RSS Выход Мой профиль
 
Первушина. Природа и творчество. | ЧАСТЬ I, Глава 3 (продолжение)




Часть I
ФАНТАЗИЯ, ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО

Глава 3 (продолжение)

КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Подготовка прочего растительного материала

• Флористам могут пригодиться самые разные части растения. Так, у кукурузы засушивают не только листья (собранные поздней осенью, светлосерые, они удивительно напоминают холст или суровое полотно: удачнейший материал для изображения одежды, скатертей, салфеток, стволов деревьев). Оригинальное применение в работах находят обертки початков — плотные, с выраженной фактурой, окрашенные в коричневый, от светлого до темного, цвет. Ближайшие к початку обертки — более тонкие, почти прозрачные, светло-зеленого, розоватого, кремового, желтого цвета. Свежесобранные обертки расправляют и просушивают под грузом, старые, подсохшие, предварительно опускают в теплую воду на 10—15 мин, подсушивают на воздухе, расправляют и проглаживают теплым утюгом. Засушенные рыльца кукурузы пригодятся для выполнения тычинок и пестиков в самых разных цветах, усов животных и т. д.
* Зрелые плоды- коробочки вхиноцетиса срезают, осторожно снимают верхний слой оболочки, разъединяют на две половинки. Каждую половинку разрезают вдоль, расправляют, кладут на рабочую доску, тупым концом ножа снимают с поверхности тонкую блестящую пленку. Остается ажурная полоса неправильной формы с причудливым рисунком. Если пленку снять не удается, засушивают разрезанные коробочки вместе с ней. Старые, пересохшие плоды замачивают в горячей воде на 1—2 часа или кипятят в течение 15—20 мин, а затем осторожно снимают пленку жесткой зубной щеткой; ажурные полоски аккуратно промывают в воде, дают обсохнуть и проглаживают теплым утюгом или выпрямляют в бумажных листах под грузом. В композициях такой материал можно использовать для изображения кружева, штор, различных ажурных деталей, пены на волнах прибоя.
* Плоды физалиса заключены в довольно крупные оболочки — яркие желтые, оранжевые фонарики. К сожалению, цвет их быстро отгорает. Старые фонарики чуть надрезают по линиям ребер, опускают в горячую воду на 1—2 часа. Если фонарики очень старые, в воду добавляют пищевую соду (1 чайн. ложка на 1 л воды) и кипятят в течение 0,5—1 часа. Затем фонарики вынимают поочередно из воды, разрезают по линии ребра до основания. Получается своеобразный цветок с раскрытыми лепестками, сердцевина которого — сам плод физалиса (ягода). Цветок кладут на рабочую доску ягодой вниз, лепестки расправляют, с обеих сторон тупым ножом или жесткой зубной щеткой снимают слой кожицы, прополаскивают оболочку, а ягоду убирают или придают ей нужную по замыслу форму. Далее цветок с расправленными лепестками снова кладут на доску в прежнем положении и засушивают под грузом 1—2 кг. После обработки ажурные лепестки имеют кремовый (у обесцветившихся) или краснова-то-коричневый (у ярких фонариков) цвет. •Для работы пригодна шелуха луковичных растений. У репчатого лука шелуха белого, светло-желтого, золотистого, коричневого и фиолетового цвета. Снимают ее с луковицы осторожно, затем проглаживают теплым утюгом.
У луковиц гладиолуса шелуха белая, розовая, кремовая, красная, золотистая, фиолетовая; осенью — более темная, весной — яркая. Снимают шелуху вместе с оболочкой трубки, чтобы не повредить. В работе используют весь лист шелухи с его бахромчатыми краями, либо верхнюю часть трубки, более плотную, с хорошо выраженной древесной фактурой, удобную для оформления грубых деталей (столов, скамеек, стволов деревьев), либо среднюю часть, более тонкую, чем сама трубка, и более плотную, чем нижняя часть. Если из листа вырезать середину, останется кусок веерообразной формы. Этот материал особенно удобен при выполнении портретов методом накладки. Бахромчатые края шелухи можно употребить, выполняя головной убор из перьев, бороду и усы человека. У чеснока шелуха тонкая, белая, с блестящей поверхностью, как бы покрытой полосками интенсивно-белого цвета. Оболочка долек (зубчиков) значительно меньше по размеру, более плотная, ее внутренняя поверхность с перламутровым отливом. Шелуха от трубки (нижней части стебля) поздней осенью окрашена в нежно-зеленый, голубоватый, бледно-розовый, фиолетовый цвет. Хороша для изображения цветов, декоративной отделки различных деталей, цветочного орнамента, оформления паспарту. Орнамент из блестящей шелухи (оболочки) от зубчиков чеснока на черном фоне напоминает перламутровую инкрустацию. Любая шелуха, снятая с луковиц, быстро высыхает, становится хрупкой. Поэтому небольшое количество ее раскладывают на листе бумаги, накрывают влажной тряпкой и оставляют на 10—15 мин. После этого шелуху расправляют, проглаживают теплым утюгом, раскладывают в листы бумаги и хранят в картонных коробках с крышками.
