RSS Выход Мой профиль
 
Русские имена. | НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. АВГУСТ.

АВГУСТ. СЕРПЕНЬ,

Месяц Sextilis (шестой) в 8-м году до нашей эры римляне переименовали в август (Auqustus — «великий», «священный») в честь императора Октавиана Августа.
Русское название его — серпень (время жатвы), а также жнивень, зарев (все созревает).
В августе мужику три заботы: и жать, и пахать, и сеять. В августе вода холодит, серпы греют.
Август — разносол, всего вдоволь. На Русском Севере в августе поспевают черника, голубика и черемуха, грибы растут. Коли грибовно, так и хлебовно. Грачи собираются стаями, устраивают пробные облеты. Лето навстречу осени бежит.



1 августа (19 июля ст. ст. Макрида. По погоде в этот день о всей осени судят: хороший день предвещает сухую осень, дождь — мокрую. На Мокриды если дождь, сев озимых будет хорош. Оводы последний день кусают. Полетел пух с осины -иди за подосиновиками.

2 августа (20 июля ст. ст.). Ильин день. Илья-пророк в сознании русского народа заменил древнего Перуна. Он могучий распорядитель дождей, грома и молний; он посылает на землю плодородие. Илья-пророк на шестерке жеребцов по небу ездит. Гром — это стук окованных колес его повозки, катящейся по облакам. Молнии — стрелы, которыми Илья поражает нечистую силу. Вся нечисть от них бежит в страхе и обращается в различных зверей. На Илью грех сено возить, в стога метать: спалит грозой. С Ильина дня защипывают горох. Русский Север начинал уборку ржи. К Ильину дню хоть кнутом прохлыстни, да заборони пар.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. С Ильина дня на деревьях лист начинает желтеть. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются. До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

4 августа (22 июля ст. ст.). Мария Магдалина. В этот день в поле не работают: гроза убьет. Стелют льны по росной траве. Вынимают из земли цветочные луковицы. Мария Магдалина — ягодница, сладостница.

5 августа (23 июля ст. ст.). Трофим. Пора усиленных работ, страды. Долго спать — добра не видать. В страду одна забота -не стояла бы работа. На Трофима — калинники, малинники (пироги с ягодами).

6 августа (24 июля ст. ст.). Борис и Глеб. Поспел хлеб. Старались в этот день за полевые работы не браться: Борис и Глеб могут за это копны спалить.

7 августа (25 июля ст. ст.). Анна. Макарий. По Анне судили о зиме: если утренник холодный, и зима будет холодная. Какова погода до обеда, такова зима до декабря; какова после обеда, такова после декабря. В этот день открывалась знаменитая Ма-карьевская ярмарка в Нижнем Новгороде.

9 августа (27 июля ст. ст.). Никола Кочанский. Пантелеймон Палий. Кочанский день: вилки в кочаны завиваются. Не суйся к капусте, пока не припустят. Ельник, березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда. В этот день боятся грозы: Пантелей сожжет, если работать в поле станешь.

10 августа (28 июля ст. ст.). Прохор. Пармен. В Прохоры-Пармены не затевай мены.

11 августа (29 июля ст. ст.). Каллиник. Коли на Каллиника туман, припасай косы про овес и ячмень, готовь закрома под них. Около этого дня бывают заморозки, вредные для хлебов. Пронеси, господи, Каллиника мороком (туманом), а не морозом.
Калина сама себя хвалила, что она с медом хороша.

12 августа (30 июля ст. ст.). Сила. Силуян. Есть поверье, что в этот день ведьмы обмирают. Они задаивают коров и отпаиваются молоком. На Силу и Си-луяна рожь бывает пьяна: полна зерном и к земле клонится. Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, родится сильной.

14 августа (1 августа ст. ст.). Медовый Спас. Маккавеи. Пчелы заканчивают медосбор. Пора подрезать соты, иначе соседские пчелы весь мед украдут. В большинстве областей начинается ранний посев озимой ржи. Когда хлеб сеешь в хорошую погоду, больше родится приплоду. Поспевает малина.' По ней узнавали срок посева ржи: если первые зрелые ягоды крупные, рожь следует сеять раньше; если мелкие — не торопись. Малина — ягода лечебная. Спешат собирать зрелые ягоды черемухи — средство при желудочных заболеваниях. На Маккавеев собирают маковые коробочки.
Первый (медовый) Спас — начало Успенского поста (до 28 августа). Улетают ласточки и стрижи. Отцветают роза. В последний раз в реке купают лошадей и другой скот.

15 августа (2 августа ст. ст.). Степан. Косят отаву. Кончают сенокосные работы. На Степана поили лошадей через серебро, положив что-нибудь серебряное в воду. Они здоровее будут и не будут пугаться лихого глаза, домовой к ним поласковеет. Серебряную монету из ведра кладут под ясли.

