RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

хрк-592 Кущевский И. Николай Негорев
Раздел ХРК-592

И. Кущевский.
НИКОЛАЙ НЕГОРЕВ

Роман и маленькие рассказы
Художник Н. И. Крылов
Вступ. ст., сост. и примеч. Н. И. Якушина.
— М.: Сов. Россия, 1984.— 400 е., ил., 1 л. портр.

 

обложка издания

 

Аннотация
Творчество Ивана Афанасьевича Кущевского (1847—1876)— заметное явление литературной жизни России 60— 70-х годов прошлого веха. Исходивши* из основных положений революционно-демократической эстетики, разделявший идейно-художественные воззрения Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, И. Кущевский за свою короткую жизнь создал ряд значительных произведений.
В книгу вошел получивший в свое время большую известность роман «Николай Негорев, или Благополучный россиянин» — суровый приговор приспособленчеству, ренегатству, нравственному измельчанию русского псевдолнберала. В «маленьких рассказах» писатель с сочувствием, теплотой и уважением рисует образы простых людей — бедняков и тружеников.

Оглавление
Н. Якушин. «Писатель-пролетарий»
Николай Негорев, или Благополучный россиянин.
Роман
Маленькие рассказы
Два нигилиста
Земский деятель
Либеральный барин
Самоубийца
История швеи
Зимний вечер в больнице
Примечания


Если интересуемая информация не найдена, её можно ЗАКАЗАТЬ

 

«ПИСАТЕЛЬ-ПРОЛЕТАРИЙ»

 

 

«Вообще говоря, юноша,— говорил молодому М. Горькому писатель-демократ Н. Е. Каронин-Петропавловский,— быть писателем на святой Руси — должность трудненькая. Вот когда-нибудь родится умный человек, посмотрит, подумает и, может быть, напишет историю русского писателя-разночинца. Это очень поразительная история будет и весьма полезная для общества»1.
Судьба писателей-разночинцев — это одна из славных и одновременно трагических страниц в истории русской литературы прошлого века. Трудна была их жизнь, труден был их путь в литературу. «Их история,— писал М. Горький,—«мартиролог», то есть перечень мучеников... Редкий из литераторов-разночинцев доживал до сорока лет, и почти все испытали голодную, трущобную, кабацкую жизнь. Читателей у них было очень мало, и читатель, в огромном большинстве, был «чужой человек»2.
Появление в русской литературе целой плеяды «размашисто талант* ливых» (М. Горький) писателей-разночинцев было связано с новым этапом освободительного и общественного движения, начавшимся в стране после смерти императора Николая I и бесславно окончившейся Крымской войны 1853 — 1856 годов, показавшей всему миру полную несостоятельность самодержавно-крепостнической системы России. Вступивший на престол Александр II вынужден был признать, что крестьян придется освободить.
«Падение крепостного права,— писал В. И. Ленин,— вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности»3.
Политические убеждения и взгляды разночинцев не отличались единством. Но лучшие из них мечтали о коренных преобразованиях, об уничтожении всех форм насилия и произвола, были страстными пропагандистами идей борьбы за счастье народных масс. В. И. Ленин охарактеризовал разночинцев как «образованных представителей либеральной и демократической буржуазии, принадлежавших не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству, крестьянству»4. Но среди разночинцев были и выходцы из обедневшего дворянства, порвавшие со своим

