RSS Выход Мой профиль
 
Главная » Статьи » Библиотека C4 » 2.Художественная русская классическая и литература о ней

ХРК-662 И.С.Тургенев Избранные произведения
Раздел ХРК-657

И.С.Тургенев
ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В 2-Х ТОМАХ
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА
ПОВЕСТИ И РАССАЗЫ
- том I

Оформление художника Ю. П. Мезерницкого
Лениздат 1958г -735c.

обложка издания

Содержание:
В. Вильчинский. И. С. Тургенев
Записки охотника

Хорь и Калиныч
Ермолай и мельничиха
Малиновая вода
Льгов
Бежин луг
Касьян с Красивой Мечи
Бурмистр
Контора
Бирюк
Два помещика
Смерть
Певцы
Петр Петрович Каратаев
Свидание
Лес и степь

Повести и рассказы
Дневник лишнего человека
Три встречи
Первая любовь
Степной король Лир
Вешние воды
Пунин и Бабурин
Рассказ отца Алексея
Примечания

 

И. С. ТУРГЕНЕВ

 

 

И. С. Тургенев — выдающийся представитель русского критического реализма. Его произведения неизменно пользовались огромной популярностью; читатели с нетерпением ждали их появления, горячо обсуждали каждый новый роман, рассказ или повесть.
Такой интерес к Тургеневу объясняется способностью писателя откликаться на важнейшие проблемы, волновавшие современников, художественным совершенством его творчества.
«Тургенева, — отмечал Добролюбов, — по справедливости можно назвать живописателем и певцом юй морали и философии, которые господствовали в нашем образованном обществе в последнее двадцатипятилетие... Этому чутью автора к живым струнам общества, этому умению тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еше начинающее проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался Тургенев в русской публике».
Известно, что писатель может подняться над личными симпатиями и политическими убеждениями, если он правдиво изображает жизнь. К этому стремился Тургенев. Он говорил: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».
Творчество Тургенева — сложно и во многом противоречиво. Однако в лучших произведениях его разум писателя-реалиста торжествовал над политическими взглядами либерала-постепеновца. Не будучи сторонником революционного пути, Тургенев с большим сочувствием нарисовал в «Пороге» образ самоотверженной девушки-революционерки; в «Отцах и детях», несмотря на симпатии автора к дворянскому классу, наиболее яркой фигурой, положительным героем романа стал демократ-обличитель Базаров. Это было предопределено реализмом художника, его верностью правде жизни.
Произведения Тургенева проникнуты большой любовью к родному краю, наполнены верой в лучшее будущее.
5
Патриотическая направленность, высокое нравственное начало в творчестве писателя, художественное мастерство определяют долговечность его воздействия на читателя. При жизни Тургенева его произведения способствовали пробуждению общественного самосознания, приковывая внимание широких кругов к важным проблемам эпохи. «Литературная деятельность Тургенева имела для нё-шего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова. Белинского и Добролюбова», — писал М. Е. Салтыков-Щедрин.
Тургенев хорошо известен на Западе. Он был одним из тех писателей, произведения которых переводились на иностранные языки почти одновременно с появлением-этих произведений в России. Многие зарубежные читатели обязаны Тургеневу своим первым знакомством с духовным богатством нации, всегда возбуждавшей живой интерес у передовых людей мира. «Всё, что образованные классы в странах германских и романских знают в наше время о внутренней жизни славянского племени, — всем этим они обязаны почти исключительно одному этому человеку», — говорил о Тургеневе известный датский литературовед Г. Брандес.
Творчество самого Тургенева воспринималось на Западе как проявление талантливости русского народа, высокохудожественный образец реалистического искусства.
«В исполнении, в применении простейших средств, в обдуманности воздействия Тургенев всегда и везде первый», — отмечала иностранная критика, прослеживая проникновение русского художественного слова за рубежи, рост его влияния на передовую реалистическую литературу мира.
* * *
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева развивалось в 40—70-е годы XIX столетия, когда все основные общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его пережитками. Писатель был активным участником этой борьбы, он хорошо знал экономику, быт, психологические особенности крепостнической эпохи.
Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в гор. Орле в богатой дворянской семье. Его детские годы прошли в имении матери в селе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии, в обстановке барской усадьбы с ее неизменными контрастами господского и крестьянского миров. «Я родился и вырос, — вспоминал писатель, — в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и. пр... Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне»/
В детстве Тургенев не только был свидетелем бесконечного унижения человеческого достоинства крестьян, но и учился видеть в подневольных скрытый от господского глаза богатый внутренний мир. Первым учителем будущего писателя был крепостной слуга его матери, поклонник старинной поэзии, тонкий знаток и ценитель русской природы. Он сумел привить мальчику ту горячую любовь ко всему родному, которая так характерна и для зрелого Тургенева.
Важным этапом биографии Тургенева являются годы учения. Он получил хорошее систематическое образование: в 1833—1837 го-
6
