RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 16.Книги по ораторскому искусству, риторике

о-019 Полководец человечьей силы. Толмачев А.
Раздел О-019

Толмачев Анатолий Васильевич
ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИПЫ

Беседы об ораторском искусстве
- М. «Молодая гвардия», 1969. 208 с.

 

обложка издания

| Содержание
От издательства
Искусство оратора — что это такое?
Немного истории
Пропагандисты ленинской школы
Как подготовить речь
Уменье убеждать
Язык и стиль
Литературный язык
Стиль устной речи
Читать или говорить?
Черты хорошего стиля
Простота и ясность речи
Правильное произношение
Как усилить выразительность речи
Оратор и слушатели
Оратор на трибуне
Заключение
Краткий перечень слов, вызывающих затруднение в произношении

 

***


 

Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать

 


 

Толмачев Анатолий Васильевич

ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИПЫ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Эта книга об искусстве публичной речи. Она адресована прежде всего молодым лекторам, докладчикам, пропагандистам. Но не только им. Излагая материал, автор имел в виду каждого комсомольского работника, которому приходится повседневно общаться с юношами и девушками посредством живого слова. Издательство надеется, что всякий, кто интересуется проблемой речевой культуры, также найдет в этой книге нечто полезное для себя.
Автор книги при изложении материала исходит из того отправного положения, что каждый, кто хочет произнести речь (будь то выступление на дискуссии, комсомольском собрании или серьезный доклад), сталкивается с двумя проблемами: что сказать и как сказать.
Естественно, что тот, кто намеревается выступить, обязан знать предмет своей предстоящей речи в совершенстве. Поэтому автор сосредоточивает свое внимание на другой проблеме — как сказать, как организовать изученный материал, чтобы получилось законченное, стройное, последовательное изложение, чтобы слова были ясными, доходчивыми, убедительными. Умение говорить красноречиво автор называет ораторским искусством. Это искусство рассматривается в книге не только как прирожденный дар, который вдруг появляется у культурного, образованного человека, знающего, что он хочет сказать. Под этим термином автор понимает также совокупность приобретенных навыков речи, уменье пользоваться приемами доходчивого изложения, правилами полемики и т. п.
Книга не претендует на полноту освещения вопроса.
В основе обобщения личного опыта, многолетних наблюдений, изучения соответствующей литературы автор старается дать молодому оратору некоторые сведения, которые, возможно, облегчат ему выполнение его благородной миссии — нести в массы молодежи слова правды, знание марксистско-ленинской теории, зажигать сердца юных стремлением к справедливости, к труду на счастье Родины, к защите ее завоеваний.

 

ИСКУССТВО ОРАТОРА — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Это было 28 июня 1918 года на митинге трудящихся Рогожско-Симоновского района. В. И. Ленин едва успел закончить свою речь, как посыпались вопросы.
— Товарищ Ленин, — раздался голос, — должны ли большевики говорить о том, что бога на свете нет?
Хитро прищурившись, Владимир Ильич доверительно, будто всем по секрету, ответил:
— Если большевик сумеет разъяснить, что бога нет, то вы ему не мешайте. — И сошел с трибуны под одобрительный смех слушателей
В этом простом ответе вождя много остроумия и глубокого смысла. Но содержится в нем и прямой совет пропагандистам и агитаторам: большевик должен говорить о чем-либо лишь тогда, когда он