1 Горький М. О литературе. М.. 1953, с. 138.
2 Там же. с. 518.
3 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, с. 94.
статья,
4 Там же, с. 93—94.
3
классом и жившие своим трудом. К их числу принадлежал и талантли-. вый писатель-демократ Иван Афанасьевич Кущевский, в судьбе кото-1 рого наиболее полно отразились характерные черты, свойственные ли-Щ тераторам-разночинцам. Кущевский называл себя «писателем-пролета-1 рием» и справедливо утверждал, что он лишь один из многих литерато-1 ров-тружеников, вынужденных работатБ ради куска хлеба. «Не я один! был таким»,— с горечью писал он в своей незавершенной автобиогра-И фии, над которой начал работать незадолго до смерти.
Наиболее значительные произведения Кушевского были созданы! в самом конце 60-х годов и в начале 70-х, когда период реакции сменил-! ся новым подъемом революционного движения. Бунтовали крестьяне,! волновались студенты, возникали новые политические общества и круж-1 ки, готовившие «хождение в народ». В этих условиях, как никогда остро,! вставал вопрос о путях социального преобразования действительное-! ти, о воспитании нового поколения активных борцов против самодер-1 жавия. И еще более важно было показать те силы, которые мешали раз-! витию прогресса, выступали тихо и незаметно, а порой и открыто против! любых попыток изменить существующие порядки. Важно было разобла-1 чить не только откровенных реакционеров, но и буржуазных либералов, I вставших на путь защиты правительства.
Все эти вопросы оказались в центре внимания второго поколения 1 литераторов-разночинцев, пришедших на смену таким писателя м-шести- 9 десятникам, как Н. Г. Помяловский, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов,] М. А. Воронов и др. Почти одновременно с Кущевским в литературу при-1 шли И. В. Омулевский (Федоров), Д. Л. Мордовцев, А. О. Осипович-] Новодворский и др. В своих произведениях они во многом подводили! итоги искания писателей-разночинцев 60-х годов.
Мировоззрение Кущевского складывалось под влиянием революци-1 онеров-демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, с произведениями которых он познакомился, еще учась в гимназии.
Общественно-политическим взглядам Кущевского, как и взглядам! других писателей-разночинцев, были свойственны идеи просветитель-1 ства, в основе которых, по словам В. И. Ленина, лежали вражда «к кре- j постному праву и всем его порождениям в экономической, социальной! и юридической области», «горячая защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России» и «отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян (которые еще не были вполне освобождены или только освобождались в эпоху просветителей), искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому»1.

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 2, с. 519.
4
Вот эти идеи и нашли свое отражение в творчестве Кущевского. В его произведениях чувствуется стремление осмыслить процессы, происходившие в жизни пореформенной России, понять, чем было вызвано размежевание в среде разночинной интеллигенции в новую эпоху развития русского общества. Писатель выступал с критикой крестьянской и других реформ, проводимых правительством в 60-е годы, выступал против либералов, прославлявших эпоху «великих реформ».
Как и другие писатели-разночинцы, Кущевский в своем творчестве опирался на основные положения революционно-демократической эстетики. Правда без прикрас, правда, какой бы неприглядной она ни была,— вот принцип, которому он следовал в своем творчестве. В рассказе «Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет» писатель прямо заявлял: «Брюзгливого читателя я должен предупредить, что он встретит в этом очерке бедность и нужду настоящую — сердитую, грязную, нечесаную, немытую, вонючую, коростливую — отвратительную бедность, а не чистенькую, добренькую бедность с опрятностью и маленьким, сообразно средствам, комфортом... Нет!., там ничего чистенького и добренького не найдете...»1
Эти слова перекликаются с суждениями другого писателя-разночинца Н. Г. Помяловского, который в предисловии к своему незаконченному роману «Брат и сестра» сравнивал свою деятельность с работой врача, изучающего гангрену и сифилис, стряпчего, проникающего «в самый центр разложения нравственности человеческой», священника, выслушивающего «ужасающую исповедь людей, желающих примириться с совестью»2. «Позвольте же и писателю принять участие в этой же самой работе,— говорит Н. Г. Помяловский,— и таким образом обратить внимание общества на ту массу разврата, безнадежной бедности и невежества, которые накопились в недрах его»3.
Биографические сведения о Кущевском чрезвычайно скудны. О своем детстве и юности писатель говорил мало и неохотно: по свидетельству автора некролога, опубликованного в журнале «Пчела» (1877, № 15), этих вопросов «не любил касаться». Надо полагать, что детские годы не оставили в его душе светлых и отрадных чувств. Сколько-нибудь обстоятельных воспоминаний о нем тоже никто не написал. Единственным источником для биографии Кущевского могут служить лишь немногочисленные сохранившиеся официальные до-

