Раздел ХРК-бн003
ПРОЗА РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
Сост. и примеч. А. Л. Осповата
Худож. П. С. Сацкий.
— М.: Сов. Россия, 1982.-432 c., ил.
АннотацияСборник впервые представляет широкому читателю прозу русских поэтов XIX века. Изящная миниатюра К. Ф. Рылеева; живые, увлекательные новеллы Е. А. Баратынского. К. С. Аксакова и И. П. Клюш-никова; физиологический очерк С. Ф. Дурова; развернутые полотна А. А. Григорьева и А. Н. Апухтина — эти и другие помещенные в сборнике прозаические произведения расширяют наши знания о творчестве замечательных русских поэтов, придавая новое звучание знакомым голосам.
Содержание
От составителя
К. Ф. Рылеев. Чудак
Е. А. Баратынский. Перстень
B. Г. Тепляков. Письма из Болгарии. Письмо пятое
К. С. Аксаков. Облако
А. А. Григорьев. Другой из многих
C. Ф. Дуров. Тетинька
А. Н. Майков. Пикник во Флоренции
И. П. Клюшников. Любовная сказка
Л. А. Мей. Гривенник
Я. П. Полонский. Рассказ вдовы
A. Н. Апухтин. Дневник Павлика Дольского
B. С. Соловьев. На заре туманной юности
С. К. Случевский. Мой дядя
Примечания
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
«Чистый» стихотворец, поэт и только поэт — фигура довольно редкая в русской литературной действительности прошлого века, которая создала устойчивый писательский тип; это — профессионал, работающий в разных жанрах. Другое дело, что существуют литературные репутации. Уже современники обычно не признавали «побочные» творческие интересы того или иного поэта, инерция ограничительного подхода усиливалась в следующих поколениях, а в итоге проза С. Дурова и И. Клюш-никова, А. Майкова и Л. Мея, Я. Полонского и К. Случевского,— оттесненная их собственными стихами,— оказалась в запасниках культуры.
Между тем читатель этой книги убедится в том, что собранные здесь повести, рассказы, очерки — полновесная проза. Проза, которая, несмотря на продолжительное забвение (семь произведений не переиздавались ни разу), удержала свое место в истории литературы. Так, интеллектуально-художественная эпистолярия В. Теплякова открывает ближайшего предшественника Лермонтова в литературе 1830-х годов; искусно построенная повесть Ап. Григорьева «Другой из многих» восстанавливает важнейшее звено в развитии русской психологической прозы от Лермонтова к Достоевскому; «Тетинька» С. Дурова, едва ли не лучший образец «семейной» физиологии, существенно расширяет наши представления о возможностях этого жанра.
Не желая предварять оценки читателей, замечу лишь, что знакомство с прозой русских поэтов (разумеется, в полном ее объеме) может вызвать и пересмотр сложившихся репутаций. (Сошлюсь, в частности, на М. Булгакова, в глазах которого Апухтин-прозаик значительно
3
превосходил Апухтина-поэта.) Поэтому в книге представлены повествовательные опыты и так называемых «второстепенных» поэтов. С другой стороны, было решено не дублировать недавние издания ряда авторов, включающие их прозу,— это «Сочинения» В. А. Жуковского (т. Ill, М., 1980), «Опыты в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова (М., 1977), «Стихотворения. Проза» Д. В. Веневитинова (М., 1980), «Избранное» А. Н; Плещеева (М., 1960), «Избранное» М. JI. Михайлова (М., 1979), «Собрание сочинений» А. К. Толстого (т. IV, М., 1964). Приняты также в расчет выходящие в 1982 году «Сочинения» А. А. Фета в двух томах, которые включают его прозу.
1 См.: Чудакова М. Библиотека М. Булгакова и круг его чтения.— В сб.: Встречи с книгой. М., Книга, 1979, с. 245.
* * * |