RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

хрк-595 Нечаев Е.Е. Избранное
Раздел ХРК-595

Е.Е. НЕЧАЕВ
ИЗБРАННОЕ

Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва— 1955

обложка издания

Содержание Егор Ефимович Нечаев А. Л. Трегубов
СТИХОТВОРЕНИЯ
СТИХОТВОРЕНИЯ 1880—1924 годов
На работе („Все дружней идет работа...")
Перед шабашом
Неудача
На работу
Осень („Дождливое, хмурое небо...")
Кумушки
Жатва
Безработный
На работе („Замер пронзающий дали гудок.. .")
Покос
День
Душно
Песня хрусталей
Гусляр
„Лес кроя ризой золотою...""
Песня мира
Думы („Каждый день одно и то же...") 3
Бор
Дождь („Нестерпимо в полдень знойный...")
Колыбельная песня хрустальщиков
Сила песни
Думы („В час отдыха, вечернею порою...")
„Редеет ночи молчаливой..."
Зеленый город

Не грусти
Песня
Свирель
Вечер
Больной
Грезы
„Хоть ты уже не та, что в годы молодые..."
Природа
Ангел сна
Летний вечер в деревне
Маяк
Весеннее утро
„Разгораясь румяной зарею..."
К сыну
Весна („Из неведомого края...")
Май
Летнее утро
Из осенних мотивов
„Как в игривом блеске утра золотого..."
Язычница
Пловец
Море
Узник
Памяти Г. И. Успенского
Певец („Я по призванию певец...")
Памяти А. Н. Плещеева
Привет С. Д. Дрожжину
Памяти Ф. П. Гааза
Привет
В отчаянии
Памяти Л. М. Медведева
Правда
Другу
Гутарям
У могилы А. П. Чехова
Ночь („Ноченька ясная, ночь благодатная...")
Пой, певец8
Мир
Суровый край
Мой храм
Новогоднее счастье
Песня старика поэта
Памяти И. 3. Сурикова
Голос души
В бессонницу
„Мне хотелось бы песню свободную спеть..."
Моя песня
В тюрьме
Родина
Завет
Сирота
О свободе
В деревне („Мне милы тихий вечер лета...")
Памяти А. В. Кольцова
Встреча
У дорогих могил
Певец („С великою верой...")
Дорога
Думы („Теплая ночка весны благовонной...")
Совет
Кто мой друг?
I. „Гаснет заря за горою
II. „Меркнут широкие дали
Утро („Посмотри, как мир прекрасен...")
Разлука
Ткач
„Солнце усталое скрылось давно
Свобода („Обиды яд и горечь муки...")
В деревне („Милый внук, да правда ль это...")
К дитяти
Гроза („По шелкам цветущей нивы...")
У гуты
Гроза („Под дыханьем чарующим юной весны...")
В деревне („Чрез минуту-другую и дома.. .")
Октябрь
В наши дни
Гудок
Свобода („После грозного ненастья...")
Привет 7 ноября 1919 года
У могилы Шевченко
Песня рабочего
Брату поляку

