Раздел П-071ПРОПАГАНДИСТЫ ЛЕНИНСКОЙ ШКОЛЫ — М.: Политиздат, 1985.— 351 с., ил. Составитель и автор предисловия А. И. Мельников Художник В. А. Захарченко В сборнике представлены очерки о выдающихся пропагандистах ленинской школы Начав революционную работу в подпольных марксистских кружках, они сформировались как талантливые пропагандисты, публицисты и ораторы под непосредственным воздействием В И. Ленина. После победы Великого Октября все они (за исключением рано погибших И. В. Бабушкина и П. Е. Вилонова) стали крупными партийными и государственными деятелями В третье издание включены новые очерки о И.В. Бабушкине. М.М. Володарском, С.Г. Шаумяне. Книга рассчитана на широкий круг читателей. СОДЕРЖАНИЕ Ленинское искусство убеждать Иван Васильевич БАБУШКИН Никифор Ефремович ВИЛОНОВ Моисей Маркович ВОЛОДАРСКИЙ Вацлав Вацлавович ВОРОВСКИЙ Феликс Эдмундович ДЗЕРЖИНСКИЙ Михаил Иванович КАЛИНИН Сергей Миронович КИРОВ Александра Михайловна КОЛЛОНТАЙ Станислав Викентьевич КОСИОР Глеб Максимилианович КРЖИЖАНОВСКИЙ Надежда Константиновна КРУПСКАЯ Николай Васильевич КРЫЛЕНКО Валериан Владимирович КУЙБЫШЕВ Анатолий Васильевич ЛУНАЧАРСКИЙ Владимир Иванович НЕВСКИЙ Михаил Степанович ОЛЬМИНСКИЙ Григорий Константинович ОРДЖОНИКИДЗЕ Яков Михайлович СВЕРДЛОВ Иван Иванович СКВОРЦОВ-СТЕПАНОВ Георгий Васильевич ЧИЧЕРИН Степан Георгиевич ШАУМЯН
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ПРОПАГАНДИСТЫ ЛЕНИНСКОЙ ШКОЛЫ ЛЕНИНСКОЕ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬГениальный мыслитель и революционер, великий вождь и учитель мирового пролетариата, всего трудящегося человечества. создатель Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленин был и замечательным мастером революционной пропаганды. Непревзойденное пропагандистское искусство В. И. Ленина неотделимо от всей его теоретической и практической деятельности. Пропаганду он рассматривал как органичную часть политического руководства обществом, как своеобразное соединительное звено между теорией и практикой. Опираясь на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической пропаганде, их опыт в этой области, В. И. Ленин глубоко и всесторонне определил назначение и роль пропагандистской работы в жизни общества, разработал ее научные принципы, обосновал критерии эффективности коммунистической пропаганды. Богатейшее ленинское идейное наследие дает ответы и на вопросы о формах, средствах и методах партийной пропаганды. Искусство пропаганды — понятие многогранное. Его сущность, по мысли Владимира Ильича, состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой *. Он видел в партийной пропаганде две стороны, которые связаны между собой и постоянно взаимодействуют. Пропагандировать устно или печатно, отмечал Ленин, значит распространять социалистические идеи, марксистскую теорию, вооружать массы знанием законов общественного развития. Однако это только одна сторона дела, хотя и очень важная. Другая состоит в том, чтобы пропагандируемые идеи становились убеждениями людей, воплощались в их поступках, практических действиях, способствовали развитию политической и трудовой активности масс в борьбе за новое общество.
* См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 21, с. 21.
Наша партия, осуществляя пропаганду идей марксизма-ленинизма, руководствуется этими ленинскими указаниями. «Партия добивается того,— отмечалось на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС,— чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения» *.
Отличительная особенность коммунистической пропаганды — единство содержания, метода и формы. Ей, как учил Ленин, должны быть присущи научная обоснованность, высокая принципиальность и идейность, глубокий оптимизм, конкретность, действенность, непримиримость к враждебной идеологии. В. И. Ленин призывал пропагандистов заглядывать в самые недра трудового народа, в толщу масс и разъяснять вопросы теории во всей их конкретности, с фактами и цифрами, на близких людям примерах. Сам он показал образцы в этом отношении. Трудно найти такие слои или группы трудящихся, перед которыми бы Ленин не выступал. Только в годы Советской власти он произнес более 320 публичных речей. Его слушателями были рабочие и крестьяне, красноармейцы и учителя, молодежь и ученые, служащие и студенты. «Где бы Ленин ни выступал,— вспоминал А. А. Андреев,— на съезде или на митингах — он с первых же слов полностью захватывал, брал в плен аудиторию; все взоры, все внимание уже неотрывно и до конца сосредоточивались на Ленине. Тут действовали важность вопроса, прямота, сила правды, глубокая убежденность и страстность, звучавшие в первых же фразах речи, соединенные с огромным личным обаянием Ленина и доверием к нему **. «Секреты» успеха ленинского публичного слова многообразны. Прежде всего это тщательная подготовка к каждому выступлению. Соратники Владимира Ильича, те, кто работал с ним, отмечали, что Ленин добивался того, чтобы каждая мысль была продумана, проработана и отшлифована. Г. В. Чичерин, например, писал в воспоминаниях: собеседник В. И. Ленина «учился у него тому, что всякая человеческая мысль должна быть добросо-
* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14—15 июня 1983 года. М„ 1983, с. 18. ** Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В 5-ти т. М., 1979, т. 4, с. 22.
