Раздел ХРК-547
ВEЛИМИР ХЛЕБНИКОВ
ПРОЗА
Сост. А. В. Диенко; Худож. М. В. Осипова.
— М.: Современник, 1990.— 128 с.
Аннотация
Волимир (Виктор Владимupoвич) Хлебников оригинальнейший и ярчайший представитель литературного авангарда напала века, один из ведущих участников движения футуристов («будотлин») в России, поэт-экспериментатор, искатель, но определению В. Маяковского, «Колумб новых поэтических материков»
Сборник знакомит с прозой Волилимира Хлебникова. Как и поэзия, она носит зачастую экспериментальный характер. Это рассказы «в давно прошедших времен и современности, автобиографические заметки, полемические выпады, попытки исследовать наиболее общие закономерности языкам и истории, пророческие догадки о будущих путях человечества.
Содержание
(Автобиографическая заметка)
«Пусть на могильной плите прочтут...»
Курган Святогора
Велик-день (Подражание Гоголю)
Око. Орочонская повесть
Жители гор.
«Лубны — своеобразный глухой город...»
«Коля был красивый мальчик...»
Охотник Уса-галн
Николай
Закаленное сердце. YИз черногорской жизни)
Ка
Скуфья скифа. Мистерия
Труба марсиан
Письмо двум японцам
«Нужио ли начинать рассказ с детства?..»
Октябрь на Неве
Астраханская Джиоконда
Художники мира!
Есир
Всем! Всем! Всем!
Малиновая* шашка
«Про некоторые области...»
Перед войной
Ветка вербы. День вербы — ручки писателя
Кол из будущего
Примечания
(АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАМЕТКА)
Родился 28 октября 1885 в стане монгольских исповедующих Будду кочевников — имя «Ханская ставка», в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря (море 40 имен). При поездке Петра Великого по Волге мой предок угощал его кубком с червонцами разбойничьего происхождения. В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо-Маклай и другие искатели земель были потомк(ами) птенцов Сечи.
Принадлежу к месту Встречи Волги и Каспия-моря (Сигай). Оно не раз- на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши.
Вступил в брачные узы со Смертью и, таким образом, женат. Жил на Волге, Днепре, Неве, Москве, Горыни.
Перейдя перешеек, соединяющий водоемы Волги и Лены, заставил несколько пригоршней воды проплыть вместо Каспийского моря в Ледовитое.
Переплыл залив Судака (3 версты) и Волгу у Енотаевска. Ездил на необузданных конях чужих конюшен.
Выступил с требованием очистить русский язык от сора иностранных слов, сделавши все, что можно ждать от 10 стр(ок).
Напечатал: «О, рассмейтесь, смехачи»; в 365 + 48 дал людям способы предвидеть будущее, нашел закон поколений; «Девий бог», где населил светлыми тенями прошлое России; «Сельскую дружбу», через законы быта люда прорубил окно в звезды.
Некогда выступил с воззванием к сербам и черногорцам по поводу Босно-Герцеговинского грабежа, отчасти он раздавшимся через несколько лет, в Балканскую войну, и в защиту угрероссов, отнесенных немцами в разряд растительного царства.
Материк, просыпаясь, вручает жезл людям морских окраин.
3
В 1913 году был назван великим гением современности, какое звание храню и по сие время.
Не был на военной службе.
1914
Он был настолько ребенок, что полагал, что после пяти стоит шесть, а после шести — семь. Он осмеливался даже думать, что вообще там, где мы имеем одно и еще одно,
4
там имеем и три, и пять, и семь, и бесконечность — оо
Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств.
(О пяти и более чувствах.)
Пять ликов, их пять, по мало. Отчего не: одно оно, но велико?
Узор точек, когда ты заполнишь белеющие пространства, когда населишь пустующие пустыри?
Есть некоторое много, неопределенно протяженное многообразие, непрерывно изменяющееся, которое по отношению к нашим пяти чувствам находится в том же положении, в каком двупротяжеппое непрерывное пространство находится по отношению к треугольнику, кругу, разрезу яйца, прямоугольнику.
То есть как треугольник, круг, восьмиугольник суть части плоскости, так и наши слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки этого одного великого, протяженного многообразия.
Оно подняло львиную голову и смотрит на нас, но уста его сомкнуты. •
Далее, точно так, как непрерывным изменением круга можно получить треугольник, а треугольник непрерывно превратить в восьмиугольник,'как из шара в трехпротяжен-ном пространстве можно непрерывным изменением получить яйцо, яблоко, рог, бочонок, точно так же есть некоторые величины, независимые переменные, с изменением которых ощущения разных рядов — например, слуховое и зри тельное или обонятельное — переходят одно в другое.
Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук кукования кукушки или в илач ребенка, станет им.
При этом, непрерывно изменяясь, он образует некоторое одно протяженное многообразие, все точки которого, кроме близких к первой и последней, будут относиться к области неведомых ощущений, они будут как бы из другого мира.
Осветило ли хоть раз ум смертного такое многообразие, сверкнув, как молния соединяет две надувшихся тучи, соединив два ряда переживаний в воспаленном сознании больного мозга?
Может быть, в предсмертный миг, когда все торопится, все в паническом страхе спасается бегством, спешит, прыгает
5
через перегородки, но надеясь спасти целого, совокупности многих личных жизней, но заботясь только о своей, когда в голове человека происходит то же, что происходит в городе, заливаемом голодными волнами жидкого, расплавленного камня, может быть, в этот предсмертный миг в голове всякого с страшной быстротой происходит такое заполнение разрывов и рвов, нарушение форм и установленных границ. А может, в сознании всякого с той же страшной быстротой ощущение порядка А переходит в ощущение порядка В, и только тогда^ став В, ощущение теряет свою скорость и становится уловимым, как мы улавливаем спицы колеса лишь тогда, когда-скорость его кручения становится менее некоторого предела. Самые же скорости пробегания ощущениями этого неведомого пространства подобраны так, чтобы с наибольшей медлительностью протекали те ощущения, которые наиболее связаны положительно или отрицательно с безопасностью всего существа. .И таким образом были бы рассматриваемы с наибольшими подробностями и оттенками. Те же ощущения, которые наименее связаны с вопросами существования, те протекают с быстротой, пе позволяющей останавливаться па них сознанию.
24 ноября 1904
|