КАЛИНИН Михаил Иванович 1875—1946
Путь в революцию
Много их было, путей в революцию, сложных и извилистых. Один не похожий на другой. Своеобразным, не укладывающимся в привычные схемы был этот путь у Михаила Ивановича Калинина.
Простой крестьянский мальчишка родился в семье, еще помнившей крепостное право, в деревне Верхняя Троица Тверской губернии. Он за счастье, за крупное везение в жизни считал то, что ему удалось устроиться «мальчиком для услуг» у петербургского генерала Мор-духай-Болтовского, проводившего лето близ Верхней Троицы. Генерал, его супруга и дети относились к Михаилу почти как к родному.
В таких условиях вырос стойкий и бесстрашный большевик-ленинец, авторитетный руководитель питерских пролетариев, выдающийся пропагандист и агитатор нашей партии. Противоречие здесь только внешнее. Честная, жаждущая действия натура юноши не хотела мириться с социальным неравенством, искала путь к правде, а благоустроенный быт генеральской семьи лишь подчеркивал резкий социальный контраст с жизнью крестьян родной деревни, толкал его на размышления, побуждал к овладению знаниями. В доме генерала были условия для учебы. В его библиотеке нашел Калинин «вольнодумные» сочинения Радищева и Пушкина, Герцена и Чернышевского, впервые узнал о декабристах, познакомился с философскими сочинениями Шелгунова.
Юношеские годы Калинина, его служба у генерала, потом работа на «Старом арсенале» — это годы поисков, становления характера, накопления знаний, пока бессистемных, порой случайных. «Учением врассыпную» называл сам Михаил Иванович свое самообразование. Его сознательная жизнь, которую он посвятил делу освобождения рабочего класса, по собственному признанию, началась на Путиловском заводе, куда он поступил весной 1896 года. Среди рабочих, отмечал Калинин, «во мне начало создаваться, крепнуть, выковываться большевистское революционное мировоззрение» '.
Здесь он сначала вступает в один из кружков ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», потом сам начинает руководить кружками, создает марксистские организации не только на Путиловском, но и на других заводах и фабриках Петербурга. В тяжелейших условиях подполья, постоянной жандармской слежки Калинин овладевал революционным марксистским учением, изучал русскую литературу, историю, готовился к грядущим битвам с самодержавием.
Огромное впечатление произвела на него первая ленинская работа, с которой он познакомился на занятиях кружка. Это была книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». С этого момента он становится ярым приверженцем Ленина, никогда ни на шаг не отступившим от его заветов.
Жизнь Калинина насыщена кипучими боевыми делами, но на все он находит время. Тяжелый физический труд на заводе по 12—14 часов в сутки. Занятия в вечернем техническом училище для взрослых рабочих (использовал он эту возможность для повышения своих знаний). Революционная работа в марксистских кружках. Организаторская деятельность, направленная на сплочение социал-демократических сил. Да еще диспуты, споры, беседы. Сколько же это все отнимало времени, сил, энергии! Правда, вспоминал впоследствии Михаил Иванович, «иногда мы были «свободными» для учебы людьми. Бывало, посадят в тюрьму, там мы и читаем, что, правда, не всегда удавалось» 2.
Четырнадцать раз закрывались и открывались ворота тюрем перед Калининым. Почти на каждый год вплоть до Февральской революции приходились арест, тюрьма, ссылка или просто бегство от жандармской слежки в Верхнюю Троицу. Рабочие Тбилиси (тогда Тифлис), Таллина (в ге годы Ревель), старой Москвы помнят высланного из столицы Калинина — простого, обаятельного, смешливого человека и в то же время бесстрашного борца, талантливого пропагандиста и организатора.
Куда бы ни бросала судьба Михаила Ивановича, он неизменно возвращался в Петербург — штаб, цитадель революции. С каждым годом деятельность его приобретала все более широкий размах. Пражская партийная конференция в 1912 году избрала его кандидатом в члены ЦК РСДРП. Он был введен в состав Русского бюро ЦК. Трудно перечислить все боевые дела Калинина. Не случайно в одном из донесений царской охранки, относящемся к концу 1915 года, сказано: «Калинин, Михаил Иванов, по агентурным сведениям,— социал-демократ (большевик), ленинец. Видный и деятельный партийный работник, член Выборгского районного комитета...
