RSS Выход Мой профиль
 
Русские имена. | НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ И ПРИРОДНЫХ ПРИМЕТ


В Древнем Риме существовал обычай отдавать долги или выплачивать проценты по ним в первый день каждого месяца. Дни эти назывались календами. Ростовщики записывали принесенные должниками суммы в особую долговую книгу — календарь. Позднее календарями стали называть перечень месяцев и дней года и они приобрели современное значение.

Бытующие в наши дни названия месяцев — январь, февраль, март и т. д.— пришли на Русь в конце X века из Рима через Византию. Смысл каждого из них будет расшифрован ниже. У древних русичей год тоже делился на двенадцать месяцев, каждый из которых имел свое, чисто русское название: сечень, лютый, берёзозол и другие. Их мы тоже назовем.

Многие сотни лет основой жизни русичей было сельскохозяйственное производство. Оно тесно связано с годовыми природными циклами — весной, летом, осенью и зимой. Смена этих циклов в древности отмечалась народными праздниками, переросшими в обычаи. Так, проводам зимы посвящалась масленая неделя, включавшая много шумных и веселых действий. Конец весны знаменовался купальной неделей; проводы лета выливались в осенины. Переход осени в зиму тоже отмечался особым праздником, длившимся три дня. Праздник этот потерял свое древнее название, теперь его зовут Кузьминками.

Народные обычаи — это одна из существенных черт жизни русской нации. Истинно русскому человеку если уж не соблюдать, то знать обычаи предков, конечно, полезно. Обычаи формировались веками, а некоторые из них — тысячелетиями. В них отразилась древняя русская мифология. В далеком прошлом они были связаны с именами русских языческих богов и богинь: с Ярилой — Солнцем, Велесом — скотьим богом, Перуном — богом грома, молнии и дождя, Купа-лой — богиней плодородия и сонмом €младших» богов: домовыми, гуменниками, банниками, лешими, русалками, поляницами, кикиморами, трясеницами, ведьмами и прочей «нечистью".

Христианская религия тысячу лет борется с русским язычеством и сумела вытравить из народной памяти «больших» языческих богов. Часть их православная церковь заменила своими христианскими святыми: Велеса — святым Власием, Перуна — пророком Ильей, Купалу — Иоанном Предтечей. Но обычаи во многом остались прежними.
Церковь создала святцы, расписав по дням года имена христианских апостолов, великомучеников, святителей и прочих святых. Следуя этим святцам,мы в своем календаре не раскрываем, однако, биографических сюжетов. Читатель может узнать о них в специальной житийной литературе.

Наши предки-земледельцы внимательно наблюдали за природой и выводы из этих наблюдений передавали потомкам в виде примет и пословиц. Значительное число их, ставших своеобразными метеорологическими прогнозами, и содержит предлагаемый календарь. Народный природный календарь носит, конечно, приблизительный характер, во-первых, потому что Россия велика и одно и то же природное явление (таяние снегов, начало сева и т. п.) в разных областях происходит в разное время. Во-вторых, природные циклы неустойчивы во времени и в разные годы несколько сдвигаются по дням календаря. Народная мудрость заметила эту неустойчивость, отразив в пословице: «Три года зима по лету, три года лето по зиме, а три года само по себе». Но внимательный читатель, ориентируясь на народный календарь и сам в течение нескольких лет наблюдая за природой, может внести в него свои местные поправки.

Пословицы и поговорки, связанные с теми или иными днями года, стали своего рода директивами для крестьян, особенно молодых, начинающих хозяйствовать самостоятельно, или не очень приметливых. Например: на святого Пуда (28 апреля нов. ст.) доставай пчел из-под спуда. Пшеницу сей, когда черемуха расцветет. Пришел Фалалей (2 июня) — досевай огурцы скорей. В целом же календарь народных обычаев и природных примет — это одно из наших национальных богатств.

ЯНВАРЬ. СЕЧЕНЬ.

