РЕВКОМЫ —ОРГАНЫ ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ
Победа Великой Октябрьской социалистической революции положила начало коренному повороту в истории человечества — переходу от капитализма к социализму.
Трудящиеся массы, руководимые партией большевиков, приступили к строительству нового общества. Введение рабочего контроля, национализация промышленных предприятий и банков, организация управления производством, претворение в жизнь новой аграрной политики, решение национального вопроса, преобразования в области науки и культуры, осуществление социальной политики партии — вот далеко не полный перечень неотложных задач, которые предстояло решить Советской власти.
Практическая реализация плана переустройства общества явилась делом гигантской сложности. Трудности усугублялись тем, что небывалые по своим масштабам задачи приходилось решать без необходимого опыта. «Мы, — говорил В. И. Ленин на VIII съезде партии,— должны были сплошь и рядом идти ощупью... Мы брались за дело, за которое никто в мире в такой широте еще не брался»
В обстановке блокады, саботажа, кулацких мятежей революционная Россия держала свой самый ответственный экзамен. И она выдержала этот экзамен, отстояв свое право на жизнь. «Выдержала потому,— отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев,— что революционные рабочие и крестьяне на полях гражданской войны, в продотрядах, на трудовом фронте сражались за близкое, родное им дело, от которого зависели их собственные судьбы, их свобода, их будущее»2.
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 38, с. 138.
2 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1970, т. 2, с. 81.
Не сразу уходили с исторической арены еще недавно господствовавшие классы помещиков и капиталистов. При поддержке иностранных держав они навязали Советской республике гражданскую войну. Но и в этих чрезвычайно трудных условиях социалистическое строительство в молодой Республике Советов не прерывалось: без этого нельзя было защищать завоевания революции.
Партия большевиков, проявив стойкость и организованность, твердую веру в свои силы и силы народа, сумела проложить верный курс строительства социализма и обеспечить его победу.
Чтобы понять необходимость и последовательность некоторых чрезвычайных мер, принятых Коммунистической партией и правительством Республики Советов в один из ответственнейших моментов ее истории, следует вкратце остановиться на анализе создавшейся в стране обстановки.
Тяжелым было экономическое положение республики. Такие жизненно важные районы, как юг и Урал, где была особенно развита промышленность, оказались в руках врага. В распоряжении Советского государства находился лишь центральный район, продукция которого была крайне недостаточной для народнохозяйственных нужд и производства вооружения для Красной Армии. Из 5402 предприятий, выполнявших в России в годы первой мировой войны военные заказы, 3500 — 65 процентов — находились в оккупированных районах.
Повсеместно не хватало топлива, сырья. Основные источники нефтяных месторождений и каменного угля захватили интервенты и белогвардейцы. В этих районах сосредоточивалось также большое количество промышленного оборудования. Только в таком нефтяном районе, как Баку, добыча нефти сократилась до 2475 тысяч тонн (7358 тысяч в 1913 году)..
Из-за нехватки топлива останавливались заводы, фабрики, электростанции. Ограблению и разрушению подвергались Донецкий угольный и Криворожский железорудный бассейны. Прекратили работу крупнейшие металлургические заводы юга и Урала.
В 1920 году промышленное производство сократилось в 6 раз по сравнению с 1913 годом. Если доля промышленной продукции в России в мировом производстве в 1913 году составляла свыше 4 процентов, то в 1920 году она не превышала 1 процента.
В катастрофическом положении оказался транспорт страны. Были выведены из строя многие железные дороги, разрушены мосты. Количество паровозов и вагонов сократилось в 3—4 раза.
Тяжелые последствия принесла гражданская война. Произвол белогвардейцев и интервентов, разгул контрреволюции привели к уничтожению сотен сел, станиц и аулов.
Не лучше было положение в сельском хозяйстве. В деревне происходила острая классовая борьба на почве распределения земли и осуществления хлебной монополии. Кулаки разгоняли Советы, убивали коммунистов. В национальных районах страны тяжелое положение усугублялось бесчинством местной контрреволюции — баев, князей, помещиков и т. д.