В прежние годы состоял членом Петроградского комитета, был на съездах социал-демократов, имеет большой опыт организационной работы, ведет широкое знакомство с интеллигенцией, пользуется большой популярностью среди рабочих, много раз выступал на митингах, призывал к забастовке, хороший оратор и пропагандист...» 3
После Октябрьской революции, в которой М. И. Калинин принимал активное участие, он становится председателем Петроградской городской думы, а в 1919 году — председателем ВЦИК. Выступая в поддержку его кандидатуры, В. И. Ленин говорил: «Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он — крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством и постоянно обновляющий и освежающий эту связь. Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс, когда у них нет партийной подготовки, когда пропагандистам и агитаторам не удавалось к ним подойти по-товарищески и умело, тогда тов. Калинину удавалось разрешить эту задачу» 4.
С этого времени почти до последних дней своей жизни Калинин оставался на посту сначала «всероссийского», а потом «всесоюзного старосты». С его именем неразрывно связано решение важнейших вопросов государственного строительства: создание советских республик, национальных областей и округов, образование СССР, разработка и принятие Конституций СССР и РСФСР.
Государственную работу Калинин сочетал с любимой пропагандистской деятельностью. Только в 1919 году, после VIII съезда партии, он побывал в 15 губерниях, 36 уездных городах, 70 волостных центрах и селах... За это время он 240 раз выступил перед рабочими и крестьянами. «...Благодаря тов. Калинину,— говорил Ленин на I Всероссийском совещании по партийной работе в деревне 18 ноября 1919 года,— работа в деревне получила значительный толчок. Крестьянин, несомненно, получил возможность более непосредственного сношения с Советской властью, обращаясь к тов. Калинину, который представляет в своем лице высшую власть Советской республики» 5.
Создание и укрепление Советского государства, воспитание масс в духе коммунизма, пропаганда марксистско-ленинских идей — вот основные направления деятельности Михаила Ивановича Калинина.
Пропагандист идей ленинизма
Уже начиная с середины 20-х годов Михаил Иванович Калинин часто выступает в газетах и журналах с обстоятельными статьями. Среди них необходимо выделить, как наиболее полно отражающую особенности пропагандистских выступлений М. И. Калинина, статью «Что делает Советская власть для осуществления демократии». Написана она была осенью 1926 года для иностранной печати, а советские читатели имели возможность ознакомиться с ней тогда же в журнале «Новый мир» № 10.
Без преувеличения можно сказать, что эта статья Калинина и сегодня служит образцом блестящего пропагандистского выступления. Вся сила идейной убежденности, глубокого мышления, публицистического мастерства Михаила Ивановича отразилась в этой статье. В ней ярко проявились все черты, наметившиеся еще в его ранних устных и печатных выступлениях, и обнаружились новые, свидетельствующие о рождении выдающегося таланта на ниве партийной пропагандистской публицистики.
Довольно значительная по объему (более двух печатных листов), статья тем не менее не производит впечатления громоздкой. Она светла и прозрачна, если так можно сказать об этой стороне литературного творчества. Светла и прозрачна за счет исключительной простоты языка, стройной логичности изложения, предельной откровенности.
С самого начала статьи автор умело овладевает вниманием читателей: «По существу говоря, можно бы заглавие перевернуть: «Чего не делает Советская власть для осуществления демократии», ибо все, что бы ни делала Советская власть, есть осуществление или укрепление демократии, ибо все, что укрепляет Советскую власть как таковую своим следствием укрепляет и демократию»6. И дальше внимание читателя до конца удерживается постановкой все новых и новых острых вопросов, полемическим характером их изложения, стройной логикой повествования, приведением убедительных примеров.