дах обучался в московском и петербургском университетах; в 1838— 1841 годах изучал гегелевскую философию и историю в университете Берлина, занимался древними языками и литературой. Годы учения протекали в условиях николаевской реакции и, одновременно, в период зарождения студенческих кружков. В 30-е годы передовая молодежь России страстно спорила о путях исторического прогресса и увлекалась немецкой идеалистической философией. Этого увлечения не избежал и Тургенев. Будущий писатель сблизился в Берлине с активными участниками московских студенческих кружков, видными представителями русской молодежи: Николаем Станкевичем, ближайшим другом молодого Белинского; Михаилом Бакуниным, известным впоследствии политическим деятелем-анархистом; Тимофеем Грановским, видным либеральным историком и просветителем.
Тургенев готовил себя к профессорской деятельности. Однако правительство Николая I подозрительно относилось к увлечению молодежи философскими проблемами, так как на примере Герцена видело, что «отвлеченные» споры в студенческих кружках порой приводят к пропаганде вполне конкретных социалистических идей К 1841 году, когда Тургенев, завершив свое образование, вернулся на родину, кафедры философии были закрыты, и, по настоянию матери, он поступил в 1843 году на службу в канцелярию министерства внутренних дел. По собственному признанию, он «служил очень плохо и неисправно» и в 1845 году вышел в отставку со скромным чином «коллежского секретаря». Карьера чиновника не привлекала Тургенева, он мечтал о литературной деятельности и
начал в эти годы усиленно заниматься ею.
* * *
Первые литературные опыты Тургенева относятся к серединс 30-х годов XIX века. Они отмечены влиянием романтизма. Элегиче ские размышления о любви и смерти, о тшете человеческого существования, философско-романтические сентенции о смысле жизни характерны для юношеских стихов Тургенева. Отдавая дань увлечению романтизмом, особенно сказавшемуся в его драматической поэме «Стено» (1834 г.), Тургенев в то же время испытывал огромную симпатию к основоположнику русского реализма Пушкину.
В 1843 году появляется поэма Тургенева из помещичьего быта «Параша» — важный этап развития реалистических тенденций в творчестве молодого писателя. Белинский одобрил ее за демократизм и чуткость автора к современной тематике. «Верная наблюдательность, — писал критик, — глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, —всё это показывает в авторе, кроме даре твопчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скооби и вопросы его».
Белинский уловил те существенные тенденции творческого своеобразия писателя, которые проявились в начальном периоде и впоследствии развились и принесли Тургеневу заслуженную славу «чуткого уха современности».
Вскоре после появления «Параши» писатель знакомится с Белинским и попадает под благотворное воздействие его могучего
ума, охваченного в те годы презрением к «гнусной российской действительности», страстным ожиданием лучшего будущего.
Вместе с Гоголем и Некрасовым, Достоевским и Григоровичем, Герценом и Белинским Тургенев становится активным участником литературно-общественного движения 40-х годов.
В те годы крепостное крестьянство, разоренное до крайности возросшей помещичьей эксплуатацией, всё более резко выражало свое недовольство существовавшим положением. Стихийно возникали бунты и восстания, число которых в 1845—1849 годы превысило двести.
Крестьянские волнения оказывали воздействие на рост антикрепостнических настроений в среде передовой интеллигенции, способствовали выработке революционно-демократического мировоззрения. В эту эпоху развивалась революционно-просветительская деятельность Белинского и Герцена, действовал социалистически-утопический кружок петрашевцев, формировались революционно-демократические взгляды Чернышевского.
40-е годы — период перехода от первого, дворянского этапа русского освободительного движения — ко второму, разночинскому, буржуазно-демократическому. Заметно меняется состав участников освободительной борьбы. Рядом с дворянской интеллигенцией выступают разночинцы, освободительное движение в стране всё более демократизируется.
Главные идейные бои 40-х годов происходили между защитниками интересов крепостного крестьянства — Белинским, Герценом и их последователями, с одной стороны, и защитниками интересов дворянства и буржуазии — «славянофилами» и либеральными за-иадниками, — с другой. Веиду того, что в крепостнической России все другие сферы общественной деятельности были подавлены, главной ареной борьбы стал литературный мир — журналы, газеты, книги. Центрами передовой журналистики 40-х годов явились журналы «Отечественные записки» и «Современник», а их душой и идейным вдохновителем — Белинский Статьи Белинского, его письма друзьям, в которых пропагандировались принципы правдивого изображения действительности, утверждалась литература, воодушевленная патриотической идеей освобождения народа, знаменитое письмо к Гоголю — всё это сыграло большую роль в 'появлении значительных произведений искусства. Они воспитывали в массе читателей стремление к лучшему будущему.
Под влиянием Белинского прочно стал на позиции реализма Тургенев, выступивший в 40-е годы с серией очерков и рассказов, объединенных впоследствии под общим названием «Записки охотника». Показать подлинный облик крепостного крестьянина и помещика крепостника — такова основная идея этого цикла.
Образы помещиков, несмотря на сдержанность, характерную для творческой манеры Тургенева, даны в сатирическом, обличительном тоне. Пеночкин в рассказе «Бурмистр», Стегунов («Два помещика»), супруги Зверковы («Ермолай и мельничиха») раскрываются автором как закоренелые эксплуататоры и жестокие крепостники. И эту их сущность не может скрыть ни внешняя «корректность» Пеночкина, ни «добродушие» Мардария Аполлоновича, причмокивающего во время наказания провинившегося слуги.
Образ Пеночкина использов'ал впоследствии В. И. Ленин для критики помещиков, культурных- внешне, а на деле — убежденных
18