• Различные детали или всю композицию можно выполнить из кожуры от плодов и овощей. Плоды хорошо моют, протирают досуха. Кожуру полностью либо по частям снимают, аккуратно разрезая вдоль. С внутренней поверхности удаляют мякоть и более толстый слой кожуры, дают обсохнуть, расправляют и засушивают в листах бумаги под грузом до 16 кг. Прокладки меняют каждый день, как и отсыревшие «тетради», иначе материал изменит цвет или загниет. Засушивают в одиночных закладках, а не в стопках, хранят в плотных картонных папках, переложив листами плотной бумаги: в коробках кожура деформируется.
Детали выполняют, наклеивая на выкройку или сразу на рисунок, перенесенный на фон.
Кожура бананов, темно-коричневая или черная, используется для выполнения фона, стволов деревьев, столов, ваз, черных цветовых пятен.
Кожура болгарского перца, зеленого, красного, красно-желто-зеленого,— при засушивании сохраняет цвет, он становится чуть темнее естественного. Используется для выполнения ваз, посуды, орнамента, ягод, плодов.
У корки от дыни с сетчатым рисунком полностью удаляют толстый слой мякоти так, чтобы остался ажурный рисунок — сквозная сеточка. Высушивают корку под большим грузом: из нее выполняют сердцевины цветов, вазы, декоративные узоры. Корку без рисунка срезают широкими лентами, снимают мякоть, подсушивают на воздухе и кладут в листы бумаги под груз, своевременно меняя «тетради» и прокладки.
Засушенные апельсиновые, мандариновые, лимонные корки хороши для выполнения ваз, заката солнца в пейзажах и пр. Для засушивания кожуры от баклажанов подбирают плоды различного цвета и оттенка, так что после обработки получают сухой материал богатой синей гаммы — от темно-синего до фиолетового, черного. Удачно используется для выполнения различных деталей в пейзажах и интерьерах (например, керамической вазы).
• Кора и чешуйки коры от деревьев широко применяются во флористике. Кора от сосны — фон для скромной композиции из засушенных цветов, листьев или из соломки, выполненной в объемно-выпуклой технике. Срезают кору только с поваленных деревьев! Очищают поверхность, снимают лишние слои, высушивают и выпрямляют под большим грузом. Для укрепления к основе применяют клей ПВА, «Марс», «Феникс», БФ-6, столярный. Приклеенный фон из коры оставляют под грузом на сутки для лучшего закрепления на основе. Весной некоторые деревья сбрасывают шелуху: у березы она белая, розоватая, у сосны — оранжевая, желтая, золотистая. Такой шелухи много скапливается на земле под деревьями. Ее собирают, очищают от грязи, проглаживают теплым утюгом и укладывают в бумажные листы под груз. При выполнении деталей шелуху наклеивают на выкройку из кальки так, чтобы не было просветов. Некоторые детали можно выполнять прямо на фоне.
Весной у подножия сосен можно найти сброшенные куски коры, разного размера и формы, с причудливыми краями. Их собирают, просушивают при комнатной температуре, протирают тряпкой, кладут на лист бумаги и оставляют под грузом на 4—5 дней. Используют для паспарту, декоративных панно, под-цветочника для вазы. Кусочки коры раскладывают на фоне в нужном сочетании, оставляя между ними узкие просветы. Работу можно не застеклять.
Березовую кору, бересту снимают только с поваленных, срубленных деревьев. Лучшее время сбора — конец мая — июнь. С поверхности коры острым ножом отделяют тонкие слои нужных для работы участков, кладут под груз для просушки и выпрямления. Затем наклеивают на выкройку, подбирая их по размеру, цвету, оттенку, направлению узора. Используют для оформления стволов деревьев, гор, скал.
При обработке бересты с поверхности снимают ножом весь слой коры так, чтобы не повредить нижние, более нежные слои. Свежую, непросохшую бересту легко расслоить деревянным ножом, сухую расслаивают в горячей воде. Выпрямляют между двумя досками, хранят в плотных папках. Из бересты выполняют:
— фон, укрепляя ее клеем на основу и оставляя под грузом на сутки;
— весь сюжет, используя бересту различного оттенка;
— детали композиции (ствол, туесок, корзинка, грибы).
• Мхи и лишайники, различные по форме, цвету, фактуре, собирают, отмывают от земли, просушивают на ткани при комнатной температуре и кладут в листы бумаги под груз до полного просыхания. Хранят, разобрав по сортам, в листах плотной бумаги в папках. Некоторые сорта можно засушивать небольшими рыхлыми пучками и отдельными веточками. Используют при выполнении пейзажей (дебри лесной чащи, заснеженные горы, заросли кустарника) или для оформления орнамента, отделки на одежде, вазах. Материал подбирают согласно замыслу и сразу наклеивают на деталь или фон.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ
Работы из семян растений

