Раздел ХРК-608 РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ XVIII ВЕКА
Сост., автор вступ. статьи и коммент. Г. Н. Моисеева,
— М.: Современник, 1987.— 542 с.
Аннотация
У истоков русской реалистической пьесы стоят сатирические комедии «Брига-х дар» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина, обличающие пороки дворянского строя России.в Кроме этих пьес, в книгу включены трагедии «Тамира и Селим» М. В. Ломоносова «Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, комические ооеры «Анюта» М. И. Попова и «Мельник — колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова, а также пьесы «Ибо да Л В. В. Капниста, «Сговор Кутойкина» П. А. Плавильщикова, «Урок дочкам Я И. А. Крылова.
Содержание
Г. Н. Моисеева. Пути развития русской драматургии XVIII века
М. В. ЛОМОНОСОВ. Тамира и Селим. Трагедия
А. П. СУМАРОКОВ. Димитрий Самозванец. Трагедия
М. И. ПОПОВ. Анюта. Комическая опера
Д. Я. ФОНВИЗИН. Бригадир. Комедия
Недоросль. Комедия
A. О. АБЛЕСИМОВ. Мельник — колдун, обманщик и сват. Комическая опера
Я. Б. КНЯЖНИН. Вадим Новгородский. Трагедия
B. В. КАПНИСТ. Ябеда. Комедия
П. А. ПЛАВИЛЬЩИКОВ. Сговор Кутейкина. Комедия
И. А. КРЫЛОВ. Урок дочкам. Комедия
Комментарии
Словарь устаревших и малоупотребительных слов, мифологических и библейских имен
Список сокращений
Если интересуемая информация не найдена, её можно Заказать
ПУТИ РАЗВИТИЯ ДРАМАТУРГИИ XVIII ВЕКА
17 октября 1672 года в подмосковном селе Преображенском, в ново-построенной «комедийной хоромине» был поставлен первый в России спектакль «Артаксерксово действо» по пьесе на сюжет библейской «Книги Есфирь», в которой рассказывалось о том, как красавица Есфирь, став женой персидского царя Артаксеркса, спасла свой народ от истребления. На сцене в пышных «царских одеяниях» произпосили речи, ссорились, мирились, признавались в любви хорошо известные лица «священной» книги Библии: Артаксеркс, персидский царь; его низверженная супруга, гордая Астинь; Мамурза, «оратор царев»; Мемухан — «канцлер», ближайший советник царя; Мардохей, «дядя Есфирин», и сама Есфирь, юная царица. Спектакль длился 10 часов без перерыва. Русский царь Алексей Михайлович и все его окружение с неослабным интересом следили за действом, развивающимся на сцене, несмотря на то что хорошо знали содержание пьесы.
Чем же было вызвано появление театра в России конца XVII века? Почему изменилась потребность в зрелищах, удовлетворявшаяся ранее народными празднествами (встреча и проводы масленицы, святки и др.), представлениями скоморохов и пышными церковными богослужениями (рождественскими, пасхальными и др.)? Качественные сдвиги в культурном сознании, породившие потребность в йовых формах зрелищного искусства, могут быть поняты в свете общественно-экономических и политических перемен в развитии русского общества второй половины XVII века. »
В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин, говоря об остатках феодальной раздробленности в Московском государстве, писал: «Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было... усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих
национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» . Анализ этого положения дает возможность раскрыть наиболее характерные черты русской истории второй половины XVII века.
Русское государство в результате экономического и политического развития начинало приобретать большее значение в международных отношениях Европы, чем в предшествующий период. Преобразование поместного войска в регулярную армию позволило русскому правительству вести более широкую внешнюю политику, первоочередными задачами которой было укрепление южных границ в борьбе против турецкой агрессии, урегулирование отношений с Польшей и попытка пробиться к Балтийскому морю. В войне 1677—1681 годов Русское государство впервые выдержало единоборство с Турцией. В 1686 году было достигнуто сотрудничество Польши и России — заключен «Вечный мир». Но борьба за выход к Балтийскому морю (отнятый шведами по Столбовскому договору) потерпела неудачу. Эти внешнеполитические задачи, выдвинутые в последней трети XVII века, оказались своеобразно «запрограммированными» к разрешению их в Петровское время.