Показывая, как исторически сложилось, что в СССР осталась одна партия — Коммунистическая, Михаил Иванович обстоятельно разъясняет, что легализация в стране обанкротившихся партий меньшевиков и эсеров, предавших интересы рабочего класса и крестьянства, означала бы, по существу, легализацию буржуазной организации, у которой в перспективе была только одна цель — свержение Советов. Мы же держим курс на ликвидацию не только буржуазных партий, но и вообще всех буржуазных классов.
Автор не отметает «обвинений» по адресу большевиков, не оправдывается — он все время наступает. Нарушаем ли мы принципы демократизма, отнимая у буржуазии политические права? А покажите мне хоть одну революцию в мире, в которой не нарушались бы чьи-либо права? Да, капиталисты у нас лишены права участия в выборах и права быть избранными в Советы. Но зато Советское правительство привлекает к активной общественной деятельности наряду с пролетариатом миллионы трудящихся. И здесь Михаил Иванович высказывает мысль, которая намного опередила события, показала его глубокую государственную мудрость. «...Пролетарское государство,— писал он,— будет превращаться постепенно, по мере успехов социалистического строительства, изживания капиталистических отношений и исчезновения капиталистов, в государство общенародное...» 7
Так предвидеть дальнейший ход исторических событий мог только настоящий марксист-ленинец, владеющий революционной методологией. Уже тогда развитие и совершенствование социалистической демократии он связывал с перспективой перерастания пролетарского государства в общенародное.
Калинин не смягчает выражений, когда говорит об ущербности буржуазной демократии: «Для капиталистов выборы в парламент — это бросить обглоданную кость народу, иллюзию, что он может забаллотировать ту или другую буржуазную группировку или особо ненавистную ему партию» 8.
Яркая, написанная с твердых идейных позиций, убедительно и сочно, статья М. И. Калинина сыграла важную роль в разъяснении политики партии и государства, в опровержении лживых измышлений и прямой клеветы буржуазных пропагандистов на нашу страну.
Особое место в творчестве М. И. Калинина занимают публикации о В. И. Ленине.
«Чем дальше в историческую даль отходит от нас живой, непосредственный Ленин,— писал М. И. Калинин в 1927 году,— тем все выше, все более гениальным обрисовывается его образ перед глазами трудящихся масс» Именно это обстоятельство заставляет Калинина снова и снова обращаться к ленинской теме. Свет ленинских идей, безграничную любовь к Ильичу, бесконечную преданность его учению Михаил Иванович пронес через всю свою жизнь. Ленину, его бессмертному теоретическому наследию он посвятил сотни своих докладов, речей, статей и отдельные брошюры. Уже в глубокой старости Калинин с юношеской энергией работает над брошюрой, посвященной первому крупному ленинскому произведению, прочитанному им в молодости,— книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».
Брошюра М. И. Калинина как бы итог всей его пропагандистской деятельности. Он разъясняет политическую актуальность ленинского труда, показывает, что народники в свое время пользовались популярностью среди интеллигенции, студенчества и даже части рабочих. Выдавая себя за революционеров, они прикрывались социалистической фразеологией, кажущейся непримиримостью к царизму. А по существу, пишет Калинин, либеральные народники «являлись выразителями интересов кулацких слоев крестьянства, мелкой буржуазии, интересов, прикрываемых проповедью мещанского социализма. Реакционная обстановка способствовала такой мимикрии, ибо ночью все кошки серы» 10.
Наглядно и убедительно показывает Калинин, как Владимир Ильич сорвал с народников «социалистическое покрывало», как разоблачил их стремление замазать «отвратительность русского царизма», притупить ненависть к нему. Своей теоретической полемикой с народниками, пишет Михаил Иванович, Ленин «преследует практическую цель — расширить и углубить водораздел между либералами и демократическим движением, избавить демократическое движение от гегемонии либерализма, обосновать необходимость поддержки радикальной демократии, способной на народную революцию с отторжением земли от помещиков, с уничтожением всех феодальных институтов. Другими словами, Ленин рассматривал революционное крестьянство как надежного союзника пролетариата в народной революции» ".