16 августа (3 августа ст. ст.). Антон. Исакий. Каков Антон-вихревей, таков и октябрь. На Исакия вихри — ожидай снежную

зиму. Идет полным ходом сбор лесной малины. 17 августа (4 августа ст. ст.). Авдотья. Семь отроков эфесских. Какая Авдотья, такой и ноябрь. На Авдотью огурцы с гряд собирают. Семь отроков сено гноят.

18

августа (5 августа ст. ст.). Евстигней. Каков Евстигней, таков и декабрь. Убирают лук, а то луковицы не успевают высохнуть. На Евстигнея едят лук с хлебом и квасом. Вечером на пожне кричат и слушают эхо: если оно далеко, будет ведро; если близко — пойдут дожди.

19 августа (6 августа ст. ст.). Преображение. Второй Спас (яблочный). Каков второй Спас, таков и январь. Осенины — встреча осени, отголосок древнего языческого праздника. В поле песнями провожают заходящее солнце. До второго Спаса не едят яблок и других плодов, кроме огурцов. С него — все дозволено. Со второго Спаса сей озимое. К этому времени поспевает яровое. На Вологодчине и в Архангельской губернии разговлялись горохом. После молебна шли на гороховое поле и до вечера лакомились им.
Начинается отлет журавлей.

20 августа (7 августа ст. ст.). Марина. Пимен. Пимены-Марины — не ищи в лесу малины. Спустя лето по малину не ходят.

21 августа (8 августа ст. ст.). Мирон. Каковы Мироны, таков январь. Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут. Ранние инеи в конце лета — к хорошему урожаю на-прок (в следующем году). Детям загадывали загадки про ветер. Без рук, без ног, а ворота отворяет. Расходится детина — удержу нет, уляжется — не видать, не слыхать.

23 августа (10 августа ст. ст.). Лаврентий. В полдень на Лаврентия смотрят на воду в реке: коли тиха, то осень будет тихая, а зима без вьюг.

24 августа (11 августа ст. ст.). Евпл. В ночь на мученика Евпла «пугает» на кладбище. Слышны вой, свист и песни; бегает белый конь, раскапывает копытом землю на могилах и жалобно ржет над покойниками. Над могилами появляются огни, в руки они никому не даются.

27 августа (14 августа ст. ст.). Михей. На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени. Средний срок начала листопада.

28 августа (15 августа ст. ст.). Успение Богородицы. Оспо-жин день. Дожинки. Складчины, братское пиво. По завершении работ в поле жнецы катались по ниве со словами: «Жнивка, жнивка, отдай мою силу: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!» На поле оставляли горсть несрезанных стеблей с колосьями, перевязывали их лентой — «завивали Яриле бороду» и приговаривали: «Дай бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Последний сноп жали молча: если заговорят, то жених будет слепой. Сноп называли именинником, наряжали в сарафан и с песнями несли на братчину. Дома ставили в красный угол. Затем делали пожинальницу (яичницу). Последний овсяный сноп хранили до Покрова (14 октября) и потом скармливали скоту — всем по горсточке. Во многих местах устраивали помочи-выжинки. Работали с песнями, шутками, на подзадор. Хозяйка полосы потом всех угощала.
Жнеи приносили хозяевам венок из колосьев. Его хранили как дорогой подарок под иконами.

29 августа (16 августа ст. ст.). Третий Спас (ореховый). К этому дню на юге поспевают орехи. Досевки. Крестьянки провожали мужей в поле с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них в мешках — рожь. На поле сеятеля встречали дети с горшком гречневой каши. После сева пирог и каша съедались всей семьей. В старину на досевки отправлялись всей деревней и в конце дня ели вскладчину кто что принес.
Третий Спас часто называют Спасом на полотне или Холщовым Спасом, так как в этот день церковь празднует перенесение Нерукотворного образа — куска ткани, которым был покрыт умерший на кресте Иисус Христос и на котором запечатлелся его лик. В Нижнем Новгороде начиналась холстяная ярмарка, торговали тканями.
Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.

31 августа (18 августа ст. ст.). Флор и Лавр. Фрол да Лавер — кончай рожь сеять. Дожинки. Досевки. Огурцы солят. На лошадях в этот день не работают: конский праздник. Фрол и Лавер до рабочей лошади добер. Лошадей купали, заплетали ленты в хвост и гриву. Пекли пироги с изображением конского копыта и отдавали их священнику. Тот кропил лошадей святой водой. В Костромской губернии «завивали бороду» Илье-пророку и Николаю-чудотворцу, покровителям домашних животных. С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники, слегка по утрам примораживает.




<<<- - ->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0