Все туда
Люблю я
На рассвете
Гимн пролетарским птенцам
В. И. Ленину
Хата
На заре („Гаснут в небе звезды-свечи...")
Утро („Утро вспыхнувшим пожаром...")
Внуку
Весна („Ветер смолк. Под голым вязом...")
Дед
Сумерки
На заре („Рассвет глядится алый...")
Привет дедушке солнцу
Осень („Песни лета оборвались...")
О матери
О себе
Великому вождю
На закате
СТИХИ НЕИЗВЕСТНЫХ ГОДОВ
Дождь („Солнце глядится нежгуче...")
Песня сиротки
„Спой мне песню, что пела порой
Я спросил
Ночь („Зимы суровой ночь сошла туманной мглою...")
Тройка
На могиле учителя
Песня невольника
Памяти Н. А. Некрасова
У могилы И. 3. Сурикова
Певец скорби
Подснежник
Старик
Вперед
Гута
Осенью
Привет женщине
Призыв Первого мая
ЮМОР И САТИРА
Просветление
Вправо
Бал
Сказка
Рецепт
Патриот
Пирушка
Шалости
„Говорят, есть край далекий
ИЗ ПЕСЕН ДЕДУШКИ-ГУТАРЯ
Стихи для детей
У колыбели
Тучка
„Промчались веселые летние дни..."
„Снежок редеет. А порой...
Зимний вечер
Картинка
Зима („Солнце погружается.. .")
Отгадайте, кто?
Конь
Орел
Пчелка
Тигр
Дед и яблоня
Колыбельная песня
ПЕРЕВОДЫ
ИЗ Т. ШЕВЧЕНКО
Маленькой Мариане
„Я вырос на чужбине дальней...
„Не греет солнце на чужбине...
Молитвы
ИЗ АВ. ИСААКЯНА
„Украшу чело я терновым венком..."
ИЗ М. КОНОПНИЦКОЙ
„Жизнь — вода..."
Лучезарный свет
„Кто тебя, деревня, станет..."
„Никогда мне не забыть вас
Шум
На свирели
„Ах, зачем ты, доля злая..."
Кубок
„Вот гаснет зорька алая
„Почему же дубы не от молнии пали
„Если б видело ты, солнце
ИЗ ЯНКИ КУПАЛЫ
Я — не поэт
К песням
„Я — мужик-белорус"
Косцу
Чего я хочу?
Одинокий
Песня белорусского мужика
Панич и Марыся.
Из песен о весне
Весна („Ах, весна! Нет тебя...")
Из осенних напевов
Зима („Пришла зима холодная...")
На работе у пана
Моя хата
Раздумье
Из моих думок
Надгробное
Ты приди
А ты, братец, спи
Плач моих песен
Друзьям под гитару
Люгое горе
Беларусь
Песня жниц
„Пан, хоть лопни ты..."
Ольха
ИЗ ЯКУБА КОЛАСА
Думки
Ветер
„Не просите и не ждите..."
В поле
Ночь („Средь полей широких...")
Мужик
Месяц
ИЗ ЯНА РАЙНИСА
Героическое время
Новое здание
Памяти юноши
Еще зима
Неустанная борьба
Сказочные люди
Заря
Соглашатели
Солнцеворот
Ветеран
Круг
Ночные призраки
Камень
„Чтоб целое воздвигнуть..."
„Ты к свету подымай чело..."
Под пеплом
„Если победил ты..."
Женское сердце
Сталь
Юноше
Возвращение домой
К основному классу
Примечания
Алфавитный указатель

 

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

 


 

ЕГОР ЕФИМОВИЧ НЕЧАЕВ

Свыше трех десятилетий продолжалась творческая деятельность писателя-пролетария Егора Ефимовича Нечаева. В его произведениях нашли отражение многие важнейшие события общественной жизни начала двадцатого века.
Эпоха буржуазно-демократической революции характеризовалась исключительной сложностью борьбы философских, политических, литературно-эстетических, религиозных идей.
„В современной России, — писал В. И. Ленин в 1905 году,— не две борющиеся силы заполняют содержание революции, а две различных и разнородных социальных войны: одна в недрах современного самодержавно-крепостнического строя, другая в недрах будущего, уже рождающегося на наших глазах буржуазно-демократического строя. Одна — общенародная борьба за свободу (за свободу буржуазного общества), за демократию, т. е. за самодержавие народа, другая — классовая борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое устройство общества"
В творчестве основоположника советской литературы М. Горького впервые нашла всестороннее отражение „другая" война, „борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое устройство общества". Только поэтому мы совершенно определенно говорим о „влиянии художественного слова Горького на судьбы нашей революции" *.

1 В. И. Ленин. Сочинения, т. 9, стр. 280—281. В. М. Молотов. Речь на траурном митинге иа Красной площади 20 июня 1936 года