Брошюра написана Калининым спустя пятьдесят лет после выхода в свет работы В. И. Ленина. Но Михаил Иванович доказывает, что значение ее и в наши дни не уменьшилось. «Мы видим,— пишет он,— как Ленин в полемике с враждебной марксизму идеологией с предельной простотой и ясностью дает настоящее понимание марксизма, приучает к пытливой зоркости, недоверию к людям, прикрывающимся плащом социализма и демократии, а на самом деле готовым не за страх, а за совесть раболепно служить реакции. Таких людей в зарубежных странах в настоящее время более чем достаточно— от прямых политических жуликов до мягкотелых соглашателей, на словах сочувствующих народным массам, а на деле всегда готовых, при удобном случае, продать народные интересы» |2.
Связь с современностью, наступателыюсть, страстность — вот черты, которые отличали пропагандистскую деятельность М. И. Калинина. Главное для такой пропаганды — это идейное содержание, коммунистическая убежденность самого пропагандиста, его преданность партии, верность марксизму-ленинизму. Эту истину Михаил Иванович выстрадал и понял на основе личного опыта. Только переварив и усвоив содержание огромного количества разнообразной литературы — и художественной, и научной, и политической,— он смог изучить и понять Маркса, Ленина, связать свою судьбу с рабочим движением и на этой основе стать убежденным революционером, непоколебимым борцом за народное дело.
Овладение марксизмом-ленинизмом Калинин рассматривал не как простое чтение соответствующих произведений. Чтобы быть марксистом, учил он, недостаточно ознакомиться с трудами Маркса, Энгельса, Ленина. Изучение марксизма он тесно связывал с практическим применением его к конкретным явлениям жизни. «Мы изучаем марксизм-ленинизм,— говорил Михаил Иванович,— как метод, как инструмент, при помощи которого мы правильно определяем наше политическое, общественное и личное поведение. Мы считаем, что это самое могущественное орудие человека в его практической жизни»
Призывая пропагандистов и агитаторов, всех советских людей к творческому овладению марксизмом-ленинизмом, Калинин прививал своим слушателям принципы коммунистической морали, учил их любить Родину, труд, сохранять верность делу партии, преданность идеалам коммунизма. В своих произведениях «О коммунистическом воспитании», «О моральном облике нашего народа», «Что дала Советская власть трудящимся», «Славный путь комсомола» и других он глубоко разработал вопросы коммунистического воспитания, показал образцы научности, партийности, искусства пропаганды.
Доклад «О коммунистическом воспитании», прочитанный на собрании партийного актива Москвы 2 октября 1940 года, в двадцатую годовщину речи В. И. Ленина на 111 съезде РКСМ,— одно из замечательных выступлений Калинина. Здесь он показал, что коммунистическое воспитание масс неразрывно связано с развитием их политического сознания, общей культуры, повышением интеллектуального уровня. Важнейшим элементом этого воспитания является труд, отношение к нему. В нашей стране ценнейший человек — это тот, кто вносит эффективный вклад в борьбу за высокую производительность труда.
Глубоко и обстоятельно разработал Калинин вопрос о воспитании советского патриотизма. Любовь к Родине он понимал не как отвлеченную, платоническую, а как могучую и действенную силу. «Я говорю... о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает никакой пощады к врагам, которая не остановится ни перед какими жертвами во имя родины» |4.
Умение доходчиво, ярко излагать широким массам сложнейшие теоретические и политические вопросы Калинин довел до большого совершенства. Человек, всегда тесно связанный с жизнью, с широкими массами трудящихся, он умел находить такие образы, которые были близки его слушателям, которые и сегодня являются шедеврами большевистской пропаганды. Особенно ярко это дарование проявилось в устных выступлениях М. И. Калинина — его речах, докладах, беседах.
Трудное искусство
В речи на XV Московской губернской партконференции 12 января 1927 года Калинин говорил: «...Ораторское искусство — это, товарищи, самое трудное искусство, и большевики, работающие в массовых организациях, должны обладать этим искусством. Не обладая этим искусством, усыпить аудиторию ничего не стоит» 15.