В этот период в государственном строе России происходили характерные изменения. Их общее направление — развитие самодержавия как формы правления, при которой царь осуществляет права верховной власти всецело и нераздельно. Церковь, один из самых типичных институтов средневековья, подверглась серьезным ударам. Секуляризация общественной жизни, культуры и быта знаменует кризис средневековья и зарождение новой культуры. Стремление познать мир, раскрытие направленности и полезности знаний, возвеличивание человеческих чувств — все это означало преодоление тесных границ схоластики и создавало почву для формирования в России раннего Просвещения.
Театр явился одним из наиболее типичных провозвестников этого нового этапа в идеологической жизни России.
Первые пьесы русского театра XVII века были явлением целиком светской литературы. В разработке сюжетов библейской и новозаветной истории русские драматические произведения следовали традициям западноевропейского театра. В новых условиях, когда светский театр становится одной из важнейших сфер культурной жизни России XVIII века, эта традиция русской драматургии XVII века будет продолжена в классицистической трагедии.
Важнейшим завоеванием второй половины XVII века была эмансипация культуры. Церковная цензура, всевластная в предшествующие столетия, вынуждена была искать повыб формы идеологического влияния, что не замедлило сказаться на характере образования русских людей, на их отношении к странам Западной Европы. Активные литературно-обществен-ные и научные контакты наладились в первую очередь с Польшей. По-
1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 153—154.
6
сольский приказ — тогдашнее Министерство иностранных дел Русского государства, где были собраны переводчики, дьяки и подьячио, наиболее образованные деятели из среды московской интеллигенции того време-НИ|_ стал центром переводческой и своего рода «издательской» деятельности. Список научных и исторических сочинений, литературных произведений, книг по домоводству, астрономии, земледелию, политике и этике, переведенных с польского языка, заметно пополнялся. Известно, что в России XVII века издавались книги польских писателей и мыслителей XVI—XVII веков (оригинальные труды и переводы важнейших европейских географических, математических, астрономических, врачебных, политических и исторических сочинений).
Характеризуя XVII век как особую эпоху в русском литературном процессе, академик Д. С. Лихачев показывает, что в обстановке антифеодальных движений и серьезных политических кризисов сформировалось новое общественное сознание демократических слоев населения, которое и определило «быстрое движение вперед» и обусловило существенные изменения литературы. К числу принципиально новых явлений Д. С. Лихачев относит отход от средневекового историзма, рождение литературного вымысла и возникновение во второй половине XVII века стиля барокко.
Огромные экономические и социальные преобразования, происшедшие в Русском государстве в начале XVIII века, послужили основой подъема в области культуры. Реформы высших и центральных органов государственного управления, основание военно-морского флота и регулярной армии, борьба с реакционной оппозицией способствовали созданию государства нового типа. Правительство Петра I проводило просветительные мероприятия: открывались школы, гимназии и университет при Академии наук, куда был объявлен прием не только детей дворян, но и выходцев из податных сословий. Правительству нужны были образованные люди, поэтому молодежь посылали в «чужие край» для обучения наукам и «политическим нравам».
Новый взгляд на человека, на его место в системе государственного устройства был открыто декларирован в официальном документе —«Табели о рангах». Здесь подчеркивалось, что не происхождение, а личные заслуги, личные достоинства человека подлежат оценке с точки зрения общественной пользы.
Проникнутые просветительскими тенденциями реформы первых десятилетий XVIII века утверждали новое мировоззрение, в котором живо ощущаются веяния Возрождения, с его верой в человека, в его творческие возможности.
Светский характер новой культуры требовал существенной перестройки всех ее сторон,включая и литературу. В переломную эпоху конца XVII — первых десятилетий XVIII века происходил этот процесс, который занял более четверти века, прежде чем русская литература ознаменовалась ка-
7
явственными изменениями, явившимися результатом освоения жизнеспособных и преодоления обветшалых традиций.
Просветительская направленность Петровской эпохи, то большое внимание, которое уделял сам царь Петр I формированию нового общественного сознания, вызвала потребность в возобновлении театра, который, по мысли Петра I, должен был приобщить русских людей к новой светской западноевропейской культуре и способствовать их правильному пониманию правительственных мероприятий.
В 1702 году в Москве на Красной площади был построен общедоступный театр, где ставила спектакли приглашенная немецкая труппа актеров во главе с Иоанном Кунстом. После смерти Кунста (1703) во главе труппы стал Отто Фюрст, продолживший традиции театра Кунста, который в свою очередь представлял собой ответвление труппы известного немецкого антрепренера Фельтена.
