ИЮЛЬ. ЛИПЕЦ,
Много веков подряд древние римляне называли этот месяц пятым (Quintilis). В 45-м году до нашей эры он был переименован в июль (Julius) — в честь императора Юлия Цезаря. Первоначальное значение этого слова неясно, на русский его часто переводят как «жаркий».
Древние русичи дали месяцу название липец, так как в это время цветет липа; называли и сенозорником: пришла пора заготовлять сено.
Июль — макушка лета, устали не знает, все прибирает. Июль — месяц ягод и зеленой страды. Сбил сенозорник спесь, некогда не полати лезть.
Зеленоватая окраска луны — признак наступления сильной засухи. Если утром трава сухая, к ночи ожидай дождя. Утром по воде туман стелется — будет хорошая погода.
1 июля (18 июня ст. ст.). Федул. И пат. Федул на двор заглянул, пора косы точить, серпы зубрить. Во многих местах на Федула и Ипата начинали сенокос, если трава на лугах в цвет пошла.
2 июля (19 июня ст. ст.). Зосима. Зосима и Савватий, соловецкие угодники,— покровители пчел. С Зосимы начинается активный медосбор. Когда пчелы кучно летят к своим ульям, скоро будет дождь. Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре. Рой, гуди, в поля иди! С полей иди, медок неси.
3 июля (20 июня ст. ст.). Мефодий. Праздник перепелятников. По их наблюдениям, если над озимым хлебом носится паутина, то там будут собираться перепела. Летят тенета — удачная охота. Паук лучше всякого барометра предсказывает погоду за два-три дня. Он не ткет паутину перед непогодой, иногда даже сотканную сам уничтожает. Если снова принялся за работу — погода к лучшему изменится: активно паутину ткет — ясная погода долго стоять будет. Если муравьи прячутся в кучи, жди ветра и дождя. Лягушки расквакались перед дождем. На Мефодия дождь — сорок дней дождь.
6 июля (23 июня ст. ст.). Аграфена. Канун Ивана Купа-лы. Аграфена-купальница, Иван Купала и идущие за ними Петры-Павлы сливались в один большой праздник — древние проводы весны. Он включал множество обрядовых действий, песен, приговоров, примет, гаданий и поверий. На Аграфену обязательно мылись и парились в бане. Пол в банях застилали свежей травой. Заготовляли веники на весь год. На Вологодчине веники делали сборные: в них клали по ветке березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, луговые цветы разных сортов. На Аграфену варилась обетная каша вскладчину. Главным событием дня Аграфены-купальницы был сбор трав и кореньев для лечебных целей. В глухую полночь собирали крапиву и шиповник, сжигали их, чтобы не было несчастья в доме. От ведьмы на окно клали крапиву, в двери хлевов — молодую осинку, вырванную с корнем. В Прио-нежье девушки под охраной парней артелью выходили искать ивановский борщ (борщевник, или пучки, роженец, боляшечная трава), имеющий, по поверью, большую целительную силу, если собран в канун Ивана Купалы и освящен в церкви. Из заводей доставали одолень-траву (белая кувшинка). Ее, высушенную, брали в дальнюю дорогу как талисман. Рвали цветы иван-да-марья, клали в углы избы и амбара, чтобы воры не залезли.
7 июля (24 июня ст. ст.). Иван Купала. Иванов день был самым почитаемым летним праздником, веселым и массовым. Ночью на Иванов день купались в росе — для здоровья. Утром в реках, только далеко от берега старались не заплывать. В этот день водяной — именинник, а он не любит, когда его тревожат. Бабы черпали росу чистой скатертью, потом умывались, чтобы лицо чистое было. Накануне у колодца мыли квашонки, в которых водят тесто. С вечера на лугу разводят костры и играют вокруг них: через огонь прыгают, песни поют, хороводы водят. Купальская ночь — самая короткая в году, спать нельзя, чтобы нечистая сила сонного не одолела. Есть поверье, что в купальскую ночь цветет папоротник. Кто его найдет и сорвет, тому клад откроется и вообще ему все будет доступно.
На Иванову ночь звездно -много будет грибов; сильная роса — к урожаю огурцов. Во многих местах с Иванова дня начинали большой сенокос. Иванов день пришел — траву собирать пошел. Пройди до солнышка два прокоса — ходить будешь в сапогах, а не босо. На Иванов день жито выколоситься должно.
В хороший год на Иванов день колосок, так на Ильин день колобок.
8 июля (25 июня ст. ст.). Петр. Феврония. Легенда о муромском князе Петре и его жене Февронии рассказывает о необычной взаимной их любви. Поэтому они считаются покровителями влюбленных, а их день счастливым для любви.
С Петра и Февронии в хороший год бывает еще сорок жарких дней.
9 июля (26 июня ст. ст.). Давыд. Поспевает земляника. Собирай по ягодке, наберешь кузовок. Земляника девок в лес зовет. Существует поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить в карман земляники: отказа не будет.
