КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕЧЬ
С незапамятных времен и до наших дней теоретики ораторского искусства не уставали повторять: «Чем больше знаешь, тем лучше говоришь» «...Ежели кто имеет большее познание настоящих и прешедших вещей, то есть чем искуснее в науках, — писал М. В. Ломоносов, — у того большее есть изобилие материи к красноречию»
В 1881 году Ф. Энгельс в письме А. Бебелю, которого считал едва ли не лучшим оратором Германии, заявил, что, по мнению его и К. Маркса, лучшую из всех речей Бебеля отличает «правильный тон иронического превосходства, — благородного и основанного на действительном знании дела*2 (курсив мой. — А. Т.).
Выдающиеся ораторы никогда не полагались только на свой багаж накопленных знаний. Они
1 М. В. Ломоносов, Поли. собр. соч., т. VII, стр. 96.
2 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 35, стр. 152.
считали своим непременным долгом, прежде чем выйти на трибуну, продумать то, о чем надо сказать, а если необходимо и возможно, подготовиться к выступлению с пером в руке.
Для молодого оратора такая подготовка обязательна, без нее серьезной речи не скажешь, если даже она невелика.
Как-то раз довелось нам послушать агитатора, решившего побеседовать с рабочими о трудовой дисциплине. Он довольно бодро начал с гладких, трафаретных изречений о значении дисциплины, привел два примера, свидетельствующих о том, что с этим вопросом в бригаде неблагополучно, и... замялся. Замялся, как он объяснил позже, потому, что беседа ему показалась недостаточно солидной, а сказать ему больше нечего. Положение попытался спасти один из подвергшихся критике «нарушителей». Он признал правоту оратора и заверил, что «больше не будет». Вышло наивно и не убедительно. Агитатор же, поняв, что беседы не получилось, свернул ее такими же ничего не говорящими фразами, как вначале.
«Не удалось, — сокрушался он, когда слушатели разошлись. — Не подготовился. Решил: подумаешь — о трудовой дисциплине. Вопрос ясен, факты есть. Пустяки...»
Так на горьком опыте человек убедился, что без подготовки даже, казалось бы, по простому вопросу выступать перед народом нельзя.
Одного-двух местных фактов оказалось недостаточно. Нужна была и теоретическая основа, убедительные мысли. Агитатор нашел бы их, если познакомился бы с книгами по данному вопросу, изучил соответствующие высказывания В. И. Ленина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, документы КПСС. Это не означает, конечно, что он должен был пересыпать свою беседу цитатами. Но советы мудрых и опытных людей, несомненно, помогли бы ему построить интересную беседу.
О необходимости серьезной, вдумчивой подготовки к выступлению не раз предупреждал М. И. Калинин. В разговоре с агитаторами-фронтовиками в 1943 году он заметил: «Готовиться к беседе нужно всегда, даже если агитатор хорошо образован, начитан и знаком с военным делом. Ведь наши знания все-таки ограниченны, и поэтому каждый раз надо основательно готовиться, используя свои знания с максимальной пользой»
Долг оратора, как, впрочем, и каждого культурного человека, постоянно углублять, совершенствовать свои знания.
Для малокультурного человека свойственна поверхностность, дилетантство. Такому человеку достаточно разобраться в нескольких частных вопросах, лежащих на поверхности явления, как он начинает думать, что постиг всю глубину проблемы и больше знать ему ничего не надо. Грустно бывает взирать на подобных самоуверенных людей, неспособных понять, увидеть ту глубину знания, которой можно было бы достичь, если действительно серьезно заняться наукой.
1 «Об ораторском искусстве», стр. 251.
Конечно, нельзя объять необъятного, но знать все о своем предмете, иметь в то же время представление о возможно более широком круге вопросов — непременный долг пропагандиста.
Подготовка к каждому конкретному выступлению складывается из многих элементов. Здесь и чтение соответствующих книг, статей, и составление плана или конспекта, и подбор фактов, цифр, цитат.