Сам Калинин был замечательным большевистским оратором, мастером яркой и образной речи, задушевной беседы. Говорил Михаил Иванович уверенно и спокойно, иногда останавливался, обдумывая очередное слово, нередко поправлял сам себя. Видно было, что он творит свои фразы в ходе речи. Многим казалось, что его выступления — это сплошная импровизация. На самом же деле было не так.
В Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС хранится много черновиков, машинописных и написанных от руки,— свидетелей кропотливой и скрупулезной работы Калинина над текстом будущих речей. Выписки из разных книг, цифровой материал, цитаты из зарубежных изданий и факты, факты, факты... Потом планы, короткие наброски, развернутые тезисы. Реже он писал полный текст доклада или речи.
Калинин с огромным уважением относился к своей аудитории, каждый раз обстоятельно готовился к выступлению. «Если я над докладом работаю месяц...— говорил он в 1929 году на IV Всесоюзном совещании рабселькоров,— то у меня доклад выйдет значительно лучше и значительно короче. А когда доклад делаешь, то вы думаете, что человек над этим докладом предварительно не работал, а просто здесь на трибуне, «по интуиции» слова говорит, случайные анекдоты приводит, случайные отвлеченные мысли излагает популярным языком. Жестоко ошибаются те, кто так думает. Когда хочешь, чтобы доклад был короткий и в то же время обстоятельный, чтобы он был не скучный, потому что самый плохой доклад — это скучный, чтобы доклад влиял на массу,— над ним нужно очень и очень много работать» |6.
Тщательно, с карандашом в руке готовясь к докладу, Михаил Иванович вместе с тем не был сторонником выступления по бумажке. После того как доклад подготовлен, материал усвоен и переварен, Калинин шел на трибуну с небольшим планом и теми необходимыми цифрами и цитатами, без которых нельзя было обойтись. Он просто и задушевно беседовал с людьми. «Лектор,— говорил он,— должен прочесть 10—15 книжек и рассказать их по-своему,— так рассказать, как только он один может» |7. Каждый пропагандист должен стремиться говорить своим языком, учил Калинин, языком простым и естественным.
Большое значение Калинин придавал началу выступления. Он предупреждал пропагандистов против трескучих слов, общих рассуждений, против трафаретных фраз. «Речь надо начинать прямо с существа дела,— говорил Михаил Иванович,— или с чего-либо интересного, что привлечет внимание» |8. Главное в дальнейшем изложении — логичность, последовательность, целеустремлённость. Только соблюдая эти требования и широко используя многообразные ораторские приемы, лектор, докладчик, пропагандист кружка может рассчитывать на внимание слушателей.
Калинину, воспитаннику ленинской школы, были чужды словесные штампы, громкие заклинания и готовые фразы. Каждое его выступление проникнуто горячим желанием убедить, доказать, заставить поверить правде своих слов. Непреклонная идейная убежденность в сочетании со страстностью, доказательностью и задушевностью речи — так можно было бы коротко охарактеризовать его манеру говорить.
Калинин был сторонником спора, полемики, живого обсуждения вопросов теории. Он говорил: «Надо, чтобы люди спорили, и не искусственно, а по существу, т. е. так, чтобы дело доходило, если не до «драки», то хотя бы до серьезной, до жаркой перепалки. Тогда люди будут ходить на кружки и заниматься» |Э.
Михаил Иванович любил шутку, юмор. Это качество высоко ценил в нем В. И. Ленин. Но свидетельству А. А. Андреева, на заседаниях ЦК партии Калинин, высказывая свое мнение, «обычно любил ввернуть что-нибудь такое мудреное и оригинальное, что все покатывались со смеху, особенно Ленин. Он смеялся до слез и снова повторял: «Как, как вы сказали, товарищ Калинин?» — и снова заразительный смех» 20.