реакционеров-крепостников, каким был государственный деятель граф Гейден. Высмеивая восхищение его мнимой гуманностью со стороны либералов, В И. Ленин писал: «Еще Некрасов и Салтыков учили русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помешика его хпшные интересы, учили ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов...», «...умиление гуманностью Гейдена заставляет нас вспомнить не только Некрасова и Салтыкова, но и «Записки охотника» Тургенева. Перед нами — цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угошает гостя вином и ведет возвышенные разговоры. «Отчего вино не нагрето?» спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет. Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: «Насчет Федора... распорядиться».
Вот вам образчик гейденовской «гуманности» или гуманности а 1а Гейден. Тургеневский помещик тоже «гуманный» человек... по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Федора. Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в соленой воде розог, которыми секут Федора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, .ни выбранить лакея, он только «распоряжается» издали, как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без «публичного оказа-тельства»... i»
Большая заслуга автора «Записок охотника» состоит в том, что он вместе с писателями так называемой «натуральной», гоголевской школы (Некрасов, Григорович, Герцен и др.) отразил в образах дворян кризис крепостнической системы хозяйства. Тургенев показал моральное убожество представителей правящего класса, их хозяйственную беспомощность, сорвал маску с «культурных» крепостников, попиравших элементарные человеческие права народа.
Но особенно большое общественное значение «Запискам охотника» придали образы крестьян. Действительно, если в сатирическом изображении поместного дворянства у Тургенева было немало предшественников, от Радищева и Фонвизина до Пушкина и Гоголя, то такой полноты раскрытия внутреннего мира крестьянина литература до Тургенева не знала. Он один из первых сделал крепостного положительным героем произведения, открыл читателю почти неведомый ему богатый духовный мир русского крестьянина.
«Тур1енев зашел к народу с такой стороны, с какой до него еше никто не заходил. С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет заставить полюбить их от всей души», — писал об этих рассказах Белинский.
Крепостные, в изображении Тургенева, обладают высокими человеческими достоинствами, которые порой отсутствуют у их образованных господ. Писатель увидел в русском крестьянине любовь к природе и искусству, простодушие, силу характера, соединенные со здоровой иронией и практической сметкой (образы Хоря и Ка-линыча. охотника Ермолая, лесника Бирюка и т. д.). С особым теплом и симпатией создавал Тургенев образы крестьянских детей («Бежин луг») и женщин («Свидание», «Живые мощи» и др.).
'В. И. Ленин, Сочинения, т. 13, стр. 40—41.
18
Автор «Записок охотника» отказался от нарочито-сентиментального народолюбия типа Карамзина, от шаблонного изображения забитых и бесконечно терпеливых - крестьян-горемык.
Тургенев не был революционером. Но он видел зревший в народе протест против крепостного гнета и в рассказе «Землеед» хотел показать расправу крестьян над жестоким помещиком. Этот замысел остался неосуществленным (по цензурным условиям). Однако крестьяне Тургенева — это не только «терпящие и всё выносящие» хорошие люди, наделенные чуткой к состраданию, деликатной душой. Их отрицательное отношение к крепостничеству раскрывается в финальных сценах «Конторы» и «Бурмистра» (написанных в пору наибольшей близости автора к Белинскому), в описании негодования крестьянина, пойманного Бирюком («Бирюк»), и в некоторых других очерках.
И хотя писатель не создал образов протестующих крепостных, бунтарей, «Записки охотника» — один из важных этапов на пути к созданию таких образов литераторами следующих эпох и поколений, — их обшая антикрепостническая направленность несомненна. Министр просвещения так отзывался о «Записках охотника» в докладной записке царю при издании рассказов отдельной книгой (1852 г.): «Значительная часть помещенных в ней статей имеет решительное направление к унижению помещиков, которые представляются вообще в смешном и карикатурном или чаще в предосудительном для их чести виде. Распространение столь невыгодных мнений насчет помещиков, без сомнения, послужить может к уменьшению уважения к дворянскому сословию со стороны читателей других сословий». По этому докладу цензор, пропустивший книгу, был уволен со службы.
«Записки охотника» сыграли немалую роль в развитии передового общественного мнения, которое всё более настойчиво высказывалось за отмену крепостного права.
Высоки художественные достоинства произведений этого цикла. В рассказах, как правило, нет замысловатого сюжета, но читаются они с неослабевающим интересом. Многообразие реальных впечатлений, положенных в основу повествования, определило жизненную правдивость образов. Известная французская писательница Жорж Санд, прочитав «Записки охотника», сказала: «Какое мастерское изображение! Как хорошо видишь, слышишь и узнаёшь этих крестьян Севера».
* * *
Следуя завету Белинского — сделать предметом искусства важнейшие проблемы современности,—Тургенев обращается к ним в различных жанрах, — в том числе и в драматургии. В 40—-50-е годы он пишет несколько пьес и драматических сцен.
Драматургия Тургенева характерна прежде всего отказом от традиций популярных тогда романтических пьес, построенных на в:гешних эффектах, в пользу максимального приближения к правде жизни. Эта особенность передовой русской литературы всегда подчеркивалась иностранцами. «Русская литература, — говорили они,— ищет прежде всего правды жизни, а красота приходит потом, сама собой».
Как в рассказах и повестях, в пьесах Тургенева нет запутан*
я*'"
Ю