Сельскохозяйственная база страны была в тяжелейшем состоянии. К 1920 году валовая продукция сельского хозяйства составила две трети довоенной. В стране ощущалась острая нехватка продовольствия, в особенности хлеба.
В создавшихся условиях важно было укрепить Советское государство во всех его звеньях в центре и на местах, обеспечить прочность тыла, эффективную деятельность государственного аппарата, обусловив тем самым как успехи Красной Армии на фронтах, так и переустройство в промышленности и сельском хозяй-стве.
В связи с развязыванием империалистами интервенции и гражданской войны Советам предстояло оперативно решать военные задачи, организуя оборону страны. Стала крайне необходима централизованная организация для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства населением в деле налаживания социалистического хозяйства.
Вместе с тем в условиях гражданской войны и интервенции, разгула бандитизма, антисоветской деятельности остатков мелкобуржуазных партий и вы,-званных этим постоянных мобилизаций рабочих и коммунистов на фронты республики наблюдалось повсеместное ослабление в деятельности Советов — органов, наделенных широкими полномочиями власти и успешно осуществлявших первые социалистические преобразования.
На работе Советов, особенно в первый год пролетарской диктатуры, не могло не сказаться и то обстоятельство, что в связи с беспрерывными призывами коммунистов в Красную Армию в ряде районов страны заметно сократилась численность партийных организаций.
Необходимы были жесткая централизация в управлении, организация максимально гибких, приспособленных к условиям военного времени органов власти, имеющих возможность действовать решительными методами. Такими стали временные чрезвычайные органы военной и гражданской власти — революционные комитеты.
Впервые идею о необходимости создать организацию для непосредственного руководства и проведения вооруженного восстания В. И. Ленин развил в работе «Роспуск Думы и задачи пролетариата». В дни первой русской революции такие организации — революционные комитеты — создавались для осуществления программных требований большевистской партии 1.
Опыт организации ревкомов в эти годы был широко использован в канун непосредственной подготовки социалистической революции в России, когда в Петрограде и значительной части губернских и даже некоторых уездных городов {были созданы ревкомы. Они руководили формированием отрядов рабочих и их вооружением, организовывали охрану районов, наблюдение за общественным порядком, заботились о питании солдат и т. д. Ревкомы способствовали расширению союза демократических сил в условиях борьбы против общего врага — буржуазной контрреволюции, стремившейся установить военную диктатуру в стране. Таких ревкомов на территории страны было создано более 220.
Накануне социалистической революции, в период усиленной подготовки к вооруженному восстанию, при Советах по указанию ЦК РСДРП (б) создавались военно-революционные комитеты — боевые партийные и советские центры борьбы — штабы повстанческих отрядов, как назвал их В. И. Ленин2. Главной задачей ревкомов на этом этапе являлось решение военных вопросов.
1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 13, с. 320-г323.
2 См. там же, т. 34, с. 247.
10
В дни Октября круг выполнявшихся ревкомами задач значительно расширился, а главной из них становилось решение вопроса о власти.
В. И. Ленин рассматривал военно-революционные комитеты как полномочные, но беспартийные органы восстания, тесно связанные с широкими массами рабочих и солдат. Как вспоминает председатель Петроградского ВРК Н. И. Подвойский, в деятельности Петроградского военно-революционного комитета Ленин видел главную задачу в том, чтобы ревком «не уклонился от правильной большевистской позиции. Основное— победа восстания. Этой — и только этой — цели должен служить Военно-революционный комитет»
На долю первых штабов революции — Петроградского и Московского военно-революционных комитетов — выпала основная роль по руководству восстанием в октябре 1917 года. Аналогичные штабы по образцу центральных создавались и во многих других губернских и< уездных городах, а также в отдельных крупных селениях и станицах.
После победы вооруженного восстания в Петрограде партийные организации центра России, Урала, Поволжья, северных губерний страны, Сибири, Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья создают военно-революционные комитеты для защиты завоеваний революции. По приблизительным данным в период установления и упрочения Советской власти на местах было образовано всего около 600 военно-революционных комитетов 2.
