Часть I
ФАНТАЗИЯ, ТЕРПЕНИЕ, МАСТЕРСТВО
Глава 3 (окончание)
КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Оформление готовых работ
Красивое и аккуратное оформление готовых работ — это тоже искусство, требующее знаний и умения. Правильное оформление поможет работе прожить более долгую жизнь, подчеркнет ее достоинства, проинформирует зрителей о некоторых особенностях творчества флористов. Порядок оформления (см. рис. 6):
1) подготовить материал для основы картины, сделать на основе подвесные петли;
2) прикрепить к основе картины фон;
3) укрепить на фоне композицию, собранную из растительного материала;
4) застеклить.готовую работу;
5) окантовать ее;
6) снабдить специальным паспортом.
Основа картины делается из картона.
Размер ее должен соответствовать размеру фона или паспарту. Для того чтобы готовую работу можно было повесить на стенд или стену, необходимы петли из хлопчатобумажной тесьмы шириной не более 1 см. Вначале на поверхности основы определяют места для петель и обозначают их тонкими линиями. Петля не должна выходить за верхний край основы и в то же время должна быть достаточно широкой, чтобы можно было подвесить картину. Крепят ее на равном расстоянии от боковых краев с отступом
4—6 см от верхнего края. По линии отметки острым ножом делают сквозные вертикальные прорези. Через них тесьма продевается так, чтобы петля осталась на наружной поверхности основы картины, а свободные концы — на стороне, к которой крепится фон. Концы тесьмы аккуратно расправляют, приклеивают к основе и для прочности заклеивают чуть большими по размеру полосками плотной бумаги. Сверху кладут доску с грузом. Для картины небольшого размера достаточно одной подвесной петли. Для картины более крупной и тяжелой нужны 2 подвесные петли, расположенные на одном уровне. Ширина этих петель должна быть небольшой; после надежного прикрепления к основе сквозь них продергивается тесьма, концы ее зашивают, а за полученную общую большую петлю подвешивают картину. Концы петель можно приклеить к основе столярным клеем или клеем БФ-2, БФ-6, «Марс», ПВА.
На поверхность основы, на ту сторону, где закреплены концы петель, наклеивают предварительно 1—2 листа газетной бумаги, смазав их клеем в нескольких точках. Листы разглаживают тряпкой, чтобы они ровнее легли на основу. Затем на газетные листы наклеивают фон. Клей на фон наносят по периметру, а в середине достаточно смазать несколько точек — в этом случае при необходимости фон можно будет легко снять с основы. Накрывают чистым бумажным листом и оставляют под грузом до полного просыхания клея.
Готовую композицию укрепляют на фоне, также нанося клей аккуратно в нескольких точках, работу накрывают стеклом, временно зафиксировав его крючками или бумажными полосками, просматривают, обнаруженные недостатки исправляют, осторожно сняв стекло, затем снова накладывают стекло и окантовывают картину.
Окантовка.
Стекло для окантовки выбирают прозрачное, без бликов на поверхности, без неровностей, пузырей, царапин и трещин. Толщина его не должна превышать 0,3 см — толстое стекло искажает цвет растительного материала и утяжеляет вес готовой работы. Вырезают стекло по размеру картины, следя, чтобы края его были ровными, без зазубрин. Перед окантовкой края зачищают пемзой, наждачной бумагой, затем протирают влажной тряпкой, чтобы не оставалось мелких стеклянных осколков.
