RSS Выход Мой профиль
 
Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. | ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ




ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Характеризуя эпоху Возрождения, Энгельс писал: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными» (М а р к с К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20. — С. 346). Люди этой эпохи отличаются универсализмом интересов, они еще не стали «рабами разделения труда», для них характерно то, что они «почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми» (Там же. — С. 347). Энгельс, таким образом, подчеркивает тот факт, что в период зарождения капитализм выступал как прогрессивная сила, подтачивавшая феодальные устои. В своей оценке культуры эпохи Возрождения Энгельс делает акцент на ее революционной и прогрессивной стороне, на выявлении общих черт, свойственных ренессансному мировоззрению разных стран на различных этапах его эволюции.

В развитии культуры Ренессанса обычно выделяются следующие этапы: раннее Возрождение (Петрарка, Боккач-чо, Альберти, Донателло, Гиберти, Мазаччо и др.), высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский и др.) и позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).

Первые зачатки капиталистического способа производства раньше всего развились в Италии, поэтому ренессан-сное движение началось именно здесь в XIV в. Затем оно получило распространение в других странах Европы (Англии, Франции, Германии, Испании и т. д.). Объективно это движение означало попытку создать новую светскую культуру, противопоставляющую себя феодально-церковной культуре раннего средневековья. Важнейшим требованием гуманистов было требование свободы от засилья церкви, от ее господства в экономической, политической и духовной жизни. Они выступали также за свободу разума, которая давала бы возможность человеку беспрепятственно развивать свои способности и творческие силы. В центре их внимания был свободный от феодально-церковных уз человек. Гуманисты, таким образом, сформулировали новую концепцию человека. Если церковная идеология всячески принижала человека, подчеркивала и внушала ему мысль о том, что он слаб, то гуманисты прославляли человеческую личность, выражали веру в ее безграничные возможности и творческие потенции. Человек от природы наделен такими качествами, которые удерживают его от всего злого, отрицательного и порочного. Рабле говорит: «Людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают их от порока, и сила эта зовется у них честью».

Рафаэль. Афинская школа

Благородство, в понимании гуманистов, определяется не принадлежностью к знаменитому роду, не цветом крови, ибо кровь, говорит Петрарка, «всегда одного цвета». Истинно благородный человек, считает он, не рождается с великой душой, но «сам себя делает таковым великими своими делами». Достоинство не зависит от происхождения, человек заслуживает его своей жизнью.
Гуманисты вере в авторитет противопоставляют неограниченную силу разума, опыт, наблюдение, критическое мышление, свободное от предрассудков. Они убеждены в могуществе знания. Стремление к накоплению знаний — одна из характерных черт гуманистов. Большой интерес проявляют они к изучению природы.

Гуманистам свойственно обращение к античной культуре. Они изучают Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана, переводят Архимеда, Герона Старшего, знакомят общество с учением Лукреция. Особенно много они уделяют внимания собиранию, изучению и комментированию памятников античного искусства. Некоторые исследователи вообще сводили культуру Ренессанса к «возрождению» античности, с чем, разумеется, нельзя согласиться.
Из всех элементов ренессансной идеологии наибольших успехов достигли литература и искусство. Боккаччо, Петрарка, Ариосто, Эразм Роттердамский, Рабле, Шекспир, Сервантес, Альберти, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Мазаччо, Перуджино, Джорджоне — такой блестящей плеяды писателей, художников, зодчих не знала до этого ни одна эпоха мирового искусства. Еще не утратив связи с народной основой, с цеховыми мастерскими, искусство (в особенности пластические искусства) носит ярко выраженный демократический и реалистический характер. В центре этого искусства находятся человек и природа.

В искусство теперь вторгается пестрая, многокрасочная предметно-чувственная сторона реального мира. Художники и писатели, зодчие и скульпторы проявляют исключительный интерес к гармоничности, изяществу и красоте чувственно воспринимаемой действительности. Одновременно они ищут наиболее эффективные способы и средства для воспроизведения богатства и разнообразия ее форм. И тут они обращаются к науке: оптике, математике, анатомии. Учения о пропорции, перспективе и анатомическом строении живого организма ставятся в центр внимания теоретиков и практиков искусства эпохи Возрождения. Это обращение к науке не случайно: само искусство, и в особенности живопись, непосредственно включается ими в сферу познавательной деятельности человека.

Одной из важнейших особенностей эстетики эпохи Возрождения является самая тесная связь с художественной практикой. Это не абстрактно-философская эстетика, а эстетика предметная, ставящая своей целью решение конкретных вопросов искусства. Эстетическая доктрина Возрождения проникнута жизнеутверждающими, оптимистическими мотивами и героическим пафосом. Красота, гармония, пропорциональность, изящество — вот на чем сосредоточен их исследовательский пафос, ибо в человеке, по их мнению, заложено неистребимое стремление к созерцанию красоты.
Согласно гуманистам, мир по своей глубокой сущности прекрасен: красота лежит в его законах. Искусство должно открыть эти объективные законы красоты и руководствоваться ими.