Во всех городах и населенных пунктах страны, где была установлена Советская власть, в первые дни и недели ее существования военно-революционные комитеты играли весьма важную роль в защите завоеваний Октября, пресекая попытки контрреволюции свергнуть власть народа.
25 октября 1917 года, как только стало известно о победе революции в Петрограде, в Иваново-Вознесен-ске борьбу пролетариата за победу революции возглавил ревком, активную роль в котором сыграли Д. А. Фурманов, член партии большевиков с 1903 года Ф. Н. Самойлов. 26 октября установилась Советская власть в Уфе, здесь военно-революционным комитетом
1 Подвойский Н. И. Год 1917. М., 1958, с. 104.
2 См.: Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. М., 1977, с. 91.
руководил член партии большевиков с 1898 года А. Д. Цюрупа. В октябре Самарский Совет срочно избрал ревком во главе с членом партии большевиков с 1904 года В. В. Куйбышевым.
Большой вклад в дело революционной борьбы внес Эстонский военно-революционный комитет (председатель— И. В. Рабчинский). По призыву ВРК трудящиеся установили Советскую власть в городах Прибалтики — Ревеле, Пярну, Нарве.
Военно-революционные комитеты организовывали подавление мятежей местной буржуазии, осуществляли слом старой государственной машины, активно участвовали в создании нового, советского аппарата, способного проводить социалистические преобразования. Это и составляло программу их деятельности в социалистической революции, в период триумфального шествия Советской власти.
После победы вооруженных восстаний, несмотря на трудности борьбы с контрреволюцией, жестокий голод, который надвигался на Петроград и другие промышленные центры Республики, Советская власть сразу же приступила к реализации декретов II Всероссийского съезда Советов. Декреты о мире, о земле, о передаче всей власти Советам находили горячий отклик и поддержку рабочих и крестьян России, однако практическая реализация важнейших завоеваний социалистической революции чрезвычайно осложнилась в связи с империалистической интервенцией и начавшейся гражданской войной.
Коммунистическая партия в. этой обстановке вновь выступила за создание революционных комитетов. Это свидетельствовало о гибкости новых органов диктатуры пролетариата, изменявших свою структуру и функции в связи с изменением соотношения классовых сил, внутреннего и внешнего положения страны.
Однако при всех изменениях не менялось главное в существе этих государственных органов: ревкомы, как и Советы, являлись органами диктатуры пролетариата, Советской власти.
Если в годы первой русской революции партия при создании ревкомов ставила перед ними задачу проведения революционно-демократических преобразований в интересах избавления крестьянства от полицей-ско-чиновничьего и помещичьего гнета, то в период социалистической революции и гражданской войны ревкомы были призваны в первую очередь защитить завоеванную Советскую власть и укрепить ее, подавлять выступления буржуазно-помещичьей, кулацкой контрреволюции.
В обстановке гражданской войны ревкомы наделялись военными и широкими административно-хозяйственными полномочиями.
Начало организации ревкомов в Советской республике в годы гражданской войны в значительной степени связано непосредственно с выступлением белоче-хов в мае 1918 года. Ревкомы в этот период создавались в основном в восточных губернских и уездных городах. Первыми среди них были губернские революционные комитеты — Пензенский, Самарский, Казанский, а также многие уездные ревкомы — в Казанской губернии, например, они были образованы в 8 уездах. Ревкомы создавались также на крупных железнодорожных узлах — Владимирском, Белгородском, Курском, Узловском, Воронежском, Муромском, Уфимском, Самарском, Старо-Оскольском и других. Их деятельность была направлена на поддержание революционного порядка на железнодорожном транспорте.
В 1918 году ревкомы создаются в Крыму и на Украине в связи с наступлением здесь германских и австро-венгерских захватчиков. В Грузии революционные комитеты были созданы сразу после изгнания турецких войск.