3
Но и первая война, общенародная борьба за свободу, за демократию, за „самодержавие народа", получила отражение в художественной литературе. Здесь нужно в первую очередь вспомнить старших современников Горького — Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Г. И. Успенского, которые вместе с ним продолжали славные освободительные и патриотические традиции русской классической литературы. Они сумели поставить коренные вопросы русской жизни предреволюционной поры с точки зрения общенародной борьбы за свободу, за демократию, объективно содействуя решению основных задач революционного пролетариата.
Общенародная борьба за демократию, за „самодержавие народа" породила и такое своеобразное явление русской общественной жизни начала XX века, как движение „писателей из народа", „писателей-самоучек", „самородков", как их тогда называли. Речь идет об огромном числе писателей, поэтов из рабочих и крестьян, которые, преодолевая большие трудности, шли в литературу, приобщались к сокровищам культуры, стремились внести свой вклад в освободительную борьбу народа. На это движение обратил внимание М. Горький, заботившийся о литературе будущего. В предисловии к „Сборнику пролетарских писателен" он говорил: „Перед нами неоспоримый факт: ни одна страна Европы не дает такого количества писателей-самоучек, как Россия, а после 1906 года масса пишущих неизмеримо возросла".
Причину этого явления он справедливо видел в том, что центр революционного движения в начале XX века переместился в Россию и русский пролетариат стал авангардом революционных и демократических сил. В связи с этим А. М. Горький говорил об „исторической и политической юности русского народа", поднявшегося на решительную борьбу за свое освобождение, отмечал его „фантастическую талантливость". Этот народ сумел в лице лучших своих представителей, несмотря на отвратительные и тяже" лые условия для духовного развития человека, — каковы были условия жизни в России, — двигать вперед русскую науку, создавать литературу и искусство.
Совнание общности целей, стоявших перед писателями — выходцами из трудового народа, постоянная необходимость пополнять знания и критически оценивать свои произведения — все это сближало их и организовывало в различные группы и кружки.
За период с конца 80-х годов до 1917 года писателями-самоучками было издано до сорока коллективных оборников произведений-
4
От сборника к ''сборнику увеличивалось и число участников в них. Так, если в сборнике „Родные звуки" (1889 г., под редакцией И. Белоусова) участвовало только пятнадцать авторов, то в сборнике „Наша хата" (1902 г., под редакцией С. Лютова) напечатали свои стихотворения свыше сорока авторов. Большой популярно' стью пользовались произведения С. Дерунова, Л. Трефолева, А. Разоренова (автор слов известной песни „Не брани меня, родная"), М. Козырева, С. Дрожжина, С. Семенова (творчество последнего высоко оценивал Л. Толстой).
В 90-е годы начали печататься М. Леонов, Ф. Шкулев, М. Праскунин, М. Логинов-Тихоплесец, П. Филимонов, И. Лазарев-Темный и др., объединившиеся затем в кружок „писателей-самоучек", руководителем которого был М. Л. Леонов.
С движением писателей-самоучек тесно был связан и Е. Е. Нечаев, выступивший в печати также в 90-е годы.
Жизнь Егора Ефимовича Нечаева, внешне небогатая большими событиями, была полна удивительного творческого горения, стремления к знаниям, к ценностям человеческой культуры. Нужна была титаническая работа, чтобы в тех условиях жизни полуграмотному рабочему преодолеть трудности на пути в литературу, заслужить известность и признание читателей.
Произведения Нечаева запечатлели в простых, безыскусственных формах движение угнетенных и эксплуатируемых масс за свое освобождение. Они в значительной мере помогают проникнуть в психологию, настроения и мысли рядовых участников революционной борьбы в разные ее периоды.
„Только о великом стоит думать,— писал Александр Блок, — только большие задания должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами" Эти слова как нельзя лучше характеризуют основной пафос творческих исканий Егора Ефимовича Нечаева. Он не питал излишних иллюзий относительно степени своего дарования („Одним дано талантов много, иным, как мне, один намек...", „О себе", 1922 г.), но всегда думал „только о великом", ставил себе „только большие задания" и стремился их решать в меру своих возможностей.
Поэт дожил до тех дней, когда увидел начало воплощения в реальные дела своей поэтической мечты о „радости светлых дней".