Флористу пригодится любой материал: семена мака, дельфиниума, подсолнечника, гороха, арбузов, болгарского перца, дыни, тыквы, огурца, редиса, горчицы, лимона, яблок; зерна кукурузы, ячменя, овса, риса, пшеницы, гречихи; мелкие семена трав. Договоримся, что зерна злаков, предназначенные для переработки в продукты питания или на корм для скота, мы с вами применять в своих работах не будем!
Материал для работы должен быть сухим. Поэтому семена от свежих плодов хорошо промывают водой, просушивают на воздухе и раскладывают по сортам и по цвету в коробочки. Толстые семена разрезают вдоль.
Можно сделать работу только из семян или в сочетании с гармонирующим растительным материалом. Порядок работы обычный: на плотный лист бумаги переносят рисунок со всеми деталями. В процессе создания картины обязательно сверяются с рисунком-оригиналом: он должен быть перед глазами. Каждую деталь выполняют поочередно. Подобрав семена нужного размера, цвета, формы, раскладывают их на определенном участке рабочего рисунка, подбирая наилучшее расположение. Затем убирают семена с бумаги, смазывают втот участок клеем и снова раскладывают семена, сохраняя выбранный порядок. Семена должны лежать плотно, без просветов. Работу накрывают на 15— 30 мин толстым стеклом. Когда клей просохнет, переходят к оформлению следующего участка. Выполненную композицию накрывают стеклом и оставляют на 1—2 суток до полного просыхания клея. Затем укрепляют на основе и застекляют.
Можно использовать семена растений и плодов при создании какого-либо отделочного, декоративного мотива в работе из другого растительного материала. Можно выполнить из них отдельную деталь (например, вазу в натюрморте, черепичную крышу в пейзаже). Крупные семена — удивительно подходящий материал, чтобы изобразить, например, ягоды. Хорошо получаются из семян глаза птиц и животных. Скорлупа очень крупных семян может стать лепестками фантастических цветов.
Мы привели лишь небольшой перечень растительного материала. По мере накопления опыта флорист сам научится подбирать наиболее отвечающий замыслу материал. Чаще всего в работах используются небольшие кусочки, выкроенные из засушенных растений: так легче выполнить отдельные детали, обозначить оттенки, создать эффект объема. Но можно использовать для картин и композиций цветы, лепестки, листья, стебли, засушенные целиком. Такие работы особенно подчеркивают красоту материала, своеобразие его формы, богатство природных красок.

Орнамент, натюрморт, пейзаж
Выполнение работ из цельного засушенного материала способствует формированию понятий о цвете, форме. Широко применяется этот метод в детском творчестве. Начинающие флористы могут на первых порах попытаться «нарисовать» из листьев или лепестков овощи, фрукты, бабочек, птиц, животных. Развитие фантазии и художественного вкуса поможет в дальнейшей работе с нарезанными, выкроенными сухими растениями. Из цельного растительного материала можно выполнить:
1) монтированные, т. е. восстановленные цветы в их натуральную величину — для художественного гербария или цветочной композиции;
2) фантастические или абстрактные цветы из лепестков — для цветочных композиций и декоративных панно;
3) фон, небо с закатными оттенками, декоративные занавеси и шторы.