вестной работой, а не безответственным самоуслаждением или блефом». Сам Владимир Ильич стремился к тому, чтобы в мысли «не осталось ничего расплывчатого и неясного и чтобы вся она от начала до конца отличалась полной ясностью и определенностью» *. В речах и докладах В. И. Ленина органически соединялись научность мысли и железная логика с эмоциональностью и революционной страстностью. Современники Владимира Ильича отмечали, что трудно было представить себе «более цельное сочетание в одном лице громадной мысли, могучей воли и великого чувства» **. Живое слово Ленина как факел освещало путь революционным массам, воодушевляло их, помогало преодолевать трудности, сознательно строить новую жизнь. Уроки ленинского пропагандистского мастерства — вечно живой, неиссякаемый родник, из которого черпали, черпают и будут черпать знания и опыт все, кто ведет идейно-воспитательную работу среди трудящихся. Это тем более важно подчеркнуть, что пропагандистские кадры играют решающую роль в идеологическом процессе. Партия верит в свои кадры, высоко ценит их благородный, самоотверженный труд, проявляет заботу о повышении идейно-теоретических знаний и профессионального мастерства идеологических работников. Знать ленинские традиции воспитания пропагандистских кадров, требования к ним, опыт их работы — важное условие совершенствования идейно-воспитательной работы. В. И. Ленин воспитал блестящую плеяду партийных пропагандистов, владевших искусством убеждения масс, умением зажигать сердца людей, увлекать их на борьбу за дело рабочего класса, всех трудящихся. Среди них соратники и ученики Владимира Ильича — И. В. Бабушкин, В. В. Воровский, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. С. Ольминский, Я. М. Свердлов, Г. В. Чичерин, С. Г. Шаумян и другие видные деятели Коммунистической партии и Советского государства. Ленинская школа пропагандистского мастерства формировалась и развивалась на прочном фундаменте марксистско-ленинской методологии, единых, подлинно научных принципах. Это коммунистическая партийность, научность, правдивость, доступность, неразрывная связь с
* Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В 5-ти т., т. 4, с. 413. ** Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В 5-ти т. М., 1979, т. 3. с. 5.
жизнью, с практикой революционной борьбы, социалистического строительства. Это боевой, наступательный дух, непримиримость к буржуазной идеологии. О пропагандистском мастерстве верных ленинцев и рассказывается в этой книге. Все они, начав свою революционную работу в подпольных марксистских кружках, сформировались как пропагандисты, публицисты и ораторы под руководством В. И. Ленина, выросли после победы Октября, за исключением рано погибших И. В. Бабушкина и Н. Е. Вилонова, в крупных партийных и государственных работников. Находясь на различных руководящих постах, выполняя ответственные задания партии, они сохраняли и развивали ленинские традиции постоянного общения с массами, часто выступали перед трудящимися, проявляли дар подлинных воспитателей людей нового общества.
