RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 12.Книги о морали и этике

МНЭ-092. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. Овсянников М. Ф.

Раздел МНЭ-069


Овсянников М. Ф.

ЭСТЕТИКА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ


ИЗ ИСТОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

— М.: Просвещение, 1988. — 191 е.: ил.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор А.Я. Зись; преподаватель вечерней средней школы № 8 Москвы, кандидат философских наук С.В. Журнаева

обложка издания

| Содержание

Предисловие
Эстетика античности
Эстетика средневековья
Эстетика Возрождения
Эстетика классицизма
Эстетика Просвещения
Англия
Франция
Германия
Немецкая классическая эстетика (конец XVIII — начало XIX века)
Русская эстетика XIX века
Возникновение и развитие марксистско-ленинской эстетики
О современной буржуазной эстетике
Заключение

 

Аннотация Книга одного из ведущих советских эстетиков и популяризаторов эстетических знаний входит в цикл научно-популярных книг об основах марксистско-ленинской эстетической науки. В ней рассказывается о наиболее важных исторических этапах развития этой философской дисциплины и ее ярких представителях. Особое внимание автор уделяет истории отечественной эстетики и становлению советской эстетической науки. Отдельный раздел посвящен критике современной буржуазной эстетики. Книга адресована в первую очередь учащимся, изучающим основы эстетики и искусствознания на уроках и факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла.
***

 

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

 


 

 

ЭСТЕТИКА В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Без истории нет и теории. Эта мысль Н. Г. Чернышевского, безусловно, применима и к эстетической науке, с основными положениями которой знакомит наших читателей серия «Школьникам об эстетике». Законы, принципы, понятия эстетики выявлялись и складывались на протяжении тысячелетий в разных странах, у разных народов. И, думается, нельзя считать себя знатоком в этой области, не познакомившись хотя бы кратко с многовековым курсом постижения тайн эстетического знания.
Со времен античности и до сегодняшнего дня свой вклад в становление эстетической науки вносили крупнейшие умы человечества. Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Леонардо да Винчи, Альберти, Бэкон, Гоббс, Вольтер, Руссо, Дидро, Лессинг, Кант, Шеллинг, Гегель, Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Герцен, Л. Толстой и многие другие открывали для нас глубины прекрасного. Революционный переворот в эстетике, как и в философии в целом, произвели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
Открывая горизонты будущего, классики марксизма-ленинизма подчеркивали важность освоения наиболее ценных культурных завоеваний предшествующих эпох и того лучшего, что накоплено на протяжении многовекового развития духовной культуры всех народов мира. Сегодня мы выполняем этот наказ. Советские эстетики, литературоведы, искусствоведы, философы многое сделали для изучения истории отечественной эстетической мысли, в особенности эстетики русских революционных демократов; у нас изданы и прокомментированы важнейшие памятники мировой эстетической мысли всех времен и народов; детально изучено и продолжает изучаться применительно к новым историческим условиям эстетическое наследие классиков марксистско-ленинской философии. Создано немало серьезных трудов, критически анализирующих основные направления современной буржуазной эстетики. В настоящее время ведутся исследования эстетической мысли Востока и арабоязычных стран. Закончен выпуск шеститомной «Истории античной эстетики» (автор А. Ф. Лосев), отмеченной Государственной премией СССР за 1986 г. Вышли в свет три тома из шеститомной «Истории эстетической мысли». Так познание истории помогает разработке теории.
Перед теми, кто сегодня обращается к истории эстетики, неизменно встает задача объяснить, почему в тот или иной период развития общества возникают те или иные эстетические концепции; какими причинами определяется расцвет или упадок эстетической мысли; почему одни теории сменяют другие; почему испокон века ведется борьба по коренным проблемам эстетики; какова объективная ценность эстетических открытий, в чем критерий их истинности; какова, наконец, их роль в жизни людей — современников и потомков.
Попытки анализа истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались неоднократно многими буржуазными учеными. Но эти попытки, как правило, настоящего успеха не имели, хотя в их трудах можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения. Дело в том, что к истории эстетики эти исследователи подходили и подходят с идеалистических позиций толкования процесса исторического развития и потому рассматривают сферу эстетического отдельно от других сторон общественной жизни, т. е. практически отрывают ее от социально-политических, культурных явлений, от материальной основы жизнедеятельности людей. В результате эстетики, стоявшие и стоящие на позициях философского идеализма, как правило, давали и дают поверхностные описания внешней стороны развития эстетических учений.
Иное дело — марксистско-ленинская эстетика, поставившая своей задачей раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и общественного бытия эстетической мысли. С точки зрения марксизма, эстетические идеи, как и всякие другие, являются отражением реального процесса человеческой жизни. Поэтому источник их возникновения и развития, причины расцвета и упадка нужно искать не в самих идеях, а в материальных условиях жизни общества, в характере классовой борьбы на каждом отдельном этапе общественного развития, учитывая при этом, что область эстетического находится в живом взаимодействии с другими сторонами общественного сознания — политикой, моралью, искусством и т. д. Важное значение имеет проблема периодизации истории эстетики. Если мы рассматриваем развитие эстетической мысли в связи с общим историческим развитием, то будет естественным положить в основу периодизации смену социально-экономических формаций. Однако нельзя не учитывать относительную самостоятельность развития эстетических идей, поэтому, принимая за основу периодизации истории эстетической мысли социально-историческую формацию, мы должны иметь в виду и специфические особенности развития самой эстетической мысли, ее многообразные связи с различными элементами духовной культуры данного общества. Так, общая картина исторического развития эстетики от рабовладельческого общества до феодального строя включительно характеризуется тем, что она тесно связана с мифологией, религией. Только с конца XVII — начала XVIII в. эстетика завоевывает статус самостоятельной дисциплины в рамках философского знания.
И еще один важный вопрос. В буржуазной науке до сих пор господствует европоцентристская точка зрения, согласно которой европейские страны, а позднее и США являются центрами мировой художественно-эстетической культуры. Восток, Африка, Латинская Америка не принимаются во внимание. Такой взгляд на историю не соответствует реальному процессу развития мировой культуры, в том числе и художе-ственно-эстетической.
Предлагаемая вниманию читателей книга — вторая в цикле «Школьникам об эстетике», следующие выпуски которого расскажут о фундаментальных понятиях марксистско-ленинской эстетической науки и ее роли в жизни нашего общества, важнейших эстетических категориях и месте эстетики среди других наук. Если в первой книге «Что такое эстетика?», написанной А. В. Гулыгой, разговор шел о предмете этой науки, главных особенностях, формах эстетического восприятия и оценки, то теперь читателю надо будет взойти на следующую ступень знакомства с наукой: разобраться в истории, узнать, как, когда и кем были поставлены главные вопросы эстетики и найдены ответы на них. Одним словом, эта книга — краткий рассказ об истории эстетической мысли, начиная с античности и кончая современностью. Главное внимание в этом рассказе уделено эстетическим учениям, авторы которых отстаивали идеи гражданственности, гуманизма, защищали принципы художественной правды. Отдельный раздел посвящен критике концепций современной буржуазной эстетики.
Изучение истории не имеет самодовлеющего значения. Знать прошлое надо прежде всего для того, чтобы лучше понять настоящее и предвидеть, в каком направлении пойдет развитие в будущем. К истории эстетической мысли это имеет прямое отношение.

 

 

 


 

 

 

 

Категория: 12.Книги о морали и этике | Добавил: foma (16.10.2013)
Просмотров: 1786 | Теги: о морали, нравственность, Этика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0