Подготовка облегчается, если оратор выработал у себя определенную систему накопления знаний. Одни считают, что лучше всего конспектировать прочитанное и затем раскладывать тетради с конспектами в определенном порядке. Другие заводят папки, куда складывают вырезки из газет, выписки из книг по различным вопросам. Третьи пользуются для этой цели индивидуальной картотекой. На небольшие карточки наклеивают вырезки, записывают цитаты, факты, цифры и т. п. с указанием источника. Карточки располагаются в алфавитном порядке: А — авторитет руководителя; атомная энергия... Б — бюрократизм и борьба с ним; бережливость... В — верность слову; воспитание воли... и т. п.
Картотека удобна для работы. Она позволяет быстро найти необходимую справку, интересный факт, статистические данные и пр., но она окажет помощь оратору лишь в том случае, если он будет работать над ее созданием не от случая к случаю, а повседневно.
Такая картотека уже через несколько лет явится серьезным подспорьем в работе пропагандиста. Она будет нужна ему всегда, к какой бы теме он ни готовился.
При подготовке конкретной темы целесообразно все же завести папки по числу разделов плана и складывать туда вырезки и выписки, а по мере накопления материала приступать к его оформлению.
Работа оратора — пропагандиста, политинформатора и др.— неразрывно связана с книгами и другими печатными изданиями. Поэтому чрезвычайно важно уметь ориентироваться в книжных богатствах наших библиотек, отбирать необходимую литературу, правильно пользоваться библиографией, энциклопедиями и справочниками, вырабатывать у себя культуру чтения.
Уменьем самостоятельно отобрать необходимые для подготовки выступления книги должен овладеть каждый оратор. В библиотеках ему в этом помогут свободный доступ к книжным полкам, стройная система картотек и каталогов, подробные и хорошо аннотированные библиографические указатели.
Постоянно прибегал к помощи библиографических пособий В. И. Ленин. В его личной библиотеке хранилось до пятидесяти различных библиографических изданий.
Приступая к разработке темы доклада, беседы, лекции, пропагандист прежде всего постарается вспомнить все, что ему известно по избранному вопросу, и составит хотя бы небольшой план. Этот план явится своего рода компасом для поисков необходимой литературы. Просматривая и изучая в дальнейшем книги, пропагандист будет конкретизировать и детализировать положения плана, уточнять формулировки, суммировать то, что он прочитал, в определенной последовательности. Разделы плана целесообразно написать каждый на отдельном листе, чтобы можно было их пополнять новыми записями, а сами записи вести на одной стороне бумажного листа на случай, если придется эти листы разрезать.
Какая бы тема ни была избрана, оратор прежде всего стремится узнать, что по ней говорится в произведениях основоположников марксизма-ленинизма. В розыске необходимых произведений и тематических высказываний ему помогут «Алфавитный указатель произведений, вошедших во второе издание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса» (1967) и «Алфавитный указатель произведений, вошедших в Полное собрание сочинений В. И. Ленина. Предметный указатель к новым произведениям В. И. Ленина, включенным в Полное собрание сочинений» (1966). Поиски тематических высказываний облегчат также предметные и другие указатели, имеющиеся в сочинениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
Большую роль в подготовке выступления играют всевозможные справочные издания. Подчас не каждый молодой пропагандист знает, какое великое множество таких изданий выпускается в нашей стране, поэтому постараемся перечислить хотя бы важнейшие из них.
Прежде всего не надо забывать, что библиотеки располагают Большой и Малой советскими энциклопедиями, а также Энциклопедическим словарем. Кроме того, в СССР издано до двадцати различных отраслевых энциклопедий: историческая, философская, экономическая, краткая литературная, педагогическая и др.
Конечно, к ряду статей, опубликованных в них, следует подходить критически, памятуя, что некоторый материал устарел, впоследствии оказался неточным и т. п.
Однако подавляющее большинство статей представляет в распоряжение пропагандиста ценный материал по истории КПСС и истории различных стран мира, по философии, политэкономии и другим самым разнообразным отраслям знания. В Педагогической энциклопедии, к примеру, можно найти статьи по таким интересующим каждого оратора вопросам, как «Культура речи», «Интерес», «Конспектирование» и т. п.