1 Кущевский И. А. Маленькие рассказы. Очерки, картинки и легкие наброски. Саб.. 1875. с. 216.
2 Помяловский Н. Г. Поли. собр. соч.. т. I. М.— Л.. 1935, с. 165.
3 Там же.
5
кументы, несколько писем и его произведения, где отразились некоторые факты жизни писателя.
Родился Иван Афанасьевич в 1847 году. А вот где именно, долгое время точно установить не удавалось. В одних публикациях назывался Красноярск, в других — Барнаул. Сейчас выяснено, что Кущевский родился в городе Ачинске в семье обедневшего дворянина. Отец его служил чиновником в Енисейской губернии. После его смерти (будущему писателю тогда едва минуло семь лет) семья Кущевских переехала в Барнаул. По одним сведениям, мальчик окончил там горнозаводское училище, а по- другим — первоначальное образование получил дома. Двенадцати лет он поступил в третий класс Томской гимназии. О порядках и системе обучения, процветавших там, довольно подробно рассказали в своих воспоминаниях известные общественные деятели и ученые Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев, а также писатель-сибиряк Н. И. Наумов и сам Кущевский в своем романе «Николай Негорев, или Благополучный россиянин». Преподавали в гимназии жестокие и невежественные учителя, менее всего заботившиеся о воспитан^ и образовании своих питомцев. «Никогда ни одного ласкового слова, ни одного толкового объяснения преподаваемого предмета... мы не слыхали от наставников. «Скотина, мерзавец, болван, осел!» — только и вылетало из их уст, сопровождаемые пощечинами»',— вспоминал Н. И. Наумов. За малейшую Провинность: невыученный урок, невинную шалость — гимназистов жестоко наказывали розгами. Бывали дни, когда экзекуции подвергались до двадцати человек. «Сверх инспектора, который порол, так сказать, для собственного удовольствия, порол еще директор, и порол, как кажется,— с горькой иронией писал Кущевский,— с государственной целью; по крайней мере, задравши до полусмерти мальчика, он сохранял спокойный вид человека, исполнившего свою обязанность».
Вот в такой обстановке и учился будущий писатель. Но, как писал Н. М. Ядринцев в «Воспоминаниях о Томской гимназии», «...мрачная среда, ее уродливые и жестокие стороны, ужасные экзекуции бурсы, по-топтание человеческого достоинства, грубость и жестокость педагогов к нежной детской натуре не могли подавить человеческой жизни и убить душу...»2. Не могли они подавить и жажду знаний. Среди гимназистов обнаружилась неуемная тяга к самЪобразованию. Этому в немалой степени способствовал общественный подъем, наступивший в стране после Крымской войны. И до Томска стали доходить отголоски новых веяний и жарких споров, которые велись в столичных городах. Гимназисты стали читать журналы, произведения Гончарова, Тургенева, Некрасова, Чернышевского и Добролюбова. Они не только читали и обсуждали прочитанное, но и сами пробовали писать и даже предприняли издание руко-

1 Литературное наследство Сибири, т. 5. Новосибирск, 1980, с. 330.
2 Там же, т. 4, с. 277.
6
писной газеты. По свидетельству того же Н. М. Ядринцева, «в 60-е годы при пансионе гимназии организованы были целые литературные вечера, где читались лучшие произведения и устраивались даже состязания... На этих-то вечерах уже выдавался Кущевский своим литературным талантом и страстью писать»1.
В феврале 1864 года по прошению своего дяди Кущевский оставил гимназию и отправился в Барнаул, где некоторое время служил чиновником в управлении Алтайского округа. Летом того же года он с караваном золота добрался до Нижнего Новгорода, а оттуда по железной дороге — до Петербурга.
Кущевский ехал в столицу, обуреваемый самыми противоречивыми и фантастическими идеями. Так, позднее в одной из заметок он писал, что «взасос мечтал быть миллионером», а если бы это удалось, намеревался «ходить в рваной рубахе и лаптях». И далее замечал: «Нелепость и свинство, но в свое время это была «тучно вздоенная» воображением мечта, и сладостно было думать об этих глупостях»2. Одновременно пылкий юноша мечтал и о другом — стать великим ученым или знаменитым писателем. Ведь Петербург представлялся ему «столицей мысли и самодеятельности», где «не презирают никакого труда, и человек, решившийся трудиться и идти напролом, там никогда не погибнет»3.
Но больше всего Петербург привлекал Кущевского возможностью продолжить образование. Университет — вот куда он стремился всей душой.
Неласково встретила столица романтически настроенного молодого человека. Знакомых и близких у него не было, помощи ждать было неоткуда. Небольшие средства быстро растаяли, и мечту об университете пришлось оставить. Началась жизнь, полная лишений и тяжелого труда. Кущевский брался за любую работу. «Я работал на патронном заводе,— писал он позднее в одном из рассказов,— был котловщиком на чугунолитейном заводе, служил матросом на пароходе, торговал апельсинами, работал на бирже... Все это, конечно, было не кряду, а промежутками; иногда приходилось оставаться по целой неделе без работы...»4.
После покушения студента Д. Каракозова на царя Александра II 4 апреля 1866 года в столице начались массовые аресты. Среди арестованных было немало известных литераторов (В. С. Курочкин, Г. 3. Елисеев, Г. Е. Благосветлов, Д. Д. Минаев и др.). В числе других был арестован и Кущевский. Произошло это так. 9 апреля 1866 года отставной

