И
И БУДЬ БЕЗ ХВОСТА, ДА НЕ КАЖИСЬ КУРГУЗ.
См. Будь без хвоста, да не кажись кургуз.
И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ.
И для одних, и для других удобно, выгодно. О положении, которое создается в результате стремления угодить людям с различными взглядами, интересами и т. п. Это [лицемерные лгуны| ревнители тихого разврата, рыцари безделицы,., устрои-ватели всевозможных комбинаций на основании правила: «и волки сыты, И ОВЦЫ целы». Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи.— Да и зачем показывать жене все картинки?.. Для нее виды, а дамочек под замок... Их можно глядеть по секрету, а то и показывать когда солидному приятелю... эдак после обеда у себя в кабинете... Вот оно, и волки сыты, и овцы целы! — прибавил, смеясь, Лаврентий Васильевич. Станюкович, Мрачный штурман.— Послушай, модник,— продолжал тот [Шилохвостов]: — я тебе не шутя сделаю еще одно предложение. Чтоб совесть тебя не мучила, коли ты больно совестлив, так дело можно бы обделать хорошо, так что были бы и волки сыты, и овцы
......
меня к майору. Савельич от меня не отставал, поговаривая про себя: «Вот тебе и государев кум! Из огня да в полымя... Господи владыко! чем это все КОНЧИТСЯ?» Пушкин, Капитанская дочка. «Угораздило меня сюда прискакать! — ужаснулся Горемыкин.— Из огня да в полымя! О горячем чае мечтал, а попал в какой-то вражеский лагерь, да еще с этаким грузом. Надо убираться отсюда, как бы не влипнуть В историю!» М. Прилежаева, Под северным небом.
— Симони: Из огня да в полом я; Даль: Из огня да в полымя; Михельсон: Из огня да вполымя; Соболев: Из огня да в полымя.
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ.
Ничего не поделаешь', приходится сказать всю (обычно неприятную) правду. Другое подспорье [деревенскому попу] — поминальные пироги и блины. От них уделяется часть священнику и церковному причту. Недаром сложилась пословица: поповское брюхо, что бердо, все мнет. Горькая эта пословица, обидная, а делать нечего: из песни слова не выкинешь. Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни. Мне немножко жаль сказывать об этой привычке скорого на руку доктора Зеленского, чтобы скорые на осуждение современные люди не сказали: «вот какой драчун или Держиморда», но чтобы воспоминания были верны и полны, из песни слова не выкинешь. Лесков, Кадетский монастырь. Удивительно легко иногда бывает вопросы ставить; только есть одно изречение,— оно невежливое и грубое,— которое про такие вопросы говорит,— из песни слова не выкинешь,— я напомню: один дурак может больше спрашивать, чем десять умных ответить. Ленин, т. 36, стр. 116. — Ты лишиего-то тоже не плел бы! — Из песни слова не выкинешь,— отвечал тот. Голубкова и Леонтьев, Мариш-ча. Крышечник, что пробу ковать носил, по дороге ее в выгребную яму сунул. Немец понюхал, да как завопит: sA-ай!»— Папа!— возмутилась Ольга и так резко отодвинула от себя стакан, что расплескала чай.— Из песни слова не выкинешь, Оленька. Было? Было. Попов. Закипела сталь. Ольга была их общей заботой: здоровьем слаба, и— слова из песни не выкинешь— все нет женихов настоящих! И. Новиков, Пушкин в изгнании.
— Симони: Из п t с к а слова не выгородить
Даль: Из песни слова не выкинешь; Михельсон: Из сказки (п е с н и ) с л о н а не выкинешь; Рыбникова: Из песни слова не выкинешь.
ИЛИ ГРУДЬ В КРЕСТАХ, ИЛИ ГОЛОВА В КУСТАХ.