Ряд центральных издательств страны систематически выпускает разнообразные справочники. Так, Политиздатом выпущен справочник «Политическая карта мира» (1900—1965), «Население мира», «Столицы стран мира», «Международные политические, экономические и общественные организации», «Политические партии зарубежных стран», «Мир капитализма», «Колониализм сегодня», а также «КПСС», «Наш советский парламент», «Мы и планета. Цифры и факты», «СССР в новой пятилетке» и т. п. Ежегодно Политиздатом издаются «Справочник пропагандиста-международника», «Мир социализма в цифрах и фактах», «Международный ежегодник. Политика и экономика».
С 1957 года Издательство политической литературы возобновило выпуск «Справочника партийного работника», где печатаются резолюции съездов КПСС, текущие постановления Пленумов Центрального Комитета партии, постановления ЦК КПСС и Советского правительства, Указы Президиума Верховного Совета СССР, руководящие материалы ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Много интересных и содержательных справочников выходит и в других издательствах: «Организация Объединенных Наций в фактах и цифрах» («Международные отношения»), «Экономическая наука и хозяйственная практика» («Экономика»)* «Африка 1961—1965 гг.» («Наука»), «Мы и закон» («Молодая гвардия») и др.
Если оратор приучит себя постоянно следить за справочными изданиями, станет регулярно прибегать к их помощи, он очень скоро убедится в том, какими незаменимыми пособиями они являются.
Важно помнить также о словарях, где содержится толкование различных слов, терминов и понятий. Назовем среди них «Краткий политический словарь» (Политиздат, 1964), «Философский словарь» (Политиздат, 1968), «Политэкономический словарь» (Политиздат, 1964), «Статистический словарь» («Статистика», 1965). Издательством «Советская, энциклопедия» выпущены «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь русского языка», подготовленный С. И. Ожеговым, «Словарь иностранных слов». Словари помогают овладевать точной научной терминологией, правильным пониманием смысла слов, так необходимым каждому, кто имеет дело с живым словом.
Коротко о статистических сборниках. Одни из них издаются периодически (например, через год), другие эпизодически, время от времени. В издательстве «Книга» выпускают ежегодник «Печать СССР», подготавливаемый Всесоюзной книжной палатой; в издательстве «Экономика» — ежегодник «Экономика стран социализма». Наиболее полные данные содержатся в официальных сборниках, подготавливаемых к печати ЦСУ СССР.
Особо необходимо отметить сборники, выпущенные издательством «Статистика» к 50-летию Советской власти, — «Страна Советов за 50 лет» (1967), «РСФСР за 50 лет» (1967) и др.
Существует немало различных правил и приемов культуры работы с книгой. Скажем, замечено психологами, что чтение на свежую голову, после отдыха намного результативнее. Нормальное освещение, правильное положение книги перед глазами способствуют лучшей усвояемости материала.
Опытный пропагандист начинает знакомство с книгой с оглавления, затем бегло просматривает книгу, чтобы определить, в какой степени она ему необходима. Выработать у себя такую способность нужно непременно, иначе придется прочитывать каждую книгу полностью, что далеко не всегда рационально. Г. М. Кржижановский пишет о В. И. Ленине, что «он обладал каким-то удивительным свойством с невероятной скоростью интимно знакомиться с книгой даже при беглом ее просмотре: как говорится, на ловца и зверь бежит. Перелистает, бывало, на твоих глазах объемистый тбм и немедленно подхватит такие цитаты, которые выводят автора на чистую воду» 1.
После просмотра книги пропагандист решает, читать ли книгу целиком, или изучить и законспектировать отдельные главы.
Как известно, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, работая над книгами, конспектировали важнейшие из них, делали выписки, сопровождая их одобри* тельными или критическими замечаниями. О мае* штабах подобной их работы свидетельствует хотя бы такой факт: трудясь над «Капиталом», К. Маркй составил конспекты полутора тысяч книг!