Шутка, ироническая или добродушная, замечание, злое, саркастическое или просто смешное, доброжелательное,— все это ложится в выступлениях Михаила Ивановича на свое место, органически вплетается в словесный узор речи, не выпирает из нее, не носит характера «вставного номера». Так, на приеме комсомольских работников Красной Армии, отвечая на чье-то замечание, что в их организации много хороших товарищей, но не все, дескать, они вожаки, Калинин говорит: «Что на это ответить? Ежели бы весь народ состоял из вожаков, то, пожалуй, и народа не было бы... Я боюсь, что, если бы в части оказались одни только вожаки, такая часть была бы небоеспособной, потому что каждый обижался, почему его ведут» 2|.
Быстрый остроумный ответ, кстати вспомнившийся факт помогают пропагандисту иной раз ярче осветить вопрос, чем десяток цитат и цифр. Калинин владел таким умением в совершенстве. Вот один пример.
В начале февраля 1920 года Калинин выступал в Иваново-Вознесенске на губернской конференции беспартийных крестьян. На конференции было немало эсеров, стремившихся во что бы то ни стало скомпрометировать «всероссийского старосту», а в его лице и политику Советской власти в отношении крестьянства. «После доклада,— вспоминал позднее Михаил Иванович,— мне было задано много разных вопросов и среди них такой: кто важнее для Советского государства крестьянин или рабочий? На это я ответил также вопросом: пусть мне скажут, какая нога важнее у человека — правая или левая? Ответ был встречен бурей аплодисментов» 22.
Этим ставшим знаменитым ответом М. И. Калинин, по его собственному признанию, не стремился к оригинальности и остроумию. Ему нужно было найти наглядный пример равенства двух дружественных классов в строительстве Советского государства. В ту пору это было очень важно. И он нашел сравнение, образ, пример, понятный массам беспартийных крестьян.
Находчивость, в основе которой глубокая мудрость, знание жизни,— вот что характеризовало Калинина-оратора. Как-то в Твери, которую он впервые посетил только после Октябрьской революции, один из местных руководителей рассказал ему, что многие рабочие и работницы после смены подрабатывают продажей овощей с приусадебных участков, разгрузкой барж. Предложение его сводилось к тому, чтобы издать декрет против «любителей двойных заработков».
Калинин усмехнулся иронически, раскурил погасшую самокрутку и спросил:
Это что же они, рабочие-то, с жиру за двойным заработком гоняются?
Рабочие засмеялись, а сторонник нового декрета молчал.
— И сколько у вас таких, против которых декрет нужен? — продолжал Калинин.
— Почти все такие.
Выходит, декрет рабоче-крестьянской власти будет против большинства рабочих, которые завоевали эту власть?.. Не так-то это просто, как кое-кому кажется, написать декрет. Конечно, бумага — она бессловесная; что ни написано, все стерпит. А народ? Законы Советского государства должны быть для большинства трудящихся — это раз. Мало ли что захотелось бы мне утвердить декретом! Желание одного человека или незначительной массы — это еще пе основа для закона. Все полагается взвесить, какой толк от этого для народа, для государства, для нашей партийной линии? А во-вторых, декреты пишутся не на один год. От них внукам нашим и тем польза должна быть 23.
Просто, с юмором, облекая сложные понятия в популярную форму, говорил он с народом, стараясь, чтобы слово его доходило до всех.
Метод простого рассказа
Простота — вот что сразу же бросается в глаза каждому, кто знакомится с выступлениями Михаила Ивановича. Что понимал под простотой Калинин? Ведь простота простоте рознь. Можно говорить просто и в то же время скучно. Простота не только доходчивость и убедительность. Настоящая простота речи — это ясное, яркое и логичное изложение.
Простота не исключает, а, наоборот, предполагает использование различных образных средств, усиливающих выразительность речи. Эта образность должна быть умелой и уместной, где каждый эпитет и каждое сравнение не являются самоцелью, а служат средством наиболее яркого изложения мысли. Простота речи Калинина достигалась прежде всего тем, что он охотно применял, по его собственному выражению, «метод простого рассказа». Чаще всего он по-дружески беседует со слушателями. Задает им вопросы — и риторические, не требующие ответа, и деловые, ответы на которые вплетаются в текст его речи; обращается со словами, приглашающими вместе рассудить, обдумать тот или иной вопрос; приводит примеры близкие тем, кто его слушает; возражает сам себе и тут же разбивает возражение; призывает слушателей в свидетели и вместе с ними шаг за шагом добирается до истины. И все это в разговорной форме, свободно.