10 июля (27 июня ст. ст.). Самсон. На Самсона-сеногноя дождь, до бабьего лета мокро. Ладь серпы — скоро уборка хлебов. Второй раз пашут паровое поле.
12 июля (29 июня ст. ст.). Петров день. Конец Петрова поста. По этому случаю в Вельском уезде устраивали братчину: приводили к церкви быка, купленного вскладчину, убивали его и, сварив в больших котлах, разговлялись. В Петров день родственники из дальних деревень гости-лись у родни. Деревенская молодежь на Петровки с вечера уходила в поле и ждала восхода солнца, которое в это утро играет всеми цветами радуги. Девушки собирали 12 цветов с 12 полей, клали под голову, приговаривая: «Двенадцать цветов, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди». До рассвета звучали песни. Петры-Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр, покровитель рыбного промысла, сам до встречи с Иисусом Христом был рыбаком.
На святого Петра дождь — урожай плохой, два дождя — хороший, три — богатый. С Петрова дня — красное лето, зеленый покос. В цвету трава, косить пора. После Петрова дня кукушка перестает куковать.
13 июля (30 июня ст. ст.). Проводы Весны. Древний праздник, окрашенный языческими обычаями. В степных губерниях в этот день, собираясь на сенокос, одевались во все лучшее и веселились весь вечер. Это празднество так и называлось — Проводы Весны. В Саратовской губернии из соломы делали куклу, одевали ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошник с цветами — чуплюк, на шею подвязывали ожерелье. Куклу с песнями несли по селу к реке, потом, раздев, бросали в воду. Под Тулой Весну окликали. Перед закатом солнца собирались на пригорке, садились в кружки, обменивались крашенными луковым раствором яйцами, угощались брагой и расходились навеселе. В некоторых деревнях угощали яичницей пастухов и дарили им крашеные яйца.
14 июля (1 июля ст. ст.). Кузьма. Демьян. В огороде гряды полют, снимают первые овощи. Огород — бабий доход. Кузьминки — бабий праздник. Крестьянки устраивали бабьи братчины с обязательной свежей зеленью, ходили друг к другу в гости. Жить в соседах, быть в беседах. Сенокос в разгаре. Много захочешь, пораньше с постели вскочишь. Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто.
17 июля (4 июля ст. ст.). Андрей. На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос, греча на всходе.
18 июля (5 июля ст. ст.). Афанасий Афонский. Вечером ходят смотреть, как месяц «играет»: кажется, будто он с места на место перебегает или изменяет свой цвет и прячется за облака. Игра эта — к урожаю и хорошей уборке.
19 июля (6 июля ст. ст.). Еремей. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать.
21 июля (8 июля ст. ст.). Казанская. Прокопий. На Казанскую черника поспевает. Чер-ненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. Черника -не только лакомство, но и лекарство от расстройства желудка, сахарной болезни (диабета), ревматизма и подагры. Пользуют ее и сразу из лесу, и сушеную. Полезно есть чернику в летнюю жару: жажду утоляет и живот не заболит. Ягода черника поспела, и рожь-матушка поспела. С Казанской в степной полосе начинали рожь жать, севернее -готовиться к жнитву. В те села, где церковь была посвящена Казанской иконе Божьей Матери, съезжались гости, устраивались гулянья. В конце прошлого века вошла в моду кадриль. Ее охотно танцевали в Казанскую. Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет.
22 июля (9 июля ст. ст.). Панкрат. Кирилл. Поспевают первые огурцы на открытых грядах. Лежат у матки телятки гладки, лежат рядками, зелены сами. Шасту, шасту по хворосту, а под хворостом кверху хвостом.
24 июля (11 июля ст. ст.). Ефимья. Страдно-грозовая пора: глухой гром — к тихому дождю, гулкий — к ливню. Ефимья —
Народный календарь
стожарница, ночью смотрят на Стожары: если звезды сияют — к удачной охоте на медведя -овсяника. Стожарами на Руси называли созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду, вокруг которой Медведица поворачивается как вокруг кола — стожара.
25 июля (12 июля ст. ст.). Прокл. На Прокла поле от росы промокло. Большие росы гноят необметанное сено. .Старушки собирают Прокловы росы — лучшее средство от сглаза.
26 июля (13 июля ст. ст.). Гавриил-архангел. Сухая погода на Гаврилу сулит хорошую осень. Ржица-матушка поспела, к земле клониться велит. В средней полосе России начиналась уборка ржи. Первый сноп обычно зажинала старшая в семье женщина. Его украшали цветами, с песнями несли в избу и ставили в красный угол под иконы.
Не иди, дождик, где косят, а иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, а иди, где ждут.
Народный календарь
29 июля (16 июля ст. ст.). Афииогеи. Начинают молотьбу ржи. На долонь (ток для молотьбы) в гумне кладут сноп, сжатый вчера первым. Обмолотив его, солому используют в корм скоту, а зерно в пищу. То и другое считалось целебным. На Афино-гена замолкают птицы. Лето перешагнуло знойный возраст.
<<<- - ->>>