Композиции из цельных цветов и лепестков.
• Для работы отбирают хорошо засушенные, без повреждений и изъянов, цветы в разной степени роспуска и разных проекциях. Необходимо использовать и бутоны. В композицию включают 3—5 цветов одного вида или в сочетании с цветами другого вида.
Закон построения букетов из сухого материала тот же, что и для букета из живых цветов: крупные и более темные располагают на переднем нижнем плаке, выше — более мелкие и светлые. Букеты можно выполнить в вазах, горшках, корзинах, просто на фоне. Композиция не должна иметь плоскостное, как в гербарии, изображение: для этих целей тщательно подбирают аранжировочный материал — ветки, стебли, листья, декоративные растения.
Порядок работы: на выбранный фон переносят схему цветочной композиции; раскладывают по контурам исполнительский материал; накрывают стеклом, просматривают; вносят нужные исправления; укрепляют растительный материал на фоне, нанося тонкий слой клея на растение и на основу в нескольких точках. Обязательно застекляют. Сухие мелкие цветы используют для оформления цветущих лугов, полей, клумб, деревьев и кустарников, для декоративных украшений в деталях композиции. Например, задумано изобразить платье из набивной материи: на поверхность, изображающую само платье, наносят живописными группами или мелкими букетами выбранные засушенные цветы.
* Из цельных лепестков монтируют (восстанавливают) цветы, собирая их из сердцевин и лепестков по рабочему рисунку, или выполняют фантастические цветы. Наиболее хорош для таких работ фон из растительного материала, гармонирующий с цветовой гаммой самой композиции: цветы должны как бы выплывать из глубины фона. Этому способствует подбор листьев, создающих тени. Расположение цветов — по выбору автора: в центре — поднимающиеся кверху из нижнего угла; поникшие, обращенные книзу — из верхнего угла. Дополнительных стеблей и веточек не требуется, достаточно добавить листок оригинальной формы или цветы для аранжировки. Сердцевины цветов, тычинки, пестики выполняют из засушенных цветов, выкраивают из листьев, используют семена цветов, плодов.
Из лепестков можно создать сплошной фон картины: небо с облаками, закат, северное сияние или декоративные шторы, занавеси, портьеры. Используют лепестки цветов разного (например, для неба) или одного вида, с окраской различной насыщенности. Наклеивают их в направлении, зависящем от формы картины и расположения композиции — вертикально, с наклоном и т. д. Лепестки раскладывают на листе плотной белой бумаги так, чтобы часть основания у вышележащих лепестков перекрывалась верхним краем лепестка нижнего ряда — т. е. методом накладки. Разложенные лепестки накрывают стеклом, чтобы они осели, работу просматривают, исправляют обнаруженные дефекты и затем приклеивают к бумаге каждый лепесток.
Фон из лепестков, имитирующий декоративную штору или занавесь, широко используется прк создании портретов из другого растительного материала, в натюрмортах, интерьерах.
Чаще всего этими примерами и ограничивается использование во флористике цельных засушенных цветов и лепестков. Более широко применяется нарезанный кусочками или искрошенный материал.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ
Как оформить тычинки и пестики в цветочных композициях?