Необходимость организации ревкомов возникала также из-за проникновения в Советы классово чуждых элементов. Член Московского городского районного комитета РКП (б) И. Е. Лазарев после участия в Арзамасской уездной партийной конференции в конце октября 1918 года обратился в ЦК РКП (б) с предложением разъяснить и определить права партийных и конституционных учреждений и дать разрешение на образование вместо них революционных организаций, облеченных полнотой власти для проведения тех или других мероприятий
Особые полномочия возлагались на органы государственной власти в борьбе с кулачеством. Для подавления кулацких мятежей создавались ревкомы в уездах и губерниях. Так, Крапивенский уездный ис-
1 См.: Переписка Секретариата ЦК РКП (б) с местными партийными организациями. М., 1969, т. 4, с. 378.
полком Тульской губернии 30 ноября 1918 года сообщал, что военно-революционный комитет создается в связи с объявлением военного положения в уезде, вызванного контрреволюционными выступлениями в Должинской, Нобелевской, Ломинцевской волостях.
Аналогичные причины лежали в основе организации ревкомов в 1918 году в Белоруссии. Возникли Минский губревком, Могилевский, Гомельский, Мо-зырьский, Быховский, Копыльский и многие другие уездные ревкомы.
Ревкомы Белоруссии восстанавливали Советскую власть на местах, проводили хозяйственные и социально-культурные мероприятия. Однако на первом этапе ревкомы действовали непродолжительное время и с избранием Советов в начале 1919 года ликвидировались.
Во второй половине октября 1918 года ревкомы действовали в тылу врага в округах Терской области иа Северном Кавказе. В это же время они возникали и в тылу у Колчака. Повсеместно ревкомы готовили население к восстанию против белогвардейской контрреволюции, отвлекали значительную часть ее сил от основных фронтов, придавали освободительной борьбе трудящихся масс целенаправленный характер.
В 1919 году значительная часть территории страны превратилась в огромную прифронтовую зону. В начале года усилилась борьба с контрреволюцией, возглавляемой Колчаком.
19 января 1919 года в Вятке — центре переднего края борьбы с колчаковцами — состоялось объединенное заседание Уральского областного Совета, областного комитета РКП (б), губернского комитета РКП (б) и исполкома, Вятского городского комитета РКП (б) и членов комиссии Совета Рабоче-Крестьянской Обороны, в состав которой входили Ф. Э. Дзержинский й И. В. Сталин. На этом заседании был рассмотрен вопрос об организации в губернии чрезвычайного органа Советской власти — ревкома. «Мы должны обеспечить себе силы,— отмечал, выступая на заседании, Ф. Э. Дзержинский,— нужен централизованный, созданный заблаговременно из небольшого числа товарищей аппарат».
Предложение Дзержинского нашло поддержку и у других ораторов. Было отмечено, что успешно бороться с контрреволюцией может лишь узкая, подвижная организация, какой и должен быть военно-революционный комитет.
Участники заседания предложили включить в состав ревкома представителей от губернского исполкома, областного Совета, губкома партии, от губчека, от окружного военного комиссариата. Выступавшие отметили, что в руках военно-революционного комитета Вятки должны быть сосредоточены все силы и средства и вместе с тем не должна приостанавливаться текущая работа советских органов. Было намечено создать в уездах по примеру губернского центра сеть революционных комитетов, вменить губревкому и уездревкомам поддерживать тесную связь с сельскими органами Советской власти. .
В феврале 1919 года ВЦИК сообщил об утверждении состава Вятского губревкома. В него вошли коммунисты от Вятского губернского и городского комитета РКП (б) П. П. Капустин, от областногд комитета РКП (б) и Совета рабочих и крестьянских депутатов А. Г. Белобородое, от губисполкома и исполкома Вятки С. А. Новоселов, от Уральского окружного военного комиссариата С. А. Анучин, от уездного комитета РКП (б) П. И. Малков. Председателем губревкома был назначен А. Г. Белобородое. Все они были активными участниками борьбы за утверждение власти Советов.