ных положений, сложной интриги. Всё очень просто, но вместе с тем, как и в жизни, сложно. Это — сложность человеческих отношений в классовом антагонистическом обществе.
Одна из главных тем «натуральной школы»,—тема «маленького человека», страдающего от своей приниженности, общественной «неполноценности», — положена в основу социально-психологической, обличительной комедии Тургенева «Нахлебник». Примечательно, что она была создана в один год с «Бурмистром», в котором антикрепостнические взгляды писателя выражены наиболее ярко. В центре пьесы — бедный дворянин Кузовкин, чья судьба, полная страданий и унижений, подобна судьбе многих людей того времени. В «Нахлебнике» находят свое образное воплощение идеи демократического гуманизма, проповедовавшиеся Белинским. Социально униженные Кузовкин и Иванов оказываются намного выше и благороднее не только богатого помещика Тропачева, но и важного чиновника из Петербурга Елецкого. Из рассказа Кузовкина о бывшем владельце усадьбы Корине, «грозном», «крутом человеке», возникает внесценический образ деспота и самодура.
Антикрепостническая направленность пьесы явилась причиной ее цензурного запрещения.
В комедии «Завтрак у предводителя» Тургенев затрагивает еще одну актуальную для своего времени проблему — земельное размежевание помещиков. В несколько гротескном виде перед зрителем предстает большая группа поместных дворян. Их объединяют и роднят ничтожество духовных запросов, полное отсутствие человеческого достоинства, безмерная тупость и глупость.
По своей обличительной направленности эта пьеса продолжала традицию гоголевской сатирической комедии и предшествовала сценическим произведениям -А Сухово-Кобылина и М. Салтыкова-Щедрина.
Предтечей чеховских пьес с их «подводным течением», углубленным психологизмом, можно считать большую комедию Тургенева «Месяц в деревне»...
Начиная с 1847 года, Тургенев часто бывал и подолгу жил за границей, главным образом во Франции. Там он сблизился с семьей известной французской певицы Полины Виардо-Гарсиа, к которой на всю жизнь сохранил чувство самой нежной привязанности.
Писатель был очевидцем французской революции 1848 года; как и Герцен, он возмущался расправой буржуазии с народом. На родину Тургенев вернулся в 1850 году, когда в России особенно свирепствовала николаевская реакция, вызванная страхом перед растущими крестьянскими волнениями и революционными событиями за рубежом. «Моровая полоса» русской истории, как назвал Герцен царствование Николая I, всё более распространялась на печать; 1847—1855 годы даже в официальных источниках получили наименование «эпохи цензурного террора».
Одной из многочисленных жертв его вскоре стал и Тургенев. За некролог на смерть Гоголя, в котором автор «Ревизора» и «Мертвых душ» был назван «великим», писателя арестовали, а затем выслали под полицейский надзор в село Спаоское-Лутови-ново.
Во время ареста Тургенев написал одно из наиболее ярких антикрепостнических произведений — рассказ Шуму», а в ссылке —
11
несколько произведений («Два приятеля», «Постоялый двор», «Яков Пасынков» и др.), в которых выводит образы дворянских интеллигентов, беспочвенных романтиков и неудачников. «Пребывание под арестом, а потом в деревне, — признавался писатель,— ...сблизило меня с такими сторонами русского быта, которые при обыкновенном ходе вешей, вероятно, ускользнули бы от моего внимания».
Многие из этих наблюдений нашли свое место в последующих повестях и романах.
• • •
Перу Тургенева принадлежит шесть романов; в них особенно проявилась та чуткость писателя к «тайникам русской жизни», которую отмечал в свое время Белинский.
В его романах отражены споры славянофилов с западниками, проблема «лишнего человека», борьба революционной демократии с либералами, процесс распада дворянского класса и зарождение новых исторических сил, экономическое состояние и умственное движение русского общества эпохи 50—70-х годов, вопросы женской «эмансипации», проблема интеллигенции и народа и многие другие вопросы, остро волновавшие современников.
В центре произведений находятся представители дворянского класса. Эти образы, как известно, занимали большое место и в «Записках охотника». Но там они раскрываются, большей частью, в отношениях с крестьянами, показу духовного мира которых, по сравнению с помещиками, уделено гораздо больше внимания.
Героем романа является обычно дворянский интеллигент, который изображается в действии и мышлении. Более того, соотношение «слова» и «дела» — важная деталь сюжета и композиции произведений этого цикла. Первое — «Рудин» — это повествование о человеке, не нашедшем применения своим незаурядным способностям, таланту. В историко-литературном плане Дмитрий Рудин продолжает галерею образов «лишних людей», блестяще начатую Онегиным Пушкина. Рудин предстает перед читателем, с одной стороны, как порождение определенных общественных отношений (возможность жить не работая) и, с другой, как «общечеловеческий» тип, жертва собственных отрицательных черт характера.
«Продолжение» — не значит «повторение». В отличие от Онегина, Печорина, Бельтова — Рудин небогатый дворянин, он не имеет доходов и как будто бы находится в более благоприятных условиях (чтобы жить, ему необходимо работать). Однако окружающие его дворяне-помещики охотно предоставляют Рудину возможность безбедного существования и приятного ничегонеделания. Этого обстоятельства нельзя не учитывать, если говорить о связи героя романа Тургенева с предшествующей ему галереей «лишних людей».
Рудин во многом выше окружающих его людей, даровитее, обладает склонностью к самоанализу, одержим беспокойным исканием смысла жизни и истины. Но всё это не приносит Рудину счастья. Вопрос осложняется еще и тем, что Рудин во многом заражен предрассудками и слабостями своего класса, которые мешают ему в практическом приложении своих способностей.
12