См. Либо грудь в крестах, либо голова в куста х.— Слыхали уж мы про эту панику. Только в бригаду прямиком не ходи, как раз немцев и приведешь к нам. Им того только и надо.— А вы уж и перепугались?! Засиделись на месте, окопались, видать. А по-нашему: или грудь в крестах, или голова В кустах. Ю. Корольков, Партизан Леня Голиков.
ИЛИ ПАН, ИЛИ ПРОПАЛ.
См. Пан либо пропал.— Софье Игнатьевне, как я слышал, лучше?— Ничего неизвестно, Василий Назарыч... Решительно ничего! Теперь переживаем самый критический момент: пан или пропал. Мамин-Сибиряк, Прнваловские миллионы. Выхода не было: неизбежно, настойчиво, окончательно надо было схватиться. Пан или пропал! Красноармейцы понимали, что дальше тянуть борьбу немыслимо. Фурманов, Мятеж.— Я определенно решил: пан или пропал. Человек я бедный, мне тут проживаться никак нельзя. Вот И рискнул. Саянов, Небо и земля. Я приехал решить окончательно свою судьбу. Пан, мол, или пропал... Все зависело от этого вечера.
Чехов, Пропащее дело.
ИСКРУ ТУШИ ДО ПОЖАРА, БЕДУ ОТВОДИ ДО УДАРА.
Сами знаете, каково настроение яицких казаков и всех жителей в городе, население при всякой в наших рядах заминке примет сторону самозванца.— Искру туши цо пожара, беду отводи до удара, господин полковник,— сказал Крылов. Шишков, Емельян Пугачев.
— Снегирев: Искру туши до пожара, напасть отводи до удара; Рыбникова: Искру туши до пожару, напасть отводи до удара; Соболев: Искру туши до пожара, беду отводи до удара
....................
ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ. Теперь уоке не отыщешь. Говорится о том, кто (что) бесследно исчез, пропал, кого (что) невозможно найти, вернуть.— Ну, где теперь наш Василь Иванович, наш Милороденко? — спрашивает она, тихо в мыслях молясь за него.— Э, Оксана, ищи ветра в поле!. Пропал ОПЯТЬ без вести. Данилевский, Беглые в Ново
-России. «Вот так-то повернее будет,— думал он, стараясь не шуметь. — Чуть што, сейчас и изловили владыку. Ступай, ищи ветра в поле... Не в первой ему от никониан спасаться». Мамин-Сибиряк, Ночь. — Так поди и перемени [сапоги]! — Здравствуйте! — усмехнулся Семен.— Поди и перемени... А где ж мне взять его теперь? Уж час времени, как ушел... Поди ищи ветра в поле! Чехов. Сапоги.— Нужно ее отыскать! Это положительно ненормальный человек: девушка, ночью, одна идет с пьяным незнакомым человеком, сама не знает куда! Сергей засмеялся: — Ищи ветра в поле! Вересаев, На повороте.— Забот много, да уж и время, буди Елизарыча-то! — Ищи ветра в поле, его и след простыл! Г. Нагаев, Приокская быль. — Светопре-ставление! Да ты хоть запомнил— кто он. Надо найти.
— Ищи ветра в поле! — отмахнулся от жены Фрол и вылез из-за стола. Д. Онегин, В городе Верном.— Ума не приложу, где искать, куда пойти...— А теперь ищи ветра в поле. Ночью, поди, сели в почтовый да укатили, н. Анов, Пропавший брат— Ну и как же,— спросил он, не без труда встречая прямой, спокойный взгляд Шаброва,— отдали вам фурмановцы долг? — Ищи ветра в поле! — ответил Василий Поликарпович теми же словами, какие произнес Плотников на террасе райкома, н. Чертова, Шумят ливни. — Пачпорт при тебе? — спросил дед Платон.— Тогда подашься отсюда, куда хочешь— на Ростов, на Царицын, а то на Орел, Курск. Ищи тогда ветра в поле. У нас с шахты один убег, убивец тоже, не нашли, куда там! В. Гроссман, Степан Кольчугин.