Выбор материала достаточно широк:
1) засушенные тычинки и пестики крупных цветов (лилий, маков, тюльпанов и т. п.);
2) тонкие стебельки; колоски, пустые или с зернами; стебельки трав с метелками и мелкими семенами;
3) тонкие, узенькие полоски соломы с приклеенными на концах семенами трав, цветов, плодов. Концы можно также прижечь раскаленной иглой;
4) кусочки растительного материала, выкроенные по форме и размеру тычинок и пестиков (например, из внутренней части лепестка тюльпана).
Если в композиции из соломы есть мелкие цветы (черемуха, незабудки), всю сердцевину таких цветов можно «нарисовать» на готовой работе, осторожно нанося раскаленной тонкой иглой точки и штрихи.
Использование засушенных листьев.
Засушенные листья в работе флористов используются целиком или кусочками, нарезанными по выкройке, а также мелко искрошенными. Из цельных листьев выполняют фон, фантастические цветы, элементы пейзажа, оформление для паспарту; они необходимы в цветочных композициях и художественных гербариях; мелкие листья удобны для растительного орнамента. Сложно выполнить из цельных листьев пейзаж, натюрморт, портреты и человеческие фигуры, одежду, изобразить животных или птиц — для этого нужен точный подбор листьев по форме, величине, фактуре, окраске. Для фона листья подбирают так, чтобы они гармонировали с основным изображением и исполнительским материалом. Листья должны быть хорошо засушены и не иметь складок, повреждений. Желательно брать листья одного растения, но засушенные в разное время года и отличающиеся по окраске и оттенкам. Размер листьев определяют в соответствии с замыслом. С листьев срезают все стебли, располагают их на укрепленном листе плотной бумаги методом накладки, плотно, без просветов. Там, где по замыслу должны быть световые пятна, блики, располагают более светлые листья, там, где тень,— темные. Листья накрывают стеклом и поверх него накладывают композицию, проверяя, гармонирует ли она с фоном. Затем снимают стекло, приклеивают каждый листок, укрепляют композицию на фоне и оформляют работу. Для фона каждой композиции следует тщательно подбирать подходящие листья. Например, композиция из нескольких роз или тюльпанов, выполненных из цельных лепестков, хорошо смотрится на фоне из оберток кукурузных початков или осенних (коричневых) листьев канн. Фон из листьев не годится при изображении человеческих фигур, животных, птиц, архитектурных пейзажей: они потеряются в массе наклеенных листьев.
Подобрав листья по форме и цвету, можно создать цветы определенного, вполне реального вида, например мак — из листьев красно-вишневого цвета черноплодной рябины (аронии) или ярких листьев декоративного винограда: для этого на выкройку, вырезанную по форме задуманного цветка, приклеивают листья, нанося клей тонким слоем у самого основания. Листья деревьев и кустарников могут подсказать флористу форму необычного, фантастического, абстрактного цветка, в которой хорошо сохранятся очертания листьев, изящество резных краев, особенность окраски. При этом листья наклеивают на небольшой лист кальки или черной бумаги так, чтобы они образовали форму задуманного цветка. Работу накрывают стеклом с небольшим грузом. После просыхания клея выступающие части бумажной основы или кальки аккуратно обрезают, готовый цветок переносят на фон. Он может быть выполнен из растительного материала или бархатной бумаги, сурового полотна, шпона. Сердцевины фантастических цветов выполняют из соломки, семян, выкраивают из лепестков и листьев или используют для них засушенные сердцевины любых подходящих по размеру цветов. Хороши цельные засушенные листья для оформления паспарту. Оригинально выглядит овальная композиция: скромные полевые цветы на черном фоне; паспарту оформлено цельными листьями методом накладки. Пример оформления паспарту — на рис. 5.
Рис. 5. Паспарту, оформленное листьями методом накладки
На выбранном фоне вычерчивают «окно» нужной формы и размера и от его границ начинают раскладывать листья так, чтобы их верхушки были обращены внутрь, к композиции, и как бы очерчивали вырез. Вначале заполняют верхнюю часть паспарту, затем — нижнюю. По выбору автора листья можно накладывать плотно, можно оставлять между ними просвет. Работу накрывают стеклом на 1—2 часа, затем прикрепляют к основе. Отдельно готовят композицию и наклеивают ее на фон, оставшийся незаполненным — в «окно» паспарту. Хороши для паспарту листья лапчатника, березы, собранные ранней осенью: зеленоватые, с темной каймой по краям.
Подробнее об оформлении паспарту вы прочитаете в разделе «Оформление готовых работ».

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ
Как подобрать фон для картины или композиции?

Основное правило — цвет и структура фона должны сочетаться с цветом и структурой растительного материала, из которого выполнена работа, и соответствовать технике исполнения. Чаще всего подбор осуществляют опытным путем, т. е. берут образцы предполагаемых для фона материалов и поочередно накладывают на них готовые детали композиции или даже всю композицию, собранную по рабочему рисунку.
Возможен и другой вариант: к особо интересному материалу, пригодному для фона, подбирают композицию определенного сюжета и определенного исполнительского материала.
Как исправить недостатки в готовой композиции? Предусмотрительный флорист, укрепляя композицию на фоне, наносит клей на детали тонким слоем в нескольких точках. В атом случае, если обнаружатся какие-то неполадки или огрехи, под укрепленную деталь можно аккуратно подвести тонкое лезвие ножа и, легко нажав, отделить деталь или часть ее от фона, исправить и снова укрепить на фоне, постаравшись закрыть оставшиеся от клея следы. Лучше всего недостатки в композиции видны, если работу закрыть стеклом, временно укрепив его на основе, и внимательно проглядеть работу. Как времеипо укрепить стекло на готовой работе? Существует два основных способа: с помощью бельевой резины и крючков либо с помощью плотных полосок бумаги.