Название месяца январь заимствовано нами у древних римлян. Они посвящали этот месяц богу Янусу, которого изображали двуликим: одно лицо его было обращено вперед, в будущее, другое — назад, в прошлое. Янус считался богом входов и выходов, и имя его образовано от латинского janua — «дверь». В 45-м году до нашей эры император Юлий Цезарь объявил январь первым месяцем года (ранее им был март).
У древних русичей январю соответствовал месяц сечены в это время селяне секли, рубили лес для построек и на дрова. До конца XV века он был одиннадцатым месяцем года. Сечень называли также просинцем (синее небо все чаще проглядывает сквозь серые зимние облака) и перезимьем, то есть переломом зимы.

Январь — году начало, зиме середка. Январь — весне дедушка.
Сухой январь — крестьянин богат. Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени. Коли в январе март, бойся в марте января. Если в январе висит много частых и длинных сосулек, урожай будет хороший.
1 января (19 декабря ст. ст.). Новый год. С X по XV век началом года на Руси считалось I марта. На юге России в марте готовились к весеннему севу, а кое-где и начинали его. В 1492 году Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр 1 издал указ, которым приказал считать началом года 1 января. В этом указе он писал: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».
Новый год— к весне поворот. На севере, в пинежье, говаривали: «Если в новогоднюю ночь небо звездное — к урожаю гороха и ягод». Были и другие приметы: если поутру в Новый год деревья покрыты густым инеем, то год будет хлебородным. 2 января (20 декабря ст. ст.). — Игнатий Богоносец. На Игнатия (то есть в день Игнатия) служили молебны и обносили иконы вокруг села, чтобы не было пожаров и другого разора крестьянскому хозяйству.
4 января (22 декабря ст. ст.). Анастасия — узорошительница и покровительница беременных женщин. Ей молились девушки, желавшие научиться вышивать узоры, и роженицы.
5 января (23 декабря ст. ст.). Федул. Пришел Федул, ветер надул — к урожаю.
6 января (24 декабря ст. ст.). Рождественский сочельник (кутейник). Канун Рождества. Коляда. Сочельник — от слова «сочиво», то есть растительное масло. Сочивом звали и кашу с этим маслом и овощами. В канун Рождества положено было сочев-ничать, то есть не есть никакой пищи до сумерек, «до звезды». В сочельник варили кутью из пшеницы с медом или льняным маслом, на юге — взвар из чернослива, груши. Ставили под образа на сено для Христа-младенца: он в яслях на сене лежал. В старину крестьянки в сочельник пекли сочни. Из них делали маску и смотрели сквозь нее из подворотни на прохожих. По виду первого гадали о том, каков будет следующий год.
В Шенкурском и Вельском уездах Архангельской губернии в сочельник пекли из пшеничного теста фигурки коров, овец, кур и выставляли в окна для показа проходящим. Дома весь день они Народный календарь красовались на столе, а вечером рассылались в подарок родным. В Вологодской губернии девушки, приступая к рождественским гаданиям, зажигали лучину и шли с ней в поле «зачерчиваться». Очертив себя по снегу кругом, они говорили: «Черти с нами, водяной с нами, маленькие чертенята все по-за нам, из черты в черту и девки к черту». Слушали: если которой послышатся колокольцы, та выйдет замуж; если какая услышит, что топором тешут,— к смерти. После гадания «расчерчивались»: «Черти все от нас, девки от черта и черт от девок».
В избах мыли потолки и стены, добела скоблили с дресвой пол, натирали его свежерубленным можжевельником (вересом). Парились в жарко натопленной бане. В подмосковных селениях в санях возили Коляду — девицу, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели: «Уродилась Коляда накануне Рождества». Почти повсеместно дети ходили по селу со звездой, сделанной из лучины и бумаги, и пели под окнами колядки — величальные песенки, за что получали подарки.
Сильный мороз в сочельник, большой иней, много снега, глубоко промерзшая земля — к богатому урожаю. За сколько дней до Рождества случится иней, за столько до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов. На Рождество связывали веревкой все ножки обеденного стола, чтобы летом скот не убегал с паствы, v 7 января (25 декабря ст. ст.). Рождество Христово. Начало святок. Ранним утром до рассвета проводился обряд обсевания изб -пережиток древнего праздника ав-сеня (таусеня). Пастух, обходя дома, поздравлял семью крестьянина с Рождеством и бросал в избу горсть овса с приговором: «На живущих, на плодящих и на здоровье». Дети, неся бумажную звезду, ходили по деревне со славой, получая за это подарки. Существовали запреты: в Рождество нельзя заниматься хозяйственными делами. С Рождества до Крещения грех охотиться в лесу: Народный календарь с охотником несчастье случится. В Рождество нельзя шить: в семье кто-нибудь ослепнет; нельзя плесть лапти: будешь кривой.
_____ Если в Рождество в дом первой войдет чужая женщина; весь год в этой семье бабы будут—хворать. В Рождество девушки не гадали.