Лови ветер в поле. Дарья Никитишна только опустила глаза. Плохо она верила теперь даже игумену Моисею: не умел он устрашить воеводу вовремя, а теперь лови ветер в поле. Мамин-Сибиряк, Охонины брови. Одному уступи поросенка, другой требует пару. Пришлось отдать. А всего опоросу было пять штук.— Пара-то моя оставалась! Троих отдал, пара моя! — крикнула Лидия.
— Так я разве отказываюсь? Одного забирай сейчас, а другого— с нового опороса.— Лови ветер в поле! Только бы выпроводить меня со двора; а там до тебя не докликаешься. Полжизни ушло, покуда Степан из тебя долг выколачивал после раздела. Федин, Костер.
* — Где ж он теперь живет, не знаете? — Ищи вихряв поле! на почтовых куда-то поскакал. Только пыль столбом! М. Вовчок, Живая душа. Ну, я себе думаю: «Ладно, братцы, судите ветра в поле»; а как, по-моему, полиция, нет ее ничего вреднее, то я сейчас шмыг за одного татарина, да за другого. Лесков, Очарованный странник.
— Михельсон: Ищи ветру в поле; Соболев: Ищи ветра в поле.
К
К ОБЕДНЕ ХОДЯТ ПО ЗВОНУ, А К ОБЕДУ (в гости) ПО ЗОВУ.
* — Что же ты нас-то с Ермилычем не пригласишь в гости? — обиделся писарь, наблюдая попа Макара. — Чего вас звать? Сами приедете.— Все-таки в церковь ходят по звону, а в гости по зову. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
— Снегирев: К обедне ходят по звону, а в гости ходят позову; Даль: К обедне ходят по звону, а к о б е д у по зову; Соболев: К обедне ходятпо звону, а к обеду по зову.
КАБЫ ЗНАЛ, ГДЕ УПАСТЬ, <ТАК> СОЛОМКИ БЫ ПОДОСТЛАЛ.
Поостерегся, поступил бы иначе, если бы знал, что произойдет, случится. Говорится тогда, когда человек, видя последствия своих поступков, действий, сожалеет о своей непредусмотрительности. Приехав сюда, в Петербург, на половине масленицы, я на другой же день отправился на бал к г-же Воронцовой, и это нашли неприличным и дерзким. Что делать? Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал. Лермонтов, Письмо А. И. Бибикову, февр. 1841.
* Все преклонялись перед ним, а ныне и прах его потоптали, и вспомнить страшно ныне о Потемкине!.. Знали бы, господин мой, где упадете, соломку постлали!
Е. Федоров, Каменный пояс.
— Даль: Кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал; Рыбникова: Кабы знал, где упал, то б соломку подостлал.
КАЖДАЯ КУРИЦА СВОЙ НАСЕСТ ХВАЛИТ.
Тоже, что Всяк кулик свое болото хвалит. — Ну и климат у вас в Сибири. Второй день валит снег с дождем, будь он проклят! — Гляди, какой самокритик!. Сибирь ему не с руки..— Эх ты, челдон,— вздохнул боец с костылем. Пожил бы у нас под Владимиром, тогда бы иное запел. — Каждая курица, милые, свой насест хвалит,— сказала старуха в огромных валенках.— По мне, лучше Алтая нет земли ни в каких государствах. Паустовский, Спор в вагоне.
КАЖДОМУ СВОЯ БОЛЯЧКА БОЛЬНА. См. Всякому своя болячка больна.
КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ С УМА СХОДИТ. См.
Всяк по-своему с ума сходит.
КАЗЕННОГО КОЗЛА ЗА ХВОСТ ПОДЕРЖАТЬ -МОЖНО ШУБУ СШИТЬ.
Устар. Будучи на государственной службе, легко нажиться (о тех, кто занимается казнокрадством, взяточничеством,мошенничеством и т.п.). Как бы то ни было, но я думаю, что в отношении воровства мужики отнюдь не хуже людей из образованного класса. Существует поговорка: «Казенного козла за хвост подержать — можно шубу сшить», и уж, конечно, не мужики создали эту поговорку. Энгельгардт, Из деревни.