1-й способ. Бельевую резину режут на куски, которые в растянутом состоянии должны быть равны длине и ширине картины. К концам резинок пришивают крупные крючки. Резину пропускают за основу картины, а крючки накладывают на края так, чтобь) они плотно прижимали стекло к основе.

2-й способ. Полоски плотной бумаги шириной 1—2 см и длиной на 2—3 см превышающие толщину картины (основа плюс фон плюс композиция плюс стекло) наклеивают одним концом на стекло, вторым, пропустив подоску через ребро картины,— на основу. На каждую сторону картины достаточно наклеить по 2—3 таких полоски. Если недостатки в картине не обнаружены и работа готова к окончательному оформлению, полоски можно оставить, но при условии, что окантовка полностью закроет их.
Использование крошки из растительного материала.
Сухие листья превращают в мелкую или крупную крошку, растирая пальцами или нарезая ножницами. Крошка используется в пейзажах как для выполнения всей картины, так и для оформления отдельных деталей (кроны деревьев и кустарников, цветущего луга, земли, покрытой опавшими листьями). Из крошки удобно выполнять детали декоративной отделки на вазах, одежде. Техника работы такая же, как и при работе крошкой из соломы (см. с. 43).

ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ КОМПОЗИЦИЙ
а) Художественный гербарий.