Нынешнему поколению политических бойцов партии бесконечно дорога память о пропагандистах ленинской школы, благодаря которым в революционную эпоху, в годы строительства основ социализма коммунистические идеи, овладевая массами, становились могучей, всесокрушающей и всесозидающей силой. Вот почему поистине огромно эмоциональное воздействие примера жизни и деятельности соратников В. И. Ленина. Обращение к их опыту, к рассказу о славных традициях большевистской пропаганды, заложенных В. И. Лениным и развиваемых его учениками, будет способствовать глубокому пониманию преемственности в идеологической деятельности нашей партии, осознанию нерасторжимости взаимосвязей прошлого с современной социально-политической практикой. Опыт идеологической деятельности соратников В. И. Ленина, их советы пропагандистам, методы общения и воздействия на аудиторию сохраняют свое значение и в современных условиях коммунистического строительства. Наша партия, свято соблюдая и творчески осмысливая ленинские традиции пропаганды, заботится о создании всех условий для ее совершенствования. Она исходит из того, что пропаганда — важнейший инструмент политической деятельности, эффективное средство разъяснения массам сущности решений съездов партии, пленумов ЦК КПСС, других партийных документов. В этой связи постоянно растут требования к пропагандистам, призванным направлять сознание, волю, энергию трудящихся на достижение выдвигаемых партией целей. Их долг — оказывать помощь советским людям в понимании конкретных путей борьбы за дальнейший социально-экономический прогресс, в сознании причастности труда, ежедневных дел каждого из них к общему делу партии, государства. Важно, считает партия, использовать все возможности для живого, доверительного общения с людьми, откровенного разговора о волнующих их проблемах. Обязанность всех руководителей, как неоднократно подчеркивалось в партийных документах, систематически выступать непосредственно в трудовых коллективах. И в этом отношении им есть чему поучиться у пропагандистов ленинской школы, которые умели передавать своим слушателям глубину идей партии, определять четкие ориентиры в громадной массе фактов политической борьбы, воодушевлять тружеников города и села на преодоление сложностей, трудностей, препятствий, всегда имеющих место в жизни. Конкретный подход к воспитанию людей — традиция ленинской партии. Вся история ее идеологической деятельности свидетельствует о постоянном стремлении конкретно подходить к индивидуальности, обеспечить расцвет дарований, творческих способностей каждого человека. В возвышении человека-творца, строителя коммунистического общества КПСС видит свое историческое призвание. Какие бы задачи она ни решала на различных этапах созидания нового общества, любые из них в конечном счете в своей основе, направленности имели в виду воспитание всесторонне развитого человека, социально активной творческой личности. Строить новый мир — это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте. Так определяет Центральный Комитет партии главную цель всей воспитательной работы. Именно под этим углом зрения рассматривал вопросы идеологической, массово-политической работы июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС. Партия, отмечалось на Пленуме, многого добилась в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда и не ставил,— формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоенности нет и быть не может. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества.
Жизнь постоянно выдвигает перед пропагандистами все новые и новые задачи. Неизменной, однако, была и остается задача формирования научного, марксистско-ленинского мировоззрения — основы коммунистического воспитания людей. Именно оно делает коммунистов, трудящихся сознательными политическими бойцами, способными вести аргументированную полемику с любыми идейными противниками. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения тесно связано с убедительной и умелой пропагандой исторических достижений советского народа, преимуществ социалистического строя, раскрытием значения таких его фундаментальных ценностей, как коллективистский дух и товарищеская взаимопомощь, подлинное народовластие и гуманизм, братская дружба народов, нравственное здоровье общества, уверенность каждого человека в завтрашнем дне. Все это, в совокупности означающее принципиально новое качество жизни трудящихся масс, важно пропагандировать и сейчас, в период, когда советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма. Необходимо, указывалось на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС, решительно поднять идеологическую, воспитательную работу на уровень тех больших и сложных задач, которые партия и народ осуществляют в процессе совершенствования развитого социализма. Массово-политическая работа призвана крепить единство партии и народа, повышать коммунистическую убежденность, политическую активность трудящихся, развивать их творческую энергию. Определяющую роль в пропагандистской работе играет содержание. Оно, как известно, не сводится к пропаганде общетеоретических положений, а должно отражать все то, что происходит в жизни, помогать людям анализировать новое, правильно ориентироваться в событиях. Эффективность работы по формированию сознания масс прямо зависит от того, насколько точно учитываются в ней особенности периода, конкретно-историческая обстановка. Сегодня в основу всей пропаганды положена идея всестороннего совершенствования развитого социализма. Партия учит всех идеологических работников последовательно осуществлять коммунистическое воспитание масс на прочном фундаменте социально-экономической политики КПСС, наполнять его глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь для дальнейшего движения вперед. Важно, подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Константин Устинович Черненко, «обеспечивать все более тесную взаимосвязь экономического, социального и духовного прогресса советского общества. Невозможно поднимать экономику на качественно новый уровень, не создавая необходимые для этого социальные и идеологические предпосылки. Равным образом невозможно решать назревшие проблемы развития социалистического сознания, не опираясь на прочный фундамент экономической и социальной политики» *. В центре внимания Коммунистической партии было и остается воспитание у советских людей сознательной потребности в труде, повышение их гражданской активности, инициативы в решении проблем общественной жизни. В народной инициативе — от хозяйского, творческого отношения к делу на рабочем месте до активного участия в управлении государством, обществом — партия видит неисчерпаемый резерв нашего прогресса.
* Черненко К. У. Народ и партия едины. Избранные речи и статьи. М„ 1984, с. 419. *** |