1 Литературное наследство Сибири, т. 5. Новосибирск, 1980, с. 56.
2 Новости, 1876, № 31.
3 Кушевский И. А. Маленькие рассказы. Очерки, картинки и легкие наброски,
С. 28.
4 Там же, с. 31.
7
генерал-майор Казадаев, прогуливаясь по Литейному проспекту мимо здания Гласного судопроизводства, обратил внимание на молодого человека «в подозрительном костюме, с длинными волосами», который, прочитав надпись «Судьи, правда да царствует в Суде», «расхохотался»1. Ретивый генерал возмутился и потребовал от молодого человека сообщить, кто он и откуда. А когда тот отказался это сделать, вызвал городового и отправил его в полицию. Так Кущевский оказался под арестом и вынужден был давать показания Следственной комиссии, возглавлявшейся графом М. Н. Муравьевым, прозванным Вешателем. Но так как при обыске у Кущевского «ничего закону противного не найдено» и он сам оказался непричастным к делу о покушении на Александра II, то его через две недели выпустили на свободу.
Наконец, ему повезло, и в августе 1864 года он устроился писарем и складчиком в контору газеты «С.-Петербургские ведомости» и прослужил там до мая следующего года. Именно к этому времени относится и начало его литературной деятельности. Несколько небольших рассказов Кущевского, «полных веселья и добродушного юмора»2, были напечатаны в сатирическом журнале «Искра». Там, по предположению И. Ям-пол ьского3, в конце 1864 и в начале 1865 года за подписями «И. X.— ов», «И. X.— в», «И. Спротяженносложенский» появились его рассказы и очерки «По делам вору и мука», «Беда нынче с деньгами», «Угощение» и др. В это же время Кущевский начинает эпизодически сотрудничать в столичных газетах «Петербургский листок», «Петербургский комиссионер», «Народный голос», «Иллюстрированная газета», где помещает небольшие рассказы, очерки и статьи по «текущим вопросам». Кроме того, Кущевский, по его словам, «писал маленькие брошюры» для одного мелкого книгопродавца. Одна из этих брошюр под названием «Вечные сапоги» была напечатана, а несколько других, «писанных по физиологии под общим названием «Скорлупа души»4, где-то затерялись.
Герои первых произведений Кущевского — представители городской бедноты, живущие в подвалах и на чердаках, отставные чиновники, рабочие типографий, извозчики, сидельцы в мелочных лавках и т. п. С глубоким сочувствием писатель^ рассказывал об их беспросветно тяжелой жизни, о вечной нужде, о безуспешных попытках вырваться из когтей нищеты.
Наиболее значительным из ранних произведений Кущевского явля-