1 См. «Они встречались с Ильичем». Изд-во «Московский рабочий», I960, стр. 77.
5
наверняка убежден, что сможет рассказать понятно, толково, доходчиво...
«Подумаешь, хитрость, — скажет иной, — просто надо хорошо знать вопрос, а все остальное приложится».
Да, хорошо знать вопрос — это очень важно, это главное. Но не приходилось ли вам наблюдать, как образованный, знающий свое дело специалист выходит на трибуну и мямлит нечто невразумительное, «жует мочало», так что не только ему самому, но и слушателям, сидящим в зале, совестно за него?
Посмотришь на иного инженера — прекрасный знаток своего дела, остроумный собеседник в кругу друзей, но вот поднялся на трибуну собрания, и куда девались остроумие, непринужденность! Деревянные слова, казенные фразы... Да что инженер! Немало и среди людей, по должности своей обязанных уметь говорить, таких, кто, по меткому выражению М. И. Калинина, «великолепно усыпляют аудиторию».
В наши дни трудно представить себе человека, который мог бы обойтись без уменья выступать.
Правда, есть такие люди. Обходятся. И даже бравируют своим косноязычием: «Мы, дескать, не ораторы, мы люди дела, без красноречия проживем».
Ну что тут сказать?
Человеческое общество так уж устроено, что людям культурным стыдно неграмотно писать, неряшливо одеваться, не знать элементарных правил приличия. То же самое можно сказать и в отношении умения говорить. «В сущности ведь, — писал А. П. Чехов, — для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...» 1
Помните, когда мы впервые увидели на экранах телевизоров нашего пионера космоса Юрия Гагарина? Многие из нас с волнением ждали, как он будет говорить. И были обрадованы, услышав хорошую культурную русскую речь, находчивую и остроумную. Он говорил просто и в то же время неповторимо своеобразно.
Юрий Алексеевич Гагарин показал нам, что публичная речь мало чем отличается от непринужденной беседы в кругу друзей. Ведь как проходит такая беседа, что для нее обязательно? Прежде всего взаимный интерес к мнению собеседников, к обсуждаемому вопросу, желание убедить друг друга, понять мнение товарищей, найти слова, аргументы, которые наиболее ярко выражали бы мысль.
Эти же требования предъявляются и к оратору. Он тоже беседует, но не с одним-двумя приятелями, а одновременно с группой людей, которые по преимуществу молчат, хотя очень сильно воздействуют на оратора. Разговор с молчащим собеседником — так остроумно назвал один публицист ораторскую речь.
Но вот эти обстоятельства, что слушатель-аудитория состоит из многих людей («многоголовой гидрой» называл ее А. П. Чехов) и что собеседник-аудитория молчит, накладывают на ораторскую

1 А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем, ГИХЛ, 1947, стр. 500—501.
7
речь и на самого оратора целую цепочку особенностей, отличающих ораторскую речь от простой беседы. Вот тут-то и возникают проблемы ораторского искусства, связанные не только с вопросами грамматики, логики, философии, но и с вопросами психологии.
До недавних пор у нас кое-где бытовало мнение, что ораторское искусство, ораторские приемы —-это обязательно что-то искусственное, напыщенное, оторванное от жизни, будто это непременно преобладание и даже отрыв формы от содержания. Все это досадные недоразумения, происходящие не столько от злого умысла» сколько от неведения.
Каждый, кто хоть раз выступал с речью, беседой, докладом, сталкивается с прописной истиной: мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать. Вот это как и относится к мастерству, искусству пропагандиста и агитатора.
Мастерство пропагандиста и агитатора называют еще ораторским искусством. Что это за искусство, можно ли ему научиться или им овладеть?
Ораторское искусство — это искусство говорить публично, выражать перед аудиторией свои мысли понятно, выразительно, убедительно. Оно, это искусство, как искусство пропаганды и агитации вообще, по выражению В. И. Ленина, состоит в том, «чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая для нее известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой»

1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 21, стр. 21.
8
Оратор, пытающийся построить свою речь на одних логических рассуждениях, не многого добьется. Он должен уметь находить такие слова, которые зажигали бы людей тем же огнем, которым горит он сам, побуждали бы их к действию.
Давно уже замечено, что все хорошие ораторы так же не похожи друг на друга, как похожи между собой все плохие ораторы. Для настоящего оратора характерна совокупность средств, выражающих его индивидуальность. Чем богаче эта индивидуальность, тем больше вероятности, что обладатель ее произнесет хорошую речь.
К. Маркс и Ф. Энгельс высоко ценили уменье говорить не только дельно, содержательно, со знанием предмета, но и ярко, доказательно, с достоинством. Интересно, что оценку ораторских способностей того или иного человека основоположники марксизма всегда давали в тесной связи с оценкой его политического лица.