* Сосунов., в две навигации сделался крупным капи талистом, Мишке тоже перепало тысяч пятьдесят, да и Савелий не остался в накладе. Все трое оправдали исконную русскую поговорку, что стоит казенного козла за хвост подержать. Мамин-Сибирик, Верный раб.
— Разумов: Казенного козла хоть за хвост подержать — можно шубу сыскать.
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
Как отнесешься к кому-л., так отнесутся и к тебе. Чтоб нам держаться русской пословицы: как аукнется, так и откликнется!.. Как нас в чужих землях принимают, так И нам бы чужеземцев принимать. Загоскин, Рославлев.
— Покорись, Галю,— говорит моя матушка.— Что ж делать? — За что я ей [свекрови] буду покоряться?— крикнула Галя.— Не хочу! как аукнется, так и откликнется! М. Волчок, Свекровь.— Небось, не нравится так-то, а как сам [Лапшинов] при старом прижиме забирал за долги у Трифонова имущество, об этом не думал.
— Как аукнется...—Так ему, дьяволу, козлу бородатому, И надо. Шолохов, Поднятая целина.
* — За табачок и человеческий разговор спасибочко.
По такому случаю и я в долгу оставаться не желаю, как аукнулось, так И откликнется. Л. Шейнии, Динары с дырками.— Мужик на много не омманет,— вздыхая, ворчал благообразный Осип, как бы жалея мужика. Темный каменщик, согнув над столом сутулую спину, густо говорил: — Грех — что болото: чем далее, тем вязче! И в тон речам их хозяин бормочет: — Я — что же? Откликаюсь, как аукнется... Пофилософствовав, снова пытаются надуть Друг Друга. М. Горький, в людях.
Из XVIII в.: |Щепетильник:1 Мне кажется, что он сам будет презираем, и над ним исполнится эта пословица: «как кликнешь, так и откликнется». Он ругает, станут ему платить тем же; а ежели бы он жил, других не беспокоя, и сам бы, научиться постаравшись, написал что-- нибудь полезное, то бы и его так же, как и прочих, любили.
Лукин, Щепетнльник.
— Симони: Какъ влесъ кликнешь, такъ и откликнется; Даль: Каково аукнется, таково н откликнется; Рыбникова: Как аукнется, так и
КАК (сколько) ВОЛКА НИ КОРМИ, <А> ОН ВСЕ В ЛЕС ГЛЯДИТ (смотрит).
Сущность человека, его привычки, истинные чувства и т. п., как бы ни стара/шсь их изменить, рано или поздно себя обнаружат.Ввлъ и у разбойника бывает подчас совесть, боярин; а что б он был добрый человек — не верю! Нет, Юрий Дмитрич, как волка ни корми, а ОН все в лес глядит. Загоскин, Юрий Милослав-ский.— Как! еще смеет отвечать, когда я говорю! спорить' ах, грубиянка; да не я ли тебя выкормила и воспитала, да не я ли тебя от нищего отца-негодяя взяла на свои руки... неблагодарная! — нет! этот народ никогда не чувствует благодеяний! как волка ни корми, а все в лес глядит... Лермонтов. Вадим. Саиб-Гирей оказался предателем. Он помогал туркам высаживаться и сразу арестовал и передал туркам русского резидента, статского советника Веселицкого.— Как волка ни корми, он в лес глядит! Раковский, Кутузов. Меня же, собственно меня, надолго огорчила, обидела неблагодарность этой девушки. Что ни говорите... сердца, чувства—в этих людях не ищите! Как волка ни корми, он все в лес смотрит. Тургенев, Ермолай и мельничиха. Молочная сестра
Л
ЛАДИЛ МУЖИЧОК ЧЕЛНОЧОК, А СВЕЛ НА УХОВЕРТКУ.