Гербарий, как известно,— учебное пособие, наглядно раскрывающее определенную тему: растения конкретного региона, или растения-медоносы, или декоративные растения садов и парков и т. д. Содержанием художественного гербария могут быть один вид растения в разные сроки его жизни либо 2—3 растения одного вида, но отличающиеся по внешним признакам. Выполняют гербарий на светлом фоне, основа должна быть достаточно большой. Например, гербарий «Тюльпаны»: собирают лепестки от тюльпанов разного сорта, разной формы и окраски. На выбранном фоне располагают 2—4 цветка со стеблями, листьями, придают им естественное положение. На окружающем фоне размещают отдельные разнообразно окрашенные лепестки, соблюдая удачное сочетание цветов. В результате получается не только полезное наглядное пособие, но и красочное, яркое полотно, подчеркивающее богатство палитры природы, ее фантазию, щедрость,
б) Миниатюра.
Миниатюры отличаются особо тонким рисунком, тщательным подбором тонов и красок. Например, флорист может выполнить из растительного материала поздравительные открытки различного сюжета и в разной технике исполнения. Расположение композиции на листке, размер ее, оформление полей открытки зависят только от фантазии и художественного вкуса исполнителя. Материал для открыток — плотная глянцевая или матовая бумага, бархатная бумага, шелковая ткань, прикрепленная к основе. Интересны открытки, выполненные следующим образом. Лист плотной бумаги складывают пополам, выкраивают из него двойную открытку нужного размера. На наружном листе вырезают рамку — она должна находиться ближе к верхнему краю. К оборотной стороне этого листа, чуть отступя от краев, приклеивают лоскут тонкого шелка или широкой капроновой ленты. Из нескольких образцов цветной бумаги выбирают наиболее подходящий для фона лист, подкладывая его внутрь открытки, под укрепленную ткань. Выбранный лист вырезают точно по размеру открытки и вкладывают его внутрь. Затем на лицевой стороне открытки, на ткани, тонкими линиями намечают контур рисунка, по нему аккуратно наклеивают растительный материал. Края рамки, там, где проходит линия наклеивания ткани, закрывают узкими соломенными полосками — это один из вариантов оформления открытки. Материалом для миниатюр на таких открытках могут служить солома культурных злаков и дикорастущих трав, ленты рогоза, стебли и шелуха луковиц гладиолуса, лента гречишного стебля, лепестки бессмертников или тонкие изящные стебельки различных растений. Такой материал более вынослив: ведь открыткам, в отличие от картин, предназначен более «подвижный» образ жизни. На открытках полагается делать соответствующие надписи. Мы не советуем использовать для этих надписей растительный материал: получится грубо, впечатление от тонкого изящного рисунка будет нарушено. Кстати, следует хорошенько подумать о сюжете самого рисунка. Его подбирают, учитывая адрес и назначение поздравительной открытки.
Миниатюры из растительного материала могут украсить обложку альбома, папки, поверхность вазы, особенно непрозрачной. Для такого использования лучше всего подойдет цветочная композиция, выполненная в медальоне (овале).
Выполнение миниатюрных работ требует большой аккуратности, чистоты, тщательного технического исполнения.
в) Композиция, выполненная на двух стеклах.
Работа на двух стеклах позволяет придать композиции большую глубину и выразительность, выделить объем переднего плана, подчеркнуть перспективу. Она разрешает применять любой растительный материал; исключение составляет только солома, но и ее можно использовать в отдельных деталях.
На двух стеклах можно выполнить пейзажные и архитектурно-пейзажные композиции; портреты в интерьере — например, на фоне окна, шторы, занавеси; натюрморт — например вазу с цветами в интерьере; отдельную ветку цветущего кустарника или дерева на фоне леса, гор или лугов.
Для работы нужны два стекла, прозрачные, без малейших дефектов, одинаковой толщины — не более 0,2—0,25 см; основа; лист белой бумаги — для создания заднего плана картины; черная бумага или калька для выкройки. Предположим, выбран рисунок-пейзаж: на переднем плане деревянная мельница у реки, возле нее виднеется часть березы — ствол и поднимающаяся ввысь крона. На заднем плане — контур дальнего леса за пашней, уходящая вдаль дорога, небо над ними. Начинают работу с оформления заднего плана. На листе плотной белой бумаги обозначают контуры композиции, расположение деталей.
Затем раскладывают подобранный растительный материал — голубое небо с облаками, контуры леса (например, здесь пригодятся темно-зеленые резные листья), бурые, коричневые пятнистые листья — пашня, материал песочного цвета (скажем, обертки от початков кукурузы) изобразит полевую дорогу. Накрывают работу стеклом, просматривают, вносят необходимые поправки и изменения, снимают стекло, приклеивают растительный материал к бумаге, затем весь лист с готовым задним планом будущей картины укрепляют на основе и снова накрывают стеклом. Задний план служит фоном для более крупных, выделяющихся деталей переднего плана. В данном случае это — мельница и береза, берег, на котором они расположены, вода в реке. Эти детали выполняют по выкройке. Затем раскладывают готовые детали на поверхность стекла, закрывающего задний план, сверяют с рисунком-оригиналом, приклеивают, сверху накрывают вторым стеклом и окантовывают. Эти работы достаточно эффектны, но у них есть и недостаток: стекла глушат интенсивность окраски растительного материала.

НАША КОНСУЛЬТАЦИЯ
Как изобразить кустарник или дерево в пейзаже?