Выбранный для окантовки материал (см. раздел «Инструменты и подсобные материалы») нарезают ровными полосками шириной 2,5—3 см. Длина полосок, предназначенных для окантовки коротких сторон картины, равна длине этих сторон, для окантовки длинных — превышает их на 2—3 см. На каждой полоске, отступя от края 0,5—0,7 см, обозначают карандашом границу бортика и сгибают бумажную полоску по этой линии. Окантовку начинают с длинных сторон картины. Для этого поворачивают ее длинным краем к себе, снимают с ребер крючки временного закрепления, поверхность стекла, которую должен закрыть бортик, аккуратно смазывают клеем. Накладывают на стекло бортик бумажной полоски, проглаживают чистой тряпкой. Когда бортик прочно приклеится, картину переворачивают оборотной стороной, смазывают клеем оставшуюся часть бумажной полоски, перегибают ее через стекло, хорошо натягивают, приклеивают к ребру и к основе, проглаживают тряпкой для более плотного прилегания и дают клею подсохнуть. Таким же образом окантовывают противоположную длинную сторону; Затем заделывают углы. Прежде всего оставшиеся свободными концы окантовочной бумажной полоски разрезают по длине на три части, причем средняя часть по ширине должна равняться толщине картины (основа плюс фон с композицией плюс стекло). Эту часть смазывают клеем и прижимают к ребру картины. Когда средняя часть полоски приклеена, ее боковые части осторожно заправляют под основу, а излишки обрезают. Так оформляют все четыре угла. После этого окантовывают короткие стороны картины. Крючки с резинкой, временно закрепляющие стекло, убирают, концы окан-товочных коротких бумажных полосок на их бортиках и в широкой части обрезают под углом 45°, приклеивают бортик, затем, хорошо натянув, остальную часть полоски. При приклеивании бортика, как и в первом случае, клей наносят на стекло, остальную часть полоски смазывают самоё. Концы полосок аккуратно заделывают.
Случается, что окантовка выполнена неровно или ширина бортика кажется флористу чрезмерной. Эти недостатки устранимы. Достаточно наложить на бортик линейку и прямо по стеклу с помощью острого ножа выпрямить неровности или уменьшить ширину окантовки. Ножом удаляют со стекла следы клея. Стекло протирают чистой тряпкой. Широкая окантовка кажется грубой. Желательно, чтобы бортик ее не превышал по ширине 0,7 см. Наилучшая, по нашему мнению, ширина 0,3—0,5 см.
Бортик окантовки можно превратить в оригинальную рамку: для этого на него, ближе к стеклу, наклеивают узкую полоску из соломы, декоративного картона, шпона или из другого материала.
Окантовывают и работы, не застекляя их. Например, композиции из соломы, рогоза, оберток кукурузных початков можно выполнить на черных либо цветных стеклах. Поскольку цветное стекло приобрести трудно, мы советуем на основу картины наложить бархатную бумагу черного или иного темного цвета, накрыть стеклом и окантовать. Композиция наклеивается прямо на поверхность стекла. Дополнительно застеклять такие работы не надо.
Застекление картин, выполненных методом
объемно-выпуклой аппликации.
При застеклении таких работ рекомендуем
применять рамки, поддерживающие стекло на высоте выступающих деталей. Делается это так: укрепив на основе картины фон с наклеенной композицией, по периметру картины размещают узкие, не шире 0,5—1,0 см, полоски из картона, равные по толщине высоте выпуклых (выступающих над фоном) деталей. Полоски прикрепляют к фону с помощью клея. На эти полоски, как на рамку, накладывают стекло, вначале закрепляют его временно, просматривают композицию и после исправления недостатков окантовывают. Чтобы рамка была незаметной, картонные полоски должны быть того же цвета, что и фон, либо окрашены или заклеены бумагой такого цвета.
Рамки можно заменить уголками — короткими полосками, толщина которых равна высоте выпуклых деталей. Эти полоски приклеивают по углам фона. Стекло лежит на уголках, не касаясь выступающих частей картины. Уголки применяются для картин небольшого размера. Для больших картин гораздо удобнее использовать рамки.
Оформление картин, композиций в паспарту.