Задачи губревкома заключались в организации помощи Красной Армии, усилении борьбы с контрреволюцией, организации тыла для обороны, в своевременном проведении мобилизации, решении продовольственного вопроса, объединении деятельности партийных, советских и военных организаций «в смысле удовлетворения требований момента ввиду приближения фронта к губернии» 1.
Губревком руководил также организацией ревкомов на местах. В марте — мае 1919 года начали действовать Глазовский и Малмыжский уездные ревкомы, велась работа по организации ревкомов в Оханском и Осинском уездах. Всего в губернии в это время было образовано 9 уездных ревкомов.
Как отмечал в отчете инструктор политотдела реввоенсовета 3-й армии А. А. Данилевич, ревкомы были
1 Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), ф. 1235, оп. 94, д. 63, л. 241.
образованы в Юсовайской, Красовайской и других волостях.
Создание сети ревкомов в Вятской губернии позволило в срочном порядке решить ряд вопросов по организации обороны губернии, объединить все усилия в борьбе с контрреволюцией, оказать помощь сражавшимся войскам Красной Армии.
Исключительно тяжелая обстановка, связанная с активизацией действий контрреволюции, создалась в этот период в Нижнем Поволжье. Интервенты и белогвардейцы захватили Дон, Кубань, отрезали от центра действовавшую на юге 11-ю армию, которая отступала с Северного Кавказа на Астрахань. Необходимо было срочно укрепить тыл армии, и в первую очередь соз* дать такой авторитетный орган власти, который был бы наделен необходимыми военными и административно-хозяйственными полномочиями и мог оперативно объединить все силы для нанесения удара по врагу. Таким органом стал Астраханский военно-революционный комитет, созданный 25 февраля 1919 года на, совместном заседании руководителей губернских и городских партийных и советских организаций и реввоенсовета Каспийско-Кавказского фронта. Председателем ВРК был назначен член партии большевиков с 1904 года, участник революции 1905—1907 годов в Томске, руководитель Владикавказской организации большевиков, участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде С. М. Киров.
В начале 1919 года ревкомы создавались также во многих районах Украины — в тех, которые к лету этого года стали советскими. В январе 1919 года были образованы ревкомы в тылу врага. Так, в западных уездах Подольской губернии действовали 6 уездных, 49 волостных и 80 сельских ревкомов. Создавались ревкомы и в других губерниях республики. Повсеместно задачей их была подготовка вооруженных выступлений трудящихся масс против интервентов, организация партизанской борьбы в тылу врага.
И все же следует отметить, что организация ревкомов в течение 1918 года и в первой половине 1919-го не являлась повсеместной. Ревкомы создавались, как правило, в тыловых районах врага и в районах, где контрреволюция представляла особую угрозу существованию Советской власти.
Важную роль в деле дальнейшего строительства аппарата Советской власти в масштабе всей страны в условиях войны сыграл VIII съезд РКП (б), на котором в числе других вопросов были рассмотрены задачи партийного и советского строительства, усиления руководящей роли партии в массах. В. И. Ленин, партия требовали активнее вовлекать в государственный аппарат трудящиеся массы. Вместе с тем в условиях гражданской войны требовалась строгая централизация власти, превращение его в гибкий, мобильный, быстро действующий аппарат власти.
В. И. Ленин в «Очередных задачах Советской власти» писал о необходимости укрепления органов Советской власти, о том, что нет ничего глупее, как превращение Советов в нечто застывшее и самодовлеющее: «...мы должны стоять теперь за беспощадно твердую власть, за диктатуру отдельных лиц для onреде-ленных процессов работы...»1 Революционные комитеты по своему характеру и назначению и соответствовали в военных условиях именно такой «твердой власти».