Театр был передан в ведение Посольского приказа. И это не случайно: Посольский приказ уже в XVII веке, как говорилось выше, был важным центром литературной жизни Москвы. Здесь переводили «Вести-куранты», книги естественнонаучного содержания, литературные произведения. Переводчики Посольского приказа были знатоками и ценителями книги. В их среде формировались составители русских литературных памятников.
14 декабря 1702 года состоялся первый спектакль немецкой труппы Кунста с участием в нем русских актеров, набранных из подьячих и посадских людей. Позднее пьесы стали исполняться одними русскими актерами.
Основное место в театре Кунста — Фюрста занимали пьесы, написанные на темы античной истории. Но наряду с пьесами, условно связанными с греко-римской историей, в театре Петровского времени разыгрывались спектакли на темы частной семейной жизни.
Театр Кунста — Фюрста не оправдал надежд Петра I. Предполагалось, что со сцены можно будет разъяснять государственную политику, особенно военные победы русских войск, но немецкая труппа смогла представить лишь пеструю картину западноевропейских пьес, разнохарактерных по политическим тенденциям и литературным направлениям.
Неудовлетворенность публичным театром (который в 1707 году был закрыт) заставила Петра I обратить внимание на школьный театр, существовавший в Москве в Славяно-греко-латинской академии и при Московской госпитальной школе, а также на театр сестры царя Натальи Алексеевны.
С 1707 по 1711 год в подмосковном селе Преображенском существовал театр при дворе царевны Натальи Алексеевны, переведенный затем в Петербург. Наталья Алексеевна — любимая сестра царя, разделявшая взгляды и поддерживавшая реформаторскую деятельность Петра,— ставила на сцене пьесы религиозно-церковные и светские, переводные и оригинальные.
В Москве начала XVIII века был другой центр, где развивалась рус-
8
екая драматургия,— Московский госпиталь, основанный в 1706 году. Его ди ректор доктор Бидлоо открыл при госпитале медицинскую школу, ученики которой набирались из разных сословий, причем значительная часть их переходила в школу из Славяно-греко-латинской академии. Их силами и бьи» устроен школьный театр.
С школьным театром при Московском госпитале связано несколько пьес. Большой интерес представляет собой пьеса «Слава Российская», разыгранная в мае 1724 года по случаю коронации Екатерины I в присутствии Петра I и петербургского двора. Ее автор — бывший студент Славяно-греко-латинской академии Федор Журавский.
Вскоре после смерти Петра I на сцене госпитального театра была поставлена пьеса «Слава печальная», посвященная памяти царя-преобразователя. В пей давалась общая оценка всей деятельности Петра I, говорилось о победах на суше и на море, об основании Петербурга и Кронштадта, прославлялись его заботы о просвещении страны. Написал пьесу тот же автор. В формировании идейных воззрений и эстетических представлений Федора Журавского большую роль сыграл Феофан Прокопович — горячий сторонник петровских преобразований, талантливый писатель, драматург, историк, в печатных и устных «Словах и речах» запечатлевший образ новой России.
В творчестве Феофана Прокоповича протянулись нити от древнерусской литературы к литературе нового времени, от барокко к классицизму, от средневековой религиозной идеологии к просветительству. Они дали стимул развитию новых качеств русской литературы, проявившихся в творчестве М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова — основоположников русского классицизма.
Эстетические принципы классицизма, во многом связанные с воззрением эпохи Возрождения, несли в себе принципиально иной взгляд на человека. Гуманизму Возрождения, с его апологией свободы личности, утверждением неисчерпаемых возможностей человека, классицизм противопоставил систему миропредставления, в которой запечатлелась внутренняя противоречивость человеческой природы.
Классицизм способствовал освоению русским искусством художественного опыта Запада, упорядочению литературной системы и выработке пра' вил, которыми руководствовались русские писатели па протяжении всего столетия. Несмотря на появление в конце XVIII века сентиментализма и раннего романтизма, основные литературные жанры русского классицизма сохраняли свое значение в течение длительного времени, оказывая влияние на формирование литературы начала XIX века.
С восприятием классицизма русская литература XVIII века освоила целый комплекс идей, которые в условиях Русского государства получили своеобразное осмысление в соответствии с собственными культурными и идеологическими традициями, унаследованными от предшествующих эпох. Так идея подчиненности человека надличностным силам общественных интере-
9
сов у русских авторов стала источником утверждения высокого гражданского назначения литературы и ее высокого патриотизма.