В соответствии с концепцией объективности прекрасного и объективности законов искусства решается гуманистами основной вопрос эстетики об отношении искусства к действительности. Главный тезис, который отстаивает эстетика Возрождения, — это положение о том, что искусство является отображением действительности. Влюбленные в красоту реального мира, гуманисты требуют прежде всего воспроизведения в искусстве природы и человека как совершеннейшего творения природы. «Картина у живописца, — говорит Леонардо да Винчи, — будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод». Леонардо да Винчи постоянно уподобляет ум живописца зеркалу.

В связи с таким пониманием сущности художественного творчества гуманисты особенно настойчиво подчеркивают познавательное значение искусства. При этом они уделяют пристальное внимание внешнему правдоподобию при отражении действительности, поскольку реальный мир, по их мнению, достоин адекватного и точного воспроизведения. В этом плане совершенно понятен их интерес к техническим проблемам искусства, и прежде всего живописи. Линейная и воздушная перспектива, светотень, локальный и тональный колорит, пропорция — все эти вопросы обсуждаются самым живым образом. И нужно воздать должное гуманистам: здесь они достигли таких успехов, которые трудно переоценить. Большое значение гуманисты придают занятиям анатомией, математикой и вообще изучению натуры. Требуя точности в воспроизведении реального мира, они, однако, очень далеки от стремления натуралистически копировать предметы и явления действительности. Верность природе не означает для них слепо подражать ей. Красота разлита в отдельных предметах, и произведение искусства должно собрать ее в одно целое, не нарушая при этом верности природе.

Эстетика Возрождения — это прежде всего эстетика идеала. Однако для гуманистов идеал представляет собой нечто такое, что це противоположно самой действительности. Они не сомневаются в реальности героического начала, в реальности прекрасного, поэтому их стремление к идеализации ни в какой степени не противоречит принципам художественной правды. Ведь и сами представления гуманистов о безграничных возможностях гармонического развития человека не могли в то время считаться только утопией.

Рассматривая проблему художественной правды, теоретики эпохи Возрождения стихийно наталкивались на диалектику общего и единичного применительно к художественному образу. Диалектическая трактовка образа (диалектика здесь выступает в первоначальной форме) обусловлена тем, что сам процесс познания истолковывается гуманистами также диалектически. Гуманисты еще не противопоставляют чувства и разум. Мир для них еще не утратил своей многокрасочности, не превратился в абстрактную чувственность геометра, разум также не приобрел одностороннего развития, а выступает в форме комплексного, порой даже полуфантастического мышления, при этом не лишенного способности в наивной простоте угадывать действительную диалектику реального мира. Все это сказалось и на характере реализма, и на эстетических концепциях мыслителей эпохи Возрождения.

Эстетика Возрождения не представляет собою абсолютно однородного явления. Здесь были различные течения, которые часто сталкивались друг с другом. Сама культура Ренессанса пережила несколько этапов, менялись эстетические представления, понятия и теории. Но при всей сложности и противоречивости эстетики Возрождения это все же была реалистическая эстетика, тесно связанная с художественной практикой, направленная на действительность. Одним из слабых пунктов этой эстетики является недостаточно глубокое осознание социальных противоречий.

С конца XV в. в экономической и политической жизни Италии назревают важные изменения, вызванные перемещением торговых путей в связи с открытием Америки (1492) и нового пути в Индию (1498). Торговое преимущество Северной Италии пошло на убыль. Экономические и политические позиции ее начали ослабевать, она теряет независимость. Все это ведет к активизации католической реакции, поощряемой испанцами. Усиливается деятельность инквизиции, создаются новые монашеские ордена. Начинается кризис гуманистического мировоззрения. Воинствующая католиче-ческая реакция начинает вести свои преследования передовых мыслителей того времени: в 1600 г. был сожжен Д. Бруно, несколько раньше был объявлен умалишенным и приговорен к пожизненному заключению Т. Кампанелла, жестоким преследованиям подвергается Г. Галилей.

Кризис гуманистических идеалов в Италии наиболее ярко отразился в творчестве Торквато Тассо. Однако и Рабле, и Шекспир, и Сервантес оставались все же преданными выразителями великих принципов гуманизма, хотя и видели, как рушатся эти принципы в мире буржуазной прозы. Следующим направлением в художественной культуре европейских стран, сформировавшемся в начале XVII в., был классицизм, рассмотрим его эстетические принципы, которые на протяжении XVII — начала XIX в. претерпевали существенные изменения.




<<<--->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0