Речь — это прежде всего изложение идей, являющихся убеждением говорящего. Она тем ярче, интереснее, чем более подготовлен человек, чем богаче его эрудиция, точность мышления. Одним словом, речь (как и стиль) — это сам человек. Следовательно, подготовка оратора —» это прежде всего подготовка культурного, образованного человека. Внимательный и заинтересованный читатель, наверное, готовится поймать автора на «противоречии». «Как же так, вначале автор приводит пример с косноязычным инженером, который отлично знает свое дело, а теперь уверяет, что первейшее условие для того, чтобы стать оратором, — это знание
9
предмета?» Спешу разочаровать моего возможного оппонента. В том-то и дело, что знания не обусловливают подготовку оратора, а лишь предполагают ее.
Помимо знания предмета речи, надо, чтобы человек умел организовать свои идеи, логически расположить их, найти способы и приемы яркого и доходчивого их выражения. Вот это уменье, эти способы и есть то, что относится, собственно, к ораторскому искусству. Кроме того, здесь не обойдешься без знания грамматики, стилистики, правил произношения и произнесения слов и т. д.
Овладение этими способами и правилами само по себе еще не создает хорошего оратора, если человек не обладает прочными знаниями, глубокой идейной убежденностью, желанием и потребностью поделиться своими мыслями с другими.
Часто спрашивают: каждый ли может стать оратором? Ораторские способности — врожденные или приобретенные? Иначе говоря, ораторами рождаются или становятся?
Древние обсудили этот вопрос со всех сторон и резюмировали устами Цицерона: «Oratores fiunt» -— «ораторами становятся». Утверждение это не раз подвергалось «ревизии», но противники его терпели поражение, афоризм же Цицеронов торжествовал победу.
Человек, безусловно, рождается с определенными наследственными задатками, склонностями к тому или иному занятию. Задача воспитания и обучения — выявить эти задатки, развить их, создать
10
возможности для проявления способностей, талантов.
Среди природных задатков, необходимых будущему оратору, М. В. Ломоносов отличал два. «...Остроумие и память, — говорил он, — к получению сего искусства толь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно»
Большинство людей обладают способностями выступать публично. К этому следует добавить, что в условиях социализма это «большинство» значительно расширяется, ибо социалистическое общество как новый тип социального общежития людей самым кровным образом заинтересовано в увеличении агитаторов, пропагандистов, просветителей. И не только заинтересовано, но и создает объективные для этого условия: забота о получении каждым образования, организация целой системы просвещения и воспитания и т. д.
Но как учить красноречию? Нелепо было бы полагать, что цель обучения ораторскому мастерству — это натаскивание пропагандиста на запоминании и применении риторических приемов, жестов, на обучении уменью искусственно приводить людей «в хорошее расположение духа, когда для этого нет никаких оснований» (А. В. Луначарский) 2.
Задача воспитания оратора — это прежде всего