Конечно, многое из прочитанного и законспектированного окажется впоследствии ненужным для выступления, но такова закономерность: всегда приходится читать значительно больше, чем практически нужно. Опытный оратор знает, что оказавшееся практически ненужным для подготовки речи, может оказаться очень важным во время выступления. Кто-то задал вопрос, кто-то возразил — и тут оратору пригодилось то, что он не поленился изучить вопрос глубже, чем необходимо.
Читать нужно так, чтобы, обдумывая прочитанное, понимать, какую цель ставит перед собой автор, что он хочет сказать. «Отчетливое усвоение прочитанного, — говорит Н. К. Крупская, — это первый шаг в деле сознательного чтения книги» 2. При этом
1 «Воспоминания о В. И. Ленине», ч. 1, стр. 181.
2 Н. К. Крупская, Пед. соч., АПН РСФСР, 1960, т. 9, стр. 73.
важно критически подходить к тому, что читаешь. Может оказаться так, что в первой прочитанной вами книге содержатся положения, которые вторая книга подвергает сомнению или критикует. Целесообразно позтому читать без предубеждения. После изучения всей необходимой литературы убеждение ваше сформируется и будет, может быть, более правильным и прочным, чем раньше.
Подчас одного прочтения работы бывает недостаточно для полного усвоения мыслей автора. Тогда надлежит прочитать книгу еще и еще раз, пока все вопросы не станут ясными. Не следует смущаться, говорил В. И. Ленин слушателям Свердловского университета, если «произведение по прочтении не будет понято сразу. Этого никогда почти не бывает ни с одним человеком. Но возвращаясь к нему впоследствии, когда интерес пробудится, вы добьетесь того, что будете понимать его в преобладающей части, если не все целиком» 1.
В ходе изучения того или иного произведения пропагандист встретит незнакомые ему имена, факты, слова, события. Неясности эти исчезнут, если пропагандист не будет игнорировать научного аппарата книги: предисловия, сносок, примечаний, указателей.
Одним словом, чтение — это серьезная творческая работа. Поверхностное, невнимательное чтение не даст большой пользы агитатору, не поможет ему обогатить свои знания. «Без известного самостоятельного труда, — писал В. И. Ленин, — ни в
1 В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 39, стр. 67—68.
одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину»
Мы несколько более подробно, может быть, чем нужно, остановились на вопросе методики чтения, накопления знаний. Книга ведь наша посвящена ораторскому искусству. Но нет ораторского искусства, если нет знаний. Чтение, письменная подготовка столь же необходимо предшествуют произнесению речи, как день предшествует вечеру.
«Знайте, читатель, — пишет русский юрист П. Сергеич (П. С. Пороховщиков), — что, не исписав нескольких сажен или аршин бумаги, вы не скажете сильной речи... Бели только вы не гений, примите это за аксиому и готовьтесь к речи с пером в руке» 2.
Здесь, правда, имеется в виду судебная речь, но то же самое можно сказать о подготовке к речи политической. В дальнейшем, когда человек овладеет ораторским мастерством, он может не писать полностью своего выступления, а ограничится составлением конспекта или развернутого плана. Пока же мастерство не пришло, лучше составить полный текст речи.
Когда текст подготовлен, прочитан несколько раз, оратор легче запоминает, о чем ему надо сказать. Подготовленный текст охраняет оратора от страха забыть, что сказать дальше. Все это не значит, что текст нужно читать с листа на трибуне. Нет. Текст
1 В. И. Ленин, Поли. собр. соч., т. 23, стр. 68.
2 П. Сергеич, Искусство речи на суде. М., 1960, стр. 305.
нужен только для подготовки. На трибуне в зависимости от аудитории может появиться другое начало, вспомнятся другие примеры, кое-что вообще окажется ненужным. А главное, весь строй речи станет иным — разговорным, диалогичным. Одним словом, это будет устная, живая речь — та самая, которую и надлежит освоить человеку, если он собирается стать настоящим оратором.
Но вот необходимая литература изучена, часть ее законспектирована, выписки и цитаты систематизированы в соответствии с планом, а сам план уточнен и расширен. Можно ли теперь приступать к оформлению текста речи?