8 января (26 декабря ст. ст.). Ефим. С этого вечера на Руси начинались девичьи гадания и хождение ряжеными. Эти действия длились до Крещения (19 января). Способов гадания были десятки, например, такие. Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленницы и смотрят: если оно гладкое, муж будет ласковый; если суковатое, с трещинами, то злой, драчливый. Вокруг графина с водой ставят зажженные свечи, а за графином — зеркало. Смотрят в зеркало сквозь графин: что привидится, то и сбудется. На блюде поджигают лист бумаги. Гадающая встает между блюдом и стеной; кто что увидит на стене, то и будет. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках, зайдя в избу, разыгрывают сценки, поют. Их одаривают.
Существовало поверье, что с этого дня начинаются бесовские потехи. Ведьмы сдруживаются с бесами, летают на помеле на шабаш, воруют с неба месяц и звезды, чтобы люди не видели их.
В Ефимов день, праздник повивальных бабок и рожениц, варили бабьи каши — ритуальное угощение, рецепт которого теперь забыт. Каша вообще в большинстве крестьянских хозяйств в старину была кушаньем не повседневным, а деликатесным, праздничным. Раньше в деревнях кроме общих праздников были отдельные мужские и женские. Ефимов день был праздником не просто женским, а специфическим: на него допускались только недавно родившие женщины, беременные и повивальные бабки. Мужчинам и девушкам на эти каши вход был запрещен.

9 января (27 декабря ст. ст.). Степан. Богатые крестьяне нанимали в этот день батраков. Народный календарь Всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, угощали. В пастухи наймешься — вся деревня у тебя в долгу.

11 января (29 декабря ст. ст.). День памяти младенцев, Иродом избиенных. Сказочный вечер. Взрослые рассказывали детям сказки и загадывали загадки. Например, такие. По синему пологу золотое просо рассыпано. (Звезды на небе). В каком году люди едят больше? (В високосном: он на день длиннее).

12 января (30 декабря ст. ст.). Анисья. На Анисью-желу-дочницу резали свиней и гусей, варили свиные желудки. По свиной печени и селезенке судили о зиме: если селезенка ровная и гладкая, то зима будет суровая; если она толще к спине, то холода придут в феврале. Толстая в середине печень обещает морозы с пе-резимья (января).

13 января (31 декабря ст. ст.). Маланьин день. Васильева коляда. Щедрый вечер. Вечером ходили петь колядки (щедровки), за что получали щедрые подарки:у всех напечено бывало много. Говаривали: «Наварила, ровно на Маланьину свадьбу». Если на Маланью в ночь ветер подует с юга — год будет жаркий и благополучный; с запада к изобилию молока и рыбы; с востока — жди урожая фруктов. Садоводы в полночь встряхивали яблони для урожая.