1 М. В. Ломоносов, Полн. собр. соч., Изд-во АН СССР, 1952, т. VII, стр. 93.
2 «Об ораторском искусстве», Госполитиздат, 1963, стр. 259.
11
задача воспитания мыслящего человека, умеющего не только понимать прочитанное, но на основе глубокого знания предмета и учета психологических особенностей аудитории доносить до ее сознания те или иные идеи. Обучение ораторскому мастерству следовало бы также вести с учетом склонностей, особенностей и характера пропагандиста, ибо сколько людей, столько и ораторов.
Однако раздаются и другие голоса. Говорят, что обучение ораторскому искусству — затея ненужная и бесполезная, ему, дескать, все равно не научишь. Уверяют, что пропагандисту и не нужно быть оратором, достаточно уметь связно излагать свои мысли. Пытаются доказать, что всякий оратор — это импровизатор, а раз так, то ораторское искусство неприменимо к пропагандисту.
Все эти споры возникают потому, что по-разному понимаются термины: оратор, ораторское искусство. Одни под оратором разумеют краснобая, способного лишь на то, чтобы в словах утопить суть дела, другие уверены, что оратор — это непременно громко-речивый человек, произносящий зажигательные речи с трибуны. Есть и такие, которые прямо противопоставляют пропагандиста оратору, полагая, что между ними нет ничего общего. Все это, конечно, неверные суждения.
Со времени .основоположника теории красноречия М. В. Ломоносова суть термина «ораторское искусство» не претерпела серьезных изменений. Ломоносов определял его как «искусство о всякой данной материи красно (то есть красиво. — А. Т ) говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
Сравните эту формулу с известным высказыванием В. И. Ленина о том, что искусство пропаганды состоит в умении повлиять на аудиторию путем убедительного и наглядного изложения предмета речи, и вам станет ясно, насколько стабильно понятие «искусство оратора». Это искусство есть умение излагать мысли так, чтобы они были понятны, чтобы слушатели убедились в их правильности. Таким образом, первооснова, первозадача оратора и пропагандиста едина.
Попробуем теперь разобраться, как же можно научить человека владеть ораторским искусством?
В. Г. Белинский говорил, что никакой учебник не дает человеку «бурный огонь одушевления, страсть, пафос». Но, согласившись с этим, странно было бы отрицать необходимость учить людей правильно произносить слова, понимать их истинный смысл, уметь объединить свои мысли в стройное логическое целое, показывать, с помощью каких приемов можно сделать мысль не только понятной, но и яркой, доходчивой, запоминающейся.
Некоторые считают: ни один человек не стал еще великим оратором в результате обучения ораторскому искусству, и на этой основе также отрицают необходимость такого обучения. Не вдаваясь в спор по существу этого утверждения, заметим только, что здесь, выражаясь языком штампа, имеет

1 М. В. Ломоносов, Поли. собр. соч., т. VII, стр. 91.
13
место подмена тезиса оратор тезисом великий оратор. Ведь если стать на точку зрения этих товарищей, то не нужно обучать артистическому мастерству, технике живописи, не нужно развивать музыкальные способности и т. п.
Тем не менее мы всему этому учим точно так же, как учим детей грамотно писать и читать в школе. Учим не только технике мастерства, но стараемся развивать индивидуальные особенности каждого. Пусть не каждый из прошедших курс такого обучения станет выдающимся оратором. Однако нет сомнения, что каждый в результате обучения повысит свое мастерство, научится критически оценивать свои речевые возможности, творчески применять опыт лучших ораторов.
С первых же дней существования молодой Советской республики партия большевиков, придавая огромное значение пропаганде идей научного социализма, агитации за советский строй, создает систему подготовки и повышения квалификации пропагандистских кадров. Отделение пропаганды и агитации возникает в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. Значительное место в учебной программе университета, разработанной при непосредственном участии В. И. Ленина, занимает курс ораторского искусства. В него входили и лекции по истории и теории красноречия. Большая часть времени отводилась практике. Слушатели под руководством опытных преподавателей анализировали речи выдающихся ораторов-болыпевиков, тренировались в составлении и произнесении докладов. Последующий разбор этих выступлений, дружеская критика
14
помогали слушателям понять свои недостатки, повысить мастерство. По примеру Свердловского университета курсы обучения пропагандистскому мастерству были введены в других комуниверситетах и совпартшколах страны.
Традиции пролетарского красноречия живы и по сей день. На них мы опираемся в своей практической работе, они указывают нам путь совершенствования пропагандистского мастерства.

 


 

Категория: 16.Книги по ораторскому искусству, риторике | Добавил: foma (20.10.2014)
Просмотров: 1114 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0