Ленинские положения легли в основу законодательных актов о чрезвычайных органах Советской власти — революционных комитетах, которые имели к середине 1919 года уже почти годичный опыт работы. -Заметный вклад в разработку законодательных актов, на основе которых осуществлялось строительство советского аппарата власти, в частности ревкомов, внесли работники центральных партийных органов и советского государственного аппарата. Непосредственное участие в разработке многих декретов, положений, разъяснений по строительству ревкомов, и особенно Положения ВЦИК о ревкомах, принимали такие видные деятели партии, как участник Декабрьского вооруженного восстания 1905 года в Москве, член ЦК партии и Президиума ВЦИК, заместитель народного комиссара внутренних дел М. Ф. Владимирский, секретарь ЦК РКП (б) Н. Н. Крестинский, участница Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, секретарь ЦК партии Е. Д. Стасова, участница первой русской революции 1905—1907 годов и Октябрьской революции, секретарь СНК и СТО и одновременно секретарь В. И. Ленина Л. А. Фотиева, такие Видные
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 206.
деятели государства, как народный комиссар юстиции РСФСР Д. И. Курский, управляющий делами СНК В. Д. Бонч-Бруевич, многие сотрудники Народного комиссариата внутренних дел.
Впервые юридическое решение вопроса о строительстве чрезвычайных органов власти было отражено во «Временном положении СНК о Революционном комитете по управлению Киргизским краем», подписанном В. И. Лениным 10 июля 1919 года.
Этот декрет определял цели и задачи местных ревкомов: борьбу против внутренней контрреволюции и военной интервенции, создание условий для государственного, хозяйственного и культурного строительства в крае, подготовку Учредительного киргизского съезда Советов.
Вот некоторые положения декрета:
«1. Впредь до... объявления автономии Киргизского края учреждается для управления этим краем Революционный комитет, в котором сосредоточивается высшее военно-гражданское управление краем...
4. Ревкому непосредственно подчиняются все местные советские объединения и исполкомы с правом Ревкома реконструировать таковые...
6. Революционный комитет имеет целью: а) объединение и организацию всей советской деятельности в пределах Киргизского края, б) проведение в жизнь всех постановлений центральной Советской власти в соответствии быту, обычаю и условиям местного населения, в) контроль над деятельностью местных Советов, г) принятие всех мер к поднятию Киргизского края в хозяйственном и культурном отношениях, д) разрешение всех возникающих вопросов, имеющих чисто местное значение, е) составление проекта положения о киргизской автономии для представления на утверждение всеобщего съезда и ж) урегулирование отношений между Киргизским краем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Туркестанекой Советской республикой...
10. В аульные Советы депутатов в киргизских волостях избираются явившимся на съезд наличным составом избирателей на основе пропорционального представительства депутаты по расчету—1 депутат на каждые 50 человек населения...
11. Избирательным правом в киргизских аулах и волостях пользуются все граждане, достигшие 18-летнего возраста ко дню выборов, которые приписаны к данному аулу, и те неприписанные, которые имеют постоянное жительство в данном ауле или живут более одного года, за исключением торговцев-спекулянтов, эксплуатирующих киргизский народ, и активных агентов старого режима, зарекомендовавшихся ревностными проводниками его политики»1.
Этот декрет Совнаркома РСФСР имел важное историческое значение. Коренные народности отсталых окраин России впервые получали право самостоятельно решать свою судьбу, иметь свои органы власти, отвечающие интересам трудящихся масс.' Впервые в истории киргизский, казахский народы и другие национальности края согласно декрету получали право избирать и быть избранными в органы власти. Декрет СНК явился ярким свидетельством ленинской национальной политики, направленной на достижение истинного равноправия всех народов страны, он стал программным документом для строительства ревкомов в губерниях Казахстана, основой советского строительства в этом регионе.
Так, несмотря на тяжелую обстановку гражданской войны, заботились партия и правительство о правильном осуществлении принципов ленинской национальной политики, соблюдении программных положений Коммунистической партии о диктатуре пролетариата, равноправии наций, о пролетарском демократизме, важнейших принципов советской демократии, действительного народовластия.
В июле 1919 года по предложению работников Сибирского подполья Б. 3. Шумяцкого, Ф. Е. Орлова и члена Центросибири В. Д. Виленского был рассмотрен вопрос о создании при ЦК партии специального организационного центра, который бы взял в свои руки руководство предстоящим советским строительством в Сибири.