Фразы Калинина могли быть и длинными и короткими, почти афористичными, но они всегда одинаково ясны. Вот несколько коротких фраз: «Жизнь измеряется не только в длину», «Плестись в хвосте за массами — это тоже «связь» с массами». Или исключительно емкое по смыслу: «Самое ценное у партийного работника,— чтобы он сумел празднично работать и в обыкновенной будничной обстановке...» 24.
Ясность, доходчивость достигаются Калининым и за счет образных выражений, ярких сравнений. «Коммунистическое мировоззрение,— говорил он,— является тем же самым для борцов пролетарской революции, чем, скажем, для астронома является огромнейший телескоп, а для лабораторного исследователя — микроскоп» 25.
С каждой аудиторией Михаил Иванович умел найти общий язык, установить контакт. С партийными работниками он говорит не так, как с комсомольцами, с рабочими или колхозниками — иначе, чем с учителями. И дело тут не в каком-то умышленном упрощении речи.
Так, в 1935 году он выступает на машиностроительном заводе имени Калинина в Москве. Как принято говорить, он сразу «берет быка за рога». Нелицеприятно, не боясь кого-либо обидеть, говорит: «Слишком, если можно так выразиться, ваша конференция принимает агитационный характер. Мы здесь собрались, я думаю, не для того, чтобы агитировать один другого или давать обещания, а потом их не выполнять. Что это? Это ведь люди сошлись для того, чтобы дело поправить. Есть брак. Я не знаю, как в других местах, но делегация, которая у меня была, вынуждена была признаться, что по ответственным деталям брак доходит до 40 процентов... Такая вещь нетерпима, и при таком положении ни о каком выполнении плана, ни о какой решительной борьбе со штурмовщиной речи быть не может» 26.
Серьезный деловой разговор специалиста со специалистами, разговор обстоятельный, энергичный, доказательный. Критика сменяется конкретными советами. Его очень волнует качество продукции. Он снова и снова возвращается к этому вопросу. «Представьте себе, что будет война. Во время войны вы будете давать в ответственных деталях 40 процентов брака. Вы знаете, что это будет?» 27.
Совсем иной характер носит речь Михаила Ивановича перед необычной даже для того времени аудиторией.
В Оренбурге в 1919 году он вышел в своем длинном брезентовом пальто на трибуну, перед которой стояли сотни военнопленных колчаковцев. Снял картуз и сказал им, ожидавшим увидеть советского президента в несколько ином обличье:
— Казаки, военнопленные, перед вами стоит представитель рабоче-крестьянской власти, перед вами стоит не человек белой кости, не человек, умеющий красиво гарцевать на коне...
И, добившись внимания, Калинин заговорил о страданиях народа, о том, за что воюет Советская власть. Пристыдил за то, что казаки поддались на уговоры белогвардейцев, поверили им.
— Вы могли думать, что великий русский народ, который создал все фабрики, который построил тысячеверстные железные дороги, у которого в руках дворцы и все богатства этого мира,— вы могли подумать, что этот русский народ придет отнимать у вас эту землю... Только опьяненная ненавистью голова может подумать, что английский купец из милости, из сожаления к казакам посылает пулеметы и деньги.
Нет, он посылает эти пулеметы для того, чтобы вас, дураков, связать крепкими цепями, а потом и нас — всю коренную Россию 28.
И бывшие колчаковцы не обиделись даже, что их назвали дураками. Они приняли резолюцию, которая начиналась словами: «Мы до сего времени были обмануты царскими старыми слугами...»