Иногда этого бывает достаточно, но чаще — нет. Дело в том, что книги — не единственные источники знаний. Возможно, будущему оратору нужно побеседовать со специалистами, с рабочими, руководителями города, района,, побывать в руководящих органах, проконсультироваться в доме или кабинете политического просвещения, собрать какие-то местные цифры, факты, может быть, воспоминания старых большевиков и т. п.
Особое место в работе пропагандиста занимают цифры. Популярное преподнесение цифрового материала — требование, непременное для каждого пропагандиста.
Что значит умело преподнести цифру? Это значит сравнить ее с чем-то близким и понятным слушателю. До Луны 384 тысячи километров, до Солнца — 149,5 миллиона. Что это за расстояние, как сделать эти цифры понятными? Очевидно, не столь уж и трудно, если подумать. Попробуйте перевести эти цифры на количество поперечников Земли, посчитайте, сколько времени летел бы до Солнца современный ТУ-114.
Часто возникает необходимость округлять цифры, показывать их на чертеже, диаграмме и т. п.
Ем. Ярославский советовал: «Избегай множества цифр. Цифра должна стрелять, попадать в точку»
Для того чтобы научиться применять такие цифры, полезно поразмышлять над ними, попытаться сопоставить их с тем, что хорошо известно.
Порассуждаем вместе, что такое, например, чио-ло сто.
Видимо, это ясно каждому. Тысяча — тоже. Миллион? Это уже сложнее. Как представить себе миллион? Сколько, к примеру, на небе звезд — больше или меньше миллиона? Оказывается, видимых — много меньше, всего около двух с половиной тысяч. Наше ночное небо было бы в четыреста раз ярче, если бы число видимых звезд на нем равнялось миллиону.
Может, какое-то представление о миллионе даст вам следующее сравнение. Когда вы прочитываете книгу в четыреста страниц, то это значит, что увидели около одного миллиона печатных знаков.
Сколько минут двадцатипятилетнему юноше? Меньше миллиона. За семьдесят лет жизни мы отсчитываем «всего» немногим больше трех с полови-
1 «Об ораторском искусстве», стр. 271.
ной миллионов минут. Не правда ли, и много и мало. Но, во всяком случае, у вас создалось какое-то свое, несколько новое представление об этих вещах. Достигли мы этого необычной «подачей» цифр, неожиданными сравнениями их. Такие цифры слушаются, они интересны и могут быть применены, скажем, в беседе «Цени свое время».
Иногда можно обойтись вовсе без цифр. Их роль выполнит удачно подобранное сравнение. Лектор, рассказывающий о международном положении, о борьбе за мир, подчеркнул разрушительный характер войны. «Если бы, — сказал он, — все ценности, уничтоженные войнами за последнее тысячелетие, превратить в золото, земной шар можно было бы опоясать по экватору золотой лентой шириной восемь километров и толщиной десять метров».
Пожалуй, ни одна лекция немыслима без применения местных фактов. Даже если вы ведете разговор о больших событиях и явлениях, все равно полезно связать его с местными делами. Например, вы говорите о Великой Октябрьской социалистической революции. Почему бы в этой беседе наряду с главными, решающими моментами революции не воспроизвести картину революционных событий, происходивших тогда в ваших краях, не вспомнить героев тех дней — первых большевиков, которые устанавливали власть Советов и вели борьбу с контрреволюцией в городах и деревнях вашего района, области?
Можно и нужно) В этих случаях агитаторам и пропагандистам помогут вырезки из местных газет, материалы местных краеведческих музеев.
Много интересного агитатор почерпнет из расска-вов старожилов, участников революционных боев. Полезно познакомиться и с некоторыми архивными документами, подшивками газет, посмотреть, нет ли каких-либо упоминаний о данной местности в художественной и мемуарной литературе.
В журнале «Агитатор» была опубликована небольшая заметка читателя В. Мухина из села Дуле-бино Московской области.
