, имел свои цели и задачи, менялся в зависимости от изменений общественной обстановки и требований, выдвигавшихся временем, от состава сотрудников и т. д.
Круг публицистов, выступавших в «Современнике» со своими произведениями, был весьма широк и неоднороден по своему составу. Но основной тон в журнале задавали публицисты-демократы. Правда, были годы (например, в период «мрачного семилетия» 1848—1855 гг.), когда в «Современнике» печатались публицистическио статьи литераторов-либералов.
В настоящем сборнике публикуются произведения представителей демократической и прежде всего революционно-демократической публицистики, в которых нашли отражение важные вопросы, которыми жило передовое русское общество середины XIX века. При этом была сделана попытка включить в сборник произведения разных публицистических жанров — от различного рода литературных и журнальных обозрений до проблемных статей и рецензий.

* «Современник» в 40-е л 50-е гг.» (1934), «Современник» при Чернышевском и Добролюбове» (1936), «Последние годы «Современника» 1836—1860» (1939)

* * *
В одном из ноябрьских номеров газеты «Русский инвалид» за 1846 год появилось объявление, начинавшееся словами:

СОВРЕМЕННИК
Литературный журнал на 1847 год.

А далее говорилось, что журнал, основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся профессором С.-Петербургского университета II. А. Плетневым, отныне «подвергается совершенному преобразованию». В обстоятельно изложенной программе, в частности, отмечалось, что редакция реорганизованного «Современника» «употребит все зависящие от нее меры, чтобы он оправдывал свое заглавие и представлял верную и, по возможности, полную картину современного состояния науки, искусства и литературы как отечественной, так и вообще европейской. Все, могущее интересовать публику и соответствующее программе, направлению и достоинству журнала, будет постоянно иметь место на страницах «Современника». Главная заботливость редакции обращена будет на то, чтобы журнал наполнялся произведениями преимущественно русских ученых и литераторов,— произведениями, достоинством и направлением своим вполне соответствующими успехам и потребностям современного образования...»
Появление нового журнала совпало со временем, когда передовое русское общество несколько оправилось после поражении декабрьского восстания 1825 года. Несмотря на то, что правительство Николая I по-прежнему беспощадно расправлялось с любыми проявлениями свободомыслия, в стране усиливалось освободительное движение, направленное против самодержавия и крепостничества. Активизация революционных настроений была вызвана кризисом феодально-крепостнической, системы в России, развитием капиталистических отношений и ростом недовольства народных масс своим бесправным положением, нередко переходившего в открытые выступления крестьян против своих угнетателей. В 1840-е годы активизируется общественно-политическое сознание, бурно развивается философская мысль, наука, литература и искусство. Особое значе-
8
ние в это время начинают приобретать литературные журналы. «Для нашего общества журнал все...— писал В. Г. Белинский,— нигде в мире не имеет он такого важного и великого значения, как у нас... Журнал поглотил у нас всю литературу — публика не хочет книг — хочет журналов».
Журналы превратились в важный фактор социально-политического и литературного движения. В них сосредоточилась почти вся умственная жизнь страны. Каждый журнал становился выразителем взглядов определенных общественных групп и прослоек. На их страницах велась полемика по общественно-политическим, социальным, философским, историческим и литературным вопросам.
Лучшим журналом первой половины 1840-х годов были «Отечественные записки», идейным руководителем которых почти на протяжении семи лет являлся Белинский. Однако к середине 1845 года редактор журнала А. А. Кра-евский, человек весьма умеренных либеральных взглядов, напуганный усилением пропаганды Белинским революционно-демократических идей, стал подумывать о том, как избавиться от своего «беспокойного» сотрудника. «Слышал я,— писал Белинский в самом начале 1846 года А. И. Герцену,— что он распространяет слухи, что хочет мне отказать, как человеку беспокойному и его изданию опасному». Но критик и сам решил расстаться с «Отечественными записками», так как ему стали тесны рамки, в которые поставил его Краевский, к тому же немилосердно эксплуатировавший Белинского. Недаром критик в одном из писем с горечью писал: «Я — Прометей в карикатуре: «Отечественные записки» — моя скала. Кр(аевский) — мой коршун. Мозг мой сохнет, способности тупеют...»
Весной 1846 года Белинский оставил «Отечественные записки», но он отнюдь не собирался прекращать журнальную деятельность, так как понимал, что теперь русскому обществу как никогда раньше нужен журнал с ярко выраженным прогрессивным направлением, способный противостоять реакции. Нужен был только человек, который мог бы возглавить такой журнал. Каким он должен быть, Белинский знал. Еще в статье «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» (1837) он изложил свое представление о редакторе литературно-обществен-ного журнала и о своих требованиях к нему. Это должен быть человек, писал критик, «со всеми средствами для издания журнала, с вещественным и невещественным
9...


...................

 

Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (26.07.2014)
Просмотров: 767 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0