МАРТ. БЕРЁЗОЗОЛ.
Древние римляне назвали месяц март в честь Марса (Mars, Martis) у бога полей и стад, и до юлианской реформы календаря считали его первым месяцем года. В период возвышения Рима все войны начинались в марте, и Марс из мирного земледельческого превратился в бога войны.
Наши предки называли этот месяц березозолом, так как береза в это время выкидывает свои сережки, цветет; березовые поленья жгут на уголь для кузниц; в южных областях России березовым соком поят ослабленных больных. С X по XV век на Руси он тоже начинал календарный год.
Март — не весна, а предвесенье. Иногда и март морозом хвалится.
Народный календарь
В марте день с ночью равняется. Придет март-капельник, и зима заплачет. Мартовская вода живая. В марте первое яйцо у воронихи.
Если в мартовские метели снег ложится на поля неровно, волнисто, то летом хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.
Сухой март — знак плодородия, дождливый — неурожая. В марте дрова заготовляют, сено с заливных лугов вывозят.
1 марта (16 февраля ст. ст.). Памфил. Маремьяна. Маре мья ну (Марианну) в народном календаре отмечают 1 марта, в церковном —2-го. Нашим предкам Маремьяна представлялась кикиморой, женой домового или лешего. Живет она в лесу или в избе, хлеве, курятнике. На Воло-годчине говорили, что детей кикимора рожает на святках и новорожденные шулыканы вылетают в трубу на улицу и живут там до Крещенья.
2 марта (17 февраля ст. ст.). Федор Тирон. Федору Тирону (в народном осмыслении — тирану) молились об отыскании украденных вещей.
5 марта (20 февраля ст. ст.). Лев Катанский. На Льва Катанского нельзя смотреть, как звезды катятся с неба в преисподнюю: заболеешь. В этот день катаются с гор.
6 марта (21 февраля ст. ст.). Тимофей. Тимофей-весновей теплом веет, стариков греет. Примечали: по Тимофею и весна.
10 марта (25 февраля ст. ст.). Тарас. Тарас — откинь матрас: с Тараса днем спать нельзя, иначе нападет на человека кумоха (лихорадка). Живет кумоха в дремучем лесу с сестрами. Всего их двенадцать. Старшая посылает младших в мир людей знобить. Если помолиться Тарасу, то кумоха не сможет напасть: после молитвы ее в дом домовой не пустит.
12 марта (27 февраля ст. ст.). Прокоп. В южных областях России Прокоп дорогу рушит.
13 марта (28 февраля ст. ст.). Василий. На Пииеге в Архангельской области говорят: «Василий-капилий капли дает. Капли будут к доброму году».
14 марта (1 марта ст. ст.). Евдокия (Авдотья). До 1492 года на Руси Новый год начинался 1 марта. В этот день грех было работать. У кого водились овцы, окликали звезды, чтобы овцы были здоровы и плодовиты. Крестьянки лучший моток ниток вывешивали под лучи утреннего солнца: полотно из них будет белое. Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить, снег с крыш сбрасывать. Авдотья-плюшиха давит снега, индевит стога. С Евдокеи снег особенно целителен. Евдокиев день — веселый деревенский праздник.
15 марта (2 марта ст. ст.). Федот. В этот день ждут оттепели. Если день морозный, говорят: «Федот, да не тот».
17 марта (4 марта ст. ст.). Герасим. На юге России говорят: «Герасим-грачевник грачей пригнал. Коли грачи прямо на гнездо летят, дружная весна». Пекут хлеба в виде грачей. Заговорами выживают из избы кикимору.
18 марта (5 марта ст. ст.). Конон. На юге начинают копать огороды. Если на Конона ведро, летом града не будет.
22 марта (9 марта ст. ст.). Сороки — день памяти сорока мучеников. Сорок мучеников — сорок утренников (до Зо-симы-пчельника — 30 апреля). Если они пройдут без потайки, лето будет теплое. Пекли сорок шариков: сороки святые — колобки золотые. И каждый день выбрасывали по одному шарику за окошко. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет до следующей зимы и не повредит весеннему севу.
На Сороки день с ночью меряются (весеннее равноденствие). Зима кончается, весна начинается.
25 марта (12 марта ст. ст.). Феофан. Бросают семена льна на двор для птиц — к урожаю. На Феофана туман, урожай на лен и коноплю.
31 марта (18 марта ст. ст.). Кирилл. На юге дороги оголяются, на севере утренники на дорогах ледяную крошку замораживают. Отсюда прозвание: Кирилл — дери полоз.
Март—месяц Великого поста. Постятся люди, и скотине корма достается меньше: экономят его крестьяне.
<<<- - ->>>