Паспарту применяют для оформления портретов, пейзажей, архитектурно-пейзажных композиций. Удачно подобранное паспарту дополнит прелесть натюрморта, цветочной композиции и т. д. Материал для паспарту:
1) плотная гладкая белая или слегка тонированная бумага;
2) бархатная бумага черного, темно-синего, зеленого, вишневого, коричневого цвета;
3) декоративная бумага, имитирующая дерево, кожу, ткань;
4) декоративный картон;
5) шпон различных пород деревьев с красивым рисунком;
6) растительный материал.
Размер паспарту пропорционален размеру композиции. Верхнее и боковые поля должны быть равны по ширине, нижнее поле может превышать по ширине верхнее в 1,5—2 раза, т. е. «окно» на площади картины как бы чуть смещено кверху.
Паспарту выполняют по размеру основы картины. Узкие поля зрительно уменьшают композицию, особенно пейзажную. Слишком широкие поля способны «задавить» картину, если она невелика по размеру. «Окно» в паспарту должно быть меньше размера картины, композиции на 0,3—0,5 см. Его вырезают острым ножом по линейке. Чаще оно бывает прямоугольное или квадратное, но можно выполнить паспарту с «окном» круглым, овальным или неправильной геометрической формы.
Паспарту с круглым «окном» выполняют на основе квадрата. Стекло для оформления картины применяют тоже квадратное. Паспарту с овальным «окном» требует прямоугольной формы. В овальном «окне» композицию можно располагать и вертикально, и горизонтально — на вкус флориста.
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ
1) цветочная композиция в форме круга или овала. Готовую работу прикрепляют к фону, застекляют и окантовывают. Незаполненная композицией часть фона выполняет роль паспарту;
2) на выбранный фон наносят карандашом контуры круга или овала, остальную часть сплошь заклеивают полосками из соломки. Оставшийся свободным контур — «окно» в паспарту. В него приклеивают готовую композицию, затем фон прикрепляют к основе, застекляют и окантовывают, подобрав материал под цвет фона-паспарту;
3) выполняют паспарту из любого растительного материала. Для готовой композиции, требующей размещения в круге или овале, на листе плотной бумаги с вырезанным «окном» подбирают подходящий фон, лучше черного цвета. Определяют контур «окна», укрепляют в нем композицию. Остальную часть фона оформляют растительным материалом. Например, приклеивают методом накладки мелкие листья одного цвета с нерезкими оттенками, без просветов или оставляя между ними узкие просветы основного фона. Из листьев можно выполнить растительный орнамент. Наклеивать материал на фон нужно, начиная от очерченного круга или овала к краям фона, так, чтобы концы листьев четко оформляли «окно».
Паспарту на материале фона можно выполнить в виде скромного растительного орнамента или орнамента из геометрических фигур, из цельных листьев или нарезанных по определенному размеру и форме (в технике мозаики). Очень красивый эффект дает использование шелухи от чеснока: белый цвет, отливающий перламутром, имитирует инкрустацию.
Паспарту на фоне выполняют в технике мозаики из мелких геометрических фигур (матовая солома, ленты от рогоза). Материалом для оформления паспарту могут служить половинки сухих коробочек иван-чая (кипрея). Наклеивая их произвольно, получают ажурные прихотливые узоры.
На рис. 8 (25) (см. вклейку) — оригинальное оформление паспарту. Пейзаж — старая ветряная мельница, скудная растительность у дороги,— расположен горизонтально в прямоугольной картине. Паспарту — темно-коричне-вого цвета, в одном углу его — метелка проса. Эта деталь придает особую выразительность пейзажу.
Паспорт картины. Если картина, композиция предназначена для выставки, то ее необходимо снабдить специальным паспортом. На обороте, в углу, обозначают название композиции; если сюжет скопирован с картины или художественной фотографии — указывают фамилию, имя художника или фотографа, название оригинала; если композиция сделана по рисунку художника — указывают фамилию автора эскиза; далее указывают имя автора самой композиции — флориста, и дату выполнения работы.
Обязательно следует написать, что работу надо беречь от прямых солнечных лучей, влаги и сырости.
<<<--- --->>>