14 января (1 января ст. ст.). Старый Новый год. Василий Великий. Двойной счет времени -по старому и новому стилю — вызван двумя попытками сократить разницу в продолжительности астрономического и календарного года. Первая из них была предпринята римским императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры путем введения так называемых високосных годов. Этот юлианский календарь позднее получил название старого стиля. Однако он не устранил окончательно этой разницы. Второе уточнение было произведено в 1582 году по распоряжению папы римского Григория XIII. Григорианский календарь (новый стиль) был принят в Европе и Америке. Россия же, вследствие приверженности православной церкви юлианскому календарю, до XX века придерживалась старого стиля. К этому времени разница между старым и новым стилем составила 13 дней. В России ее устранил ленинский декрет 14 февраля 1918 года, которым февраль того года был укорочен. После 31 января сразу наступило 14 февраля. С той поры все гражданские учреждения в нашей стране придерживаются общеевропейского счета времени — нового стиля. Православная же церковь по-прежнему ведет счет дней по старому стилю.
В день Василия Великого в Вологодской губернии целиком жарили свиную голову и подавали ее на стол. Святой Василий считается покровителем свиней. Во многих местах России варили ритуальную кашу, проводили обряд засевания, ходили с колядками по домам. Жило предание, что на Васильев вечер ведьмы умыкают с неба месяц, чтобы он не освещалих ночных шабашей. Продолжаются новогодние гадания.
Если Васильев день туманный — к урожаю, звездная ночь — к обилию ягод.

15 января (2 января ст. ст.). Сильвестр. Куриный праздник. Рано утром на Сильвестров день крестьянки втайне от мужчин окуривали смолой с девясилом курятники, спасая кур от проказ домового. Знающие старушки смывали с дверей и притолок лихоманок (лихорадок) тряпкой, смоченной раствором четверговой (пережженной в русской печи в четверг на седьмой неделе Великого поста) соли, золы из семи печей и земляного угля из-под чернобыла. Делали это тоже тайно от мужчин. Весили в курятниках «куриного бога» — черный камень величиной с гусиное яйцо с отверстием посередине: куры будут лучше плодиться и нестись.

16 января (3 января ст. ст.). Малахия. В этот день, по поверью, голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, выдаивают коров так, что у последних пропадает молоко. Поэтому хозяйки метелками обмахивают хлев и животных, изгоняя нечистую силу. Если молоко «уведено», на Пи-нежье читали заговор: «Стану помолясь, пойду перекрестясь на широку улицу, на восточну сторону. На восточной стороне ходят Власий и Федосий, в руках у них золоты ключи. Они отмыкают пар у божьей коровушки, большо молоко, толсту сметану».
На Малахию лечили кажени-ков (сумасшедших) специальными заговорами.

18 января (5 января ст. ст.). Крещенский сочельник. День считался постным, хотя шло про-межговенье. Ели постную (голодную) кутью. Главный вечер святочных девичьих гаданий. Хозяева мелом чертили кресты на стенах и дверях — от нечистой силы. Крещенский снег целителен. Старушки ходили к стогам сена и собирали с них снег. На нем хорошо белилась холстина, он полезен для умывания и в бане. Бросали его в колодцы, чтобы летом они не пересыхали. Воду из него хранили долго. Черпали воду из проруби и освящали ее в церкви во время всенощной службы. В закрытом сосуде она могла стоять годами, не портясь. Только бы никто нечистый ее не коснулся.
Если в этот день метель, то же будет и на масленицу. Сильные ветры с юга — лето будет грозовое. Яркие звезды в ночь на Крещенье, много будет ягнят.

19 января (6 января ст. ст.). Крещение Господне (Богоявление). Главное событие дня — водосвятие (освящение воды в проруби — ердани). Торжественный крестный ход, молебствие. На Вологодчине у ердани устраивали девичьи смотрины. Разнаря-женные девушки выстраивались на льду около проруби, а парни выглядывали себе невест. После водосвятия в прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и роились пчелы. Смелые купались в ледяной воде. Крещенье в мороз — к обильному урожаю зерновых. После Крещенья цыган шубу продает, а морозов жди на Афанасия-пуче-глаза, на Федора-тирана и Ма-ремьяну-кикимору.