31 июля 1919 года СНК учредил в качестве временного органа комиссию по постановке советской работы в Сибири, в которую вошли член РВС 5-й армии И. Н. Смирнов, заместитель наркома внутренних дел М. Ф. Владимирский, член президиума Высшего совета народного хозяйства Г. И. Оппоков (Ломов), В. Д. Виленский и другие.
1 Декреты Советской власти. М., 1971, т. 5, с. 379—381.
Комиссия рекомендовала ВЦИК и СНК «положить в основу советского строительства в освобожденных районах Сибири чрезвычайные органы государственной власти — ревкомы», предлагалось создать областной Сибирский ревком. 27 августа 1919 года за подписью М. И. Калинина и А. С. Енукидзе было опубликовано постановление ВЦИК «Об организации гражданского управления в Сибири». В сентябре в Челябинске начал действовать Сибирский революционный комитет — Сибревком.
В постановлении ВЦИК отмечалось: «Сибирский революционный комитет существует на правах областного органа, коему подчинены все органы гражданского управления Сибири»
Однако в постановлении ничего не говорилось о правах, компетенции, обязанностях ревкома Сибири и принципах его управления низовыми организациями Советской власти. Жизнь выдвигала новые требования, расширялись связи Сибревкома с другими органами власти, изменялась его структура. К тому же ликвидация значительной части очагов контрреволюции, подрыв ее сил позволили усилить созидательную роль ревкомов. Все это вызывало необходимость уточнения отдельных положений постановления ВЦИК.
Забегая вперед, отметим, что в течение всего продолжительного существования Сибревкома (до 1925 года) неоднократно изменялись формы его деятельности, уточнялись отдельные функции. Было разработано новое «Положение о Сибирском ревкоме» (1920 год), постановление СНК РСФСР о внесении попра^ вок в Положение о Сибревкоме (август 1921 года) и другие документы.
Проект Положения о Сибревкоме был рассмотрен членами ревкома в мае 1920 года. 7 октября, после обсуждений проекта как на месте, так и в СНК в Политбюро ЦК, ряда поправок в определении статута Сибревкома, СНК принял к окончательному рассмотрению новое Положение о Сибирском революционном комитете, которое было подписано В. И. Лениным 12 октября 1920 года2.
1 Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 —декабрь 1925. Сб. док. Новосибирск, 1959, с. 29. 9 * ^ЛЬИЧ Ленин. Биографическая хроника. М., 1978,
В Положении определялись задачи, структура, функции, штаты, финансовая сторона деятельности Сибревкома. В частности, в разделах о задачах и правах ревкома и его составе указывалось: «Возложить на Сибирский революционный комитет (Сибревком) поддержание революционного порядка в Сибири и руководство всеми административно-хозяйственными органами Сибири и объединение их... Сибирский революционный комитет является высшим органом центральной власти РСФСР в Сибири... Все постановления и распоряжения Сибревкома обязательны к исполнению всеми местными советскими учреждениями Сибири... В состав Сибревкома входят с решающим голосом представители следующих комиссариатов: Высшего Совета Народного Хозяйства и Народных Комиссариатов: Продовольствия, Внутренних Дел, Труда, Земледелия, Рабоче-Крестьянской Инспекции, Путей Сообщения и Народного Комиссариата по военным делам... Председатель и члены Сибревкома утверждаются Советом Народных Комиссаров».
Финансовая сторона деятельности ревкома определялась следующим образом: «...Кредиты по утвержденным в общем порядке Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом сметам отпускаются Сибревкому на общем основании...»
В Положении обращалось особое внимание и на определение форм взаимосвязей Сибревкома и центральных органов Советской власти. В частности, говорилось: «...В своей деятельности Сибревком обязан руководствоваться общегосударственными хозяйственными планами и заданиями и соблюдать все постановления и распоряжения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров, Совета Труда и Обороны и отдельных комиссариатов, по отношению к которым Сибревком является органом исполнительным... Свои постановления и решения Сибревком сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету, Совету Народных Комиссаров и соответствующим Народным Комиссариатам»1.