Начиная, рассчитывал сделать что-л. значительное, а получилось несущественное, нестоящее. Гово-рится тогда, когда расчеты, ожидания не оправдываются.
* [Агиеса Алексеевна] из таких, что с прекрасного дивана да от лакомого стола не пойдет на голые доски.. Обижать она его [мужа] будет сколько только силы ее и держаться за него тоже будет.. И этим вы, Марья Григорьевна, опечалились? — Совсем не то, казалось, будет, совсем не того я ожидала,— проговорила Маша.— Вы этому не извольте удивляться, Марья Григорьевна, сплошь да рядом это на свете бывает; ладит мужичок на челночок, а сведет на уховертку. М. Вовчок, Живая душа.
— Даль- Ладил мужичок челночок, а свел на уховертку.
ЛАСКОВОЕ ТЕЛЯ (телятко, теленок) ДВУХ МАТОК (две матки) СОСЕТ.
Тот, кто всем угождает, пользуется помощью, покровительством, благосклонностью всех.— Молод ты еще! — сердито бросил Востров.— Поучиться тебе надо у бывалых людей и пословицу не забывать: «Ласковое теля двух маток сосет». И. Реутов, Уральский вклад. В руках Федорова и других начальников были и лимиты, и кредиты, и снабжение, какое ни есть, там и шифер, и лес, и цемент. А «ласковое теля двух маток сосет». Не научил никто Долгушина этой мудрости с детства, а под старость уже поздно было учиться. Овечкин, трудная весна. А что за ловкость у него [у ярославца) в обращении с покупателями.. Какое мастерство в знании, с кого можно взять лишнее, кому следует уступить, с кем необходимо поторговаться до упаду! Как раз применяется к нему поговорка: «Ласковое телятко две матки сосет». Кокорев, Ярославцы в Москве. Живи, хлеб-солб води и даже, пожалуй, дружи, во всяком случае будь благодарен, потому что «ласковое телятко две матки сосет» и неблагодарный человек— это не человек, а какая-то скверность. Лесков, Колынанскнй муж. Святохин все тот же: ласковый, соглашающийся со всеми и весьма вежливый, корректный, сияющий своей лысиной. «Ласковый теленок двух маток сосет» — мудрейшая пословица! Троепольский. Кандидат наук.— Благодарю вас за сестрицу! мы будем стараться обе утешить вас. Наталья Кирилловна тронулась этими словами, погладив по щеке Зину, сказала ласково: — Помни пословицу, что ласковый теленок две матки сосет! Некрасов. Мертвое озеро.— Я вам говорю теперь, как отец, как нежная мать... вы отбиваете всех от себя и забываете, что ласковый теленок две матки сосет Достоевский, Село Степанчнково и его обитатели.
* — Зато вот мосье Ефремову везет,— тряхнул головой Иван Григорьевич.— И у нашего начальства он был на хорошем счету, и у французов тоже. Точь-в-точь как то самое ласковое дитятко, которое, по пословице, двух маток сосет. Рыленков, На старой смоленской дороге.
— Симони: Ласково телеткодв-Ь матки сосет, а лихое и одну запустит; Снегирев: Ласковое телят ко две матки сосет, я упрямое ни одной; Даль: Ласковы телятки сосут по две матки; Ласковое теля двух маток сосет, а бодливое йодной не увидит; Михельсон: Ласковый теленок двух маток сосет (а бодливому и одна не дается); Рыбникова: Ласковый теленок двух маток сосет, а худое теля и одну потерял.
ЛБОМ СТЕНЫ (стену, стенку) НЕ ПРОШИБЕШЬ.