1 3 а й це в а М. В. И. А. Кушсвскнн (к вопросу о биографии). По архивным мате-
риалам.— В сб.: Проблемы художественного метода и стиля в русской литературе XIX века, вып. 61. МГЗПИ, 1980, с. 86.
3 С.-Петербургские ведомости, 1876, № 223-
4 См.: Ямпольский И. Сатирические журналы 1860-х годов. М., 1964, с. 217.
5 3 а й це в а М. В. И. А. Кущевский (к вопросу о биографии). По архивным материалам, с. 89.
8
ется его повесть «Утонувшие», написанная в начале 1865 года. В основе ее лежат наблюдения, сделанные писателем в первые месяцы пребывания в Петербурге, когда он безуспешно пытался выбраться из нужды и найти средства, чтобы продолжить образование. В повести затронуты многие актуальные вопросы русской жизни того времени, и в первую очередь такие, как проблема социальной адаптации разночинской интеллигенции в пореформенный период, положение женщины в буржуазном обществе, проблема воспитания и образования. На примере главного героя повести Кущевский попытался проследить становление социально-этического самосознания разночинца, выяснить, какие обстоятельства формируют его взгляды и какой путь в жизни он в конце концов для себя избирает. Эта проблема становится одной из важнейших в творчестве писателя. К ней он возвращался неоднократно, но наиболее полно и обстоятельно ему удалось раскрыть ее в романе «Николай Негорев, или Благополучный россиянин», написанном позднее.
Повесть «Утонувшие» так и не увидела света. Сначала ее отказалась напечатать газета «С.-Петербургские ведомости» (под названием «Погибший человек»), затем журнал А. А. Краевского «Отечественные записки». И когда, наконец, журнал «Дело» решил опубликовать повесть (уже под названием «Младшие братья»), цензура запретила ее, увидев в ней «тенденцию автора изобразить безвыходное при настоящем строе положение так называемых меньших братьев, т. е. людей, не обеспеченных средствами к всестороннему своему развитию»1.
Круг интересов молодого писателя был чрезвычайно широк и многообразен. Он стремился попробовать себя в различных литературных жанрах. Так, в 1867 году он написал биографию А. Н. Радищева для первого после 1790 года издания «Путешествия из Петербурга в Москву», в которой представил «первого русского революционера» (В. И. Ленин) как человека глубоко принципиального в отстаивании своих взглядов, сформировавшихся, по мнению Кущевского, под влиянием французских энциклопедистов и настроений передовых кругов общества накануне Великой французской революции. Пробовал свои силы писатель и в качестве публициста. В его статьях «по текущим вопросам», печатавшихся, как уже говорилось, на страницах газет «Петербургский листок», «Петербургский комиссионер», «Народный голос», Кущевский писал о трагическом положении детей, отданных в учение торговцам и ремесленникам, где они «голодают, живут в грязи... терпят жестокие побои и унижения»2, выступал против тех, кто утверждал, что невежество и темнота русских крестьян является следствием нежелания самих мужиков учиться и т. п.

1Блинчевская М. Новое о И. А. Кушевском.— Сибирские огни, 1970, № 7, с. 153.
2 Петербургский листок, 1867, № 26.
9
Первые выступления Кущевского в печати были еще во многом незрелы, но в них отчетливо проступали гуманизм и демократизм писателя.
Трудно жилось все это время Кущевскому. Еще в мае 1865 года по какой-то причине ему пришлось оставить место в «С.-Петербургских ведомостях». Единственным источником его существования был литературный труд. Но в газетах, где он печатался, платили мало, всего 2—3 копейки за строчку, а иногда и того меньше, «чего не хватало ему даже на стол, не говоря уже о других потребностях»1. К тому же издатели под всякими предлогами задерживали выплату заработанных денег. Вместе с такими же горемычными газетными поденщиками Кущевский жил впроголодь, ютился в углах и каморках, ночевал в ночлежках и, спасаясь от голода, иной раз ложился в больницу.
Голодная, неустроенная жизнь, без всякой надежды на лучшее будущее приводила иной раз Кущевского на грань отчаяния, хотя по натуре он был человеком веселым и жизнерадостным и даже в самые трудные минуты не терял чувства юмора и доброжелательного отношения к людям. Автор некролога, напечатанного в газете «Пчела», писал о Ку-щевском: «Рассказывая, например, о своих тяжелых минутах, когда ему приходилось чуть ли не броситься вниз головой с Николаевского моста, или о его путешествиях при двенадцатиградусном морозе, можно сказать, в одном коломянковом сюртучке и на босу ногу в загородную больницу и проч., и проч., он облекал все это в такую юмористическую форму и представлял в таких курьезных образах, что нельзя было и подумать, что этот человек так много выстрадал в своей жизни»2.
О том, как жил писатель после того, как лишился постоянной работы в «С.-Петербургских ведомостях», он рассказал в письме в Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд), написанном в марте 1867 года. «В эти два года, лишенный прочного материального обеспечения, я не мог заниматься аккуратно. Нужно было приискать место, а для этого завести приличное платье. Я неутомимо работал оба эти года, но большая часть моих статей подверглась Запрещению цензуры... За... статьи мои, напечатанные в разных газетах («Петерб(ургский) комиссионер», «Искра», «Петерб [ургский] листок», «Иллюстриров[анная] газета», «Народный! голос» и проч.), я никогда не получал больше восьми рублей сразу. Вообще литературные труды давали мне только возможность существовать; не имея определенного дохода, без верного расчета на напечатание той или другой статьи, при