В последовавшем затем постановлении СНК РСФСР Сибирский ревком наделялся дополнительны-
1 Сибревком, с. 53—54.
ми правами, определялись формы взаимоотношений представителей наркоматов, занятых на работе в Сибири, с революционными комитетами, расширялись функции ревкома в деле организации экономического управления.
Осенью 1919 года угроза со стороны Деникина нависла над столицей. В сентябре по указанию Совета Обороны республики в угрожаемой зоне Москва, Витебск, река Днепр, Чернигов, Воронеж, Тамбов, Шацк, Москва создаются чрезвычайные органы Советской власти — ревкомы. Постановление об их организации было подписано В. И. Лениным. В этом постановлении, в частности, отмечалось:
«...2) Весь этот район объявить на военном положении.
3) Учредить в означенном районе губернские и уездные ревкомы, а также ревкомы в крупных населенных пунктах, на больших железнодорожных станциях и т. п. в составе трех представителей местной Советской власти, из которых один должен быть военный комиссар. На эти ревкомы возложить организацию упорной обороны соответственных районов.
4) Указанный в настоящем приказе район подчинить Реввоенсовету Республики»1.
И хотя в постановлении ничего не говорилось о таких важных вопросах, как взаимоотношения с партийными и военными органами, штаты, структура и т. д.; оно легло в основу строительства чрезвычайного аппарата Советской власти в центральных районах Республики в начале осени 1919 года.
Через два дня, 26 сентября 1919 года, заседание исполкома Московского губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов назначило состав Московского губернского революционного комитета. В постановлении губисполкома говорилось:
«1) Объявить Московскую губернию на военном положении.
2) Для общего руководства борьбой с врагами революции, для защиты рабочих и крестьян от белогвардейских происков учредить Губернский революционный комитет, которому предоставляются широкие пол-
1 Московские большевики на защите советской столицы в 1919 году. Сборник документов. М., 1947, с. 59.
номочия по проведению в жизнь всех необходимых военных мероприятий»
В состав Московского губревкома вошли член агитационно-организационного отдела губернского бюро РКП (б) В. Л. Сорин (председатель), член партии большевиков с 1905 года, участник Декабрьского вооруженного восстания в Москве, председатель Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, член ВЦИК, областной партийной контрольной комиссии и президиума Моссовета С. И. Полидоров, член Московского окружного комитета РКП (б) губернский военком М. И. Минков и другие. Губревком подчинялся непосредственно Комитету Обороны Москвы и Реввоенсовету Республики.
Вскоре вступило в силу решение Московского губревкома об организации революционных комитетов в уездах и волостях губернии. Председателю губревкома В. Л. Сорину поручалось срочно разработать инструкцию по организации системы ревкомов в уездах Подмосковья.
Следует отметить, что в Положении о ревкомах Московской губернии довольно подробно разъяснялись задачи и функции ревкомов, однако мало обращалось внимания на взаимосвязь ревкомов с военными и партийными губернскими и республиканскими органами, не раскрывалась сущность ревкомов как чрезвычайных органов власти, их подотчетность и т. д. Тем не менее Положение явилось важным документом, включавшим исходные начала организации ревкомов в центре страны. Многие его разделы были в последующем обобщены и конкретизированы в Положении ВЦИК и Совета Обороны о революционных комитетах от 24 октября 1919 года.
За короткое время (конец сентября — начало октября 1919 года) только в Московской губернии, по нашим приблизительным подсчетам, были созданы 1 губернский, 17 уездных, около 60 сельских революционных комитетов, в Рязанской губернии —12 уездных ревкомов. Всего в уездах промышленного центра Советской республики было образовано около 10 губернских и более 100 уездных революционных комитетов.
1 Московские большевики на защите советской столицы в 1919 году, с. 49; Архив Московского областного комитета и Московского городского комитета КПСС (Архив МК и МГК КПСС), ф. 2, on. 1, д. 22, л. 3.
--->>>