То же, что Плетью обуха не перешибешь. Ср. Против рожна не попрешь. [Молчалины] кишат везде, где существует забитость, приниженность.. Русские матери (да и никакие в целом мире) не обязываются рождать героев, а потому масса сынов человеческих невольным образом придерживается в жизни той руководящей нити, которая выражается пословицей: «лбом с?ены не прошибешь». Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности. Мне вспоминалось, как всего несколько дней назад я сидел в хате Иваничкина и уговаривал его организовать сбор хлеба для нашего отряда. Он не соглашался. Мне казалось тогда, что Иваничкин скорее умрет, чем поделится с нами своим хлебом.— Лбом стену не прошибешь,— говорил он..— Сколько вас? А немца силища... Иваничкину казалось, что борьба наша бессмысленна, И он д ержался в стороне. В. Андреев, На-
...............
ный сын мой, Миша!.. Спасибо, что ты мне, отцу, поручил Голомяниновых; люблю молодца за обычай. Я навещал их, ознакомился с их делами и., беру дела их на себя. Даль, Отец с сыном.— У вас хорошая привычка, Аника Пан-кратыч,— заметила Ляховская, гремя ножом,— вы говорите, что думаете...— Значит, «люблю молодца за обычай»? Ох-хо-хо! — захрипел Лепешкин, отмахиваясь рукой. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
— Даль: Люблю молодца за обычай.
ЛЮБОВЬ ЗЛА - ПОЛЮБИШЬ И КОЗЛА. Ср. П о-
любится сатана пуще ясного сокол а— Говоря искренне, по совести, я еще не так стар и плох, чтобы в меня нельзя было влюбиться... Любит же меня жена! И к тому же любовь зла—полюбишь и козла. Чехов, На даче. Он с трудом перешел к дивану и, свалившись на него, тотчас же заснул. Надя смотрела на него, не трогаясь... «И на что только польстилась барыня...» — подумала она, качая головою:— «Экий сморчок. Старый, лысый... Да я бы, горничная, не пошла за такого!.. Вот уж истинно: любовь зла — полюбишь и козла!» Немирович--Данченко. Бессонные ночи.
— Соболев: Любовь зла, полюбишь и козла.
ЛЮБОВЬ НЕ КАРТОШКА, НЕ ВЫБРОСИШЬ В (за) ОКОШКО.— Еще не известно, о чем я думал! — Думали о Ривочке, которая вам натянула нос. Жаль мне вас, милый мальчик! Неразделенная любовь всегда тяготит. Постарайтесь ее забыть. Я вам помогу, если только сумею это сделать. Хоть любовь не картошка, не выбросишь за окошко! — посочувствовала Варя. Степанов. Порт-Артур.
— Соболев: Любовь не картошка, не выкинешь за окошко: Разумов: Любовь не картошка — не выбросишь в окошко.
ЛЮДИ ЛОЖЬ, И МЫ ТО ж. То же, что За ч т о к у-пил, за то и продаю. [Хорькова:] Что я не знаю, про то говорить не стану; а что знаю, про то напрямки отпечатаю. Люди ложь, и мы то ж. [Анна Петровна:| Язык-то без костей, говорить все можно, только слушать-то нечего. Островский. Бедная невеста.— Ну, И ЧТО же? — спрашивал Кузьма.— Да что? — отвечал Кошель.— Проснулась эта ведьма на-рани, глядь — а у ней подпояска из рота и из заду торчит, на животе завязана...— А чего ж она не развязала-то ее? — Видно, узел закрещен был.— И тебе не стыдно такой чепухе верить? — А мне что ж стыдиться? Люди ложь, и я то ж. Бунин, Деревня.
— Симони: Всякъ человек ь ложь, а мытожъ; Даль: Всяк человек ложь, и мы то ж.
ЛЮДИ ПАХАТЬ, А МЫ (ты, вы, он, они) РУКАМИ МАХАТЬ. К полевой работе Герасим тоже не прилагал старанья — люди пашню пахать, а он руками махать. Мельников-Печерский. Па горах.
— Снегирев: Люди пахать, а мы руками махать; Даль: Люди пахать, амы руками махать; Рыбникова: Люди пахать, аты руками махать.
--->>> М