Выбор богатый. Мы уже рассказывали, как «нарисовать» ствол с помощью соломы. По такому же принципу можно изобразить ствол с помощью кусочков, выкроенных из коры, из засушенных листьев различных растений. Не надо только забывать, что ствол живого дерева никогда не бывает однотонным: кора то темнее, то светлее, на ней играют солнечные блики, она шероховата, рельеф на.
Перебрав несколько вариантов растительного материала и его расположения на рабочем рисунке, можно добиться наилучшего эффекта.
Ветви и стебли выполняют из засушенных веточек, мелких стебельков, нарезанных кусочков или крошки от листьев. Кроной послужат засушенные мелкие веточки и стебельки с листьями, мелкие листья. Можно нарезать кусочки нужного цвета, размера и формы из засушенных листьев или другого подходящего материала. Крона любой формы любого дерева хорошо получается из крошки. Не забудем и способ, о котором мы уже рассказывали в начале книги: из ажурных листьев, изъеденных насекомыми-вредителями, вырезают крону нужной формы, полученный контур прикладывают к уже выполненному стволу дерева, а под него, под сеточку из жилок, подклеивают кусочки листьев разного цвета. Особенно хороша крона осеннего дерева, выполненная таким способом.
г) Вазы, столы, столешницы...
Без них трудно обойтись, создавая натюрморт, цветочную композицию, интерьер помещения. Как их выполнить? Ваза. Прежде всего, надо уточнить, будет ли это сосуд для цветов, деталь натюрморта или декоративное украшение в интерьере. Для цветочных композиций предпочтительнее задумывать вазу скромную, спокойных очертаний, без большого количества украшающих деталей. Ваза не должна казаться громоздкой, подавлять своим размером или ярким цветом детали рисунка. Для работы пригоден практически любой растительный материал — солома, засушенные растения, тополиный пух, лепестки цветов, шелуха луковиц, кожура плодов и овощей, семена. Следует категорически исключить бумажную аппликацию. Материал выбирают, учитывая, что именно придется имитировать — стекло? хрусталь? фарфор? керамику? Выбранный материал должен хорошо сочетаться также не только с остальными деталями рисунка, но и с цветом и материалом фона.
Выполняют вазы на выкройке из плотной белой или черной бумаги, соблюдая следующие требования:
1) линия дна вазы должна быть слегка закругленной. Если ваза выполняется из очень тонкого, прозрачного материала, надо обозначить как бы просвечивающую заднюю, чуть выгнутую, линию дна;
2) верхний передний край горлышка чуть вогнут, без острых углов по бокам. Горлышко вазы изображается в форме полого вытянутого кольца; на выкройке сразу вычерчивают и передний, и задний край горлышка. Поверхность вазы будет казаться бесформенным пятном, если не обозначить ее объемность. Определяют ее тени, блики, световые пятна. Контуры их надо сразу нанести на выкройку, подобрать подходящий по цвету или интенсивности окраски материал
и наклеить его на выкройку, соблюдая переход одного оттенка в другой. Если ваза делается из соломы, ленту разрезают на кусочки нужных размеров и формы и наклеивают, соблюдая определенное направление лент.
Затем надо четко обозначить наружный край донышка вазы, передний и задний края горлышка. Можно оформить их декоративным рисунком-орнаментом, тонкими полосками, вырезанными из растительного материала, или использовать тонкую узкую полоску соломы более темного цвета, чем остальной материал.
Обозначив световые пятна, оформив края донышка и горла, выполняют основной рисунок. Интересны вазы, созданные методом накладки или в технике мозаики. Готовые детали переносят на фон, пока не закрепляя. В горлышке вазы (овальном кольце) размещают стебли с цветами, листьями, т. е. из готовых деталей составляют композицию.
Изображаемая ваза, по замыслу, должна быть поставлена на определенную плоскость — стол, подоконник и т. д., причем расположена строго вертикально. Если она — единственная фигура картины, ее можно разместить в центре. Но в натюрморте, например, желательно сдвинуть вазу с цветами в ту или иную сторону от центральной линии: изображение получится более выразительным. Как показать плоскость, на которой стоит ваза? В цветочных композициях мы редко встретим полное изображение стола или тумбочки. Чаще на картине виден угол или часть столешницы. Стол можно обозначить условно одной линией, проходящей по всему фону картины. Она может быть, по выбору автора, сплошной или прерывистой. Наклеивают эту полоску (или полоски) очень аккуратно, не допуская ни малейшего перекоса. Можно подобрать материал, имитирующий гладко оструганное или полированное дерево.
Можно изобразить столешницу, украшенную орнаментом, мозаикой, инкрустированную или расписанную под хохлому. Подобрав растительный материал, можно изобразить стол, накрытый скатертью, нарядной салфеткой — например, вышивку на скатерти или салфетке обозначат мелкие листья или лепестки цветов.
Вкус и художественное чутье флориста должно проявиться в том, как будут сочетаться материал, из которого изготовлена изображаемая ваза, букет цветов в ней и материал, из которого сделан стол. В соответствии с этим следует подобрать исполнительский материал, также сочетающийся друг с другом. Например: в синей керамической вазе на простом, чисто выскобленном столе стоит скромный букет ромашек. Материал для вазы — засушенная кожура баклажанов. Ромашки сделаны из соломенных лент от внутренней поверхности трубки стебля, к ним добавлено несколько высушенных метелок овса. Столешница выполнена из лент «рубашечек» с матовой поверхностью, с ярко выраженной фактурой под дерево, или из стеблей рогоза.



<<<--- --->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0