Классицизм создал эстетически стройное учение о жанрах. Ведущее значение в этом учении имела драматургия, резко разделившая и темы, и героев, присущих произведениям разных жанров. Трагедия ставила «высокие» проблемы человеческого бытия: значения разума и страсти, государственного, гражданского долга, любви и чести. Героями трагедий были люди знатного происхождения, чаще всего цари, вельможи, великие полководцы.
В комедии, напротив, отображалась жизнь обычного человека в «смешных» ситуациях. Поэтому в комедиях допускались бытовые сцены и разговорный язык. Не случайно поэтому, что именно в жанре комедии совершатся величайшие открытия русской художественной литературы XVIII века, проложившие путь реализму начала XIX века.
Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII века, приобщив ее к опыту и достижениям европейской культуры. Важнейшая заслуга Ломоносова в том, что европейские традиции сочетались в его творчестве с активным использованием глубинных богатств национальной культуры.
Пафос героического становления русской нации, утверждения русской национальной культуры определил основное содержание творчества Ломоносова. В своих стихах он воспевал государственный патриотизм, труд и науки, прославлял военные победы России и ее национальных героев и вместе с тем осуждал захватнические войны, восхвалял «тишину», мир между народами как необходимые условия процветания страны.
Высокий гражданский идеал, культ разума и просветительские тенденции объективно отвечали общенациональным задачам русской культуры. Деятельность Ломоносова, преобразовавшего русское стихосложение и давшего первые образцы высокохудожественного русского стиха, внесшего в русскую поэзию героический, мажорный, жизнеутверждающий тон, имела громадное значение для дальнейшего развития русской литературы.
В 1750 году Ломоносов написал трагедию «Тамира и Селим», в которой отобразил события 1380 года — битву на Ненрядве, в которой русское воинство под водительством князя Дмитрия Донского разбило орды Мамая.
В качестве источника трагедии «Тамира и Селим» Ломоносов использовал «киприановскую» редакцию летописной повести о Мамаевом побоище, Новгородскую летопись и «Историю Российскую...» В. Н. Татищева. Он с исторической достоверностью воссоздал картину событий, происшедших в 1380 году. Основываясь на летописном рассказе, Ломоносов передал подробности Куликовской битвы, вложив, рассказ о ней в уста крымского царевича Нарснма:
Не слыхано еще на свете зло подобно Какое предприял Мамай, тиран и льстец. Уже чрез пять часов горела брань сурова, Сквозь пыль, сквозь пар едва давало солнце луч.
10
В густой крови кипя, тряслась земля багрова, И стрелы падали дожжевых гуще туч. Уж поле мертвыми наполнилось широко; Непрядва, трупами спершись, едва текла.
Трагедия Ломоносова «Тамира и Селим» была переиздана и дважды поставлена на придворной сцене в 1750—1751 годах. Это свидетельствует о несомненном успехе трагедии. Но важно подчеркнуть, что развитие национально-патриотической темы в трагедии и использование подлинных исторических материалов — это новаторство Ломоносова — оказало влияние на дальнейшее творчество самого Сумарокова — автора замечательной трагедии «Димитрий Самозванец».
Ломоносов стремился к наиболее достоверной передаче исторических фактов, известных ему из древнерусских памятников. Это было художественным новаторством Ломоносова, который вступил в своеобразное соперничество с основоположником русской трагедии Сумароковым, автором трагедий «Хорев» и «Синав и Трувор», написанных на темы древнейшей русской истории. Но в распоряжении Сумарокова не было исторических источников: о Кие, Щеке и Хореве — легендарных основателях Киевского государства — дневнерусские летописи лишь глухо упоминали, так же как и о братьях варягах Синаве и Труворе, пришедших якобы вместе с Рюриком в Новгород. Естественно поэтому, что разработка сюжетов трагедий явилась целиком результатом литературного вымысла Сумарокова. В распоряжении Ломоносова были и летописные повести о Куликовской битве, и «Сказание о Мамаевом побоище», и рукописная «История Российская...» В. Н. Татищева, и даже иллюстративный материал — миниатюры остермановских томов Никоновской летописи, хранившиеся в Библиотеке Петербургской Академии наук.