1 Пчела, 1877, Nt 15.
2 Там же.
10
произволе цензуры, эксплуатации редакторов,— я решительно весь был погружен в заботу о хлебе насущном, и мне нередко по целым неделям не удавалось держать в руках книги»1.
Живя в невероятно трудных условиях, Кущевский тем не менее не оставлял мысли о продолжении своего образования. Летом 1868 года он поехал в Москву с надеждой поступить в Петровскую академию. Для начала он устроился секретарем в газету «Современные известия» и стал готовиться к экзаменам. Но работы в газете оказалось так много, что о серьезных занятиях не могло быть и речи. Проработав месяц и выкупив заложенные в ломбард вещи, Кущевский вернулся в Петербург.
И снова началась отчаянная борьба за существование. О бедственном положении, в котором находился писатель, свидетельствуют его письма к издателям, где он умоляет о помощи. Так, в письме к редактору «Иллюстрированной газеты» В. Р. Зотову от 7 декабря 1868 года Кущевский писал: «Я, конечно, не имею никакого права и основания беспокоить Вас, но бывают исключительные положения, в которых не знаешь, что делать, к кому обратиться и откуда ждать помощи... Болезнь, опись имущества и другие неприятности... делают мое положение именно таковым»2. А спустя некоторое время он снова обращается к тому же В. Р. Зотову: «Мое положение таково, что незначительная для Вас сумма положительно спасла бы меня... Если есть какая-нибудь возможность, ради бога не отказывайте мне! Это моя последняя надежда»3.
И именно в это трудное для Кущевского время в его сознании возник замысел большого романа. Но приступить к работе над ним мешала постоянная забота о хлебе насущном. Помог случай.
Однажды поздней осенью 1870 года, работая грузчиком на Калаш-никовской пристани, Кущевский оступился, упал в ледяную воду. Кончилось это тем, что он тяжело заболел и оказался в больнице. Здесь и был написан его роман «Николай Негорев, или Благополучный россиянин». О том, в каких условиях создавалось это произведение, свидетельствует рассказ уже упоминавшегося Н. Е. Каронина-Петропавловского: «Я не знал его, не встречал, мне рассказывал о нем пьяненький фельдшер той больницы. «Лекарства мне не нужны,— говорил он фельдшеру.— Жить я не буду все равно, но мне необходимо написать роман, вот вы и помогите в этом — дайте мне свечку. Днем писать запрещено и мешают, значит надо писать ночью, а без свечки — темно, понимаете?» Он у всех просил свечек, но думали, что это бред, и не давали ему огня, он выменивал

1 Блинчевская М. Новое о И. А. Кущевском, с. 152.
2 Зайцева М. В. И. А. Кущевский (к вопросу о биографии). По архивным материалам, с. 90.
3 Там же, с. 91.

II
1
Л
етом 1876 года Кущевский заболел водянкой, явившейся следст вием хронических запоев, и 12 августа умер в возрасте двадцати девяти лет.
Короткую жизнь прожил Иван Афанасьевич Кущевский, и не очень обширное литературное наследие осталось после него. Но, если судить по роману «Николай Негорев...», его талант обещал многое. С большим сочувствием о безвременно умершем писателе говорили многие его современники. О нем неоднократно с глубоким уважением писал М. Горький. Современный читатель, несомненно, с интересом встретится вновь с творчеством Кущевского, одного из талантливых представителей русской демократической литературы.
Н. Якушин

 

Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (29.07.2014)
Просмотров: 764 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0