Три аудитории, три разных подхода к людям, три разных манеры разговора. Но есть и некоторые общие приемы речи, с помощью которых Михаил Иванович поддерживал контакт с аудиторией. Это задушевность, внимание и уважение к людям, искренность и правдивость, творческое горение. Равнодушному пропагандисту никакие ораторские приемы не помогут. Михаил Иванович в речи на выпуске студентов Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова 28 мая 1926 года говорил:
«...Если хочешь владеть массами, так нужно гореть, если ты подошел к аудитории и ты сам не волнуешься, тебе самому хочется спать, несомненно, и аудитория будет соответствовать твоему настроению. Прямо вам скажу, нет ничего более чувствительного, это самый чувствительный барометр — аудитория. Вы можете самым простым языком говорить с трибуны, но если вы волнуетесь, если вопросы, которые вы подняли, имеют значение, если вы на трибуне решаете вопрос, масса будет увлечена вместе с вами».
Не бойтесь резко ставить вопрос, советовал Михаил Иванович, лишь бы это было правильно, по-партийному. Всю правду в глаза, как бы неприятна она ни была, -вот что было повседневным правилом Калинина.
Правдивость пропагандиста он всегда тесно связывал с такими его качествами, как скромность, уважение к людям. Если хочешь пользоваться любовью рабочих, говорил он, нужно воспитывать в себе скромность, не зазнаваться, не кичиться своей образованностью. Речь пропагандиста не должна быть казенной, излишне назидательной: «нужно то-то», «мы должны», «мы обязаны». Совсем другое дело, когда пропагандист свою мысль выражает путем рассуждения, анализа, доказательства.
Михаил Иванович неоднократно отмечал, что если пропагандист в разговоре с людьми хоть каким-нибудь жестом, интонацией голоса, незначительной, случайной, казалось бы, фразой даст понять, что он считает себя умнее их, больше знает, то он пропал. Рабочий и вообще рядовой человек не любит людей, которые себя высоко ставят, и прислушиваться к ним не будет, а в подходящий момент и крепко им об этом напомнит» 29.
Никакая статья о пропагандистском мастерстве Калинина не может заменить живого общения с его трудами. Каждое его выступление, будь то брошюра или статья, доклад или беседа,— богатейшая школа для пропагандиста. Советы Калинина, его мысли по вопросам пропаганды марксизма-ленинизма, коммунистического воспитания были и остаются источником вдохновения для миллионов пропагандистов и агитаторов, для всех коммунистов.
А. Толмачев
УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ
1 Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т. М., 1962, т. 3, с. 260.
2 Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1958, с. 139.
3 Цит. по кн.: Толмачев А. Калинин. М., 1974, с. 98. ' Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 38, с. 224.
5 Там же, т. 39, с. 313.
f' Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т. М., 1960, т. 2, с. 51. 7 Там же, с. 75. " Там же, с. 80. ,J Там же, с. 134.
,п Калинин М. И. Статьи и речи (1941 1946). М., 1975. с. 588.
11 Там же, с. 593.
12 Там же, с. 602.
1:1 Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т., т. 3, с. 318. " Там же, с. 413.
15 Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т., т. 2, с. 129.
16 Калинин М. И. О корреспондентах и корреспонденциях. М., 1958, с. 71—72.
17 Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т., т. 2. с. 131.
18 Об ораторском искусстве. 4-е изд., перераб. и дон. М., 1973, с. 283.
19 Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т., т. 3, с. 323.
20 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. В 5-ти т. М., 1979, т. 4, с. 25.
21 Калинин М. И. О коммунистическом воспитании, с. 390.
22 Калинин М. И. О корреспондентах и корреспонденциях, с. 245.
23 См.: Вопросы истории, 1966, № 8, с. 115—116.
24 Калинин М. И. Избранные произведения. В 4-х т., т. 2, с. 29.
25 Калинин М. И. О коммунистическом воспитании, с. 138.
26 Калинин М. И. Советы партийному работнику. М., 1975. с. 125.
27 Там же, с. 130.
28 Калинин М. И. За эти годы. М,— Л., 1926, кн. 2, с. 30 32.
29 Калинин М. И. Советы партийному работнику, с. 186.
<<<---