А. II. Сумароков, как отмечалось, является создателем русской классицистической трагедии. На протяжении нескольких десятилетий (с 50-х по 70-е годы XVIII века) написанные А. П. Сумароковым пьесы (9 трагедий и 12 комедий) составляли основу репертуара первого русского профессионального театра, директором которого в 1756 году он был назначен. Сюжеты большинства трагедий А. П. Сумарокова основываются на древнейшей легендарной русской истории: «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), «Ярополк и Димиза» (1768), «Мстислав» (1774), «Вышеслав» (1768). Национальная тематика в трагедиях является лишь сюжетообразу-ющим началом. Главным для А. П. Сумарокова в его трагедиях было раскрытие общественных идей, носящих дидактический, поучительный характер. Русский драматург в своих произведениях сосредоточивал внимание на нравственной ответственности монархов в выполнении долга перед обществом.
Трагедия «Димитрий Самозванец» — единственное сочинение А. П. Сумарокова, сюжет которого основан на подлинных исторических событиях, и наиболее зрелое по мастерству и политической остроте произведение.
11
Сам выбор сюжета определил необходимость обращения Сумарокова к древнерусским историческим произведениям, в которых нашли отражение события начала XVII века, положенные в основу трагедии. Поэтому созданию произведения предшествовала работа Сумарокова по собиранию материалов, характеризующих эпоху, ее литературные вкусы и историографические представления. Интересовали Сумарокова и последующие события «бунташного» XVII века («Первый и главный стрелецкий бунт»).
Исторические материалы, с которыми ознакомился Сумароков, позднее были им опубликованы: «Краткая Московская летопись» вышла отдельным изданием в 1774 году.
Сюжет трагедии «Димитрий Самозванец» основан на рукописном произведении 1606 года — «Повести, како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов...». В начале XVII века эта повесть с рядом дополнений и переработок вошла в компилятивный сборник — так называемое «Иное сказание», известное в многочисленных рукописных списках.
В 1771 году вышла из печати подготовленная М. М. Щербатовым «Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времен многих случаев... Собрано из древних тех времен описаниев». А. П. Сумароков находился с историком М. М. Щербатовым в приятельских отношениях, поэтому, вполне вероятно, что он мог ознакомиться с этой ценной подборкой документов по истории России конца XVI — начала XVII века еще до выхода ее из печати. Рукописная «Повесть» 1606 года о Димитрии Самозванце подсказала Сумарокову ряд новых деталей, нашедших художественное воплощение в трагедии. Димитрий — злодей, равнодушный к Родине, циничный честолюбец. Он так и характеризует себя в своем монологе (Действие 1, явление 1):
Российский я народ с престола презираю И власть тирайскую неволей простираю. Возможно ли отцем мне быти в той стране, Котора, мя гоня, всего противней мне? Здесь царствуя, я тем себя увеселяю, Что россам ссылку, казнь и смерть определяю. Сыны отечества — полякп будут здесь; Отдам под иго им народ российский весь. Тогда почувствую, последуя успеху, Я сан величества и царскую утеху.
В1 «Повести» 1606 года говорится о непомерном «любострастин» Григория Отрепьева, который, «не полагая никакой меры оному, многих дев брав силою к себе, насилова, и не токмо живущих в мирском житии, но не пощадил и монахинь».
В трагедии Сумарокова Димитрий силою принуждает стать его женой дочь Шуйского, у которой есть жених — галицкий князь Георгий. Самозванец его обрекает на казнь.
Рассказ о происхождении Димитрия Самозванца — сына боярского
12
«Юшки Отрепьева», переменившего несколько монастырей, прежде чем попасть в Чудов монастырь, почерпнут из «Повести» 1G06 года.
Таким образом, в трагедии А. П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» цашли отраженно действительные события русской истории начала XVII века, и, что также крайне важно отметить, образ литературного героя поссоздавал характеристику поведения его исторического прототипа. Действие в трагедии «Димитрий Самозванец» сведено до минимума. По существу, в пьесе раскрывается образ героя посредством самохарактеристики. Так, Димитрий признает порочность своего поведения и своей натуры («Я — враг природы всей, отечества предатель, и сам создатель мой — мой ныне неприятель»). Это признание отражает ту характеристику, которая отведена Григорию Отрепьеву в литературных памятниках Смутного времени: образ, созданный писателем, приблизился к историческому прототипу.
--->>> |