продолжение--->>>

 

Категория: 2.Художественная русская классическая и литература о ней | Добавил: foma (19.07.2014)
Просмотров: 1148 | Теги: Русская классика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории
1.Древнерусская литература [21]
2.Художественная русская классическая и литература о ней [258]
3.Художественная русская советская литература [64]
4.Художественная народов СССР литература [34]
5.Художественная иностранная литература [73]
6.Антологии, альманахи и т.п. сборники [6]
7.Военная литература [54]
8.Географическая литература [32]
9.Журналистская литература [14]
10.Краеведческая литература [36]
11.МВГ [3]
12.Книги о морали и этике [15]
13.Книги на немецком языке [0]
14.Политическая и партийная литература [44]
15.Научно-популярная литература [47]
16.Книги по ораторскому искусству, риторике [7]
17.Журналы "Роман-газета" [0]
18.Справочная литература [21]
19.Учебная литература по различным предметам [2]
20.Книги по религии и атеизму [2]
21.Книги на английском языке и учебники [0]
22.Книги по медицине [15]
23.Книги по домашнему хозяйству и т.п. [31]
25.Детская литература [6]
Системный каталог библиотеки-C4 [1]
Проба пера [1]
Книги б№ [23]
из Записной книжки [3]
Журналы- [54]
Газеты [5]
от Знатоков [9]
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0