1 А. Блок. Соч. в одном томе. М.—Л., 1946, стр. 416.
5
• • •
Егор Ефимович Нечаев родился 13 апреля 1859 года в селе Харитонове Корчевского уезда Тверской губернии. Отец будущего поэта — простой рабочий-хрустальщик — был выдающимся мастером своего дела. Однако семья бедствовала и не могла свести концы с концами. Прямой, открытый и независимый характер отца, которого хозяева всегда недолюбливали, но терпели только за его „искусство", приводил к тому, что семейство Нечаевых часто кочевало с одного завода на другой в поисках заработка. Эта неравная борьба скоро окончилась гибелью бунтаря-одиночки.
„Однажды, — вспоминал брат поэта Яков Ефимович, — (это было в 1877 году), угрожая уходом, Ефим Петрович стал требовать от хозяина повышения заработка подросткам. Дело дошло до полиции. Под конвоем двух полицейских „буян" был отправлен в Корчеву. Здесь следы его неожиданно потерялись... Ходили слухи, что подкупленные заводовладельцем полицейские или утопили его в Волге, или убили в лесу"
Светлая память об отце, от которого Егор Ефимович воспринял стремление к борьбе и любовь к сложному труду мастера-стеклянщика, осталась на всю жизнь.
Пятилетним мальчиком Егор был отдан на воспитание бездетной тетке, жене лабазного приказчика. Четыре года жизни у тетки вспоминались потом Егору Ефимовичу как „сплошной кошмар".
Грамоте Егор учился за пятьдесят копеек у „одной доброй немки", но „кончил образование на 10-й странице букваря" и начал самостоятельную трудовую жизнь. Девять лет было Heчаеву когда он попал в гуту (так называлось помещение, где варилось стекло). Сорок пять лет Е. Е. Нечаев проработал в гуте у раскаленных печей.
Поистине каторжными были условия работы: в летний зной температура в гуте поднималась до шестидесяти пяти градусов; тучи ядовитой пыли состава, из которого варят стекло, отравляли стеклянщиков в течение восемнадцатичасового рабочего дня.

1 Сб. „Писатели в Тверской губернии", Калинин, 1941, стр. 81. (Приведено в ст. П. Пономарева ^ Материалы к биографии Е. Нечаева".)
6
В предисловии к сборнику стихов Е. Е. Нечаева Модест Ильич Чайковский, побывавший на стекольном заводе в городе Клин, где работал Нечаев, писал: „И поныне, несмотря на все усовершенствования фабричпого производства, гута дает одну из самых жутких и тревожно-мрачных картин... Между зачерпыванием и выдуванием бутылок и банок каждая секунда дорога. Поэтому все кругом мечутся; стоит гул голосов, топанье ног, непрерывная суета. Мне, старику, было жутко, когда я впервые очутился в этом подобии ада"
Только в семнадцать лет Егор Ефимович научился читать. Чтение книг пробудило сознание юноши, и у него созрело убеждение, что необходимо бороться за право жить по-человечески.
В руки любознательного юноши как-то попал журнал „Неделя" с портретом, биографией и стихами И. 3. Сурикова. „С этим номером,— вспоминал Нечаев, — я носился как со святыней, и не было дня, чтобы я не читал его с прежним энтузиазмом". Стихи поэта произвели на него неизгладимое впечатление. Появилось естественное желание самому попробовать выразить свои думы о жизни в песнях.
Только на тридцать третьем году жизни Е. Нечаев опубликовал свое первое стихотворение. С этого времени он начал регулярно печататься в различных периодических изданиях (газета „Прибавление к „Московскому листку", журналы „Искры", „Детский друг", „Ясный сокол", „Детское чтение" — „Юная Россия" и многие другие). Через восемнадцать лет после опубликования первого стихотворения, в 1909 году, ему удалось выпустить небольшой сборничек своих стихов с приложением краткой автобиографии („Трудовые песни".)
Особенно большое значение для духовного роста Нечаева имело его длительное участие в одном из старейших русских журналов „Детское чтение", переименованном затем в „Юную Россию". Этот литературно-педагогический и общественный журнал издавался с середины прошлого века сначала под редакцией А. Н. Острогорского, затем Д. И. Тихомирова.
В 90—900-е годы это был один из прогрессивных журналов, занимавшийся популяризацией русской и мировой классической литературы. На его страницах печатали свои произведения Д. Н. Мамин-Сибиряк, К. М. Станюкович, А. С. Серафимович,

1 Г. Нечаев. „Вечерние песни", М., 1914, стр. И.
7...


................

 

Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (28.07.2014)
Просмотров: 1386 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0