20 января (7 января ст. ст.). Собор Иоанна Предтечи. Начало зимнего мясоеда. До масленицы засылают сватов к невестам, играют свадьбы. Скоро, скоро мясоед, пойду к милашке на совет: «Ты, советница моя, пойдешь ли замуж за меня?» Скоро, скоро мясоед, пойду к забаве на совет: «Женись, женись, Володенька, покуда я молоденька». 21 января (8 января ст. ст.). Емельян. В зимние вечера при свете свечи или лучины рассказывали сказки или страшные бывальщины. Отсюда пошла поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя». В Емельянов день приглашали на угощение кума и куму. Те приносили кусок мыла в подарок. Купая ребенка, надо было использовать это мыло, приговаривая: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежской, дай воды на живот, на здравие раба божьего (имя ребенка), на чистоту его, на красоту его».

23 января (10 января ст. ст.). Григорий Нисский. Примечают, какое лето будет: если на Гри-гория-летоуказателя на стогах иней, лето предвидится мокрое.

24 января (11 января ст. ст.). Феодосий Великий. Федосеев день теплый — весна будет ранняя. Тепло в январе, не жди добра от весны. Если на Федосия морозно, яровое посеешь поздно.

25 января (12 января ст. ст.). Татьяна. Проглянет солнышко на Татьяну — птицы рано прилетят. Если снег пойдет, летом дожди будут частые.

28 января (15 января ст. ст.). Павел Фивейский. Павел дня прибавил. Ночь звездная — лен хорошо уродится. Если день ветреный — год будет сырой.

29 января (16 января ст. ст.). Поклонение веригам апостола Петра. Петр-полу корм. Осматривает сенники и амбары: если корма осталось меньше половины, пора экономить.

30 января (17 января ст. ст.). Антон. Антон-перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет: все морозом станет. Хитер Антон со всех сторон.

31 января (18 января ст. ст.). Афанасий. На Афанасия всегда бывают сильные морозы. Пришел Афанасий-ломонос — береги щеки и нос. В этот день выгоняют ведьм, которые от лишнего веселья на шабаше теряют память. Свадебная пора в разгаре. В полдень солнце — весна будет ранняя.


ФЕВРАЛЬ. ЛЮТЫЙ.

У древних римлян февраль до юлианской реформы календаря был последним месяцем года, в котором они проводили ежегодно культовое очищение. Латинское Februarius значит «очистительный».
В Древней Руси февралю соответствовал лютый, то есть самый холодный месяц года. Его звали также снеженем или бокогреем. Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?» Февраль холодный и сухой — август жаркий. Если первые три дня февраля погожие, жди весну раннюю.

1 февраля (19 января ст. ст.). Макарий Великий. Какова погода первого числа, таков и весь Народный календарь февраль. Ясный, солнечный Ма-карьев день — ранняя весна. Если на Макария метель, то и на всю Масленицу метель.

2 февраля (20 января ст. ст.). Евфимий Великий. Второй день февраля весну показывает: солнечный — к красной весне, пасмурный — жди поздних метелей.

4 февраля (22 января ст. ст.). Тимофей. Тимофеевский мороз ползимы с собой унес. В Новгороде Великом примечали: если в этот день в полдень солнечно, весна ранняя.

6 февраля (24 января ст. ст.). Аксинья. До нового хлеба осталась половина срока. Посмотри в закрома и решай, много ли хлеба печь. В Вельске и Шенкурске замечали: если на Аксинью-полузимницу вёдро, весна красна.

10 февраля (28 января ст. ст.). Ефрем Сирин. В Ефремов день голодный домовой все в избе и в хлеву испоганить может. Хозяйки его задабривают: ставят кашу на загнетке, приговаривая: «Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотину води».

12 февраля (30 января ст. ст.). Василий Великий. На косогорах в южных областях России появляются проталины, санная дорога начинает портиться. Февраль бока земли греет.

14 февраля (1 февраля ст. ст.). Трифон. На Трифона девушки молились о послании жениха. В этот день заговаривают мышей, чтобы не зорили скирды немолоченого хлеба. На Трифона звездно — весна поздняя.

15 февраля (2 февраля ст. ст.). Сретение Господне. Зима с весной встретились: бывают в Сретенье морозы, случаются и оттепели. Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хорошие льны. Если метель, весна поздняя.

16 февраля (3 февраля ст. ст.). Семен. Анна. Пора весенние орудия готовить. Семен с Анной сбрую починяют.