Село Дулебино — родина русского писателя Д. В. Григоровича, автора знаменитого рассказа «Антон Горемыка». Тяжелую, безрадостную жизнь Дулебино, описанную в этом рассказе, В. Мухин сравнил с тем, как живет село сейчас: яркая, содержательная жизнь крестьян, прочные благоустроенные, залитые электрическим светом дома, просторный клуб, кинозал, библиотека...
Замечательный факт для агитатора!
Конечно, не в каждой деревне жили великие писатели, но всюду можно найти интересные факты для сопоставления с прошлым.
Сведения о жилищном и культурном строительстве в районе или городе, цифры, характеризующие рост материального благосостояния трудящихся, материалы о пенсиях, пособиях, бесплатных путевках в дома отдыха и санатории не могут не привлекать внимания оратора.
Но вот тема изучена, вопросы ясны, факты и цифры отобраны, книжки, статьи прочитаны.
Казалось бы, что еще? Подготовка закончена — можно идти к слушателям. Однако принять такое решение пока еще рано. Оратор, оборвавший на этом подготовку, рискует свести на нет всю проделанную работу.
Какими словами начать разговор, в какой последовательности излагать собранный материал, чем закончить речь? Обо всем этом еще следует поразмыслить. Другими словами, нужно подумать над композицией, над логикой изложения.
Все это важно иметь в виду при подготовке к лекции или беседе и особенно при оформлении полного текста или конспекта. Что такое конспект? Это краткое, но связное и последовательное изложение материала. В конспект обычно заносятся в самом сжатом виде основные положения речи. В нем отмечаются важнейшие факты, цифры, цитаты, которые оратор намерен использовать.
Как и запись полного текста будущего выступления, конспект помогает оратору уяснить взаимосвязь отдельных элементов речи, разместить все части лекции в определенном порядке, выделить главные мысли, привести в систему иллюстративный материал.
Когда полный текст или конспект написан, сразу можно увидеть многие достоинства и недостатки будущей речи. Окажется, что в одном месте она растянута — здесь какой-либо мысли уделено несоразмерно много места. В другом случае, напротив, важная мысль освещена недостаточно полно. Работа над конспектом приучает оратора к стройности и экономичности речи, четкости формулировок.
Каждая речь состоит обычно из трех частей:
введения, изложения (основная часть) и заключения. Введение — это изложение цели речи, вступительные замечания, иногда, может быть, краткий обзор содержания. Задача введения — пробудить с самого начала интерес к теме предстоящего разговора. Однако такой интерес нельзя вызвать общими, трафаретными фразами, избитыми истинами. Надо стремиться найти такие слова, факты, вопросы, которые сразу же привлекли бы к речи внимание слушателей.
Если цель введения — обосновать постановку вопроса, то цель следующей, основной части — объяснить, доказать, шире развернуть выдвинутые положения и подвести слушателей к необходимым выводам.
Никогда нельзя забывать о цели выступления, о том, что вы хотите доказать вашим слушателям. Речь о том, о сем может быть интересна в деталях, но проку от нее мало. Только целеустремленную, логически обоснованную, подводящую слушателей к определенному выводу речь можно признать по-настоящему удачной.
Таким образом, скажем в заключение: быть оратором — это значит быть всесторонне развитым человеком, глубоко знающим марксизм-ленинизм, владеющим предметом своей речи. Невозможно представить себе политического оратора, который не читает газет, не следит за новинками литературы, не имеет определенной системы накопления знаний. Но настоящий оратор обязан также готовиться к каждому конкретному выступлению, знать аудиторию, перед которой ему предстоит «держать речь», постоянно освежать и обновлять материал своего выступления, если это доклад или лекция.
Неправильно было бы думать, что вся подготовка оратора сводится к изучению вопроса и связному изложению его на бумаге. Творя будущую речь, оратор постоянно размышляет. Свои мысли он может выразить в плане или конспекте теми или иными словами, сигналами. Эти сигналы напомнят ему на трибуне, что он хотел сказать.
Хорошо в ходе подготовки произнести вслух будущую речь, может быть, попросить друзей или домашних прослушать вас. Это помогает выявить слабые места речи, правильно расставить паузы, избежать утомительной монотонности, подчеркнуть наиболее значительные места.
<<<---