17 февраля (4 февраля ст. ст.). Николай. Наступает время звериных свадеб. Никола Студеный — волчий сват. На студеного Николу снега навалит гору.

18 февраля (5 февраля ст.ст.). Агафья. Верили, что в этот день по деревням пробегает «коровья смерть». Ее, невидимую, могут завезти мужики, едущие извозом. Хозяйки опахивают хле-вы, изгоняя ее. Молятся Агафье -коровьей защитнице.

19 февраля (6 февраля ст. ст.). Вукол. Начинаются ранние отелы коров. На Урале, да и в других краях отелившуюся корову окуривают чабрецом, чтобы теленок рос здоровым.

20 февраля (7 февраля ст. ст.). Лука. Пекут пироги с луком. На Луку ветер южный — к урожаю яровых.

21 февраля (8 февраля ст. ст.). Захарий. На Захария доставали серпы и, если они затупились, несли в кузницу насекать их. Заха-рию-серповидцу молятся бабы-жницы, чтобы спину в страду не ломило.

22 февраля (9 февраля ст. ст.). Никифор. Панкрат. На Ники-фора и Панкрата плетут лапти. Ох, лапти мои, четыре оборки. Хочу дома заночую, хочу — у Егорки.

23 февраля (10 февраля ст. ст.). Прохор. На Прохора и зима заохает. Февраль хоть злится, но весну чует.

24 февраля (II февраля ст. ст.). Власий. В Древней Руси поклонялись Велееу (Волосу) — скотьему богу. Деревянные истуканы Велеса стояли в Киеве и других крупных русских городах. Он был также покровителем торговли, поэтов и музыкантов, их дёдом-хранителем. В «Слове о полку Игореве» певец и музыкант IX века Боян назван Велесовым внуком. Православный святой Власий по созвучию имени был принят крестьянами как «заместитель» Велеса. В Кадниковском уезде Вологодской губернии на Власьев день съезжались жители соседних волостей, устраивались молебствия, освящались ржаные караваи, их потом скармливали скоту. Начинались скотьи торги. Пришел Власий, пришли и последние зимние морозы.

25 февраля (12 февраля ст. ст.). Мелетий. Алексей. В течение трех дней выставляли на утрен- Народным кален дар ний мороз семенное зерно. Тронутые морозом семена дают лучше урожай. Выносили также на мороз лен и пряжу, чтобы иметь чистые белые нитки.

27 февраля (14 февраля ст. ст.). Кирилл. Хорошая погода на Кирилла — к морозам.

28 февраля (15 февраля ст. ст.). Онисим. У кого есть в хозяйстве овцы, на Онисима окликают звезды, чтобы овцы ягнились.

29 февраля (16 февраля ст. ст.). Касьян. Этот день бывает в календаре лишь в високосные годы, то есть через четыре года. В народном представлении Касьян — страшный святой: завистливый, злопамятный, немилостивый. На Касьяна старались не выходить из избы, особенно до солнечного восхода. На Вологодчине злому, недоброму человеку говорили: «Экой ты Касьян! Видно, нет в тебе крови-то человеческой». Новгородцы утверждали: «Празднуют Касьяна через четыре года, потому что он три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый унялся, протрезвел».
Именины Касьяна в невисокосные годы переносились на 13 марта.
Касьян на что ни глянет, все вянет.

Главным событием февраля (по старому стилю) была Масленица. Она не имеет четких дат, так как зависит от сроков христианского праздника Пасхи (о подвижных неделях и праздниках, зависящих от Пасхи, см. в Приложении). Масленицу отмечали перед началом Великого поста, он же начинался за семь недель до Пасхи. Вся масленая неделя была наполнена катанием молодежи с гор на санках, хождением в гости, обильной едой, ездой на конях вперегонки. Это был самый веселый, самый разгульный праздник года.
Масленица — объедуха, деньгам прибируха. Не житье, а масленица.




<<<- - ->>>
Мои сайты
Форма входа
Электроника
Невский Ювелирный Дом
Развлекательный
LiveInternet
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0